Иностранные инвестиции в секторе нефинансовых предприятий
Динамика и структура иностранных инвестиций в 1990-х гг. В динамике притока иностранных инвестиций в российскую экономику в 1990-х гг. можно выделить два периода (см. рис. 4).
- 1. Первый период — 1991-1997 гг. — в целом наблюдается повышательная тенденция притока иностранных инвестиций. Приток иностранных инвестиций увеличивается, во-первых, в абсолютных объемах, хотя в 1994 г. был небольшой спад, во-вторых, происходит увеличение относительной значимости иностранных инвестиций в российской экономике по ряду относительных показателей (см. табл. 3).
- 2. Второй период — 1998-1999 гг. — понижательная тенденция притока иностранных инвестиций. Приток иностранных инвестиций уменьшается, во-первых, в абсолютных величинах, во-вторых, происходит уменьшение относительной значимости притока иностранных инвестиций по ряду относительных показателей.
Таблица 3. Иностранные инвестиции в нефинансовые предприятия
Иностранные инвестиции/ВВП по ППС-1993 г.*
Иностранные инвестиции/инвестиции в основной капитал**
Иностранные инвестиции на душу населения (долл.)
Структура иностранных инвестиций на протяжении 1990-х гг. претерпела существенное изменение (см. диаграмму 1). Если в начале 1990-х гг. в притоке иностранных инвестиций доминировали прямые инвестиции, то в последующие годы их доля последовательно, с некоторыми колебаниями, сокращалась. Доля прямых инвестиций, достигнув своего минимума в 1998 г. (29 % от всех иностранных инвестиций), выросла до 45 % в 1999 г., однако, это почти в два раза меньше уровня 1991-1993 гг.
Для постоянно изменяющейся структуры иностранных инвестиций в 1991-1999 гг. была характерна одна общая черта — ничтожно малая величина портфельных инвестиций. Свою максимальную долю портфельные иностранные инвестиции достигли в 1997 г. накануне российского финансового кризиса (1998 г.). Это и определило резкое снижение их относительной доли до 1,6 % в 1998 г. и 0,3 % в 1999 г.
Самым значимым элементом притока иностранных инвестиций в 1991-1999 гг. были прочие инвестиции. В совокупном притоке иностранных инвестиций (47,56 млрд. долл.) прочие иностранные инвестиции составили 25,88 млрд. долл. (54,4 %), прямые — 20,53 млрд. долл. (43,2 %), портфельные — 1,13 млрд. долл. (2,4 %).
Диаграмма 1. Структура притока иностранных инвестиций в нефинансовые предприятия
В настоящее время на российском фондовом рынке работают следующие институциональные инвесторы: сберегательные отделения коммерческих банков; чековые инвестиционные фонды; инвестиционные компании; негосударственные пенсионные фонды; страховые компании; паевые инвестиционные фонды. При этом процесс формирования инвестиционных институтов российского фондового рынка отличается некоторыми особенностями, в частности, наличием ограничительных рамок развития конкретного направления инвестиционной деятельности, что дифференцирует уровень привлекательности институциональных ин-весторов по показателям надежности, ликвидности и доходности.
На сегодняшний день наиболее привлекательным с точки зрения надежности и ликвидности вложений выглядит накопление средств в страховой компании. Именно эта институциональная струк-тура обеспечивает возвратность инвестиций обязательным резервиро-ванием средств самой компанией. Вложения компенсируют потери при наступлении страхового случая, что является условием сохран-ности и ликвидности средств. Однако доходность вложений в страховые компании по сравнению с другими структурами ниже
Таким образом, по критериям надежности и эффективности инвестиций среди российских институциональных инвесторов на первом месте стоят страховые компании, что подтверждается и количественными показателями функционирования данного институционального инвестора. (Следует отметить, что финансовый кризис оказал весьма негативное воздействие на деятельность страховых компаний, объемы привлеченного ими капитала в долларовом исчислении значительно сократились.) На втором месте по условиям инвестирования находятся коммерческие банки, но низкая доходность вложений и серия банкротств крупных банков породили недоверие вкладчиков к этому направлению институционального инвестирования.
Голосование ногами. Рекордный отток иностранных инвестиций угрожает экономике
Из опубликованных на прошлой неделе данных о платежном балансе России следует, что отток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) из страны составил в третьем квартале $6 млрд. Столь резкое изменение вынуждает задуматься о том, что происходит с прямыми иностранными инвестициями в последние годы.
Максимальный годовой приток ПИИ в Россию ($74,8 млрд) был зафиксирован в 2008 году. С тех пор этот рекорд так и остался не побитым. В первые же посткризисные годы приток ПИИ составлял около $50 млрд, затем в 2013 году сделка по покупке британской компанией BP 19,75% акций «Роснефти» искусственно раздула показатель до $69,2 млрд. Но с 2014 года на фоне введенных Западом санкций приток ПИИ в Россию существенно сократился. Так, 2015 год стал своеобразным антирекордом — входящие инвестиции составили лишь $6,9 млрд. Однако с 2016 года, по мере адаптации российской экономики к санкциям и роста цен на нефть, привлекательность России как направления для инвестиций начала восстанавливаться.
Тем не менее по итогам первых девяти месяцев 2018 года ПИИ в нефинансовый сектор России составили всего лишь $2,4 млрд (против $25,8 млрд за аналогичный период предыдущего года).
График 1. Рекордное сокращение ПИИ в нефинансовый сектор на фоне ухудшения деловых настроений
Динамика ПИИ хорошо коррелирует с настроениями бизнеса. Ожидания положительных результатов будущей деятельности компаний и убежденность в целесообразности инвестиций в значительной степени зависят от уверенности в завтрашнем дне. Санкции, естественно, ухудшают эти ожидания и выступают источником колоссальной неопределенности для бизнеса.
Обострение санкционной риторики во втором-третьем кварталах 2018 года снизило привлекательность инвестиций в Россию. При этом характерная для третьего квартала ситуация с возросшими угрозами расширения санкций, возможно, даже более вредна, чем фактическое применение санкционных мер. Понимание, что расширение санкций, вероятно, произойдет, и неопределенность относительно их масштаба заставляют инвесторов отложить принятие решений до тех пор, пока ситуация не прояснится.
Эти настроения и нашли свое отражение в статистике ПИИ за третий квартал. ЦБ пока опубликовал лишь общую предварительную оценку потоков ПИИ, не раскрыв деталей. Более подробные данные появятся через три месяца, и можно будет увидеть более точную картину того, инвестиции в какие сегменты экономики сократились. Пока же можно лишь выдвигать гипотезы.
По методологии МВФ, к прямым инвестициям относятся вложения в капитал (если доля превышает 10% капитала), реинвестированные прибыли (так как они повышают долю иностранного инвестора в капитале) и долговое финансирование, предоставленное дочерней структуре от зарубежной материнской компании. Отрицательная цифра по притоку ПИИ в третьем квартале скорее всего означает, что иностранные инвесторы не реинвестировали в России свои доходы от деятельности на локальном рынке и получили назад часть кредитов, ранее выданных российским дочерним предприятиям.
Анализ структуры притока ПИИ в Россию по инструментам показывает, что с 2014 года российские компании постепенно сокращали свои долги перед прямыми инвесторами. Происходившее при этом реинвестирование прибылей и новые вложения в капитал приводили к тому, что общий приток ПИИ оставался положительным. Во втором квартале из-за опасений, связанных с санкциями и с валютным курсом, приток новых инвестиций в капитал остановился. Иностранные инвесторы также предпочли репатриировать прибыль, вместо того чтобы реинвестировать ее в России. Аналогичная ситуация, вероятно, продолжилась и в третьем квартале. В результате мы получили рекордный отток инвестиций. Таким образом, отрицательная статистика по ПИИ была скорее бухгалтерской. Физически инвесторы вряд ли ушли из России. Они просто стали менее активно вкладываться в российскую экономику.
График 2. Структура входящих ПИИ по инструментам, $ млрд
Опасна ли сложившаяся ситуация для российской экономики? Существуют разные оценки того, насколько важным источником являются иностранные игроки в структуре совокупных инвестиций в основной капитал в России. Например, Росстат оценивает долю этого источника финансирования лишь в 0,8%, ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) — почти в 10%. Статистика довольно противоречива, но очевидно, что не стоит воспринимать ПИИ лишь как один из каналов поступления средств в экономику. Вместе с прямыми иностранными инвестициями в страну приходят новейшие технологии, внедряются новые, более качественные практики ведения бизнеса, корпоративного управления, эффективности.
График 3. Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) и ПИИ, % ВВП
На приведенном выше графике отчетливо видно, что уровень расходов на НИОКР в среднем выше в странах, где больше приток ПИИ. В этом свете более масштабный приток иностранных инвестиций упростил бы достижение амбициозных целей по экономическому развитию России, поставленных на следующие шесть лет в майском указе президента Путина.
Речь, в частности, идет о планах правительства повысить долю предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, с текущих 7,3% до 50%. Рост ПИИ помог бы и в достижении заветных 25% по доле инвестиций в ВВП с текущих 22%. Сохранение повышенной неопределенности из-за санкций, к сожалению, ограничивает потенциал роста прямых иностранных инвестиций. Для его стимулирования требуются дополнительные меры со стороны правительства, направленные на улучшение инвестиционного климата.
Иностранные инвестиции в России
Иностранные инвестиции в экономике России
Иностранными инвестициями являются все виды имущества и имущественных прав, в том числе права на результаты интеллектуальной деятельности и иные права, не относящиеся к вещным, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли и передачи знаний.
Привлечение иностранного капитала относится к стратегическим задачам развития российской экономики. Особую роль в этом процессе играют прямые инвестиции, которые обеспечивают доступ к финансовых ресурсам, современным технологиям, управленческим навыкам, инновационным товарам и услугам, а также напрямую способствуют повышению конкурентоспособности отечественной экономики, ее устойчивому росту и улучшению уровня жизни российских граждан. В этой связи создание благоприятных условий для увеличения притока средств иностранных инвесторов является одним из приоритетных направлений государственной экономической политики в РФ.
Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории РФ осуществляется Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 106-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями, другими законами и правовыми актами, а также международными договорами.
Согласно ст. 2 настоящего Закона иностранная инвестиция — это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной и местной валюте), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.
Под прямыми иностранными инвестициями понимается:
- приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с ГК РФ;
- вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического липа, создаваемого на территории РФ;
- осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн руб.
Приоритетный инвестиционный проект — это проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд руб., или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн руб., включенные в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Законом иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством. Иностранный инвестор может участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав или доли собственности в уставном капитале приватизируемой организации.
Законодательством РФ установлены и гарантируются равные права в осуществлении инвестиционной деятельности и использовании се результатов для иностранных и российских инвесторов. При этом ограничения для иностранных инвесторов могут быть установлены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В целях стимулирования роста инвестиций и ускорения социально-экономического развития РФ для иностранных инвесторов могут предоставляться различные льготы. Виды и порядок предоставления таких льгот устанавливаются законодательством РФ. В частности, льготы предоставляются иностранным инвесторам, имеющим долю или вклад в уставном капитале организации не менее 10% и осуществляющим реинвестирование в полном объеме полученных доходов на территории РФ.
Важнейшими положениями Закона являются статьи, гарантирующие права собственности и денежную компенсацию в случае ее принудительного изъятия. Согласно ст. 8 «имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором Российской Федерации».
В случае реквизиции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества. При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, иностранный инвестор или коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом обязаны возвратить полученную ими сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества.
При национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки.
Иностранный инвестор имеет также право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Иностранный инвестор после уплаты предусмотренных законодательством РФ налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли на территории РФ для реинвестирования и на беспрепятственный перевод за ее пределы доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями (в том числе: доходов от инвестиций, полученных в виде прибыли, дивидендов, процентов и других доходов; денежных сумм во исполнение обязательств коммерческой организации с иностранными инвестициями или иностранного юридического лица, открывшего свой филиал на территории РФ, по договорам и иным сделкам; денежных сумм, полученных в связи с ликвидацией коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица либо отчуждением инвестированного имущества, имущественных прав и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности; компенсаций и т.п.), а также вывоз ввезенных ранее для инвестиционных целей имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях.
В соответствии с законодательством разработку и реализацию государственной политики в сфере международного инвестиционного сотрудничества осуществляет Правительство Российской Федерации, которое:
- определяет целесообразность введения запретов и ограничений осуществления иностранных инвестиций на территории РФ, разрабатывает законопроекты о перечнях указанных запретов и ограничений;
- определяет меры по контролю за деятельностью иностранных инвесторов в РФ;
- утверждает перечень приоритетных инвестиционных проектов;
- разрабатывает и обеспечивает реализацию федеральных программ привлечения иностранных инвестиций;
- привлекает инвестиционные кредиты международных финансовых организаций и иностранных государств на финансирование бюджета развития РФ и инвестиционных проектов федерального значения;
- осуществляет взаимодействие с субъектами РФ по вопросам международного инвестиционного сотрудничества;
- осуществляет контроль за подготовкой и заключением инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами о реализации ими крупномасштабных инвестиционных проектов;
- осуществляет контроль за подготовкой и заключением международных договоров РФ о поощрении и взаимной защите инвестиций. Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику прямых иностранных инвестиций и аккредитация филиалов иностранных юридических лиц возложены на Министерство экономического развития РФ.
С 2000 по 2008 г. развитие экономики страны характеризовалось ростом объемов иностранных инвестиций (табл. 1.1).
Как следует из табл. 1.1, в 2007 г. в РФ поступило 120,9 млрд долл. иностранных инвестиций, что в 2,2 раза выше показателя 2006 г. Однако наибольший удельный вес в общем объеме по-прежнему занимают прочие инвестиции, осуществляемые, как правило, на возвратной основе (займы международных финансовых организаций, торговые и банковские кредиты и т.п.).
Таблица 1.1 Объем иностранных инвестиций в нефинансовый сектор экономики (млн долл. США)
Источники: http://vuzlit.ru/199489/inostrannye_investitsii_sektore_nefinansovyh_predpriyatiy, http://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/367981-golosovanie-nogami-rekordnyy-ottok-inostrannyh-investiciy-ugrozhaet, http://www.grandars.ru/student/mirovaya-ekonomika/inostrannye-investicii-v-rossii.html
Источник: