- ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС: теория и практика
- международный ежемесячный научный журнал
- 08.08.2017 — События — Инвестициям с санкциями не по пути. В Moody’s отмечают ускорение вывода частных средств из РФ. Moody’s ожидает, что новый пакет санкций в отношении России, подписанный на прошлой неделе Дональдом Трампом, усилит отток частных средств из страны, временно ослабит рубль и вызовет рост инфляционных ожиданий. При этом в агентстве по-прежнему уверены в приросте ВВП РФ в 2017 году, но полагают, что санкции могут подорвать устойчивость роста экономики, и так страдающей от хронического недоинвестирования.
- Инвестициям с санкциями не по пути
ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС: теория и практика
международный ежемесячный научный журнал
Боркова Е.А. Влияние санкций на инвестиционный климат и промышленную политику России / Е.А. Боркова, Ю.И. Буравилина, А.А. Сенчило // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №10. – С. 9-12.
ВЛИЯНИЕ САНКЦИЙ НА ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ И
ПРОМЫШЛЕ Н НУЮ ПОЛИТИКУ РОССИИ
Е.А. Боркова , канд . экон . наук ,доцент
Ю.И. Буравилина , студент
А.А. Сенчило , студент
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Аннотация. В данной статье освещается влияние санкций, примененных к России со стороны Запада, на состояние инвестиционного климата в промышленности и пе р спективы его измен е ния. Рассмотрены общие экономические показатели российского рынка и определены приоритеты повышения инвестиционной привлекательности в промышленности, одновременно выявлены позитивные и негативные моменты. Э ф фективными инструментами привлечения инвестиций являются создание особых эк о номических зон и территорий опережающего развития и внедрение мер по снижению административных барьеров в е дения бизнеса.
Ключевые слова: санкции, инвестиционный климат, промышленная политика, не ф тегазовый сектор, инвестиции.
Инвестиционный климат – это созд а ние положительных экономических, п о литических и социальных условий для привлечения капитала, и, прежде всего, от иностранных инвесторов. Среди социал ь ных и политических условий, негативно сказывающих ся на инвестиционном кл и мат е , можно выделить следующие: н а родные волнения, массовые заба с товки, вооруженные восстания, военная угроза и прочее.
На сегодняшний день многие эконом и сты сходятся во мне нии, что инвестицио н ный климат в России ухудшается. На и большее влияние на этот процесс оказ ы вают санкции запад ных стран в отнош е нии России, связанные главным образом с политической поз ицией РФ касательно у к раинского кризиса. Западные государства, основная часть которых вх о дит в НАТО, посчитали недопустимым действия вл а стей РФ в отношении Крыма, а также во с точных регионов Украины, в которых, по мнению стран Атлантического блока, в е дут деятельность пророссийски настрое н ные вооруженные формирования .
Осложнение международных отнош е ний и ухудшение макроэкономической с и туации в России отразились и на настро е ниях иностранных инвесторов:
В 2014 году объем прямых иностра н ных инвестиций в экономику России с о кратился на 70% – до 21 млрд долл. США, достигнув минимального уровня с 2006 года. Во втором п о лугодии 2014 года Банк России впервые с 2005 года зафиксировал чистый отток прямых иностранных инв е стиций.
Эксперты, связанные с деятельностью иностранных компаний, отмечают в 2014-2015 г о дах сокращение инвестиционных проектов, инициируемых и реализуемых иностранными инвесторами на территории России.
Согласно данным американского в е домства, за два года операционная пр и быль в комп а ниях, попавших под санкции, сократилась на треть, а активы на полов и ну . Ограничител ь ные меры также привели к уменьшению объема российских фондов. В частности, резервный фонд может и с сякнуть в 2017 году. Дополнительное да в ление на российскую экон о мику оказало падение цен на нефть. К тому же инвест о ры, по оценкам Госдепа, стараются изб е гать Россию из-за «неопределенности» на рынке. При этом Россия, несмотря на де й ствие санкций, не находится на грани « сис темного» кризиса. Вероятность ба н кротства попавших под ограничения ко м паний выросла всего на 2-3%, а разорение « стратегически важных » организаций крайне маловероятно.
Ранее пресс-секретарь Белого дома Джош Эрнест допустил, что администр а ция президента США не исключает во з можность введения дополнительных эк о номических санкций в отношении России из-за ситуации в Сирии.
Все эти факторы четче обозначили о с новные, с точки зрения инвесторов, пр о блемы инв е стиционного климата в России:
– Традиционные проблемы, связанные с государственным управлением и бюр о кр а тией
– Неблагоприятная экономическая с и туация, снижающая привлекательность национального рынка и затрудняющая работу на нем
– Неу веренность в проводимой на н а циональн ом уровне экономической п о литике .
Исследования экономистов показали, что, хотя инвесторы, вкладывающие сре д ства в р е альный сектор, рассматривают текущую ситуацию как неблагоприятную, они не планируют сокращать свое прису т ствие в стране. Компании видят потенциал российской экономики и склонны к увел и чению объема инвестиций в ближайшие годы.
В таком положении российской экон о мике остаётся рассчитывать только на со б ственные силы, а для этого необходимо провести целый ряд реформ, чтобы упр о стить регистрацию новых предприятий и привлечение инвестиций в ключевые о т расли.
Этот процесс начался ещё несколько лет назад, однако теперь его придётся у с корить. Очень важно сформировать кач е ственный климат для иностранных инв е сторов, чтобы они даже в режиме санкций работали в России.
В настоящий момент улучшение инв е стиционного климата в промышленности происх о дит несколькими способами. Это создание особых экономических зон и территорий оп е режающего развития, что действительно может стать эффективным инструментом пр и влечения инвестиций в Россию. Безусловно, нужно постоянно проводить мероприятия по повышению общего инвестиционного климата пр о мышленного сектора России путём вн е дрения мер по снижению администрати в ных барьеров ведения бизнеса и повыш е нию эффективности работы судебно-правовой системы. Однако точечная раб о та правительства по созданию особых эк о номических зон и территорий опережа ю щего развития позволит протестировать и выработать ряд эффективных механизмов повышения инвестиционной привлек а тельности отдельных регионов страны, к о торые позднее можно будет использ о вать в масштабе всей России.
Введение санкций, безусловно, повли я ло и на промышленную политику России. Зависимость эта крайне неоднозначна. Есть несколько областей промышленн о сти, которые по д вержены спаду . Наиболее чувствительными к санкциям являются регионы, в которых сосредоточе ны об о ронные и машиностроитель ные предпр и ятия (Удмуртия, Тульская о б л асть, Санкт-Петербург). К числу компаний, наход я щихся в повышенной зоне риска мо ж но отнести « Урал-вагонзавод » (Свердловская, Челябинск ая, Тверская, Томская обла с ти), «НПО машиностроения» (Московская, Оренбургская, Смоленская, Челя бинская о б ласти, Пермский край), НПО «Базальт» (Москва, Костромская, Московская, Тул ь ская области), Концерн «Созвездие» (В о ронежская, Нов городская, Ростовская, Р я занская, Та м бов ская, Тверская области, Красно дарский край, Северная Осетия, Мос ква), концерн «Радиоэлектронные технологии» (97 предприятий и НИИ), ПВО «Алмаз-Антей» (46 пре д прия тий и НИИ во многих регионах). Динамика ра з вития «топливных» регионов Западной Сибири также находится в зависимости от санкций из -за снижения инвестиционной ак тивности западных партнеров. Безу с ловно, необходимо сказать о Крыме, на предприятия и компании которого п р и шлись адресные западные санкции. Давл е ние ощущают такие крымские компании как Феодосийское пред приятие по обесп е чению нефтепродуктам и, Керченская п а ромная перепра ва, Керченский и Севаст о польский торговые порты, компании «Мас сандра» и ряд других. Наиболее тр е вожн ые ожидания заметны в регионах, всецело зависящих от благополучия бю д жетообразующих организаций .
Что же касается нефтегазовой отрасли, н а компании Транснефть и Газпромнефть распр о страняются и финансовые санкции – введен запрет на любые сделки, фина н сирование и другие операции с новыми долговыми обязательствами сроком более 30 дней в ЕС и 90 дней в США. Со стор о ны ЕС подобное ограничение распростр а няется и на Роснефть.
Больше всего от санкций пострадали совместные проекты в нефтегазовой о т расли – з а падные компании отказываются от «опасного» сотрудничества. Санкции, к примеру, бумерангом ударили по кру п нейшей нефтяной компании Exxon Mobil – ей пришлось выйти из совместного прое к та с компанией Роснефть по добыче нефти в Ледовитом океане. Поставщики нефт я ного оборудования, Baker Hughes и Schlumberger , также готовы отказаться от про ектов с российскими компаниями. С одной стороны, по оценкам экспертов, техн о логически санкции сильно ударят только по добыче трудноизвлекаемой не ф ти и разработкам месторождений на шельфе, где замену западным технологиям найти сложно. Но эти проекты пока не я в ляются значимыми для российских комп а ний. В то же время санкции в области ф и нансирования наряду с ограничением кр е дитования российских банков могут п о влиять на развитие нефтяных и газовых компа ний в долгосрочной перспективе. Важным является и вопрос поставок об о рудования для новых проектов – китайское пока не может похвастаться надежностью, а российского производится очень мало. Конечно, санкции помогут стимулировать развитие производства отечественного оборудования, о чем говорят главы Су р гутнефтегаза и Роснефти, но насколько реалистично его реанимировать в бл и жайшее время – это серьёзный вопрос. Н а пример, озвученные планы Роснефти к 2020 году довести использование отечес т венного оборудования в новых проектах до 70% эксперты считают неосуществ и мыми в силу отсутствия производителей и технол о гий.
Ключевым последствием санкций явл я ется ограничение доступа к внешним ф и нансовым рынкам и, следовательно, уд о рожание фондирования для российских банков и организ а ций, а также возможное ухудшение общего финансового состо я ния. Таким образом, российская эконом и ка остается уязвимой в условиях действия санкций. Во многом причиной этому явл я ется ее направленность не на развитие собственных производственных возмо ж ностей и усиление экономического поте н циала, а на потребление импортной пр о дукции. Следует отметить, что сегодня примерно половина ВВП России создается за счет экспорта сырья. Действие санкций со стороны Запада вынуждает органы и с полнительной власти России развивать высокотехнологические отрасли промы ш ленности, обрабат ы вающие производства, и, тем самым, сокращать технологическое отставание ее от разв и тых стран в целях обеспечения национальных интересов и устойчивого социально-экономического развития. Реализация программы импорт о замещения позволит экономической си с теме России занять достойное место в м и ровой экономике и укрепить мирохозяйс т венные связи.
1. Официальный са йт «Бизнес России» [Электронный ресурс ] – http://businessofrussia.com/
2. Официальный сайт « Газета.RU » [Электронный ресурс]. – http://www.gazeta.ru/
3. Официальный сайт «Президента России» [Электронный ресурс]. – http://www.kremlin.ru/
4. Пономарева, Е. С. Мировая экономика и международные отношения . – М.: Юнити-Дана , 2010.
5. Мировая экономика и международные экономические отношения: учеб . п особие / под ред. Л.С. Шаховской. – М.: КНОРУС, 2013.
6. Официальный сайт «Федеральное бизнес-агентство «Экономика сегодня» [Эле к тронный ресурс]. http://rueconomy.ru/
THE IMPACT OF THE SANCTIONS ON THE INVESTMENT CLIMATE AND
I N DUSTRIAL POLICY OF RUSSIA
Е . А . Borkov , candidate of economic sciences ,associate professor
Y.I. Baravilala , student
A.A. Senchilo , student
State economic university Saint-Petersburg
Abstract. In this article considers the condition of investment climate in the industry and the prospects of its change from the result of imposing sanctions from the West. This article co n siders common economic indicators of the Russian domestic market and defines priorities of increasing investment attractiveness in industry, simultaneously brings out positive and neg a tive sides. Effective instruments for attracting investment are: the creation of special econo m ic areas of advanced development, implementation of measures of reducing administrative barr i ers of bus i ness.
Keywords: sanctions, investment climate, industry, investment, oil and gas sector.
08.08.2017 — События — Инвестициям с санкциями не по пути. В Moody’s отмечают ускорение вывода частных средств из РФ. Moody’s ожидает, что новый пакет санкций в отношении России, подписанный на прошлой неделе Дональдом Трампом, усилит отток частных средств из страны, временно ослабит рубль и вызовет рост инфляционных ожиданий. При этом в агентстве по-прежнему уверены в приросте ВВП РФ в 2017 году, но полагают, что санкции могут подорвать устойчивость роста экономики, и так страдающей от хронического недоинвестирования.
Продолжение расследования возможного вмешательства России в президентскую кампанию США вызвало нервозность у инвесторов и ускорило чистый вывоз капитала из РФ частным сектором — в первые три месяца 2017 года он составил $17,6 млрд против $20 млрд за весь 2016 год, отмечается в обзоре рейтингового агентства Moody’s . Новый пакет санкций значительно ухудшит возможности РФ для привлечения прямых иностранных инвестиций, которые начали восстанавливаться около года назад. «Это негативный сигнал инвесторам — и зарубежным, которые только недавно начали чувствовать себя чуть более уверенно в условиях сохраняющихся санкций, и внутренним, которые могли рассчитывать воспользоваться ростом конкурентоспособности РФ, чтобы нарастить экспортные мощности в различных секторах »,— говорится в обзоре. Хотя активное сальдо текущего платежного баланса означает, что РФ не нуждается в зарубежных инвестициях для внешнего финансирования, падающая производительность нефтяных месторождений усиливает зависимость страны от импорта технологий, связанных с западными инвестициями.
Moody’s отмечает, что санкции в первую очередь ударят по проектам новых газо- и нефтепроводов, в том числе по «Северному потоку-2» и расширению нефтепроводной системы Тенгиз—Новороссийск, входящей в Каспийский трубопроводный консорциум. В агентстве подчеркивают: пока Дональд Трамп сохраняет свободу маневра в вопросе имплементации новых санкций применительно к трубопроводам. Этот вопрос уже расколол коалицию США и ЕС — если прежние меры одобрялись ими единогласно, теперь Евросоюз склонен защищать интересы своих компаний, инвестирующих в расширение трубопроводов.
Кодификация санкций в виде закона означает, что для их пересмотра потребуется одобрение Конгресса — это делает их практически бессрочными, если только РФ резко не изменит свою позицию в отношениях с Украиной. Влияние санкций на суверенный долг РФ станет предметом доклада, который чиновники США должны будут представить в Конгресс через полгода после вступления закона в силу. В Moody’s , впрочем, как раньше в Standard & Poor’s , пока не говорят о возможности пересмотра рейтинга РФ из-за санкций (Ba1, прогноз «стабильный») и не меняют позитивного прогноза роста ВВП в 2017 году. Но осторожность инвесторов может негативно сказаться на устойчивости экономики РФ, усилив ее недоинвестирование — один из главных недугов с точки зрения суверенного рейтинга.
Инвестициям с санкциями не по пути
Европейские компании и партнеры США в Евросоюзе сумели добиться смягчения позиции американцев насчет применения возможных санкций в отношении российских трубопроводных проектов. Публичная интерпретация (guidance) Госдепартамента США, представленная 31 октября, подразумевает, что по крайней мере на данном этапе американские власти не собираются препятствовать реализации уже начатых проектов по строительству экспортных трубопроводов.
Закон о новых санкциях CAATSA, подписанный президентом США Дональдом Трампом в августе, позволяет (но не обязывает) Госдепартаменту и Минфину США «в координации с союзниками Соединенных Штатов» вводить санкции против компаний любой национальной принадлежности, которые своими инвестициями или поставками товаров и услуг будут помогать России строить трубопроводы для экспорта энергоносителей. В самом законе говорилось только то, что поводом для санкций могут стать инвестиции или поставки, сделанные после 2 августа (дата вступления закона в силу), но никак не оговаривалось, в какой стадии должен находиться проект, чтобы участие в нем было потенциально наказуемым.
Европейские фирмы и правительства, даже несмотря на оговорку о «координации с союзниками», опасались, что санкции могут затронуть крупные трубопроводные проекты, такие как Nord Stream 2 («Северный поток-2»), TurkStream («Турецкий поток») или расширение Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), в котором Россия владеет крупнейшей долей в 31%. Еврокомиссия составила список энергетических проектов, которые могут пострадать от новых санкций, включив туда как существующие, так и планируемые трубопроводы.
Уже начатые проекты — в безопасности
В результате усиленного лоббирования со стороны европейцев (Госдеп сам сообщил о нескольких касающихся этого встречах и поездках представителей Брюсселя и Вашингтона) власти США определили, что в «фокусе реализации» санкционных положений будут находиться проекты, начатые после 2 августа. А под началом проекта понимается дата, «когда подписан контракт по проекту» (when a contract for the project is signed), говорится в публичном руководстве Госдепа по применению санкций.
«Если посмотреть на то, как конгресс написал эту статью закона, а именно: включил в нее явно выраженную инструкцию консультироваться с союзниками Америки, установил модальность разрешения, но не обязанности вводить санкции, и на разъяснения Госдепартамента, которые фактически говорят, что существующие проекты выводятся из-под санкций, можно предположить, что эти санкции не будут использоваться против существующих (то есть начатых до 2 августа) проектов», — сказал РБК эксперт Atlantic Council, бывший старший советник OFAC (управление по контролю за иностранными активами Минфина США) Брайан О’Тул.
В самом уточнении, что санкционные риски не распространяются на правоотношения, возникшие до вступления закона в силу, ничего особенного нет, это распространенная практика — один из вариантов «дедушкиной оговорки» (grandfather clause), говорит партнер Herbert Smith Freehills Алексей Панич. Важно, что в данном случае выбрана трактовка, которая выводит из-под возможных санкций проекты, начатые до августа 2017 года, целиком, а не только какие-то их части, считает Панич. «Дедушкина оговорка» могла выглядеть и по-другому: по принципу «все, что вы сделали (договорились сделать) до вступления закона в силу, не подпадает под новое регулирование, а все, что после, подпадает», говорит юрист. Здесь же интерпретация Госдепартамента и Минфина США предполагает, что в целом начатый проект может быть закончен.
Другим позитивным, по мнению Панича, сигналом, снижающим санкционные риски в отношении трубопроводных проектов, договоренности по которым уже есть, но строительство еще не началось или продолжается, является заверение Госдепа, являющееся частью его публичных разъяснений, в том, что любая реализация санкций будет учитывать «стремление избежать ущерба для энергетической безопасности партнеров». Политикой США остается «взаимодействие с членами Евросоюза и европейскими институтами с целью продвижения энергетической безопасности», напоминает Госдеп.
«Газпром» в июле предупреждал потенциальных инвесторов в его еврооблигации, что новые американские санкции могут помешать строительству экспортных газопроводов. «Экспортные трубопроводные проекты группы (включая «Северный поток-2» и «Турецкий поток»). могут столкнуться с трудностями», — говорилось в проспекте евробондов «Газпрома». Проектная компания Nord Stream 2 пыталась лоббировать смягчение санкционных положений, писал РБК. «Формулировки закона о санкциях очень широкие, поэтому любой, кто предоставляет хоть сколько-нибудь значимые в денежном отношении ценности для любого российского экспортного трубопровода, теперь находится под риском», — отмечала в августе шеф московского бюро S&P Global Platts Надежда Родова.
Разъяснения Госдепартамента означают, что Nord Stream 2 «потенциально выводится из-под действия санкций, так как «Газпром» подписал контракт на прокладку труб со швейцарской Allseas еще в начале 2017 года», считает директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам Fitch Ratings Дмитрий Маринченко. «Такая же логика применима и к «Турецкому потоку», — говорит эксперт (та же Allseas уже ведет укладку труб в Черном море. — ). Однако, оговаривается Маринченко, чтобы полностью исключить риски, «Газпрому» и партнерам может понадобиться получить дополнительные разъяснения в отношении проекта, а это отнимет время.
В проекте «Северный поток-2», который будет транспортировать российский газ через Балтийское море до Германии, партнерами «Газпрома» выступают пять европейских компаний — Shell, OMV, Engine, Uniper и Wintershall. В апреле они подписали соглашение о финансировании проекта, обязавшись предоставить долгосрочные кредиты в объеме до €4,75 млрд. В разъяснениях Госдепа говорится, что кредитные соглашения, заключенные до 2 августа 2017 года, не будут подпадать под возможные санкции.
Но вопросы остаются
В разъяснениях остаются подводные камни, поскольку точно не ясно, что подразумевается под «подписанием контракта», что это именно за договор (a contract). В Госдепартаменте США прямо не ответили на этот вопрос РБК, но указали, что нужно учитывать специфику каждой ситуации. «Важным аспектом публичного руководства является побуждение к началу диалога с компаниями по конкретным вопросам применения закона CAATSA. Мы приветствуем, если компании обратятся в Госдепартамент или Министерство финансов за уточнениями и прояснениями, которые относятся к их конкретной ситуации», — сказал чиновник дипломатического ведомства на условиях анонимности. Он добавил, что «процесс регламентации в рамках CAATSA продолжается», разъяснения в будущем могут обновляться.
Брайан О’Тул обращает внимание еще на одно «темное место» в разъяснении Госдепа: закон определяет два вида потенциально наказуемых действий — инвестиции, которые «существенно улучшают» возможности России строить новые (то есть начатые после 2 августа) экспортные трубопроводы, и продажа/предоставление России товаров или услуг, которые способствуют расширению, строительству или модернизации «таких трубопроводов». Применительно к инвестициям Госдеп использует формулировку «трубопроводные проекты», а применительно к товарам и услугам — просто «трубопроводы». «Не ясно, намеренна или случайна эта разница в словах, но можно представить сценарий, при котором есть существующий (начатый до 2 августа) проект, первоначальные инвестиции в него не подпадают под риск санкций, но если в рамках этого проекта будут строиться другие трубопроводы после 2 августа (например, сухопутные ответвления Nord Stream 2 после его выхода к границе с Германией), они могут потенциально подпасть под санкции», — рассуждает О’Тул.
Однако он считает, что США не будут фокусироваться на «Северном потоке-2»: хотя Вашингтон и выступает против этого проекта, все же считается, что санкции не лучший инструмент в данном вопросе, это скорее дипломатическая история, объясняет О’Тул.
Представитель Nord Stream 2 сообщил РБК, что компания еще анализирует опубликованное Госдепом руководство к применению санкций. «Мы приняли во внимание тот факт, что руководство гласит, что США будут координировать свои действия с союзниками и стараться избежать негативного влияния на других или вреда для энергетической безопасности партнеров. Пока рано комментировать возможные последствия для проекта», — сказал он.
В Еврокомиссии тоже изучают разъяснения Госдепартамента и Минфина США, сказал ее представитель. «Администрация США консультировалась с нами в ходе разработки этих разъяснений с целью обеспечить трансатлантическое единство и избежать потенциальных непреднамеренных последствий закона», — сказал РБК представитель Еврокомиссии, воздержавшись от «спекуляций» относительно применения закона к конкретным проектам. Еврокомиссия выступает против проекта Nord Stream 2, но Германия и Австрия протестовали против новых американских санкций и вмешательства США в газовый рынок Европы.
Источники: http://economyandbusiness.ru/vliyanie-sanktsij-na-investitsionnyj-klimat-i-promyshlennuyu-politiku-rossii, http://www.lin.ru/news_item.htm?id=6449471841146309117, http://www.rbc.ru/newspaper/2017/11/07/59fc65959a794768ca764958
Источник: