Инвестиционные потребности мировой энергетики;
В условиях растущей глобализации энергетических рынков, их реформирования и расширения вопросы инвестиционной активности в энергетике приобретают все более значимый характер, который будет во многом определяться стратегией и политикой отдельных стран в направлении устойчивого движения к стабильной и предсказуемой структуре и механизмам работы инвесторов на таких рынках, что, в свою очередь, зависит от политической и экономической стабильности в регионе.
Инвестиционные потребности мировой энергетики на ближайшие тридцать лет оцениваются на уровне 16 триллионов долл в год. Такие прогнозы основываются на данных Международного Энергетического Агентства, которое определяет рост мирового энергетического рынка более чем на две трети в до^ОЗйх. при годовом приросте спроса на 1,7%. В то же время эти величины в масштабе размеров мировой экономики составляют не более 1 % мирового валового национального продукта, различаясь по странам и отдельным регионам весьма значительно. Следует отметить, что суммарные инвестиционные потребности мировой энергетики еще десятилетие назад составляли около 3-4% мирового ВНП, однако их абсолютные величины в прогнозах практически не меняются, находясь в диапазоне 500-600 млрд. долл. в год, хотя вследствие роста производимого в мире валового национального продукта можно говорить об их относительном снижении до 1%. При этом инвестиционные потребности первого десятилетия нового века составят около 455 млрд. долл. в год, постепенно увеличиваясь к третьей декаде (2021-2030 гг.) до 623 млрд. долл.
Проблема привлечения инвестиций такого масштаба состоит не_ только в сохраняющейся в мире конкуренции за инвестиции существенно больших требуемых объемах инвестиций в энергетику по сравнению с предшествующим тридцатилетним периодом, когда общие потребности мировой энергетики в реальном выражении с учетом инфляции имели значительно меньшие показатели. Особенно это касается развития сектора производства электро- и тепловой энер-гии, где потребность в инвестициях возрастает троекратно и состав-ляет до 60%о от общих инвестиций в энергетику. Потребности нефтегазового сектора оцениваются в 19% мировых, или около 3 трилл. долл. в каждую из отраслей, в угольную отрасль — около 2%, или порядка 400 млрд. долл.
При этом основной объем инвестиций необходим лишь для под-держания текущего уровня потребления энергоресурсов, то есть 51%о энергетических инвестиций будет направлен на поддержание или замену существующего оборудования в энергетике. Необходимые оставшиеся 49% от общего объема требуемых инвестиций послужат для расширения производственных мощностей для обеспечения растущего мирового спроса на отельные виды энергоносителей.
Существенным изменением в инвестиционном процессе можно считать все больший перенос центра тяжести финансирования мас-1нтабных энергетических проектов с государственных обязательств на частный сектор, в том числе как в региональном, так и в международном масштабе. При этом увеличиваются риски по новым энергетическим проектам, к наиболее значимым из них относятся геологический, технический, геополитический, макроэкономический, экологический, а также новый тип риска, связанный с успехом или неудачей реформ энергетического рынка в отдельных странах, и иные типы рисков, которые различаются по типам проектов, но требуют обязательного страхования по достаточно высокой цене. В этой связи возрастает роль национальных правительств не столько в организации и финансировании больших проектов, сколько в создании бла-гоприятной политико-экономической среды и предсказуемых условий для инвестиционной активности в сфере энергетики, в том числе и для глобальных мега-проектов.
Основной рост спроса будет приходиться на природный газ, потребности в котором будут увеличиваться на 2,4% ежегодно. Спрос на нефть будет расти на 1,6% в год, на уголь — на 1,4%. Рост потребности в электроэнергии будет составлять 2,4% в год, что должно обеспечиваться приростом использования газа и угля в электроэнергетике в целом.
По группам стран и регионов мира наибольший объем инвестиций приходится на развивающиеся страны, особенно Азиатского региона, и Китай. Так, только Китаю необходимо не меньше 2,3 трилл. долл., или 14% мирового инвестиционного энергетического капитала, не говоря уже о таких странах, как Индия или Индонезия.
Инвестиционные потребности составляют около 1,2 трилл .„долл. для разкйтия энергетики в Африке, 1 трилл. долл. — на Ближнем Вос-токе, Россия и другие страны с переходной экономикой потребуют около 10% мировых инвестиций, страны-члены ОЭСР — оставшийся 41%. По-прежнему самые крупные инвестиционные ресурсы должны привлечь США и Канада — около 3,2 трилл. долл. Следует отметить, что около 40% инвестиций, которые будут производиться в странах, не относящихся к развитым, составят инвестиции в проекты по транспортировке и экспорту углеводородного сырья на крупнейшие рынки потребления, т.е. на рынки стран-членов ОЭСР.
Как уже отмечалось, нестабильность мировых нефтяных цен, которые влияют на цену газа и, опосредованно, на цену угля, как альтернативного топлива, во многом определяет принятие инвестиционных решений, а также повышает плату за риск на неустойчивых рынках в виде повышения цены капитала, доступного для инвестиций, удорожания проектов по добыче и транспортировке углеводородов, и сокращения вложений в проекты, находящиеся на грани рентабельности.
В этой связи особую роль в инвестиционном анализе энергетического сектора приобретает изучение альтернативных возможностей привлечения капитала на энергетические рынки как со стороны стратегических и портфельных инвесторов, так и со стороны использования возможностей международных финансовых институтов, таких как Всемирный Банк, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Международная Финансовая Корпорация и т.п. Важно при этом использовать возможности конкурентного рынка, жестко ограничивая и регламентируя деятельность естественных монополий в сфере энергетики со стороны государства, для создания наиболее благоприятных условий для инвестиций в долгосрочные энергетические проекты.
Важным фактором развития инвестиционных процессов являет-ся выполнение национальными государствами определенных условий, обеспечивающих стабильный инвестиционный режим и гарантирующих справедливые условия для всех инвесторов. Инвестиции в сектор энергетики приносят существенные выгоды тем регионам и государствам, в которые приходит капитал. К числу таких выгод относят создание новых рабочих мест, рост налоговых поступлений, улучшение инфраструктуры, внедрение современных технологий и методов управления, повышение эффективности использования энергии и возможность перераспределения государственных затрат.
Возможность государств мобилизовать достаточное количество финансовых ресурсов для вложения в энергетику зависит от качества инвестиционной, финансовой и регулирующей политики. От этой возможности, в свою очередь, в значительной мере зависят темпы экономического роста и повышения уровня жизни в этих странах.
Известно, что для потенциальных инвесторов наиболее важным условием вложения капитала является политическая и экономичес-кая стабильность государства, кроме того, оцениваются и другие рыночные, прежде всего финансовые и законодатёльные риски. Существенным фактором становится доступность данного рынка, включая его структуру, дискриминацию и бюрократизм.
Если в нефтегазовой отрасли, где необходимы масштабные капиталовложения с длительным периодом окупаемости, все большую роль играют частные инвесторы, то в секторе электроэнергетики во многих государствах, в связи с особенностями структуры электроэнергетики и тарифной политики, для реализации энергетических проектов часто предоставляются правительственные субсидии для поддержания искусственнозаниженных цен на электроэнергию, что приводит к старению оборудования. Именно необходимость внедрения конкуренции и привлечения инвестиций вынуждает многие государства пойти на либерализацию энергетического рынка для привлечения частного капитала и повышения эффективности производства электроэнергии, спрос на которую в мире растет ускоренными темпами. Все это требует установления «прозрачных» правил работы на рынке, привлечения на него независимых производителей энергии, поощрения конкуренции институциональных и регулирующих структур, проведения торгов с предложением цены, разработки и использования оценочных критериев, соглашений о закупках электроэнергии и соответствующих структур тарифов, а также четко определенных режимов налогообложения и операций с иностранной валютой.
По сравнению с государством частные инвесторы могут гораздо лучше оценить и максимально снизить коммерческие риски,7связан-ные, например, с неблагоприятными геологическими условиями, задержками в реализации проектов и превышением сметной стоимости или с несоответствием реального спроса прогнозному.
Защита инвестиций
Риск инвестирования и защита инвестиций
Деятельность по вложению инвестиций всегда характеризуется повышенным риском, особенно в случаях вложения капитала на территории развивающихся стран с переходной/нестабильной экономикой.
Инвестиционный риск – это обесценивание капитальных вложений в результате действия органов государственной власти или предполагаемая вероятность того, что действительные доходы от проводимого инвестиционного мероприятия будут ниже планируемых. Он может быть допустимым (потеря прибыли), критическим (потеря прибыли и недополучение выручки), катастрофический (угроза возникновения банкротства предприятия).
Защита инвестиций – это ряд действий по обеспечению условий для сохранности капиталовложений и гарантий прав инвесторов и самих инвестиций, предусмотренные законом.
На данный момент защитным механизмом для инвесторов служит международное правовое регулирование зарубежных инвестиций.
В нашей стране законодательная защита инвестиций происходит с помощью закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капиталовложений». Стоит отметить, что правила в национальном законе не противоречат международным, а наоборот дополняют его.
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Иностранный инвестор, который ввозит на территорию нашей страны иностранную инвестицию в любой форме, имеет право вывести ее за пределы страны без каких-либо препятствий. Кроме того, он имеет право на возмещение убытков, причиненных ему из-за полного бездействия государственных органов/органов местного самоуправления или незаконных действий.
Страхование инвестиций
Возникают случаи, когда государства, на территории которых расположены объекты для инвестирования, отказываются от защиты иностранных инвестиций, и владельцы капиталов полагаются на защиту только своего государства. В данном случае гарантией безопасности вложений может стать страхование.
Страхование инвестиций включает в себя определенный перечень страховых рисков на такие случаи, как:
- изменение обстановки в стране (финансовая, политическая, экономическая),
- военные действия,
- введение валютных санкций,
- и даже национализации страны (процесс перехода имущества в собственность страны).
Сами страховые риски выглядят следующим образом – государственное или совместное инвестирование, а также частное вложение капиталов. Обеспечение защиты инвестиций происходит за счет системы страхования вложенных капиталов на двух уровнях – страхование на территории того государства, в котором расположены инвестиции и заключение страхового договора на международном уровне.
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
Международная защита иностранных инвестиций.
Иностранные инвестиции, как объект международных правоотношений, представляют собой один из видов собственности, принадлежащей физическим и юридическим лицам одного государства на территории другого.
Вопросы правового режима предоставления и гарантий защиты иностранных инвестиций урегулированы как международным правом, так и национальным законодательством стран-субъектов правоотношений.
Важнейшими международными актами в сфере инвестиционно деятельности являются Вашингтонская конвенция от 18 марта 1965 г. «О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами» и Сеульская конвенция от 11 октября 1985 г. «Об учреждении Многостороннего Агентства по гарантиям инвестиций».
Принятие указанных документов было вызвано необходимостью создания механизмов защиты и предоставления гарантий инвесторам в отношении их собственности за границей.
Вашингтонская конвенция 1985 г. была разработана по инициативе и в рамках Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Целью и необходимостью ее принятия послужило недопущение применения к инвестиционным правоотношениям вкладчиков-нерезидентов государства нахождения объекта имущественных прав национального законодательства страны-реципиента. Для решения подобных споров был учрежден специальный судебный орган – Международный центр по урегулированию инвестиционных споров при МББР (МЦУИС).
На основании ч. 1 ст. 1 Вашингтонской конвенции 1985 г., «целью Центра является обеспечение разрешения посредством примирения и арбитража инвестиционных споров между Договаривающимися государствами и лицами других договаривающихся государств». Участниками указанной Конвенции в настоящее время являются около 100 государств, в том числе Российская Федерация.
Решение Центра является для субъектов инвестиционной деятельности присоединившихся к Конвенции государств обязательными «при условии наличия письменного согласия участников спора о передаче такого спора для разрешения Центру. Стороны, достигшие такого согласия, не вправе отказаться от него в одностороннем порядке» (ч. 1 ст. 25 Вашингтонской конвенции 1985 г.).
На основании ст. 63 указанной Конвенции, стороны по договоренности могут осуществлять примирительные или арбитражные процедуры и в других органах арбитража. Однако, только при условии отсутствия в тексте договора оговорки о передаче спора в Центр при МББР в обязательном порядке. Таким образом, нормы данной Конвенции не являются императивными.
Основной задачей Сеульской конвенции 1985 г. является предоставление гарантий защиты иностранных инвестиций от некоммерческих рисков (политических) посредством их страхования. С этой целью была учреждена межгосударственная организация — Многостороннее Агентство по гарантиям инвестиций. В компетенцию Агентства для осуществления указанной цели входит:
«а) предоставление гарантий, включая совместное и повторное страхование от некоммерческих рисков в отношении инвестиций, осуществляемых в какой-либо стране-члене из других стран-членов;
b) проведение соответствующей дополнительной деятельности по оказанию содействия потоку инвестиций в развивающиеся страны-члены и между ними» (абз. 2 ст. 2 Сеульской Конвенции 1985 г.).
Необходимо отметить, что Агентство проводит деятельность по оказанию содействия потоку инвестиций только в развивающиеся страны-члены и между ними. Так, на основании ст. 14 Сеульской конвенции, «капиталовложения гарантируются по настоящей главе только в случае, если они будут производиться на территории развивающейся страны-члена».
На региональных уровнях также принят ряд нормативных актов, устанавливающих механизм защиты инвестиционных вложений иностранных субъектов:
странами бывшего СНГ заключено многостороннее Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 г.
Российская Федерация и страны Европейского союза заключили в 1994 г. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Согласно его положениям, в отношении взаимных внешнеэкономических сделок (в том числе инвестиционных проектов), стороны обязуются предоставлять друг другу общий режим наиболее благоприятствуемой нации, соответствующий правилам ГАТТ / ВТО.
К числу региональных отраслевых договоров также относятся некоторые отраслевые международные акты. Например, Договор и Европейская энергетическая хартия, принятые в Гааге 17 декабря 1991 г. Ст. 10 указанного международного акта установлено, что договаривающиеся стороны осуществляют деятельность в условиях режима, не менее благоприятного, чем тот, который она предоставляет своим собственным инвесторам или инвесторам любой другой стороны соглашения либо любого третьего государства, в зависимости от того, какой из них является наиболее благоприятным.
Огромную роль на международной арене играют многочисленные двусторонние акты в сфере инвестирования. В настоящее время Россия заключила двухсторонние соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций (капиталовложений) со следующими странами: с Финляндией (1989 г.), Бельгией и Великим Герцогством Люксембург (1989 г.), Великобританией и Северной Ирландией (1989 г.), ФРГ (1989 г.), Францией (1989 г., 1992 г.), Нидерландами (1989 г.), Канадой (1989 г.), Италией (1989 г., 1996 г.), Австрией (1990 г.), Китаем (1990 г.), Испанией (1990 г.), Швейцарией (1990 г.), Южной Кореей (1990 г.), США (1992 г.), Грецией (1993 г.), Кубой (1993 г.), Румынией (1993 г.), Данией (1993 г.), Словакией (1993 г.), Чехией (1994 г.), Вьетнамом (1994 г.), Кувейтом (1994 г.), Индией (1994 г.), Венгрией (1995 г.), Албанией (1995 г.), Швецией (1995 г.), Норвегией (1995 г.), Югославией (1995 г.), Египтом (1997 г.), Македонией (1997 г.), Турцией (1997 г.), Аргентиной (1998 г.), Казахстаном (1998 г.), Японией (1998 г.), ЮАР (1998 г.), Украиной (1998 г.).
Подписаны, но не ратифицированы соглашения с США (1992 г.), Польшей (1992 г.), Болгарией (1993 г.), Монголией (1995 г.), Эквадором (1996 г.), Хорватией (1996 г.), КНДР (1996 г.), Лаосом (1996 г.), Кипром (1997 г.), Таджикистаном (1999 г.), Литвой (1999 г.), Словенией (2000 г.), Эфиопией (2000 г.), Таиландом (2002 г.), Йеменом (2002 г.).
Подписаны, ратифицированы, но не вступили в действие двусторонние инвестиционные соглашения с Ливаном (1997 г.), Филиппинами (1997 г.), Молдовой (1998 г.).
Основу национального законодательства Российской Федерации составляют Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160 «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Федеральный закон от 25 февраля 1999 г № 39 «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений». Кроме этого, имеются и отдельные отраслевые законы, указы Президента и постановления Правительства.
Источники: http://studopedia.su/15_87513_investitsionnie-potrebnosti-mirovoy-energetiki.html, http://spravochnick.ru/investicii/zaschita_investiciy/, http://studfiles.net/preview/6403634/page:14/
Источник: