Управление инвестициями в субъекте федерации

ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ ИНВЕСТИЦИЙ

Объектами инвестиций могут быть:

  • • производство новых изделий (услуг) на имеющихся производственных площадях в рамках действующих производств и организаций;
  • • строящиеся или реконструируемые предприятия, здания, сооружения (основные фонды), предназначенные для производства новых товаров и услуг;
  • • комплексы строящихся или реконструируемых производств, ориентированных на выполнение некоторой программы (задачи). В этом случае объектом инвестирования могут быть программы федерального, регионального или иного уровня;
  • • ценные бумаги;
  • • экономика регионов, городов и др.

Естественно, что все эти объекты различаются по масштабам, эффективности использования вкладываемых средств, социальной значимости, степени участия государства, направленности проектов.

Специфика объектов во многом определяет и формы инвестиций’.

  • • денежные средства и их эквиваленты (целевые вклады, оборотные средства, паи и доли в уставных капиталах предприятий, ценные бумаги — акции или облигации; кредиты, займы, залоги и т.п.);
  • • земля;
  • • здания, сооружения, машины и оборудование, измерительные и испытательные средства, оснастка и инструмент, любое другое имущество, используемое в производстве или обладающее ликвидностью;
  • • имущественные права, оцениваемые, как правило, денежным эквивалентом (секреты производства, лицензии на передачу прав промышленной собственности, патенты на изобретения, свидетельства на полезные модели и промышленные образцы, товарные знаки и фирменные наименования, сертификаты на продукцию и технологию производства);
  • • права землепользования и др.

Как уже отмечалось, инвестиции, предполагающие затраты на новое строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих промышленных, сельскохозяйственных, транспортных и других предприятий, приобретение оборудования, машин, инструментов, оплату проектных и изыскательских работ, расходы на жилищное, коммунальное и культурно-бытовое строительство, относятся к капитальным вложениям. В них обычно включают расходы на:

  • • землю;
  • • проектно-конструкторские работы;
  • • подготовку строительной площадки;
  • • строительство зданий и инженерных коммуникаций;
  • • строительство вспомогательных сооружений;
  • • приобретение машин и оборудования;
  • • монтажные и пусконаладочные работы;
  • • сертификацию оборудования, рабочих мест, продукции;
  • • прирост оборотного капитала и др.

Естественно, что каждая статья затрат при инвестировании объекта характеризуется:

  • • величиной инвестиционных вложений (в денежных единицах);
  • • датой начала и окончания (год, полугодие, квартал) инвестирования;
  • • периодом амортизации (количество лет, в течение которых амортизируется данная статья затрат);
  • • способом амортизации инвестированных средств и др.

Именно эти параметры играют определяющую роль при выборе источников инвестиций, которыми могут быть:

  • • ресурсы бюджетов всех уровней;
  • • собственные средства предприятий;
  • • активы коллективных инвесторов (паевых инвестиционных фондов, страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов);
  • • иностранные инвестиции, прямые (в реальные активы) и портфельные (спекулятивные);
  • • кредиты;
  • • сбережения населения и др.

В сложившейся экономической ситуации в России ожидать крупных инвестиций из бюджета не приходится. Поэтому на практике в качестве инвестиционных ресурсов чаще всего используются:

  • • собственные финансовые средства предприятий (прибыль, накопления, амортизационные отчисления, суммы, выплачиваемые страховыми органами в виде возмещения за ущерб, и т.п.);
  • • иные виды активов хозяйствующих субъектов (основные фонды, земельные участки, промышленная собственность и т.п.);
  • • привлеченные средства (средства от продажи акций, благотворительные и иные взносы, средства, выделяемые вышестоящими холдинговыми и акционерными компаниями, промышленно-финансовыми группами);
  • • ассигнования из федерального, региональных и местных бюджетов, фондов поддержки предпринимательства, предоставляемые на безвозмездной основе;
  • • иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового или иного участия в уставном капитале совместных предприятий;
  • • прямые вложения (в денежной форме) международных организаций и финансовых институтов, государств, предприятий и организаций различных форм собственности и частных лиц;
  • • различные формы заемных средств:
  • • кредиты, предоставляемые государством на возвратной основе;
  • • кредиты иностранных инвесторов;
  • • кредиты национальных инвесторов;
  • • облигационные займы;
  • • кредиты банков и других институциональных инвесторов (инвестиционных фондов и компаний, страховых обществ, пенсионных фондов);
  • • векселя и другие средства.

Основным источником финансирования инвестиций в России являются собственные средства предприятий и организаций, среди которых значительное место занимают компании с иностранным капиталом.

Субъектами деятельности (инвесторов) могут быть как отдельные предприниматели, так и организации (предприятия) и их объединения, государственные органы, инвестиционные фонды и другие организации, которые планируют получить прибыль (или другой положительный эффект) от вложения средств в конкретный объект.

Субъектами инвестиционной деятельности в общем случае могут выступать все участники реализации инвестиционных проектов — заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, поставщики, банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные фонды, биржи и др.

Инвесторы вкладывают собственные, заемные и привлеченные средства в форме инвестиций и обеспечивают их целевое использование.

Инвесторами могут быть также:

  • • Правительство Российской Федерации и правительства субъектов Российской Федерации в лице органов, уполномоченных управлять государственным имуществом или наделенных имущественными правами;
  • • органы местного самоуправления, муниципалитеты в лице органов и служб, уполномоченных в законодательном порядке;
  • • отечественные предприятия, а также предпринимательские объединения, организации и другие юридические лица, наделенные их уставами необходимыми в том правами;
  • • совместные российско-зарубежные предприятия, организации и другие юридические лица;
  • • национальные и зарубежные кредитные организации;
  • • зарубежные юридические лица;
  • • иностранные государства в лице органов, уполномоченных их правительствами;
  • • международные организации.

Инвесторы берут на себя прежде всего роль прямых вкладчиков финансовых средств и других капиталов и, соответственно, роль покупателей и пользователей продукции инвестирования (построенных заводов, фабрик, транспортных сооружений, линий и объектов связи и др.). Инвесторы вкладывают средства в акции вновь создаваемых или существующих предприятий, которые на средства от продажи акций осуществляют модернизацию или диверсификацию своего производства.

Чтобы реализовать различные инвестиционные проекты, необходимы разработка бизнес-планов, проведение инженерных изысканий, подготовка проектной документации на строительство и возведение зданий и сооружений, проведение работ и реконструкции, заключение договоров с подрядными строительномонтажными организациями на осуществление строительномонтажных, пусконаладочных работ и т.д. Эти функции заказчика инвесторы могут осуществить либо сами через свои соответствующие службы, либо уполномочивают на это посреднические юридические или физические лица, наделяемые со стороны инвестора необходимыми правами распоряжения инвестициями в рамках, определяемых инвестором.

Исполнителями работ при реализации инвестиционных проектов являются проектно-изыскательские и строительные фирмы, пусконаладочные организации, производственные фирмы и т.п.

Указанные организации и фирмы осуществляют исполнение работ по инженерным, инженерно-геологическим изысканиям, проектированию зданий и сооружений, их возведению, освоению созданных производственных мощностей и т.д.

К исполнителям относятся и инженерные фирмы, которые при отсутствии собственных производственных мощностей, но при наличии специалистов-менеджеров выступают в качестве генеральных подрядчиков по реализации инвестиционных проектов, привлекая для выполнения различных работ множество строительных, монтажных и других фирм на условиях субподряда. Специалисты-менеджеры формируют и реализуют организационный план по осуществлению всех работ по инвестиционному проекту, обеспечивают взаимную увязку всех привлекаемых фирм-соисполнителей.

Осуществление производственных инвестиционных проектов связано с использованием большого объема строительных материалов, конструкций, изделий технологического оборудования, в том числе нестандартного, электроизделий, кабельной продукции, труб, проката и т.д. Поэтому важными участниками инвестиционных проектов должны быть поставщики названной продукции. Большую группу субъектов инвестиционной деятельности составляют так называемые институциональные инвесторы: администрации регионов и городов, страховые компании, инвестиционные компании и фонды, негосударственные пенсионные фонды и др. Функциональное назначение указанных организаций — привлечение свободных средств населения и различных хозяйствующих субъектов и направление их на цели инвестирования.

Управление инвестициями в субъекте федерации

Инвестиционные программы субъекта РФ*

Правовая поддержка. Организационная поддержка. Финансовая поддержка

Планы социально-экономического развития субъектов РФ, а также экономических и социальных объектов, использования природных ресурсов

Правовая поддержка. Организационная поддержка. Финансовая поддержка

Сопровождение приоритетных инвестиционных проектов (ПИП)*

Участие в разработке, утверждении и экспертизе проектов.

Формирование перечня приоритетных инвестиционных проектов (ПИП).

Финансирование (частичное) приоритетных инвестиционных проектов

Перечень приоритетных инвестиционных проектов утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в соответствии с перечнем приоритетных отраслей экономики субъекта РФ. Включение в такой перечень может повлечь предоставление преимущественного права на получение налоговых и иных льгот субъектам инвестиционной деятельности, а также предоставление дополнительных льгот и гарантий

Государственные гарантии (поручительства) субъектов РФ*

Формы государственных гарантий:

1) поручительства за исполнение обязательств третьих лиц (поручительство по обязательствам);

2) залог имущества области;

3) передача имущества в доверительное управление в пользу третьего лица;

4) государственные гарантии защиты инвестиций:

— гарантии от принудительного изъятия, незаконных действий государственных органов и должностных лиц;

— не ухудшение стартовых условий в течение трех лет;

— гарантии использования доходов, включая беспрепятственный перевод за пределы

Читайте также  Прямые и портфельные инвестиции лекция

5) государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности:

6) гарантии неухудшения законодательных условий деятельности предприятий, зафиксированных

на момент принятия решений об инвестировании («дедушкина оговорка»)

Целесообразно установить ограничение на случай предоставления государственных гарантий. Эти гарантии могут предоставляться только под инвестиционные проекты и только тем субъектам инвестиционной деятельности, которые не находятся в состоянии ликвидации и банкротства

Таблица 4 (окончание)

(льготы по налогам и сборам)

Налог на имущество.

Налог на прибыль.

Сборы на нужды образовательных учреждений.

Налог с владельцев автотранспортных средств.

Сбор за выдачу лицензий.

Специальные налоговые режимы

Установление совокупности налоговых ставок и налоговых льгот

Финансовая помощь, направленная на развитие отдельных территорий субьектов РФ, отраслей и производств. Финансовые льготы

а) прямое инвестирование (за счет средств областного бюджета);

б) предоставление субвенций, субсидий, дотаций, ссуд (из областного бюджета);

в) налоговое кредитование;

г) инвестиционные кредиты (за счет средств областного бюджета).

К финансовым льготам относятся;

— предоставление субсидий и грантов;

— преференционные ставки по займам;

— льготная ставка по кредитам;

— льготный выкуп незавершенного строительства;

— освобождение от платежей

Нефинансовые (иные) льготы

Льготный порядок природопользования.

Льготы при аренде недвижимого имущества

субъекта РФ в целях осуществления

инвестиционной деятельности в отношении

Льготы в части платы за регистрацию прав

на недвижимое имущество и сделок с ним,

а также за предоставление информации

о зарегистрированных правах на недвижимое имущество

В рамках, установленных соответствующими федеральными законами

Контроль за целевым использованием средств, выделяемых из бюджета субъекта РФ на финансирование инвестиционных проектов

Определение состава и сроков осуществления согласительно-распорядительных процедур

Применение принципа «одного окна»

в практической работе по согласованию

Создание унифицированных (единообразных)

правил при прохождении необходимых

согласительно-распорядительных процедур, в том

числе с органами местного самоуправления,

на всей территории субъекта РФ (например,

разработка упрощенного порядка регистрации

прав на недвижимое имущество

Другие меры государственного регулирования инвестиционной деятельности

Организационная и правовая поддержка:

— обеспечение субъектам инвестиционной деятельности доступа к информации, необходимой для осуществления такой деятельности;

— содействие в создании инфраструктуры бизнеса;

— оказание помощи инвесторам в их взаимодействии с органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления на территории субъекта РФ путем поддержки ходатайств, обращений, запросов инвесторов;

— содействие в получении в аренду и приобретении в собственность земельных участков и объектов нежилого фонда, отнесенных к государственной собственности субъекта федерации;

— передача объектов государственной собственности в доверительное управление инвестора;

— передача объектов незавершенного строительства

* Группы инструментов прямого управления государственными инвестициями на уровне субъекта РФ (участия в государственных инвестициях).

Среди инструментов государственного регулирования инвестиционной деятельности органами власти субъектов РФ выделяют прямые и косвенные меры.

Прямое регулирование подразумевает применение следующих инструментов:

принятие законов и иных нормативных правовых актов в целях регулирования инвестиционной деятельности на территории субъекта РФ;

защиту прав и законных интересов субъектов инвестиционной деятельности;

создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности;

разработку и реализацию региональных инвестиционных программ;

разработку, утверждение и финансирование инвестиционных проектов из средств бюджета субъекта РФ, конкурсный отбор инвестиционных проектов;

размещение на конкурсной основе средств бюджетов субъектов РФ для финансирования инвестиционных проектов,

контроль за целевым использованием средств, выделяемых из бюджетов субъектов РФ на финансирование утвержденных инвестиционных проектов;

прямое управление государственными инвестициями и участие в них;

установление порядка и условий предоставления гарантий и поручительств;

установление порядка лицензирования;

11)приоритетное обеспечение предприятий — реципиентов инвестиций государственным (региональным) заказом;

12) разработку порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, определение размера платы за регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним;

13) ответственность субъектов инвестиционной деятельности за правонарушения, предусмотренные административным, гражданским и уголовным законодательством.

Косвенное регулирование включает:

предоставление налоговых льгот, определение налоговой ставки, порядка и сроков уплаты налогов, зачисляемых в бюджет субъекта РФ;

установление для субъектов инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;

установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов, ссуд и льготных займов;

установление порядка и условий предоставления инвестиционных налоговых кредитов;

оказание помощи при создании инфраструктуры бизнеса, определение условий и порядка природопользования, предоставление субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами;

координацию внешнеторговой деятельности и контроль за ее осуществлением субъектами инвестиционной деятельности.

Следует отметить, что все рассмотренные группы инструментов, применяемые государством в управлении инвестиционной деятельностью, можно экстраполировать на уровень управления субъектов РФ. То есть при формировании и реализации территориальной системы управления инвестиционной деятельностью исполнительные органы власти субъектов РФ имеют полномочия применять следующие группы управленческого воздействия:

Процесс экстраполяции должен учитывать несколько ограничений:

формирование региональной нормативно-правовой базы в данной сфере управления должно соответствовать федеральному законодательству;

в отличие от федерального уровня установление различных налоговых ставок и определение налоговых льгот производится как по налогам, формирующим федеральный бюджет, так и по налогам, являющимися основой формирования региональных бюджетов;

на практике региональные инвестиционные программы в основном детализируют федеральные и направлены на участие регионов в их реализации;

исполнительными органами власти субъектов РФ разрабатываются бюджетные заявки для участия в федеральных и региональных целевых программах, которые согласовываются в Министерстве экономики РФ;

инвестиционное финансирование на уровне субъектов РФ носит в большей степени социально направленный характер и основывается на системе показателей обеспеченности населения объектами соцкультбыта — школами, детскими дошкольными учреждениями, учреждениями здравоохранения и культуры;

весомое значение придается системе организационно-управленческого воздействия, т.е. системе мероприятий, направленных на продвижение и повышение имиджа региона среди иностранных инвесторов;

особенное внимание уделяется группе инструментов управления инвестиционной деятельностью в сфе­ре международных и внешнеэкономических связей (договорным отношениям).

При этом следует учитывать, что применение инструментов отдельных блоков воздействия осуществляется в рамках бюджетов субъектов РФ. Некоторые направления реализации управления инвестиционной деятельностью должны сопоставляться и согласовываться с системой управления инвестиционной деятельности на федеральном уровне. Также в рамках регулирования инвестиционной деятельности в регионе необходимо учитывать сформированную систему взаимодействия и координации с органами местного самоуправления.

Управление инвестициями в субъекте федерации

Общий инвестиционный потенциал для финансирования из городских облигационных займов оценивается в 2365 проектов на 33 380 млн.долл (….).

В указанном виде, при тщательном обеспечении подготовки проектов, соблюдении условий обеспечения возврата инвестиционных кредитов, в том числе реализации городских гарантий и залогов, в случае возникновения системных рисков и пр., портфель имеет расчетную устойчивость.

Для обеспечения финансирования инвестиций в городские программы необходима реструктуризация источников заимствований с целью снижения их стоимости.

Произведенные расчеты различных моделей возможного сочетания источников заимствований с различными сроками и источниками доказывают, что снижение стоимости заимствований достигается путем укорачивания сроков заимствований, и применения рефондирования, а также увеличением доли внешних заимствований.(…)

Применение рефондирования делает необходимым увеличение залогового фонда и наличия оперативного резервного фонда из высоколиквидных инструментов, что позволяет избежать возникающих при рефондировании рисков.

При этом требования к рентабельности инвестиционных проектов снижаются на 1-1,5% годовых и позволяют финансировать долгосрочные программы. (Показатель эффективности проектов получен в результате анализа и экспертной оценки рентабельности и сроков окупаемости инвестиционных проектов и согласован с их ответственными исполнителями и гарантами возвратности инвестиций).
1.3. Основы формирования инвестиционного комплекса в рамках

инвестиционно-заемной системы г.Москвы.
Субъектом управления инвестиционно-заемной системы является инвестиционный комплекс – совокупность организационных структур, нормативных документов, технологий, кадровых ресурсов, методик, механизмов и инструментов, применяемых в целях привлечения капиталов и реализации инвестиционных проектов и программ.

Организационные структуры представлены органами государственного управления (доминирующие субъекты управления инвестиционно-заёмной системы) на уровне Правительства города, его функциональных подразделений, специально учреждённых и существующих дочерних, и зависимых предприятий и учреждений, а также сетью аккредитованных государственных и негосударственных юридических лиц – участников финансового, фондового и других рынков.

Весь этот набор хозяйственных и некоммерческих юридических лиц действует в инвестиционно-заёмной системе в рамках нормативных документов, регламентирующих процесс заимствований и инвестирования, планируемый, направляемый и контролируемый организационными структурами инвестиционного комплекса.

Организационные структуры комплекса добиваются целей и решают задачи инвестиционно-заёмной системы, используя в своей работе технологии различных отраслей деятельности – финансовые, рынка ценных бумаг, правовые, управленческие, информационные, маркетинговые, логистические, торговые, оценочные, научные и другие.

Весь процесс инвестиционно-заёмной деятельности осуществляется обученными и практически владеющими применяемыми технологиями комплекса кадровыми ресурсами. Инвестиционно-заёмная система, как сложный комплекс отраслей представляет собой интеллектуально трудоёмкую сферу экономики города, потребляющую высокоразвитые продукты научно-исследовательской деятельности – методики управления источниками привлечения капиталов, процессами и объектами их вложений.

Читайте также  Иностранные инвестиции в легкую промышленность

Управленческий цикл инвестиционного комплекса в рамках инвестиционно-заёмной системы является алгоритмом, включающим следующие этапы (шаги) воспроизводства:

  • отбор инвестиционных проектов;
  • комплексную экспертизу;
  • финансирование проектов;
  • обеспечение возвратности инвестируемых средств;
  • мониторинг реализации проектов;
  • управление рисками.

Каждый из перечисленных этапов (шагов) управленческого цикла инвестиционного комплекса является обязательной к исполнению частью технологии, несоблюдение и отступление от которой сводит к нулю, или, как минимум делает неэффективными все предыдущие и последующие решения, действия и сам социально-экономический результат в рамках функционирования инвестиционно-заёмной системы. Выпадение, или нарушение последовательности любого из перечисленных звеньев управленческого цикла неминуемо влечёт за собой помимо снижения экономической эффективности также потерю привлекательности, а в худшем случае дискредитацию всей инвестиционно-заёмной системы в глазах потенциальных и действующих её участников, в первую очередь инвесторов и реципиентов (заёмщиков) капиталов.

В свою очередь любой из элементов управленческого цикла инвестиционного комплекса является сложным реально работающим инструментом инвестиционно-заёмной системы. Так, отбор инвестиционных проектов является сложной процедурой начального «просеивания» претендентов на заимствование, состоящий из следующих взаимосвязанных стадий:

  • Представления и рассмотрения стандартизированных форм информирования об имеющихся инвестиционных потребностях потенциальных реципиентов заёмных капиталов — заявок.
  • Заявки претендентов проходят через конкурсную систему предварительной экспертизы соответствия оценочным показателям – критериям инвестирования, т.е. непротиворечия условиям и требованиям к заёмщикам, разработанным руководящими организационными структурами инвестиционного комплекса.

Комплексная экспертиза проектов представляет собой более высокую стадию управленческого цикла инвестиционного комплекса. В её рамках проводятся:

  • Конъюнктурно-маркетинговые исследования инициаторов проекта и рыночных перспектив объектов инвестиций;
  • Технико-технологическая экспертиза с привлечением специалистов соответствующей предполагаемой сферы приложения инвестиций;
  • Глубокий финансовый анализ состояния заявителя и его поручителя-гаранта;
  • Проработка юридической обоснованности проекта;
  • Выдача обоснования для предоставления финансовых ресурсов из капиталов, привлекаемых в рамках инвестиционно-заёмной системы.

Финансирование проектов не понимается организационными структурами инвестиционного комплекса инвестиционно-заёмной системы в узком понимании, как перевод денежных средств от инвестора к заёмщику. Прежде всего финансирование проектов в рамках инвестиционно-заёмной системы – это сложная высокотехнологичная процедура сопровождения проектов с целью высокой гарантированности соблюдения параметров затрат, сроков и качества реализации, проектов. Сам термин «сопровождение» подразумевает осуществление организационных мероприятий по следующим направлениям:

  • Планирование, установление порядка, координирование и контроль всего процесса реализации проекта;
  • Выбор совокупности приёмов и способов оформления и выдачи кредитов на реализацию проекта, взимания платежей по кредиту;
  • Оказание помощи заявителям в поиске эффективных решений, обеспечивающих рациональное использование средств финансирования и ускорение срока их окупаемости, оценка промежуточных параметров и прогнозирование результатов реализации проекта, выработка решений по корректировке программы реализации проекта;
  • Экспертные операции по оценке финансового состояния исполнителя инвестиционного проекта в ходе реализации последнего (….).

Стадия обеспечения возвратности инвестируемых средств характеризуется разработкой и готовностью к применению финансово-правовых схем и разнообразных форм сохранности вложенных капиталов, минимизирующих риски инвесторов в процессе реализации проектов и защищающих как их интересы, так и интересы всех организационных структур инвестиционного комплекса.

В самостоятельное звено управленческого цикла со своей технологией, последовательностью и закономерностью выполнения процедур выделился мониторинг (непрерывное отслеживание) реализации инвестиционных проектов, предполагающий сбор, систематизацию и предоставление полной и достоверной информации о ходе реализации проекта организационным структурам инвестиционного комплекса. Мониторинг можно считать необходимой информационной подотраслью инвестиционно-заёмной системы, обеспечивающей её ежедневное функционирование и воспроизводство. Обоснование и характеристику мониторинга реализации инвестиционных проектов можно отнести к наиболее серьёзному научному открытию настоящей диссертации, впервые изложенному в российских исследованиях по тематике управления инвестициями.

Управление рисками также относится к числу нетрадиционных малоисследованных финансово-юридических технологий в российских экономических исследованиях. Теория управления рисками как составная часть инвестиционного комплекса, применяемая в процессе реализации инвестиционных проектов, обеспечивает ритмичность хода выполнения проектов, позволяет оперативно корректировать нежелательные фактические и потенциальные отклонения, неизбежно возникающие в деятельности столь сложного управленческого объекта как инвестиционно-заёмная система (…).

ГЛАВА 2. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ В ИНВЕСТИЦИОННО-ЗАЕМНОЙ СИСТЕМЕ Г.МОСКВЫ.

    1. Организационная модель инвестиционного комплекса в инвестиционно-заемной системе.

Функционирование инвестиционного комплекса как части инвестиционно-заемной системы направлено на реализацию общей стратегии инвестирования. Стратегия подлежит регулярному обновлению в скользящем режиме с годовым интервалом, а соответственно уточняются и контрольные цифры объемов финансирования из фондов городских облигационных займов (…).

Имеется в виду, что Москомзайм (Комитет), как отмечалось выше, ежегодно предоставляет Инвестиционно-экономическому Совету г. Москвы Стратегию инвестирования с тем, чтобы согласовать ее с основными задачами развития столичного городского хозяйства и проектов, проводимых в интересах г. Москвы. Обсуждение Стратегии инвестирования с Инвестиционно-экономическому Советом г. Москвы обеспечит соответствие Стратегии приоритетам Правительства, в частности, правильность структуры проектов и оценки финансовых потребностей (…).

Организационная модель функционирования инвестиционного комплекса базируется на порядке и процедурах отбора, финансирования и контроля за реализацией инвестиционных проектов, реализуемых за счет средств финансовых фондов городских облигационных займов.

Порядок представления и рассмотрения заявок на инвестирование из Финансовых фондов городских облигационных займов. Критерии отбора инвестиционных заявок.

Обязательным условием начала работы с инвестиционными проектами в Москомзайме является официальное письмо инициатора инвестиционного предложения (заявки) в Комитет с просьбой рассмотрения возможности предоставления инвестиций. Полученная заявка-письмо инициатора направляется в учреждение Москомзайм-Инвестпроект, где оно регистрируется для изучения и ответа. К рассмотрению и реестрированию (включению в реестр Москомзайм) вносятся все заявки, поданные в Управление инвестиций Москомзайма.

Заявка на финансирование инвестиционного проекта представляет собой приведённое к единой форме (стандартизированное) инвестиционное предложение Москомзайму. Податель заявок (заявитель) оформляет её в виде заявления-анкеты проектоустроителя, т.е. инициатора проекта. Любые оформленные с соблюдением всех требований заявки, поданные в форме заявлений-анкет, вносятся Москомзаймом сводный реестр.

Составными частями заявки являются :

1. Объём средств, необходимый для реализации проекта

2. Наличие собственных и привлечённых средств по проекту.

3. Общие сведения о предприятии-заёмщике.

4. Основные сведения о проекте.

5. Обоснование выбора отраслевой принадлежности проекта.

6. Значимость и степень поддержки проекта органами власти различного уровня

7. Комплект свидетельств и разрешительной документации экологов, СЭС, органов сертификации продукции(услуг) по проекту.

8. Приложение регистрационно-учредительских документов лица-инициатора проекта.

9. Документы, подтверждающие права собственности инициатора на различные активы.

10. Имеющиеся у инициатора проекта лицензии на виды деятельности.

11. Доказательства производственно-коммерческих связей инициатора проекта, оформленных в виде контрактов и договоров.

12. Сведения и документы об обеспечении и гарантиях возврата кредита по проекту.

Предпроектные исследования, составление бизнес-плана и технико-экономического обоснования и другой проектной документации, осуществляется за счет средств заявителей (предприятий, организаций), при поддержке департаментов, а также с привлечением внебюджетных фондов и других источников финансирования. На основе имеющихся в департаментах (комитетах, управлениях, префектурах) форматов представления документов на финансирование проектов из фондов городских займов, составляется заявка, которая, вместе с необходимым пакетом документов, характеризующих заявителя и сам проект (паспорт Заявителя, паспорт инвестиционного проекта), и сопроводительным письмом департамента (управления, комитета, префектуры) передается в Комитет муниципальных займов.

Заявителями на соискание инвестиций из Финансовых фондов для осуществления городских инвестиционных проектов могут выступать любые юридические лица, которые вне зависимости от организационно-хозяйственной формы и административной подчиненности, предоставляют полные сведения, раскрывающие

финансовое положение и правомочия, гарантирующие реализацию инвестиционного проекта и возврат заемных средств (см. «Требования к Заявочным документам для оформления инвестиционных проектов»).

Не допускаются к конкурсу заявители:

— структуры которых находятся в состоянии реорганизации, ликвидации или банкротства;

— которые сообщили о себе ложные сведения;

— не представившие документы проекта в требуемой форме (…).

Заявочные документы проекта передаются в Комитет муниципальных займов и развития фондового рынка (либо его специализированное Учреждение) по письменным

представлениям городских структурных органов, которые выражают поддержку (согласование) проекта и приравниваются к предварительному положительному заключению о состоятельности и эффективности проекта.

При отсутствии согласования заявки к рассмотрению не принимаются. В случаях, когда Комитет сочтет представленное заявителем согласование неполным, он имеет право возвратить заявку, либо направить ее самостоятельно на согласование в соответствующий Департамент (Комитет, Управление, Префектуру).

Предварительная экспертиза инвестиционного проекта (проверка на соответствие требованиям Москомзайма) производится на основании данных, содержащихся в заполненной на предыдущем этапе «Заявке на инвестирование. «(см. Приложение). В ходе экспертизы устанавливается формальное соответствие заявляемых параметров проекта критериям отбора, выработанным Москомзаймом, производится:

  • классификация проекта и отнесение его к определённой группе;
  • предварительная оценка рыночной возможности реализации проекта;
  • предварительная оценка технической возможности реализации проекта;
  • оценка правового обеспечения реализации проекта;
  • предварительная оценка возможных залогов и рисков;
  • анализ финансового состояния потенциального заёмщика
Читайте также  Источники инвестиций в учении меркантилистов

По результатам предварительной экспертизы Управлением инвестиций в соответствии с утверждённой формой подготавливается «Предварительное заключение по инвестиционному проекту» (…).

В случае принятия решения о продолжении работ Инициатору проекта направляется запрос на предоставление бизнес-плана проекта и пакета документов в соответствии с требованиями Москомзайма, и реализуется следующий этап проектного цикла (…).

Основой обеспечения конкурсности является критериальная база, обеспечивающая максимально объективный подход и к рассмотрению представляемых материалов, и к процедурам выбора индивидуальных и институциальных экспертов, и к работе организаций-участников реализации проектов. Блоки критериальных требований, сформированные на начальном этапе работы МКЗ и представленные ниже, должны дать возможность выступать Комитету не только в качестве крупнейшего инвестора г.Москвы и России в целом, но, в конечном итоге, стать наиболее значимым с социально-экономической точки зрения инвестиционным институтом РФ, авторитет и деятельность которого позволит отечественным и зарубежным инвесторам безбоязненно вкладывать свои средства в экономику Москвы и регионов. Разработаны и применяются следующие блоки критериальных требований к проектам и их участникам:

Целевое размещение инвестиционной массы:

  1. Муниципальные проекты (городская инфраструктура жизнеобеспечения)
  • муниципальные департаменты, комитеты, министерства, управления,
  • крупные муниципальные предприятия и организации, полностью или частично находящиеся в собственности города.
  1. Промышленные предприятия и организации:
  • крупные промышленные предприятия, имеющие высокую муниципальную значимость,
  • средние предприятия и организации,
  • малые предприятия.
  1. Банковские и финансовые структуры (ФС):
  • крупные банки и ФС муниципального значения,
  • банки и ФС окружного значения,
  • частные ФС.
  1. Торгово-обслуживающий и агропромышленный комплекс:
  • производство и реализация продуктов питания,
  • торговая инфраструктура промышленными товарами,
  • социальная сфера обслуживания населения.
  1. Научно-образовательные структуры.

Ориентировочные объемы инвестиционных потоков по направлениям.

Предельные сроки инвестиций по направлениям.

6. Долгосрочные (капвложения в новое строительство, выпуск новой продукции на предприятиях города и пр.),

7. Среднесрочные (финансирование недостроя, социальных и промышленных проектов),

8. Краткосрочные (включая финансирование внутренних и внешних торговых контрактов, обеспечение реализации программ по внутренним и внешним долговым обязательствам).

Критерии оценки заемщика.

9. Дееспособность заемщика (производственная история).

10.Кредитоспособность заемщика (кредитная история), основные финансовые показатели за отчетный период и за предыдущие 2 года.

12.Уставный капитал, основные фонды, собственные средства (активы и пассивы).

13.Структура кредиторской и дебиторской задолженностей.

16.Вышестоящая организация, рекомендации.

17.Отчетность, штрафные санкции, налоговые претензии.

18.Участие в государственных и муниципальных программах (производственных, финансовых, социальных, экологических).

19.Деятельность на рынке ценных бумаг.

20.Плановая и фактическая рентабельность и реальный доход по каждому виду деятельности (от эксплуатации производственных объектов).

22.Наличие государственных заказов и объем договорных работ с федеральными и муниципальными структурами, сроки и процент их выполняемости.

Критерии оценки проекта.

23.Актуальность проекта для города (по целям, объему, срокам).

24.Оптимальность и комплексность предлагаемого проекта по экономическим, социальному, экологическому аспектам.

25.Доходность (окупаемость) проекта по срокам (месяцы, годы) для заемщика и городского бюджета.

26.Универсальность (серийность) предлагаемой по проекту технологии производства продукции или оказываемых услуг.

27.Объем попутно решаемых проблем с позиций потребителя, города.

28.Соисполнители в реализации проекта (страна, область, город, фирмы), их долевое участие в проекте.

29.Источники и долевое участие в финансировании проекта.

30.Ликвидность залоговых активов:

  • — ценные бумаги (акции, корпоративные и государственные векселя, облигации, обязательства, варранты и пр.),
  • — продукция на складе (собственная, поставленная и пр.),
  • — производственные запасы,
  • — объекты недвижимости (завершенные, незавершенные),
  • — права (пользования, требования и пр.), пригодные к финансовой оценке,
  • — активы в зарубежных кредитно-финансовых учреждениях и недвижимости.

31.Периодичность (этапность) инвестиционных интервенций.

Группы 1 и 2 критериев, применяющихся при непосредственной работе с инвестиционными проектами, детализирует макронаправления до уровня предпочтительной оценки. Эти критерии используются консультантами и экспертами на этапе предварительной экспертизы.

Группа критериев 3 позволяет оценить дееспособность заявителя и его производственно-экономическую историю. Исключительная важность данной группы критериев позволяет не только составить мнение о финансовом состоянии заемщика, но и подготовить предложения о форме финансирования (денежном, вексельном), порядке и видах взаиморасчетов, платежей в бюджет.

Критерии группы 4 позволяют сделать основные выводы о степени подготовки и глубине проработанности инвестиционного проекта. В результате исследований проекта делается вывод об уровне положительной величины чистой приведенной стоимости в результате реализации проекта при заданной ставке дисконтирования. Отдельно рассматривается маркетинговое исследование, проведенное заявителем.

Учитывая сложность и специфику последнего вопроса, решение по маркетинговой части проекта выносится, как правило, после специализированной экспертизы.

Критерии проектной совокупности

Инвестиционно-экономический Совет определяет основные (макро) критерии инвестиционной политики — критерии проектной совокупности:

  • Критерии соответствия интересам г.Москвы
  • Критерии инвестиционной глубины по отраслям
  • Критерии диверсификации по отраслям
  • Критерии диверсификации по срокам возврата
  • Критерии резервирования (страхования) по проектной совокупности
  • Критерии интегральной доходности проектной совокупности

Эти критерии формулируются исходя из стратегических задач, стоящих перед МКЗ на ближайшее полугодие (в начале деятельности) и претерпевают изменения, корректируются ориентировочно раз в год. Факторы, влияющие на изменения критериев данной группы связаны с экономико-политической и социальной обстановкой в г.Москве и Российской Федерации в целом не подвержены резким краткосрочным изменениям. С помощью критериев проектной совокупности Инвестиционным Советом формируются требования к инвестиционному портфелю МКЗ в принципе. Выраженные в цифровых значениях эти требования являются базовыми при приеме к рассмотрению и регистрации любого инвестиционного проекта в конкретный период времени. Очевидно, что базовые критерии меняются благодаря изменению функциональных составляющих более низкого порядка (на уровне Экспертного Совета). Так, возникновение избыточной массы подготовленных к реализации (или наоборот, не принятых) проектов одной специализации, заставляет корректировать один или несколько базовых критериев, изменяя условия приема предложений к рассмотрению, или меняя объем обязательных требований к заявителю. Таким образом, применение двухуровневой системы критериальных оценок (Инвестиционно-экономический Совет — Экспертный Совет), позволяет использовать обратную связь и регулировать поток заявок на заемный капитал.

Основными критериями инвестиционного отбора при финансировании за счет средств Финансовых фондов городских облигационных займов являются:

  • соответствие программам развития г.Москвы;
  • оптимальность и комплексность по экономическим, технологическим, социальным и экологическим составляющим, подтвержденная согласованием с городскими отраслевыми и территориальными структурами;
  • экономическая и бюджетная эффективность для города, создание новых и сохранение рабочих мест, социальная значимость и пр.;
  • соответствие финансовых показателей проекта (рентабельность, срок окупаемости, расчетный период возврата инвестированных средств) критериям инвестирования и параметрам проектного портфеля Совета.
  • доходность (окупаемость) проекта, определяемая критерием минимальной эффективности заявочного портфеля, вычисляемой на момент отбора проекта с учетом прогнозируемых индикаторов;
  • надежность заявителя (заемщика), гарантированность возврата инвестированных средств в установленные сроки;
  • наличие подтвержденной аудиторской проверкой надежности схемы возвратности инвестируемых средств — гарантий, ликвидных залоговых активов, отчуждение заявителем материальных активов или прав в рамках проекта в пользу уполномоченного Правительством Москвы учреждения на период реализации проекта, и ее участников (уполномоченные банки, страховые компании и др.)
  • степень подготовленности Заявки к реализации и глубина прединвестиционной проработки проекта.

Комплексная экспертиза проектов.

Экспертиза Проекта проводится по двум направлениям: проверка реального финансового состояния заявителя по методике, утвержденной Москомзаймом, проведение экспертизы самого Проекта по экономическим, экологическим, техническим, социальным направлениям независимыми экспертами Экспертного Совета Москомзайма и вынесение решения о целесообразности углубленного изучения бизнес-плана.

Экспертиза инвестиционных заявок проводится специализированным учреждением при Комитете муниципальных займов и развития фондового рынка — «Москомзайм-инвестпроект».

Основными целями Экспертного Совета МКЗ являются:

— обеспечение первичного отбора инвестиционных предложений и подготовки их к экспертизе,

— обеспечение сквозной экспертизы инвестиционных предложений, проектов и контрактов (ИП), поданных заявителями в МКЗ,

— информационное, финансово-экономическое и научно-техническое обеспечение Инвестиционно-экономического Совета (ИЭС)

— организационно-методическое обеспечение проектного финансирования в процессе подготовки и реализации ИП.

Основная задача ЭС — проведение комплексной многоуровневой экспертизы финансово-экономического и технического состояния заявителя и возможности финансирования представленных (зарегистрированных) проектов. Экспертиза по всем составляющим проекта проводится экспертами — специалистами и организациями — в соответствии с регламентом и иными документами, утвержденными ИЭС (…).

«Москомзайм-инвестпроект» формируется из полномочных представителей функциональных и отраслевых подразделений Правительства Москвы, экспертные заключения «Москомзайм-инвестпроекта» являются официальным заключением о возможности и целесообразности использовании средств Финансовых фондов для финансирования инвестиционных проектов при их представлении для решения Инвестиционным Советом города Москвы (…).

При проведении экспертиз «Москомзайм-инвестпроект»:

  • на основе требований, установленных Инвестиционно-экономическим Советом, конкретизирует объем и содержание информации, необходимой для проведения экспертиз (см. Приложение «Типовой формат аналитических оценок и экспертиз проектов для финансирования из Финансовых фондов городских облигационных займов»);
  • формирует группы экспертов по каждому проекту и проводит калькуляцию сметы расходов на экспертизы;
  • готовит итоговое экспертное заключение.

Источники: http://studref.com/459922/ekonomika/obekty_subekty_investitsiy, http://studfiles.net/preview/5957042/page:4/, http://www.microbik.ru/dost/Управление инвестициями в субъекте федерации (на примере москвы)c/shk-3.html

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто