Инвестиции в регионы направления развития

Инвестиции в регионы направления развития

1. Определение приоритетов в финансировании инвестиционной деятельности. Сейчас приоритеты отдаются финансированию государственных целевых программ.

2. Приоритеты отдаются инвестициям на расширение и техническое перевооружение действующих предприятий. Иными словами, центр тяжести переносится с нового строительства на техническое перевооружение и реконструкцию предприятий.

3. Предоставление субсидий из бюджета жизненно важным отраслям народного хозяйства на осуществление инвестиционной деятельности.

4. Расширение прав предприятий-инвесторов в инвестировании средств, отчисляемых из прибыли предприятий и амортизационных отчислений.

5. Сокращение государственного бюджетного финансирования инвестиций и соответственно увеличение сферы негосударственного инвестирования. Правительство РФ намечает достичь стабильного финансирования инвестиций по схеме: 1 рубль государственных инвестиций на 4 рубля частных и предприятий-инвесторов.

Проблема инвестиций в России является одной из самых важных и сложных проблем. Разумная стратегия капиталовложений может облегчить структурную перестройку экономики, уменьшить масштабы безработицы, сохранить наукоёмкие производства и ускорить интеграцию России в сообщество развитых стран. Инвестиции непосредственно связаны с увеличением ВНП, а, следовательно, и экономическим ростом страны: достаток завтрашнего дня создаётся сегодняшними инвестициями (долгосрочные вложения капитала в экономику с целью получения дохода).

Исследование вопросов инвестиционной политики, как на макро-, так и на микро-уровне является актуальным для России, которая находится на пути к развитой рыночной экономике. 7

Основными направлениями инвестиционной политики выступают меры по организации благоприятного режима для деятельности отечественных и иностранных инвесторов, увеличению прибыльности и минимизации рисков в интересах стабильного экономического и социального развития, повышению жизненного уровня населения.

Результат осуществления инвестиционной политики оценивается в зависимости от объема вовлеченных в развитие экономики инвестиционных ресурсов.

Принципы государственного регулирования инвестиционной деятельности определены в ст. 11 Федерального закона от 25.02.99 № 39-ФЗ (ред. от 23.07.2010) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Главными из них являются:

1) создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности;

2) прямое участие государства в инвестиционной деятельности.

Инвестиционная политика государства — это сложный процесс, зависящий от множества факторов. Министерство экономического развития РФ определяет основные направления инвестиционно-структурной политики (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008), и общие положения (санкции, условия льготного кредитования и т.п.). Субъектам федерации разрешается вносить собственные дополнения и уточнения с учетом транспортной доступности, наличия подготовительных объектов для инвестирования, наличия квалифицированных трудовых ресурсов, наличия преференций, наличия доступной информационной поддержки. Все это должно обеспечивать целевое использование инвестиционных ресурсов и контроль за достижением заданных результатов.

На формирование государственной политики России в инвестиционной сфере оказывает влияние ряд факторов: 8

Во-первых, это традиционно сложившаяся сильная роль государства в управлении экономикой. Именно от государства исходила инициатива радикальных экономических реформ.

Во-вторых, функционирование рыночной экономики, которая призвана обеспечить наибольшую отдачу от действий субъектов инвестиционной деятельности и от долгосрочных перспектив государственной политики.

В-третьих, это особенности переходного периода, такие как политическая, экономическая нестабильность, мировой финансовый кризис, отсутствие четкого и правильного развития реального сектора экономики.

По мнению большинства экспертов, мировая экономика постепенно начинает выходить из кризиса. При этом страны БРИК опережают в этом движении большинство развитых стран. А это значит, что растущие рынки вновь станут привлекательными для иностранных инвесторов. Но не все, а в большей мере те, которые смогут обеспечить максимально благоприятные и комфортные условия для работы иностранного капитала.

В современных экономических условиях низкого уровня инвестиционных потоков и продолжающегося восстановления рынка инвестиций роль государства является определяющей.

Государство может влиять на инвестиционную активность при помощи амортизационной политики, научно-технической политики, политики в отношении иностранных инвестиций и др.

Государственные инвестиции, направленные на решение стратегических задач государственной политики, зачастую не носят коммерческого характера. Эффективность государственных инвестиций необходимо рассматривать в масштабе страны из-за их направленности на устойчивый экономический рост и социальный прогресс общества. России необходимо создавать механизм обеспечения эффективности использования государственных инвестиций. Основными направлениями создания такого механизма являются: усиление программно-целевой составляющей государственного регулирования; сотрудничество государства и бизнеса на основе совместного финансирования проектов; предоставление на долевой основе капитальных трансфертов. 9

России в настоящее время нужны прямые частные инвестиции, причем не просто капитал, а так называемые умные инвестиции, то есть вложения, сопровождающиеся передачей технологий, созданием новых, высокотехнологичных и хорошо оплачиваемых рабочих мест.

Иностранные инвестиции так же важны для российской экономики. Это вызвано практически полным отсутствием финансирования из средств государственного бюджета, отсутствием достаточных средств у предприятий, развитием общего экономического кризиса и спадом производства, большим износом установленного на предприятиях оборудования и другими причинами.

Создание благоприятного инвестиционного климата должно осуществляться: 10

Путем усиления роли государства как гаранта прав субъектов инвестиционной деятельности. Это позволит участникам быть уверенным в том, что в кризисных ситуациях вложенный капитал не будет потерян;

Создание равных конкурентных условий всем инвесторам, независимо от форм собственности, что может способствовать эффективному размещению капитала и устойчивому развитию;

Устранение противоречий в законодательстве;

Упрощение процедур согласования документации, при разработке инвестиционных программ, для ускоренного внедрения инвестиционных проектов;

Создание информационно-аналитических центров, осуществляющих рейтинговую оценку потенциальных инвесторов;

Становление современной инфраструктуры рынка инвестиций, что будет способствовать сбережению средств инвестиционного процесса при межотраслевом переливе капитала.

Следует отметить, что в настоящее время в Российской Федерации активно реализуется государственная политика, направленная на поддержку инвестиций.

Для улучшения инвестиционного климата в августе 2010 г. в России был учрежден пост инвестиционного омбудсмена. Это сделано для того, чтобы иностранные инвесторы могли напрямую обращаться к омбудсмену со своими нуждами, предложениями и идеями. В настоящее время продолжается последовательная работа по дебюрократизации экономики: упрощаются процедуры запуска инвестиционных проектов, убраны формальные проверки. В России планируется создать единую национальную систему аккредитации, которая упростит допуск новых товаров на рынки. Так же правительство завершает работу над пакетом законопроектов, направленных на создание налоговых стимулов для инвестиций в высокие технологи, в качестве социальных услуг.

Для сектора информационных технологий, резидентов технико-внедренческих зон и компаний, создаваемых при высших учебных заведениях, введены пониженные ставки страховых взносов.

Для снижения региональной и муниципальной бюрократии прорабатывается вопрос о целесообразности составления специального рейтинга инвестиционной привлекательности регионов. Качество работы с инвесторами будет одним из базовых критериев оценки эффективности деятельности региональных администраций, критерием состоятельности и кадровых перспектив самих руководителей, губернаторов.

Планируется, что регионы и муниципалитеты в ближайшем будущем будут публиковать информацию о перечне перспективных территорий, что позволит быстрее и с меньшими издержками выбирать площадку для реализации инвестиционных проектов.

Так же планируется упростить процедуру доступа предпринимателей к инфраструктуре естественных монополий.

Активное воздействие государства на процессы инвестирования являются необходимым условием обеспечения благоприятного инвестиционного климата и оживления инвестиционной деятельности, что позволяет обеспечить стабильное развитие социально-экономической системы в целом и интересах всего общества. 11

Инвестиционная политика регионов

Исследование проблемы создания благоприятного инвестиционного климата для привлечения инвестиций в российскую экономику. Основные направления региональной инвестиционной политики. Правовое регулирование инвестиционной деятельности на уровне регионов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Направления инвестиционной политики регионов

Инвестиционная привлекательность региона

Список используемых источников

Необходимым условием эффективного развития экономики является высокая инвестиционная активность.

Она достигается посредством роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их использования в приоритетных сферах экономики и социальной сферы.

Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и повышают конкурентные позиции России на мировом рынке.

Россия, являясь страной с большим ресурсным и интеллектуальным потенциалами, не входит в число ведущих стран по инвестиционной привлекательности, хотя в последнее время ощущается прогресс в доверии по отношению к России со стороны зарубежных и российских инвесторов.

Это происходит из-за того, что в России существует множество рисков, которые являются препятствием для российских и зарубежных инвесторов. Притоку капитала в инвестиционную сферу препятствуют несовершенство законодательства, инфляция, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию.

Меры по совершенствованию инвестиционной политики и стимулированию инвестиционной деятельности к настоящему времени не принесли существенного эффекта.

В то же время международный имидж России сильно влияет на возможности регионов по привлечению инвестиций. В нашей стране есть определенное число благополучных регионов, где риск инвесторов потерять свои вложенные средства сводится к минимуму, а ресурсный потенциал высок. Именно поэтому актуально стоит вопрос об оценке инвестиционной привлекательности как страны в целом, так и каждого региона в отдельности.

Таким образом, проблема создания благоприятного инвестиционного климата для привлечения инвестиций в российскую экономику в последние годы приобретает особую остроту. Определяющую роль для ее решения призвана сыграть соответствующая инвестиционная политика.

Инвестиционная политика — это целенаправленная деятельность государства по обеспечению благоприятных условий для осуществления инвестирования, эффективного использования инвестиционного потенциала страны в целях подъема экономики и решения задач социально-экономического развития. Гос. инвестиционная политика сейчас направлена на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке. Государственное регулирование инвестиционной деятельности предусматривает создание благоприятных условий путем: — совершенствования системы налогов, механизма использования амортизационных отчислений; — установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов; — размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Федерации для финансирования инвестиционных проектов; — проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством России; — защиты интересов инвесторов.

Категория «инвестиции» выступает обобщающим макроэкономическим показателем.

В самом общем виде инвестиции — все виды активов (средств), включаемых в хозяйственную деятельность в целях получения дохода.

Читайте также  Когда проект окупил все инвестиции

Инвестиции — это понятие, охватывающее:

1. Реальные инвестиции (инвестиции в землю, машины и оборудование, недвижимость и т.д.), близкие к термину «капитальные вложения». Капитальные вложения — затраты на создание новых, реконструкцию и расширение действующих основных фондов (основного капитала).

Понятие «новые» (или «чистые») инвестиции означает, что увеличивается размер основного капитала. «Инвестиции в модернизацию» — это средства, направляемые на возмещение износа капитала. Сумма «чистых» инвестиций и «инвестиций на возмещение» называется «валовыми инвестициями».

2 Финансовые (портфельные) инвестиции, т.е. вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собственника, дающим право на получение дохода от собственности.

Эффективная инвестиционная политика призвана создать благоприятный инвестиционный климат не только для государства, но и для частных инвесторов. Без инвестиций невозможно повысить технический уровень производства и конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем и мировом рынках. Естественно, что инвестиционной политикой должны заниматься законодательная и исполнительная власть не только на федеральном, но и на региональном уровне. Именно на региональных органах управления лежит ответственность за формирование благоприятного инвестиционного климата на территории для привлечения частных отечественных и зарубежных инвестиций.

Необходимо различать понятия «региональная инвестиционная политика» и «инвестиционная политика региона».

Под инвестиционной политикой региона понимают систему правовых экономических и организационных мер, направленных на разработку и реализацию стратегии и тактики формирования регионального инвестиционного потенциала и управлению ими исходя из социально-экономических интересов региона (данная политика определяется и реализуется непосредственно самими регионами).

Региональная инвестиционная политика определяется федеральным центром в соответствии с общей стратегией развития страны. В ходе реализации инвестиционной политики региональные власти стремятся способствовать развитию той отрасли, которую они считают перспективной в отношении дальнейшего развития региона и экономического роста. Для выработки действенной инвестиционной политики регионам необходимо определить критерии для выделения тех или иных сфер экономики в качестве приоритетных для государственной поддержки. Например, региональным властям следует уделять особое внимание следующим отраслям: с высокой добавленной стоимостью на одного работающего; играющих роль «связующего звена» в экономике региона; имеющих потенциал роста в будущем.

Повышение благосостояния региона обеспечивается реализацией целей инвестиционной политики, которые заключаются в создании условий для эффективных вложений в экономику региона. Под эффективными вложениями обычно понимаются такие инвестиционные вложения, которые помимо платы за риск инвестиций позволяют получить экономическую выгоду, приемлемую и для инвестора и для региона принимающего инвестиции. В этой связи, основным критерием для инвестора будет являться ожидаемая доходность на вложенный капитал в сопоставлении со степенью риска, а для региона — повышение эффективности экономики региона.

Основными условиями проведения региональными властями разумной и привлекательной для инвесторов политики являются следующие:

o доступная и полная информация об объектах инвестирования;

o прописанная процедура получения прав на инвестирование;

o четкие критерии определения победителей в случае проведения тендеров;

o наличие государственного института регистрации прав;

o государственные меры стимулирования и поддержки инвесторов.

В соответствии с заданными условиями могут быть сформулированы следующие задачи инвестиционной политики региона:

Ш повышение общей инвестиционной привлекательности региона;

Ш формирование новых источников налоговых платежей;

Ш образование новых рабочих мест;

Ш развитие инфраструктуры;

Ш формирование здоровой конкурентной среды;

Ш поддержание благоприятного экологического климата в регионе;

Ш привлечение инвестиционных ресурсов из различных источников, включая иностранные инвестиции;

Ш создание условий для развития малого и среднего бизнеса, венчурного инвестирования;

Ш совершенствование системы льгот и санкций при осуществлении инвестиционного процесса;

Ш стимулирование создания негосударственных структур для аккумулирования денежных сбережений населения на инвестиционные цели;

Ш восстановление исторических объектов на территории региона.

Эффективная инвестиционная политика как государства, так и региона должна строиться на основе следующих принципов:

· определение приоритетных направлений развития науки и техники;

· концентрация инвестиций на стратегических направлениях развития науки и техники;

· отбор эффективных инвестиционных проектов с учетом рисков;

· объективная оценка инвестиционного потенциала предприятий.

Немаловажными являются и такие принципы как:

— доброжелательность во взаимоотношениях с инвесторами;

— сбалансированность публичных и частных интересов;

— открытость и доступность информации для всех инвесторов;

— ясность и простота инвестиционного процесса в данном регионе;

— равноправие инвесторов и унифицированность публичных процедур;

— объективность и здравый экономический смысл в принимаемых решениях;

— взаимная ответственность региональных властей и инвесторов.

Направления инвестиционной политики регионов

Региональная инвестиционная политика — стратегический план действий на инвестиционном рынке региона. Она имеет цели и приоритеты — стратегические и ближайшие направление и систему взаимосвязанных мер регулирования регионального инвестиционного рынка. Цели и приоритеты инвестиционной политики обусловлены целями развития данного региона. В соответствии с ними рассматриваются приоритетные направления деятельности региональных органов управления на инвестиционном рынке в роли заемщика инвестора или институционального инвестора и методы регулирования.

Одним из инструментов инвестиционной политики регионов, направленной на улучшение инвестиционного климата, выступает законодательная деятельность.

В последние годы акценты в правовом регулировании инвестиционной деятельности переместились на региональный уровень. Во все большем числе регионов России местные администрации проводят активную работу по стимулированию и поддержке инвестиционной деятельности. Это обусловлено усилением роли субъектов Федерации в экономической и правовой сферах, острой потребностью регионов в инвестиционных ресурсах и отсутствием достаточно внятной стратегии государства по привлечению частных инвестиций в отечественную экономику. Постепенно складывается группа регионов — лидеров в области формирования инвестиционной культуры и организации инвестиционного процесса.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности на уровне регионов осуществляется по ряду направлений:

1. Вопросы социально-экономического развития региона — определение приоритетных отраслей хозяйства и приоритетных предприятий. Около трети регионов определили для себя приоритетные виды деятельности для инвестиций. Детальность проработки приоритетных направлений варьирует от достаточно общих положений («промышленность и сельское хозяйство» в Воронежской области) до более детализированных, например, производство бумаги и картона и изделий из них в Пензенской области.

2. Формирование инвестиционной открытости и привлекательности регионов, их инвестиционного имиджа, в том числе посредством культурного составления каталогов предприятий, каталогов инвестиционных проектов и т. п. Здесь выделяются Республики Татарстан, Коми, Ярославская область.

3. Разработка и принятие целевых инвестиционных программ региона по созданию импортозамещающих производств, по повышению конкурентоспособности отдельных отраслей и отдельных объектов.

4. Активная деятельность по привлечению иностранных инвестиций. Характерно, что при еще малой привлекательности страны в целом для иностранных инвесторов, есть регионы, в которых эта привлекательность сопоставима со странами Европы. Сюда можно отнести к лидерам в этом отношении Нижний Новгород и Нижегородскую область, Оренбургскую область, Республику Коми. Активно и результативно ведется работа по привлечению иностранных инвестиций в Новгородской области. Следующими идут регионы Центрального Черноземья и Поволжья, где с государственной поддержкой можно в короткие сроки повысить инвестиционную привлекательность для иностранного капитала.

5. Организационные вопросы — порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями, лицензирование, создание специальных структур в органах государственной власти субъектов РФ, непосредственно реализующих программы поддержки и привлечения инвестиций.

6. Вопросы льгот и привилегий — предоставление и обеспечение гарантий прав инвестора; создание льготного режима инвестиционной деятельности (освобождений по налогам и сборам, предоставление инвестиционных налоговых кредитов). Наиболее распространенными видами налоговых льгот для стимулирования инвестиций оказались налог на прибыль (33 субъекта) и налог на имущество (28 субъектов). В различных субъектах используются различные механизмы предоставления налоговых льгот, к примеру:

— на все инвестиционные проекты (Калужская, Томская, Белгородская, Тверская и др. области);

— инвестиционные проекты по приоритетным направлениям развития (Ярославская и Ростовская области, Республика Ингушетия и др.);

— организациям, созданным с участием иностранного капитала (Республика Мордовия).

7. Вопросы ускоренной амортизации; льготные условия пользования землей; льготные ставки по арендной плате за недвижимость, за пользование недрами, природными ресурсами. Например, в отношении величины арендной платы за землю наилучшими решениями являются:

— Калининградская область, где определены порядок и основная формула расчета величины арендной платы в зависимости от категории земель;- Республика Татарстан, где величина арендной платы зафиксирована на уровне 1,5%;

— Нижегородская и Ульяновская области, где практикуется освобождение от арендной платы в части платежей, зачисляемых в областной бюджет для инвестиционных проектов.

8. Практика подготовки рабочей силы по заказам предпринимателей. Для инвестора обучение всегда сопряжено с длительностью и высокими затратами, особенно на ранней стадии организации бизнеса. Роль поставщика кадров для бизнеса должны брать на себя власти, формирующие систему образования в регионе. Так, в Ленинградской области ведется каталог организаций области, осуществляющих подготовку и повышение квалификации кадров рабочих и специалистов. В целом только в двух регионах выявлены предложения властей о готовности взять на себя часть задач по подготовке трудовых ресурсов для инвестиционных проектов. Это Ростовская и Самарская области.

9. Прямое участие субъектов Федерации в финансировании инвестиционных проектов, предоставление инвестиционных кредитов на льготных условиях за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов (как, например, в Республике Карелия, Псковской, Самарской областях); выпуск региональных ценных бумаг; создание целевых инвестиционных фондов, предоставление государственных гарантий субъектов Федерации по обеспечению исполнения обязательств инвесторами; создание залогового фонда субъектов Федерации. Так, в пяти регионах созданы залоговые фонды, деятельность которых открывает возможность предоставления государственных гарантий со стороны субъектов федерации. В Республике Коми действует перестраховочная компания. Особое значение приобретает повышение уровня экономического обоснования инвестиционных проектов на основе стандартов, заложенных в современные общепринятые в мире методики, а также выбор критериев отбора этих проектов с учетом приоритетных задач развития регионов. Для повышения уровня проработанности программ важно вовлечение в эту деятельность банков. Перспективно также составление так называемого инвестиционного паспорта региона, содержащего информацию, необходимую для потенциальных инвесторов.

Практика инвестиционной деятельности в регионах во многом зависит от того, насколько органично увязаны федеральное и региональное законодательство в этой области. Анализ Конституции РФ и федеральных законов в сфере инвестиций показывает, что по вопросам финансового регулирования и гражданско-правовым отношениям в инвестиционном процессе полномочия, в том числе правотворческие, принадлежат в основном РФ, регионы же осуществляют правоприменительную практику.

В целом можно утверждать, что на региональном уровне эти и другие конкретные вопросы стимулирования инвестиций прорабатываются лучше, нежели на федеральном, что свидетельствует о заинтересованном отношении властей к притоку капитала. Многие регионы РФ за короткий срок сформировали более цельную и последовательную, чем на федеральном уровне, инвестиционную политику. Однако качественного перелома не происходит: масштабного притока инвестиций нет, притом, что развивается довольно напряженная борьба между регионами за инвестора путем предоставления всё новых льгот, гарантий и т.п.

Читайте также  Валовые инвестиции не включают вложения в

Практика показывает: для предпринимателей, инвестирующих средства в российские регионы, более важными, нежели предоставляемые конкретные льготы и региональные гарантии, являются общие для страны стабильность правовых и хозяйственных условий, прозрачность экономических процессов, в решающей мере определяющие надежность вложений.

Без объединения усилий федеральных, региональных и местных органов власти, государственного и альтернативного секторов экономики трудно рассчитывать на переход экономики в стадию устойчивого экономического роста.

инвестиционный климат региональный политика

Инвестиционная привлекательность региона

Для того чтобы принять решение об инвестировании средств в тот или иной регион, необходимо провести подробный анализ инвестиционной привлекательности региона. Большинство ведущих зарубежных и отечественных экономических изданий и крупных консалтинговых компаний регулярно отслеживают информацию о состоянии национальных и региональных инвестиционных комплексов и на ее основе публикуют рейтинги инвестиционной привлекательности национальных экономик и регионов.

В качестве исходной информации для составления рейтингов инвестиционной привлекательности используются статистические данные по развитию регионов, законодательные акты, относящиеся к регулированию инвестиционной деятельности, результаты региональных исследований и опросов, публикации в печати.

Инвестиционная привлекательность характеризуется двумя компонентами:

· величиной инвестиционного потенциала — совокупность инвестиционных ресурсов, которые способны обеспечить реальный инвестиционный спрос, обеспечивающий удовлетворение потребностей воспроизводства капитала;

· уровнем инвестиционных региональных рисков — вероятность полного и частичного недостижения (неполучения) результата осуществления инвестиций, планируемых участниками инвестиционного процесса. Наличие данных рисков свидетельствуют о неполном использовании инвестиционного потенциала территории.

Уровень инвестиционной привлекательности выступает при этом как интегральный показатель, суммирующий разнонаправленное влияние показателей инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.

Инвестиционная привлекательность реализуется в виде инвестиционной активности в регионе, которая может рассматриваться как интенсивность притока капитала. Она, как и инвестиционная привлекательность, может быть как текущей (за период анализа), так и прогнозируемой, или перспективной.

Инвестиционная активность и инвестиционная привлекательность взаимосвязаны: инвестиционная привлекательность является обобщенным факторным признаком, а инвестиционная активность — зависимым от него результативным признаком

По соотношению величины совокупного потенциала и интегрального риска каждый регион России относится к одной из 12 рейтинговых категорий

Инвестиции и инвестиционная деятельность региона: теоретический аспект

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 04.05.2015 2015-05-04

Статья просмотрена: 4762 раза

Библиографическое описание:

Краснова В. А. Инвестиции и инвестиционная деятельность региона: теоретический аспект // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 636-642. — URL https://moluch.ru/archive/89/18021/ (дата обращения: 17.01.2019).

Ключевые слова:инвестиции, значение инвестиций, инвестиционная деятельность, инвестирование, инвестиционная деятельность региона, субъекты и объекты инвестиционной деятельности, этапы реализации инвестиционной деятельности

Базовым элементом инвестиционной деятельности является понятие «инвестиция», заимствованное русским языком и происходящее от латинского слова «investire», что в переводе означает «облачать», «одевать» [10]. Данное понятие являлось предметом исследования разных поколений экономистов.

До 1980-х годов данный термин не использовался в отечественной экономической литературе, и упоминался он в основном в переводных работах западных экономистов [19], которые рассматривали инвестиции в единстве двух аспектов: ресурсов (капитальных ценностей) и вложений (затрат). Так, Дж. М. Кейнс определял инвестиции как «текущий прирост ценности капитального имущества в результате производственной деятельности данного периода», как ту «часть дохода за данный период, которая не была использована для потребления» [9]. В отечественной же литературе не объединяли названные выше аспекты, а напротив, выделяли два отдельных подхода к понимаю инвестиций: затратный и ресурсный.

В рамках первого подхода, сформировавшегося в период планово-социалистического хозяйствования и являвшегося главенствующим до 1991 г., понятие «инвестиции» отождествлялось с понятием «капитальные вложения» (Н. М. Зеленкова, А. Т. Спицын и др.) [7]. Т. С. Хачатуров, возглавлявший Научный совет АН СССР, дал им следующее определение: «Под капитальными вложениями понимаются затраты на воспроизводство основных фондов, их увеличение и совершенствование» [1]. Из приведенного определения мы можем увидеть недостаток данного подхода: капитальные вложения — более узкое понятие, в отличие от инвестиций, т. е. можно сказать, что они являются лишь составной частью инвестиций, поскольку при данной трактовке капитальных вложений почти полностью выпадают из поля зрения как финансовые, так и интеллектуальные инвестиции.

Обострение проблемы товарно-денежной сбалансированности общественного воспроизводства, общее снижение эффективности функционирования административно-командной системы управления привели к признанию недостаточности затратного подхода и обращению к ресурсному подходу. Основой ресурсного подхода является выделение ресурсов как составляющего элемента инвестиций, при этом последние рассматриваются как финансовые средства, необходимые для простого и расширенного воспроизводства основных фондов. Именно этот подход лег в основу первого официального определения инвестиций в 1991 г. с вступлением в силу нормативного документа «Основы законодательства об инвестиционной деятельности» и закона РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» [4,15]. Определение инвестиций, данное в этом нормативно-правовом акте, практически дословно было воспроизведено в принятом в 1999 г. федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», согласно которому «Инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта». В данном федеральном законе также уточняется понятие капитальных вложений, которые здесь рассматриваются как инвестиции в основной капитал, т. е. подтверждается вышеприведенный вывод о том, что капитальные вложения — лишь составляющая инвестиций.

Основы определения инвестиций из названного федерального закона берутся на вооружение и многими учеными. Однако, в большинстве своем, исследователи так и не пришли к общему мнению, и некоторые определения небезосновательно можно назвать по крайней мере неполными. Так, в работе В. Бочарова и Р. Поповой [2] инвестициями именуются вложения только в предпринимательские объекты, и из данного ими определения неясно, будут ли относиться к инвестициям вложения в человеческий капитал или объекты социальной сферы. В. Машкин в своей статье, пытаясь раскрыть понятие инвестиций, трактует их как «долгосрочное вложение капитала в какое-либо предприятие» [11], однако он не указывает, что инвестор желает получить какой-либо эффект от вложений. Многие авторы относят к инвестициям только долгосрочные вложения [14 и др.], однако, мы солидарны с мнением, изложенным С. Е. Сухиновой [16] в ее монографии, в том, что инвестиции могут носить и краткосрочный характер.

На сегодняшний день нет «идеальной» и всеобъемлющей трактовки исследуемого понятия, т. к. инвестиции можно рассматривать, придерживаясь многоуровневого подхода, согласно которому выделяют инвестиционную деятельность на уровне страны в целом, на региональном уровне, на отраслевом уровне и на уровне предприятия, представляется целесообразным согласиться с определением инвестиций, данным В. В. Спицыным применительно к региональной инвестиционной системе. Итак, инвестиции на региональном уровне — это «денежные средства и иные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности с целью получения дохода (или эффекта) как хозяйствующим субъектом, непосредственно осуществляющим инвестирование (инвестором), так и всей региональной системой» [15].

Инвестиции относятся к числу важнейших показателей экономической динамики: на рисунке 1 мы можем увидеть, что призваны обеспечить инвестиции как на микроуровне, так и на макро- и мезоуровнях.

Рис. 1. Значение инвестиций

Таким образом, инвестиции являются мощным фактором экономического роста. В макроэкономическом масштабе сегодняшние инвестиции закладывают основы завтрашнего роста производительности труда и более высокого благосостояния населения страны. В микроэкономическом масштабе инвестиции необходимы в первую очередь для обеспечения нормального функционирования предприятия в будущем.

Ознакомившись с ключевым понятием «инвестиции», можно перейти к понятию инвестиционной деятельности. Вероятно, будет нелишним в первую очередь рассмотреть существующую проблему отождествления понятий «инвестиционная деятельность» и «инвестирование». Вызывает интерес подход Е. С. Губановой [4]: пытаясь разграничить вышеназванные понятия путем сравнения их семантики, в своем труде автор полагается на то, что понятие «инвестирование» является отглагольным существительным, происходящим от глагола «инвестировать», и трактует она данный термин как «вложение капитала». Некоторые экономисты также различают «инвестирование» и «инвестиционную деятельность», считая, что первое понятие — это только начальный этап второго (так, согласно такому взгляду, инвестиционная деятельность включает три этапа: собственно, инвестирование; превращение вложенных средств в прирост капитальной стоимости; получение прибыли и (или) социального эффекта). Однако во многих источниках (в частности, в ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РСФСР») все же ставят знак равенства между инвестиционной деятельностью в узком смысле и инвестированием, понимая под ними процесс преобразования инвестиционных ресурсов [8,13 и др.]. Так, например, В. В. Аладьин [1] считает, что движение инвестиций в регионе состоит из двух стадий: на первой стадии происходит непосредственно инвестиционная деятельность, или инвестирование — вложение средств из инвестиционных ресурсов; на второй стадии предполагается окупаемость инвестиционных затрат и получение дохода. Таким образом, нельзя назвать проблему приравнивания вышеназванных понятий решенной.

Таким образом, по своему экономическому содержанию инвестиционная деятельность оказывается шире, чем инвестиции. Она включает в себя не только вкладываемые средства, но и процесс аккумулирования этих средств (инвестиционных ресурсов), инвестирование этих средств, а также контроль за процессом извлечения и распределения результатов эксплуатации объектов инвестирования.

Итак, вряд ли кого-то удивит, что сегодня существует огромное множество взглядов на его трактовку, но, как и в случае с инвестициями, многие определения не полностью раскрывают сущность этого понятия. Так, например, Б. Райзберг, Л. Лозовский и Е. Стародубцева, определяя инвестиционную деятельность как «вложение средств, инвестирование; совокупную деятельность по вложению денежных средств и других ценностей в проекты, а также обеспечение отдачи вложений» [14], не уточняют, в чем и как будет выражена упомянутая отдача. Нельзя назвать полным и определение Л. Л. Игониной, кстати, отождествляющей инвестиционную деятельность с инвестированием: «Инвестиционная деятельность (инвестирование) представляет собой процесс преобразования инвестиционных ресурсов во вложения» [8]. Снова основываясь на многоуровневом подходе, приведем еще одно определение инвестиционной деятельности — применительно к региональной инвестиционной системе: региональная инвестиционная деятельность представляет собой аккумулирование субъектами инвестиционной деятельности инвестиционных ресурсов, их вложение в объекты инвестирования, расположенные на территории региона, а при необходимости управление этим процессом со стороны собственников инвестиционных ресурсов и органов власти субъекта РФ. Такое определение подчеркивает, что региональная инвестиционная деятельность должна осуществляться не только в интересах инвестора, но и в интересах всей региональной системы, которые представляют органы власти субъекта РФ. Однако в ходе ознакомления с различными источниками [4,16 и др.], мы пришли к выводу, что наиболее приемлемым для использования в практической деятельности все же является официальное определение инвестиционной деятельности, представленное в ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»: «Инвестиционная деятельность — вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта», т. к. данное определение отражает весь процесс от вложения инвестиций вплоть до получения результата.

Читайте также  Методы и формы финансовых инвестиций

Трактовка понятий «объекты инвестиционной деятельности» и «субъекты инвестиционной деятельности», в отличие от рассмотренных ранее понятий, не вызывает столь большого спектра взглядов.

Субъекты инвестиционной деятельности — экономические субъекты, принимающие участие в инвестиционной деятельности. По мнению автора, обоснована и наглядна классификация субъектов инвестиционной деятельности, представленная в учебном пособии Г. П. Подшиваленко [13] (рисунок 2).

Рис. 2. Субъекты инвестиционной деятельности

С точки зрения деления объектов по роли в осуществлении инвестиционной деятельности, очевидно, ключевую роль играют два субъекта:

Инвесторы — субъекты, осуществляющие вложение собственных, привлеченных или заемных средств в форме инвестиций в инвестиционные проекты. В качестве инвесторов могут выступать: органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами; отечественные физические и юридические лица, их объединения и другие юридические лица; иностранные физические и юридические лица, государства и международные организации.

Предприятия-реципиенты (их также называют пользователями объектов инвестиционной деятельности), которые, исходя из направлений своего развития, подготавливают инвестиционные проекты и ищут инвесторов, готовых предоставить необходимые инвестиционные ресурсы [15].

В зависимости от того, является субъект инвестором или же реципиентом инвестиций, можно выделить следующие этапы инвестиционной деятельности (рисунок 3):

Рис. 3. Этапы реализации инвестиционной деятельности

Объект инвестиционной деятельности — объект, свойства которого позволяют инвестору посредством участия в нем получить инвестиционный доход [12]. По мнению А. Мешимбаевой, объекты можно разделить по видам активов на: материальные, нематериальные (неосязаемые) и финансовые (рисунок 4) [5].

Рис. 4. Объекты инвестиционной деятельности

Исследование инвестиционной деятельности, несомненно, требует уточнения не только вышерассмотренных понятий, но и других связанных с этой областью категорий, а именно: инвестиционных ресурсов, инвестиционного рынка, инвестиционного климата, инвестиционной активности, инвестиционного процесса, инвестиционной политики (и не только). Приведем приемлемые, по нашему мнению, определения названных понятий, которые представлены в трудах российских экономистов.

Инвестиционная деятельность предполагает вложение в объекты инвестирования инвестиционных ресурсов, под которыми понимается совокупность материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов, которые участвуют в процессах накопления, вложения капитала с целью получения экономического и социального результата [4]. Так, на региональном уровне инвестиционные ресурсы подразделяются на следующие группы: природные ресурсы; земля и основные фонды; предпринимательская способность; финансовые ресурсы; трудовые ресурсы; интеллектуальные ресурсы и научно-технический потенциал региона; информационные ресурсы и нематериальные ресурсы. Однако стоит сказать, что некоторые авторы считают целесообразным разграничивать факторы производства и инвестиционные ресурсы: согласно такому подходу, трудовые и природные ресурсы, например — это факторы производства, а вот уровень менеджмента и право на разработку месторождения уже инвестиционные ресурсы [3]. Источниками инвестиционных ресурсов в регионе могут быть средства региональных хозяйствующих субъектов: средства бюджета субъекта РФ, средства банков, фондов, средства частных предприятий, средства представителей внешней среды (имеющие большое значение для развития региональной системы), а именно средства федерального бюджета и средства частных внешних инвесторов.

Инвестиционная деятельность в современных условиях является предпринимательской и осуществляется на инвестиционном рынке. Р. А. Эльмурзаева в своем курсе лекций по инвестициям дает следующую трактовку: «Инвестиционный рынок — форма взаимодействия субъектов инвестиционной деятельности по поводу преобразования инвестиционных ресурсов (инвестиционный спрос) во вложения в конкретные объекты инвестирования (инвестиционное предложение)» [18]. Таким образом, инвестиционный рынок подлежит рассмотрению с разных сторон, как:

Рынок инвестиций, на котором инвесторы выступают в роли продавцов, формируя предложение инвестиций;

Рынок инвестиционных товаров, на котором инвесторы являются покупателями, или носителями инвестиционного спроса, а в качестве продавцов здесь выступают производители инвестиционных товаров [4].

Инвестиционный климат является важной характеристикой региональной инвестиционной системы. Достаточно точным можно назвать следующее определение: «Региональный инвестиционный климат — совокупность условий, как присущих данной территории в силу объективных причин (например, географическое положение), так и сознательно созданных органами власти федерального и регионального уровней, предпринимателями и общественностью, определяющих мотивы инвестирования» [15]. Региональный инвестиционный климат традиционно подразделяется на следующие составляющие:

Инвестиционный потенциал региона — ресурсы представителей внешней среды и региональных воздействующих субъектов, которые могут быть мобилизованы для региональной инвестиционной деятельности;

Инвестиционные риски, характеризующие вероятность потери инвестиций и дохода от них. Они показывают, почему не следует инвестировать в данное предприятие, отрасль, регион или страну. Выделяют следующие виды рисков: экономические, политические, социальные, экологические, криминальные, законодательные (так, следующий элемент — инвестиционное законодательство — можно рассматривать как разновидность инвестиционных рисков);

Инвестиционное законодательство, определяющее общие условия осуществления инвестиционной деятельности в регионе. Нормативно-правовые акты могут быть направлены как на стимулирование инвестиционной деятельности путем предоставления различных компенсаций участникам данной деятельности, так и на ограничения инвестиций в отдельные отрасли или на отдельных территориях.

Иногда к инвестиционному климату также относят инвестиционную инфраструктуру, включающую региональных хозяйствующих субъектов, которые осуществляют обслуживание инвестиционной деятельности: маркетинговые агентства, экспертные агентства, консалтинговые фирмы, информационные агентства, агентства, осуществляющие разработку инвестиционных проектов и др. [15].

Интенсивность протекания инвестиционных процессов в регионе в краткосрочном периоде характеризуется понятием инвестиционной активности (в долгосрочном — понятием инвестиционного развития), — именно так считает Е. А. Закерьяева [20]. О. Н. Токаева [17] также связывает понятие «инвестиционная активность» с напряженностью, усилением инвестиционной деятельности. Хорошее определение дает Я. Дерябина [6]: «Инвестиционная активность — это степень интенсивности процессов инвестирования в рамках региона, учитывающая ресурсные и реализованные инвестиционные возможности региональной экономической системы».

Инвестиционная деятельность должна быть подчинена единым целям развития как, национальной, так и региональной экономики. Поэтому для регулирования инвестиционной деятельности государством разрабатывается и утверждается инвестиционная политика, которая устанавливает цели и приоритетные направления инвестиционной деятельности. Инвестиционную политику можно определить по аналогии с терминами «политика» и «экономическая политика», использовавшимися советскими экономистами, т. е. как целенаправленную деятельность государства по регулированию инвестиционной деятельности, осуществляемая для достижения установленных целей социально-экономического развития общества [15].

Понятие инвестиционного процесса неразрывно связано с понятием «инвестиционная деятельность, однако их не стоит отождествлять. Деятельность предполагает воздействие субъекта деятельности на объект с целью получения желаемых преобразований последнего. При этом всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности [15], т. е. можно сказать, что «инвестиционная деятельность» — более широкое понятие, нежели «инвестиционный процесс».

Таким образом, в статье был проведен обзор понятий «инвестиции» и «инвестиционная деятельность», были определены субъекты и объекты инвестиционной деятельности, а также ее этапы как для предприятий-реципиентов, так и для инвесторов. Кроме того, было рассмотрено соотношение понятий инвестиционных ресурсов, инвестиционного рынка, инвестиционного потенциала, инвестиционных рисков, инвестиционного климата, инвестиционной активности, инвестиционного процесса и инвестиционной политики.

1. Аладьин, В. В. Инвестиционная деятельность субъектов Российской Федерации / В. В. Аладьин. — М.: Социум, 2002. — 222 с.

2. Бочаров, В. Финансово-кредитный механизм регулирования инвестиционной деятельности предприятия / В. Бочаров, Р. Попова — СПб, 1993.

3. Быстряков, А. Я. Экономическая оценка инвестиций: учебное пособие / А. Я. Быстряков, А. М. Марголин. — М.: Экмос, 2001. — 240 с.

4. Губанова, Е. С. Инвестиционная деятельность в регионе / Е. С. Губанова — Вологда: ВНКЦ ЦЭМН РАН, 2003. — 137 с.

5. Гуськова, Н. Д. Инвестиционная деятельность: федеральный и региональный аспекты / Н. Д. Гуськова. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2000. — 132 с.

6. Дерябина, Я. Сравнительный анализ подходов к оценке инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности российских регионов / Я. Дерябина // Инвестиции в России. — 2003. — № 8. — С. 16–18.

7. Иваницкий, В. П. Финансово-инвестиционный процесс в субъектах Федерации: монография / В. П. Иваницкий, Л. Д. Зубкова. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2009. — 146 с.

8. Игонина, Л. Л. Инвестиции: учебное пособие / М.: Экономистъ, 2005. — 478 с.

9. Кейнс, Дж. Общая теория занятости, процента и денег / М.: ЭКСМО, 2007. — 153 с.

11. Машкин, В. Сущность инвестиционного процесса / В. Машкин // ЭиЖ-Сибирь. — 1999. — № 5 (95).

12. Мешимбаева, А. Проблема эконометрического моделирования развития экономики России в период реформ / А. Мешимбаева // Вопросы статистики. — 2012. — № 10. — С. 14–18.

13. Подшиваленко, Г. П. Инвестиционная деятельность: учебное пособие / Г. П. Подшиваленко, Н. В. Киселева. — М.: КНОРУС, 2006. — 432 с.

14. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. — М.: Инфра-М, 2001. — 479 с.

15. Спицын, В. В. Приоритеты и механизмы инвестиционной деятельности в регионе / В. В. Спицын — Томск: Изд-во ТПУ, 2008.

16. Сухинова, С. Е. Региональная специфика инвестиционного климата / С. Е. Сухинова. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. — 82 с.

17. Токаева, О. Н. Мониторинг и инвестиционная активность региональной экономической системы: автореф. дисс. … к-та эконом. наук: 08.00.05 / Кисловодск, 2002.

18. Эльмурзаева, Р. А. Инвестиции: курс лекций / Томск: ТГУ, 2010. — 201 с.

Источники: http://studfiles.net/preview/3858403/page:2/, http://otherreferats.allbest.ru/finance/00558784_0.html, http://moluch.ru/archive/89/18021/

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто