Среднее значение инвестиций на душу населения

Комплексная оценка социально-экономического развития региона

Основной целью является определение возможности решения текущих и долгосрочных задач социального и хозяйственного развития на основе внутренних резервов и источников экономического роста и эффективности мер, предпринимаемых Правительством Российской Федерации и руководящими органами субъектов федерации по реализации социально-экономической политики.

состоят в следующем:

— учет важнейших составляющих уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;
— системность оценки, предполагающая отслеживание взаимосвязей базовых показателей и использование упорядоченной структуры частных и интегральных характеристик регионального развития;
— обеспечение репрезентативности показателей для оценки основных аспектов социально-экономического развития;
— наибольшая адаптация системы используемых индикаторов к возможностям существующей статистической отчетности;
— соответствие системы индикаторов задачам мониторинга и прогнозирования экономического и социального развития регионов.

Перечислим .

(с учетом паритета покупательной способности) на душу населения определяется как отношение валового регионального продукта (VRP) к численности населения (PPL), то есть показателя валового регионального продукта на душу населения, деленное на коэффициент уровня покупательной способности (KPAR).

ВРП рассчитывается как в текущих основных и рыночных ценах (номинальный ВРП), так и в сопоставимых ценах (реальный ВРП). Расчеты ВРП проводятся территориальными комитетами государственной статистики по методикам, централизованно разработанным и утвержденным Госкомстатом России.

По своему экономическому содержанию ВРП является весьма близким Валовому внутреннему продукту (ВВП), но они не тождественны.

определяется как отношение объема инвестиций за счет всех источников финансирования к численности населения (PPL), деленное на коэффициент удорожания капитальных затрат (CAP).

Объем инвестиций в основной капитал на душу населения характеризует инвестиционный климат и уровень инвестиционной активности в регионе. Другими словами, данный показатель характеризует предпосылки экономического развития субъекта РФ.

(VTO) определяется как отношение суммарного объема экспорта (ЭХ) и импорта (IM) к численности населения (PPL).

(с учетом паритета покупательной способности) на душу населения определяется как отношение показателя финансовой обеспеченности региона (как доходы региона с учетом взаиморасчетов с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами региона) (DREG) к численности населения (PPL), деленное на коэффициент уровня покупательной способности (KPAR).

Финансовая обеспеченность региона рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями по составлению финансовых балансов субъектов Российской Федерации, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 21 апреля 1999 г. № 199.

(без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в общей среднесписочной численности работников, занятых на предприятиях и организациях определяется как отношение численности занятых на малых предприятиях к численности занятых в экономике.

(в процентах к экономически активному населению) находят как отношение численности зарегистрированных безработных к численности занятых в экономике.

находят как отношение величины среднедушевых денежных доходов населения региона к величина среднедушевого прожиточного минимума.

в общей численности населения определяется как отношение населения, живущего за чертой бедности к общей численности населения региона.

, общественного питания и платных услуг в расчете (с учетом паритета покупательной способности) на душу населения определяется как отношение суммы объема розничного товарооборота и объема платных услуг, к уровню покупательной способности.
(по остаточной балансовой стоимости в среднегодовом исчислении полной балансовой стоимости с учетом степени удорожания капитальных затрат) на душу населения определяются как отношение основных фондов отраслей экономики (OPF) к численности населения (PPL) деленное на районный коэффициент степени удорожания капитальных затрат (ICAP).

Читайте также  Использование иностранных инвестиций в китае

(коэффициент Энгеля) определяется как отношение плотности автодорог к корню квадратному от плотности населения. В свою очередь плотность населения определяется как отношение среднегодовой численности населения к площади территории, а плотность автодорог вычисляется как отношение протяженности автодорог к площади территории.

, рассчитываемый на основе четырех первичных индикаторов:

— обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями (мест на 1000 детей дошкольного возраста);
— выпуск специалистов высшими и государственными средними учебными заведениями (чел. на 10 тыс. чел. населения);
— обеспеченность населения амбулаторно-поликлиническими учреждениями (посещений в смену на 10 тыс. чел. населения);
— обеспеченность врачами и средним медицинским персоналом (чел. на 10 тыс. чел. населения).

Среднее значение инвестиций на душу населения

Как и в случае с отношением инвестиций к ВРП, данный показатель позволяет оценить воздействие инвестиционного процесса на региональ­ное хозяйство. Действительно, оба показателя учитывают существование объективной зависимости между объемами привлекаемых инвестиций и масштабами региональной экономики. Все инвестиции с некоторой долей условности можно разделить на инвестиции, направленные на поддержа­ние существующего уровня экономического развития (т, е. на воспроиз­водство существующих основных фондов), и инвестиции, направленные на расширение производства. Соответственно, для поддержания сложив­шегося уровня экономического развития более развитые регионы должны иметь и больший объем инвестиций в основной капитал. В то же время расчет потоков инвестиций на душу населения имеет большее значение для анализа воздействия на социальную сферу (например, через капитало­вложения в объекты социальной инфраструктуры либо косвенно через инвестиции в новое производство, способное обеспечить повышение средних доходов населения и дополнительные поступления в бюджет). Однако следует помнить, что увеличение инвестиций в расчете на одного занятого может быть связано не только с повышением технической воору­женности рабочих и ростом производительности их труда, но и сокращени­ем занятости на предприятиях. Кроме того, в масштабах всей региональной экономики увеличение инвестиций может означать лишь повышение удель­ного веса не самых современных капиталоемких отраслей.

Отраслевая структура представляет, пожалуй, наибольший интерес при анализе инвестиций в основной капитал, так как позволяет оценить происходящие в региональной экономике структурные сдвиги. Росстат/Гос-комстат публикует структуру инвестиций в разбивке по 9 отраслям эконо­мики: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, торговля и общественное питание, а также оптовая торговля про­дукцией производственно-технического назначения, жилищное хозяйство, здравоохранение и образование. Кроме того, можно легко определить суммарную долю остальных отраслей. Главным недостатком такой раз­бивки является отсутствие данных о капиталовложениях в отдельные от­расли промышленности. Таким образом, можно предложить сле­дующий примерный план оценки отечественных инвестиций в регионе:

1) анализ общих черт инвестиционного процесса по данным Росстата/Госкомстата;

2) сопоставление индексов физического объема инвестиций в основной капитал с изменениями в структуре капиталовложений (по разным основаниям классификации) с целью выявления сфер наибольшего роста (спада) инвестиционной активности;

3) привлечение дополнительной информации (региональной статистики, данных по крупным инвестиционным проектам) для конкретизации региональной специфики инвестиционного процесса.

Оценка иностранных инвестиций

Росстат/Госкомстат в региональном разрезе ежегодно публикует све­дения о поступлении в экономику прямых, портфельных и прочих ино­странных инвестиций. Все капиталовложения в разных валютах, включая рублевые инвестиции, пересчитываются в доллары США. При этом стати­стические данные по каждому из трех показателей не в полной мере отра­жают реальный процесс иностранного инвестирования.

Прежде всего следует отметить условность критерия разделения зарубежных инвестиций на прямые и портфельные. По определению, прямые иностранные инвестиции — это капиталовложения, позволяю­щие оказывать устойчивое влияние на деятельность предприятия в дру­гой стране. В классическом случае данная формулировка означает, что на руках у инвестора находится 50 % голосующих акций плюс одна ак­ция. В реальных условиях распыленности акционерного капитала доста­точно владеть значительно меньшей долей акций, чтобы получить место в совете директоров или наблюдательном совете компании.

Читайте также  Рентабельность предприятия формула с инвестицией

В каждой фирме разная доля в акционерном капитале позволяет уча­ствовать в управлении, однако статистические ведомства разных стран и международных организаций для отнесения капиталовложений к прямым инвестициям выбирают некоторый общий процентный порог. В России с 1999 г. к прямым инвестициям относятся капиталовложения, позволяю­щие приобрести доли участия в акционерном капитале фирмы, превы­шающие 10 %(согласно ФЗ – 160-ФЗ). Во многих странах долгие годы использовались другие процентные пороги. Однако с начала 90-х гг. наблюдается процесс унифи­кации показателя.

Формально к портфельным инвестициям в статистике Росстата/Госкомстата относятся средства, направленные на покупку акций, паев, обли­гаций, векселей и других долговых ценных бумаг, если они составляют менее 10 % в уставном капитале организации, получающей эти инвести­ции. Из-за неразвитости фондового рынка в России размеры поступлений в страну иностранных портфельных инвестиций на порядок меньше при­влекаемых прямых капиталовложений.

В целом по стране разрыв между притоком прямых и портфельных иностранных инвестиций составил в 2003 г. 17 раз, в 2002г. 8,5 раза, в 2001 г. 8,8 раза, в 2000 г. более чем 30 раз и т. д.

Особую проблему при анализе инвестиционного процесса в регионах составляют «прочие» иностранные инвестиции. В основном к ним от­носятся различные торговые кредиты зарубежных контрагентов, кредиты правительств иностранных государств, банковские вклады. Этот вид инве­стиций представлен преимущественно краткосрочными капиталовложения­ми (так как, например, долгосрочные кредиты зарубежных материнских компаний своим дочерним фирмам в России, согласно международной практике, относятся к прямым иностранным инвестициям). Соответствен­но «прочие» иностранные инвестиции характеризуют не столько инвести­ционные возможности региона, сколько интенсивность его внешнеторго­вых контактов.

Несмотря на сравнительно малое значение «прочих» инвести­ций для диагностики экономики региона, стоит удержаться от ошиб­ки сопоставления российских регионов по величине соотношения прямых, портфельных и прочих иностранных капиталовложений. Низкая доля прямых инвестиций не является негативным фактом.

Изучение страновой принадлежности иностранных капиталовложе­ний является важным элементом оценки инвестиционного процесса в ре­гионе. К концу 2003 г. лидером но накопленным в России прямым ино­странным капиталовложениям был маленький Кипр, опередивший таких традиционных инвестиционных партнеров, как США, Германия, Велико­британия и Нидерланды. Объем накопленных кипрских прямых инвестиций достиг 5,04 млрд долл. (доля Кипра составила 19,3 %). В первую десятку попали также крошечные Виргинские (Брит.) Острова с накопленной сум­мой прямых инвестиций в 718 млн долл. (что заметно превышает прямые капиталовложения в России фирм из Японии, Швеции, Финляндии и Швейцарии, также входящих в первую десятку).

Вторую десятку стран — прямых инвесторов в России (по данным на конец 2002 г.) образуют Франция, Ирландия, Люксембург, Италия. Австрия, Бельгия, Республика Корея, Дания, Китай (включая Сянган) и Испания 97 .

Очевидно, что почти все кипрские и виргинские капиталы на самом деле являются российскими реинвестициями.

Вне зависимости от используемых показателей для оценки посту­пающих в региональную экономику иностранных инвестиций (их сово­купный приток, поступление прямых и портфельных капиталовложений оценка роли инвестиций в основной капитал организаций с участием ино­странного капитала), возникает проблема больших колебаний притока инвестиций из-за рубежа в регион год от года.

Для оценки относительной привлекательности региональной экономики целесообразно рассчитывать средний за несколько лет приток иностранных инвестиций в расчете на душу населения.

Читайте также  Достоинства динамических методов оценки инвестиций

Таким образом, схематический план оценки процесса зарубежного инвестирования в регионе можно представить:

1) анализ инвестиционной привлекательности региона на общероссий­ском фоне с использованием статистических сведений Росстата/Гос-комстата о различных видах иностранных капиталовложений и инве­стиций совместных предприятий;

2) выявление основных черт процесса зарубежного инвестирования внутри региона на базе региональных статистических данных, в том числе на основе данных о территориальном размещении предприятий с иностранным участием;

3) формулирование окончательных выводов о процессе зарубежного инвестирования в регионе и его перспективах на основе комплекс­ного анализа результатов, полученных при оценке разных видов информации.

Инвестиции в основной капитал на душу населения в 2006 году,

При этом наиболее высокие темпы роста инвестиций были в Дальневосточном федеральном округе, где они выросли более чем в два раза (табл. 7). Достаточно высокие темпы роста инвестиций за анализируемый период показали также Северо-Западный и Уральский федеральный округ. Темпы роста инвестиций ниже среднероссийского уровня имели три федеральных округа – Центральный, Южный и Приволжский. При этом индекс физического объема инвестиций Дальневосточного округа за анализируемый период превышает соответствующий индекс Центрального округа в 1,41 раза.

Таким образом, по показателю инвестиций в основной капитал на душу населения наблюдается более высокая дифференциация между федеральными округами, чем по показателю индекса физического объема инвестиций. Оценивая ситуацию в целом, мы вряд ли можем говорить о наличии чрезмерно высокой дифференциации инвестиционной деятельности в разрезе федеральных округов.

Данный вывод, однако, не позволяет говорить о равномерном развитии всех территорий РФ. Федеральные округа являются крупными территориальными единицами и их показатели нивелируют существующие резкие различия между основными административно-территориальными единицами современной России – субъектами Федерации. Так без учета автономных округов первое место в РФ по инвестициям в основной капитал на душу населения в 2006 году занимала Сахалинская область с показателем 250173 рублей, а последнее, без учета национальных республик, – Брянская область с показателем 8285 руб. В данном случае коэффициент дифференциации составляет 30,2 раза.

Масштабы инвестиционной деятельности существенно различаются и между регионами, входящими в один федеральный округ. Так в Дальневосточный федеральный округ наряду с Сахалинской областью входит и Приморский край, инвестиции у которого составляют 17211 руб. на душу населения. В Северо-Западном федеральном округе два соседних региона Ленинградская и Псковская области имеют инвестиции на душу населения 74714 руб. и 10363 руб. соответственно, т.е. различаются в 7,2 раза.

Территориальная структура инвестиций во многом является следствием их отраслевой структуры. Так для Сахалинской области при общем объеме отгруженных товаров по двум видам экономической деятельности – добыча полезных ископаемых и обрабатывающие производства, равным в 2006 году 70728 млн. руб., удельный вес добывающей промышленности составил 82,0%. Для Приморского края этот показатель составляет лишь 14,4%.

Таким образом, сырьевая специализация экономики России во многом определяет и территориальную структуру инвестиций. Подавляющее большинство регионов лидирующих по показателю среднедушевых инвестиций специализируются на топливной промышленности или же на черной и цветной металлургии. К числу немногих исключения относятся Москва и Ленинградская область.

Для оценки перспектив развития инвестиционной сферы необходимо выполнить анализ структуры инвестиций по источникам финансирования (см. табл. 9).

Таблица 9

Дата добавления: 2015-06-17 ; просмотров: 1522 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источники: http://www.ekonomika-st.ru/ekonomika/reg-ekonomika/reg-ekonomika-1.html, http://studfiles.net/preview/1772995/page:4/, http://helpiks.org/3-87148.html

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто