Инвестиции в экономике кыргызской республики

Кыргызская Республика – страна, богатая природными ресурсами, имеющая высокий уровень образованности, выгодное географическое положение и мягкий климат. Государство имеет огромный потенциал развития отраслей промышленности гидроэнергетики, сельского хозяйства и туризма.

Как демократическая страна, Кыргызская Республика внедряет смешанную (конвергентную) экономическую систему, основными принципами которой являются: свободное предпринимательство, свободная система ценообразования, свободная конкуренция, государственное регулирование.

Развитие в промышленном секторе обеспечивается в основном за счет электроэнергетики, цветной металлургии и пищевой промышленности. Достижения в сельском хозяйстве обеспечиваются преимущественно крестьянскими хозяйствами.

Кыргызская Республика занимает 108 место в рейтинге «The Best Countries For Business, 2016» журнала Forbes по легкости ведения бизнеса в 139 странах мира. В категории «свобода торговли» Кыргызская Республика занимает 88 место. В сфере «защита инвесторов» – 42 позицию, «личная свобода» – 105, «инновации» и «технологии» – 122 и 115 места. По уровню коррупции Кыргызская Республика находится на 113 месте, по уровню бюрократии – на 28 месте. В категории «налоговая среда» – на 110, «свобода цен» – на 121 месте.

Ключевые макроэкономические показатели[2]

По предварительным данным Нацстаткомитета Кыргызской Республики за январь – июль 2015 года, сложился реальный рост ВВП на уровне 7,1 %, что ниже уровня соответствующего периода 2011 года на 12,9 процентных пункта, а номинальный объем ВВП сложился на уровне 203,8 млрд сомов. Снижение темпов экономического роста обусловлено существенным сокращением промышленного производства на предприятиях по разработке месторождения «Кумтор».

Реальный рост экономики без учета предприятий по разработке месторождения «Кумтор» составил 4,5 % (рост на 6,0 % в январе – сентябре 2011 года) в результате роста производства в промышленности (без Кумтора) (на 7,0 %), услуг (на 5,0 %), строительстве (на 12,0 %).

За январь – июль 2015 года уровень освоения инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования увеличился на 6,2 % по сравнению с соответствующим периодом прошлого года (спад на 12,5 % в январе – сентябре 2011 года). За отчетный период фактически освоено 44 864,2 млн сомов инвестиций в основной капитал.

Внешнеторговый оборот за январь – июнь 2015 года составил 2 707,9 млн долл. США и уменьшился по сравнению с январем – июнем 2014 года на 13,5 %, в том числе импорт – 1 995,3 млн. долл. США (снижение на 16,8 %). Экспорт составил 712,6 млн долл. США со спадом на 2,6 % по сравнению с прошлым периодом.

Приватизация

В Кыргызской Республике за 1991–2003 годы была разработана законодательная база приватизации государственного имущества и сложилась правовая система, закрепляющая права собственности юридических и физических лиц.

На первом этапе (1991–1993 годы) были приватизированы объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания. На втором этапе (1994–1997 годы) преобразованы крупные и средние предприятия промышленности, транспорта и строительства. На третьем этапе (1998–2003 годы) проводилась приватизация крупных стратегических объектов монополизированных секторов экономики, объектов непроизводственной сферы.

В результате проводимых реформ в экономике республики осуществлялись активная трансформация государственной собственности и изменение имущественных отношений. Доля государственной собственности значительно снижена во всех секторах экономики, за исключением базовых отраслей. Общий уровень приватизации составил 70 %. Многие государственные объекты переданы в коммунальную собственность[3].

Результатом проводимых реформ в экономике республики явилось создание общих условий для развития товарно-рыночных отношений:

  • введены частная собственность и свобода предпринимательской деятельности;
  • устранена монополия государственных и колхозных предприятий;
  • проделана большая работа по формированию широкой конкурентной среды в виде индивидуально-частных, частных акционерных, совместных и иностранных предприятий, крестьянских ассоциаций и других хозяйственных форм;
  • внедрена двусторонняя двухуровневая кредитно-банковская система;
  • либерализованы цены.

Согласно исследованиям Index of Economic Freedom 2015 Heritage Foundation, Кыргызская Республика является одной из «умеренно свободных» стран мира. Кыргызская Республика занимает 82 место среди 178 государств мира и 15 место из 42 стран Азиатско-Тихоокеанского региона по свободности экономики и ее общий балл выше, чем средние региональные[4].

В 2009 году Президентом Кыргызской Республики[5] принято решение о проведении анализа функций и целесообразности функционирования существующих государственных предприятий и, при необходимости, осуществлении их реорганизации и ликвидации, приватизации и преобразования в акционерные общества. В настоящее время функционируют следующие государственные предприятия: ГП «Кыргызпочтасы», ГП «Кыргызаэронавигация», ГП «Кыргыздипсервис», ГП «Национальная компания «Кыргыз темир жолу», ГП «Кыргызмаркасы»[6], ГП «Правительственная связь», ГП «Инфоком», ГП «Кыргызстройсервис», ГП «Кыргызресурсы», ГП «Комур», ГП «Кыргызская экспериментальная биофабрика», ГП «Спиртово-водочный завод «Каракол», ГП «Кара-Балтинский спиртовый завод», ГП «Темир» и др.

Также принято решение о приватизации государственных пакетов акций (до 10 % общего количества акций или выпуска и публичного размещения дополнительной эмиссии акций) акционерных обществ, в которых имеется государственная доля[7], путем проведения листинга и публичной продажи на фондовом рынке. В Кыргызстане государство участвует в управлении 51 акционерным обществом, в 32 из них владеет контрольным пакетом акций. По размеру находящихся в собственности государства пакетов акций акционерные общества распределились следующим образом: менее 25 % – 12, от 25 до 51 % – 6, от 51 % до 100 % – 33. Из них в 2008 году процедуру листинга на фондовых биржах прошли: ОАО «РСК Банк», ОАО «Международный аэропорт «Манас», ОАО «Учкун», ОАО «Айыл Банк», ОАО «ТНК «Дастан», ОАО «Кыргызнефтегаз», ОАО «Кыргызтелеком», ОАО «Электрические станции», ОАО «Северэлектро».

Анализ привлечения иностранных инвестиций в Кыргызской Республики

Анализ и оценка инвестиционной политики и законодательного обеспечения привлечения инвестиций

Привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в экономику республики является одним из приоритетных направлений экономической политики Правительства Кыргызской Республики и взаимовыгодного экономического сотрудничества Кыргызстана с зарубежными странами.

Кыргызстан продолжает серьезные реформы в области экономики и государственного регулирования. Главными направлениями являются: улучшение качества налогового администрирования; стабильность в экономической политике государства; снижение стоимости финансирования; макроэкономическая стабилизация; улучшение таможенного и внешнеэкономического регулирования; борьба с преступностью и т.д.

В республике установлен либеральный инвестиционный режим, позволяющий инвесторам получить доступ практически ко всем секторам экономики. Представители иностранных государств имеют право принимать участие в приватизации, покупать акции и ценные бумаги кыргызских компаний. К иностранным инвесторам применяется национальный режим, т.е. режим наибольшего благоприятствования. Это правило применяется и в случае, когда инвестор владеет долей предприятия и когда является его полным собственником. Иностранным инвесторам разрешено владеть земельными участками в черте населенного пункта на правах срочного (временного) пользования.

Государство гарантирует благоприятную и предсказуемую законодательную среду для внутренних и иностранных инвестиций. Государственным органом, отвечающим за проведение инвестиционной политики страны является Министерство экономического развития и торговли Кыргызской Республики.

Инвестиционная деятельность в Кыргызской Республике регулируется:

  • 1. Конституцией Кыргызской Республики с изменениями от 27 июня 2010 года
  • 2. Законом Кыргызской Республики «Об инвестициях в Кыргызской Республике» от 27 марта 2003 года N 66,
  • 3. Законом Кыргызской Республики «О лицензировании» от 3 марта 1997 года N 12,
  • 4. Законом Кыргызской Республики «Об акционерных обществах» от 27 марта 2003 года N 64,
  • 5. Законом Кыргызской Республики «О недрах» от 2 июля 1997 года N 42,
  • 6. Законом Кыргызской Республики «О свободных экономических зонах в Кыргызской Республике» от 22 марта 2009 года N 36,
  • 7. Налоговым Кодексом Кыргызской Республики от 26 июня 1996 года N 25,
  • 8. Земельным Кодексом Кыргызской Республики от 2 июня 1999 года N 45,
  • 9. Таможенным Кодексом Кыргызской Республики от 12 июля 2004 года N 87,
  • 10. Гражданским Кодексом Кыргызской Республики от 8 мая 1996 года N 15 и другими нормативно-правовыми актами Кыргызской Республики.

В целях интеграции в мировое сообщество, а также создания международной нормативно-правовой базы Кыргызская Республика заключила межправительственные двусторонние Соглашения с рядом иностранных государств, в том числе:

Соглашения по взаимной защите и поощрении инвестиций (с Турцией подписано 28 апреля 1992 в г. Бишкек), об избежание двойного налогообложения, о транзитных перевозках, подписала межгосударственную Конвенцию стран СНГ «О защите прав инвестора» и т.д.

Основным нормативный документом, регулирующим инвестиционную деятельность в Кыргызской Республике является Закон Кыргызской Республики «Об инвестициях в Кыргызской Республике», принятый 27 марта 2003 года (В редакции Законов КР от14 июня 2004 года N 76, 31 июля 2006 года N 144, 23 июня 2008 года N 127, 17 октября 2008 года N 231, 30 апреля 2009 года N 141, 16 июля 2009 года N 222, 22 октября 2009 года N 284).

Настоящий закон устанавливает основные принципы инвестиционной политики государства. Эти принципы нацелены на улучшение инвестиционного климата в Республике и продвижение иностранных и внутренних инвестиций посредством обеспечения справедливого и равноправного законодательного режима для инвесторов и гарантированной защиты инвестиций в Кыргызстане. Этот Закон также регулирует отношения между государственными органами и инвесторами.

Читайте также  Инвестиции учет по денежным потокам

Главными отличительными чертами закона являются:

  • — Возможность получения преференций (согласно государственным программам развития, инвесторы в приоритетных секторах экономики и на определенных территориях Республики могут получать инвестиционные льготы, отраженные в законодательстве КР);
  • — Гарантия неизменность законодательства в течение 10 лет (данное право не распространяется на случай изменения Конституции);
  • — Право обращения инвестора в Международный Арбитраж,
  • — Гарантия своевременной выплаты адекватной и эффективной компенсации в случае экспроприации;
  • — Свободу репатриации капитала;
  • — Дивидендов и прибыли

В соответствии с законодательством Кыргызская Республика предоставляет иностранным инвесторам следующие гарантии:

  • — применение национального режима экономической деятельности, равные инвестиционные права для местных и иностранных инвесторов; невмешательство в экономическую деятельность инвесторов; защита и восстановление нарушенных прав и интересов инвесторов в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и международными договорами;
  • — вывоз или репатриация за пределы Кыргызской Республики прибыли от инвестиций, средств, полученных в результате инвестиционной деятельности в Кыргызской Республике, имущества, информации;
  • — защита от экспроприации (национализации, реквизиции или иных эквивалентных мер, в том числе включающих действие или бездействие со стороны уполномоченных государственных органов Кыргызской Республики, приведшим к принудительному изъятию средств инвестора или лишению его возможности воспользоваться результатами инвестиций).

В исключительных случаях, связанных с общественными интересами, инвестиции могут быть подвергнуты принудительной экспроприации с одновременной гарантией государства о надлежащем возмещении ущерба инвестору;

  • — право на свободное использование инвестором дохода от своей деятельности в Кыргызской Республике;
  • — возможность осуществления инвестиций в любых формах в объекты и виды деятельности, не запрещенные законодательством Кыргызской Республики, в том числе и в лицензируемые виды деятельности;
  • — свобода денежных операций (свободная конвертация, свободные и беспрепятственные денежные переводы: при внесении в законодательство Кыргызской Республики норм, ограничивающих денежные переводы в иностранной валюте, данные ограничения не распространяются на иностранных инвесторов, за исключением случаев при неправомерных

действиях (например, отмывание денег);

  • — свободный доступ к открытой информации;
  • — право создавать юридические лица в любых организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики, открывать филиалы, представительства на территории Кыргызской Республики, выбирать любую организационную и управленческую структуру для своей компании, если иная специально не установлена законом для определенной организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта, приобретать в собственность имущество (кроме земельных участков), акции, иные ценные бумаги, включая государственные, участвовать в приватизации государственной собственности, создавать ассоциации и другие объединения, нанимать как местных, так и иностранных работников в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и другие действия, связанные с осуществлением деятельности инвестора в Кыргызской Республике, не запрещенные законодательством;
  • — признание всех прав иностранных инвесторов в отношении объектов интеллектуальной собственности государственными органами и должностными лицами Кыргызской Республики;
  • — в случае внесения изменений или дополнений в инвестиционное, налоговое и таможенное законодательство Кыргызской Республики, за исключением Конституции Кыргызской Республики, законов Кыргызской Республики, связанных с вопросами национальной безопасности, здравоохранения и защиты окружающей среды, инвесторы в течение 10 лет (или срока, предусмотренного инвестиционным соглашением) с момента начала осуществления своей инвестиционной деятельности имеют право выбора наиболее благоприятных для них условий;
  • — иные гарантии, специально предусмотренные двусторонними и многосторонними международными договорами о поощрении и защите инвестиций, заключенными Кыргызской Республикой.

Кыргызская Республика еще 28 июня 1991 г. приняла специальный закон в области иностранных инвестиций, Закон «Об иностранных инвестициях в Кыргызской Республике» с последующими изменениями и дополнениями от 7 мая 1993г. и 26 сентября 1995 г., 28 июля 1995г. Ведомости Верховного Совета КР. 1993. № 9. Ст.181

Закон состоял из краткой преамбулы и трех глав, где содержались 26 статей. В преамбуле подчеркивалось, что закон направлен на привлечение дополнительных материальных и финансовых ресурсов и передовой зарубежной технологии.

В Законе помимо определения статуса инвестиций, иностранных инвесторов были предусмотрены формы иностранных инвестиций, разрешенные в Кыргызстане, хотя этот перечень не являлся исчерпывающим: доля в совместном предприятии; иностранных предприятия; приобретение акций и других ценных бумаг; целевые денежные вклады; научно-техническая продукция; интеллектуальные ценности и другие формы, не запрещенные законами Кыргызской Республики.

Согласно ст. 6 Закона договор являлся основным документом, регулирующим правовое положение иностранных инвесторов. Причем, как отмечено в законе, он сохраняет свою силу на весь срок его действия и в случаях, когда после его заключения ухудшились условия осуществления инвестиционной деятельности. Нужно сказать, что особенно договорное регулирование важно при инвестициях в разработку природных ресурсов, естественных богатств. Наряду с классическими концессионными договорами во второй половине ХХ века были широко распространены договоры о распределении продукции. Особенно важны они для реализации значительных по объему проектов, в которых учитываются специфические особенности каждого из них.

Самое основное, что требует особенного внимания в данном законе то, что он предусматривал определенные налоговые и таможенные льготы для иностранных инвесторов. Ст. 20 Закона устанавливала, что предприятия с иностранными инвестициями и доходы от совместной деятельности с участием иностранных инвесторов, если оплата долей участия в предприятиях или целевых вкладов произведена иностранными инвесторами в размере не менее 30 % уставного фонда предприятий, общей суммы для ведения совместной деятельности или в совокупности не менее 51 % акций, освобождаются от уплаты налога на прибыль:

если предметом деятельности являются сфера промышленности, строительство — в течение 5 лет со дня государственной регистрации;

если предметом деятельности являются переработка природных ресурсов, сельское хозяйство, транспорт или связь — в течение 3 лет;

если предметом деятельности является торговля, туризм, банковское или стразовое дело, а также другие виды деятельности — в течение 2 лет.

По истечении сроков освобождения от уплаты налогов ставки налога на прибыль снижаются:

на 50 % на часть прибыли, реинвестируемой в Кыргызской Республике;

на 25 %, если не менее 50 % производимой продукции и услуг экспортируются;

на 25 %, если не менее 50 % продукции производится из импортируемого сырья или компонентов;

на 25 %, если не менее 20 % прибыли расходуется на профессиональное обучение.

Эта статья несет в себе не только информацию о предоставляемых льготах, но и дает нам перечень отраслей экономики Кыргызстана, которые являются приоритетными в привлечении иностранных инвестиций.

Статья 23 устанавливала таможенные льготы инвесторам в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин импорт ценностей, предназначенных для вкладов в уставной фонд иностранных предприятий или целевых вкладов в совместную деятельность с участием иностранного инвестора, а также сырья и компонентов, импортируемых для целей производства.

Следующим шагом в этой области стало принятие закона «О концессиях и иностранных концессионных предприятиях» 6 марта 1992 г. и закона «О свободных экономических зонах», анализ которых будет сделан в следующих параграфах работы.

Наряду со специальными законами было большое количество подзаконных актов, т.е. указов Президента и постановлений Правительства КР. Это Указы Президента КР «О мерах по организации экспертиз иностранных инвестиций» от 9 сентября 1992 г., «О международном фонде содействия предпринимательству и иностранным инвестициям» от 25 марта 1992 г., «Об изменениях в государственном управлении внешнеэкономической деятельностью» от 9 февраля 1993 г., «О дополнительных гарантиях для иностранных инвесторов» от 6 сентября 1994 г., «О зоне привлечения иностранных инвестиций в г. Бишкеке» от 9 декабря 1994 г. и «О дополнительных мерах по совершенствованию системы привлечения и использования иностранных инвестиций в Кыргызскую Республику» от 12 сентября 1998 г. и постановления Правительства Кыргызской Республики во исполнение Указов Президента, как, постановление об утверждении положения «О свободной экономической зоне «Бишкек» от 11 ноября 1995 г., постановление об утверждении временного положения «О порядке исчисления и взимания платы за предоставление льгот по налогам с субъектов СЭЗ КР» от 14 апреля 1997 г., «О государственном комитете КР по иностранным инвестициям и экономическому развитию» от 19 ноября 1998 г. и «Об образовании Агентства по оказанию административной поддержки, консультационных и информационных услуг иностранным инвесторам» от 22 декабря 1998 г. и другие.

Согласно законодательству Кыргызской Республики, стороны инвестиционного спора по соглашению могут выбрать любой судебный институт для разрешения своего спора, включая третейские суды, расположенные на территории и за пределами Кыргызской Республики, внутренний и международный арбитраж. В случае отсутствия такого соглашения данный спор рассматривается в судебных органах Кыргызской Республики.

При этом, инвестиционные споры по возможности решаются с помощью консультаций между сторонами. В случае, если стороны не придут к мирному урегулированию спора в течение трех месяцев со дня первого письменного обращения за такой консультацией, любой инвестиционный спор между инвестором и государственными органами Кыргызской Республики разрешается в судебных органах Кыргызской Республики.

Читайте также  Курс инвестиции в фондовый рынок

Любая из сторон инвестиционного спора может инициировать рассмотрение спора путем обращения — в Международный Центр по Урегулированию Инвестиционных Споров (МЦУИС) на основании Конвенции о порядке урегулирования инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств или правил, регулирующих использование дополнительных средств для проведения слушаний Секретариатом центра; или o в арбитраж или международный временный арбитражный трибунал (коммерческий суд), созданный в соответствии с арбитражными правилами Комиссии ООН по Международному Торговому Праву (ЮНСИТРАЛ).

C 2003 года в Кыргызстане образован и действует Международный третейский суд (МТС). Задачей МТС является оказание помощи юридическим и физическим лицам во внесудебном разрешении возникающих между ними споров, вытекающих из гражданских правоотношений, в том числе при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, включая инвестиционные споры, при условии, что имеется третейское соглашение (арбитражная оговорка), предоставляющее ему соответствующую компетенцию.

Список арбитров МТС включает 163 специалистов из 23 стран, в том числе 71 международный арбитр из США, Швейцарии, Франции, Казахстана, России, Украины, Узбекистана, Великобритании, Швеции, Нидерландов, Бельгии, Финляндии, Молдовы, Турции, Индии, Хорватии, Румынии, Австрии, Кореи, Польши, Италии, Монголии и др.

Филиалы и представительства иностранных компаний не являются юридическими лицами Кыргызской Республики. Они наделяются имуществом создавших их юридических лиц и действуют на основании утвержденных им положений. Законодательство Кыргызской Республики проводит различия между филиалами и представительствами. Представительства осуществляют только представительство и защиту интересов иностранного юридического лица, совершают сделки и иные юридические действия от его имени. Филиалы же осуществляют все или часть функций иностранного юридического лица, в том числе функции представительства.

В соответствии с законодательством Кыргызской Республики (Закон Кыргызской Республики «О хозяйственных товариществах и обществах» от 15 ноября 1996 года (с последними изменениями от 19 января 2011 года года), филиалы и представительства обладают правами и несут обязанности, предоставляемые по законодательству Кыргызской Республики юридическим лицам, в том числе:

открывать банковские счета и распоряжаться платежами в любой валюте;

нанимать местный персонал;

нанимать иностранный персонал и, соответственно, получать для них разрешение на работу;

вступать в любые договорные правоотношения с местными и иностранными компаниями и осуществлять/принимать на себя обязательства по любым договорам, связанным с платежами в местной и иностранной валюте;

иметь разрешения на приобретение/аренду недвижимости.

Законодательство Кыргызской Республики также предусматривает ряд ограничений в отношении филиалов и представительств. Так, период существования филиала либо представительства ограничен периодом существования материнской компании. Также филиал или представительство не могут получить лицензию для осуществления определенных видов деятельности или для предоставления определенных видов услуг.

За тринадцать лет деятельности СЭЗ «Бишкек» сделала реальные шаги по вхождению в мировое пространство бизнеса, по привлечению иностранного капитала, новых технологий, а также по вовлечению экономики Кыргызстана в систему Международного разделения труда.

Несмотря на то, что в 2012 году в рейтинге «Doing business» Кыргызстан поднялся на 68 место, улучшив свои позиции на 31 пункт (в 2010 году Кыргызстан занимал 99-е место), инвестиционный климат в этой стране трудно назвать благоприятным. Более того, как считают некоторые эксперты, на данный момент, экономика Кыргызстана работает в автономном режиме, практические независимо от деятельности правительства. Основные источники дохода в государстве, это реэкспорт товаров из Китая ($300-500 млн.), аренда американцами аэропорта Манас ($170 млн.), денежные перечисления трудовых мигрантов в России и Казахстане ($500-600 млн.) и наркоторговля. В итоге, кыргызская экономика это скорее экономика выживания, чем развития. Не менее серьезной проблемой является то, что у Кыргызстана нет нефти или газа, его внутренний рынок и инфраструктура неразвиты. Это затрудняет контакты кыргызских предпринимателей с иностранными инвесторами.

В целом, несмотря на значительный прогресс, среднесрочные перспективы Кыргызстана характеризуются неопределенными перспективами роста из-за существующих экономических проблем, включая недостаток общественных финансовых средств, низкий уровень частных инвестиций, изношенную сеть общественной инфраструктуры, а также низкую продуктивность сельского хозяйства. Кроме того, страна не имеет выхода к морю и во многом зависит от экономических колебаний хозяйственных комплексов соседних стран. Большой проблемой является политическая нестабильность, которая провоцирует постоянные столкновения внутри элиты и перманентный процесс передела собственности. Все это повышает политические и инвестиционные риски в стране, в первую очередь для инвесторов из дальнего зарубежья. Что касается казахстанского бизнеса, то его наибольшая активность в Кыргызстане была до 2009 года. Если в 2005 году объем казахстанских инвестиций составил 19% от общего количества инвестиций в экономику республики, то в 2009-м он вырос до 46,6%. Объем вложений со стороны инвесторов из Казахстана составил $151,4 млн. Эти средства были направлены преимущественно в финансовую сферу и обрабатывающую промышленность. За последний год резко увеличились объемы инвестиций в химическую и горнодобывающую промышленность. Для сравнения: инвестиции из России составили лишь 3,3% от общего объема.

Конечно, финансовый и экономический кризис, заставил многие казахстанские компании пересмотреть свои планы. К тому же настораживают прецеденты, связанные с конфликтами вокруг лакомых кусков кыргызской экономики, куда были вовлечены, в том числе и иностранные инвесторы. Например, скандал вокруг золоторудных месторождений в Таласской области или тлеющий конфликт вокруг Кумтора, по поводу которого уже выдвигаются требования национализировать этот проект, как стратегически важный для страны. Еще один инцидент был вокруг крупнейшего в Центральной Азии завода листового стекла, расположенного в Токмаке. Немецких инвесторов, выкупивших и восстановивших энергоемкое производство, сейчас некие силовые структуры обвиняют в неуплате налогов, что больше напоминает попытку рейдерского захвата уже работающего предприятия Югай Л. Инвестиционная политика Кыргызской Республики // Общество и экономика. — 2009 . — №7. — С. 201-209..

Потребность в привлечении иностранного капитала является общей чертой экономических программ многих государств, особенно стран с переходной экономикой. Кыргызская Республика — одна из таких стран. В связи с существенным дефицитом инвестиционных ресурсов Кыргызии из внутренних источников, внешнему финансированию иностранным инвестициям и кредитам отводится значительное место в подъеме национальной экономики.

Уполномоченным исполнительным органом, определяющим инвестиционную политику государства, с апреля 2007 возложены на Министерство экономического регулирования Кыргызской Республики. В целях улучшения инвестиционного климата и бизнес-среды был создан также Инвестиционный совет при Президенте Кыргызской Республики с участием представителей государственных органов, основных доноров (международных финансовых организаций), частного сектора (иностранных и отечественных инвесторов).

Основной целью Инвестиционного совета являлось улучшение инвестиционного климата и бизнес-среды на основе диалога между бизнес-сообществом и государством. В рамках работы Инвестиционного совета в 2008-2012гг. принят ряд решений, направленных на улучшение государственного администрирования: законы «О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства», «Об оптимизации нормативной правовой базы регулирования предпринимательской деятельности», Указов Президента, устанавливающих дальнейшие направления совершенствования государственной политики, в частности по совершенствованию проведения проверок, оптимизации разрешительно-регулятивной системы, улучшению экспортно-импортных процедур, в сфере градостроительства и совершенствования лицензионно-разрешительных процедур инвестиционно-строительного процесса, новый налоговый кодекс и др.

В октябре 2009 года было создано Центральное агентство по развитию, инвестициям и инновациям (ЦАРИ), в задачи которого входили формирование стратегии структурной перестройки экономики, поддержкой коммерциала и предпринимательства, привлечением инвестиций в соответствии с потребностями технологического и социального прогресса, возможностями территорий и задачами умножения ресурсов.

Агентство должно было также ещё осуществлять общую координацию и подготовку бюджета развития, разрабатывать национальные экономические программы, национальные инфраструктурные проекты, инвестиционные программы, предложения по улучшению коммерциал — среды, т.е. взяло на себя исполнение большей части функций по привлечению иностранных инвестиций, ранее принадлежащих Минэкономрегулирования Кыргызии.

В связи с событиями, произошедшими в республике в апреле 2010 года, Декретом Временного Правительства Кыргызии ЦАРИ было ликвидировано, (главой агентства являлся М.Бакиев, сын Президента Кыргызии).

Распоряжением Временного Правительства от 30 апреля 2010 года был создан Координационный Совет по взаимодействию государства и бизнеса при Временном Правительстве Кыргызской Республике по вопросам социально-экономического развития Кыргызской Республики, все функции и задачи по привлечению инвестиций с апреля 2010 года вновь возложены на Министерство экономического регулирования Кыргызской Республики.

Инвестиционный климат любой страны, как известно во многом обуславливается наличием таких политических и экономических факторов, как: политическая стабильность, развитость нормативно-законодательной базы, сильная макроэкономическая и монетарная политика, устойчивый финансовый и банковский сектор, наличие справедливой и прозрачной налоговой и таможенной системы, развитость производственной и коммуникационной инфраструктура и др.

По многим из этих показателей Кыргызия пока значительно уступает более развитым странам, что, несомненно, влияет на инвестиционную привлекательность ее экономики.

Читайте также  Прямые иностранные инвестиции в армению

В целях обеспечение эффективного диалога между государством и бизнесом по вопросам улучшения бизнес-среды и инвестиционного климата 5 августа 2010 года был образован Совет по развитию бизнеса и инвестициям при Правительстве Кыргызской Республики. Утверждено Положение о Совете по развитию бизнеса и инвестициям при Правительстве Кыргызской Республики( прилагается).

11 ноября 2010 года на заседании Совета по развитию бизнеса и инвестициям, при Правительстве Кыргызской Республики признано утратившим силу распоряжение Временного Правительства от 30 апреля 2010 года «О создании координационного Совета по взаимодействию государства и бизнеса при Временном Правительстве Кыргызской Республике по вопросам социально-экономического развития Кыргызской Республики».

Инвестиции в экономике кыргызской республики

Почему следует инвестировать в Кыргызскую Республику?

Инвестировать в Кыргызскую Республику безопасно, прибыльно и удобно. В стране стабильный политический климат и, более того, правительство понимает необходимость привлечения иностранных инвестиций для ускорения и стимулирования экономического развития.

Несмотря на существующие инвестиции из США, Канады, Европы, Турции, России и Китая, общий уровень инвестиций в республике остается пока еще недостаточным. В связи с этим стимулирование прямых иностранных инвестиций стало приоритетом экономической политики, и поэтому государственный и частный секторы объединили свои силы для привлечения дополнительных инвесторов.

Общественное объединение “Инвестиционный круглый стол” выполняющее функции Секретариата Консультативного совета по иностранным инвестициям, работает с Международным деловым советом, представляющим частный сектор, в целях улучшения инвестиционного климата посредством проведения политики дерегулирования, которая направлена на приведение коммерческого законодательства в соответствие с международными стандартами.

Существует ряд конкретных факторов и причин, вследствие которых инвесторы, желающие максимизировать прибыль и уменьшить риск, предпочитают Кыргызскую Республику другим странам Центральной Азии. Главными из них являются: либеральный торговый режим, всесторонняя защита инвестиций, неограниченный вывоз капитала и прибыли, свободный обмен валют, низкие издержки ведения бизнеса, квалифицированная рабочая сила и прямой доступ к органам власти.

Полезную для Вас информацию об инвестиционном климате Кыргызской Республики вы можете найти на сайтах:

Полезную информацию об инвестиционных проектах Кыргызстана вы также можете найти на сайте МИД КР в разделе «Инвестиционные проекты Кыргызстана. Список переданных проектов в ходе визитов руководства страны и Министра иностранных дел КР в зарубежные страны за 2007-2008 гг.

Инвестиционные бизнес-проекты по производству и переработке экологически чистой продукции животноводства, пчеловодства и растениеводства в условиях высокогорья.

Проектное предложение о создании Республиканского Центра молекулярно-генетических исследований в г. Бишкек.

(Более подробную информацию о вышеупомянутых бизнес-проектах можно получить в Посольстве Кыргызской Республики в Российской Федерации).

Декрет Временного Правительства Кыргызской Республики ВП №23 от 26 апреля 2010 года

О защите инвестиций

В целях обеспечения верховенства закона,

защиты права граждан на свободу экономической деятельности, защиты предпринимательства и инвестиций, улучшения инвестиционного климата в республике и стимулирования привлечения отечественных и иностранных инвестиций посредством предоставления справедливого, равного правового режима инвесторам и гарантии защиты привлеченных ими инвестиций в экономику Кыргызской Республики, руководствуясь Декретом Временного Правительства № 1 от 7 апреля 2010 года, Временное Правительство Кыргызской Республики принимает настоящий Декрет:

1. Временное Правительство Кыргызской Республики гарантирует обеспечение на территории Кыргызской Республики верховенства закона.

2. Экономическая деятельность и предпринимательство в Кыргызской Республике осуществляются в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики, законами Кыргызской Республики и вступившими в установленном порядке в силу международными договорами и соглашениями, участником которых является Кыргызская Республика.

3. Иностранным и отечественным инвестициям в соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об инвестициях в Кыргызской Республике» гарантируется и сохраняется справедливый, равный правовой режим, включая гарантии защиты привлеченных ими инвестиций в экономику Кыргызской Республики.

4. Иностранным гражданам, законно пребывающим в Кыргызской Республике, гарантируется право на свободу передвижения на территории Кыргызской Республики.

5. Временное Правительство Кыргызской Республики будет обеспечивать исполнение ранее взятых Кыргызской Республикой обязательств в рамках вступивших в установленном порядке в силу международных договоров и соглашений Кыргызской Республики.

6. Министерству внутренних дел Кыргызской Республики, местным государственным администрациям и органам местного самоуправления принять соответствующие меры по обеспечению надлежащего исполнения настоящего Декрета.

7. Установить, что должностные и другие лица, препятствующие привлечению инвестиций, принимающие меры по незаконному захвату государственного, муниципального, частного, общественного и других форм капитала, включая вмешательство в их деятельность, решение кадровых вопросов организаций либо способствующие другим лицам осуществлять эти действия (рейдерство), понесут уголовную и гражданско-правовую ответственность.

8. Государственному министерству иностранных дел Кыргызской Республики и Министерству экономического развития Кыргызской Республики информировать о настоящем Декрете мировое сообщество и хозяйствующие субъекты.

9. Настоящий Декрет вступает в силу со дня подписания.

Кыргызской Республики Р. Отунбаева

The Decree No. 23

of the Provisional Government of the Kyrgyz Republic

on Protection of Investments

To ensure the Rule of Law, protect the citizens right to the freedom of economic activity, protect business and investments, improve the investment climate in the Republic and promote domestic and foreign investments by way of providing a fair and equitable legal regime for the investors and securing all investments made into the economy of the Kyrgyz Republic, based on the Decree of the Provisional Government No.1 as April 7, 2010, the Provisional Government has adopted this Decree No.23 as 26 April, 2010:

1. The Provisional Government of the Kyrgyz Republic guarantees the Rule of Law within the territory of the Kyrgyz Republic.

2. Economic and business activities in the Kyrgyz Republic shall be implemented in accordance with the Constitution and laws of the Kyrgyz Republic and entered into force international agreements and treaties of which the Kyrgyz Republic is the participant.

3. Pursuant to the Kyrgyz Law “On investments in the Kyrgyz Republic”, foreign and domestic investors shall be guaranteed a fair, equitable legal regime, including guarantees for protection of their investments in the economy of the Kyrgyz Republic.

4. Foreign citizens staying in the Kyrgyz Republic on legal grounds shall be guaranteed the freedom of movement within the country.

5. The Provisional Government of the Kyrgyz Republic shall procure the performance of all obligation previously assumed by the Kyrgyz Republic within the framework of international agreements and treaties.

6. The Ministry of Interior Affairs of the Kyrgyz Republic, local state administrations and local self-government agencies shall take all appropriate measures to ensure the implementation of this Decree.

7. Any official and other persons who impeding the attraction of investments, taking measures for illegal seizure of state, municipal, private, public and any other property, including the interference in the business activity and employment issues of companies or organization and employment issue of companies and organizations, or assisting other persons in such action (Raider activity) shall be subject to criminal and civil penalties.

8. The Ministry of Foreign Affairs and the Ministry of Economic Regulation shall be informed the international community and business enterprises of this Decree.

9. This Decree shall come into force upon signing.

The Chair of the Provisional Government

of the Kyrgyz Republic R.Otunbaeva

Постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Перечня иностранных государств, на граждан которых распространяется упрощенный визовый режим».

В целях либеризации визового режима и создания благоприятных условий для развития инвестиционной, деловой и туристической отраслей КР Временным Правительством КР отдельным Постановлением (№125 от 12.07.2010 года) внесло дополнение и изменение в Постановление Правительства КР от 07.02.2009 г. №87 «Об утверждении Перечня иностранных государств, на граждан которых распространяется упрощенный визовый режим». В частности, перечень иностранных государств расширен нижеследующими странами:

7.Королевство Саудовская Аравии

9. Объединенные Арабские Эмираты

Отныне граждане вышеперечисленных государств имеют право на получение въездных-выездных виз КР в соответствующих органах дипломатической службы КР на основании личного обращения, сроком до 90 дней, с освобождением отрегистрации документов, удостоверяющих личность, в соответствии со статьей 8 Закона КР «О внешней миграции”.

МИД КР увеличило перечень стран, на граждан которых распространяется упрощенный визовый режим (список)

Премьер-министр Кыргызстана Алмазбек Атамбаев 25 июля 2011 года подписал постановление согласно которому увеличен перечень стран, на граждан которых распространяется упрощенный визовый режим. Об этом 27 июля 2011 года сообщила пресс-служба Министерства иностранных дел КР.

— Боливарианская Республика Венесуэла

Инвестиционные проекты Кыргызстана

Список переданных проектов в ходе визитов руководства страны и Министра иностранных дел КР в зарубежные страны за 2007-2008 гг.

Источники: http://www.invest.gov.kg/ru/o-strane/ekonomika/, http://vuzlit.ru/1300576/analiz_privlecheniya_inostrannyh_investitsiy_kyrgyzskoy_respubliki, http://mfa-osh.kg/kyrgyzstan/investiciya/

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто