Лизинг в общем объеме инвестиций

Лизинг в строительной индустрии страны в 2005 году: макроэкономические аспекты, факторы успешности

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЗИНГА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Статистические данные, которые собраны и обобщены мною (автор статьи профессор Высшей школы экономики Газман В.Д.) в течение ряда лет в ходе ежегодных обследований лизинговых компаний (восьмое обследование охватило 135 лизингодателей), свидетельствуют о том, что лизинг строительного оборудования и дорожно-строительной техники развивался достаточно динамично (см. табл. 1).

Таблица 1.
Лизинг строительного оборудования и дорожно-строительной техники в 2000-2005 гг.

Только за 2000-2005 гг. объемы лизинговых сделок в этом сегменте рынка выросли в нашей стране более чем в 10 раз! Достигнутый уровень превышает динамику всего российского лизинга, рост которого за этот период был «только» шестикратный, и намного выше темпов роста валового внутреннего продукта, а также макроэкономических показателей, характеризующих рост строительной индустрии страны. Для сравнения, достаточно отметить, что для решения достаточно сложной задачи удвоения валового внутреннего продукта (ВВП) президент страны отводит десять лет.

Только за 2000-2005 гг. объемы лизинговых сделок в сегменте строительно-дорожной техники выросли в России более чем в 10 раз!

Главная > Реферат >Экономика

Доля лизинга в общем объеме инвестиций в основной капитал в 2002г.:

Видно, что доля лизинга в объеме общих инвестиций очень мала по сравнению с другими странами. То есть лизинг на территории Казахстана находится на пути к развитию, пройдя стадию становления.

На современном этапе развития лизинга происходит создание международных лизинговых обществ. Например “Объединение европейских лизинговых обществ”, которое объединяет общества и союзы 17 европейских стран.

В некоторых странах государство использует лизинг для поддержки малого бизнеса обеспечивая предоставление лизинговых услуг малым предприятиям.

Но говоря о лизинге, нельзя упомянуть его использование в международных масштабах. Одним из примеров тому служит Генеральное соглашение по торговле услугами (GATS) (Марракеш, 15 апреля 1994 г.) где в приложении по оказанию финансовых услуг указывается что финансовый лизинг является одним из составляющих торговли услугами. И Казахстан является одним из участников данного соглашения, что облегчает международный лизинг. То есть необходимо заметить что Казахстану для выхода лизинговых операций на международный уровень необходимо вступить в ВТО. То есть определенные сделки по лизингу конечно совершаются (например проект соглашения Казахстана и ФРГ по экономическому сотрудничеству, приложение 2, сотрудничество в области лизинга сельскохозяйственной техники), но для большей эффективности и для выхода лизинга на международный уровень, не только государства, но и для других секторов экономики данное условие является необходимым. Существуют и другие моменты лизинговых отношениях, но данные по этому поводу будут рассмотрены более подробно в третьей главе данной курсовой работы так как по тематике наиболее близки именно к данной главе. Здесь же просто приводиться единичный пример о деятельности в области лизинга на территории Казахстана, для первичного понимания и по причине целесообразности данного материала на данном этапе написания курсовой работы. Естественно объем курсовой не позволит охватить всех сделок совершенных за весь период существования лизинга на территории РК, но основные моменты будут объяснены на конкретных примерах.

Теоретическое обоснование лизинга, виды, описание процесса лизинговых операций.

1.1. Определение лизинга.

В мировой практике термин “лизинг“ используется для обозначения сделок основанных на аренде оборудования, машин, транспортных средств, сооружений производственного назначения. В международной практике различают три вида аренды оборудования в зависимости от срока :

— краткосрочная (рентинг) — на срок от одного дня до одного года;

— среднесрочная (хайринг) — на срок от одного года до трех лет;

— долгосрочная (лизинг) — на срок от трех и более лет.

Существует множество определений лизинга:

Лизинг — долгосрочная аренда машин и оборудования, купленных арендодателем для арендатора с целью их производственного использования, при сохранении права собственности на них за арендодателем на весь срок договора.

(“Банковское дело” под ред. О.И. Лаврушина.)

Лизинг — вид предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда по договору финансовой аренды (договору лизинга) одно лицо обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество другому лицу за плату во временное пользование для предпринимательских целей.

(“Банки и банковские операции в России” В.И.Букато, Ю.И. Львов)

Лизинг — это приобретение оборудования с предоставлением его в аренду организациям (лизингополучателю) в обмен на лизинговые платежи. Лизинг предусматривает возможность выкупа оборудования по истечении срока действия лизингового договора или досрочно по остаточной стоимости.

Любое определение лизинга является ограниченным и не может учесть всех форм проявления этого нового кредитного инструмента, но все-таки можно привести еще одно — определение Европейской федерации национальных ассоциаций по лизингу оборудования (Leaseurope): “Лизинг — это договор аренды завода, промышленных товаров, оборудования, недвижимости для использования их в производственных целях арендатором, в то время как товары покупаются арендодателем, и он сохраняет за собой право собственности”.

В отличие от договора купли-продажи, по которому право собственности на товар переходит от продавца к покупателю, при лизинге право собственности на предмет аренды сохраняется за арендодателем, а лизингополучатель приобретает лишь право на его временное использование. По истечении срока лизингового договора лизингополучатель может приобрести объект сделки по согласованной цене, продлить лизинговый договор или вернуть оборудование владельцу.

Лизингодатель — лицо осуществляющее лизинговую деятельность (обычно лизинговая компания), т.е. передачу в лизинг специально приобретенного для этого имущества.

Лизинговыми называются все компании, осуществляющие арендные отношения независимо от вида аренды. Различают специализированные компании, занимающиеся одним видом товаров или группой товаров, и универсальные, предающие в аренду самые разнообразные виды машин и оборудования. Специализированные компании как правило эти фирмы располагают собственным запасом машин и оборудования предоставляемых потребителю. Универсальные лизинговые компании предоставляют арендатору право выбора поставщика оборудования, размещения заказа и приемки объекта сделки.

В качестве лизингодателя обычно выступают лизинговые компании, которые во многих случаях представляют собой дочерние компании крупных банков. При этом банки контролируют и независимые лизинговые компании, предоставляя им кредиты (как свидетельствует зарубежный опыт, за счет этого источника формируется до 75% ресурсов лизинговых компаний). Предоставляя ресурсы и участвуя в капитале лизинговых компаний, банки косвенно участвуют в лизинговых операциях. Коммерческие банки могут и напрямую участвовать в лизинговых операциях, для этого они образуют в своем составе лизинговые службы. Внедрение банков на рынок лизинговых услуг связано , во-первых, с тем, что лизинг является капиталоемким видом бизнеса, а банки являются основными держателями денежных ресурсов. Во-вторых, лизинговые услуги тесно связаны с банковским кредитованием.

Читайте также  К элементам инвестиций относятся залоговые права

Обладая рядом преимуществ, лизинговые операции являются альтернативой долгосрочного кредитования. Банк, выдавая ссуду в денежной форме стремится иметь ее обеспечение. В случае задержки в погашении ссуды необходимо осуществить достаточно сложную процедуру реализации имущества, на которое могут претендовать и другие кредиторы заемщика. При лизинговых отношениях лизингодатель передает объект обеспечения (он же объект лизинга) в распоряжение лизингополучателя, но при этом сохраняет право собственности на этот объект.

Лизингополучатель — лицо, получающее имущество в пользование по договору лизинга.

Лизинг дает ряд преимуществ лизингополучателю:

— уменьшение платежей по налогу на имущество и налогу на прибыль, так как лизинговые платежи входят в себестоимость продукции (услуг), а приобретение оборудования без лизинга осуществляется из прибыли;

— возможность более простого получения кредита в банке при сотрудничестве с лизинговой компанией;

— упрощение бухгалтерского учета (учет основных средств, начисление амортизации, оплата части налогов и сборов, а также управление долгом осуществляется лизинговой компанией);

— возможность приобретения качественного оборудования после его эксплуатации лизингополучателем по остаточной стоимости.

Поставщик (продавец) объекта лизинга — изготовитель машин и оборудования, продающий имущество, являющееся объектом лизинга.

Кроме того косвенными участниками лизинговой сделки являются:

банки, кредитующие лизингодателя и выступающие гарантами сделок;

страховые компании, которые страхуют выданные кредиты на приобретение оборудования от возможных рисков неплатежей лизингополучателя лизингодателю, а также производят страхование имущества лизингополучателя.

брокерские и другие посреднические фирмы.

Рис.1. Схема лизинговых операций.

1.3 Отличительные особенности лизинговых операций и их недостатки.

Причиной широкого распространения лизинга является ряд его преимуществ перед обычной ссудой:

а) Лизинг предполагает 100%-ное кредитование и не требует немедленного начала платежей. При использовании обычного кредита для покупки имущества предприятие должно было бы около 15% стоимости покупки оплачивать за счет собственных средств. При лизинге контракт заключается на полную стоимость имущества. Арендные платежи обычно начинаются после поставки имущества арендатору, либо позже.

б) Гораздо проще получить контракт по лизингу, чем ссуду. Особенно это относится к мелким и средним предприятиям. Некоторые лизинговые компании даже не требуют от арендатора никаких дополнительных гарантий. Предполагается, что обеспечением сделки служит само оборудование. При невыполнении арендатором своих обязательств лизинговая компания сразу же забирает свое имущество.

в) Лизинговое соглашение более гибко, чем ссуда. Ссуда всегда предлагает ограниченные сроки и размеры погашения. При лизинге арендатор может рассчитывать поступление своих доходов и выработать с арендодателем соответствующую, удобную для него схему финансирования. Платежи могут быть ежемесячными, ежеквартальными и т. д., суммы платежей могут отличаться друг от друга. Иногда погашение может осуществляться после получения выручки от реализации товаров, произведенных на оборудовании, взятом в лизинг. Ставка может быть фиксированной и плавающей.

г) Риск устаревания оборудования целиком ложится на арендодателя. Арендатор имеет возможность постоянного обновления своего парка оборудования.

д) В случае лизинга арендатор может использовать сразу гораздо больше производственных мощностей, чем при покупке. Временно высвобожденные благодаря лизингу деньги он может пустить на какие-либо другие цели.

е) Так как лизинг долгое время служил средством реализации продукции и развития производства, то государственная политика, как правило, направлена на поощрение и расширение лизинговых операций.

ж) Преимущества учета арендуемого имущества. Основными принципами Евролиза (Leaseurope — ассоциация европейских лизинговых компаний) по учету лизинговых операций является опубликование арендатором своих финансовых обязательств, вытекающих из лизинговых соглашений.

Считается, что опубликование арендатором своих обязательств будет играть важную роль в оценке его финансового положения. Цифровая информация по обязательствам на дату составления баланса должна удовлетворить все запросы третьих сторон. Эта публикация может быть сделана в форме приложения к балансу.

Во многих странах законодательство устанавливает для предприятий обязательное соотношение собственного и заемного капитала. Так как имущество по лизинговой сделке будет учитываться по балансу арендодателя, то арендатор может расширить свои производственные мощности, не затронув соотношения.

Лизинг как новый финансовый продукт на российском рынке

Российская практика использования лизинга

Российская практика использования лизинга. Для России лизинг довольно новый финансовый продукт: до начала 1990-х годов условия для развития этого вида инвестиционной деятельности в нашей стране отсутствовали. Одной из первых была сделка на условиях лизинга по приобретению в 1990 г. Аэрофлотом западноевропейских аэробусов А-310. Сегодня накоплен положительный опыт применения лизинга во многих отраслях промышленности России.

До начала 1990-х годов лизинг в России использовался в ограниченных масштабах и в основном советскими внешнеторговыми объединениями, например Автоэкспортом, Совтрансавто, Авиаэкспортом, Совкомфлотом, Совфрахтом, Трактороэкспортом, которые использовали лизинговые операции (объем операций 200—300 млн долл, в год ) для приобретения оборудования из развитых капиталистических стран и реже — для реализации современных машин и оборудования по международным контрактам. Внутренний лизинг не имел какого-либо заметного развития.

Определенное регулирующее влияние сохранял за собой Внешэкономбанк. Внешнеторговые организации в основном были потребителями услуг, тогда как основная роль в этой сфере принадлежала советским зарубежным банкам и созданным с их участием лизинговым компаниям. Среди последних можно назвать Промлиз, созданную во Франции в 1974 г. коммерческим банком для Северной Европы (Airbank) и Credi Leoner; East—West-Leasing, созданную Morgan Gtrenfield and Co. Ltd и Московским народным банком в Англии; Donaw-Bank в Австрии. Тогда же впервые сложилось впечатление, что лизинг может быть эффективнее традиционных кредитных линий, открываемых иностранными банками на 7—8 лет в пользу Внешэкономбанка или дорогостоящего кредита Внешэкономбанка в иностранной валюте.

Позднее на условиях найма судна без экипажа Минфлота СССР приобрел значительное количество танкеров, сухогрузов, пассажирских судов, построенных на иностранных верфях.

Первые современные лизинговые технологии были использованы в России при активном участии банковского капитала. Так, в начале 1990-х годов Мосбизнесбанк сформировал специализированную лизинговую компанию Лизингбизнес, Промстройбанк в Санкт-Петербурге — Балтлиз, Межрегиональный банк — «Меликон».

Стремление осуществлять лизинговые операции во многом было обусловлено объективной потребностью в использовании новых рыночных финансовых инструментов; с другой стороны, банки были единственными финансовыми институтами, располагающими свободными денежными средствами.

Читайте также  Развитие инвестиций в республики мордовия

Считается, что важным этапом развития лизинговых сделок в России стали операции Международного промышленного банка (МПБ).

Международный промышленный банк основан в 1992 г. За годы активной деятельности на финансовом рынке банк стал одним из крупнейших частных банковских учреждений России. По основным финансовым показателям МП Б стабильно входит в пятерку крупнейших российских банков, демонстрируя устойчивую динамику развития. В списке 1000 крупнейших банков мира авторитетного британского журнала «The Banker» МПБ занимает 369-е место (4-е место среди российских банков).

МПБ был подготовлен ряд программ, предусматривающих использование лизингового механизма для развития промышленности Камчатки, Хабаровского края и других районов Дальнего Востока.

К сожалению, в связи с отсутствием точных и объективных данных достаточно сложно проанализировать структуру и динамику лизинговых операций, а также степень участия в них банковского капитала. Однако, анализируя роль банковской сферы в развитии лизинга в России, известный специалист в области лизинговых отношений Е. Чекмарева отмечала рост инвестиций банков в имущество, предоставленное в лизинг в период с 1994 по 1996 г.

В соответствии с отчетом Российской ассоциации лизинговых компаний в 1994 г. на рынке работало 15 лизинговых компаний, а в 1997 г. официальную регистрацию получили уже 550 компаний. По данным Государственной регистрационной палаты при Минэкономики РФ по состоянию на 16 сентября 1997 г. лицензию на осуществление лизинговой деятельности на территории России получили 274 компании-резидента и 27 компаний-нерезидентов 1 , в 1998 г. — соответственно 536 и 51. По состоянию на 10 августа 1999 г. Комиссией при Минэкономики РФ по лицензированию [1] [2] лизинговой деятельности в Российской Федерации принято решение о выдаче лицензий и внесено Государственной регистрационной палатой при Минюсте РФ 1026 компаний, из них 937 резидентов и 89 нерезидентов Российской Федерации.

Диапазон суммарной цены контрактов варьируется в достаточно широких пределах: от 0,7 до почти 12 млн долл.

Вместе с ростом числа лизинговых компаний постепенно увеличивались и объемы лизинговых контрактов. По оценкам Российской Ассоциации лизинговых компаний в 1995 г. было заключено договоров лизинга на общую сумму 170 млрд руб. (42 млн долл.), в 1996 г. — 670 млрд руб. (130 млн долл.), 1997 г. — 2,8 трлн руб. (500 млн долл.) и в 1998 г. — 625 млн долл. Диапазон сумм контрактов лизинга варьируется в достаточно широких пределах: от 0,7 млн до 10 млн долл, и более.

В 1997 г. в России были отмечены высокие темпы роста объема лизинговых операций (на 328%), что позволило ей подняться на 19-е место в Европе (в 1996 г. Россия занимала 24-е место), хотя в мировом рейтинге Россия в 1997 г. была на 38-м месте (в 1996 г. Россия занимала 36-е место).

Однако за этот же период (1995—1997 гг.), по данным Госкомстата, объем лизинговых услуг в России составлял только 207 млн долл. Представляется, что эти данные не полностью отражают объемы лизинговых контрактов, что связано с неотра- ботанностью механизма государственной статистической отчетности, предоставляемой фирмами, осуществляющими лизинговую деятельность.

Мировой опыт свидетельствует, что лизинг служит важным инструментом привлечения инвестиций даже в период экономического кризиса. Анализ показал, что и в России в условиях сложнейшей экономической ситуации после событий 17 августа 1998 г. лизинг сумел сохранить положительную тенденцию развития, о чем свидетельствует рост объемов лизинговых операций как в рублевом (без учета инфляции), так и в долларовом выражении. За один год после кризиса лицензии на осуществление лизинговой деятельности получили 317 компаний, что расценивается как рост на 51%. Это несмотря на то, что сразу после кризиса изменения на российском финансовом рынке, в частности сокращение долгосрочного банковского кредитования, привели к тому, что часть лизинговых компаний приостановили свою деятельность; в основном пострадали компании, которые приняли на себя валютные риски — получив валютные кредиты для финансирования лизинговых сделок, заключали при этом сделки в рублях. Однако многие компании шли навстречу лизингополучателям, внося изменения в график платежей, предоставляя отсрочки.

Официальная статистика суммарного объема лизинговых операций на российском рынке лизинговых услуг практически отсутствует и в конце 1990-х — начале 2000-х годов. Общий объем лизинговых сделок в России по разным оценкам колеблется в широких пределах от 470 млн (которые приведены в ежегоднике «World Leasing Yearbook—1999») до 1 млрд долл, (по оценке ряда специалистов). Косвенным показателем может служить прогноз развития лизинга в российской экономике до 2000 г., который был составлен Минэкономики РФ на основе анализа зарубежного опыта. Предполагалось, что доля лизинга в общем объеме инвестиций в производство составит примерно 20%, со следующей разбивкой по годам: 1997 г. — 5, 1998 — 12, 1999 — 16%. Как известно, эти показатели не были достигнуты.

Однако уже в конце 1990-х годов наметилась тенденция к увеличению числа лизинговых операций. Эта тенденция просматривается даже при анализе данных Госкомстата (именно оценка Госкомстата указывает минимальные значения объемов лизинга в России): инвестиции на приобретение имущества — предмета лизинга лизинговыми компаниями и другими органи- зациями-лизингодателями в 1998 г. составили 273,4 млн руб., в 1999 г. — 516,3 млн руб., а в 2000 г. — 5793,9 млн руб.

В начале 2000-х годов в рейтинге стран по развитию лизинга Россия находилась в третьем десятке из пятидесяти участников: на ее долю приходилось 0,28% общего объема лизинговых операций пятидесяти ведущих стран мира, в то время как доля Германии составляла 5%, Японии — 15—18%, США — около 50%. Если в развитых странах доля лизинга достигала 50% инвестиций в основные фонды, то в России этот показатель в 2002 г. составил всего 4,3% [3] .

По данным маркетингового исследования, проведенного компанией AM И КО, ежегодный прирост объемов финансового лизинга в 1998—2006 гг. составлял 40,8%. За эти годы Российская Федерация поднялась с 34-го места в мире на 10-е и в Европе — с 20-го на 6-е. России удалось опередить даже такие страны, как Австралия, Нидерланды, Швейцария, Швеция, Дания, Бельгия.

И все же, несмотря на закрепившуюся в последние годы тенденцию роста объемов лизинговой деятельности, рынок финансовой аренды (лизинга) в России все еще развит недостаточно: если в большинстве развитых стран доля лизинга в ВВП составляет от 2 до 6%, то в России пока оценивается на уровне 1,7% 1 . Особенно отстает рынок лизинга недвижимости.

Читайте также  Фонды прямых инвестиций по странам

По данным РА Эксперт в 2006 г. рынок продемонстрировал временное замедление темпов прироста лизинговых платежей, которые составили 20%. Однако увеличение темпов прироста профинансированных средств, оцениваемое РА Эксперт в 60% за год, свидетельствует о благоприятных перспективах дальнейшего роста лизинга в 2007—2008 гг. (для сравнения в 2002 г. они составляли 73%, в 2003 — 76, в 2004 — 66, а в 2005 — 40%) [4] [5] .

Сегодня можно говорить о качественно новом этапе развития лизинга в России: на рынке работает множество лизинговых компаний, разных по своей миссии, стратегии и целям. К крупнейшим лизинговым компаниям России относятся РТК-ЛИЗИНГ, УРАЛСИБ, «Магистраль-Финанс», Росагролизинг, РГЛК, Альфа- Лизинг и др. (см. приложение).

Крупные российские компании начинают осваивать рынок недвижимости, работают в различных отраслях экономики: машиностроении, авиастроении, нефте- и газодобыче и переработке, сельском хозяйстве, горнодобывающей, легкой и пищевой промышленности. Наиболее крупные изменения структуры лизингового рынка связаны с деятельностью тех лизинговых компаний, которые работают с автотранспортными средствами — за год прирост в этой области составил 2055 млн долл., а также: компании, связанные в основном с лизингом железнодорожного подвижного состава — 1969 млн долл., энергетического оборудования — 1672 млн, строительной техники — 796 млн, машиностроительного оборудования — 425 млн, лесозаготовительного и деревообрабатывающего — 105 млн, пищевого, торгового, упаковочного оборудования — 102 млн долл. Постепенно увеличивается рынок лизинга недвижимости — в 2006 г. на 297 млн долл. [6]

Постепенно увеличивается число компаний, работающих в сфере малого и среднего бизнеса, осуществляющих лизинг транспортных и легковых машин, оборудования для ресторанов быстрого обслуживания, полиграфического оборудования и пр.

При анализе российского рынка лизинговых услуг нельзя не отметить влияние макроэкономической среды на усиление основных положительных тенденций в этой сфере финансово- экономических отношений. Прослеживается связь улучшения динамики основных макроэкономических показателей, активизации экономической деятельности с выраженной тенденцией увеличения общей суммы новых контрактов по лизингу, числа субъектов лизингового рынка.

Так, компания «Авангард-Лизинг», которая занимается как классическим финансовым лизингом, где предметом лизинга является высокотехнологичное, ликвидное оборудование или техника, так и финансированием крупных проектов по строительству и техническому оснащению производственных комплексов, заключила в первом полугодии 2007 г. около 200 договоров лизинга различного оборудования и недвижимости, превысив объем лизингового портфеля 1,174 млрд долл. (рис. 3.9).

Рис. 3.9. Динамика роста объема лизингового портфеля фирмы «Авангард-Лизинг», млн долл.

В условиях улучшения макроэкономических показателей к важнейшим факторам, оказывающим влияние на динамику тенденций развития лизинга, следует прежде всего отнести изменение ставки рефинансирования: ее снижение напрямую связано со снижением ставок по кредитам, используемым лизинговыми фирмами.

Усиление конкуренции на рынке лизинговых услуг положительно отражается на доступности и привлекательности лизинга для клиентов, обусловливает снижение его цены, готовность лизингодателей идти навстречу клиентам, появление новых лизинговых продуктов, которые фирмы-лизингодатели предлагают на рынке.

В настоящее время наиболее конкурентным является рынок легковых и грузовых автомобилей. Именно на этом рынке предлагается более широкий перечень лизинговых продуктов и условия лизинга наиболее привлекательны для потребителя.

Например, Лизинговая компания КамАЗ предлагает дифференцированные лизинговые продукты «Стандарт» (лизинговый продукт для среднего бизнеса), «Корпорация» (продукт для крупного бизнеса, специально адаптирован для клиентов, желающих провести реорганизацию и оптимизацию автомобильного парка), «Частник» (специально адаптирован для малого бизнеса, учитывает важность сокращения скорости приобретения автотранспортного средства) и «Полнооперационный лизинг» (индивидуальный проектный подход, предполагающий, что в дополнение к корпоративному предложению клиенту предоставляется ряд дополнительных услуг).

Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» от 23 июня 1999 г. № 117 так определяет конкуренцию на рынке финансовых услуг: это состязательность финансовых организаций, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке.

Общие результаты усиления конкуренции среди лизинговых компаний следующие:

  • • снижение размера аванса;
  • • снижение маржи лизинговой компании;
  • • расширение спектра дополнительных услуг и появление новых лизинговых продуктов, которые предлагают лизинговые фирмы;
  • • переход на расчеты платежей, не привязанные к валюте (принятие лизинговыми фирмами на себя валютных рисков).

Очевидно, что такое улучшение условий лизинговой сделки для хозяйствующих субъектов — потенциальных лизингополучателей без ущерба для доходности лизинговой компании возможно, если лизинговая фирма:

  • • находит резервы для сокращения внутренних издержек;
  • • имеет возможность привлекать более дешевые ресурсы для финансового обеспечения сделки.

В российской экономике действие последнего, субъективного, фактора часто бывает определяющим и иногда ставит лизинговые фирмы в неравные условия в конкурентной борьбе.

В этой связи на рынке лизинговых услуг остается постоянной тенденция активизации лизинговых фирм по привлечению более дешевого иностранного финансирования для реализации лизинговых схем.

Цена ресурсов определяется спросом. Лизинг является формой долгосрочных взаимоотношений и, следовательно, для его осуществления требуются долгосрочные финансовые ресурсы. На отечественном рынке спрос на долгосрочные финансовые средства пока превышает их предложение: долговременные ресурсы ограничены, следовательно, их цена не всегда адекватна условиям проектов лизинговых компаний.

Развитие бизнеса лизинговых компаний связано с привлечением дешевого финансирования. Многие российские лизинговые компании решают эту проблему за счет внешних источников, в том числе западных финансирующих организаций (табл. 3.4).

Это обусловлено тем, что западное финансирование дешевле российского. И хотя российские лизинговые компании постепенно становятся все более привлекательными для западных финансовых институтов по мере повышения их финансовой устойчивости и надежности, доля зарубежного финансирования в 2006 г. составила около 20%.

Одна из проблем российского рынка лизинга заключается в том, что, если лизинговая фирма не имеет возможности получать финансовые ресурсы целенаправленно, например от зарубежного банка, или не имеет доступа к государственным средствам [7] , она вынуждена предлагать свои услуги по относительно высоким ценам и становится менее конкурентоспособной по сравнению с остальными, имеющими возможность использовать внерыночные ресурсы.

Хотя ситуация затрудненного доступа к длинным и дешевым финансовым ресурсам сохраняется и для новых компаний источником финансирования остаются средства учредителей и средства, привлеченные через учредителей и аффилированные структуры, на рынке финансовых ресурсов углубляется наметившаяся уже в 2001—2002 гг. тенденция уменьшения зависимости

Таблица 3.4. Некоторые организации, участвующие в финансировании лизинговых сделок на российском рынке

Источники: http://exkavator.ru/articles/leasing/~id=5583, http://works.doklad.ru/view/Rptcdg-Fd68/3.html, http://studref.com/454708/ekonomika/lizing_novyy_finansovyy_produkt_rossiyskom_rynke

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто