Управление инвестициями в сельские территории

Инвестиционное развитие территории

Одним из основных условий интенсивного социально-экономического развития территории муниципальных образований является активизация инвестиционной деятельности. Инвестиционное развитие территории становится основной задачей органов власти при решении вопросов повышения уровня и качества жизни населения.

Органы власти муниципального образования обладают реальными возможностями влиять на инвестиционный климат территории посредством создания современной инвестиционной инфраструктуры и улучшения имиджа территории.

Как показывает практика, эффективным инструментом в данном случае является инвестиционный паспорт муниципального образования, рассчитанный на привлечение потенциальных инвесторов.

Основанием для разработки инвестиционного паспорта территории муниципального образования является необходимость решения органами местного самоуправления своих полномочий в соответствии с положениями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федеральным законом от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и иными нормативно-правовыми актами.

Инвестиционный паспорт территории муниципального образования представляет собой комплексный информационный бюллетень, содержащий данные об инвестиционном климате на территории муниципального образования. Инвестиционный паспорт демонстрирует инвестору основные возможности территории, ее привлекательность, а также будущие перспективы ее развития с учетом реализации органами власти различных мероприятий по улучшению инвестиционного климата. Структура и содержание инвестиционного паспорта территории формируются с учетом необходимости обеспечения тесного контакта между потенциальными инвесторами и органами местного самоуправления.

Инвестиционный паспорт территории муниципального образования разрабатывается с целью создания благоприятного инвестиционного климата и развития территории за счет обеспечения необходимых условий для инвестирования, а также минимизации инвестиционных рисков.

Задачами инвестиционного паспорта являются:

  • — предоставление заинтересованным российским и иностранным инвесторам возможности полного ознакомления со всеми условиях осуществления инвестиционной деятельности на территории муниципального образования;
  • — ускорение процесса принятия частными инвесторами решений о направлении инвестиций, связанных со строительством инвестиционных объектов на территории муниципального образования;
  • — повышение уровня информированности об инвестиционном потенциале территории муниципального образования, как в настоящее время, так и в будущем при условии реализации органами власти мероприятий по развитию инфраструктуры;
  • — создание условий эффективного сотрудничества органов местного самоуправления, органов государственной власти и потенциальных частных инвесторов.

Инвестиционный паспорт территории муниципального образования разрабатывается на основе комплексного анализа стратегий, программ социально-экономического развития, градостроительной документации (разработанной и разрабатываемой) и других источников.

Инвестиционный паспорт территории представляет собой единый документ в следующих форматах представления:

Документ, сформированный в соответствии с заданной структурой и подлежащий регулярному обновлению (например, ежегодно).

Электронная версия инвестиционного паспорта, подготовленная как информационный ресурс для специализированного инвестиционного портала и включающая, в том числе, комплекс пространственных данных об объектах, влияющих на инвестиционную привлекательность территории.

Структура инвестиционного паспорта:

  • — разделы базовой информации об инвестиционном климате муниципальном образовании;
  • — перечень инвестиционных проектов и инвестиционных площадок, подлежащий регулярному обновлению и актуализации;
  • — основные мероприятия по реализации инвестиционных предложений в сфере строительства;
  • — механизм взаимодействия органов местного самоуправления и частных инвесторов;
  • — оценка возможного бюджетного и коммерческого эффекта от реализации инвестиционных проектов и освоения инвестиционных площадок.

Работа выполняется по этапам:

  • 1. анализ действующих региональных и муниципальных программ социально-экономического развития, нормативно-правовых актов в сфере регулирования градостроительных и земельно-имущественных отношений;
  • 2. сбор, изучение и обработка исходных данных;
  • 3. анализ современного состояния территории, комплексная оценка и выявление проблем социально-экономического и пространственного развития территории;
  • 4. разработка инвестиционного паспорта городского округа Тюмень в печатном виде;
  • 5. создание электронной версии инвестиционного паспорта территории муниципального образования.
  • 1. Проведение комплексной оценки инвестиционного потенциала территории с учетом не только стратегий и программ социально-экономического развития территории муниципального образования, но градостроительной документации (генерального плана, проектов планировки и межевания, правил землепользования и застройки);
  • 2. На основе анализа градостроительной документации даются предложения относительно создания новых инвестиционных площадок, ранее не учтенных в реестре инвестиционных площадок на территории муниципального образования;
  • 3. На основе комплексного анализа территории формируются инвестиционные предложения относительно целесообразности реализации новых инвестиционных проектов, ранее не представленных на территории;
  • 4. Проводится оценка возможного бюджетного и коммерческого эффекта от реализации инвестиционных проектов и освоения инвестиционных площадок;
  • 5. В состав инвестиционного паспорта включаются пространственные данные о существующем и планируемом градостроительном развитии территории, способствующие объективному принятию решения потенциального инвестора;
  • 6. Проводится описание не только существующего положения территории, но и оценка ее будущего развития, показывающая потенциальному инвестору, как будут меняться условия для инвестирования в будущем при реализации градостроительной документации, различных целевых программ федерального, регионального, муниципального уровня;
  • 7. По предложенным инвестиционным площадкам приводится описание показателей современного и будущего состояния (в случае реализации решений генерального плана и других документов), а также определяется оптимальный период начала освоения инвестиционной площадки на основе анализа решений генерального плана и программ, содержащих мероприятия по размещению объектов инфраструктуры.

Инвестиционная привлекательность муниципального образования — залог его успешного развития

Проблемы привлечения инвестиций

Одна из задач, стоящих в настоящий момент перед муниципальными образова­ниями, — создание условий для повышения качества жизни населения. При этом в условиях нынешней финансовой несостоятельности муниципальных образований ее невозможно решить без привлечения инвестиций в реальные секторы экономики.

В то же время согласно множеству данных сегодня муниципалитеты не готовы организовать деятельность по привлечению инвестиций на свою территорию.

СПРАВКА:

Огромное значение для повышения инвестиционной привлекательности муници­пального образования имеет создание условий, благоприятных для роста инвестици­онной активности. При этом наблюдается тенденция к наличию или отсутствию всего спектра этих условий. Так, наличие в муниципальных образованиях программ поддерж­ки предпринимателей почти всегда корреспондирует с наличием банковских структур и Интернета. Кроме того, подобные данные, как правило, различаются в зависимости от типа муниципального образования. Особенно остро проблемы инвестиционной при­влекательности проявляются в городских и сельских поселениях.

СПРАВКА:

Результаты опроса показали, что:

  • доля трудоспособного населения муниципалитетов в независимости от федераль­ного округа и типа муниципального образования в среднем составляет 55%. При этом количество безработных граждан существенно больше в городских и сельских по­селениях (наилучшая картина — в городских округах);
  • средний месячный уровень оплаты труда в городских округах в 2 раза выше уровня в сельских поселениях (при этом в 40% сельских поселений эта разница достигает трехкратного размера);
  • банковские структуры присутствуют лишь в 73 сельских поселений;
  • всего в 2/3 сельских поселений есть Интернет, при этом, как отмечается регионами, чаще всего достаточно низкого качества (т. е. низкоскоростной и т. п.).

Инвестиционная привлекательность

Инвестиционный климат в муниципальном образовании определяется взаимо­действием двух его составных частей — инвестиционной привлекательности и инве­стиционной активности. Сопоставление фактической и возможной инвестиционной активности муниципального образования показывает степень реализации этой при­влекательности, т. е. реальное использование хозяйствующими субъектами и орга­нами местного самоуправления инвестиционного потенциала соответствующего муниципального образования.

Под инвестиционной привлекательностью муниципальных образований по­нимается совокупность различных объективных возможностей и ограничений, об­условливающих интенсивность привлечения инвестиций, а также инвестиционную активность муниципальных образований. При этом инвестиционная активность му­ниципалитетов зависит прежде всего от кадрового потенциала органов местного самоуправления, уровня их профессионализма и подготовки в рассматриваемой сфере. В случае если у органов местного самоуправления нет понимания, для чего использовать территорию в приоритетном порядке, достичь планомерного и резуль­тативного социально-экономического развития муниципального образования не­возможно. Кроме того, успех будут иметь лишь те муниципалитеты, администрация которых не только содействует инициаторам проектов, но и активно ищет новые рыночные ниши, предлагая свои возможности.

Совершенствование законодательства

Один из главных факторов, влияющих на инвестиционный климат, — существую­щая система законодательства, которая определяет нормативно-правовой режим инвестиционной деятельности и регламентирует принципы и механизм взаимо­отношений инвесторов с органами государственной власти и местного самоуправ­ления с одной стороны и иными участниками экономических отношений и субъек­тами хозяйствования — с другой.

Читайте также  Благоприятные условия для инвестиций в регионе

Важнейшим нормативно-правовым актом, регулирующим инвестиционную дея­тельность в Российской Федерации, является Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», который определяет правовые и экономические основы ин­вестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на тер­ритории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.

Кроме того, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» среди полномочий органов местного самоуправления выделяет необходимость принятия и организации выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований, учитывающих прежде всего инвестиционную состав­ляющую. В то же время далеко не во всех муниципальных образованиях эта состав­ляющая учитывается, что подтверждается данными опроса.

Во многих муниципальных образованиях Российской Федерации (в основном в городских округах и муниципальных районах) вопросы формирования инвестиционной привлекательности территории действительно решаются через реализацию муни­ципальных программ или стратегий инвестиционного развития муниципального образования,

ПРИМЕР:

Постановлением администрации Егорьевского района Алтайского края от 27.09.2012 № 680 утверждена муниципальная целевая программа «Повышение инвестиционной привле­кательности муниципального образования Егорьевский район Алтайского края на 2012-2016 годы».

С целью наращивания инвестиционного потенциала Краснодара в 2011 г. принята Стратегия инвестиционного развития муниципального образования «Город Краснодар до 2013 года.

Проанализировав данные о наличии мер поддержки инвестиций на муници­пальном уровне, следует отметить, что далеко не все муниципалитеты разработа­ли и приняли программы поддержки инвестиций на территории муниципального образования. Так, по данным, полученным в ходе опроса, из 733 муниципальных образований, за исключением внутригородских территорий городов федераль­ного значения (Москва и Санкт-Петербург), программы по поддержке предпри­нимателей реализуются лишь в половине, при этом более 70% муниципалитетов, в которых не оказывается инвестиционная поддержка, приходится на сельские поселения.

На фоне этих данных вполне естественно выглядят и невысокий уровень качества инвестиционных программ, направленных на поддержку предпринимателей, и циф­ры, описывающие удовлетворенность потребности муниципальных образований в инвестиционных программах (лишь в 75 опрошенных муниципальных образованиях потребность удовлетворена наличием программ поддержки).

Кроме того, необходимо не только удовлетворять потребность в программах поддержки предпринимателей, но и повышать уровень их информированности о су­ществовании таких программ в муниципальном образовании.

Тип программы по поддержке предпринимательства, ее структуру и наполнение разделов следует выбирать, проанализировав непосредственно все типы программ, реализующихся в муниципальных образованиях, и проведя оценку их эффективности. В раздел о реализации программы обязательно включать положения о контроле за реализацией программы и предусматривать мониторинг ее реализации.

ПРИМЕР:

Помимо целей и задач в программе «Повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования Егорьевский район Алтайского края на 2012-2016 годы» изложены проблема и необходимость ее решения программными методами, а также ожи­даемые результаты от реализации программы. Реализация программы позволит достичь следующих результатов:

  • улучшение позиций территории в краевых рейтингах;
  • увеличение числа реализованных инвестиционных проектов в приоритетных от­раслях экономики;
  • рост инновационной активности предприятий;
  • увеличение притока инвестиций в экономику;
  • создание дополнительных рабочих мест и рост занятости населения;
  • увеличение темпов экономического роста и повышение благосостояния населения.

Маркетинг территории

Помимо нормативно-правовой базы одним из важных направлений инвестици­онной привлекательности муниципального образования является маркетинг терри­тории, или улучшение ее «инвестиционного имиджа» в глазах потенциальных инве­сторов. В основополагающих муниципальных актах данному направлению должно уделяться особое внимание.

ПРИМЕР:

В Стратегии инвестиционного развития муниципального образования «Город Краснодар» до 2030 г.* предусмотрено следующее.

«5.1.2. Программа маркетинга и презентационная деятельность. Основные «комплектующие» имиджа города Краснодара

Каждая фраза, донесенная до целевой аудитории, каждый элемент дизайна должны сообщать адресатам определенный смысл. Для того чтобы все элементы имиджевой политики действовали эффективно и по назна­чению, необходима тщательная проработка вербального образа Краснодара.

Стиль — это определенным образом сформировавшаяся эстетика, охватывающая все стороны жизни. Разработка «фирменного» стиля Краснодара дает возможность целевой аудитории выстраивать ассоциативные ряды. Соприкасаясь с элементами «фирменного» стиля Краснодара, замечая их в повседневной жизни, адресаты имиджевой политики переводят свои представления о Краснодаре из об­ласти пассивной в область активной памяти, что непосредственно влияет на формирование миграционных предпочтений и принятие решения об инвестировании.

Одна из задач имиджевой политики — развить у ее адресатов представления о том образе жизни, который они могут достичь в Краснодаре.Творчески мотивированные люди поедутв Крас­нодар, если они почувствуют, что в этом городе уже формируется творческая среда. Для это­го необходимы совокупность реальных мер по ее созданию и комплекс PR-решений. Раз­личных образов потребления должно быть сформировано столько, сколько целевых групп будет намечено. Временных мигрантов, которые займут рабочие места в индустриальном секторе, привлекает один стандарт потребления, а мигрантов, претендующих на занятость в четвертичном и пятеричном секторах, — другие. Этот блок имиджевой политики будет наиболее полно реализовываться в среде Интернет. Информация о Краснодаре будет рас­пространяться через систему социальных сетей, блогов и пр., вовлекая на «краснодарскую орбиту»максимально широкую аудиторию. Достоинством Интернета для продвижения брендов является возможность четко выделять целевые группы и количественно оценивать результаты работы.

Основные элементы имиджевой политики

Основа продвижения «бренда» города — события, связанные с ним, форми­рующие ассоциативный ряд с этим городом. Краснодар как потенциально креативный город должен «специализироваться» на событиях не менее чем всероссийского масштаба. Мелкомас­штабные мероприятия могут негативно сказаться на имидже. Городу следует позиционировать себя как площадку для эксклюзивных событий. В качестве событий могут выступать фестивали, конференции, концерты, крупные политические встречи, международные спортивные меро­приятия и пр. Выбор конкретных событий стоит осуществлять сточки зрения позиционирова­ния Краснодара в России и мире. Авторы Стратегии видят Краснодар:

  • «полномочным представителем» Юга России на международной арене;
  • городом эксклюзивных презентационных мероприятий, городом, который является «законодателем мод» в сфере event-маркетинга;
  • всероссийской базой для поддержания тематических инициатив ЮНЕСКО;
  • активным акцептором инвестиций, привлекающим для реализации градостроитель­ной политики и нужд муниципального управления самых надежных и продвинутых партнеров;
  • «тыловой базой»Олимпиады»Сочи-2014».

С учетом специализации Краснодара, его географического положения и других конкурент­ных преимуществ можно предложить городу проведение таких мероприятий, как Между­народный симпозиум по проблемам транспортировки топливных ресурсов, Всемирный фестиваль достижений аграрной науки, Международная конференция по технологиям малоэтажного домостроения и т. д. Подобные мероприятия дадут также инновационный эффект соответствующим отраслям города и края. Мощным импульсом для развития ин­дустрии event-маркетинга может стать проведение ряда международных семинаров по этой тематике. Имиджевая политика должна содержать принципы конкурсного отбора мероприятий, которые предполагаются к проведению в Краснодаре».

Таким образом, привлечение инвестиций в экономику муниципального обра­зования является одной из наиболее важных задач, решение которой позволит достичь динамичного социально-экономического развития территории. Инвестици­онная политика муниципального образования напрямую зависит от политики региона. Поэтому необходима теснейшая взаимосвязь между региональной и муниципальной инвестиционной политикой. Политика региональных, муниципальных органов вла­сти и деятельность бизнес-структур существенно влияют на уровень инвестицион­ной активности и темпы экономического роста территорий. Инвестиционная и в целом хозяйственная деятельность во многом зависит от ряда объективных факто­ров и условий, в т. ч. от инвестиционного потенциала муниципальных образований, региона. Так, важнейшим условием повышения инвестиционного потенциала муни­ципального образования выступает наличие инфраструктурно обустроенных пло­щадок под строительство или размещение объектов инвестирования, которые тре­буют взаимоувязанной работы региональных органов власти и органов местного самоуправления.

Принятие мер по повышению инвестиционной привлекательности муниципаль­ных образований, формированию максимально комфортных условий работы для инвесторов может стать эффективным инструментом повышения благосостояния населения, будет способствовать финансовой устойчивости, стабильности, эффек­тивному развитию экономики муниципального образования и региона в целом. Сре­ди указанных необходимо в обязательном порядке предусмотреть меры, направлен­ные на повышение уровня квалификации муниципальных служащих в сфере при­влечения инвесторов на территории. Создание единого стандарта организации работ по привлечению инвестиций позволит выработать определенный алгоритм в работе с инвесторами и улучшить инвестиционный климат.

Читайте также  Инвестиции в социальную сферу представляют собой

В целях изменения текущего положения оправдан и поиск новых подходов к воздействию на экономику муниципальных образований, в частности наименее развитых российских сельских поселений, которые, с одной стороны, малочислен­ны и непривлекательны для большинства сфер бизнеса (в силу, как правило, мало­численности и «бесперспективности» относительно других муниципальных об­разований), а с другой — являются основными держателями земельных ресурсов, необходимых для организации новых и расширения действующих производств. Это тоже необходимо иметь в виду и с учетом данных факторов разрабатывать программы и стратегии инвестиционного развития для этого типа муниципальных образований.

Г.М. Шамарова, профессор кафедры общего и стратегического менеджмента Московского финансово-промышленного университета «Синергия», д-р экон. наук, член-корреспон­дент РАЕ

Современные механизмы управления инвестиционной деятельностью на территории муниципального образования

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 19.12.2015 2015-12-19

Статья просмотрена: 1740 раз

Библиографическое описание:

Кузнецов И. В. Современные механизмы управления инвестиционной деятельностью на территории муниципального образования // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 476-480. — URL https://moluch.ru/archive/104/24240/ (дата обращения: 16.01.2019).

Проводимые в стране преобразования и реформы привели к повышению роли муниципальных образований во всех сферах жизни общества. На уровне местных сообществ имеются разнообразные потенциальные возможности для экономического роста и социального развития. Однако их использование невозможно без создания эффективной системы муниципального управления, способной формировать и реализовывать динамичную экономическую политику на местах в условиях перехода к рынку. В силу ограниченности ресурсов на местном уровне среди основных видов экономической политики приоритетное место занимает инвестиционная политика. Под инвестиционной политикой муниципального образования понимается целенаправленная деятельность органов местного самоуправления по активизации и стимулированию инвестиционного процесса на территории местного сообщества, привлечению и эффективному использованию инвестиционных ресурсов для решения проблем комплексного социально-экономического развития муниципального образования и, как следствие, на повышение уровня жизни населения [4].

Методологически воснову формирования современной инвестиционной политики должен быть положен системный подход, позволяющий успешно решать стратегические задачи развития муниципальных образований и использовать рыночные регуляторы. Системный подход к формированию инвестиционной политики предполагает: [1].

 разработку концепции социально-экономического развития территории с выделением приоритетов стратегического и тактического уровня значимости;

 детальную проработку и обоснование организационно-экономического механизма и инструментов активизации и стимулирования инвестиционной деятельности для реализации этих приоритетов.

Инвестиционная политика муниципального образования требует разработки как системы прямых мер и механизмов поиска инвестиций на реализацию приоритетов местной социально-экономической политики, так и совокупности косвенных мер, ориентированных на решение общих задач по активизации инвестиционной деятельности. Это требует координации и взаимодействия усилий государственных и муниципальных органов власти, других хозяйствующих субъектов.

Разработка инвестиционной политики, формирование механизмов управления ее реализацией и освоение конкретных методов и инструментов управления специалистами органов местного самоуправления — ключевые направления, которые повышают инвестиционную привлекательность и активизируют инвестиционную деятельность в конкретном муниципальном образовании.

Качество разрабатываемой инвестиционной политики в значительной мере зависит от соблюдения следующих условий и требований:

 социальная ориентация инвестиций, что предполагает приоритет социально значимых проблем при выборе направлений и объектов инвестирования бюджетных средств, главенство социальных и экологических факторов при оценке инвестиционных проектов и включения их в инвестиционную программу;

 ориентация инвестиций на максимальное соблюдение интересов местного сообщества при принятии решений в области инвестиционной деятельности;

 комплексное обеспечение поддержки инвестиционной деятельности на территории местного сообщества, в частности путем предоставления налоговых и других льгот инвесторам, реализующим высокоэффективные и социально значимые проекты;

 оптимальное использование заемных ресурсов при формировании инвестиционных программ;

 более широкое использование практики совместного (долевого) финансирования инвестиционных проектов;

 обеспечение инвесторам равных прав;

 формирование профессиональной и мотивированной команды, способной осуществить разработку эффективной инвестиционной политики и обеспечить ее реализацию и управление;

 обеспечение высокой степени достоверности информации, используемой для непосредственного формирования инвестиционной политики и проведения инвестиционных исследований;

 достаточная обеспеченность природными, демографическими, производственными, финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления инвестиционной политики.

Успешная реализация приоритетов социально-экономического развития муниципального образования требует создания эффективного механизма управления инвестиционной деятельностью на его территории. Под механизмом управления инвестиционной деятельностью понимается совокупность методов, форм, инструментов и приемов формирования и регулирования отношений, которые складываются в системе инвестиционной деятельности с целью согласования интересов субъектов инвестиционного процесса и реализации приоритетов инвестиционной политики местного сообщества [5].

Содержательно такой механизм состоит из следующих структурных блоков:

 ресурсное обеспечение инвестиционной деятельности;

 организационное обеспечение управления инвестиционным процессом.

Отметим ещё раз, что сегодня одним из условий динамичного социально-экономического развития территории муниципальных образований является активизация инвестиционной деятельности. Инвестиционное развитие территории становится одной из основных задач органов власти при решении проблем повышения уровня и качества жизни населения. Они обладают реальными возможностями влиять на инвестиционный климат территории, прежде всего, путём создания современной инвестиционной инфраструктуры и улучшения имиджа территории, совершенствования механизмов разработки и реализации инвестиционной политики.

Сложность оценки приоритетности механизмов формирования и реализации инвестиционной политики по улучшению инвестиционного климата состоит, с одной стороны, в большом и разнообразном наборе таких механизмов, а с другой — в необходимости учёта их влияния на систему критериев и целевых показателей. В этих условиях с целью повышения достоверности экспертных оценок рекомендуется использовать метод расстановки приоритетов [3]. Сущность метода заключается в определении комплексного показателя приоритетности каждого из рассматриваемых механизмов. В проведённом нами исследовании рассматривались:

1) укрепление финансовой экономической базы муниципального образования;

2) создание благоприятной для инвестиций административной среды;

3) совершенствование механизмов взаимодействия государственных и муниципальных органов власти с бизнес-структурами;

4) формирование и совершенствование финансовых механизмов привлечения и поддержки инвестиций;

5) создание благоприятных для инвесторов инфраструктуры и тарифных условий;

6) налоговое стимулирование инвестиций;

7) кадровое обеспечение инвестиций;

8) стимулирование спроса на продукцию создаваемых инвесторами производств;

9) обеспечение поставщиками создаваемых инвесторами производств;

10) повышение качества организационно-методического обеспечения управления инвестиционной деятельностью.

Критериями определения приоритетности механизмов были приняты: 1) экономические цели; 2) социальные цели; 3) инновационно-технические цели.

Обобщённые результаты экспертной оценки приоритетности механизмов формирования и реализации инвестиционной политики показали, что самые высокие показатели приоритетности имеют следующие механизмы: создание привлекательной для инвесторов инфраструктуры и благоприятных тарифных условий (0,1216); создание благоприятной для инвестиций административной среды (0,1195); кадровое обеспечение инвестиций (0,1102); совершенствование механизмов взаимодействия государственных и муниципальных органов власти с бизнес-структурами (0,1150); повышение качества организационно-методического обеспечения управления инвестиционной деятельностью (0,1082). Следует отметить, что с позиций экономических целей высокий приоритет имеет также укрепление финансово-экономической базы муниципального образования.

Практика показывает, что эффективным инструментом решения задач является инвестиционный паспорт, который представляет собой комплексный информационный бюллетень, содержащий данные об инвестиционном климате на территории муниципального образования. Он предназначен для широкого распространения среди потенциальных инвесторов и разрабатывается с целью создания благоприятного инвестиционного климата и развития территории за счёт обеспечения необходимых условий для инвестирования, а также минимизации инвестиционных рисков.

Паспорт должен обеспечивать баланс интересов всех участников инвестиционной деятельности. Из этого вытекает требование объективности комплексной оценки эффективности использования привлекаемых инвестиций. Объёмы привлекаемых инвестиций и их рост должны рассматриваться с учетом последствий для социально-экономической, экологической и научно-технической перспективы развития хозяйственной системы.

Ключевое место в организационном обеспечении управления инвестиционным процессом занимает система методов стимулирования инвестиционной деятельности. Метод рассматривается как совокупность приемов и способов воздействия органов муниципальной власти на инвестиционный процесс для достижения целей его комплексного социально-экономического развития. Важным требованием отбора методов является их адекватность современному состоянию системы местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании. Это требует их систематизации и упорядочения. В специальной литературе по управлению инвестиционной деятельностью предлагается большой набор признаков, которые могут быть положены в основу классификации методов. Среди них, по нашему мнению, наиболее значимыми являются: 1) характер управленческих воздействий; 2) виды регулирующих инструментов воздействия.

Читайте также  Инвестиции в повышение квалификации относятся

С позиций регулирующих инструментов различают следующие группы методов:

  1. Административные методы — это совокупность приемов и способов прямого воздействия на функционирование хозяйствующих субъектов, участвующих в инвестиционном процессе. Их отличает четкая адресность управленческих воздействий, обязательность выполнения. Невыполнение рассматривается как прямое нарушение условий осуществления инвестиционной деятельности и влечет за собой конкретные последствия. Административные методы требуют дополнительных материальных стимулов для их реализации, в значительной мере ограничивают свободу экономического выбора субъектов инвестиционной деятельности или вовсе исключают ее.
  2. Экономические методы представляют собой управленческое воздействие через экономические интересы субъектов инвестиционной деятельности, выступающих в роли владельцев, распорядителей или пользователей инвестиционных ресурсов. Они дают свободу выбора при принятии решений хозяйствующим субъектам и позволяют создавать благоприятные условия для согласования частных интересов с интересами местного сообщества. По своему содержания экономические методы могут быть методами прямого и косвенного воздействия.
  3. Институциональные методы заключаются в создании и развитии институтов, необходимых для инвестиционной деятельности и обеспечения соблюдения баланса интересов всех её участников. В качестве примера можно назвать: создание структур в администрации муниципального образования, осуществляющих мониторинг социально-экономического развития территории, разработку концепции инвестиционной политики; формирование инфраструктуры инвестиционного рынка на уровне муниципального образования; создание центров, способствующих распространению информации о социально-экономическом развитии и привлечению инвестиций на территорию муниципального образования.
  4. Методы социального партнерства построены на использовании стимулирующих факторов и имеют целью обеспечить согласование интересов всех субъектов инвестиционной деятельности. Их умелое использование позволяет существенно повысить отдачу от вложенных инвестиций.

В целях повышения эффективности работы органов местного самоуправления по привлечению инвестиций и создания необходимых условий рекомендуется разработка стандартов деятельности органов местного самоуправления по формированию благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании. Его внедрение позволит сформировать систему поддержки инвесторов и развития предпринимательства, а также регламентировать порядок взаимодействия органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов власти и инвесторов в вопросах привлечения инвестиций.

Совершенствование механизмов формирования и реализации инвестиционной политики рассматривались нами на материалах муниципального образования «Город Волгодонск». Для разработки рекомендаций и мероприятий повышения инвестиционной привлекательности были выбраны следующие механизмы:

  1. Создание привлекательной для инвесторов инфраструктуры и благоприятных тарифных условий. Работа по этому направлению должна включать:

 создание подготовленных «промышленных площадок», проведение комплексных землеустроительных работ, регистрацию прав на земельный участок, подведение к земельному участку энергетической, инженерной, транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры;

 создание индустриальных и технологических парков, обеспечивающих благоприятные административные, инфраструктурные и иные условия ведения бизнеса резидентами парков, привлечение в качестве их разработчиков и организаторов организаций с успешным опытом в этой сфере;

 разработка моделей финансирования инфраструктуры индустриальных и технологических парков, привлекательных для инвесторов и эффективных для экономики и бюджета муниципального образования;

 стимулирование операторов индустриальных и технологических парков;

 создание офисной, транспортной и социальной инфраструктуры инвестиционной деятельности;

 упрощение процедур присоединения к сетям ресурсоснабжающих организаций, включая субсидирование затрат на их присоединение.

  1. Создание благоприятной для инвестиций административной среды. Это может быть реализовано через следующие мероприятия:

 проведение аудита административных процедур и функций органов муниципальной власти с целью улучшения их структуры, разработка «Стандарта деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климат в муниципальном образовании «Город Волгодонск». Стандарт должен обеспечить формирование системы предоставления муниципальных услуг в этой сфере, информатизацию процедур предоставления этих услуг и контроля их качества, ответственность за несоблюдение стандартов качества предоставления муниципальных услуг;

 обеспечение оперативной связи и эффективного взаимодействия с руководством муниципального образования по решению проблем и вопросов, возникающих в процессе инвестиционной деятельности;

 разработка нормативных правовых актов, устанавливающих гарантии безопасности инвестиций и механизмы защиты прав инвесторов по ключевым актуальным рискам и др.

  1. Повышение качества организационно-методического обеспечения управления инвестиционной деятельностью. Наряду с обязательными для исполнения законодательными актами и нормами, должен формироваться комплекс методических указаний и материалов по вопросам организации инвестиционной деятельности. Эти материалы должны носить рекомендательный характер, их целью является установление единых понятий, принципов оценки, техники расчётов и методических подходов к определению эффективности проектов, адаптации их к действующим технологическим, экономическим, градостроительным и другим стандартам.

Рассматривая инвестиции как ресурс, важно отметить, что как всякий производственный ресурс, они ограничены. Такая ограниченность порождает конкуренцию, и муниципальному образованию необходимы определённые конкурентные преимущества. Результативность работы в этом направлении определяет, в конечном счёте, инвестиционную привлекательность территории. В формировании такого привлекательного образа и разработке механизмов оценки инвестиционных проектов важная роль принадлежит инвестиционному маркетингу. Создание специальной маркетинговой службы в структуре местной администрации является непременным условием повышения эффективности данного вида деятельности. Основой функционирования такой структуры должна стать тщательно проработанная система привлечения инвестиций.

Современный этап становления экономики муниципальных образований характеризуется необходимостью активизации предпринимательской деятельности как одного из важнейших условий повышения темпов социально-экономического развития. Бизнес обеспечивает наполнение бюджета, создает рабочие места, разрабатывает и внедряет новые технологии, максимально учитывает местные условия, проникает в невыгодные для крупного предприятия сферы, дает значительную часть регионального и местного валового продукта. Это требует разработки научно-обоснованных инструментов, использование которых позволит найти резервы увеличения потенциала предпринимательства прежде всего за счет интенсификации инвестиционных процессов, стимулирования направленности бизнеса на социально-экономическое развитие территории.

Для поддержания нормального функционирования такого сложного механизма как муниципальное хозяйство и для обеспечения его динамичного развития кроме инвестиций требуются современные технологии управления и общественная инициатива. Практика показывает, что надежным инструментом обеспечения долгосрочного и поступательного развития инвестиционного потенциала является применение программно-целевых методов. Они позволяют органически соединить функцию планирования с рыночным саморегулированием экономики. Методический аппарат разработки инвестиционных программ включает методы системного анализа, исследование операций, экономического анализа и прогнозирования, экономико-математические и экономико-статистические методы, экспертные оценки, процедуры экономического обоснования и принятия решений. Обязательным при разработке всех программ является учёт уровня неопределённости и существующей возможности применения вариантных подходов, творческой инициативы со стороны разработчиков.

Механизм отбор проблем для программной разработки должен определяться следующими факторами: значимость проблемы; необходимость поддержки муниципальных структур в силу невозможности комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования рыночного механизма; принципиальная новизна и высокая эффективность научно-технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений и повышения на этой основе эффективности общественного производства; необходимость координации межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей и производств.

  1. Инвестиционная политика на территории муниципального образования / Под общ. ред. В. И. Шейна. — М., 2010. с. 118.
  2. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве / А. Г. Кобилев, А. Д. Кирнев, В. В. Рудой. — Изд. 2-е,перераб. и доп. — Ростов н/Д, 2013.
  3. Попов В. М., Кузнецова И. М. Системный анализ в исследовании и управлении социально-экономическими процессами. Монография. — Ростов н/Д. Изд-во ЮРИФ РАНХиГС, 2013. с. 325.
  4. Саак А. Э., Колгина О. А. Инвестиционная политика муниципального образования. — СПб., 2010. с. 150.
  5. Саак А. Э., Колгина О. А. Разработка инвестиционной политики муниципального образования // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 4.

Источники: http://vuzlit.ru/803670/investitsionnoe_razvitie_territorii, http://cmokhv.ru/materials/mat20131216/, http://moluch.ru/archive/104/24240/

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто