Инвестиции в регионы направления развития

Инвестиции в регионы направления развития

1. Определение приоритетов в финансировании инвестиционной деятельности. Сейчас приоритеты отдаются финансированию государственных целевых программ.

2. Приоритеты отдаются инвестициям на расширение и техническое перевооружение действующих предприятий. Иными словами, центр тяжести переносится с нового строительства на техническое перевооружение и реконструкцию предприятий.

3. Предоставление субсидий из бюджета жизненно важным отраслям народного хозяйства на осуществление инвестиционной деятельности.

4. Расширение прав предприятий-инвесторов в инвестировании средств, отчисляемых из прибыли предприятий и амортизационных отчислений.

5. Сокращение государственного бюджетного финансирования инвестиций и соответственно увеличение сферы негосударственного инвестирования. Правительство РФ намечает достичь стабильного финансирования инвестиций по схеме: 1 рубль государственных инвестиций на 4 рубля частных и предприятий-инвесторов.

Проблема инвестиций в России является одной из самых важных и сложных проблем. Разумная стратегия капиталовложений может облегчить структурную перестройку экономики, уменьшить масштабы безработицы, сохранить наукоёмкие производства и ускорить интеграцию России в сообщество развитых стран. Инвестиции непосредственно связаны с увеличением ВНП, а, следовательно, и экономическим ростом страны: достаток завтрашнего дня создаётся сегодняшними инвестициями (долгосрочные вложения капитала в экономику с целью получения дохода).

Исследование вопросов инвестиционной политики, как на макро-, так и на микро-уровне является актуальным для России, которая находится на пути к развитой рыночной экономике. 7

Основными направлениями инвестиционной политики выступают меры по организации благоприятного режима для деятельности отечественных и иностранных инвесторов, увеличению прибыльности и минимизации рисков в интересах стабильного экономического и социального развития, повышению жизненного уровня населения.

Результат осуществления инвестиционной политики оценивается в зависимости от объема вовлеченных в развитие экономики инвестиционных ресурсов.

Принципы государственного регулирования инвестиционной деятельности определены в ст. 11 Федерального закона от 25.02.99 № 39-ФЗ (ред. от 23.07.2010) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Главными из них являются:

1) создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности;

2) прямое участие государства в инвестиционной деятельности.

Инвестиционная политика государства — это сложный процесс, зависящий от множества факторов. Министерство экономического развития РФ определяет основные направления инвестиционно-структурной политики (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008), и общие положения (санкции, условия льготного кредитования и т.п.). Субъектам федерации разрешается вносить собственные дополнения и уточнения с учетом транспортной доступности, наличия подготовительных объектов для инвестирования, наличия квалифицированных трудовых ресурсов, наличия преференций, наличия доступной информационной поддержки. Все это должно обеспечивать целевое использование инвестиционных ресурсов и контроль за достижением заданных результатов.

На формирование государственной политики России в инвестиционной сфере оказывает влияние ряд факторов: 8

Во-первых, это традиционно сложившаяся сильная роль государства в управлении экономикой. Именно от государства исходила инициатива радикальных экономических реформ.

Во-вторых, функционирование рыночной экономики, которая призвана обеспечить наибольшую отдачу от действий субъектов инвестиционной деятельности и от долгосрочных перспектив государственной политики.

В-третьих, это особенности переходного периода, такие как политическая, экономическая нестабильность, мировой финансовый кризис, отсутствие четкого и правильного развития реального сектора экономики.

По мнению большинства экспертов, мировая экономика постепенно начинает выходить из кризиса. При этом страны БРИК опережают в этом движении большинство развитых стран. А это значит, что растущие рынки вновь станут привлекательными для иностранных инвесторов. Но не все, а в большей мере те, которые смогут обеспечить максимально благоприятные и комфортные условия для работы иностранного капитала.

В современных экономических условиях низкого уровня инвестиционных потоков и продолжающегося восстановления рынка инвестиций роль государства является определяющей.

Государство может влиять на инвестиционную активность при помощи амортизационной политики, научно-технической политики, политики в отношении иностранных инвестиций и др.

Государственные инвестиции, направленные на решение стратегических задач государственной политики, зачастую не носят коммерческого характера. Эффективность государственных инвестиций необходимо рассматривать в масштабе страны из-за их направленности на устойчивый экономический рост и социальный прогресс общества. России необходимо создавать механизм обеспечения эффективности использования государственных инвестиций. Основными направлениями создания такого механизма являются: усиление программно-целевой составляющей государственного регулирования; сотрудничество государства и бизнеса на основе совместного финансирования проектов; предоставление на долевой основе капитальных трансфертов. 9

России в настоящее время нужны прямые частные инвестиции, причем не просто капитал, а так называемые умные инвестиции, то есть вложения, сопровождающиеся передачей технологий, созданием новых, высокотехнологичных и хорошо оплачиваемых рабочих мест.

Иностранные инвестиции так же важны для российской экономики. Это вызвано практически полным отсутствием финансирования из средств государственного бюджета, отсутствием достаточных средств у предприятий, развитием общего экономического кризиса и спадом производства, большим износом установленного на предприятиях оборудования и другими причинами.

Создание благоприятного инвестиционного климата должно осуществляться: 10

Путем усиления роли государства как гаранта прав субъектов инвестиционной деятельности. Это позволит участникам быть уверенным в том, что в кризисных ситуациях вложенный капитал не будет потерян;

Создание равных конкурентных условий всем инвесторам, независимо от форм собственности, что может способствовать эффективному размещению капитала и устойчивому развитию;

Устранение противоречий в законодательстве;

Упрощение процедур согласования документации, при разработке инвестиционных программ, для ускоренного внедрения инвестиционных проектов;

Создание информационно-аналитических центров, осуществляющих рейтинговую оценку потенциальных инвесторов;

Становление современной инфраструктуры рынка инвестиций, что будет способствовать сбережению средств инвестиционного процесса при межотраслевом переливе капитала.

Следует отметить, что в настоящее время в Российской Федерации активно реализуется государственная политика, направленная на поддержку инвестиций.

Для улучшения инвестиционного климата в августе 2010 г. в России был учрежден пост инвестиционного омбудсмена. Это сделано для того, чтобы иностранные инвесторы могли напрямую обращаться к омбудсмену со своими нуждами, предложениями и идеями. В настоящее время продолжается последовательная работа по дебюрократизации экономики: упрощаются процедуры запуска инвестиционных проектов, убраны формальные проверки. В России планируется создать единую национальную систему аккредитации, которая упростит допуск новых товаров на рынки. Так же правительство завершает работу над пакетом законопроектов, направленных на создание налоговых стимулов для инвестиций в высокие технологи, в качестве социальных услуг.

Для сектора информационных технологий, резидентов технико-внедренческих зон и компаний, создаваемых при высших учебных заведениях, введены пониженные ставки страховых взносов.

Для снижения региональной и муниципальной бюрократии прорабатывается вопрос о целесообразности составления специального рейтинга инвестиционной привлекательности регионов. Качество работы с инвесторами будет одним из базовых критериев оценки эффективности деятельности региональных администраций, критерием состоятельности и кадровых перспектив самих руководителей, губернаторов.

Планируется, что регионы и муниципалитеты в ближайшем будущем будут публиковать информацию о перечне перспективных территорий, что позволит быстрее и с меньшими издержками выбирать площадку для реализации инвестиционных проектов.

Так же планируется упростить процедуру доступа предпринимателей к инфраструктуре естественных монополий.

Активное воздействие государства на процессы инвестирования являются необходимым условием обеспечения благоприятного инвестиционного климата и оживления инвестиционной деятельности, что позволяет обеспечить стабильное развитие социально-экономической системы в целом и интересах всего общества. 11

Инвестиционная политика регионов

Исследование проблемы создания благоприятного инвестиционного климата для привлечения инвестиций в российскую экономику. Основные направления региональной инвестиционной политики. Правовое регулирование инвестиционной деятельности на уровне регионов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Направления инвестиционной политики регионов

Инвестиционная привлекательность региона

Список используемых источников

Необходимым условием эффективного развития экономики является высокая инвестиционная активность.

Она достигается посредством роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их использования в приоритетных сферах экономики и социальной сферы.

Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и повышают конкурентные позиции России на мировом рынке.

Россия, являясь страной с большим ресурсным и интеллектуальным потенциалами, не входит в число ведущих стран по инвестиционной привлекательности, хотя в последнее время ощущается прогресс в доверии по отношению к России со стороны зарубежных и российских инвесторов.

Это происходит из-за того, что в России существует множество рисков, которые являются препятствием для российских и зарубежных инвесторов. Притоку капитала в инвестиционную сферу препятствуют несовершенство законодательства, инфляция, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию.

Меры по совершенствованию инвестиционной политики и стимулированию инвестиционной деятельности к настоящему времени не принесли существенного эффекта.

В то же время международный имидж России сильно влияет на возможности регионов по привлечению инвестиций. В нашей стране есть определенное число благополучных регионов, где риск инвесторов потерять свои вложенные средства сводится к минимуму, а ресурсный потенциал высок. Именно поэтому актуально стоит вопрос об оценке инвестиционной привлекательности как страны в целом, так и каждого региона в отдельности.

Таким образом, проблема создания благоприятного инвестиционного климата для привлечения инвестиций в российскую экономику в последние годы приобретает особую остроту. Определяющую роль для ее решения призвана сыграть соответствующая инвестиционная политика.

Инвестиционная политика — это целенаправленная деятельность государства по обеспечению благоприятных условий для осуществления инвестирования, эффективного использования инвестиционного потенциала страны в целях подъема экономики и решения задач социально-экономического развития. Гос. инвестиционная политика сейчас направлена на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке. Государственное регулирование инвестиционной деятельности предусматривает создание благоприятных условий путем: — совершенствования системы налогов, механизма использования амортизационных отчислений; — установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов; — размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Федерации для финансирования инвестиционных проектов; — проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством России; — защиты интересов инвесторов.

Категория «инвестиции» выступает обобщающим макроэкономическим показателем.

В самом общем виде инвестиции — все виды активов (средств), включаемых в хозяйственную деятельность в целях получения дохода.

Читайте также  Объем инвестиций в социальные сети

Инвестиции — это понятие, охватывающее:

1. Реальные инвестиции (инвестиции в землю, машины и оборудование, недвижимость и т.д.), близкие к термину «капитальные вложения». Капитальные вложения — затраты на создание новых, реконструкцию и расширение действующих основных фондов (основного капитала).

Понятие «новые» (или «чистые») инвестиции означает, что увеличивается размер основного капитала. «Инвестиции в модернизацию» — это средства, направляемые на возмещение износа капитала. Сумма «чистых» инвестиций и «инвестиций на возмещение» называется «валовыми инвестициями».

2 Финансовые (портфельные) инвестиции, т.е. вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собственника, дающим право на получение дохода от собственности.

Эффективная инвестиционная политика призвана создать благоприятный инвестиционный климат не только для государства, но и для частных инвесторов. Без инвестиций невозможно повысить технический уровень производства и конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем и мировом рынках. Естественно, что инвестиционной политикой должны заниматься законодательная и исполнительная власть не только на федеральном, но и на региональном уровне. Именно на региональных органах управления лежит ответственность за формирование благоприятного инвестиционного климата на территории для привлечения частных отечественных и зарубежных инвестиций.

Необходимо различать понятия «региональная инвестиционная политика» и «инвестиционная политика региона».

Под инвестиционной политикой региона понимают систему правовых экономических и организационных мер, направленных на разработку и реализацию стратегии и тактики формирования регионального инвестиционного потенциала и управлению ими исходя из социально-экономических интересов региона (данная политика определяется и реализуется непосредственно самими регионами).

Региональная инвестиционная политика определяется федеральным центром в соответствии с общей стратегией развития страны. В ходе реализации инвестиционной политики региональные власти стремятся способствовать развитию той отрасли, которую они считают перспективной в отношении дальнейшего развития региона и экономического роста. Для выработки действенной инвестиционной политики регионам необходимо определить критерии для выделения тех или иных сфер экономики в качестве приоритетных для государственной поддержки. Например, региональным властям следует уделять особое внимание следующим отраслям: с высокой добавленной стоимостью на одного работающего; играющих роль «связующего звена» в экономике региона; имеющих потенциал роста в будущем.

Повышение благосостояния региона обеспечивается реализацией целей инвестиционной политики, которые заключаются в создании условий для эффективных вложений в экономику региона. Под эффективными вложениями обычно понимаются такие инвестиционные вложения, которые помимо платы за риск инвестиций позволяют получить экономическую выгоду, приемлемую и для инвестора и для региона принимающего инвестиции. В этой связи, основным критерием для инвестора будет являться ожидаемая доходность на вложенный капитал в сопоставлении со степенью риска, а для региона — повышение эффективности экономики региона.

Основными условиями проведения региональными властями разумной и привлекательной для инвесторов политики являются следующие:

o доступная и полная информация об объектах инвестирования;

o прописанная процедура получения прав на инвестирование;

o четкие критерии определения победителей в случае проведения тендеров;

o наличие государственного института регистрации прав;

o государственные меры стимулирования и поддержки инвесторов.

В соответствии с заданными условиями могут быть сформулированы следующие задачи инвестиционной политики региона:

Ш повышение общей инвестиционной привлекательности региона;

Ш формирование новых источников налоговых платежей;

Ш образование новых рабочих мест;

Ш развитие инфраструктуры;

Ш формирование здоровой конкурентной среды;

Ш поддержание благоприятного экологического климата в регионе;

Ш привлечение инвестиционных ресурсов из различных источников, включая иностранные инвестиции;

Ш создание условий для развития малого и среднего бизнеса, венчурного инвестирования;

Ш совершенствование системы льгот и санкций при осуществлении инвестиционного процесса;

Ш стимулирование создания негосударственных структур для аккумулирования денежных сбережений населения на инвестиционные цели;

Ш восстановление исторических объектов на территории региона.

Эффективная инвестиционная политика как государства, так и региона должна строиться на основе следующих принципов:

· определение приоритетных направлений развития науки и техники;

· концентрация инвестиций на стратегических направлениях развития науки и техники;

· отбор эффективных инвестиционных проектов с учетом рисков;

· объективная оценка инвестиционного потенциала предприятий.

Немаловажными являются и такие принципы как:

— доброжелательность во взаимоотношениях с инвесторами;

— сбалансированность публичных и частных интересов;

— открытость и доступность информации для всех инвесторов;

— ясность и простота инвестиционного процесса в данном регионе;

— равноправие инвесторов и унифицированность публичных процедур;

— объективность и здравый экономический смысл в принимаемых решениях;

— взаимная ответственность региональных властей и инвесторов.

Направления инвестиционной политики регионов

Региональная инвестиционная политика — стратегический план действий на инвестиционном рынке региона. Она имеет цели и приоритеты — стратегические и ближайшие направление и систему взаимосвязанных мер регулирования регионального инвестиционного рынка. Цели и приоритеты инвестиционной политики обусловлены целями развития данного региона. В соответствии с ними рассматриваются приоритетные направления деятельности региональных органов управления на инвестиционном рынке в роли заемщика инвестора или институционального инвестора и методы регулирования.

Одним из инструментов инвестиционной политики регионов, направленной на улучшение инвестиционного климата, выступает законодательная деятельность.

В последние годы акценты в правовом регулировании инвестиционной деятельности переместились на региональный уровень. Во все большем числе регионов России местные администрации проводят активную работу по стимулированию и поддержке инвестиционной деятельности. Это обусловлено усилением роли субъектов Федерации в экономической и правовой сферах, острой потребностью регионов в инвестиционных ресурсах и отсутствием достаточно внятной стратегии государства по привлечению частных инвестиций в отечественную экономику. Постепенно складывается группа регионов — лидеров в области формирования инвестиционной культуры и организации инвестиционного процесса.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности на уровне регионов осуществляется по ряду направлений:

1. Вопросы социально-экономического развития региона — определение приоритетных отраслей хозяйства и приоритетных предприятий. Около трети регионов определили для себя приоритетные виды деятельности для инвестиций. Детальность проработки приоритетных направлений варьирует от достаточно общих положений («промышленность и сельское хозяйство» в Воронежской области) до более детализированных, например, производство бумаги и картона и изделий из них в Пензенской области.

2. Формирование инвестиционной открытости и привлекательности регионов, их инвестиционного имиджа, в том числе посредством культурного составления каталогов предприятий, каталогов инвестиционных проектов и т. п. Здесь выделяются Республики Татарстан, Коми, Ярославская область.

3. Разработка и принятие целевых инвестиционных программ региона по созданию импортозамещающих производств, по повышению конкурентоспособности отдельных отраслей и отдельных объектов.

4. Активная деятельность по привлечению иностранных инвестиций. Характерно, что при еще малой привлекательности страны в целом для иностранных инвесторов, есть регионы, в которых эта привлекательность сопоставима со странами Европы. Сюда можно отнести к лидерам в этом отношении Нижний Новгород и Нижегородскую область, Оренбургскую область, Республику Коми. Активно и результативно ведется работа по привлечению иностранных инвестиций в Новгородской области. Следующими идут регионы Центрального Черноземья и Поволжья, где с государственной поддержкой можно в короткие сроки повысить инвестиционную привлекательность для иностранного капитала.

5. Организационные вопросы — порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями, лицензирование, создание специальных структур в органах государственной власти субъектов РФ, непосредственно реализующих программы поддержки и привлечения инвестиций.

6. Вопросы льгот и привилегий — предоставление и обеспечение гарантий прав инвестора; создание льготного режима инвестиционной деятельности (освобождений по налогам и сборам, предоставление инвестиционных налоговых кредитов). Наиболее распространенными видами налоговых льгот для стимулирования инвестиций оказались налог на прибыль (33 субъекта) и налог на имущество (28 субъектов). В различных субъектах используются различные механизмы предоставления налоговых льгот, к примеру:

— на все инвестиционные проекты (Калужская, Томская, Белгородская, Тверская и др. области);

— инвестиционные проекты по приоритетным направлениям развития (Ярославская и Ростовская области, Республика Ингушетия и др.);

— организациям, созданным с участием иностранного капитала (Республика Мордовия).

7. Вопросы ускоренной амортизации; льготные условия пользования землей; льготные ставки по арендной плате за недвижимость, за пользование недрами, природными ресурсами. Например, в отношении величины арендной платы за землю наилучшими решениями являются:

— Калининградская область, где определены порядок и основная формула расчета величины арендной платы в зависимости от категории земель;- Республика Татарстан, где величина арендной платы зафиксирована на уровне 1,5%;

— Нижегородская и Ульяновская области, где практикуется освобождение от арендной платы в части платежей, зачисляемых в областной бюджет для инвестиционных проектов.

8. Практика подготовки рабочей силы по заказам предпринимателей. Для инвестора обучение всегда сопряжено с длительностью и высокими затратами, особенно на ранней стадии организации бизнеса. Роль поставщика кадров для бизнеса должны брать на себя власти, формирующие систему образования в регионе. Так, в Ленинградской области ведется каталог организаций области, осуществляющих подготовку и повышение квалификации кадров рабочих и специалистов. В целом только в двух регионах выявлены предложения властей о готовности взять на себя часть задач по подготовке трудовых ресурсов для инвестиционных проектов. Это Ростовская и Самарская области.

9. Прямое участие субъектов Федерации в финансировании инвестиционных проектов, предоставление инвестиционных кредитов на льготных условиях за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов (как, например, в Республике Карелия, Псковской, Самарской областях); выпуск региональных ценных бумаг; создание целевых инвестиционных фондов, предоставление государственных гарантий субъектов Федерации по обеспечению исполнения обязательств инвесторами; создание залогового фонда субъектов Федерации. Так, в пяти регионах созданы залоговые фонды, деятельность которых открывает возможность предоставления государственных гарантий со стороны субъектов федерации. В Республике Коми действует перестраховочная компания. Особое значение приобретает повышение уровня экономического обоснования инвестиционных проектов на основе стандартов, заложенных в современные общепринятые в мире методики, а также выбор критериев отбора этих проектов с учетом приоритетных задач развития регионов. Для повышения уровня проработанности программ важно вовлечение в эту деятельность банков. Перспективно также составление так называемого инвестиционного паспорта региона, содержащего информацию, необходимую для потенциальных инвесторов.

Практика инвестиционной деятельности в регионах во многом зависит от того, насколько органично увязаны федеральное и региональное законодательство в этой области. Анализ Конституции РФ и федеральных законов в сфере инвестиций показывает, что по вопросам финансового регулирования и гражданско-правовым отношениям в инвестиционном процессе полномочия, в том числе правотворческие, принадлежат в основном РФ, регионы же осуществляют правоприменительную практику.

В целом можно утверждать, что на региональном уровне эти и другие конкретные вопросы стимулирования инвестиций прорабатываются лучше, нежели на федеральном, что свидетельствует о заинтересованном отношении властей к притоку капитала. Многие регионы РФ за короткий срок сформировали более цельную и последовательную, чем на федеральном уровне, инвестиционную политику. Однако качественного перелома не происходит: масштабного притока инвестиций нет, притом, что развивается довольно напряженная борьба между регионами за инвестора путем предоставления всё новых льгот, гарантий и т.п.

Читайте также  Инвестиции в банковские депозитные сертификаты

Практика показывает: для предпринимателей, инвестирующих средства в российские регионы, более важными, нежели предоставляемые конкретные льготы и региональные гарантии, являются общие для страны стабильность правовых и хозяйственных условий, прозрачность экономических процессов, в решающей мере определяющие надежность вложений.

Без объединения усилий федеральных, региональных и местных органов власти, государственного и альтернативного секторов экономики трудно рассчитывать на переход экономики в стадию устойчивого экономического роста.

инвестиционный климат региональный политика

Инвестиционная привлекательность региона

Для того чтобы принять решение об инвестировании средств в тот или иной регион, необходимо провести подробный анализ инвестиционной привлекательности региона. Большинство ведущих зарубежных и отечественных экономических изданий и крупных консалтинговых компаний регулярно отслеживают информацию о состоянии национальных и региональных инвестиционных комплексов и на ее основе публикуют рейтинги инвестиционной привлекательности национальных экономик и регионов.

В качестве исходной информации для составления рейтингов инвестиционной привлекательности используются статистические данные по развитию регионов, законодательные акты, относящиеся к регулированию инвестиционной деятельности, результаты региональных исследований и опросов, публикации в печати.

Инвестиционная привлекательность характеризуется двумя компонентами:

· величиной инвестиционного потенциала — совокупность инвестиционных ресурсов, которые способны обеспечить реальный инвестиционный спрос, обеспечивающий удовлетворение потребностей воспроизводства капитала;

· уровнем инвестиционных региональных рисков — вероятность полного и частичного недостижения (неполучения) результата осуществления инвестиций, планируемых участниками инвестиционного процесса. Наличие данных рисков свидетельствуют о неполном использовании инвестиционного потенциала территории.

Уровень инвестиционной привлекательности выступает при этом как интегральный показатель, суммирующий разнонаправленное влияние показателей инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.

Инвестиционная привлекательность реализуется в виде инвестиционной активности в регионе, которая может рассматриваться как интенсивность притока капитала. Она, как и инвестиционная привлекательность, может быть как текущей (за период анализа), так и прогнозируемой, или перспективной.

Инвестиционная активность и инвестиционная привлекательность взаимосвязаны: инвестиционная привлекательность является обобщенным факторным признаком, а инвестиционная активность — зависимым от него результативным признаком

По соотношению величины совокупного потенциала и интегрального риска каждый регион России относится к одной из 12 рейтинговых категорий

Инвестиции и инвестиционная деятельность региона: теоретический аспект

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 04.05.2015 2015-05-04

Статья просмотрена: 4762 раза

Библиографическое описание:

Краснова В. А. Инвестиции и инвестиционная деятельность региона: теоретический аспект // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 636-642. — URL https://moluch.ru/archive/89/18021/ (дата обращения: 17.01.2019).

Ключевые слова:инвестиции, значение инвестиций, инвестиционная деятельность, инвестирование, инвестиционная деятельность региона, субъекты и объекты инвестиционной деятельности, этапы реализации инвестиционной деятельности

Базовым элементом инвестиционной деятельности является понятие «инвестиция», заимствованное русским языком и происходящее от латинского слова «investire», что в переводе означает «облачать», «одевать» [10]. Данное понятие являлось предметом исследования разных поколений экономистов.

До 1980-х годов данный термин не использовался в отечественной экономической литературе, и упоминался он в основном в переводных работах западных экономистов [19], которые рассматривали инвестиции в единстве двух аспектов: ресурсов (капитальных ценностей) и вложений (затрат). Так, Дж. М. Кейнс определял инвестиции как «текущий прирост ценности капитального имущества в результате производственной деятельности данного периода», как ту «часть дохода за данный период, которая не была использована для потребления» [9]. В отечественной же литературе не объединяли названные выше аспекты, а напротив, выделяли два отдельных подхода к понимаю инвестиций: затратный и ресурсный.

В рамках первого подхода, сформировавшегося в период планово-социалистического хозяйствования и являвшегося главенствующим до 1991 г., понятие «инвестиции» отождествлялось с понятием «капитальные вложения» (Н. М. Зеленкова, А. Т. Спицын и др.) [7]. Т. С. Хачатуров, возглавлявший Научный совет АН СССР, дал им следующее определение: «Под капитальными вложениями понимаются затраты на воспроизводство основных фондов, их увеличение и совершенствование» [1]. Из приведенного определения мы можем увидеть недостаток данного подхода: капитальные вложения — более узкое понятие, в отличие от инвестиций, т. е. можно сказать, что они являются лишь составной частью инвестиций, поскольку при данной трактовке капитальных вложений почти полностью выпадают из поля зрения как финансовые, так и интеллектуальные инвестиции.

Обострение проблемы товарно-денежной сбалансированности общественного воспроизводства, общее снижение эффективности функционирования административно-командной системы управления привели к признанию недостаточности затратного подхода и обращению к ресурсному подходу. Основой ресурсного подхода является выделение ресурсов как составляющего элемента инвестиций, при этом последние рассматриваются как финансовые средства, необходимые для простого и расширенного воспроизводства основных фондов. Именно этот подход лег в основу первого официального определения инвестиций в 1991 г. с вступлением в силу нормативного документа «Основы законодательства об инвестиционной деятельности» и закона РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» [4,15]. Определение инвестиций, данное в этом нормативно-правовом акте, практически дословно было воспроизведено в принятом в 1999 г. федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», согласно которому «Инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта». В данном федеральном законе также уточняется понятие капитальных вложений, которые здесь рассматриваются как инвестиции в основной капитал, т. е. подтверждается вышеприведенный вывод о том, что капитальные вложения — лишь составляющая инвестиций.

Основы определения инвестиций из названного федерального закона берутся на вооружение и многими учеными. Однако, в большинстве своем, исследователи так и не пришли к общему мнению, и некоторые определения небезосновательно можно назвать по крайней мере неполными. Так, в работе В. Бочарова и Р. Поповой [2] инвестициями именуются вложения только в предпринимательские объекты, и из данного ими определения неясно, будут ли относиться к инвестициям вложения в человеческий капитал или объекты социальной сферы. В. Машкин в своей статье, пытаясь раскрыть понятие инвестиций, трактует их как «долгосрочное вложение капитала в какое-либо предприятие» [11], однако он не указывает, что инвестор желает получить какой-либо эффект от вложений. Многие авторы относят к инвестициям только долгосрочные вложения [14 и др.], однако, мы солидарны с мнением, изложенным С. Е. Сухиновой [16] в ее монографии, в том, что инвестиции могут носить и краткосрочный характер.

На сегодняшний день нет «идеальной» и всеобъемлющей трактовки исследуемого понятия, т. к. инвестиции можно рассматривать, придерживаясь многоуровневого подхода, согласно которому выделяют инвестиционную деятельность на уровне страны в целом, на региональном уровне, на отраслевом уровне и на уровне предприятия, представляется целесообразным согласиться с определением инвестиций, данным В. В. Спицыным применительно к региональной инвестиционной системе. Итак, инвестиции на региональном уровне — это «денежные средства и иные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности с целью получения дохода (или эффекта) как хозяйствующим субъектом, непосредственно осуществляющим инвестирование (инвестором), так и всей региональной системой» [15].

Инвестиции относятся к числу важнейших показателей экономической динамики: на рисунке 1 мы можем увидеть, что призваны обеспечить инвестиции как на микроуровне, так и на макро- и мезоуровнях.

Рис. 1. Значение инвестиций

Таким образом, инвестиции являются мощным фактором экономического роста. В макроэкономическом масштабе сегодняшние инвестиции закладывают основы завтрашнего роста производительности труда и более высокого благосостояния населения страны. В микроэкономическом масштабе инвестиции необходимы в первую очередь для обеспечения нормального функционирования предприятия в будущем.

Ознакомившись с ключевым понятием «инвестиции», можно перейти к понятию инвестиционной деятельности. Вероятно, будет нелишним в первую очередь рассмотреть существующую проблему отождествления понятий «инвестиционная деятельность» и «инвестирование». Вызывает интерес подход Е. С. Губановой [4]: пытаясь разграничить вышеназванные понятия путем сравнения их семантики, в своем труде автор полагается на то, что понятие «инвестирование» является отглагольным существительным, происходящим от глагола «инвестировать», и трактует она данный термин как «вложение капитала». Некоторые экономисты также различают «инвестирование» и «инвестиционную деятельность», считая, что первое понятие — это только начальный этап второго (так, согласно такому взгляду, инвестиционная деятельность включает три этапа: собственно, инвестирование; превращение вложенных средств в прирост капитальной стоимости; получение прибыли и (или) социального эффекта). Однако во многих источниках (в частности, в ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РСФСР») все же ставят знак равенства между инвестиционной деятельностью в узком смысле и инвестированием, понимая под ними процесс преобразования инвестиционных ресурсов [8,13 и др.]. Так, например, В. В. Аладьин [1] считает, что движение инвестиций в регионе состоит из двух стадий: на первой стадии происходит непосредственно инвестиционная деятельность, или инвестирование — вложение средств из инвестиционных ресурсов; на второй стадии предполагается окупаемость инвестиционных затрат и получение дохода. Таким образом, нельзя назвать проблему приравнивания вышеназванных понятий решенной.

Таким образом, по своему экономическому содержанию инвестиционная деятельность оказывается шире, чем инвестиции. Она включает в себя не только вкладываемые средства, но и процесс аккумулирования этих средств (инвестиционных ресурсов), инвестирование этих средств, а также контроль за процессом извлечения и распределения результатов эксплуатации объектов инвестирования.

Итак, вряд ли кого-то удивит, что сегодня существует огромное множество взглядов на его трактовку, но, как и в случае с инвестициями, многие определения не полностью раскрывают сущность этого понятия. Так, например, Б. Райзберг, Л. Лозовский и Е. Стародубцева, определяя инвестиционную деятельность как «вложение средств, инвестирование; совокупную деятельность по вложению денежных средств и других ценностей в проекты, а также обеспечение отдачи вложений» [14], не уточняют, в чем и как будет выражена упомянутая отдача. Нельзя назвать полным и определение Л. Л. Игониной, кстати, отождествляющей инвестиционную деятельность с инвестированием: «Инвестиционная деятельность (инвестирование) представляет собой процесс преобразования инвестиционных ресурсов во вложения» [8]. Снова основываясь на многоуровневом подходе, приведем еще одно определение инвестиционной деятельности — применительно к региональной инвестиционной системе: региональная инвестиционная деятельность представляет собой аккумулирование субъектами инвестиционной деятельности инвестиционных ресурсов, их вложение в объекты инвестирования, расположенные на территории региона, а при необходимости управление этим процессом со стороны собственников инвестиционных ресурсов и органов власти субъекта РФ. Такое определение подчеркивает, что региональная инвестиционная деятельность должна осуществляться не только в интересах инвестора, но и в интересах всей региональной системы, которые представляют органы власти субъекта РФ. Однако в ходе ознакомления с различными источниками [4,16 и др.], мы пришли к выводу, что наиболее приемлемым для использования в практической деятельности все же является официальное определение инвестиционной деятельности, представленное в ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»: «Инвестиционная деятельность — вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта», т. к. данное определение отражает весь процесс от вложения инвестиций вплоть до получения результата.

Читайте также  Влияние прямых инвестиций на экономику страны

Трактовка понятий «объекты инвестиционной деятельности» и «субъекты инвестиционной деятельности», в отличие от рассмотренных ранее понятий, не вызывает столь большого спектра взглядов.

Субъекты инвестиционной деятельности — экономические субъекты, принимающие участие в инвестиционной деятельности. По мнению автора, обоснована и наглядна классификация субъектов инвестиционной деятельности, представленная в учебном пособии Г. П. Подшиваленко [13] (рисунок 2).

Рис. 2. Субъекты инвестиционной деятельности

С точки зрения деления объектов по роли в осуществлении инвестиционной деятельности, очевидно, ключевую роль играют два субъекта:

Инвесторы — субъекты, осуществляющие вложение собственных, привлеченных или заемных средств в форме инвестиций в инвестиционные проекты. В качестве инвесторов могут выступать: органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами; отечественные физические и юридические лица, их объединения и другие юридические лица; иностранные физические и юридические лица, государства и международные организации.

Предприятия-реципиенты (их также называют пользователями объектов инвестиционной деятельности), которые, исходя из направлений своего развития, подготавливают инвестиционные проекты и ищут инвесторов, готовых предоставить необходимые инвестиционные ресурсы [15].

В зависимости от того, является субъект инвестором или же реципиентом инвестиций, можно выделить следующие этапы инвестиционной деятельности (рисунок 3):

Рис. 3. Этапы реализации инвестиционной деятельности

Объект инвестиционной деятельности — объект, свойства которого позволяют инвестору посредством участия в нем получить инвестиционный доход [12]. По мнению А. Мешимбаевой, объекты можно разделить по видам активов на: материальные, нематериальные (неосязаемые) и финансовые (рисунок 4) [5].

Рис. 4. Объекты инвестиционной деятельности

Исследование инвестиционной деятельности, несомненно, требует уточнения не только вышерассмотренных понятий, но и других связанных с этой областью категорий, а именно: инвестиционных ресурсов, инвестиционного рынка, инвестиционного климата, инвестиционной активности, инвестиционного процесса, инвестиционной политики (и не только). Приведем приемлемые, по нашему мнению, определения названных понятий, которые представлены в трудах российских экономистов.

Инвестиционная деятельность предполагает вложение в объекты инвестирования инвестиционных ресурсов, под которыми понимается совокупность материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов, которые участвуют в процессах накопления, вложения капитала с целью получения экономического и социального результата [4]. Так, на региональном уровне инвестиционные ресурсы подразделяются на следующие группы: природные ресурсы; земля и основные фонды; предпринимательская способность; финансовые ресурсы; трудовые ресурсы; интеллектуальные ресурсы и научно-технический потенциал региона; информационные ресурсы и нематериальные ресурсы. Однако стоит сказать, что некоторые авторы считают целесообразным разграничивать факторы производства и инвестиционные ресурсы: согласно такому подходу, трудовые и природные ресурсы, например — это факторы производства, а вот уровень менеджмента и право на разработку месторождения уже инвестиционные ресурсы [3]. Источниками инвестиционных ресурсов в регионе могут быть средства региональных хозяйствующих субъектов: средства бюджета субъекта РФ, средства банков, фондов, средства частных предприятий, средства представителей внешней среды (имеющие большое значение для развития региональной системы), а именно средства федерального бюджета и средства частных внешних инвесторов.

Инвестиционная деятельность в современных условиях является предпринимательской и осуществляется на инвестиционном рынке. Р. А. Эльмурзаева в своем курсе лекций по инвестициям дает следующую трактовку: «Инвестиционный рынок — форма взаимодействия субъектов инвестиционной деятельности по поводу преобразования инвестиционных ресурсов (инвестиционный спрос) во вложения в конкретные объекты инвестирования (инвестиционное предложение)» [18]. Таким образом, инвестиционный рынок подлежит рассмотрению с разных сторон, как:

Рынок инвестиций, на котором инвесторы выступают в роли продавцов, формируя предложение инвестиций;

Рынок инвестиционных товаров, на котором инвесторы являются покупателями, или носителями инвестиционного спроса, а в качестве продавцов здесь выступают производители инвестиционных товаров [4].

Инвестиционный климат является важной характеристикой региональной инвестиционной системы. Достаточно точным можно назвать следующее определение: «Региональный инвестиционный климат — совокупность условий, как присущих данной территории в силу объективных причин (например, географическое положение), так и сознательно созданных органами власти федерального и регионального уровней, предпринимателями и общественностью, определяющих мотивы инвестирования» [15]. Региональный инвестиционный климат традиционно подразделяется на следующие составляющие:

Инвестиционный потенциал региона — ресурсы представителей внешней среды и региональных воздействующих субъектов, которые могут быть мобилизованы для региональной инвестиционной деятельности;

Инвестиционные риски, характеризующие вероятность потери инвестиций и дохода от них. Они показывают, почему не следует инвестировать в данное предприятие, отрасль, регион или страну. Выделяют следующие виды рисков: экономические, политические, социальные, экологические, криминальные, законодательные (так, следующий элемент — инвестиционное законодательство — можно рассматривать как разновидность инвестиционных рисков);

Инвестиционное законодательство, определяющее общие условия осуществления инвестиционной деятельности в регионе. Нормативно-правовые акты могут быть направлены как на стимулирование инвестиционной деятельности путем предоставления различных компенсаций участникам данной деятельности, так и на ограничения инвестиций в отдельные отрасли или на отдельных территориях.

Иногда к инвестиционному климату также относят инвестиционную инфраструктуру, включающую региональных хозяйствующих субъектов, которые осуществляют обслуживание инвестиционной деятельности: маркетинговые агентства, экспертные агентства, консалтинговые фирмы, информационные агентства, агентства, осуществляющие разработку инвестиционных проектов и др. [15].

Интенсивность протекания инвестиционных процессов в регионе в краткосрочном периоде характеризуется понятием инвестиционной активности (в долгосрочном — понятием инвестиционного развития), — именно так считает Е. А. Закерьяева [20]. О. Н. Токаева [17] также связывает понятие «инвестиционная активность» с напряженностью, усилением инвестиционной деятельности. Хорошее определение дает Я. Дерябина [6]: «Инвестиционная активность — это степень интенсивности процессов инвестирования в рамках региона, учитывающая ресурсные и реализованные инвестиционные возможности региональной экономической системы».

Инвестиционная деятельность должна быть подчинена единым целям развития как, национальной, так и региональной экономики. Поэтому для регулирования инвестиционной деятельности государством разрабатывается и утверждается инвестиционная политика, которая устанавливает цели и приоритетные направления инвестиционной деятельности. Инвестиционную политику можно определить по аналогии с терминами «политика» и «экономическая политика», использовавшимися советскими экономистами, т. е. как целенаправленную деятельность государства по регулированию инвестиционной деятельности, осуществляемая для достижения установленных целей социально-экономического развития общества [15].

Понятие инвестиционного процесса неразрывно связано с понятием «инвестиционная деятельность, однако их не стоит отождествлять. Деятельность предполагает воздействие субъекта деятельности на объект с целью получения желаемых преобразований последнего. При этом всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности [15], т. е. можно сказать, что «инвестиционная деятельность» — более широкое понятие, нежели «инвестиционный процесс».

Таким образом, в статье был проведен обзор понятий «инвестиции» и «инвестиционная деятельность», были определены субъекты и объекты инвестиционной деятельности, а также ее этапы как для предприятий-реципиентов, так и для инвесторов. Кроме того, было рассмотрено соотношение понятий инвестиционных ресурсов, инвестиционного рынка, инвестиционного потенциала, инвестиционных рисков, инвестиционного климата, инвестиционной активности, инвестиционного процесса и инвестиционной политики.

1. Аладьин, В. В. Инвестиционная деятельность субъектов Российской Федерации / В. В. Аладьин. — М.: Социум, 2002. — 222 с.

2. Бочаров, В. Финансово-кредитный механизм регулирования инвестиционной деятельности предприятия / В. Бочаров, Р. Попова — СПб, 1993.

3. Быстряков, А. Я. Экономическая оценка инвестиций: учебное пособие / А. Я. Быстряков, А. М. Марголин. — М.: Экмос, 2001. — 240 с.

4. Губанова, Е. С. Инвестиционная деятельность в регионе / Е. С. Губанова — Вологда: ВНКЦ ЦЭМН РАН, 2003. — 137 с.

5. Гуськова, Н. Д. Инвестиционная деятельность: федеральный и региональный аспекты / Н. Д. Гуськова. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2000. — 132 с.

6. Дерябина, Я. Сравнительный анализ подходов к оценке инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности российских регионов / Я. Дерябина // Инвестиции в России. — 2003. — № 8. — С. 16–18.

7. Иваницкий, В. П. Финансово-инвестиционный процесс в субъектах Федерации: монография / В. П. Иваницкий, Л. Д. Зубкова. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2009. — 146 с.

8. Игонина, Л. Л. Инвестиции: учебное пособие / М.: Экономистъ, 2005. — 478 с.

9. Кейнс, Дж. Общая теория занятости, процента и денег / М.: ЭКСМО, 2007. — 153 с.

11. Машкин, В. Сущность инвестиционного процесса / В. Машкин // ЭиЖ-Сибирь. — 1999. — № 5 (95).

12. Мешимбаева, А. Проблема эконометрического моделирования развития экономики России в период реформ / А. Мешимбаева // Вопросы статистики. — 2012. — № 10. — С. 14–18.

13. Подшиваленко, Г. П. Инвестиционная деятельность: учебное пособие / Г. П. Подшиваленко, Н. В. Киселева. — М.: КНОРУС, 2006. — 432 с.

14. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. — М.: Инфра-М, 2001. — 479 с.

15. Спицын, В. В. Приоритеты и механизмы инвестиционной деятельности в регионе / В. В. Спицын — Томск: Изд-во ТПУ, 2008.

16. Сухинова, С. Е. Региональная специфика инвестиционного климата / С. Е. Сухинова. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. — 82 с.

17. Токаева, О. Н. Мониторинг и инвестиционная активность региональной экономической системы: автореф. дисс. … к-та эконом. наук: 08.00.05 / Кисловодск, 2002.

18. Эльмурзаева, Р. А. Инвестиции: курс лекций / Томск: ТГУ, 2010. — 201 с.

Источники: http://studfiles.net/preview/3858403/page:2/, http://otherreferats.allbest.ru/finance/00558784_0.html, http://moluch.ru/archive/89/18021/

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто