Урок экономики с использованием ИКТ по теме «Сбережения и инвестиции». 11-й класс
Презентации к уроку
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Загрузить презентацию (227,8 кБ)
Проведение данного урока рассчитано на 2 академических часа с учётом изучения учащимися темы “Рынок ценных бумаг”.
Примерно за неделю до проведения урока необходимо обозначить исследовательскую группу учащихся (2-3человека) и дать им задание: провести социологический опрос . Результаты исследования школьники должны оформить в виде доклада в сопровождении слайдов.
Необходимое аппаратное и программное обеспечение:
- наличие ПК, имеющих выход в Интернет (ПК для каждого ученика).
- мультимедийный компьютер с пакетом средств Microsoft Office для учителя.
- экран.
Методы обучения:
- наглядный – демонстрация мультимедийной презентации;
- исследовательский;
- словесный – эвристическая беседа.
Цель урока: показать старшеклассникам риск обмана на рынке инвестиций.
Задачи рока:
- Исследовать проблему обмана обывателей на рынке ценных бумаг;
- Научить учащихся аргументировано выражать своё мнение относительно проблемы сохранения и преумножения сбережений.
- Воспитание ответственности за экономические решения.
1) Приветствие учащихся. Сообщение цели урока. (1минута)
2) Актуализация знаний: (10 минут)
- Сбережения? (Слайд 2).
- Инвестиции? (Слайд 2).
- Что означает инвестировать свои сбережения? (Слайд 2).
- Как функционирует финансовый рынок? (работа по схеме – слайд 3).
Учитель выступает в роли диспетчера, ученики комментируют каждое направление финансового рынка.
- Какие существуют виды ценных бумаг?
- Дайте определения таких ценных бумаг как: — облигация; — акция; (Слайд 4).
- В чём заключаются основное достоинство и недостаток облигации, акции?
3) Решение заданий под “знаком вопроса”. (4 минуты) (Слайд 5).
Учитель: Два друга – Ваня Плюшкин и Жора Кныш — решили вложить свои денежные сбережения в ценные бумаги акционерного общества “Центрум”. Ваня Плюшкин – человек осторожный; он не любит рискованных затей. Жора Кныш, напротив, предпочитает рискнуть и получить как можно больший выигрыш от капиталовложения. Он живёт по принципу: “либо пан, либо пропал”. Какие ценные бумаги – обыкновенные акции или облигации – купит каждый из этих ребят, если надёжность АО “Центрум” не гарантирована? [2]
Иван как человек осторожный купит облигации, а Женя купит обыкновенные акции, так как покупка именно этого вида акции наиболее подвержена риску невозврата вложенных денежных средств. К тому же по облигациям гарантированный %, а по обыкновенным акциям дивидендов может и не быть вовсе ( в случае, если предприятие сработает без прибыли, или с прибылью , недостаточной для выплаты дивидендов по обыкновенным акциям
Учитель: дайте определения: — дивиденд; — курс акций; (Слайд 6).
Учитель: объясните, какова зависимость курса акций от размера дивидендов и величины банковского процента. (Слайд 7).
Ответ учащихся: У человека, имеющего сбережения всегда есть выбор: вложить деньги в акции или положить на текущий счёт в банк под %. Поэтому и существует зависимость между курсом акции от размера дивидендов и величины банковского процента. Курс акции находится в прямой зависимости от получаемого по ней дивиденда и в обратной зависимости от ставки процента: чем выше дивиденд и, чем ниже величина банковского процента, тем выгоднее помещать деньги в акции, а не в банк, и наоборот.
4) Мозговой штурм: Внимание! Перед вами следующий сюжет. (2 минут)
Учитель (после демонстрации анимационных слайдов 8 — 13):
Какая проблема отображена в данной ситуации?
Ответить ученикам нетрудно:
Буратино мечтал о приросте своих сбережений в пять золотых, а в итоге остался ни с чем!
Учитель: Верно! Но данная история, к сожалению, бывает не только в сказках! Зачастую наш российский обыватель становится очень похожим на Буратино, мечтающего о дереве с золотыми монетами, и обмануть его всякого рода мошенникам не представляет особого труда…
А может, мы – обыватели, иногда похожие на Буратино, виноваты сами? Давайте разберёмся и расставим все точки над i .
Эпиграфом нашей дальнейшей работы станет следующая фраза:
“Ах, обмануть меня нетрудно – я сам обманываться рад ” (Слайд 14).
А вот какой орфографический знак необходимо поставить в конце данной фразы:
. или ? или ! или может …
Позвольте высказать вашим ученикам собственное мнение на этот счёт.
Это будут разные мнения. В зависимости от темперамента и жизненной позиции ребят, школьники выскажут и удивление, и согласие, недоверие и даже смирение. А кто — то из учеников обязательно скажет: нужно сначала разобраться. (3 минут)
С точки зрения развития экономики (семейной, государственной) целесообразно вложение денег в предприятия (покупка ценных бумаг) или в банк. Но в любом случае нельзя доверять деньги мошенникам, которые обещают быстрый путь обогащения.
Учитель соглашается с ребятами, но подмечает, что и на рынке инвестиции проблема обмана весьма актуальна. Ребятам предлагается послушать рассказ одноклассников о примере хрестоматийного надувательства вкладчиков.
5) Рассказ (специально подготовленного ученика исследовательской группы) о ситуации с “законопослушной” пирамидой МММ. (7 минут)
На протяжении всего периода реформ сначала в советской, а затем российской экономике население страны тщетно пыталось защитить свои сбережения от инфляции. Однако рынок не предлагал такого рода услуги. Наличные деньги и вклады на счетах в Сбербанке за считанные месяцы превращались ни во что… Не спасали и вложения в валюту: курс доллара многократно отставал от внутренней инфляции. В результате в России на одну и ту же сумму, как в долларах, так и в рублях с каждым годом можно было купить все меньше товаров и услуг. Ситуацией не замедлили воспользоваться мошенники. Самой знаменитой из подобных афер была деятельность акционерных обществ, организованных по принципу финансовой пирамиды. Наиболее известное из них – АО «МММ«. (Слайд 15).
В декабре 1993 г. оно начало активную рекламу своих акций, прибегнув к невиданному до этого в России приему: объявлению цен их продажи и скупки на будущее. Каждая следующая цена была выше предыдущей, причем курс pос стремительно. В декабре он составлял около 2 тыс. рублей, а к концу июля достиг 121 тыс., что даже в твердых ценах означало pост в несколько десятков pаз. Финансировать фантастический рост курса, как ни странно, было нетрудно.
Миллионы людей, привлеченные «гаpантиpованной» возможностью обогатиться, несли в АО «МММ» свои средства. Акции пирамиды выпускались похожими на деньги. Только вместо привычного по советским временам портрета В. И. Ленина их украшали изображение и личная подпись главы фирмы Сергея Мавроди. (анимационный эффект Слайда 15).
Вкладов публики вполне хватало, чтобы выкупать по все более высоким ценам акции у тех немногих акционеров, которые хотели их сдать. Возникла финансовая пирамида. Рост курса акций базировался не на реальных прибылях АО, а на привлечении все новых и новых вкладчиков. Можно сказать, рост шёл за счет расширения основания пирамиды.
Деньги новичков использовались на «подкормку» вершины пирамиды, а именно на выкуп акций по завышенному курсу у старых акционеров и, разумеется, на обогащение руководства компании. Впоследствии выяснилось, что Сергей Мавроди сумел присвоить десятки, если не сотни миллионов долларов. Развязка произошла в августе 1994 года. После начала финансовой проверки акции Акционерного Общества «МММ» сначала упали в цене более чем в сто раз, а потом АО вообще отказалось выкупать их.
Самое интересное в этой истории то, что с юридической точки зрения деятельность АО «МММ» не была мошенничеством: по закону акционерные общества вообще не обязаны выкупать свои акции. [3]
Затем следует задать ученикам такие вопросы:
— Кто виноват в доверчивости россиян?
— Что делать нам российским обывателям, чтобы не оказаться в ситуации обманутых вкладчиков? (Слайд 17 ).
Учитель выслушивает мнения ребят (5 минут), а затем предлагает вниманию учащихся доклад группы исследователей, которые проводили опрос жителей села по проблеме обмана вкладчиков АО “ МММ”.
Примечание: переход к презентации ребят сделан через гиперссылку — иллюстрацию слайда 17.
6) Доклад группы исследователей. Учащиеся демонстрируют результаты своего исследования презентацией, например, такой как: “Наши вечные русские вопросы”. Ребята сообщают сделанные ими выводы. (5 минут)
По окончанию выступления ребят учитель предлагает следующие вопросы для обсуждения:
- Можно ли было заранее ожидать, что люди «клюнут» на аферу «МММ»?
- Почему они не могли продолжать спокойно хранить свои деньги дома или в Сбербанке?
- Какие правовые нормы государство должно было бы заранее принять, чтобы не допустить обмана вкладчиков? (Слайд 18). [3]
На обсуждение данных вопросов следует выделить до 8 минут.
7) Обсуждение с учащимися сравнительных выгод и недостатков:
— правового (заранее принять запрещающий закон) и
— стихийно-экономического (пусть люди всё поймут на собственном горьком опыте) способов ликвидации финансовых пирамид. (Слайд 19). (5 минут) [3]
Учитель после обсуждения: “Лихие 90-е” прошли, финансовые пирамиды МММ и ГКО (государственные краткосрочные обязательства) рухнули: 1994 и 1998 год (дефолт в России), соответственно. А были ещё “Хопёр-Инвест”, “Гермес-финанс”, “Тибет”, “Властилина” и другие – порядка 1700 финансовых пирамид! (Слайд 20 ). Некоторые выводы сделать можно, но история, к сожалению, повторяется…
Парадокс: деньги уходят и приходят, а пирамиды остаются! (Слайд 21).
Не верите? Давайте проследим “географию обмана” обывателей России финансовыми пирамидами за последние годы. А поможет нам в этом ИНТЕРНЕТ…
9) Работа учащихся в сети Интернет (10 — 12 минут). (Слайд 21). (15 минут)
Ребята знакомятся с указанной на слайде ссылкой. [4] Данная ссылка содержит много информации. Для экономии времени следует дать каждому ученику конкретный вариант задания.
Данное приложение следует предварительно разместить на рабочем столе ПК учащихся.
(№ закреплённого рабочего места учащегося соответствует № варианта.)
По окончанию работы в Интернет школьники докладывают о “географии” финансовых пирамид России. На слайде — карте России появляются пирамиды или подчёркиваются названия городов, в которых активизировались финансовые пирамиды. (Слайд 22).
Примечание: Анимация слайда настроена строго на опрос учащихся по вариантам: от 1 до 17. Если учителю такая альтернатива не нравится (или не устраивает, что появляющиеся пирамиды громоздки), то можно воспользоваться интерактивной ручкой или фломастером. Можно обозначить “географию” обмана российских вкладчиков простым подчеркиванием названий городов, в которых активизировались финансовые пирамиды.
Учитель: Итак, факт налицо: история повторяется, и вы убедились в этом! Считаете ли вы, что вкладчики нынешних финансовых пирамид не понимали, что делают рискованные вложения? Почему они их всё-таки делали?
Обязательно дайте высказаться вашим ученикам! Палитра мнений здесь будет самая разнообразная: от осознания русской “халявы” — до утверждения фаталиста: “Кто не рискует — тот не пьёт шампанского!”.
10) А что скажут специалисты? Прослушивание комментариев юриста и экономиста относительно проблемы выбора между надёжностью и доходностью сбережений (Слайд 23). (5 минут) [3]
Учитель: Какой вывод можно сделать на основании мнения специалистов?
Ответ школьников: всегда следует помнить, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Риск и доходность – вот основные критерии выбора, и одно всегда достигается в ущерб другому. Высокая доходность всегда связана с большим риском потери сбережений, и наоборот, меньший риск, как правило, подразумевает более низкую доходность. Существует множество способов снизить риск, переложить его на плечи других экономических агентов. Один из основных способов снизить риск вложений – оценка надежности той организации, которой вы отдаете деньги. И здесь важно понимать, что реклама, сколь интенсивной и вызывающей доверие она бы ни была, не может рассматриваться как фактор, повышающий надежность организации.
11) Распознаем мошенников. (5 минут)
Учитель: Финансовые пирамиды, на которых в 90-х погорели миллионы россиян, сейчас буквально переживают второе рождение. (Слайд 24). Мошенники снова обводят вокруг пальца тысячи людей, а потом, прихватив с собой миллионы рублей, исчезают, как будто их никогда не было. (Слайд 24) Нынешние пирамидостроители уверяют, что направляют деньги вкладчиков в высокоприбыльные проекты или на покупку растущих в цене акций крупнейших компаний. А МВД РФ прогнозирует рост числа финансовых пирамид в стране. Интересный факт: 10 января 2011 года Сергей Мавроди в своём блоге заявил о новом проекте привлечения финансовых средств с весьма высокой доходностью. В данном проекте неугомонный С.Мавроди планирует выступать просто консультантом. Неужели МММ и ей подобные были, есть и будут существовать завтра?
Как не стать жертвой обманщиков и распознать, что перед вами не инвестиционная компания, а финансовая пирамида?
Ответ ученика работающего по варианту №18. [5] ( слайд 25.)
12) Определение правил поведения обывателя – инвестора. (5 минут)
Вопрос учителя: Каких основных правил должен придерживаться обыватель — инвестор, чтобы не остаться у “разбитого корыта?” (Слайд 26)
Ребята формулируют основные правила поведения инвестора, основываясь на выводах, которые делали они же сами на разных этапах урока.
По окончанию данной работы учитель выдаёт старшеклассникам буклет — “Памятку будущего инвестора”. . [1]
Буклет необходимо предварительно распечатать для каждого ученика.
(Примечание: в презентации переход на памятку сделан через картинку – гиперссылку слайда 26)
13) Формулировка общего вывода урока. (2 минуты) (Слайд 27).
— Какой же знак нужно поставить в конце фразы, взятой за эпиграф урока?
Ученики сами приходят к решению проблемного вопроса: обманывается на рынке инвестиций тот, кто сам обманываться рад.
Чтобы осуществлять инвестиции в экономику необходимо знать хотя бы основы экономической теории и права. “Учиться, учиться и учиться!” — как справедливо напомнил знаменитую фразу председатель компании “Евросеть” Малис в телевизионной программе “НТВешники” от 22.01.2011 , в которой рассматривался вопрос новой волны МММ. Но, пожалуй, самое главное — не стоит доверять разного рода жуликам и мошенникам.
14) Домашнее задание. (Слайд 28) (2 минуты)
— Подготовить устные ответы на вопросы для размышления стр. 151 — учебник “Экономика”. (И.В. Липсиц, 10 — 11 класс, 2часть, – М.: Вита-Пресс, 2006 г).
— Написать эссе (предлагается 2 темы на выбор).
- Тема 1. “ Возможна ли “перезагрузка” МММ?”
- Тема 2. “ Кто мы: вкладчики поля страны дураков или вкладчики поля страны чудес?”
15) Рефлексия. (Слайд 29) (5 минут).
Учитель раздаёт ребятам шляпы разного цвета и просит выразить оценку урока. Например, если ученику достаётся шляпа красного цвета – ученику нужно рассказать какие чувства и эмоции преобладали у него на уроке. Если ученику достаётся шляпа черного цвета – он должен выразить своё критическое отношение к уроку и т.д.
Урок экономики в 11 классе инвестиции
УРОК 41
Цель урока: рассмотреть потребление как самый простой компонент валового внутреннего продукта; раскрыть связь между потреблением и доходами, между размерами сбережения и дохода; проанализировать главные факторы в жизни общества, влияющие на потребительские расходы; развивать любознательность; воспитывать бережливость.
Основные понятия: доходы, потребление, сбережения, функции потребления и сбережения, национальные сбережения и норма сбережений.
Тип урока: изучение нового материала.
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
►► Вопросы для дискуссии
1. Охарактеризуйте экономические факторы, определяющие формы распределения национального дохода.
2. Какие факторы влияют на величину доходов населения?
3. Определите черту бедности. Уровень бедности в Украине?
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Потребление и сбережения играют определяющую роль в экономике любой страны. Государства, которые инвестируют значительный процент своих доходов, а потребляют меньше, достигают высоких темпов роста национальной экономики и производительности труда.
И наоборот, те страны, которые потребляют больший процент своих доходов, а инвестируют меньше, развиваются медленнее.
IV. Изучение нового материала
Потребление — это часть дохода в распоряжении, поступающей для покупки товаров и услуг в текущем периоде.
Потребление является самым простым компонентом валового внутреннего продукта, что составляет 66 % совокупных расходов в течение последнего десятилетия. Какие же главные компоненты потребления? Среди его важнейших статей — жилье, транспортные средства, продовольствие и медицинские услуги.
Сбережения — это неспожита часть личного безналогового дохода.
Сбережения — часть дохода в распоряжении, что остается после удовлетворения потребительских нужд и направляется на потребление в будущем.
Оптимальной нормой национального сбережения считают 20-25 %. Между нормой национального сбережения, инвестициями и темпами экономического роста существует тесная взаимосвязь, поэтому каждая страна особое внимание обращает на стимулирование склонности населения, домохозяйств, предприятий к сбережению.
Функция потребления основывается на простой идее, согласно которой поведение потребителя за определенный период связана с величиной его дохода за этот период. Зато гипотеза жизненного цикла рассматривает частных лиц, которые планируют свое поведение в отношении потребления и сбережения на длительные периоды, надеясь как можно лучше распределить потребительские расходы на протяжении всей своей жизни.
Франко Модильяни разработал модель поведения потребителя, которую называют гипотезой жизненного цикла. эта модель основывается на концепции межвременного выбора потребителя, иначе говоря, гипотеза жизненного цикла усматривает в сбережениях результат преимущественно желание частного лица обеспечить себе возможность потреблять в старости. Как видим, эта теория отмечает ряд неожиданных факторов, влияющих на норму сбережений в стране. Например, возрастная структура населения, в принципе, — важный фактор, определяющий поведение величины потребления и сбережения.
Функция потребления имеет вид:
где WR — реальное богатство;
а — предельная склонность к потреблению;
YL — трудовой доход;
с — предельная склонность к потреблению из трудового дохода.
Трудовой доход — это такой доход, который получает рабочая сила, в отличие от дохода, который зарабатывают другие факторы производства, как, скажем, рента за землю или прибыль с капитала.
Сбережения равны доходу за вычетом расходов на потребление:
где NL — количество лет жизни человека;
WL — количество лет труда и зарабатывания дохода;
( NL — WL ) — количество лет, течение которых человек не работает по возрасту.
Из уравнения следует, что сбережения в течение рабочего периода жизни человека равных определенной доле трудового дохода, а числовое значение такой доли — числовому значению доли, которую составляет период, когда человек не работает по возрасту, от жизни в целом.
На рисунке показана схема потребления, сбережения и расходования сбережений за весь период жизни. На протяжении всей жизни поток потребительских расходов С равномерный и составляет вместе (С ∙ NL ). В период жизни, когда человек не работает по возрасту, такие потребительские расходы финансируются за счет сбережений, которые накапливались в течение рабочего периода жизни. Следовательно, заштрихованные отрезки ( YL — C ) ∙ WC и C ∙ ( NL — WL ) одинаковые или можно сказать так: за счет сбережений в годы работы финансируются расходы в период, когда человек не работает по возрасту.
Из рисунка становится очевидной важная идея теории жизненного цикла потребления. Она заключается в том, что планы потребления составляются так, чтобы достичь одинакового или равномерного уровня потребления путем сбережения в течение периодов высоких доходов и расходования сбережений в периоды низких доходов. Следовательно, это важный отход от рассмотрения потребления лишь как такого, что базируется на текущем доходе. разница является существенной, поскольку в расчетах потребительских расходов на протяжении всего жизненного цикла учитываются доходы, которые будут получены за всю жизнь, а не только текущий доход.
К числу важнейших факторов, которые существенно влияют на потребление и сбережения, кроме текущего дохода, можно также отнести постоянный доход, богатство, социальные факторы и ожидания. Однако из года в год важнейшим определителем изменений в потреблении фактически используемый доход.
Схема потребления, сбережения и расходования сбережений
Развивая гипотезу жизненного цикла потребления и сбережения, мы показываем, что именно определяет величину предельной склонности а и с в уравнении, почему величина богатства должно влиять на величину потребления.
Мультипликатор инвестиций равен: K = 1/(1 — MPC ), где МРС — предельная склонность к потреблению ( MPC = C / Y )
V. Закрепление новых знаний и умений учащихся
►► Вопросы для дискуссии
Или правильными являются следующие утверждения?
1) Предельная склонность к потреблению всегда равна предельной склонности к сбережению.
2) С увеличением дохода потребителя доля расходов на продукты питания уменьшается.
3) На объем и динамику сбережений и инвестиций влияют одни и те же факторы.
4) Потребительские расходы не являются более стабильными по сравнению с инвестиционными расходами.
5) Если известна функция потребления, то всегда можно построить функцию сбережения.
6) Рост налогов на доходы граждан и снижает расходы на потребление, и размер сбережений.
7) Ценность денежной единицы в будущем меньше ее ценность сегодня.
8) в Соответствии с традиционными положениями, снижение налогов, которое правительство финансирует за счет увеличения заимствований, не стимулирует увеличение расходов потребителя.
9) Повышение налогов передвигает вниз как функцию потребления, так и функцию сбережения.
10) С ростом реальной процентной ставки стимулы фирм к инвестированию увеличиваются.
Ответы: правильные— 2, 5, 6, 7, 9; неправильные— 1, 3, 4, 8, 10.
1) Используемый доход равен 500 грн, на потребление тратят 400 грн. С дохода в размере 800 грн величина потребления составляет 600 грн. Вычислите MPC и MPS (предельная склонность к потреблению и сбережению).
2) Текущий используемый доход человека составляет 15 тыс. грн. за год, а имущество — 50 тыс. грн. Предельная склонность к потреблению текущего дохода — 0,8, а имущества — 0,025. Автономное потребление равняется 1000 грн. Вычислите объем потребления лица по кейнсианской функцией потребления и гипотезой жизненного цикла.
3) В национальной экономике является возможность использовать семь инвестиционных проектов.
Методическая разработка по экономике (11 класс) на тему:
Разработка урока «Инвестиции и биржа»
Разработка урока предназначен для учащихся 11 класса. Урок построен в форме деловой игры
Предварительный просмотр:
Урок экономики «Инвестиции и биржа»
Цель урока: обобщить, систематизировать и осуществить контроль знаний по теме «Инвестиции и биржа».
Задачи урока с учётом подготовленности учащихся 11 класса: 1. Обобщить и систематизировать материал по теме « Инвестиции и биржа» опираясь на знания учащихся и использование учебного приёма «Деловая игра». 2. Сформулировать обобщающие выводы 3. Проверить знание материала с использованием тестовых заданий. 4. Через систему познавательных задач закрепить знания о способах инвестирования. 5.Отработать навыки анализа процесса инвестирования и биржевых операций. 6. Актуализировать опорные знания обучающихся о инвестициях и ценных бумагах, используя проблемно-интегративный подход к обучению, направлять поисковую деятельность обучающихся на решение системы учебных проблем. 7. Содействовать в ходе урока формированию активности и самостоятельности учащихся. 8. Развитие навыков работы с источниками информации, умения анализировать и делать выводы, развитие умения коллективно решать задачи. 9.Продолжить формирование бережного отношения к собственным денежным средствам, культуры расходования денежных средств и их преумножения. Воспитание ответственности за результат работы.
Целевая установка урока
- Образовательная цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: Инвестиция и биржа. Закрепление и осмысление изучаемого материала, формирование современного взгляда на проблемы личных сбережений, приобретение умений и навыков ситуационного анализа.
- Воспитательная цель: продолжить формирование бережного отношения к собственным денежным средствам, культуры расходования денежных средств и их преумножения. Воспитание ответственности за результат работы. Воспитание профессиональной компетентности, совершенствование методики воспитательного воздействия на личность учащегося через групповые и игровые формы работы.Содействовать в ходе урока формированию активности и самостоятельности учащихся.
- Развивающая цель: Развитие навыков работы с источниками информации, умения анализировать и делать выводы, развитие умения коллективно решать задачи. Аргументировать свою точку зрения. Моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций.
Методическое оснащение урока:
- Папки с раздаточным материалом
- Презентации учащихся
- Тест
Тип урока : урок обобщения
Вид урока: деловая игра
Межпредметные связи: обществознание, основы менеджмента.
1. Организационный момент (5 минут)
2.Обобщение материала (20 минут)
3. Выводы (10 минут)
4.Рефлексия (5 минуты)
Сообщение темы, обоснование её значимости, постановка цели к уроку.Вводное слово учителя: С переходом России к рыночной экономике и по мере формирования полноценного финансового рынка не только бизнес может участвовать в инвестиционной деятельности (а кстати, что такое инвестиции и инвестиционная деятельность?), но и обычные люди, имеющие сбережения, которые по законам рынка не должны лежать мертвым грузом, — они должны приносить определенный доход. Другой вопрос, что отнюдь не все инвестиционные решения оказываются удачными, и вы можете не получить ожидаемые доходы. Процесс инвестирования – это и наука и искусство одновременно (что необходимо иметь для этого?)ответ: знания, вкус к риску, интуицию. Еще необходимо располагать надежными источниками аналитической информации, на основе которой принимаются решения о вложении средств.Мы сегодня попробуем отработать все эти навыки инвестиционной деятельности в ходе нашей деловой игры.
Распределение ролей.Разъяснение правил деловой игры: учащиеся делятся на 2 большие группы: инвесторы компании «Ямал-развитие»и потенциальные пользователи инвестиций. Вторая группа делится на 3 микрогруппы: 1)Банк, 2)ОАО «Газпром»(акции), 3)УП «Почта России»(облигации).
- Обобщение материала в виде деловой игры
Инвесторы компании поочереди посещают потенциальные объекты инвестирования, фиксируя все преимущества и недостатки инвестирования, которые в виде таблицы (см приложение 1), заполняют все учащиеся, постепенно, по ходу презентации групп потенциальных пользователей инвестиций.(см.приложение 2) После посещения всех групп, инвесторы во главе с директором компании, устраивают импровизированное совещание, (пользуясь уже заполненной таблицей), где обсуждают все предложенные варианты и выбираю самый оптимальный вариант для инвестирования.
Одновременно группы потенциальных пользователей инвестиций, пока идет обсуждение, разрабатывают эмблему и рекламный слоган своей компании для окончательного переманивания инвесторов.
После совещания инвесторов, группы потенциальных пользователей инвестиций презентуют свою рекламу, после чего инвесторы оглашают самый оптимальный вариант инвестирования денежных средств (опираясь, прежде всего на доходность и рискованность вложений).
Учитель делает вывод о том, что любые денежные средства должны приносить постоянный доход, их необходимо инвестировать, и объекты инвестирования необходимо выбирать очень тщательно, руководствуясь прежде всего целями инвестирования, такими критериями как доходность и рискованность. Инвестор, прежде всего, должен понять, что у него в приоритете, что главное: получить быстрый и высокий доход, но рисковать, или иметь невысокий доход, но более надежные вложения, без страха потерять все свои денежные средства.
Учащиеся делают вывод о том, что по большому счету инвестировать можно в любой из 3-х представленных объектов, разница только в доходности и рискованности этих операций.
После основных выводов учащимся предлагается выполнить тест по пройденной теме, состоящий из 7 вопросов. После выполнения теста учащиеся переходят к следующему этапу(рефлексии).
Учащимся предлагается ответить на 2 вопроса:
-Что понравилось/не понравилось на уроке? Чего не хватило?
-Что вы для себя узнали нового и интересного?
После ответа на вопросы учащимся предлагается оценить урок в денежных единицах. У каждого ученика лежит по несколько купюр разных денежных единиц (Евро, Доллар, Рубль). Если урок отличный (Евро), хороший (доллар), удовлетворительный (рубль).
Источники: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/статьи/596430/, http://schooled.ru/lesson/economic/11klas/42.html, http://nsportal.ru/shkola/ekonomika/library/2015/11/02/razrabotka-uroka-investitsii-i-birzha
Источник: