Уровень иностранных инвестиции в сша

Прямые иностранные инвестиции в США

Являясь крупнейшим экспортерам капитала, Соединенные Штаты занимают лидирующие позиции в мире и как импортер прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Приток ПИИ в США сократился в период с 2003 по 2005 гг. наполовину — с 60,3 млрд. долл. до 29,8 млрд. долл., в результате чего США оказались позади Люксембурга, Китая и Франции11. Однако в 2006 году приток ПИИ в американскую экономику, по данным Министерства торговли США, составил 175,4 млрд. долл. (самый большой объем с 2001 г.), что позволило этой стране снова стать лидером по данному показателю среди 30 государств — членов ОЭСР. При этом большая часть ПИИ была направлена в уже существующие компании, во вновь созданные предприятия было вложено лишь 14 млрд. долл., так как основной формой деятельности иностранных ТНК в этой стране стали международные слияния и поглощения американских компаний. В 2007 году США, по данным ЮНКТАД, еще больше упрочили свои позиции ведущего реципиента капитал, получив 192,9 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций (ПИИ). 9 Р.И. Зименков США и Канада, 2008 №7

10 Н.В. Супян США и Канада, 2008 №1

США сохраняют лидирующие позиции в мире и по объему накопленных ПИИ: в 2006 г. он достиг 1789 млрд. долл., или 16,2% всех вывезенных инвестиций в мире. Роль США как ведущего реципиента ПИИ объясняется не только большим дефицитом платежного баланса страны по текущим операциям и ослаблением курса доллара (до мирового финансового кризиса), но и их высоким уровнем экономического развития, большей емкостью и совершенством внутреннего рынка, а также его открытостью для иностранных инвесторов. Про прогнозу британского исследовательского агентства «Экономист интеллидженс юнит» (Economist Intelligence Unit), сделанному в октябре 2007 года, несмотря на ухудшение финансовой обстановки, США еще долгие годы будут оставаться главным направлением для прямых зарубежных инвестиций в мире. 11 Р.И. Хасбулатова «Мировая экономика и Международные экон. отн.» // 2007 — 609с.

На американском рынке действует совокупный капитал из более чем 90 иностранных государств, однако ведущие позиции принадлежат инвестициям из небольшой группы развитых стран.

Крупнейшими иностранными инвесторами в США по состоянию на конец 2006 г.(в процентах)12

Что касается ЕС в целом (25 стран), то на их долю приходилось более 62% всех ПИИ в США.

Надо отметить, что страны ЕС потеснили бывшего лидера Канаду, объем инвестиций которых приблизился к объему американских ПИИ на их территории. Более того, в настоящее время прямые инвестиции Японии, Германии, Франции, Швейцарии, Люксембурга и Дании значительно превышают американские ПИИ в этих странах. Наиболее активно ведут на рынке США японские ТНК, инвестиционная деятельность которых в американской экономике за последние 25 лет возросла более чем в 50 раз. Еще более впечатляющи результаты деятельности Люксембурга, ПИИ которых в США за это же время возросли в 73 раза и в 2006 году достигли 131 млрд. долларов.

Также отмечается быстрый рост инвестиций из развивающихся стран, что отражает повышение их экономической активности на мировой арене. Наибольший объем инвестиций в экономику США приходится на страны Латинской Америки (79,8 млрд. долл.), Азии (23,1 млрд. долл.) и Ближнего Востока (17,1 млрд. долл.). На долю развивающихся стран приходится около 10% ВВП, создаваемого в США предприятиями, принадлежащими иностранному капиталу. Таким образом, наряду с увеличением объема ПИИ в экономику США отмечается рост численности стран — экспортеров капитала в США, а также изменение соотношения их сил на американском рынке.

Основной объем иностранных инвестиций в США сосредоточен в сфере услуг (64%) и обрабатывающей промышленности (33%). Среди наиболее доходных сфер экономики с точки зрения иностранных компаний вот уже более двух десятилетий остается финансовый и банковский бизнес. При этом основная форма проникновения в американскую экономику — слияния и поглощения финансовых организаций США. Результатом такой политики явился беспрецедентный приток иностранного капитала в финансовую и банковскую сферы американской экономики: с 6,2 млрд. долл. в 1980 г. до 406,6 млрд. долл. в 2006 г., т.е. произошло увеличение примерно в 65 раз13. Также иностранный компании активно вкладывают капиталы в сферу торговли. Создание современных предприятий оптовой торговли приводит к расширению сбытовой сети в США, а также способствует повышению уровня технической оснащенности этих предприятий, что приводит к повышению их эффективности. Наиболее активно в этой сфере действуют японские компании, которые уже несколько десятилетий является одним из крупнейших торговых партнеров США (34,5% всех иностранных капиталовложений в эту отрасль в 2006 г.), за ней следуют Великобритания (24,3%) и Нидерланды (6,1%).

Крупные инвестиции иностранного капитала в США были сделаны также в информационные (125,9 млрд. долл.) и научно-технические услуги (62,3 млрд. долл.). Ведущей отраслью, привлекающей ПИИ в производственную сферу, является обрабатывающая промышленность (538 млрд. долл.), главным образом химическая, на которую приходится около одной трети (183 млрд. долл.) накопленных ПИИ, лидирующие позиции которые занимают Швейцария, Нидерланды, Германия, Франция и Великобритания, а также производство транспортного и электротехнического оборудования, на которых приходится около 69,2 млрд. долл. 13 Р.И. Зименков США и Канада, 2008 №7

Читайте также  Инвестиция как функция от процентной ставки

Инвестиции иностранных компаний органически вливаются в экономику США, став неотъемлемой частью воспроизводственного процесса. Так, при участии иностранного капитала создается более 10% ВВП

США. Активы обрабатывающей промышленности США сегодня на 12% принадлежат иностранцам, при этом в отдельных отраслях этой индустрии иностранные компании производят 20-25% всего объема выпускаемой продукции. На долю филиалов иностранных фирм приходится 20% предоставляемых Соединенными Штатами банковских и финансовых услуг, 24% товарного экспорта и 35% импорта США, 12% американских расходов на НИОКР. Увеличение притока иностранного капитала в США, которое приводит у расширению его влияния на американскую экономику, свидетельствует о растущей экономической и финансовой глобализации, происходящие в мире.

Валовые частные инвестиции США, 1970-2016

  • Экономика США
  • ВВП США
    • Потребительские расходы США
      • Расходы домохозяйств США
      • Государственные расходы США
    • Частные инвестиции США
      • Капитальные вложения США
    • Экспорт США
    • Импорт США
  • Добавленная стоимость США
    • Сельское хозяйство США
    • Промышленность США
      • Переработка США
    • Строительство США
    • Торговля США
    • Транспорт США
    • Услуги США
  • Национальный доход США

Частные инвестиции США, 1970-2016

В течение 1970-2016 гг. частные инвестиции США в текущих ценах увеличились на 3 437.1 млрд. долл. (в 16.0 раз) до 3 666.9 млрд. долл.; изменение произошло на 123.4 млрд. долл. благодаря росту численности населения на 112.6 млн., а также на 3 313.7 млрд. долл. благодаря росту частных инвестиций на душу населения на 10 285.3 долларов. Среднегодовой прирост частных инвестиций США был на уровне 74.7 млрд. долл. или 6.2%. Среднегодовой прирост частных инвестиций США в постоянных ценах был на уровне 3.1%. Доля в мире уменьшилась на 5.6%. Доля в Америке сократилась на 4.9%. Минимум частных инвестиций был в 1970 году (229.8 млрд. долл.). Максимум частных инвестиций был в 2015 году (3 701.7 млрд. долл.).

На протяжении 1970-2016 гг. частные инвестиции на душу населения в США выросли на 10 285.3 долларов (в 10.4 раз) до 11 381.7 долларов. Среднегодовой прирост частных инвестиций на душу населения в текущих ценах был на уровне 223.6 долларов или 5.2%.

Изменение частных инвестиций США описывается линейной корреляционно-регрессионной моделью: y=77.9x-153 481.2 , где y — расчетное значение частных инвестиций США, x — год. Коэффициент корреляции = 0.981. Коэффициент детерминации = 0.963.

Частные инвестиции США, 1970

Частные инвестиции США в 1970 году составляли 229.8 млрд. долл., занимали 1е место в мире. Доля частных инвестиций США в мире составляла 24.8%.

Частные инвестиции на душу населения в США в 1970 году составляли 1 096.4 долларов, занимали 10е место в мире и были на уровне частных инвестиций на душу населения в Андорре (1 154.4 долларов), частных инвестиций на душу населения в Катаре (1 138.8 долларов), частных инвестиций на душу населения в Австралии (1 130.2 долларов), частных инвестиций на душу населения в Норвегии (1 087.9 долларов), частных инвестиций на душу населения в Арубе (1 078.6 долларов), частных инвестиций на душу населения в Сан Марино (1 072.3 долларов). Частные инвестиции на душу населения в США были больше, чем частные инвестиции на душу населения в мире (250.1 долларов) на 846.2 долларов.

Сравнение частных инвестиций США и соседей в 1970 году. Частные инвестиции США были больше, чем частные инвестиции Канады (19.3 млрд. долл.) в 11.9 раз, частные инвестиции Мексики (11.5 млрд. долл.) в 20.0 раз, частные инвестиции Кубы (1.5 млрд. долл.) в 155.7 раз, частные инвестиции Багам (0.1 млрд. долл.) в 1 918.8 раз. Частные инвестиции на душу населения в США были больше, чем частные инвестиции на душу населения в Канаде (901.9 долларов) на 21.6%, частные инвестиции на душу населения на Багамах (707.1 долларов) на 55.1%, частные инвестиции на душу населения в Мексике (220.4 долларов) в 5.0 раз, частные инвестиции на душу населения на Кубе (169.3 долларов) в 6.5 раз.

Сравнение частных инвестиций США и лидеров в 1970 году. Частные инвестиции США были больше, чем частные инвестиции СССР (154.6 млрд. долл.) на 48.6%, частные инвестиции Японии (86.5 млрд. долл.) в 2.7 раз, частные инвестиции Германии (69.8 млрд. долл.) в 3.3 раз, частные инвестиции Франции (41.9 млрд. долл.) в 5.5 раз. Частные инвестиции на душу населения в США были больше, чем частные инвестиции на душу населения в Германии (888.7 долларов) на 23.4%, частные инвестиции на душу населения в Японии (824.9 долларов) на 32.9%, частные инвестиции на душу населения во Франции (804.2 долларов) на 36.3%, частные инвестиции на душу населения в СССР (637.9 долларов) на 71.9%.

Частные инвестиции США, 2016

Частные инвестиции США в 2016 году составили 3 666.9 млрд. долл., занимали 2е место в мире. Доля частных инвестиций США в мире составляла 19.2%.

Частные инвестиции на душу населения в США в 2016 году были равны 11 381.7 долларов, занимали 16е место в мире и были на уровне частных инвестиций на душу населения в Дании (11 271.2 долларов), частных инвестиций на душу населения в Гренландии (10 632.8 долларов). Частные инвестиции на душу населения в США были больше, чем частные инвестиции на душу населения в мире (2 554.4 долларов) на 8 827.3 долларов.

Читайте также  Уоррен баффет инвестиции корпоративные финансы

Сравнение частных инвестиций США и соседей в 2016 году. Частные инвестиции США были больше, чем частные инвестиции Канады (350.1 млрд. долл.) в 10.5 раз, частные инвестиции Мексики (255.7 млрд. долл.) в 14.3 раз, частные инвестиции Кубы (7.8 млрд. долл.) в 470.8 раз, частные инвестиции Багам (2.9 млрд. долл.) в 1 268.6 раз. Частные инвестиции на душу населения в США были больше, чем частные инвестиции на душу населения в Канаде (9 648.0 долларов) на 18%, частные инвестиции на душу населения на Багамах (7 388.3 долларов) на 54%, частные инвестиции на душу населения в Мексике (2 005.0 долларов) в 5.7 раз, частные инвестиции на душу населения на Кубе (678.7 долларов) в 16.8 раз.

Сравнение частных инвестиций США и лидеров в 2016 году. Частные инвестиции США были больше, чем частные инвестиции Японии (1 152.1 млрд. долл.) в 3.2 раз, частные инвестиции Индии (686.4 млрд. долл.) в 5.3 раз, частные инвестиции Германии (667.7 млрд. долл.) в 5.5 раз, но были меньше, чем частные инвестиции Китая (4 945.6 млрд. долл.) на 25.9%. Частные инвестиции на душу населения в США были больше, чем частные инвестиции на душу населения в Японии (9 018.4 долларов) на 26.2%, частные инвестиции на душу населения в Германии (8 150.7 долларов) на 39.6%, частные инвестиции на душу населения в Китае (3 523.7 долларов) в 3.2 раз, частные инвестиции на душу населения в Индии (518.2 долларов) в 22.0 раз.

научная статья по теме РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В США Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Цена:

Авторы работы:

МЕНЬШИКОВА ЕКАТЕРИНА ПЕТРОВНА

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В США»

РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В США

© 2012 г. Е.П. Меньшикова*

Международный институт энергетической политики и дипломатии МГИМО (У) МИД России, Москва

В статье анализируются федеральные и местные законы, гарантирующие права иностранных инвесторов и направленные на создание благоприятного инвестиционного климата, а также двусторонние и многосторонние инвестиционные соглашения.

Ключевые слова: иностранные инвестиции, инвестиционное регулирование, экономика США, международные соглашения, право.

Основным законом, гарантирующим права иностранных инвесторов, является Конституция США, принципиальные положения которой в отношении экономической свободы в полной мере распространяются на юридических и физических лиц других государств, имеющих намерение либо уже участвующих в создании на территории США предприятий с привлечением собственного или заемного капиталов [5, р. LIX-LXXIII].

Следует отметить, что в США отсутствует единый закон, которым бы руководствовались федеральное правительство и органы управления штатов на местах при организации своей работы по привлечению иностранных инвестиций в страну. Каждый американский штат самостоятельно разрабатывает и принимает законы, а также иные регламентирующие акты по работе с иностранными инвесторами. Но принятие законодательных актов, предоставляющих преференциальные условия национальным компаниям на уровне штата, ограничено специальным положением Конституции США (Interstate Commerce Clause).

К основным законодательным актам, регулирующим деятельность иностранных предпринимателей в США, относятся законы: «Об оборонном производстве» (1950), «Об изучении иностранных инвестиций» (1974), «Об обзорах международных инвестиций и торговли услугами» (1976) (этот закон вошёл статьёй в Гражданский кодекс США), «О раскрытии информации о зарубежных капиталовложениях в сельское хозяйство» (1978), «О торговле и конкурентоспособности» (1988), «О прямых иностранных инвестициях и усовершенствовании международной финансовой информации» (1990), «О реформе ино-

* МЕНЬШИКОВА Екатерина Петровна — аспирантка Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО (У) МИД России.

странных инвестиций в целях обеспечения национальной безопасности и укрепления прозрачности» (2007).

Указанные законодательные акты, регулирующие инвестиционный режим, относятся как к национальным, так и иностранным инвесторам. Прямые ограничения для последних действуют, как правило, лишь по соображениям национальной безопасности. Например, по политическим соображениям вводился запрет на связи с такими государствами, как Куба, Ливия, КНДР. Президент США может также запретить или приостановить слияние, приобретение или переход под иностранный контроль национальной компании, если будет определено, что иностранное лицо может совершить действие, создающее угрозу для национальной безопасности США.

Особое место в регулировании прямых инвестиций занимает Комитет по иностранным инвестициям (КИИ), созданный в 1975 г. Состав КИИ практически совпадает с составом Совета национальной безопасности, и это свидетельствует о том значении, которое придаётся проблеме иностранных инвестиций. В соответствии с поправкой Эксона — Флорио (Exon-Florio Amendment) к закону 1950 г. «Об оборонном производстве», в КИИ входят министры финансов, обороны, торговли, юстиции, госсекретарь, руководители Административно-бюджетного управления и Экономического совета при президенте, а также торговый представитель США. КИИ действует под председательством министра финансов на базе возглавляемого им ведомства и имеет право проводить расследование по факту продажи любой собственности на территории страны. В случае необходимости к работе подключаются руководители других федеральных органов, например Министерства энергетики [4].

Процесс рассмотрения покупки иностранным инвестором части или контрольного пакета акций какой-либо американской компании начинается с уведомления КИИ одним из участников сделки, хотя американские и иностранные партнёры не всегда ставят в известность КИИ о заключённых между ними соглашениях, поскольку далеко не все они затрагивают сферу национальной безопасности. В то же время неуведомление о какой-либо сделке не освобождает её участников от расследования. Комитет может в любой момент обратиться к ним с требованием предоставить необходимую информацию. При этом они будут обязаны сообщить достаточно подробные сведения о себе, о характере отношений с правительствами своих стран, наличии государственных заказов, а также планах и намерениях в связи с подписанным между ними соглашением.

Читайте также  Инвестиции как фактор устойчивого развития региона

После того как КИИ получит все нужные данные, начинается процесс рассмотрения сделки. Его первый этап — так называемое «предварительное изучение» — длится 30 дней. В течение этого времени комитет должен разослать первоначальную информацию всем заинтересованным федеральным ведомствам и получить от них соответствующие отзывы. Проанализировав их, КИИ может прийти к выводу, что рассматриваемая сделка не наносит ущерба интересам национальной безопасности, и прекратить расследование. Если же на первом этапе исчерпывающие данные собрать не удалось или у КИИ возникли сомнения по поводу характера сделки, он может продлить расследование

ещё на 45 дней, провести дополнительные встречи со сторонами и запросить у них недостающие сведения. После этого комитет должен предоставить свои выводы президенту, который в течение 15 дней обязан решить, не нарушает ли сделка интересы национальной безопасности США. Президент может не только одобрить или полностью заблокировать сделку, но и отложить её вступление в силу, рекомендовав сторонам пересмотреть условия соглашения. Но в любом случае весь процесс расследования не должен превышать 90 дней.

В поправке Эксона — Флорио перечисляются вопросы, которые должен рассмотреть КИИ:

• Относится ли проект к производству продукции, необходимой для предполагаемых нужд национальной обороны?

• Каковы мощности, необходимые для производства оборонной продукции, включая человеческие ресурсы, технологии, материалы, другие поставки и услуги?

• Как контроль со стороны иностранцев над внутренним производством и коммерческими операциями может повлиять на национальную безопасность Соединённых Штатов?

• Каковы потенциальные последствия сделки для страны, которая поддерживает терроризм или способствует распространению ракетных технологий, химического и биологического оружия?

• Каково потенциальное влияние сделки на технологическое лидерство США в областях, критичных для национальной безопасности [4]?

Таким образом, согласно поправке Эксона — Флорио, президент может отменить сделку, если сочтёт, что иностранный инвестор может предпринять действия, подрывающие национальную безопасность, или что существующие законы не обеспечивают адекватной защиты национальной безопасности.

За 2000-2010 гг. КИИ рассмотрел свыше 1500 сделок. Большинство из них касались предприятий, работающих в сфере высоких технологий, а также электронной, металлургической, горнодобывающей и энергетической отраслей. Состав иностранных участников сделок, рассмотренных КИИ, полностью соответствует «географии» зарубежных инвестиций США. Наибольший интерес к приобретению американских компаний, имеющих какое-либо значение с точки зрения национальной безопасности, проявляют японские фирмы. За ними следуют английские, французские, немецкие и канадские.

Комитет никогда не рассматривал свою запретительскую функцию в качестве основной и в случае «конфликта интересов» всегда пытался отыскать возможности для компромисса. Предпринимавшиеся им расследования неоднократно приводили к тому, что условия контрактов по приобретению части акций, в первую очередь оборонных предприятий, менялись таким образом, чтобы соблюсти интересы национальной безопасности. При этом участники сделки приступали к прямым консультациям с Пентагоном, который готовил им рекомендации о том, каким образом можно было бы пересмотреть условия соглашения, чтобы оно в конечном счёте получило одобрение от КИИ. В ряде случаев зарубежные инвесторы сами отказывались от первоначальных планов, а «выставлявшаяся на продажу» американская собственность попадала в

руки соотечественников. Иногда компромисс достигался в результате того, что гражданская часть производства переходила к иностранному владельцу, а военные цеха полностью оставались под американским контролем или передавались новому покупателю, если таковой находился среди американцев.

И лишь один раз покупка иностранной компанией американской фирмы была в приказном порядке запрещена президентом. В начале 1990-х годов Дж. Буш-старший уже постфактум аннулировал приобретение Китайской аэрокосмической корпорацией компании из Сиэтла «МАМКО мэньюфэкчуринг», выпускающей детали военных самолётов [10, р. 57].

Важную роль в регулировании иностранных инвестиций в США также играет Бюро экономического анализа (БЭА) Министерства торговли. На него возложена подготовка регулярных исследований по проблеме иностранных капиталовложений в экономику США. В этих целях БЭА осуществляет сбор сведений о всех существенных сделках по продаже иностранцам американской собственности на территории страны [9].

Бюро в обязательном порядке должно быть поставлено в известность о покупке зарубежной фирмой или частным лицом более 10% акций или доли собственности американской компании с капитализацией более 1 млн. долл., а также о приобретении в коммерческих целях участка земли площадью более 200 акров (примерно 80 га). Информировать об этом БЭА должны американские участники сделки — посредник или продавец, которым предстоит заполнить многостраничную анкету и ответить на вопросы о характере соглашения и целях сторон. Отослать её в БЭА они обязаны в течение 45 дней после осуществления финансовой операции. Помимо этого, любая компания, сумма капитализации которой составляет более 1 млн. долл. и хотя бы на 10% контролируется иностранным капиталом, обязана в конце финансового года (завершается в США 30 сентября) предоставлять в БЭА подробный отчёт о своей дея

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источники: http://vuzlit.ru/1139201/pryamye_inostrannye_investitsii, http://be5.biz/makroekonomika/capital_formation/us.html, http://naukarus.com/regulirovanie-inostrannyh-investitsiy-v-ssha

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто