Инвестиционная политика муниципального образования;
Проведение в стране социально-экономических преобразований привело к росту роли муниципальных образований во всех сферах жизни общества. На уровне муниципального управления сосредоточены колоссальные резервы в поддержании экономического роста, формирования эффективных управлен-ческих воздействий. Все современные обстоятельства функционирования муниципалитетов обусловливают необходимость создания эффективной системы самоуправления, способной формировать и реализовывать экономическую политику на местах в условиях перехода к рынку.
Экономическая политика муниципального образования представляет собой комплекс мер регулирующего воздействия на экономику, осуществляемый органами местного самоуправления в рамках определенной концепции, направленной на расширение экономического потенциала территории и повышение эффективности его использования, с целью экономического развития города и повышения качества жизни населения, проживающего на территории муниципального образования.
Выбор наиболее эффективных в конкретной ситуации направлений и методов экономической политики муниципального образования служит одним из важнейших условий его развития. Из рисунка видно, что экономическая политика муниципального образования различается в зависимости от объектов воздействия или основной ориентации.
Для построения действенной муниципальной инвестиционной политики органам местного самоуправления необходимо использовать системный подход, в рамках которого будут решаться стратегические задачи развития муниципального образования, а также использоваться современные рыночные механизмы и инструменты.
Рис. — Направления экономической политики МО
Системный подход к формированию инвестиционной политики муниципального образования должен предусматривать:
□ с одной стороны, разработку концепции социально-экономического развития территории с выделением приоритетов стратегического и тактического уровня значимости;
□ с другой стороны, детальную проработку и обоснование организационно-экономического механизма и инструментов активизации и стиму-лирования инвестиционной деятельности для реализации этих приоритетов.
Под инвестиционной политикой муниципального образования понимается целенаправленная деятельность органов местного самоуправления по активизации и стимулированию инвестиционного процесса на территории города, привлечению и эффективному использованию инвестиционных ресурсов для решения проблем комплексного социально-экономического развития муниципального образования и, как следствие, повышения уровня жизни населения, образующего местное сообщество.
Под инвестиционной стратегией МО понимается совокупность приоритетов, целей и задач инвестиционной политики МО.
В целях формирования целенаправленной и комплексной инвестиционной политики города, обеспечения экономического подъема за счет привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные производства, решения социальных проблем и ослабления напряженности в обществе разрабатывается концепция инвестиционной политики муниципального образования.
Концепция инвестиционной политики муниципального образования юридический документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на цели и основные инструменты воздействия органов местного самоуправления на стимулирование инвестиционной деятельности в соответствии с уровнем социально-экономического развития муниципального образования с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.
Концепция инвестиционной политики муниципального образования состоит из следующих структурных разделов:
□ анализ инвестиционной ситуации в муниципальном образовании: показатели инвестиционной деятельности на территории, проблемы в инвестиционной сфере;
□ цели, задачи, основные принципы и направления инвестиционной политики;
□ основные факторы, формирующие инвестиционную деятельность на территории города: нормативно-правовая база инвестиционной деятельности, налоговые льготы, инвестиционный имидж муниципального образования, инвестиционная инфраструктура, гарантии и страхование инвестиций, участие в инвестиционных программах;
□ комплекс мероприятий, необходимых для реализации основных направлений инвестиционной политики;
□ предполагаемые источники инвестиций;
□ ожидаемые результаты реализации мероприятий, предусмотренных концепцией инвестиционной политики;
□ рекомендации по реализации концепции инвестиционной политики;
□ приложения с информационными, аналитическими, справочными, нормативными материалами.
Концепция инвестиционной политики обычно разрабатывается сроком на пять лет и утверждается представительным органом местного самоуправления. На основе данной Концепции впоследствии формируются муниципальные инвестиционные программы.
Таким образом, инвестиционная политика МО предусматривает создание системы прямых мер и механизмов направленности инвестиций на реализацию приоритетов местной социально-экономической политики, а также совокупности косвенных мер, ориентированных на решение общих задач по активизации инвестиционной деятельности в муниципальном образовании, осуществляемых посредством координации и взаимодействия усилий государства, местного самоуправления и экономических рыночных субъектов
Принципы инвестиционной политики — наиболее важные установки, определяющие цели, характер й направленность инвестиционной политики, сущность и конкретное содержание которых обусловливаются совокупностью объективных и субъективных факторов, в связи с чем они чаще всего носят устойчивый и долгосрочный характер. Отход от них обычно происходит при кардинальных сдвигах в социально-экономической обстановке в МО, изменениях общих целей и приоритетов инвестиционной политики государства, перемены курса социально-экономического развития страны.
Инвестиционная политика в муниципальном образовании должна формироваться и осуществляться на основе таких принципов, как:
1) принцип целенаправленности, предполагающий выбор и обоснование конкретных для рассматриваемого периода целей инвестирования, способствующих реализации приоритетов социально- экономического развития муниципального образования;
2) принцип научности, заключающийся в том, что разработанная инвестиционная политика должна отвечать научным требованиям: проверяемости, ясности и обоснованности;
3) принцип многовариантности, означающий разработку и оценку возможных стратегий и тактик инвестирования и выбор наиболее эффективного с позиций местного сообщества варианта инвестиционной политики муниципального образования;
4) принцип комплексности, предполагающий формирование инвестиционной политики, способствующей сбалансированному функционированию всех элементов муниципальной социально-экономической системы, ликвидации диспропорций и смягчению противоречий в развитии;
5) принцип адаптивности, заключающийся в необходимости формирования целей инвестиционной политики муниципального образования с учетом возможных изменений внешней среды, обусловливающих их корректировку, которая должна проводиться с минимальными политическими, социальными и экономическими издержками;
6) принцип эффективности, означающий достижение в результате реализации инвестиционной политики требуемого качества жизни
7) населения с минимальными финансовыми и социальными затратамипринцип баланса интересов, предполагающий согласование интересов всех субъектов системы инвестиционной деятельности муниципального образования при реализации инвестиционной политики;
8) принцип гласности, заключающийся в необходимости привлечения к разработке и реализации инвестиционной политики ученых и специалистов, различных субъектов инвестиционной деятельности;
9) принцип легитимности, предусматривающий обязательность рассмотрения и принятия предложенного варианта инвестиционной политики на уровне представительного органа местного самоуправления.
В процессе формирования и реализации инвестиционной политики органы местного самоуправления должны также соблюдать ряд условии и требований, таких как:
□ социальная ориентация инвестиций, что подразумевает, во-первых, приоритет социальных проблем при выборе направлений и объектов инвестирования бюджетных средств; во-вторых, приоритет социальных и экологических факторов при оценке инвестиционных проектов для включения в муниципальную инвестиционную программу;
□ «местная» ориентация инвестиций, что означает приоритетное соблюдение интересов местного сообщества при принятии решений в сфере инвестиционной деятельности;
□ обеспечение инвесторам равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности на территории города;
□ обеспечение поддержки инвестиционной деятельности на территории муниципального образования, в том числе путем предоставления налоговых и других льгот инвесторам, реализующим высокоэффективные социально значимые проекты;
□ расширение практики совместного (долевого) финансирования инве-стиционных проектов вместе с российскими и иностранными инвесторами;
□ эффективное использование заемных ресурсов на инвестиционные нужды муниципального образования;
□ рациональность размещения инвестиционных ресурсов по территории муниципального образования ориентация на создание дополнительных положительных эффектов бюджетными инвестициями (создание дополняющих производств за счет средств частных инвесторов);
□ использование всех возможных источников получения объективной информации для непосредственного формирования инвестиционной политики и проведения инвестиционных исследований;
□ наличие профессиональной команды, способной осуществить разработку инвестиционной политики и дальнейшие ее реализацию и управление;
□ наличие природных, демографических, производственных, финансовых ресурсов, необходимых для осуществления инвестиционной политики.
Практическая реализация указанных принципов, условий и требований позволит повысить общий интегральный эффект от осуществления муниципальным образованием бюджетных инвестиций. Кроме того, это послужит более эффективному вовлечению общественности в процесс управления развитием муниципального образования, совершенствованию системы планирования и управления инвестиционной деятельностью.
В системе критериев, характеризующих систему инвестиционной деятельности муниципального образования, следует особое внимание обратить на критерии, позволяющие выявить и повлиять на эффективность реализации инвестиционной политики. Именно выделение критериев эффективности реализации инвестиционной политики муниципальных образований на основе мирового, исторического, хозяйственного и правового опыта составляет фундамент для построения оптимизационной модели управления инвестиционной деятельностью на уровне МО.
Главным критерием является понимание и ощущение социально- экономической ответственности органов муниципального управления за уровень жизни населения в своем территориальном образовании, а не за выпуск продукции и создание дохода. Экономические цели развития муниципального образования ориентированы на обеспечение финансирования социальных мероприятий, организацию деятельности социальной инфраструктуры, обеспечение государственных минимальных социальных стандартов, а также занятости населения муниципального образования и создания условий для осуществления максимально возможного спектра разных видов деятельности, приносящих доход населению и самому МО.
В формировании полноценного, действенного механизма управления инвестиционной политикой муниципального образования важно правильно сформулировать цели и задачи, определить функциональные особенности субъектов-участников и сформировать методики оценки результатов по различным критериям. Все это поможет основательно и научно обосновать механизм управления инвестиционной политикой, учесть территориальные особенности, использовать эту информацию в формировании системного подхода к социально-экономическому управлению муниципальным образованием с целью его эффективного и оптимального функционирования.
В качестве основных индикаторов изменения социально-экономического положения города в результате реализации инвестиционной политики предлагаются следующие показатели:
□ число созданных и сохраненных рабочих мест в целом и в отраслевом разрезе;
□ уровень достижения сбалансированной занятости населения за счет реструктуризации экономики, развития частного и смешанного секторов экономики, малого предпринимательства;
□ темпы повышения платежеспособного спроса населения за счет увеличения доходов, реальной заработной платы, развития самозанятости, снижения бедности;
□ темпы снижения дефицитности потребительского рынка населения товарами и услугами;
□ степень улучшения качества городской среды на основе расширения сегмента платных услуг отраслей социальной сферы и ЖКХ, обустройства территории, развития рынка жилья;
□ условия обеспечения существенного «прорыва» в решении жилищной проблемы, формировании современной, обустроенной в инфраструктурном отношении, социально и экологически комфортной среды проживания горожан;
□ специальные факторы и ресурсы, усиливающие стратегическую позицию инвесторов (рынки сбыта, звенья производственных процессов);
□ доля бюджетной обеспеченности города за счет развития инвестиционной деятельности;
□ темпы роста дополнительных поступлений доходов в бюджеты разных уровней за счет структурных преобразований и развертывания новых производств;
□ степень влияния реализуемых в рамках инвестиционной программы проектов и мероприятий на экологическую обстановку в городе;
□ уровень развития конкурентоспособной технической базы производства, формирующей перспективу общего экономического роста;
□ темпы роста показателей объема инвестиций;
□ условия повышения инвестиционной привлекательности муниципального образования, повышения доверия инвесторов к экономике города;
□ уровень развития взаимовыгодных межрегиональных и межгосударственных связей.
Анализ обозначенных индикаторов социально-экономического положения города на основе достоверной информации позволяет получить качественные и количественные характеристики состояния инвестиционной деятельности на уровне муниципального образования. Применение данного анализа в моделировании процесса управления инвестиционной деятельностью позволит увидеть:
□ насколько привлекательна и способна к самостоятельному развитию конкретная территория;
□ за счет каких резервов возможно повысить эту привлекательность и эффективность функционирования;
□ какие ресурсы необходимы для существования, развития и оптимизации процесса управления муниципальными образованиями;
□ как сформировать механизм максимально эффективного управления инвестиционной политикой муниципального образования.
Государственная и муниципальная инвестиционная политика
Государственные расходы и государственная инвестиционная политика. Государственный инвестиционный фонд инвестиционные расходы в составе расходов государственного бюджета. Состав государственных инвестиционных расходов. Адресная инвестиционная программа.
Муниципальные инвестиции как инструмент управления социально-экономическим развитием муниципального образования. Источники инвестиций в муниципальный фонд. Инвестиционный потенциал территории: понятие и составляющие. Инвестиционная привлекательность территории. Инвестиционная составляющая в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Сущность муниципальной инвестиционной политики можно определить как целенаправленную, научно обоснованную деятельность местных органов власти по привлечению и оптимальному использованию инвестиционных ресурсов в целях устойчивого социально-экономического развития и повышения качества жизни населения муниципального образования (города).
АКТИВНОСТЬ инвестиционной деятельности в городе (на определенной территории) зависит как от его инвестиционного климата, так и от инвестиционной привлекательности объектов инвестирования. Факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность ресурсов города (территории), можно сгруппировать следующим образом:
1. Территориальные факторы (определяющие инвестиционный климат города):
2. Точечные факторы (связанные с состоянием объекта инвестирования):
— состояние менеджмента, маркетинга.
Для определения уровня (индекса) инвестиционного климата территории выделяются наиболее важные факторы на момент определения данного показателя. Высокий индекс инвестиционного климата получают город или территория, имеющие стабильную политическую, законодательную, природоохранную ситуацию, высокий уровень экономических, инфраструктурных, демографических, природно-климатических показателей в сочетании с ресурсной обеспеченностью.
Для привлечения инвестиций в городскую экономику также очень важны мероприятия, повышающие уровень предсказуемости, открытости, определенности ситуации, что снижает уровень риска для инвесторов. С этой точки зрения задача инвестиционного менеджмента — активизация инвестиционного процесса в городе и повышение его эффективности. Следовательно, в муниципальном образовании необходимо проводить определенную инвестиционную политику.
Сущность муниципальной инвестиционной политики можно определить как целенаправленную, научно обоснованную деятельность местных органов власти по привлечению и оптимальному использованию инвестиционных ресурсов в целях устойчивого социально-экономического развития и повышения качества жизни населения муниципального образования (города).
Разработка и реализация муниципальной инвестиционной политики осуществляются на основе концепции социально-экономического развития города и включают:
— определение приоритетов, целей и задач инвестиционной политики, т.е. формирование инвестиционной стратегии;
— разработку комплекса мероприятий по инвестированию;
— определение потребности в инвестиционных ресурсах;
— поиск и выбор источников инвестиций;
— формирование инвестиционных возможностей и мер по их расширению.
Одним из важнейших вопросов осуществления муниципальной инвестиционной политики является ее ресурсное, в частности, финансовое обеспечение, что особенно актуально в условиях дефицита бюджетных инвестиций.
К направлениям создания благоприятных условий для инвесторов, уже рассмотренных выше, следует добавить:
— создание современной системы коммуникаций и информационного обеспечения инвестиционной деятельности (например, организация единого информационно-аналитического пространства города на основе геоинформационных систем);
— обеспечение деловой оперативности в принятии управленческих решений, связанных с инвестиционной деятельностью в городе;
— осуществление городского маркетинга, создающего благоприятный имидж города в целом для внешних инвесторов.
Недвижимое имущество играет особую роль в экономической и социально-культурной жизни любого общества, выступая в качестве важнейшего экономического ресурса и той пространственной среды, в которой осуществляется человеческая деятельность.
Недвижимость — важнейшая из составных частей национального богатства всех стран мир: в целом на долю недвижимого имущества приходится более 50% мирового богатства.
Обобщая ряд определений, можно сказать, что под недвижимостью понимается земля как физический объект и все то, что с ней прочно связано (находится на ней).
Согласно ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимости относятся:
— обособленные водные объекты;
— все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначения невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.
Традиционно в России недвижимость делится на три группы:
Именно эти группы и составляют основу городской недвижимости.
Жилищный фонд — совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, общежития, специализированные дома, квартиры, иные жилые помещения и др. строения, пригодные для проживания.
К нежилому фонду относятся здания, сооружения и другие объекты или их часть, расположенные на определенном земельном участке и зарегистрированные в установленном порядке. Нежилые помещения подразделяются по функциональному назначению на офисные, торговые, складские, производственные.
Недвижимость как товар обладает такими особенностями, как:
Рынок недвижимости — совокупность сделок с недвижимостью, потока информации, касающейся таких сделок, а также операций по развитию управления и финансированию недвижимости. Развитие рынка недвижимости имеет очень важное значение для оживления инвестиционной деятельности в городе.
Одной из важнейших функций по управлению недвижимостью является ее оценка.
В связи с отсутствием в регионах (ни у населения, ни в бюджетах) средств на модернизацию ЖКХ и учитывая, что в прежние годы она осуществлялась за счет госкапвложений, необходимо обеспечить финансирование из федерального бюджета в полном размере затрат мероприятий по модернизации жилищно-коммунального хозяйства, предусмотрев в федеральном бюджете средства на восстановление основных средств жилищно-коммунального хозяйства и отработав механизм выделения этих средств субъектам Российской Федерации через Министерство финансов, исходя из фактического состояния основных фондов отрасли, не увязывая при этом выделение средств с выполнением установленных федеральных стандартов перехода новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг или предусматривать в тарифах на коммунальные услуги инвестиционную составляющую, предусмотрев ответственность должностных лиц за не целевое ее использование.
Региональная и муниципальная инвестиционная политика
Вопросы долгосрочного регионального и межрегионального развития такой страны, как Российская Федерация, не могут быть решены без государственной инвестиционной политики, имеющей подчеркнутый региональный аспект. Однако в последние два десятилетия жесткое плановое ведение межотраслевого и межрегионального хозяйства уступило место другой крайности: незначительной роли регионального государственного инвестиционного планирования. При составлении бюджетов основное внимание уделяется определению размеров субсидий и субвенций, призванных сгладить различия между регионами, обусловленные экономикогеографическими, историческими и иными особенностями. Роль целевых программ социально-экономического развития регионов в плане целенаправленной инвестиционной политики незначительна.
При этом отмечается нарастание территориальных диспропорций, часто связанных с неравномерностью размещения отраслей и отдельных предприятий. Так, значительная часть федеральных, региональных и иностранных инвестиций направляются в Московский, Санкт-Петербургский, Тюменский регионы, и без того динамично развивающиеся. При этом инвестиции в обрабатывающую, легкую, местную промышленность страны остаются чрезвычайно низкими. Снижается инвестиционная привлекательность большинства регионов России, в них ухудшается социальная обстановка, стареет промышленный потенциал, деградирует инфраструктура.
Региональная и муниципальная политика должна определять основные направления регулирования инвестиционной деятельности региональными органами государственной власти, а также органами муниципального самоуправления в соответствии с предоставленными им полномочиями. Регион (край, область, автономное образование) может участвовать в инвестиционной деятельности в качестве инвестора, заказчика, исполнителя работ, пользователя объекта инвестиционной деятельности и иного участника инвестиционного процесса.
Полномочия органов государственной власти региона по участию в инвестиционной деятельности устанавливаются как законодательством РФ, так и региональным законодательством. Объем государственных региональных и муниципальных инвестиций ежегодно отражается в расходной части регионального бюджета.
Для реализации инвестиционных проектов органы государственной власти вправе в порядке, установленном законодательством, объединять средства региона со средствами иных инвесторов.
Государственные и муниципальные инвестиции осуществляются, как правило, на основании соответствующих инвестиционных региональных и муниципальных программ. Инвестиционные программы могут быть составлены на срок до одного года (краткосрочные) и более года (среднесрочные и долгосрочные). Например, в Московской области среднесрочные инвестиционные программы разрабатываются сроком на пять лет и принимаются законом Московской области. Среднесрочная инвестиционная программа разрабатывается на основании программы социально-экономического развития области и областных целевых программ. Проект закона о среднесрочной инвестиционной программе на соответствующий период вносится в областную думу губернатором.
Комплексные программы социально-экономического развития территорий, инвестиционные программы организаций коммунального комплекса могут финансироваться за счет средств федерального, регионального или местного бюджета, а также на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления. В этом случае программы должны быть согласованы с документами территориального планирования.
Для улучшения работы администрации региона с потенциальными инвесторами может быть разработан инвестиционный паспорт субъекта РФ. Инвестиционный паспорт — информационно-аналитическая система, которая содержит подробную информацию об инвестиционном климате региона, содействует формированию инвестиционного климата и повышению инвестиционной привлекательности. Разрабатываются также инвестиционные паспорта городов, муниципальных образований.
Стимулирование деятельности юридических или физических лиц по реализации инвестиционных проектов на территории субъекта РФ осуществляется различными способами: предоставлением налоговых льгот, бюджетных и инвестиционных налоговых кредитов, вложением средств регионального бюджета или имущества в инвестиционные проекты, предоставлением государственных гарантий, оказанием информационных услуг.
Налоговые льготы предоставляются путем установления возможности не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере посредством применения налогового вычета, уменьшения налоговой базы, исключения определенных элементов из объекта налогообложения или снижения налоговых ставок. При этом виды налогов, по которым региональные органы государственной власти или муниципальные органы самоуправления могут предоставлять налоговые льготы, определяются федеральным законодательством. Инвестиционный налоговый кредит и другие налоговые льготы в региональной инвестиционной политике несут те же функции, что и на федеральном уровне.
Вложения государственных инвестиций из бюджета субъекта РФ, предоставление государственных
Источник:
