Правовое регулирование иностранных инвестиций в России
Рубрика: Государство и право
Дата публикации: 17.04.2015 2015-04-17
Статья просмотрена: 10847 раз
Библиографическое описание:
Бутузова А. С., Афанасьева Е. В. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России // Молодой ученый. 2015. №8. С. 711-713. URL https://moluch.ru/archive/88/17516/ (дата обращения: 16.01.2019).
Иностранные инвестиции представляют собой важный процесс, необходимый для нормального функционирования производственной деятельности любой страны. И Россия не является исключением. Конечно, данный процесс вызывает множество самых разнообразных проблем, которые сложно решить даже самым опытным специалистам. Однако эти препятствия являются лишь стимулом к нахождению, разработке новых способов достижения наилучших результатов при осуществлении инвестиционной деятельности.
Возникновение проблем с привлечением иностранных инвестиций в России связано с недостаточной разработкой правовой системы регулирования инвестиционной деятельности, правовых институтов иностранных инвестиций и неточностью толкования норм в законах. Необходимо рассмотреть сложившуюся ситуацию, так как сфера иностранного инвестирования постепенно приобретает важное значение для производственной деятельности субъектов РФ, так и для России в целом.
Следовательно, правовое регулирование имеет огромное значение для России. Поэтому и необходимо обращать внимание на данную проблему, для устранения существующих недостатков и внедрения более эффективных механизмов её функционирования.
Понятие и сущность иностранных инвестиций
В соответствии со статьей 2 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» иностранная инвестиция — это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации [1].
Нормативно-правовые акты России об иностранных инвестициях
Одним из самых главных нормативно-правовых актов, предусматривающих регулирование поступлений инвестиций от иностранных инвесторов в Российской Федерации, является Федеральный закон № 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в РФ”.
Правовые нормы в России охватывают все многообразие проблем, возникающих в связи с осуществлением иностранной инвестиционной деятельности, входят в разные отрасли права. Этим и объясняется деление законодательства РФ на специальное и универсальное.
Специальное законодательство представляет собой комплекс, состоящий из законов и подзаконных актов, осуществляющих регламентирование организации инвестиционной деятельности и ее правовой формы, легализованной в Российской Федерации. Подобными нормативно-правовыми актами являются Федеральный закон № 39-ФЗ “Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений”, принятый 25 февраля 1999 года, Федеральный закон № 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в РФ”, принятый 9 июля 1999 года и др. [2].
Универсальное законодательство содержит в себе основные принципы и общие правила, согласно которым происходит осуществление деятельности иностранных инвесторов наравне с остальными субъектами РФ, а также регулирование гражданских правоотношений в различных направлениях экономики. В качестве примеров таких нормативных актов выступают кодексы Российской Федерации, Федеральный закон “Об акционерных обществах” и другие [3].
Принципы регулирования иностранных инвестиций в России
Выделяют три основных принципа правового регулирования иностранных инвестиций:
1) Инвестиции регулируются только на федеральном уровне;
2) Осуществление равной защиты прав как иностранных инвесторов, так и российских. Данный принцип предполагает предоставление защиты каждому из инвесторов вне зависимости от формы инвестиций и их принадлежности иностранным или российским субъектам.
3) Принятие норм международных договоров о правовом регулировании иностранных инвестиций российским законодательством.
Правовые гарантии иностранных инвесторов в Российской Федерации
В Российской Федерации с помощью федеральных законов, международных договоров и иных нормативно-правовых актов обеспечивается защита интересов иностранных инвесторов.
Выделяют следующие виды правовых гарантий зарубежных инвесторов:
1) Право осуществления инвестиций в различных формах на территории РФ;
2) Право передачи своих прав и обязанностей другому лицу;
3) Право на получение компенсации при отчуждении или реквизиции имущества;
4) Право на защиту от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации;
5) Право на осуществление рационального разрешение спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиционной деятельностью;
6) Право на использование правомерных доходов от инвестиций на территории России и перевода этих доходов за пределы РФ;
7) Право на беспрепятственный вывоз из Российской Федерации имущества, документов, записей на электронных носителях, которых были ввезены в Россию в качестве иностранных инвестиций;
8) Право на приобретение выпускаемых государством и российскими коммерческими организациями ценных бумаг;
9) Право на возможное участие в процессе приватизации;
10) Право на получение земельных участков, других природных ресурсов, зданий и сооружений и иные виды недвижимого имущества;
11) Право на получение льгот по уплате таможенных платежей;
12) Право на получение льгот от органов местного самоуправления и субъектов РФ. [4]
Проблемы правового регулирования инвестиций
Несмотря на наличие нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность и многообразие гарантий, представляемых иностранным инвесторам, можно выделить ряд проблем в правовом регулировании иностранных инвестиций.
Можно выделить следующие приоритетные направления изменения правой основы инвестиционной деятельности, поступления иностранных инвестиций в РФ:
1) Более глубокий анализ гарантий, предоставляемых зарубежным инвесторам. В частности введение полноценной стабилизационной оговорки, которая представляет собой полноценную гарантию от вступления в силу федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, изменяющих налоговую нагрузку иностранных инвесторов или режим запретов, возлагаемых на них, в течении всего периода осуществления инвестиционного проекта. Так как согласно Федеральному закону № 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в РФ” стабильность инвестора поддерживается не более семи лет со дня начала финансирования инвестиционного проекта, кроме исключительных случаев, предусмотренных данным законом.
2) Обеспечение законодательного сотрудничества между федеральным центром и его регионами, с целью достижения соглашения в сфере регулирования инвестиционной деятельности иностранных инвесторов. Необходимо также определить различие в формах, содержании и предназначении гарантий, предоставляемых органам государственной и субъектам Российской Федерации, а также их ответственность и обязанность при осуществлении данных гарантий.
3) Развитие в российском законодательстве более эффективной системы использования международных норм, способных разрешать инвестиционные споры.
4) Обеспечение возможности разрешать споры, возникающие в процессе инвестиционной деятельности в международных арбитражных судах.
5) Разработка конкретных правовых институтов, отвечающих за предоставление выгоды от инвестиционного проекта иностранным инвестором, а также за выплату последним компенсаций в случае причинения им вреда.
6) Возможно, большое значение сыграли бы специализированные арбитражные суды, созданные для разрешения споров, возникающих при участии иностранных инвесторов. Это послужило бы к созданию атмосферы более полного доверия зарубежных инвесторов к правовой системе России, осуществляющей защиту их интересов.
7) Учреждение специального уполномоченного органа, в полномочия которого входит рассмотрение жалоб иностранных инвесторов.
8) Закрепление всех необходимых условий осуществления поступлений иностранных инвестиций, а также основных взиманий и льгот [5].
Главной чертой правового регулирования государством инвестиционных отношений является двоякая роль государства: в одних случаях оно выступает непосредственно как лицо, осуществляющее инвестиции, а в других — как лицо, обладающее властными полномочиями, гарантирующее осуществление инвестиционной деятельности. В форме инвестиционных договоров, договоров долевого участия в строительстве, строительного подряда, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, возмездного оказания услуг, государственными контрактами на выполнение подрядных работ для государственных нужд, финансовой аренды (лизинга), соглашениями о разделе продукции будут представлены отношения, связанные с осуществлением капитальных вложений.
Смешанный предпринимательский договор, содержащий наряду с гражданско-правовыми нормами также публично-правовые (налоговые, административные, в области природопользования и пр.) представляет собой соглашение о разделе продукции. Правовой режим соглашения о разделе продукции заключается в том, что инвестор освобождается от уплаты федеральных региональных и местных налогов и сборов, за исключением налога на прибыль, платежей за пользование недрами, единого социального налога и замене традиционного налогообложения разделом продукции [6].
Правовое регулирование иностранных инвестиций носит комплексный характер, который создает в практике применения права и законодательной деятельности, четко выраженные трудности. Основой правового регулирования должен быть принцип равноправия всех участников инвестиционной деятельности независимо от их отечественного или зарубежного происхождения, организационно-правовых форм и форм собственности.
4. В. Т. Батычко Международное частное право. Конспект лекций. — Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.
5. Крупко С. Инвестиционная деятельность в субъектах Российской Федерации // Хозяйство и право. 2000. N 10.
6. Платонова Н. Проблемы законодательного регулирования соглашений о разделе продукции // Хозяйство и право. 1998. N 3, 4.
Правовое положение иностранных инвестиций;
Изучение вопросов института собственности в международном частном праве предполагает рассмотрение правового режима иностранных инвестиций как одного из видов собственности.
Для современной системы ведения хозяйства характерно то , что в её основе лежит защита частной собственности, кому бы она не принадлежала-отечественному или иностранному лицу.
Государственная экономическая политика России направлена на привлечение инвестиций иностранных лиц для развития иностранной экономики.
Инвестиции — это капитальные вложения осуществляемые в виде имущества, интеллектуальных ценностей , вкладываемых иностранными инвесторами в объект предпринимательской деятельности.
Основными двигателями потока капиталов являются получаемая прибыль и незначительная величина риска деятельности. Поэтому наиболее благоприятным является климат страны, где риск меньше. Инвестиционный климат – есть определяющий фактор при принятии решения о вложении капитала в экономику той или иной страны.
Инвестиционный климат представляет собой совокупность политических, экономических , правовых и других условий деятельности иностранного инвестора в конкретной стране.
Ярчайшим событием улучшения инвестиционного климата в России стало принятие Федеральных законов от 25.02.1999г. «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» и от 09.07.1999г. «Об иностранных инвестициях в РФ»
Но несмотря на развитие инвестиционного законодательства, сохраняются многочисленные коллизии и пробелы.
В соответствии со ст.2 ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» иностранные инвестиции – это вложения иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ, в соответствии с Федеральными законами.Указанные вложения могут осуществляться в любой форме, в том числе в виде денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и в валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации. Закон не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации. Он не распространяет своё действие и на отношения, связанные с инвестициями в некоммерческие организации для достижения определённой общественно полезной цели.
Согласно данному закону иностранным инвестором признаётся:
2. иностранное юридическое лицо — гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством государства осуществлять инвестиции в РФ;
3. иностранная организация не являющаяся юридическим лицом по иностранному праву—её гражданская правоспособность определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ;
4. иностранный гражданин- гражданская правоспособность и дееспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства его гражданства, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории России;
5. лицо без гражданства — которое постоянно проживает на территории иностранного государства, гражданская право и дееспособность определяется законодательством его постоянного местожительства и которое вправе осуществлять инвестиции на территории России;
6. международные организации — которые вправе в соответствии с международным договором с РФ осуществлять инвестиции на территории РФ;
7. иностранные государства в соответствии с порядком определяемым федеральными законами.
В соответствии с мировой практикой государство реципиент капитала (принимающее государство) устанавливает для иностранного инвестора правовой режим.
Так Закон «Об иностранных инвестициях в РФ» в ст.3 предусматривает, что правовое регулирование иностранных инвестиций на территории России, кроме российских законов и правовых актов осуществляется также международными договорами Российской Федерации (определяют режим).
Двусторонние соглашения Российской Федерации с Великобританией, Швейцарией, Испанией, Канадой, Францией, Турцией, Кореей, Китаем, Финляндией устанавливают режим наибольшего благоприятствования.
В ряде соглашений, в частности с Францией, Испанией, Канадой предусмотрено дополнительно к режиму наибольшего благоприятствования закреплено обязательство – предоставлять иностранным инвесторам «по мере возможности в соответствии с действующим законодательством» также национальный режим.
В соглашении с республикой Кореей стороны взаимно предоставляют инвестору возможность выбора одного из двух указанных выше режима, оставляя в то же время «за собой право устанавливать или сохранять в соответствии с действующим законодательством ограничения, изъятия из национального режима».
Возможность предоставления национального режима не исключает введение ограничений для иностранного инвестора, заниматься определенными видами деятельности. Для некоторых видов деятельности может быть установлен разрешительный порядок. Изъятия могут вводиться в целях обеспечения национальной безопасности, общественного порядка. В соответствии с международной практикой осуществление некоторых видов деятельности может объявляться государственной монополией и тогда иностранные инвесторы не вправе будут ими заниматься.
Иностранные инвестиции можно классифицировать по различным основаниям.
1.От источника финансирования
а) государственные- займы, кредиты, которые одно государство, группа государств предоставляет другому государству. Эти отношения носят публичный характер, поэтому регулируется нормами международного публичного прав
б)частные- инвестиции, предоставляемые физическими и юридическими лицами одной страны соответствующим субъектам другой страны;
2.В зависимости от участия инвестора в управлении объектом инвестирования :
а) прямые иностранные инвестиции – приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли вклада в уставном капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного общества или товарищества в соответствии с гражданским законодательством РФ; осуществление на территории РФ иностранным инвесторам как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, таможенной стоимостью не менее одного миллиарда рублей.
В рамках прямых инвестиций выделяются :
—трансконтинентальные капитальные вложения, обусловленные возможными лучшими условиями рынка, то есть тогда, когда существует возможность поставлять товары с нового производственного комплекса непосредственно на рынок данной страны (континент). Издержки при этом играют незначительную роль, поскольку главное – это нахождение на рынке;
—транснациональные вложения-прямые вложения, часто в соседней стране.
Разновидностью прямых инвестиций являются приоритетный инвестиционный проект– инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в котором составляет не менее одного миллиарда рублей.
Для прямых инвестиций характерно то, что при них инвесторы, как правило, лишаются возможности быстрого ухода с рынка; они отличаются большей степенью риска, большей суммой, чем при портфельных инвестициях и более высоким сроком капиталовложений. Такие инвестиции предпочтительней для стран – импортеров иностранного капитала.
При данных инвестициях инвестор имеет право управления объектами инвестирования.
б) портфельные иностранные инвестиции—инвестиции которые не предусматривают непосредственное участие в управлении, а предполагают получение прибыли. Это приобретение акций, других ценных бумаг коммерческих организаций, приобретение имущественных прав.
а) имущественные – что имеет материальное выражение (деньги);
б) неимущественные — права на литературные и художественные произведения, изобретения, промышленные образцы, ноу-хау (секреты производства).
4. В зависимости от степени оборотности средств, составляющих иностранные инвестиции:
а) непосредственные инвестиции – инвестиции 1 степени (первоначальные вложения капитала);
б) реинвестиции -вложения в производство прибыли, полученной от инвестиций 1 степени.
Главным практическим средством обеспечения надежности инвестиций стали инвестиционные гарантии.
П од гарантиями защиты иностранных инвестиций понимаются закрепленные в национальном законодательстве или международных договорах обязательства государства реципиента капитала перед иностранными инвесторами по созданию безопасного режима инвестирования.
Гарантирование (по сути — разновидность страхования).
От обычного страхования механизмы инвестиционных гарантий отличаются тем, что создаются и поддерживаются государствами-экспортерами инвестиций либо индивидуально, либо совместно со странами-импортерами, в интересах поощрения национальной инвестиционной политики.
Предусмотрено 2 уровня гарантий: международно-правовой и национально-правовой уровень.
Международные многосторонние механизмы гарантирования инвестиций могут быть региональными или универсальными. Примером регионального механизма является Межарабская компания по гарантированию инвестиций, образованная для поддержки взаимной инвестиционной деятельности 22 арабских стран Азии и Африки.
Универсальным механизмом является созданное на основе Сеульской конвенции 1985 г. Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций в котором состоит большинство государств мира (более 110 государств), включая Россию. Россия ратифицировала Конвенцию 29.12.1992 года.
Согласно Конвенции инвесторы заключают гарантийные соглашения с Агентством, в соответствии с которыми будут выплачиваться денежные компенсации при наступлении страхового случая. Условием предоставления гарантий является экономическая обоснованность капиталовложений. После выплаты соответствующей компенсации инвестору Агентство приобретает право требования перечисленных сумм у государства-реципиента.
Агентство осуществляет следующие виды страхования:
1. Перевод валюты – защищает инвестора от убытков, связанных с невозможностью конвертировать денежные средства в местной валюте для вывоза их из страны.
Положения большинства двусторонних соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений регулируют основные процедуры в этой сфере:
-общий характер прав инвестора на осуществление денежных переводов;
— вид платежей, на которые распространяется право на осуществление переводов;
— валюта, в которой можно осуществить выплату;
— применяющийся обменный курс;
— период времени в течение которого принимающая сторона должна разрешать инвестору осуществлять переводы;
2. экспроприация (аналогичные меры) – защищает от любых действий или бездействий принимающего государства в результате которых владелец инвестиции лишается либо права собственности на свои инвестиции либо права контроля над ними. Страхование как от полной, так и от частичной экспроприации.
3.нарушение условий договора – вид страхования гарантирует инвестору защиту от потерь связанных с нарушениями условий или разрывом контракта со стороны принимающего государства.
Основополагающую роль в правовом регулировании иностранных инвестиций играют предоставляемые инвесторам государственные национально-правовые гарантии, среди которых различают следующие основные виды:
гарантии, обеспечивающие неприкосновенность имущества, являющегося иностранной инвестицией на территории принимающего государства;
гарантии стабильности условий инвестирования;
гарантии, обеспечивающие право иностранного инвестора воспользоваться результатами своей предпринимательской деятельности;
гарантии, касающиеся порядка разрешения споров, возникающих в связи с осуществлением инвестиций.
Раскроем каждый вид гарантий:
гарантии, обеспечивающие неприкосновенность имущества, являющегося иностранной инвестицией на территории принимающего государства.
— гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями, т.е. при реквизиции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества. При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, иностранный инвестор или коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом обязаны возвратить полученную ими сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества. При национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки.
Национализация – процесс огосударствления имущества.
Основные черты: акт государства (проводится на основании Федерального закона); социально-экономическая мера общего характера, а не наказание отдельных лиц; осуществляется в отношении собственности вне зависимости от ее принадлежности; каждое государство само определяет должна ли выплачиваться компенсация за национализируемую собственность, в каком размере, на каких условиях и в какой срок.
В РФ должна быть выплачена компенсация- быстро, адекватно, эффективно. Имеет экстерерриториальное действие.
Реквизиция- изъятие имущества в интересах общества по решению государственных органов у собственника в порядке и на условиях установленных законом при обстоятельствах носящих чрезвычайный характер ( в случае стихийных бедствий и аварий).
При этом закон не уточняет, что необходимо понимать под стоимостью имущества, на какой момент и каким образом ее следует определять .
гарантии стабильности условий инвестирования
— гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации, т.е. предусмотрено, что по отношению к коммерческим организациям имеющим долю иностранных инвестиций более 25% либо осуществляющих приоритетный инвестиционный проект в случаях неблагоприятного изменения таможенного, налогового законодательства, новые положения не применяются в течение 7 лет.
Данная гарантия получила название дедушкина оговорка. Дедушкина оговорка является центральной нормой закона, так как она предоставляет собой основную гарантию стабильности для инвестора, предусматривая, что на протяжении определенного периода времени на инвестора не распространяются неблагоприятные изменения в законодательстве, и по отношению к нему продолжают применяться нормы законодательства, при которых началось инвестирование. Оговорку потому называют «дедушкиной», что она сохраняет в силе прежнее, старое законодательство. Практика показывает, что отсутствие оговорки в национальном законодательстве является основной причиной снижения интереса иностранного инвестора.
гарантии, обеспечивающие право иностранного инвестора воспользоваться результатами своей предпринимательской деятельности
— гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм, т.е иностранный инвестор после уплаты предусмотренных законодательством Российской Федерации налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли;
— гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции;
Всем иностранным инвесторам на территории РФ предоставляется национальный режим.
— гарантия права иностранного инвестора на приобретение цен
ных бумаг, т.е. иностранный инвестор вправе приобрести акции, иные ценные бумаги российских коммерческих организаций и государственные ценные бумаги в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;
— гарантия участия иностранного инвестора в приватизации, т.е иностранный инвестор может участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав собственности на государственное и муниципальное имущество или доли (долей) вклада в уставном (складочном) капитале приватизируемой организации на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о приватизации государственно-го и муниципального имущества.
гарантии, касающиеся порядка разрешения споров, возникающих в связи с осуществлением инвестиций. Имеют особое значение, так как они представляют собой одно из средств реализации всех других видов гарантий
— гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности иностранным инвестором. Такой спор подлежит разрешению в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде);
Кроме того, иностранным инвесторам могут быть предоставлены льготы по уплате таможенных платежей при осуществлении ими приоритетного инвестиционного проекта. Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранному инвестору льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных средств.
Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ
«Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»
С изменениями и дополнениями от:
21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 22 июля 2005 г., 3 июня 2006 г., 26 июня 2007 г., 29 апреля 2008 г., 19 июля, 16 ноября, 6 декабря 2011 г., 3 февраля, 5 мая 2014 г., 1 мая, 18 июля 2017 г., 31 мая 2018 г.
Принят Государственной Думой 25 июня 1999 года
Одобрен Советом Федерации 2 июля 1999 года
См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 12 июля 2017 г.
См. комментарии к настоящему Федеральному закону
Настоящий Федеральный закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.
См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона
Президент Российской Федерации
Закон вводит понятие «приоритетный инвестиционный проект». Это инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд. рублей, или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн. рублей, включенные в перечень, утверждаемый Правительством РФ. При реализации такого проекта до его окупаемости не будут действовать никакие изменения законодательства РФ ухудшающие налоговый и таможенный режим деятельности предприятия. Установлено, что деятельность иностранных инвесторов и использование ими полученной от инвестиций прибыли могут быть ограничены по сравнению с российскими предпринимателями только федеральными законами в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Филиал иностранного юридического лица, созданный на территории РФ, выполняет часть функций или все функции, включая функции представительства, от имени создавшего его иностранного юридического лица при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер и головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории РФ обязательствам. Дочерние и зависимые общества коммерческой организации с иностранными инвестициями не пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Федеральным законом, при осуществлении ими предпринимательской деятельности на территории РФ. Также установлено, что если иностранное государство или уполномоченный им государственный орган производят платеж в пользу иностранного инвестора по гарантии (договору страхования), предоставленной иностранному инвестору в отношении инвестиций, осуществленных им на территории РФ, и к этому иностранному государству или уполномоченному им государственному органу переходят права (уступаются требования) иностранного инвестора на указанные инвестиции, то в РФ такой переход прав (уступка требования) признается правомерным. Установлено, что иностранный инвестор после уплаты российских налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли на территории РФ для реинвестирования или для иных легальных целей и на беспрепятственный перевод за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями. Создание и ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляются на условиях и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в органах юстиции. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 14 июля 1999 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 12 июля 1999 г., N 28, ст. 3493
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 31 мая 2018 г. N 122-ФЗ
Изменения вступают в силу с 12 июня 2018 г.
Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 165-ФЗ
Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.
Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 97-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 106-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.
Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 12-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. N 322-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. N 58-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 75-ФЗ
Изменения вступаю в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 117-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.
Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 117-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Источники: http://moluch.ru/archive/88/17516/, http://studopedia.su/17_118382_pravovoe-polozhenie-inostrannih-investitsiy.html, http://base.garant.ru/12116250/
Источник: