Защита международных инвестиций в энергетику

Инвестиционные потребности мировой энергетики;

В условиях растущей глобализации энергетических рынков, их ре­формирования и расширения вопросы инвестиционной активности в энергетике приобретают все более значимый характер, который бу­дет во многом определяться стратегией и политикой отдельных стран в направлении устойчивого движения к стабильной и предсказуемой структуре и механизмам работы инвесторов на таких рынках, что, в свою очередь, зависит от политической и экономической стабильно­сти в регионе.

Инвестиционные потребности мировой энергетики на ближайшие тридцать лет оцениваются на уровне 16 триллионов долл в год. Такие прогнозы основываются на данных Между­народного Энергетического Агентства, которое определяет рост ми­рового энергетического рынка более чем на две трети в до^ОЗйх. при годовом приросте спроса на 1,7%. В то же время эти величины в масштабе размеров мировой экономики составляют не более 1 % ми­рового валового национального продукта, различаясь по странам и отдельным регионам весьма значительно. Следует отметить, что сум­марные инвестиционные потребности мировой энергетики еще деся­тилетие назад составляли около 3-4% мирового ВНП, однако их аб­солютные величины в прогнозах практически не меняются, находясь в диапазоне 500-600 млрд. долл. в год, хотя вследствие роста произ­водимого в мире валового национального продукта можно говорить об их относительном снижении до 1%. При этом инвестиционные по­требности первого десятилетия нового века составят около 455 млрд. долл. в год, постепенно увеличиваясь к третьей декаде (2021-2030 гг.) до 623 млрд. долл.

Проблема привлечения инвестиций такого масштаба состоит не_ только в сохраняющейся в мире конкуренции за инвестиции существенно больших требуемых объемах инвестиций в энергетику по сравнению с предшествующим тридцатилетним периодом, когда общие потребности мировой энергетики в реальном выражении с уче­том инфляции имели значительно меньшие показатели. Особенно это касается развития сектора производства электро- и тепловой энер-гии, где потребность в инвестициях возрастает троекратно и состав-ляет до 60%о от общих инвестиций в энергетику. Потребности нефте­газового сектора оцениваются в 19% мировых, или около 3 трилл. долл. в каждую из отраслей, в угольную отрасль — около 2%, или порядка 400 млрд. долл.

При этом основной объем инвестиций необходим лишь для под-держания текущего уровня потребления энергоресурсов, то есть 51%о энергетических инвестиций будет направлен на поддержание или замену существующего оборудования в энергетике. Необхо­димые оставшиеся 49% от общего объема требуемых инвести­ций послужат для расширения производственных мощностей для обеспечения растущего мирового спроса на отельные виды энер­гоносителей.

Существенным изменением в инвестиционном процессе можно считать все больший перенос центра тяжести финансирования мас-1нтабных энергетических проектов с государственных обязательств на частный сектор, в том числе как в региональном, так и в между­народном масштабе. При этом увеличиваются риски по новым энер­гетическим проектам, к наиболее значимым из них относятся геоло­гический, технический, геополитический, макроэкономический, эко­логический, а также новый тип риска, связанный с успехом или не­удачей реформ энергетического рынка в отдельных странах, и иные типы рисков, которые различаются по типам проектов, но требуют обязательного страхования по достаточно высокой цене. В этой свя­зи возрастает роль национальных правительств не столько в организации и финансировании больших проектов, сколько в создании бла-гоприятной политико-экономической среды и предсказуемых условий для инвестиционной активности в сфере энергетики, в том числе и для глобальных мега-проектов.

Основной рост спроса будет приходиться на природный газ, по­требности в котором будут увеличиваться на 2,4% ежегодно. Спрос на нефть будет расти на 1,6% в год, на уголь — на 1,4%. Рост потреб­ности в электроэнергии будет составлять 2,4% в год, что должно обес­печиваться приростом использования газа и угля в электроэнергети­ке в целом.

По группам стран и регионов мира наибольший объем инвес­тиций приходится на развивающиеся страны, особенно Азиатско­го региона, и Китай. Так, только Китаю необходимо не меньше 2,3 трилл. долл., или 14% мирового инвестиционного энергетического капитала, не говоря уже о таких странах, как Индия или Индонезия.

Читайте также  Инвестиции для частных лиц от банков

Инвестиционные потребности составляют около 1,2 трилл .„долл. для разкйтия энергетики в Африке, 1 трилл. долл. — на Ближнем Вос-токе, Россия и другие страны с переходной экономикой потребуют около 10% мировых инвестиций, страны-члены ОЭСР — оставшийся 41%. По-прежнему самые крупные инвестиционные ресурсы долж­ны привлечь США и Канада — около 3,2 трилл. долл. Следует отме­тить, что около 40% инвестиций, которые будут производиться в стра­нах, не относящихся к развитым, составят инвестиции в проекты по транспортировке и экспорту углеводородного сырья на крупнейшие рынки потребления, т.е. на рынки стран-членов ОЭСР.

Как уже отмечалось, нестабильность мировых нефтяных цен, которые влияют на цену газа и, опосредованно, на цену угля, как альтернативного топлива, во многом определяет принятие инвестиционных решений, а также повышает плату за риск на неустой­чивых рынках в виде повышения цены капитала, доступного для инвестиций, удорожания проектов по добыче и транспортировке углеводородов, и сокращения вложений в проекты, находящиеся на грани рентабельности.

В этой связи особую роль в инвестиционном анализе энергети­ческого сектора приобретает изучение альтернативных возмож­ностей привлечения капитала на энергетические рынки как со сто­роны стратегических и портфельных инвесторов, так и со сторо­ны использования возможностей международных финансовых ин­ститутов, таких как Всемирный Банк, Европейский Банк Реконст­рукции и Развития, Международная Финансовая Корпорация и т.п. Важно при этом использовать возможности конкурентного рынка, жестко ограничивая и регламентируя деятельность естественных монополий в сфере энергетики со стороны государства, для со­здания наиболее благоприятных условий для инвестиций в долго­срочные энергетические проекты.

Важным фактором развития инвестиционных процессов являет-ся выполнение национальными государствами определенных усло­вий, обеспечивающих стабильный инвестиционный режим и гаранти­рующих справедливые условия для всех инвесторов. Инвестиции в сектор энергетики приносят существенные выгоды тем регионам и государствам, в которые приходит капитал. К числу таких выгод от­носят создание новых рабочих мест, рост налоговых поступлений, улучшение инфраструктуры, внедрение современных технологий и ме­тодов управления, повышение эффективности использования энергии и возможность перераспределения государственных затрат.

Возможность государств мобилизовать достаточное количество финансовых ресурсов для вложения в энергетику зависит от качества инвестиционной, финансовой и регулирующей политики. От этой возможности, в свою очередь, в значительной мере зависят темпы экономического роста и повышения уровня жизни в этих странах.

Известно, что для потенциальных инвесторов наиболее важным условием вложения капитала является политическая и экономичес-кая стабильность государства, кроме того, оцениваются и другие рыночные, прежде всего финансовые и законодатёльные риски. Су­щественным фактором становится доступность данного рынка, вклю­чая его структуру, дискриминацию и бюрократизм.

Если в нефтегазовой отрасли, где необходимы масштабные капи­таловложения с длительным периодом окупаемости, все большую роль играют частные инвесторы, то в секторе электроэнергетики во многих государствах, в связи с особенностями структуры электро­энергетики и тарифной политики, для реализации энергетических про­ектов часто предоставляются правительственные субсидии для поддержания искусственнозаниженных цен на электроэнергию, что приводит к старению оборудования. Именно необходимость внедрения конкуренции и привле­чения инвестиций вынуждает многие государства пойти на либера­лизацию энергетического рынка для привлечения частного капитала и повышения эффективности производства электроэнергии, спрос на которую в мире растет ускоренными темпами. Все это требует уста­новления «прозрачных» правил работы на рынке, привлечения на него независимых производителей энергии, поощрения конкуренции инсти­туциональных и регулирующих структур, проведения торгов с пред­ложением цены, разработки и использования оценочных критериев, соглашений о закупках электроэнергии и соответствующих структур тарифов, а также четко определенных режимов налогообложения и операций с иностранной валютой.

По сравнению с государством частные инвесторы могут гораздо лучше оценить и максимально снизить коммерческие риски,7связан-ные, например, с неблагоприятными геологическими условиями, за­держками в реализации проектов и превышением сметной стоимос­ти или с несоответствием реального спроса прогнозному.

Защита инвестиций

Риск инвестирования и защита инвестиций

Деятельность по вложению инвестиций всегда характеризуется повышенным риском, особенно в случаях вложения капитала на территории развивающихся стран с переходной/нестабильной экономикой.

Читайте также  Преимущества ПВЗ Avito x EXMAIL

Инвестиционный риск – это обесценивание капитальных вложений в результате действия органов государственной власти или предполагаемая вероятность того, что действительные доходы от проводимого инвестиционного мероприятия будут ниже планируемых. Он может быть допустимым (потеря прибыли), критическим (потеря прибыли и недополучение выручки), катастрофический (угроза возникновения банкротства предприятия).

Защита инвестиций – это ряд действий по обеспечению условий для сохранности капиталовложений и гарантий прав инвесторов и самих инвестиций, предусмотренные законом.

На данный момент защитным механизмом для инвесторов служит международное правовое регулирование зарубежных инвестиций.

В нашей стране законодательная защита инвестиций происходит с помощью закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капиталовложений». Стоит отметить, что правила в национальном законе не противоречат международным, а наоборот дополняют его.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Иностранный инвестор, который ввозит на территорию нашей страны иностранную инвестицию в любой форме, имеет право вывести ее за пределы страны без каких-либо препятствий. Кроме того, он имеет право на возмещение убытков, причиненных ему из-за полного бездействия государственных органов/органов местного самоуправления или незаконных действий.

Страхование инвестиций

Возникают случаи, когда государства, на территории которых расположены объекты для инвестирования, отказываются от защиты иностранных инвестиций, и владельцы капиталов полагаются на защиту только своего государства. В данном случае гарантией безопасности вложений может стать страхование.

Страхование инвестиций включает в себя определенный перечень страховых рисков на такие случаи, как:

  • изменение обстановки в стране (финансовая, политическая, экономическая),
  • военные действия,
  • введение валютных санкций,
  • и даже национализации страны (процесс перехода имущества в собственность страны).

Сами страховые риски выглядят следующим образом – государственное или совместное инвестирование, а также частное вложение капиталов. Обеспечение защиты инвестиций происходит за счет системы страхования вложенных капиталов на двух уровнях – страхование на территории того государства, в котором расположены инвестиции и заключение страхового договора на международном уровне.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Международная защита иностранных инвестиций.

Иностранные инвестиции, как объект международных правоотношений, представляют собой один из видов собственности, принадлежащей физическим и юридическим лицам одного государства на территории другого.

Вопросы правового режима предоставления и гарантий защиты иностранных инвестиций урегулированы как международным правом, так и национальным законодательством стран-субъектов правоотношений.

Важнейшими международными актами в сфере инвестиционно деятельности являются Вашингтонская конвенция от 18 марта 1965 г. «О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами» и Сеульская конвенция от 11 октября 1985 г. «Об учреждении Многостороннего Агентства по гарантиям инвестиций».

Принятие указанных документов было вызвано необходимостью создания механизмов защиты и предоставления гарантий инвесторам в отношении их собственности за границей.

Вашингтонская конвенция 1985 г. была разработана по инициативе и в рамках Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Целью и необходимостью ее принятия послужило недопущение применения к инвестиционным правоотношениям вкладчиков-нерезидентов государства нахождения объекта имущественных прав национального законодательства страны-реципиента. Для решения подобных споров был учрежден специальный судебный орган – Международный центр по урегулированию инвестиционных споров при МББР (МЦУИС).

На основании ч. 1 ст. 1 Вашингтонской конвенции 1985 г., «целью Центра является обеспечение разрешения посредством примирения и арбитража инвестиционных споров между Договаривающимися государствами и лицами других договаривающихся государств». Участниками указанной Конвенции в настоящее время являются около 100 государств, в том числе Российская Федерация.

Решение Центра является для субъектов инвестиционной деятельности присоединившихся к Конвенции государств обязательными «при условии наличия письменного согласия участников спора о передаче такого спора для разрешения Центру. Стороны, достигшие такого согласия, не вправе отказаться от него в одностороннем порядке» (ч. 1 ст. 25 Вашингтонской конвенции 1985 г.).

На основании ст. 63 указанной Конвенции, стороны по договоренности могут осуществлять примирительные или арбитражные процедуры и в других органах арбитража. Однако, только при условии отсутствия в тексте договора оговорки о передаче спора в Центр при МББР в обязательном порядке. Таким образом, нормы данной Конвенции не являются императивными.

Читайте также  Источники инвестиций организаций в основные фонды

Основной задачей Сеульской конвенции 1985 г. является предоставление гарантий защиты иностранных инвестиций от некоммерческих рисков (политических) посредством их страхования. С этой целью была учреждена межгосударственная организация — Многостороннее Агентство по гарантиям инвестиций. В компетенцию Агентства для осуществления указанной цели входит:

«а) предоставление гарантий, включая совместное и повторное страхование от некоммерческих рисков в отношении инвестиций, осуществляемых в какой-либо стране-члене из других стран-членов;

b) проведение соответствующей дополнительной деятельности по оказанию содействия потоку инвестиций в развивающиеся страны-члены и между ними» (абз. 2 ст. 2 Сеульской Конвенции 1985 г.).

Необходимо отметить, что Агентство проводит деятельность по оказанию содействия потоку инвестиций только в развивающиеся страны-члены и между ними. Так, на основании ст. 14 Сеульской конвенции, «капиталовложения гарантируются по настоящей главе только в случае, если они будут производиться на территории развивающейся страны-члена».

На региональных уровнях также принят ряд нормативных актов, устанавливающих механизм защиты инвестиционных вложений иностранных субъектов:

странами бывшего СНГ заключено многостороннее Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 г.

Российская Федерация и страны Европейского союза заключили в 1994 г. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Согласно его положениям, в отношении взаимных внешнеэкономических сделок (в том числе инвестиционных проектов), стороны обязуются предоставлять друг другу общий режим наиболее благоприятствуемой нации, соответствующий правилам ГАТТ / ВТО.

К числу региональных отраслевых договоров также относятся некоторые отраслевые международные акты. Например, Договор и Европейская энергетическая хартия, принятые в Гааге 17 декабря 1991 г. Ст. 10 указанного международного акта установлено, что договаривающиеся стороны осуществляют деятельность в условиях режима, не менее благоприятного, чем тот, который она предоставляет своим собственным инвесторам или инвесторам любой другой стороны соглашения либо любого третьего государства, в зависимости от того, какой из них является наиболее благоприятным.

Огромную роль на международной арене играют многочисленные двусторонние акты в сфере инвестирования. В настоящее время Россия заключила двухсторонние соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций (капиталовложений) со следующими странами: с Финляндией (1989 г.), Бельгией и Великим Герцогством Люксембург (1989 г.), Великобританией и Северной Ирландией (1989 г.), ФРГ (1989 г.), Францией (1989 г., 1992 г.), Нидерландами (1989 г.), Канадой (1989 г.), Италией (1989 г., 1996 г.), Австрией (1990 г.), Китаем (1990 г.), Испанией (1990 г.), Швейцарией (1990 г.), Южной Кореей (1990 г.), США (1992 г.), Грецией (1993 г.), Кубой (1993 г.), Румынией (1993 г.), Данией (1993 г.), Словакией (1993 г.), Чехией (1994 г.), Вьетнамом (1994 г.), Кувейтом (1994 г.), Индией (1994 г.), Венгрией (1995 г.), Албанией (1995 г.), Швецией (1995 г.), Норвегией (1995 г.), Югославией (1995 г.), Египтом (1997 г.), Македонией (1997 г.), Турцией (1997 г.), Аргентиной (1998 г.), Казахстаном (1998 г.), Японией (1998 г.), ЮАР (1998 г.), Украиной (1998 г.).

Подписаны, но не ратифицированы соглашения с США (1992 г.), Польшей (1992 г.), Болгарией (1993 г.), Монголией (1995 г.), Эквадором (1996 г.), Хорватией (1996 г.), КНДР (1996 г.), Лаосом (1996 г.), Кипром (1997 г.), Таджикистаном (1999 г.), Литвой (1999 г.), Словенией (2000 г.), Эфиопией (2000 г.), Таиландом (2002 г.), Йеменом (2002 г.).

Подписаны, ратифицированы, но не вступили в действие двусторонние инвестиционные соглашения с Ливаном (1997 г.), Филиппинами (1997 г.), Молдовой (1998 г.).

Основу национального законодательства Российской Федерации составляют Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160 «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Федеральный закон от 25 февраля 1999 г № 39 «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений». Кроме этого, имеются и отдельные отраслевые законы, указы Президента и постановления Правительства.

Источники: http://studopedia.su/15_87513_investitsionnie-potrebnosti-mirovoy-energetiki.html, http://spravochnick.ru/investicii/zaschita_investiciy/, http://studfiles.net/preview/6403634/page:14/

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто