Значительный контроль над объектом инвестиций

Значительное влияние;

Определения

Настоящий стандарт должен применяться всеми организациями, которые являются инвесторами, имеющими совместный контроль или значительное влияние по отношению к объекту инвестиций.

Сфера применения

Целью настоящего стандарта является определение правил учета инвестиций в ассоциированные организации и требований по применению метода долевого участия при учете инвестиций в ассоциированные организации и совместные предприятия.

3 В настоящем стандарте используются следующие термины в указанных значениях:

Ассоциированная организация — организация, на деятельность которой инвестор имеет значительное влияние.

Консолидированная финансовая отчетность — финансовая отчетность группы, в которой активы, обязательства, капитал, доход, расходы и денежные потоки материнской организации и ее дочерних организаций представляются как относящиеся к единому хозяйствующему субъекту.

Метод долевого участия — метод учета, при котором инвестиции первоначально признаются по первоначальной стоимости, а затем их стоимость корректируется с учетом изменения доли инвестора в чистых активах объекта инвестиций после приобретения. Прибыль или убыток инвестора включает долю инвестора в прибыли или убытке объекта инвестиций, а прочий совокупный доход инвестора включает долю инвестора в прочем совокупном доходе объекта инвестиций.

Совместное предпринимательство — предпринимательская деятельность, которая контролируется совместно двумя или более сторонами.

Совместный контроль — предусмотренное договором разделение контроля над деятельностью, которое имеет место только когда принятие решений в отношении значимой деятельности требует единогласного согласия сторон, разделяющих контроль.

Совместное предприятие — совместное предпринимательство, которое предполагает наличие у сторон, обладающих совместным контролем над деятельностью, прав на чистые активы деятельности.

Участник совместного предприятия — сторона совместного предприятия, обладающая совместным контролем над таким совместным предприятием.

Значительное влияние — полномочие участвовать в принятии решений по финансовой и операционной политике объекта инвестиций, но не контролировать или совместно контролировать эту политику.

4 Следующие термины определены в пункте 4 МСФО (IAS) 27 «Отдельная финансовая отчетность» и в Приложении A МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность» и используются в настоящем стандарте в значениях, указанных в МСФО, в которых они определены:

контроль над объектом инвестиций;

группа;

материнская организация;

отдельная финансовая отчетность;

дочерняя организация.

5 Если организации прямо или косвенно (например, через дочерние организации) принадлежит 20 или более процентов прав голоса в отношении объекта инвестиций, то считается, что организация имеет значительное влияние, за исключением случаев, когда существуют убедительные доказательства обратного. Однако, если организации прямо или косвенно (например, через дочерние организации) принадлежит менее 20 процентов прав голоса в отношении объекта инвестиций, то считается, что организация не имеет значительного влияния, за исключением случаев, когда существуют убедительные доказательства обратного. Наличие крупного или контрольного пакета акций, принадлежащего другому инвестору, не обязательно исключает наличие у организации значительного влияния.

6 Наличие у организации значительного влияния обычно подтверждается одним или несколькими из следующих фактов:

(a) представительство в совете директоров или аналогичном органе управления объектом инвестиций;

(b) участие в процессе выработки политики, в том числе участие в принятии решений о выплате дивидендов или ином распределении прибыли;

(c) наличие существенных операций между организацией и ее объектом инвестиций;

(d) обмен руководящим персоналом; или

(e) предоставление важной технической информации.

7 Организация может владеть вариантами на акции, опционами на покупку акций, долговыми или долевыми инструментами, которые могут быть конвертированы в обыкновенные акции, или другими аналогичными инструментами, которые в случае исполнения или конвертации могут обеспечить организации дополнительные права голоса или сократить права голоса другой стороны в отношении финансовой и операционной политики другой организации (то есть потенциальные права голоса). Наличие и влияние потенциальных прав голоса, которые на текущий момент являются реализуемыми или конвертируемыми, включая потенциальные права голоса других организаций, являются факторами, которые должны учитываться при оценке того, имеет ли организация значительное влияние. Потенциальные права голоса не являются реализуемыми или конвертируемыми на текущий момент, если они, например, не могут быть реализованы или конвертированы до определенной даты в будущем или до наступления определенного события.

8 Производя оценку того, приводят ли потенциальные права голоса к наличию значительного влияния, организация должна проанализировать все факты и обстоятельства (включая условия реализации потенциальных прав голоса и другие соглашения, рассматриваемые как по отдельности, так и в совокупности), которые влияют на потенциальные права, за исключением намерений руководства и финансовой возможности реализовать или конвертировать эти потенциальные права.

9 Организация утрачивает значительное влияние над деятельностью объекта инвестиций при утрате права участвовать в принятии решений по вопросам финансовой и операционной политики этого объекта инвестиций. Утрата значительного влияния может сопровождаться или не сопровождаться изменением абсолютных или относительных долей участия. Например, это может произойти в том случае, если ассоциированная организация становится объектом контроля со стороны государства, судебного, административного или регулирующего органа. Это также может произойти в результате заключения договора.

Критерии контроля над дочерней компанией

Определение периметра консолидации является одним из самых важных моментов при подготовке консолидированной финансовой отчетности. При этом чтобы понять, какие компании будут консолидироваться, необходимо выяснить, над какими из них материнская компания имеет контроль. Вопросам определения наличия или отсутствия контроля посвящена данная статья.

Наличие или отсутствие контроля у материнской компании над дочерней регулирует МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность» (далее — МСФО (IFRS) 10).

Согласно данному стандарту инвестор (материнская компания) обладает контролем над объектом инвестиций (дочерней компанией) только в том случае, если инвестор:

  • обладает полномочиями в отношении объекта инвестиций;
  • подвергается рискам, связанным с переменным доходом от участия в объекте инвестиций, или имеет право на получение такого дохода;
  • имеет возможность использовать свои полномочия в отношении объекта инвестиций с целью оказания влияния на величину своего дохода.

Отметим, что в стандарте слово «доход» (в оригинале returns — отдача) означает не только доход, но и расход, и любые прибыли и убытки, которые может принести инвестору деятельность объекта инвестиций. То есть «отдача» может быть в любой форме: как дохода, так и расхода, и убытка, и прибыли.

Также отметим, что МСФО (IFRS) 10 использует термины «инвестор» и «объект инвестиций» до тех пор, пока не доказан контроль инвестора над объектом инвестиций. Если инвестор имеет контроль над объектом инвестиций, то инвестор — это материнская компания, а объект инвестиций — это дочерняя компания.

Таким образом, чтобы компания могла считаться дочерней и консолидировалась, должны выполняться все три перечисленных выше критерия контроля. Рассмотрим каждый из них подробно.

Критерий «Полномочия»

Полномочия — это существующие права инвестора на управление значимой деятельностью объекта инвестиций.

Инвестор может получить полномочия в отношении объекта инвестиций различными способами, например, купив долю в нем или заключив договор на управление им, и т.п. Но не все виды полномочий могут быть достаточными для того, чтобы признать инвестора контролирующим.

Если инвестор имеет долю более 50 процентов (более половины прав голоса) в объекте инвестиций, то при отсутствии прочих обстоятельств считается, что он имеет достаточно полномочий. При этом два других критерия контроля выполняются автоматически. Именно такой инвестор должен консолидировать объект инвестиций.

Однако возможны различные обстоятельства, которые могут привести к тому, что у других инвесторов также будут полномочия в отношении конкретного объекта инвестиций либо у инвестора, владеющего долей более 50 процентов, не выполняются два остальных критерия контроля. В таком случае нужно провести анализ и определить:

  • чьи полномочия существеннее;
  • выполняются ли у инвесторов остальные критерии контроля;
  • кто из инвесторов больше других подвержен рискам, связанным с отдачей от объекта инвестиций.

Затем по совокупности всех обстоятельств следует принять решение о том, кто из инвесторов контролирует объект инвестиций. Контролирующий инвестор и должен консолидировать объект инвестиций как дочернюю компанию.

Прежде всего определимся с термином «значимая деятельность».

Значимая деятельность — это такая деятельность объекта инвестиций, которая оказывает значительное влияние на доход (отдачу) от объекта инвестиций.

Из двух инвесторов, обладающих полномочиями в отношении объекта инвестиций, более существенные полномочия будут у того из них, который управляет наиболее значимой деятельностью.

Пример из стандарта МСФО (IFRS) 10

Два инвестора создают объект инвестиций с целью разработки и продажи лекарственного препарата.

Один инвестор отвечает за разработку лекарственного препарата и получение соответствующего разрешения регулирующих органов. Эта ответственность включает в себя возможность принимать в одностороннем порядке все решения, касающиеся разработки продукта и получения разрешения регулирующих органов.

Как только регулирующий орган одобрил препарат, другой инвестор начинает его производство и продажу. Данный инвестор может в одностороннем порядке принимать все решения касательно производства и продажи препарата.

Если все указанные виды деятельности (разработка и получение разрешения регулирующего органа, а также производство и продажа лекарственного препарата) являются значимыми видами деятельности, то каждый инвестор должен определить, имеет ли он возможность управлять деятельностью, оказывающей наиболее значительное влияние на отдачу от объекта инвестиций.

Следовательно, каждый инвестор должен рассмотреть вопрос о том, какой вид деятельности является наиболее значимым для него и оказывает наиболее значительное влияние на отдачу от объекта инвестиций. Кто управляет наиболее значимой деятельностью, тот и имеет наибольшие полномочия в отношении этого объекта инвестиций.

МСФО (IFRS) 10 не указывает, кто из инвесторов управляет наиболее значимой деятельностью, но определяет вопросы, которые должны быть исследованы инвесторами при принятии решения о наиболее значимой деятельности:

  • цель и структура объекта инвестиций;
  • факторы, которые определяют норму прибыли, выручку и стоимость объекта инвестиций,
  • а также стоимость лекарственного препарата;
  • влияние, оказываемое на доходы (отдачу) объекта инвестиций в результате осуществления полномочий каждого инвестора по принятию решений касательно факторов, перечисленных выше;
  • подверженность инвесторов риску изменения доходов (отдачи);
  • неопределенность в отношении получения разрешения от регулирующих органов и усилия, необходимые для получения такого разрешения (с учетом успешного опыта инвестора в области разработки лекарственных препаратов и получения соответствующего разрешения регулирующих органов);
  • кто из инвесторов осуществляет контроль над лекарственным препаратом после успешного завершения этапа разработки.

Определить, деятельность какого инвестора является более значимой, можно, только проанализировав все указанные выше вопросы.

Читайте также  Федеральные инвестиции проблемы и решения

Полномочия определяются существующими правами на управление значимой деятельностью и являются их результатом. Рассмотрим термин «существующие права».

Существующие права — это права, которые предоставляют инвестору возможность в настоящее время управлять значимой деятельностью.

Примерами прав могут быть:

  • права голоса (долей, акций) в объекте инвестиций;
  • права назначать, переводить на другую должность или увольнять ключевой управленческий персонал объекта инвестиций, который может оказывать влияние на значимую деятельность;
  • права назначать или отстранять другую организацию, которая управляет значимой деятельностью;
  • права давать инструкции объекту инвестиций касательно вступления в какие-либо сделки или налагать вето на любые изменения в какие-либо сделки в интересах инвестора;
  • другие права (например, права принятия решений, указанные в договоре об управлении), которые предоставляют их владельцу возможность управлять значимой деятельностью.

Считается, что инвестор, который является держателем более половины прав голоса в объекте инвестиций, при отсутствии прочих обстоятельств обладает полномочиями в отношении него. Однако данное условие не выполняется, если:

  • управление значимой деятельностью осуществляется не посредством голосования держателя контрольного пакета прав голоса;
  • или большинство членов органа управления значимой деятельностью назначается не голосованием держателя контрольного пакета прав голоса.

Компания А владеет 100% долей в компании B. При этом в компании В введено конкурсное управление, в результате чего ее деятельностью управляет не компания А, а конкурсный управляющий. Несмотря на свою долю 100% компания А не имеет полномочий в компании B и не должна ее консолидировать. Ее права не могут быть признаны существующими.

Права должны быть реальными, чтобы они давали полномочия. Реальные права — это еще один важный термин, используемый в стандарте МСФО (IFRS) 10. Право является реальным, если субъект права (инвестор) имеет практическую возможность реализовать такое право, то есть имеет право в настоящее время пользоваться своими правами.

Определение, являются ли права реальными, требует вынесения суждения с учетом всех фактов и обстоятельств. Приведем список барьеров (экономического или иного характера), которые могут препятствовать инвестору в осуществлении своих прав и тем самым приводить к тому, что права не будут реальными:

  • финансовые санкции и стимулы;
  • цена исполнения или конвертации, которая создает финансовый барьер, препятствующий инвестору в осуществлении своих прав;
  • условия, которые делают реализацию права маловероятной (например, условия, жестко ограничивающие сроки исполнения);
  • отсутствие в учредительных документах объекта инвестиций или отсутствие в применимых законах или нормативных актах четкого, разумного механизма, который позволил бы инвестору реализовать свои права;
  • неспособность инвестора получить информацию, необходимую для реализации своих прав;
  • операционные барьеры или стимулы (например, отсутствие других управляющих, желающих или способных оказывать специализированные услуги);
  • требования законов или регулирующих органов (например, если зарубежному инвестору запрещено осуществлять свои права).

При наличии каких-либо факторов, которые препятствуют инвестору осуществлять свои права, он должен проанализировать, насколько существенны такие ограничения и могут ли они приводить к решению об отсутствии полномочий.

Компания А приобрела долю в размере 95% в компании В у компании C. Доля 5% осталась у компании С. Деятельность компании В специфическая, такой деятельности в компании А нет. В настоящее время у компании А нет управляющих, способных управлять деятельностью компании В, поэтому компанией В управляют генеральный директор, назначенный ранее (до покупки) компанией С. Совет директоров включает четырех членов совета (два от А и два от С) и председателя, назначаемого компанией А. Решения совета директоров почти по всем вопросам принимаются простым большинством.

Есть ли у компании А полномочия на управление значимой деятельностью компании В, и должна ли компания А консолидировать компанию В?

1. Сравним полномочия компании А и компании С.

Полномочия компании А определяются ее долей 95%, предполагающей абсолютное большинство голосов на собрании акционеров. В совете директоров компания А имеет преимущество. При этом у компании А есть ограничивающий ее права фактор — отсутствие в настоящее время необходимого управленческого персонала.

Полномочия компании С определяются 5% прав голоса, что не дает ей никаких преимуществ на собрании акционеров и большинства в совете директоров. Генеральный директор назначен компанией С, он в настоящий момент управляет операционной деятельностью.

По причине отсутствия квалификации членов совета директоров от компании А генеральный директор компании В может действовать не в интересах компании А. Но какой бы специфической деятельностью ни занималась компания В, компания А при необходимости может найти специалиста с необходимой квалификацией либо получить необходимую консультацию по такой деятельности у сторонних консультантов. Благодаря большинству в совете директоров компания А может сместить генерального директора компании В, если будет считать, что он действует не в интересах компании А. Таким образом, ограничивающий фактор не является критическим.

2. Анализ других критериев контроля.

Компания А подвержена риску переменной отдачи от объекта инвестиций (компании В) благодаря своей доле 95%. Если компания В обанкротится, то компания А лишится своей инвестиции. Кроме того, компания А не получит того дохода, на который она рассчитывала, покупая компанию В. Таким образом, компания А существенно подвержена риску переменной отдачи. В то время как компания С рискует только долей 5%, что несравнимо меньше.

Компания А имеет возможность использовать свои полномочия в отношении компании В с целью оказания влияния на величину отдачи от нее посредством голосования на собрании акционеров, а также посредством участия в совете директоров. Акционеры и директор от компании А принимают правильные или неправильные решения и тем самым ведут бизнес компании В либо к успеху, либо к неудаче и, следовательно, к получению или неполучению от нее дохода. Таким образом, реализуется возможность компании А использовать свои полномочия для влияния на отдачу от компании В. У компании С также есть возможность влиять своими полномочиями на отдачу от компании В — через участие в совете директоров и генерального директора.

По совокупности факторов можно сделать следующий вывод. У компании А больше полномочий в отношении компании В и существенно больше подверженность риску переменной отдачи, нежели у компании С. При примерно равной возможности влиять своими полномочиями на отдачу от компании В (третий критерий) полномочия и подверженность риску переменной отдачи (первый и второй критерии) больше у компании А, поэтому компания А должна быть признана контролирующей стороной и консолидировать компанию В.

Еще одно важное понятие МСФО (IFRS) 10 — это права защиты. Права защиты не дают инвестору контроль. Это права, которые дают инвестору возможность защищать свои интересы, но не дают полномочий в отношении объекта инвестиций.

Компания А имеет долю 70% в компании В, а компания С имеет долю 30% в компании В. Согласно уставу компании В компания С может заблокировать своим пакетом принятие решений о смене деятельности компании В, о ликвидации компании В, о выпуске акций компании В (приводящем к разводнению доли компании С), о выпуске облигаций, превышающих стоимость активов компании В, и т.п.

Права компании С являются правами защиты, они дают ей возможность защищать свои интересы, но не дают контроля. В отсутствие у компании С прочих прав контроль над деятельностью компании В имеет компания А.

Полномочия без контрольного пакета

На практике часто возникают ситуации, когда инвестор имеет в объекте инвестиций не контрольную, но достаточно существенную долю (например, более 40%, но меньше, чем контрольный пакет). МСФО (IFRS) 10 указывает, что в таких случаях инвестор должен проанализировать свои права и права других сторон, а также свою подверженность риску переменного дохода и возможность влиять своими полномочиями на переменную отдачу от объекта инвестиций (остальные критерии контроля).

Инвестор может обладать полномочиями, даже если он не является держателем контрольного пакета прав голоса в объекте инвестиций, например, в результате:

  • соглашения между инвестором и другими держателями прав голоса;
  • прав, предусмотренных другими соглашениями;
  • прав голоса инвестора;
  • потенциальных прав голоса;
  • сочетания ситуаций, указанных в пунктах (a)-(d).

Пример из стандарта МСФО (IFRS) 10

Инвестор приобретает 48% прав голоса объекта инвестиций. Держателями оставшихся прав голоса являются тысячи акционеров, ни один из которых не имеет более 1% прав голоса. При этом ни у одного из акционеров нет договоренностей консультироваться с любыми из других акционеров или принимать коллективные решения.

Оценивая, какую долю прав голоса приобрести исходя из относительного размера других пакетов акций инвестор пришел к выводу, что 48% доли участия будет достаточно, чтобы предоставить ему контроль. В этом случае исходя из абсолютного размера его пакета и относительного размера других пакетов акций инвестор заключил, что он обладает в достаточной мере доминирующей долей участия, чтобы выполнить критерий наличия полномочий без необходимости рассмотрения других доказательств наличия полномочий.

Действительно, у инвестора достаточно большая доля и при этом нет других сторон, которые могут контролировать объект инвестиций. Поэтому инвестор может признать себя контролирующей стороной, так как выполняются критерии контроля:

  • наличие полномочий: 48% дают инвестору достаточно полномочий на принятие решений (остальные мелкие инвесторы не смогут скооперироваться, чтобы противостоять его решениям);
  • подверженность риску переменной отдачи от объекта инвестиций: инвестор подвержен риску переменной отдачи, поскольку владеет достаточно большой долей и может получить убыток, если объект инвестиций понесет убытки или обанкротится, либо получит доход (например, в виде дивидендов) в случае прибыльной деятельности объекта инвестиций;
  • влияние полномочий на переменную отдачу от объекта инвестиций: инвестор может с помощью своих полномочий влиять на переменную отдачу от объекта инвестиций, так как, принимая решения на собрании акционеров, он ведет деятельность объекта инвестиций к успеху или неудаче (прибылям или убыткам).

Следует обратить внимание на то, что в примере приведена доля 48%. Скорее всего, при меньшей доле, например 30%, выполнение критериев под пунктами а) и b) было бы сомнительно.

Критерий «Подверженность риску изменения доходов (отдачи) от объекта инвестиций или прав на получение таких доходов (отдачи)»

Переменный доход (отдача) — это доход, который не является фиксированным и может меняться в зависимости от результатов деятельности объекта инвестиций. Он может быть только положительным, только отрицательным или и положительным, и отрицательным.

Примеры переменного дохода (отдачи):

  • дивиденды, распределение прочих экономических выгод от объекта инвестиций (например, проценты по долговым ценным бумагам, выпущенным объектом инвестиций);
  • изменение в стоимости инвестиций, сделанных инвестором в объект инвестиций;
  • вознаграждение за обслуживание активов или обязательств объекта инвестиций;
  • гонорар и риск убытка от кредитной поддержки или обеспечения ликвидности доли в остаточной стоимости активов и обязательств объекта инвестиций при его ликвидации, выгоды по налогу на прибыль и доступ к будущей ликвидности от участия инвестора в объекте инвестиций;
  • доход, недоступный для других держателей долей участия (например, инвестор может использовать свои активы в сочетании с активами объекта инвестиций: объединение операционных функций с целью достижения экономии от масштаба, снижения издержек, поиска поставщиков дефицитных товаров, получения доступа к запатентованным знаниям или наложения ограничений на некоторые операции или активы, чтобы увеличить стоимость других активов инвестора).
Читайте также  Фонд прямых инвестиций портфельные компании

Таким образом, переменный доход (отдача) — это практически любая переменная отдача от объекта инвестиций, которую получает инвестор в связи со своей инвестицией.

Критерий «Возможность использовать свои полномочия в отношении объекта инвестиций с целью оказания влияния на переменную отдачу»

Если у инвестора есть полномочия и ему принадлежит значительная доля в объекте инвестиций, то в отсутствие прочих обстоятельств считается, что он может использовать свои полномочия для влияния на переменную отдачу от объекта инвестиций.

МСФО (IFRS) 10 уделяет большое внимание ситуации, в которой инвестор передает свои полномочия по управлению объектом инвестиций другой стороне, и эта сторона становится «лицом, принимающим решения». Стандарт определяет, при каких обстоятельствах лицо, принимающее решения, является агентом, а при каких — принципалом.

В данном случае агент — это лицо, принимающее решение, которое управляет объектом инвестиций в интересах принципала. Агент использует полученные полномочия с целью получить переменную отдачу от объекта инвестиций не столько в свою пользу, сколько в пользу принципала, поэтому агент не контролирует объект инвестиций и не консолидирует его (то есть для агента рассматриваемый признак контроля не выполняется).

МСФО (IFRS) 10 определяет, что если инвестор передает права управления объектом инвестиций третьей стороне, то он должен определить, является ли он принципалом. С другой стороны, лицо, принимающее решения, которому инвестор передал полномочия на управление, также должно определить, является оно принципалом или агентом.

Когда лицо, принимающее решения, определяет, является ли оно агентом, ему следует проанализировать отношения между собой, управляемым им объектом инвестиций и другими сторонами (инвестором), участвующими в объекте инвестиций, во всех проявлениях таких отношений, и в особенности приведенные ниже факторы:

  • пределы своих полномочий по принятию решений касательно объекта инвестиций;
  • права других сторон (права инвестора);
  • вознаграждение, на которое оно имеет право в соответствии с соглашением (соглашениями) об уплате вознаграждения;
  • подверженность рискам изменения дохода от других видов участия в объекте инвестиций, держателем которых оно является.

В зависимости от конкретных фактов и обстоятельств каждому из указанных выше факторов придается различный вес.

Пределы полномочий лица, принимающего решения, нужно анализировать на основании договора управления по следующим факторам.

  1. Право отстранения. Если согласно договору управления у какой-либо стороны есть безусловное право (без указания причины) отстранить лицо, принимающее решение, от управления, то последнее является агентом. Если такое безусловное право отстранения имеет инвестор, передавший права управления объектом инвестиций лицу, принимающему решения, то инвестор будет принципалом (контролирует), а лицо, принимающее решение — агентом (не контролирует).
  2. Размер вознаграждения лица, принимающего решения. Если размер вознаграждения является рыночным, это свидетельствует о том, что лицо, принимающее решения, привлечено как агент, и любое другое лицо, обладающее аналогичной квалификацией, сможет оказать такие же услуги по управлению объектом инвестиций. Рыночное вознаграждение подвергает лицо, принимающее решения, слишком незначительному риску переменной отдачи от объекта инвестиций. Чем более нерыночное вознаграждение получает лицо, принимающее решение, чем большую ответственность оно несет в связи с управлением объектом инвестиций и чем больше изменчивость вознаграждения, тем больше у него подверженность риску переменной отдачи от объекта инвестиций и тем ближе лицо, принимающее решения, к позиции принципала.
  3. Наличие у лица, принимающего решения, других интересов в объекте инвестиций (помимо вознаграждения за управление). Таким интересом может быть доля лица, принимающего решения, в объекте инвестиций, предоставление гарантий в отношении результатов деятельности объекта инвестиций и др.

Чем больше интересов в объекте инвестиций имеет лицо, принимающее решения, тем больше у него подверженность риску переменной отдачи от объекта инвестиций и тем ближе оно к позиции принципала.

Сценарий 1

Компания А имеет долю 100% в компании В (объекте инвестиций). Компания А передала права управления компанией В управляющей компании С по договору управления. Согласно договору компания А имеет право в безусловном порядке и без указания причин отстранить компанию С от управления.

Благодаря праву безусловного отстранения компания А является принципалом и консолидирует компанию В.

Сценарий 2

Компания А имеет долю 90% в компании В (объекте инвестиций). Компания А передала права управления компанией В управляющей компании С по договору управления. Согласно договору компания А имеет право отстранить компанию С от управления только в том случае, если компания С будет нарушать договор управления. Вознаграждение управляющей компании рыночное. Других интересов в компании В управляющая компания не имеет.

В этом сценарии право компании А отстранить управляющую компанию расценивается как право защиты, поскольку оно может быть реализовано только в случае нарушения условий договора. Право защиты не принимается во внимание при решении вопроса о контроле.

Поскольку вознаграждение управляющей компании рыночное, то она подвержена риску переменной отдачи от объекта инвестиций в гораздо меньшей степени, чем компания А. Следовательно, компания С управляет компанией В больше в интересах компании А, чем в своих собственных Компания А является принципалом, а компания С — агентом.

Управляющая компания фонда держит инвестиции в виде 20% доли в фонде и несет обязанности по финансированию убытков фонда в пределах этой доли. Другие инвесторы могут отстранить управляющую компанию простым большинством голосов, но только за нарушение условий договора. Управляющая компания получает рыночное вознаграждение за услуги управления.

В данном случае право других инвесторов отстранить управляющую компанию расценивается как право защиты интересов, поскольку оно может быть реализовано только в случае нарушения условий договора.

Несмотря на то что управляющая компания получает рыночный гонорар, который соразмерен оказанным услугам, ее инвестиции вкупе с вознаграждением могут привести к подверженности риску изменения дохода от деятельности фонда, которая будет столь значительной, что станет указывать на то, что управляющая компания является принципалом.

Этот пример, за небольшими авторскими правками, приведен в МСФО (IFRS) 10 (пример 14В МСФО (IFRS) 10).

Структурированные организации

До вступления в силу МСФО (IFRS) 10 учет предприятий специального назначения (далее — ПСН) велся в соответствии с SIC 12 «Консолидация предприятия специального назначения». Согласно этому разъяснению консолидировать их следовало в том случае, если сущность взаимоотношений между компанией и ПСН указывала на то, что последнее контролируется группой. Причем контроль мог возникать в силу предопределенности деятельности ПСН (действующего в режиме «автопилота»). На практике ПСН всегда консолидировались просто на основании того, что они являются таковыми.

После вступления в силу МСФО (IFRS) 10 термин «ПСН» был заменен на термин «структурированная организация». Порядок принятия решения по включению или невключению структурированной организации в консолидированную отчетность стал абсолютно аналогичным порядку, установленному для любой другой дочерней компании: для консолидации необходимо выполнение трех признаков контроля. В силу этого структурированные организации не обсуждаются в МСФО (IFRS) 10 отдельно и определение структурированной организации включено в МСФО (IFRS) 12 «Раскрытие информации об участии в других организациях».

Единственное, что отличает отражение и учет в консолидированной отчетности структурированной организаций от отражения и учета других объектов инвестиций — это порядок раскрытия информации о ней. В отношении структурированной организации раскрываются риски, связанные с ней.

В заключение приведем схему для принятия решения о наличии или отсутствии у инвестора контроля над объектом инвестиций. Первая ее часть посвящена определению наличия полномочий, а вторая — определению наличия остальных критериев контроля. Данную схему можно использовать для анализа периметра консолидации применительно к каждой дочерней компании.

Схема принятия решения о наличии или отсутствии у Группы контроля над объектом инвестиций

Контроль за выполнением ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА

В период освоения инвестиций (реализации инвестиционного проекта), особенно, если этот период длительный, рыночная конъюнктура несет значительных колебаний, а это, в свою очередь, будет влиять на инвестиционный процесс: меняются инвестиционный спрос и предложение, а следовательно меняется и цены на инвестиционные товары . В течение определенного времени могут измениться также потребности, ради которых разрабатывается инвестиционный проект. Кроме того, начальный тропа может оказаться несостоятельном за ряда факторов, например, перенос сроков начала строительства, пересмотр условий финансирования, необоснованного планирования связей между задачами проекта, срыва поставок документации или оборудования поставщиками, непредвиденных технических трудностей, изменения внешних условий и т.

Таким образом, все основные элементы инвестиционного проекта должны тщательно контролироваться руководством проекта. Менеджер проекта масс определить процедуру и установить последовательность сбора данных через определенные интервалы времени, проводить анализ полученных результатов, анализировать текущие отклонения фактических и плановых показателей и прогнозировать влияние текущего состояния дел на выполнение объемов работ, которые остались.

Система контроля за инвестиционным проектом, масс содержать: содержание анализируемой; структуру отчетов и ответственность за сбор данных; анализ информации и принятия решений. Все эти меры разрабатываются в реализации проекта с участием всех заинтересованных сторон. Система руководства должно обеспечить необходимое влияние там и тогда, когда и где они необходимы. Например, если возникает задержка ввода объекта в эксплуатацию, то ускорить этот процесс можно за счет перераспределения материальных, финансовых или трудовых ресурсов. Если же задерживается поставка проектной документации, увеличиваются расходы на материалы и оборудование, субподрядчики нарушают директивные сроки, то необходимо пересмотреть план проекта. Коррекция плана может быть ограниченной пересмотром основных параметров, а может потребовать разработки новой модели, начиная с текущего состояния до момента окончания работ.

Основными принципами построения эффективной системы контроля в процессе реализации инвестиционного проекта должны быть:

◊ наличие четких планов;

◊ наличие реальной системы отчетности;

◊ наличие эффективной системы анализа фактических показателей и тенденций;

◊ наличие эффективной системы реагирования.

Планы должны быть содержательными; четко структурированная и фиксированными с тем, чтобы обеспечить основу для контроля. Если планы обновляются часто и без применения процедур контроля за изменениями, то контроль за проектом будет потерян.

Отчеты должны отражать состояние проекта по исходных планов на основе единых подходов и критериев. В результате анализа собранных данных руководство проекта масс определить, соответствует ли текущая ситуация запланированной, а если нет, то вычислить размер последствий отклонений. Специальные отчеты должны использоваться для предсказания тенденций в стоимостных и временных оценках работ проекта. В простейшем случае предсказания могут указывать на увеличение стоимости проекта, или на задержки по срокам. Завершающим этапом процесса контроля за проектом есть действия, которые принимаются руководством и направляются на преодоление отклонений в процессе работ проекта. Эти действия могут быть направлены на исправление выявленных недостатков и преодоление негативных тенденций в рамках проекта.

Читайте также  Необходимые инвестиции для открытия ресторана

В рамках функций контроля и оперативного управления реализацией проекта решаются задачи измерения, прогнозирования и оценки оперативной ситуации, по достигнутым результатам, затратами времени, ресурсов и финансов, анализа и устранения причин отклонения от разработанного плана и коррекция плана. Следовательно, при управлении проектом контролируются три основных количественные характеристики такие, как время, объем работ и стоимость. Кроме того, руководство отвечает за управление содержанием работ, качеством и организационной структурой.

Механизм проведения постоянного наблюдения и контроля за процессом освоения инвестиций называют мониторингом инвестиционных проектов. Общий мониторинг проекта осуществляет инвестор (заказчик) или от его имени дирекция строящегося. Такой мониторинг по договору с инвестором могут осуществлять фирма-девелопер или генеральный подрядчик согласно договору консорциума.

Построение системы мониторинга реализации инвестиционного проекта должна основываться по следующим принципам:

1. Выбор для наблюдения наиболее важных направлений реализации инвестиционного проекта. Реализация этого принципа базируется на том, что, прежде всего, наблюдение должно происходить за реализацией календарного плана и бюджета проекта по разделам.

2. Построение системы информационных (отчетных) показателей н каждого направления реализации инвестиционного проекта. Такая система показателей должна основываться на данных оперативного бухгалтерского учета и статистической отчетности. Эта система отражает ход реализации календарного плана проекта по объемам и наиболее важными структурными показателями, исполнение бюджета по объему и структуре расходов и прочее.

3. Разработка системы обобщающих (аналитических) показателей по каждому направлению реализации проекта. Система оценочных показателей строится, исходя из цели мониторинга отдельных направлений деятельности инвестиционного проекта, и базируется на привлекательности для этого информативных (отчетных) показателей. В разрезе каждого из направлений формируется конкретный перечень наиболее важных оценочных показателей.

4. Установление периодичности формирования отчетной базы данных (информационных и аналитических показателей). Такая периодичность определяется, исходя из периодичности календарного плана и бюджета реализации инвестиционного проекта. С учетом этой периодичности различают оперативные (недельные или декадные) сведения, месячный или квартальный отчет.

5. Анализ причин, которые привели к отклонению фактических результатов от предусмотренных. В процессе такого анализа различают те показатели, по которым наблюдаются «критические отклонения» от календарного плана и бюджета.

6. Выявление резервов и возможностей нормализации хода реализации инвестиционного проекта. В процессе реализации этого принципа резервы рассматриваются в разрезе отдельных функциональных блоков с изучением возможностей заказчика и подрядчика по нормализации хода реализации инвестиционного проекта.

7. Обоснование предложений по изменению календарного плана и бюджета инвестиционного проекта. Завершающим этапом мониторинга инвестиционных проектов является разработка обоснованных предложений по корректировке календарного плана и бюджета проекта. В отдельных случаях может быть обосновано предложение о «выходе» из инвестиционного проекта.

Таким образом, разработанная по этим принципам система мониторинга реализации инвестиционного проекта должно корректироваться при изменении инвестиционной среды, направлений инвестиционной деятельности и других факторов.

Основным направлением мониторинга реализации инвестиционного проекта является своевременное выявление отклонений от календарного плана и бюджета, которые вызывают снижение эффективности инвестиционной деятельности; анализ причин, которые привели к этим отклонений, и разработка предложений по соответствующей корректировки отдельных направлений инвестиционной деятельности с целью ее нормализации и повышения эффективности.

Ход работ, подлежащих выполнению в соответствии с календарным планом, отслеживается на основе сбора и обработки информации. При этом ценным источником данных с отчеты исполнителей о ходе выполнения работ. Сбор и обработка информации позволяют не только оценивать текущее состояние дел, но и прогнозировать дальнейший ход работ.

Для оценки выполнения календарного плана и отдельных работ получает применение целый ряд методов.

Метод простого контроля (метод «0-100») позволяет отслеживать только моменты завершения работ. Незавершенной работе, в какой бы стадии она не находилась, присваивается оценка 0%, а завершен — 100%, причем считается, что работа выполнена, только если достигнут ее конечный результат.

Метод детального контроля предусматривает оценку промежуточных стадий выполнения задания. Например, работе присваивается оценка 50%, если цели достигнуты наполовину. Очевидно, что метод детального контроля сложнее метода «0-100», поскольку требует от менеджера оценки степени завершенности работ, находящихся в процессе выполнения. В большинстве случаев только использование этих двух методов дает приемлемые результаты.

Когда невозможно точно оценить состояние выполняемой работы, применяют модифицированные варианты метода детального контроля, например, метод «50/50», что предлагает оценку степени завершенности работы в тот момент, когда на ее выполнение потрачено 50% выделенных средств. Другая модификация детального контроля — метод этапов — используется, как правило, при анализе работ большой продолжительности. Работа делится на ряд технологических этапов, которые определяют степень ее завершенности.

Применяя указанные подходы, можно разработать интегрированную систему контроля, обеспечивает учет степени завершенности как отдельным работам, так и проекта в целом, в т. Ч. Расчет за выполненные этапы.

Полученная таким образом информация используется для выработки управленческих решений по успешной реализации инвестиционного проекта.

В зависимости от функций участников реализации инвестиционной деятельности мониторинг можно специализировать по видам, а именно:

◊ общий мониторинг проекта осуществляет инвестор (заказчик) или от их имени дирекция строящегося. Такой мониторинг по договору с инвестором могут осуществлять фирма-девелопер или генеральный подрядчик;

◊ технический мониторинг, кроме инвестора и его представителей, осуществляющих конечно генеральный проектировщик и другие проектировщики — в рамках авторского надзора. Технический мониторинг проводится с целью обеспечения соответствия объемно-планировочных и конструктивных решений, принятых в строительной и технологической частях проекта, требованиям ДБН, Госстандарте в и технических условий;

◊ финансовый мониторинг, которым проводится инвестором, заказчиком, фирмой-девелопером (по их поручению), а также другими участниками проекта на первом этапе освоения инвестиций (проектирование и строительство) по таким показателям, как общий объем инвестиций по проекту, затраты на земельный участок, расходы на проектно-изыскательские работы, стоимость строительно-монтажных работ (договорная цена), контрактовая стоимость оборудования, инструментов и инвентаря; источники финансирования проекта; собственный капитал, акционерный капитал и прочие привлеченные средства; заимствованные средства, кредиты банка и другие долговые обязательства; лизинг и другие заимствованные средства; мобилизация внутренних ресурсов и др. Постоянному надзору подлежит летняя программа завершения (продолжение) инвестиционного процесса, отслеживаются месячные плановые и фактические объемы инвестиций, строительно-монтажных работ, затраты на оборудование. Анализируется уровень использования собственного капитала, привлеченных и заемных средств, выявляются отклонения, обосновывается необходимость мобилизации внутренних ресурсов и использования других источников финансирования. На этом этапе в процессе финансового мониторинга уже можно делать оценку текущих показателей эффективности инвестиций, рассчитывать динамическую норму эффективности и сравнивать ее с внутренней, определять возможный ожидаемый срок окупаемости инвестиций по условиям года эксплуатации предприятия (очереди), который подлежит финансовому мониторингу;

◊ маркетинговый мониторинг, который проводится с целью обеспечения своевременных поставок на строительство материально-технических ресурсов, и его осуществляют те участники, на которых возложены обязанности в контрактах по материально-техническому обеспечению строений.

Литература для изучения темы

1. Хозяйственный кодекс Украины. Принятый 16 января 2003, № 436- IV / Голос Украины 2003, № 49-50 от 14.03.2003.

2. Гражданский кодекс Украины. Принятый 16 января 2003, № 435-1V. Редакция ГКУ от 23.02.2006 p., Действующая с 12.04.2008 г..

3. Закон. Украины «О ценах и ценообразовании», от 22.09.2006 p., № 189-V / Российская юстиция, 2006, № 47, ст.462.

4. Постановление Кабинета Министров Украины «О порядке утверждения инвестиционных программ и проектов строительства и проведения их комплексной государственной экспертизы» от 11 апреля 2002 p., № 483.

5. Постановление Кабинета Министров «Об утверждении Общих условий заключения и выполнения договоров подряда в капитальном строительстве» от 1 августа 2005 p., № 668.

6. Приказ Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины «Об утверждении Правил определения стоимости строительства (ДБН Д.1.1-1 -2000)». от 27.08.2000 г.. № 174.

7. Приказ Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины «Правила определения стоимости проектно-изыскательских работ для строительства, осуществляемого на территории Украины (ДБН Д. 1.1 -7-2000)» от 14 декабря 2000 p., № 285.

8. Государственные строительные нормы Украины. Утвержден приказом Государственного комитета по строительству и архитектуре от 20.01.2004 p., № 8.

9. Беренс В., Хавранек П. М. Руководство по оценке эффективности инвестиций. — М .: Экономика, 1995. — 527 с.

10. Бланк И. А. Инвестиционный менеджмент. — М .: МП «Итем» ЛТД «Юнайтед Лондон Трейд Лимитед», 1995. — С. 447.

11. Золотогоров В.Г. Инвестиционное проектирование: Учеб. пособ. — Мн.: ИП «Экопсрспсктива», 1998. — 463 с.

12. Мир Управления проектами / Под ред. X. Решке, X. Шелле. / Пер. с англ. — М .: Алан, 1993. — 304 с.

13. Пересада А. А. Управление инвестиционным процессом. — М .: Либра, 2002. — 472 с.

14. Пересада А. А., Майорова Т. В. Ляхова А. А. Проектие финансирования: Учебник. М .: Финансы, 2005. — 736 с.

15. Управление инвестициями: В 2-х т. Т. 1 / В. Шеремет, В. М. Павлюченко, В. Д. Шапиро и др. — М .: Высшая школа, 1998. — 416 с.

16. Управление инвестициями: В 2-х т. Т. 2 / В. Шеремет, В. М. Павлюченко, В. Д. Шапиро и др. — М .: Высшая школа, 1998. — 512 с.

Контрольные вопросы и задания для изучения темы

1. Охарактеризуйте содержание управления проектами.

2. Назовите задачи и направления, по которым осуществляется управление инвестиционными проектами.

3. Охарактеризуйте основные составляющие организационной структуры управления инвестиционными проектами.

4. Определите основные цели организации управления инвестиционным проектом.

5. Определите роль различных уровней организационной структуры проекта в принятии решений на различных стадиях проектного цикла.

6. Охарактеризуйте основные схемы управления инвестиционным проектом.

7. Охарактеризуйте основные подходы к организации инвестиционного проекта.

8. Определите роль материально-технического обеспечения для реализации инвестиционного проекта.

9. Охарактеризуйте процесс определения потребности в материально-технических ресурсах для реализации инвестиционного проекта.

10. Определите особенности обеспечения проекта технологическим оборудованием.

11. Что включает система контроля за инвестиционным проектом?

12. Определите цель, виды и направления инвестиционного мониторинга.

13. По каким принципам должна строиться система мониторинга инвестиционных проектов?

Источники: http://studopedia.su/20_116908_znachitelnoe-vliyanie.html, http://www.cfin.ru/investor/ao/control_over_subsidiary.shtml, http://studbooks.net/12526/investirovanie/kontrol_vypolneniem_investitsionnogo_proekta

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто