Комплексная оценка социально-экономического развития региона
Основной целью является определение возможности решения текущих и долгосрочных задач социального и хозяйственного развития на основе внутренних резервов и источников экономического роста и эффективности мер, предпринимаемых Правительством Российской Федерации и руководящими органами субъектов федерации по реализации социально-экономической политики.
состоят в следующем:
— учет важнейших составляющих уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;
— системность оценки, предполагающая отслеживание взаимосвязей базовых показателей и использование упорядоченной структуры частных и интегральных характеристик регионального развития;
— обеспечение репрезентативности показателей для оценки основных аспектов социально-экономического развития;
— наибольшая адаптация системы используемых индикаторов к возможностям существующей статистической отчетности;
— соответствие системы индикаторов задачам мониторинга и прогнозирования экономического и социального развития регионов.
Перечислим .
(с учетом паритета покупательной способности) на душу населения определяется как отношение валового регионального продукта (VRP) к численности населения (PPL), то есть показателя валового регионального продукта на душу населения, деленное на коэффициент уровня покупательной способности (KPAR).
ВРП рассчитывается как в текущих основных и рыночных ценах (номинальный ВРП), так и в сопоставимых ценах (реальный ВРП). Расчеты ВРП проводятся территориальными комитетами государственной статистики по методикам, централизованно разработанным и утвержденным Госкомстатом России.
По своему экономическому содержанию ВРП является весьма близким Валовому внутреннему продукту (ВВП), но они не тождественны.
определяется как отношение объема инвестиций за счет всех источников финансирования к численности населения (PPL), деленное на коэффициент удорожания капитальных затрат (CAP).
Объем инвестиций в основной капитал на душу населения характеризует инвестиционный климат и уровень инвестиционной активности в регионе. Другими словами, данный показатель характеризует предпосылки экономического развития субъекта РФ.
(VTO) определяется как отношение суммарного объема экспорта (ЭХ) и импорта (IM) к численности населения (PPL).
(с учетом паритета покупательной способности) на душу населения определяется как отношение показателя финансовой обеспеченности региона (как доходы региона с учетом взаиморасчетов с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами региона) (DREG) к численности населения (PPL), деленное на коэффициент уровня покупательной способности (KPAR).
Финансовая обеспеченность региона рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями по составлению финансовых балансов субъектов Российской Федерации, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 21 апреля 1999 г. № 199.
(без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в общей среднесписочной численности работников, занятых на предприятиях и организациях определяется как отношение численности занятых на малых предприятиях к численности занятых в экономике.
(в процентах к экономически активному населению) находят как отношение численности зарегистрированных безработных к численности занятых в экономике.
находят как отношение величины среднедушевых денежных доходов населения региона к величина среднедушевого прожиточного минимума.
в общей численности населения определяется как отношение населения, живущего за чертой бедности к общей численности населения региона.
, общественного питания и платных услуг в расчете (с учетом паритета покупательной способности) на душу населения определяется как отношение суммы объема розничного товарооборота и объема платных услуг, к уровню покупательной способности.
(по остаточной балансовой стоимости в среднегодовом исчислении полной балансовой стоимости с учетом степени удорожания капитальных затрат) на душу населения определяются как отношение основных фондов отраслей экономики (OPF) к численности населения (PPL) деленное на районный коэффициент степени удорожания капитальных затрат (ICAP).
(коэффициент Энгеля) определяется как отношение плотности автодорог к корню квадратному от плотности населения. В свою очередь плотность населения определяется как отношение среднегодовой численности населения к площади территории, а плотность автодорог вычисляется как отношение протяженности автодорог к площади территории.
, рассчитываемый на основе четырех первичных индикаторов:
— обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями (мест на 1000 детей дошкольного возраста);
— выпуск специалистов высшими и государственными средними учебными заведениями (чел. на 10 тыс. чел. населения);
— обеспеченность населения амбулаторно-поликлиническими учреждениями (посещений в смену на 10 тыс. чел. населения);
— обеспеченность врачами и средним медицинским персоналом (чел. на 10 тыс. чел. населения).
Среднее значение инвестиций на душу населения
Как и в случае с отношением инвестиций к ВРП, данный показатель позволяет оценить воздействие инвестиционного процесса на региональное хозяйство. Действительно, оба показателя учитывают существование объективной зависимости между объемами привлекаемых инвестиций и масштабами региональной экономики. Все инвестиции с некоторой долей условности можно разделить на инвестиции, направленные на поддержание существующего уровня экономического развития (т, е. на воспроизводство существующих основных фондов), и инвестиции, направленные на расширение производства. Соответственно, для поддержания сложившегося уровня экономического развития более развитые регионы должны иметь и больший объем инвестиций в основной капитал. В то же время расчет потоков инвестиций на душу населения имеет большее значение для анализа воздействия на социальную сферу (например, через капиталовложения в объекты социальной инфраструктуры либо косвенно через инвестиции в новое производство, способное обеспечить повышение средних доходов населения и дополнительные поступления в бюджет). Однако следует помнить, что увеличение инвестиций в расчете на одного занятого может быть связано не только с повышением технической вооруженности рабочих и ростом производительности их труда, но и сокращением занятости на предприятиях. Кроме того, в масштабах всей региональной экономики увеличение инвестиций может означать лишь повышение удельного веса не самых современных капиталоемких отраслей.
Отраслевая структура представляет, пожалуй, наибольший интерес при анализе инвестиций в основной капитал, так как позволяет оценить происходящие в региональной экономике структурные сдвиги. Росстат/Гос-комстат публикует структуру инвестиций в разбивке по 9 отраслям экономики: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, торговля и общественное питание, а также оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения, жилищное хозяйство, здравоохранение и образование. Кроме того, можно легко определить суммарную долю остальных отраслей. Главным недостатком такой разбивки является отсутствие данных о капиталовложениях в отдельные отрасли промышленности. Таким образом, можно предложить следующий примерный план оценки отечественных инвестиций в регионе:
1) анализ общих черт инвестиционного процесса по данным Росстата/Госкомстата;
2) сопоставление индексов физического объема инвестиций в основной капитал с изменениями в структуре капиталовложений (по разным основаниям классификации) с целью выявления сфер наибольшего роста (спада) инвестиционной активности;
3) привлечение дополнительной информации (региональной статистики, данных по крупным инвестиционным проектам) для конкретизации региональной специфики инвестиционного процесса.
Оценка иностранных инвестиций
Росстат/Госкомстат в региональном разрезе ежегодно публикует сведения о поступлении в экономику прямых, портфельных и прочих иностранных инвестиций. Все капиталовложения в разных валютах, включая рублевые инвестиции, пересчитываются в доллары США. При этом статистические данные по каждому из трех показателей не в полной мере отражают реальный процесс иностранного инвестирования.
Прежде всего следует отметить условность критерия разделения зарубежных инвестиций на прямые и портфельные. По определению, прямые иностранные инвестиции — это капиталовложения, позволяющие оказывать устойчивое влияние на деятельность предприятия в другой стране. В классическом случае данная формулировка означает, что на руках у инвестора находится 50 % голосующих акций плюс одна акция. В реальных условиях распыленности акционерного капитала достаточно владеть значительно меньшей долей акций, чтобы получить место в совете директоров или наблюдательном совете компании.
В каждой фирме разная доля в акционерном капитале позволяет участвовать в управлении, однако статистические ведомства разных стран и международных организаций для отнесения капиталовложений к прямым инвестициям выбирают некоторый общий процентный порог. В России с 1999 г. к прямым инвестициям относятся капиталовложения, позволяющие приобрести доли участия в акционерном капитале фирмы, превышающие 10 %(согласно ФЗ – 160-ФЗ). Во многих странах долгие годы использовались другие процентные пороги. Однако с начала 90-х гг. наблюдается процесс унификации показателя.
Формально к портфельным инвестициям в статистике Росстата/Госкомстата относятся средства, направленные на покупку акций, паев, облигаций, векселей и других долговых ценных бумаг, если они составляют менее 10 % в уставном капитале организации, получающей эти инвестиции. Из-за неразвитости фондового рынка в России размеры поступлений в страну иностранных портфельных инвестиций на порядок меньше привлекаемых прямых капиталовложений.
В целом по стране разрыв между притоком прямых и портфельных иностранных инвестиций составил в 2003 г. 17 раз, в 2002г. 8,5 раза, в 2001 г. 8,8 раза, в 2000 г. более чем 30 раз и т. д.
Особую проблему при анализе инвестиционного процесса в регионах составляют «прочие» иностранные инвестиции. В основном к ним относятся различные торговые кредиты зарубежных контрагентов, кредиты правительств иностранных государств, банковские вклады. Этот вид инвестиций представлен преимущественно краткосрочными капиталовложениями (так как, например, долгосрочные кредиты зарубежных материнских компаний своим дочерним фирмам в России, согласно международной практике, относятся к прямым иностранным инвестициям). Соответственно «прочие» иностранные инвестиции характеризуют не столько инвестиционные возможности региона, сколько интенсивность его внешнеторговых контактов.
Несмотря на сравнительно малое значение «прочих» инвестиций для диагностики экономики региона, стоит удержаться от ошибки сопоставления российских регионов по величине соотношения прямых, портфельных и прочих иностранных капиталовложений. Низкая доля прямых инвестиций не является негативным фактом.
Изучение страновой принадлежности иностранных капиталовложений является важным элементом оценки инвестиционного процесса в регионе. К концу 2003 г. лидером но накопленным в России прямым иностранным капиталовложениям был маленький Кипр, опередивший таких традиционных инвестиционных партнеров, как США, Германия, Великобритания и Нидерланды. Объем накопленных кипрских прямых инвестиций достиг 5,04 млрд долл. (доля Кипра составила 19,3 %). В первую десятку попали также крошечные Виргинские (Брит.) Острова с накопленной суммой прямых инвестиций в 718 млн долл. (что заметно превышает прямые капиталовложения в России фирм из Японии, Швеции, Финляндии и Швейцарии, также входящих в первую десятку).
Вторую десятку стран — прямых инвесторов в России (по данным на конец 2002 г.) образуют Франция, Ирландия, Люксембург, Италия. Австрия, Бельгия, Республика Корея, Дания, Китай (включая Сянган) и Испания 97 .
Очевидно, что почти все кипрские и виргинские капиталы на самом деле являются российскими реинвестициями.
Вне зависимости от используемых показателей для оценки поступающих в региональную экономику иностранных инвестиций (их совокупный приток, поступление прямых и портфельных капиталовложений оценка роли инвестиций в основной капитал организаций с участием иностранного капитала), возникает проблема больших колебаний притока инвестиций из-за рубежа в регион год от года.
Для оценки относительной привлекательности региональной экономики целесообразно рассчитывать средний за несколько лет приток иностранных инвестиций в расчете на душу населения.
Таким образом, схематический план оценки процесса зарубежного инвестирования в регионе можно представить:
1) анализ инвестиционной привлекательности региона на общероссийском фоне с использованием статистических сведений Росстата/Гос-комстата о различных видах иностранных капиталовложений и инвестиций совместных предприятий;
2) выявление основных черт процесса зарубежного инвестирования внутри региона на базе региональных статистических данных, в том числе на основе данных о территориальном размещении предприятий с иностранным участием;
3) формулирование окончательных выводов о процессе зарубежного инвестирования в регионе и его перспективах на основе комплексного анализа результатов, полученных при оценке разных видов информации.
Инвестиции в основной капитал на душу населения в 2006 году,
При этом наиболее высокие темпы роста инвестиций были в Дальневосточном федеральном округе, где они выросли более чем в два раза (табл. 7). Достаточно высокие темпы роста инвестиций за анализируемый период показали также Северо-Западный и Уральский федеральный округ. Темпы роста инвестиций ниже среднероссийского уровня имели три федеральных округа – Центральный, Южный и Приволжский. При этом индекс физического объема инвестиций Дальневосточного округа за анализируемый период превышает соответствующий индекс Центрального округа в 1,41 раза.
Таким образом, по показателю инвестиций в основной капитал на душу населения наблюдается более высокая дифференциация между федеральными округами, чем по показателю индекса физического объема инвестиций. Оценивая ситуацию в целом, мы вряд ли можем говорить о наличии чрезмерно высокой дифференциации инвестиционной деятельности в разрезе федеральных округов.
Данный вывод, однако, не позволяет говорить о равномерном развитии всех территорий РФ. Федеральные округа являются крупными территориальными единицами и их показатели нивелируют существующие резкие различия между основными административно-территориальными единицами современной России – субъектами Федерации. Так без учета автономных округов первое место в РФ по инвестициям в основной капитал на душу населения в 2006 году занимала Сахалинская область с показателем 250173 рублей, а последнее, без учета национальных республик, – Брянская область с показателем 8285 руб. В данном случае коэффициент дифференциации составляет 30,2 раза.
Масштабы инвестиционной деятельности существенно различаются и между регионами, входящими в один федеральный округ. Так в Дальневосточный федеральный округ наряду с Сахалинской областью входит и Приморский край, инвестиции у которого составляют 17211 руб. на душу населения. В Северо-Западном федеральном округе два соседних региона Ленинградская и Псковская области имеют инвестиции на душу населения 74714 руб. и 10363 руб. соответственно, т.е. различаются в 7,2 раза.
Территориальная структура инвестиций во многом является следствием их отраслевой структуры. Так для Сахалинской области при общем объеме отгруженных товаров по двум видам экономической деятельности – добыча полезных ископаемых и обрабатывающие производства, равным в 2006 году 70728 млн. руб., удельный вес добывающей промышленности составил 82,0%. Для Приморского края этот показатель составляет лишь 14,4%.
Таким образом, сырьевая специализация экономики России во многом определяет и территориальную структуру инвестиций. Подавляющее большинство регионов лидирующих по показателю среднедушевых инвестиций специализируются на топливной промышленности или же на черной и цветной металлургии. К числу немногих исключения относятся Москва и Ленинградская область.
Для оценки перспектив развития инвестиционной сферы необходимо выполнить анализ структуры инвестиций по источникам финансирования (см. табл. 9).
Таблица 9
Дата добавления: 2015-06-17 ; просмотров: 1522 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источники: http://www.ekonomika-st.ru/ekonomika/reg-ekonomika/reg-ekonomika-1.html, http://studfiles.net/preview/1772995/page:4/, http://helpiks.org/3-87148.html
Источник: