Необходимость привлечения инвестиций в регионы

Перспективы привлечения инвестиций в регионы Российской Федерации

Для анализа перспектив инвестиционной деятельности в регионах необходимо рассмотреть не только механизмы привлечения инвестиций, но и общие тенденции развития экономики страны. В настоящее время большая часть инвестиций в экономику РФ осуществляется из государственных источник. Частные инвестиции поступают от резидентов РФ и неризидентов. Судя по основным странам-инвесторам в экономику РФ и данным об оттоке капитала из РФ можно судить то том, что значительная часть инвестиций из зарубежных стран являются инвестициями российских компаний, которые до этого были вывезены в другие страны. Это говорит о том, что Россия не явялется настолько привлекательной страной для иностранных компаний и инвесторов, как об этом принято говорить, так как можно выделить несколько целей, которыми могут руководстоваться иностранные инвесторы, вкладывая деньги в экономику нашей страны:

  • · спекулятивные цели;
  • · отрытие производства для работы на внетренний рынок;
  • · инвестирование в высоко-эффективные отрасли экономики РФ.

Россия не имеет дешевую рабочую силу, как в Китае и других развивающихся странах, поэтому приток инвестиций для отрытия экспортноориентированных трудозатраных производств в большинстве случаев не является целесообразным. Россия имеет не так много высококонкурентных отраслей, в которые можно было бы вкладывать денежные средства. Экономика России замедляется, об этом свидетельствуют данные Министерства экономического развития РФ, поэтому спекулянты не могут рассчитывать на прирост стоимости активов в будущих периодах. В связи с этим, можно говорить о том, что инвестициями в экономику России, способными стимулировать модернизацию экономики и ее развитие могут стать государственные инвестиции и частные (с целью работы на внутренний рынок), но для этого необходимо пересматривать существующую государственную политику, увеличивать вложения государственных корпораций, которые в настоящее время обеспечивают около 30% всех инвестиций в экономику России, а также повышать качество инвестиционного климата.

В период с 2000 годов начался процесс централизации власти, который привел к пересмотру бюджетно-налоговой политики, системы управления и развития регионов. У проводимой политики были как плюсы, так и минусы политики — было создано большое количество институтов развития страны, обеспечивающих функционирование механизмов привлечения инвестиций в экономику регионов. Торгово-промышленная палата, компании, входящие в структуру «Внешэкономбанка», государственные корпорации, международные организации и инстутуты развития, профильные Министерства РФ, региональные инстутуты развития — все эти институты обеспечивают механизмы привлечения инвестиций, однако при нынешнем виде государственной политики их деятельность не является эффективной. Мешает коррупция, административные барьеры, коррупция, квалификация и уровень образования кадров как в государственном, так и в частном секторе.

Существует большая разница в уровне развития регионов, уровне их инвестиционных потенциалов. Богатые природными ресурсами активно развиваются, в то время как остальные субъекты РФ испытывают острый дефицит средств на развитие. Система межбюджетных отношений централизирует налоговые поступления в федеральном центре, а затем распределяет их в региональные бюджеты в виде дотаций, субсидий и субвенций, предоставляются рамках федеральных целевых программ, программ долгосрочного развития. В настоящеевремя в РФ существует 90 категорий межбюджетных субсидий и около двадцади видов субвенций. Так как регионам необходимо иметь сбалансированный бюджет, существенная социальная нагрузка снижает возможности регионов по инвестиционному развитию из-за дефицита средств. Поступающие из федерального бюджета средства расходуются на решение текущих проблем, так как крайне высок износ основных фондов страны. Крайне мало средств остается на государственные инвестиции из регионального бюджета. Субъекты РФ имеют право предоставлять налоговые льготы по региональным налогам, стимулируя приток инвестиций и не отвлекая денежные средства из регионального бюджета. Однако данные меры не являются существенным фактором для инвестора, при принятии решения о вложении денежных средств.

Необходимо реформировать систему межбюджетных отношений, предоставляющую значительно больше стимулов регионам и муниципалитетам к экономическому росту. Следует вводить различные показатели эффективности деятельности различных органов государственной власти, которые в дальнейшем будут складываться в рейтинги регионов. На основании комплексных оценок распределять межбюджетные трансферты. Огромное расслоение в уровне доходов населения, коррупция, не высокая эффективных отдельных государственных структур приводят к тому, что финансовые ресурсы поступающие в центр используются не эффективно. Деньги Резервного Фонда, так необходимые для модернизации инфраструктуры России, обновления основных фондов направляются в финансовые бумаги иностранных организаций. Топ-менеджмент различных государственных компаний часто оказывается втянут в коррупционные скандалы, Центральный Банк устанавливает высокую ставку рефинансирования, которая в результате сказывается на стоимости заемных денег для компаний, и, в конечном итоге, на конкурентоспособности производимых ими товаров и услуг.

В связи с этим необходимо предпринимать ряд мер, для повышения эффективности механизмов привлечения инвестиций в регионы РФ:

  • 1. повышать качество инвестиционного климата;
  • 2. значительно увеличивать государственные инвестиции в инфраструктуру;
  • 3. изменять кредитно-денежную политику ЦБ РФ;
  • 4. разрабатывать программы комплексного развития территорий регионов, проводить экономическое обоснование целесообразности развития той или иной отрасли в регионе. Другими словами, необходимо создание аналога существовавшего во времена СССР «Госплана»;
  • 5. пересматривать налогово-бюджетную систему Российской Федерации с целью перераспределения финансовых потоков — повысить экономическую самостоятельность субъектов РФ;
  • 6. реструктуризировать и пересматривать типы субсидий, снижать количества субсидий путем объединения нескольких типов субсидий в одну более крупную;
  • 7. формулировать на ежегодной основе приоритетные сферы вложения государственных средств в регионы РФ;
  • 8. установить четкие критерии оценки эффективности использования федеральных средств;
  • 9. повышать уровень квалификации кадров;
  • 10. разрабатывать системы стимулирования регионов к инвестиционному развитию;
  • 11. разработка федерального законодательства, регламентирующего условия государственно-частного партнерства.

Еще один немаловажный вопрос, который необходимо затронуть, рассматривая вопросы привлечения инвестиций и механизмов их привлечения — это конечная цель привлечения инвестиций. Государственной задачей является повышение качества жизни, которая может быть достигнута за счет экономического роста. В настоящее время, большинство механизмов привлечения инвестиций в основном ориентированы на крупный бизнес, и игнорируют интересы субъектов малого и среднего предпринимательства. В России частная собственность средств производства сконцентрирована в руках небольшой группы россиян, а также зарубежных инвесторов, поэтому привлечение инвестиций в крупные проекты существенно не скажется на росте благосостояния жителей региона, так как уровень зарплат сотрудников открывающихся предприятий в большинстве случаев устанавливается как средний показатель заработной платы по региону. Несомненно, привлеченные при помощи различных механизмов инвестиции в регионы положительно сказываются на снижении безработицы, росту налоговых поступлений в бюджеты разных уровней, но качественно не меняют уровень жизни населения, а в некоторых случаях и снижают его. Так, например, открытие крупного торгового центра приводит к закрытию ряда малых торговых предприятий. В связи с этим необходима переориентация механизмов привлечения инвестиций с привлечения инвестиций в крупные проекты, на малый и средний бизнес. В России вклад МСК в ВВП страны находится на уровне 20%, в то время как в США вклад субъектов МСП в ВВП страны составляет более 50 процентов, в развивающемся Китае этот показатель более 60%.

Читайте также  Страна на 1 месте по иностранным инвестициям

Все больше экспертов и представителей российского и международного делового сообщества говорят о необходимости реформ в Российской Федерации, модернизации инфраструктуры и обновлении основных фондов, без которого не возможно дальнейшее развитие и эффективное функционирование системы. Это понимает и руководство страны и постепенно проводит необходимые изменения. По мере изменения государственной политики и инвестиционного климата будет меняться роль и эффективность механизмов привлечения инвестиций, которые в будущем сыграют еще более важную роль в развитии регионов,

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Падение инвестиций стало самой большой внутренней проблемой экономики России последних трех лет. Темп их роста начал замедляться еще в 2011 году, в 2013 рост инвестиций прекратился, а с 2014 года начался его стабильный спад. В 2016 году тенденция сохранялась, однако по итогам 2017 года приток инвестиций в основной капитал в России на 4,4% и составил 15,9 триллионов рублей.

Динамика инвестиций в основной капитал в 2011-2017 годах, в % к предыдущему периоду

Основными отраслями для инвестирования остаются транспорт и связь, добыча полезных ископаемых, операции с недвижимостью, услуги.

В общем объеме инвестиций в основной капитал доля банковских кредитов, по данным за 2017 год, составила менее 8%. Объемы кредитования юридических лиц, несмотря на появившийся рост в 2016 году, вновь снизился.

Источники привлечения средств (% из числа опрошенных, респонденты могли пользоваться несколькими источниками финансирования)

Данные выводы подтверждают и многочисленные рейтинги, оценивающие условия ведения бизнеса в стране, прежде всего, Doing Business (составляется группой Всемирного банка), хотя по итогам 2016 года Россия поднялась с 51-го на 40-е место среди 190 стран, а по итогам 2017 года – на 35-е. Об этих же тенденциях свидетельствует и проведенный ТПП РФ опрос регионального предпринимательского сообщества «Финансы для бизнеса», участие в котором приняли свыше 120 организаций различных форм собственности из 30 субъектов Российской Федерации.

Предприниматели, оценивая источники финансирования, закономерно отмечают наибольшую доступность банковского кредитования, при этом, по мнению опрошенных, наименее доступен для бизнеса сегодня иностранный капитал и средства государственных институтов развития (без учета реализуемых мер государственной поддержки предпринимательства). При этом, наибольший риск, с которым сталкивались респонденты при привлечении инвестиций и финансирования, заключается в изменении процентной ставки и курсовой разницы.

Одной из важных проблем, тормозящих накопление основного капитала в России, являются высокие процентные ставки по кредитам. По оценкам участников опроса, снижение доступности кредитных ресурсов стало одним из негативных изменений в экономике, произошедших в 2015-2017 годах. К ним также отнесено снижение спроса как внутреннего, так и внешнего, а также изменение политики взаимодействия с поставщиками и условий поставки товаров и услуг.

Учитывая результаты исследования, можно сказать, что оживление экономики возможно при сочетании двух факторов: доступа к кредитным средствам вместе с активизацией поддержки экспорта. В таком случае, по нашему мнению, предприятия смогут не только активно конкурировать на внешнем рынке, но и довести внутренний спрос до предкризисного уровня.

Если говорить об инвестиционной активности иностранных инвесторов в нашей стране, то по данным Банка России по итогам 2017 года объем прямых иностранных инвестиций достиг 27,9 млрд. долларов, что более чем в 3 раза превышает результаты 2016 года, по итогам которого зарубежные инвесторы вложились в 205 проектов в России: этот показатель оказался одним из самых высоких за последние годы. Россия оказалась на седьмом месте в рейтинге европейских стран по активности международных инвесторов, а в сравнении с 2015 годом число проектов с использованием прямых иностранных инвестиций выросло более чем на 60%.

Оценка рисков, с которыми сталкивались респонденты при привлечении инвестиций (балл, 1 — минимальный риск, 4 — максимальный риск)

Крупнейшим иностранным инвестором в российскую экономику по-прежнему остается Западная Европа. В прошлом году инвесторы из стран Западной Европы, прежде всего из Германии и Франции, вложили средства в 63 проекта. Несмотря на введение ограничений, а также непростую макроэкономическую ситуацию, количество профинансированных проектов со стороны США продолжает расти, в 2016 году их число составило 38 проектов – рекордный показатель с 2005 года.

Подготовлено Департаментом содействия инвестициям и инновациям ТПП РФ

Инвестиционная деятельность в Сибирском регионе. Проблемы привлечения иностранных инвестиций

Главная > Реферат >География

Инвестиционная деятельность в Сибирском регионе. Проблемы привлечения иностранных инвестиций

Читайте также  Управление инвестициями и инвестиционными рисками

Использование иностранных ресурсов для развития национального хозяйства становится все более важной характеристикой современной эпохи. Особенно большой размах этот процесс получает в ходе интернационализации и глобализации производства и экономического обмена между государствами. Постепенно в процесс привлечения иностранных инвестиций включается и реформирующаяся экономика России. Движущими мотивами являются как растущие объемы межгосударственных перемещений капитала, так и острая потребность страны в мобилизации валютных ресурсов из-за рубежа для улучшения платежного баланса и преодоления инвестиционного спада.

В настоящее время собственные возможности накоплений российских предприятий за счет прибыли и амортизации ограничены и не могут удовлетворить полностью спрос на инвестиции.

Российский банковский капитал предпочитает финансировать отрасли с высокой скоростью оборота капитала. Кроме того, банковский кредит является, как правило, краткосрочным и дорогостоящим.

Источником накоплений могут быть также кредиты иностранных государств, а также международных кредитно- финансовых организаций. Но такие кредиты малодоступны предприятиям отраслей материального производства. Они также увеличивают национальный долг, обостряют дефицит государственного бюджета, требуют определенных гарантий.

В этих условиях необходимо использовать такой источник накоплений, как иностранные инвестиции, которые уже давно стали закономерностью мирового хозяйства и активно используются многими государствами для развития национальных экономик.

Инвестиции привлекать необходимо…

В странах, испытывающих кризис платежеспособности, иностранные инвестиции, в частности прямые, рассматриваются в качестве источника, альтернативного ссудному капиталу. Это обусловлено тем, что доходы по этим инвестициям формируются в результате предпринимательской деятельности и размеры переводимых за рубеж ресурсов зависят от ее результатов.

По причинам главным образом идеологического характера иностранные инвестиции получили доступ в СССР лишь в 1987 году. Согласно законодательным актам, принятым в январе того года, участие иностранного капитала разрешалось только в форме СП. Доля иностранного партнера не могла превышать 49 %. В 1990 г. иностранные инвесторы получили право создавать предприятия со 100% -ным участием. В июле 1991 г. были приняты Основы законодательства об иностранных инвестициях. Согласно последнему действующему и в настоящее время закону[1] иностранные инвесторы имеют право осуществлять инвестирование на территории России в разных формах: долевое участие в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими лицами и гражданами России; создание предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных компаний; покупка предприятий, зданий, паев, акций, облигаций и т.п.; приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами; иная деятельность по осуществлению инвестиций, включая предоставление займов, кредитов, имущества и имущественных прав.

Необходимость привлечения иностранных производственных инвестиций в экономику России продиктована рядом долговременных объективных причин. В среднем по России доля собственных средств предприятий в инвестициях составляет порядка 60- 63 %. Остальная часть должна привлекаться из внешних источников. К ним, прежде всего, относятся- иностранные предприниматели, российские финансовые институты и само государство.

Существует несколько оценок потребности российской экономики в иностранных инвестициях: 150 млрд.долл. для первичной модернизации ключевых секторов производства- нефтяной промышленности (50 млрд.долл.), обрабатывающей (50- 60 млрд.долл.), металлургия (20 млрд.долл.), оборонных отраслей (20-30 млрд.долл.)- до конца текущего десятилетия.; 2500 млрд. долл. на предстоящее 15- летие и, наконец, более скромные цифры, названные Е.Ясиным для того же периода- 800-900 млрд. В результате Россия смогла бы на новой, более современной базе восстановить свои позиции в мировом хозяйстве в качестве крупной индустриальной страны со средним уровнем экономического развития и удовлетворительными стандартами жизни населения. Сам масштаб требуемых для этого капитальных затрат свидетельствует о необходимости притока средств извне.

Государство тоже можно рассматривать как потенциального инвестора. Но сегодня рассчитывать на материальную поддержку государства, то есть на прямое финансирование промышленности пока не приходится- у него свои трудности с бюджетом. Единственное, что может государство сделать, это провести еще одну волну приватизации.

Приток иностранного капитала.

Иностранному капиталу в России предоставляется широкое поле деятельности. Внимание западных инвесторов прежде всего сосредоточено на отраслях, которые прибыльны сейчас, которые будут прибыльны через много лет и которые не требуют значительных финансовых вливаний. Во-первых, это предприятия энергетической, добывающей, топливной промышленности. Во- вторых, предприятия, которые работают на местные нужды- это производство мяса, молока, масла и т.д. Судя по мировому опыту и первым годам взаимодействия российского и иностранного капитала наиболее привлекательными для последнего будут:

• в отраслевом разрезе, прежде всего предприятия ТЭК;

• по факторам производства — дешевая рабочая сила;

• по сопряженным затратам — производства с высокой экологической нагрузкой;

• по научно- техническим критериям — отдельные технологии конверсионных предприятий.

За исключением добывающих отраслей, приоритет будет отдаваться функционирующим предприятиям, приобретаемым на приватизационных аукционах, и закреплению на внутреннем рынке России.

В целом, несмотря на предпринимаемые усилия, сохраняется тенденция к снижению роли иностранного капитала в нашей экономике. России пока не удалось органично включиться в международный инвестиционный процесс, и она уступает в нем бывшим республикам Советского Союза и восточноевропейским странам. Инвестиции не занимают заметного места в экономике России.

Основная форма, в которой реализуются прямые иностранные инвестиции в российской экономике,- предприятия с иностранными инвестициями (ПИИ). Предприятия с иностранными инвестициями в России активно осуществляют внешнеторговую деятельность и по ее результатам имеют положительное внешнеторговое сальдо. Совместными и иностранными предприятиями на российском рынке реализовано продукции (работ, услуг) на общую сумму 17,7 трлн. рублей, причем 48 % этого объема — находящимися в Москве. Экспортировали товаров и услуг на сумму 1,2 млрд. долларов США (5,6 от общего объема экспорта России). Почти половина объема экспорта приходилась в сумме на такие страны, как Великобритания, Германия, Словакия, Италия, Япония, Польша. В общем объеме преобладают топливно-энергетические ресурсы. Так, экспорт минерального топлива и нефти составил в истекшем квартале 45 % от общего его объема.

Читайте также  Объем иностранных инвестиций во втором

Широкий допуск иностранного капитала в добывающие отрасли может привести к постепенному сокращению национальной сырьевой базы, поэтому он должен рассматриваться лишь как вынужденная мера. В этой связи большое значение приобретает эффективное использование государством и его субъектами доходов, получаемых от концессионных договоров и соглашений о разделе продукции.

Когда России удастся добиться устойчивого роста ВВП и внутренних капиталовложений в течении нескольких лет подряд, в том числе и в не сырьевых регионах можно будет ожидать оживления притока в реальный сектор экономики иностранного капитала, не ориентированного на вывоз природных ресурсов. С этого момента допуск иностранных инвесторов в добывающие отрасли следует, вероятно, ограничить кругом проектов, по которым концессионные договоры и соглашения о разделе продукции были заключены ранее.

Но так или иначе для стимулирования притока иностранного капитала в не сырьевые отрасли и регионы необходимо активная политика по привлечению инвесторов. В частности, было бы целесообразно в трудоизбаточных регионах предоставлять инвесторам, как иностранным, так и отечественным, льготы за создание и сохранение рабочих мест (в зависимости от их количества) вплоть до полного освобождения от налогов.

Инвестиции в Сибирском регионе.

Инвестиционный климат региона создается не за неделю и не за год. Организаторы прошедшей не так давно конференции «Новосибирск на пороге XXI века: перспективы развития и инвестиционные возможности» совершенно справедливо дали понять самим названием мероприятия, что «тепличные» условия для инвесторов у нас если и появятся, то не ранее как в третьем тысячелетии. Пока что привлекательность для вложения капитала как Новосибирска в частности, так и Новосибирской области в целом оставляет желать лучшего. Об этом говорит история четырех наиболее амбициозных инвестиционных кампаний последних трех лет.

Главным показателем инвестиционного климата для любого бизнесмена в первую очередь является результат вложений других инвесторов, уже работающих в регионе. С этой точки зрения в Новосибирской области есть на что посмотреть. За последние три года в регионе было заявлено несколько крупных проектов. Что же в остатке?

Компания «Кока-Кола Молино Новосибирск», построившая здесь завод, не только выжила в суровых сибирских условиях, но и стабильно удерживает темп завоевания рынка. С противоположной стороны — имеется в виду главный конкурент «Кока-Колы» в мировом масштабе, компания «Пепси», — мы имеем пример неудачи: в Новосибирске сегодня нет не только завода напитков этой марки, но и головного регионального офиса: его перенесли из Новосибирска в Екатеринбург. А ведь когда-то двух гигантов, объявивших о своих серьезных намерениях делать бизнес в Сибири, встречали как сенсацию года. И главная его интрига: обе мировые марки объявили о крупных инвестиционных проектах практически одновременно. У «Пепси» существовал задел в виде сотрудничества с ВИНАПом, у «Кока-Колы» — имидж «запретного плода», этакого «диссидентского напитка». Обсуждая тему предстоящей конкуренции титанов рынка soft-drink в Сибири, журналисты часто вспоминали историю о том, как «Пепси-Колу» нахваливал генеральный секретарь Брежнев, и частушку «Не ходите, дети, в школу, пейте, дети, «Кока-Колу».

Чуть меньше шума наделал следующий «брэндовый» проект — строительство завода по производству кормов для домашних животных «Марс». Для строительства даже была выделена площадка в Коченевском районе. Но тут зазвучали скандальные якобы разоблачения — от иностранных кормов, утверждали злые языки, у российских котов заводятся камни в почках. Правда, главной причиной замораживания строительства (минимум на два года) стали не эти сомнительные обличения, а финансовый кризис 1998 года.

Был еще грандиозный проект строительства ТЭЦ-6. С совершенно сенсационной стоимостью — миллиард долларов. С непосредственным патронажем областной власти. И — без выхлопа. По крайней мере, пока эта инвестиционная сенсация развилась лишь в учреждение ОАО, а строительства как не было, так и нет.

На общем фоне может показаться, что успех «Кока-Кола Молино Новосибирск» — скорее исключение из правила. Как бы то ни было, компания показала положительный пример, как инвестор может и должен работать в регионе, — естественно, не без выгоды для себя. Впрочем, 1996-1997 годы, когда «Кока-Кола Молино Новосибирск» вставала на ноги, были временем относительной стабильности и даже, если можно так выразиться, эйфории. После прошлогоднего 17 августа все зарубежные компании, работавшие на российском рынке, были вынуждены внести ощутимые коррективы в свои инвестиционные планы, и «Кока-Кола» — не исключение. Но сегодня «Кока-Кола

Молино Новосибирск» входит в число образцовых налогоплательщиков области. А завод, между прочим, второй в России по объемам производства. У «Кока-Кола Молино Новосибирск» пять региональных филиалов, а география поставок ее продукции — от Крайнего Севера до Средней Азии и от Дальнего Востока до Урала.

Можно сделать определенные выводы о выгоде для областного бюджета. Кроме этого, невооруженным глазом видно, что компания сумела наладить производство по западным стандартам. Такой же ухоженный завод в Западно-Сибирском регионе надо еще поискать.

Еще один очевидный факт: появление компании «Кока-Кола Молино Новосибирск» на нашем рынке резко изменило маркетинговую политику местных производителей напитков. В магазинах появились фирменные холодильники, на улицах — шатры и зонтики. Этикетки на бутылках стали наряднее. Глобальные акции с розыгрышами призов стали будничным явлением. Так всего один инвестор не только потеснил местных производителей, но и заставил их работать по-новому. Чтобы опыт сферы производства и торговли soft-drink распространился на другие сегменты рынка, властям явно не следует ожидать инвесторов сложа руки.

Источники: http://studwood.ru/786049/finansy/perspektivy_privlecheniya_investitsiy_regiony_rossiyskoy_federatsii, http://investment-in-russia.com/site/page?view=INVEST, http://works.doklad.ru/view/6YNugTdCWDc.html

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто