Условия привлечения инвестиций в китае

Политика привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) Китай

Привлечение ПИИ является одним из главных элементов экономической политики Китая, осуществляемой правительством КНР с 1978 г.

Начиная с 1993 г. Китай лидирует по привлечению ПИИ среди развивающихся стран, уступая в мире лишь в отдельные годы США. В индексе привлекательности ПИИ, составляемом консалтинговой компанией Эй Ти Керни, Китай с 2001 г. занимает первое место в мире. Существуют три основных фактора, которые влияют на индекс привлекательности Китая: масштабы рынка, темпы экономического роста, стабильность экономической политики. К концу 2001 г. в Китае насчитывалось 202,3 тыс. предприятий с иностранными инвестициями, на которых работало 10 % от общего числа занятых в городах. Увеличилась отдача от инопредприятий — их удельный вес экспорта и налоговых поступлений по всей стране вырос соответственно с 17,4 % и 4,25 % до 50,0 % и 19 % в 2001 г. Из 500 крупнейших ТНК мира 400 инвестировали в Китай.

Политика привлечения ПИИ — один из примеров эволюционного подхода правительства КНР к реформам. Стратегия привлечения иностранного капитала в Китай основывалась на постепенном расширении открытости китайской экономики. Изначально льготные режимы для ПИИ были внедрены в качестве эксперимента в СЭЗ.

Источник Коммерция в Китае.

Постепенное снятие ограничений на ПИИ в китайскую экономику мотивировалось двумя взаимосвязанными причинами. Главными приоритетами экономического развития КНР, провозглашенными Дэн Сяопином, были задачи модернизации. К концу 1970-х гг. китайская промышленность отставала от США, Японии и Западной Европы на 15-20 лет, а в таких отраслях, как автомобилестроение и авиатехника, — на 20-30 лет. Опираясь на опыт других азиатских стран, правительство Китая решило ввести политику привлечения ПИИ как эффективного метода трансфера технологий. В то же время, в конце 1970-х гг., начале 1980-х гг. Китай испытывал дефицит иностранной валюты, необходимой для закупок современного оборудования за рубежом. Развитие экспорта путем привлечения ПИИ помогло Китаю накопить требуемые валютные резервы для модернизации производства.

Однако главный интерес Китая в привлечении ПИИ был и остается — доступ к современным мировым технологиям, которые поступают в страну с оборудованием на деньги инвестора. Курс на привлечение технологически ориентированных инвестиций последовательно проводится в КНР с начала 1990-х гг. В результате предприятия с инокапиталом оплачивают три четверти суммы, затрачиваемой Китаем на приобретение новых технологий. Предприятия с иностранным капиталом не только ввозят в страну новые технологии, они с их помощью производят высокотехнологичные товары — доля иностранных предприятий в высокотехнологичном экспорте достигает 80 %.

Как за короткое время реформ КНР удалось привлечь рекордное количество иностранных инвестиций, оставаясь по сегодняшний день одним из наиболее привлекательных мест для ПИИ? Успешное привлечение иностранного капитала в китайскую экономику объясняется в первую очередь созданием благоприятного инвестиционного климата, учреждение СЭЗ и других территорий, открытых для ПИИ.

Во многом политика КНР в привлечении иностранных инвестиций совпадает с политикой других стран Юго-Восточной Азии. Но, по сравнению с большинством своих соседей, Китай оказался более популярным местом для ПИИ. Почему? Во внимание следует принять следующие факторы.

Первый фактор — это наличие в Китае практически неограниченного резерва дешевой рабочей силы. Например, исследования затрат в текстильной индустрии показали, что затраты на китайского рабочего в час в среднем в 33 раза меньше, чем соответствующие затраты на американского рабочего, и в 16 раз меньше затраты на рабочего в этом секторе в соседнем Тайване (в США — 10,3 долл.; в Тайване — 5 долл.; в Китае — 0,3 долл.). К началу 90-х гг. около 70 % предприятий иностранного капитала относились к трудоемкому производству.

Второй фактор — это китайский рынок. Напомним, что население КНР составляет около 1,3 млрд человек. Инвестирование в китайскую экономику является одной из стратегий, используемых иностранными предприятиями для получения доступа на китайский рынок. В долгосрочном периоде эта причина, а не льготный инвестиционный режим в КНР, явилась главной в привлечении большинства ПИИ и прихода в Китай большинства (400 из 500 крупнейших) ТНК.

Третий фактор, объясняющий приток иностранных инвестиций в китайскую экономику, — это этнические китайцы (хуацяо), проживающие за рубежом, которые сохранили связи со своей этнической родиной. Речь идет, примерно, о 50 млн китайцев, включая 22 млн в Тайване и 6 млн в Гонконге. Этнические китайцы обладают очень большими активами. Три из «четырех тигров» в Юго-Восточной Азии (Гонконг, Тайвань, и Сингапур) фактически являются экономиками этнических китайцев. Помимо этого, этнические китайцы контролируют примерно 70 % частного сектора в странах Юго- Восточной Азии. Ликвидные активы (за исключением ценных бумаг) этнических китайцев оцениваются приблизительно в 2 трлн долл.

Читайте также  Трактовки понятия инвестиций и их авторы

Этнические китайцы сыграли исключительную роль в развитии китайской экономики в общем, и в увеличении иностранных инвестиций в частности. В сумме, инвестиции Гонконга и Тайваня в экономику КНР составляют практически две трети всех иностранных инвестиций. Инвестиции этнических китайцев, проживающих в странах Юго-Восточной Азии, представляют еще 10 % от общей суммы. На начальной стадии инвестиции вкладывались главным образом в легкую промышленность, недвижимость, рестораны и инфраструктуру. Большинство гонконгских и тайванских предприятий легкой промышленности перенесли производство трудоемких товаров в Китай, где затраты на рабочую силу, аренду земли и помещений гораздо ниже, чем в этих странах. Большинство инвестиций китайской диаспоры направлялось в районы их этнического происхождения — в основном, это юго-западные провинции Гуандун и Фуцзянь. В этой связи следует учитывать, что статистические данные по ПИИ в КНР в реальный объем инвестиций включают так называемый «round-tripping» — это процесс инвестирования, при котором капитал компаний КНР выводится за рубеж (например, в Гонконг), а затем инвестируется в Китай как «иностранный» капитал на льготных условиях. По оценке некоторых экспертов около 25 % ПИИ до вступления в ВТО поступали в Китай именно таким образом. После вступления в ВТО Китай модифицировал режим привлечения ПИИ с целью сближения режимов инвестирования для иностранных и отечественных инвесторов. Следует также заметить, что с 1992 г. нарастает поток инвестиций из США, Японии и других стран и с 1998 г. он не уступает китайской диаспоре.

Четвертый фактор — достаточно простые процедуры регистрации и работы предприятий с иностранным капиталом, важнейшие из которых налоговые льготы (см. раздел 8.5) и сравнительно низкая цена на аренду для хозяйственных нужд земли. Поучителен пример Шанхая в этой области: для привлечения ПИИ мэр Шанхая реализовал своеобразный принцип одного окна: иностранные инвесторы, открывающие СП или ИП, могли оформить все необходимые документы в одном учреждении. Иностранные инвестиции позволяли Китаю успешно решить задачи модернизации, создать новых рабочих мест (число занятых в этом секторе достигло 17,5 млн чел.), повысить конкурентоспособность национальной экономики на мировом рынке и ее интеграцию в систему мирохозяйственных связей.

Для поддержания высокого уровня привлечения ПИИ в китайскую экономику, правительство КНР продолжает и после вступления в ВТО развивать рыночные институты и разрабатывать новые процедуры для привлечения иностранных инвесторов. Официально новая политика в отношении к иностранным инвестициям была изложена в докладе председателя государственного Комитета по планированию развития КНР Цзэн Пэйяня на 2-й сессии ВСНП IX созыва (март 2004 г.). В отношении привлечения иностранного капитала в докладе говорится о необходимости применять общепринятые на мировых рынках правила и нормы:

— всемерно открывать новые каналы финансирования;

— постепенно уравнивать подходы к зарубежным и отечественным производителям;

— активно привлекать капиталы от транснациональных корпораций;

— оптимизировать структуру зарубежных инвестиций;

— поощрять вложения инвестиций в центральные и западные районы, агросферу, гидромелиорацию, транспорт, энергетику, добычу сырья, защиту окружающей среды;

— постепенно трансформировать режим управления зарубежными инвестициями, переходя от утверждения инвестируемых объектов к направляющей политике;

— улучшать инвестиционную среду;

— совершенствовать управление ценными бумагами, контролировать их размеры, структуру;

— углублять прогнозирование и плановое управление займами, используемыми кредитами, долгами и их обслуживанием.

С начала 2005 г. частично восстановлены налоговые льготы по импортным таможенным пошлинам и НДС в отношении предприятий с участием инокапитала, ввозящих в страну или производящих

высокотехнологичное оборудование, а также осваивающих технико- и наукоемкие проекты, пользующиеся поддержкой китайского правительства.

Источник Статистический ежегодник КНР. Пекин, 1998.

Список рассматриваемых реформ включает:

— упрощение и частичное упразднение системы утверждения ПИИ. Начальным шагом станет система автоматического утверждения для некоторых категорий инвестиций;

— расширение числа секторов и отраслей промышленности, открытых для ПИИ. Большинство отраслей промышленности и сектор услуг, представляющих наибольший интерес для иностранных инвесторов, входят в список проектов с ограниченным доступом для иностранных инвесторов (вне зависимости от размера инвестиций) . Реклассификация привлекательных инвестиционных проектов из категории «ограниченный доступ для ПИИ» в категорию «разрешенный» или «поощряемый», а также снятие ограничений на деятельность китайских предприятий, принадлежащих иностранным физическим или юридическим лицам, произведет немедленный и значительный эффект на рост ПИИ;

— развитие эффективной системы законодательства с установленной процедурой урегулирования споров;

Читайте также  Инвестиции в жилища здания сооружения

— легализация перехода прав собственности на реструктуризированные госпредприятия к иностранным юридическим или физическим лицам. На данный момент иностранцам запрещается приобретать некоторые виды активов (например, акции категории «А»).

После присоединения к ВТО сняты барьеры на привлечение капитала ТНК на госпредприятия. Разрешение слияния и поглощения, а это любимый способ действий ТНК.

Привлечение иностранных инвестиций в китайские госпредприятия и разрешение перехода прав собственности на госпредприятия к иностранным инвесторам (в том числе путем слияний и поглощений) послужит стимулом для новой волны инвестиций в китайскую экономику.

Эта статья из раздела-политика открытости и стратегии привлечения иностранных инвестиций, которая посвящена теме-политика привлечения прямых иностранных инвестиций (пии) китай. Надеюсь вы по достоинству оцените ее!

Интересное видео про развитие Китая

Привлечение иностранных инвестиций в экономику Китая: экономические условия тенденции развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Чжан Бэйбэй

Проблема привлечения иностранных инвестиций актуальна для каждой страны, особенно для развивающихся стран. Китай может служить примером реализации активной инвестиционной политики. Статья подчеркивает роль и значение государственной внешнеэкономической политики по созданию благоприятного инвестиционного климата в стране. Статья затрагивает проблему вступления Китая в 2001 г. в ВТО, подчеркивает, что это позволило ему улучшить свои внешнеэкономические показатели и обеспечить дальнейший рост привлечения иностранных инвестиций в экономику страны.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Чжан Бэйбэй,

Текст научной работы на тему «Привлечение иностранных инвестиций в экономику Китая: экономические условия тенденции развития»

привлечение иностранных инвестиций в экономику китая: экономические условия тенденции

ЧЖАИ БЭЙБЭй Орловский государственный университет

В конце 70-х годов XX в. в Китае был взят курс на ускоренную модернизацию народного хозяйства. Реализация этой цели требовала значительных финансовых и материально-технических ресурсов. Одним из источников этих ресурсов служит привлечение прежде всего прямых иностранных инвестиций в экономику страны. Правительство Китая принимает ряд мер, направленных на создание благоприятного инвестиционного климата. Так, были введены налоговые и таможенные льготы для совместных предприятий (СП). Были учреждены районы льготного инвестирования в приморской полосе, что дало толчок развитию совместного предпринимательства. Первоначально СП были представлены кооперационными предприятиями, которые занимались производством, переработкой, сбытом промышленной продукции, выполнением работ, торговлей, бытовым обслуживанием и оказанием других услуг. Совместные предприятия концентрировались в приморских провинциях Гуандун и Фуцзянь. Большинство иностранных инвесторов являлись выходцами из Гонконга, Макао, Тайваня и проживали за рубежом.

В середине 1980-х годов усиливается роль государства в регулировании иностранных инвестиций. Для этого предпринимаются шаги по их выборочному ограничению и поощрению в отношении отраслевой, технологической и территориальной структуры. Наряду с этим получает дальнейшее развитие адаптация национального законодательства к общепринятой мировой практике. В результате в Китае происходит переход от количественного наращивания внешних ресурсов вследствие либерализации инвестиционного климата к многосторонней системе поощрения иностранных капиталовло-

жений с учетом их качественных характеристик. Более двух третей СП, созданных в этот период, пришлись на сферу производства. Совместные (паевые) предприятия стали преобладающей формой совместного предпринимательства. Усилилась их экспортная направленность, активнее стал поступать в страну тайваньский капитал. Однако Тяньаньмэньские события лета 1989 г. и последующие за ними санкции западных стран снизили число создаваемых совместных и кооперационных предприятий, одновременно резко возросло количество иностранных предприятий, что поощрялось правительством в условиях нехватки валютных средств.

В 1990-х г. XX в. одной из важнейших тенденций в международной политике Китая является стремление привлечь иностранных инвесторов в экономику страны. Содействие развитию этого процесса оказывает завершение «Уругвайского раунда» переговоров в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), создание Всемирной торговой организации (ВТО), подписание Североамериканского соглашения НАФТА о свободной торговле, создание единого европейского рынка.

В результате явным лидером в импорте предпринимательского капитала в 1990-е г. среди развивающихся стран и стран с переходной экономикой становится Китай. В экономику Китая было привлечено в 1993 г. 27 млрд долл. США, в 1994 г. — 34 млрд, в 1995 г. — 36 млрд, в 1996 г. — 42 млрд, 1997 г. — 45 млрд долл. США 1 (см. рис.)

За годы реформ (1979 — 1997 гг.) общая сумма инвестиций, привлеченных в Китай по соглаше-

1 World Bank, Global Development Finance, 1997; IMF, International Financial Statistics. 1997. April, Бюллетень иностранной и коммерческой информации.

40 -35 -30 25 -20 15 -10 -5 0

п , , П , , П , , П , п , 1—1 1-1 1 1 п

¡2 и i ц 1 S3 м и К О i ц S та w та t 1 в a Чили

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52970

Читайте также  Связь инвестиций и денежной массы

Инвестиции в Китай

Сегодня мы поговорим про инвестиции в Китай, а также рассмотрим особенности экономической политики, которую проводит правительство этого государства.

Экономические успехи Китая являются предметом обсуждения огромного количества финансовых экспертов. На основании изучения опыта Китая было написано огромное количество научных трудов.

В текущий момент времени инвестиции в Китай входят в число самых ликвидных капиталовложений. Эта особенность привлекает в экономику этого государства огромное количество капитала иностранных инвесторов. Объем зарубежных капиталовложений в это государство постоянно увеличивается, а масштабы инвестиционных проектов растут из года в год.

Инвестиции в Китай. Привлекательность капиталовложений

Капиталовложения в экономику государства являются основным условиям для ее успешного развития и роста. Основной целью китайской тактики и стратегии развития экономики является привлечение максимального числа как местных, так и зарубежных капиталовложений. Эксперты изучили опыт этого государства и выделили целый ряд факторов, которые делают экономику этого государства привлекательной для зарубежных инвесторов.

Экономисты КНР оперативно создали собственную уникальную политику по отношению к различным инвестиционным мероприятиям. Так как зарубежные капиталовложения приносят пользу не только экономике государства, но и иностранным инвесторам, китайская стратегия делает основной упор именно на этот вид капиталовложений.

После воплощения в жизнь китайской программы, направленной на привлечение зарубежных капиталовложений, правительству этой страны удалось добиться следующих целей:

  1. Вывести местную продукцию на новые иностранные рынки.
  2. Создать устойчивые экономические связи с ведущими государствами мира.
  3. Обеспечить местные предприятия необходимым объемом квалифицированной рабочей силы.
  4. Занять ведущие позиции в международном рейтинге инвестиционной привлекательности.

Важно помнить тот факт, что польза от притока огромного количества зарубежных капиталовложений стала заметной еще в первые годы после воплощения в жизнь новой инвестиционной политики. Согласно имеющимся данным среднее ежегодное увеличение притока зарубежных капиталовложений составило около 20%.

Основные признаки благоприятного климата для инвестиций

Несмотря на то, что многие эксперты говорят о китайском чуде, следует понимать, что ситуация в экономике этого государства не является удачным стечением обстоятельств. Китайский экономический рост является следствием целого ряда продуманных шагов руководства этого государства, а также грамотного применения факторов привлекательности местной экономики.

Среди огромного количества факторов привлекательности экономики КНР особого внимания заслуживают:

  1. Приток зарубежных капиталовложений опирается на серьезные правительственные фонды, которые обеспечивают надежную защиту капитала зарубежных инвесторов от большинства рисков. Благодаря этой особенности по объему привлеченных зарубежных капиталовложений Китаю удалось обогнать США.
  2. Руководство КНР прилагает огромное количество усилий для развития инфраструктуры, которая позволяет обеспечить подготовку рабочий силы, квалификация которой соответствует самым высоким мировым стандартам. Также прилагаются усилия для того, чтобы снизить уровень издержек, связанных с реализацией различных инвестиционных проектов. Эти усилия позволяют сделать капиталовложения в Китай более перспективными и доходными.
  3. Местные законы являются очень благоприятными для зарубежных инвесторов. Руководство этого государства старается обеспечить максимальную простоту и прозрачность оформления разнообразных инвестиционных проектов. Удобная правовая база делает капиталовложения в экономику КНР более привлекательными. Благодаря удобству местного законодательства для реализации инвестиционного проекта иностранным инвесторам необходимо потратить минимальное количество времени и сил.
  4. Руководство КНР прекрасно осознает, что политическая и экономическая стабильность в государстве оказывает огромное влияние на экономическую привлекательность. По этой причине прилагается множество усилий для уменьшения уровня преступности в стране, а также для обеспечения стабильности в политической сфере.
  5. Большой размер внутреннего рынка также положительно сказывается на инвестиционной привлекательности экономики КНР. По количеству населения Китай занимает первое место. Этот факт, а также то, что жители этой страны являются платежеспособными, делают китайский внутренний рынок привлекательным для зарубежных инвесторов.
  6. Местные производители тратят огромное количество сил и времени для освоения региональных рынков как внутри государства, так и за рубежом. Следует отметить тот факт, что далеко не все государства с радостью допускают китайские товары на собственные рынки из-за их низкой стоимости. По этой причине производители из КНР прилагают усилия для преодоления разнообразных барьеров, мешающих их продукции освоить те или иные зарубежные рынки. Внешняя политика, проводимая руководством этого государства, также способствует тому, чтобы местные производители смогли освоить зарубежные рынки.

Большая часть государств с развивающейся экономикой стремится привлечь максимальное количество зарубежных капиталовложений. Но именно политика руководства КНР в этой области, по праву, считается самой успешной. Это связано с тем, что стратегия, которой придерживается правительство Китая, позволила обеспечить постоянный рост объема зарубежных капиталовложений.

Именно воплощение в жизнь собственной стратегии, направленной на привлечение зарубежных капиталовложений, позволило китайской экономике не только стать лидером в инвестиционном рынке, но и соревноваться с соединенными штатами Америки за первое место по объему ВВП в мире.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Источники: http://xn—-7sbbgpkiact2d2af7p.xn--p1ai/Политика-привлечения-прямых-иностранных-инвестиций-ПИИ-Китай-755.html, http://cyberleninka.ru/article/n/privlechenie-inostrannyh-investitsiy-v-ekonomiku-kitaya-ekonomicheskie-usloviya-tendentsii-razvitiya, http://cool-profit.ru/investitsii-v-kitay.html

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто