Нормативно правовая база привлечений инвестиций

Нормативная база инвестиционной деятельности.

Регулирование инвестиционной деятельности должно быть рациональным по результатами сбалансированным по степени гибкости.

Это невозможно без создания определенных правовых форм. Право устанавливает нормативную базу, определяет положение субъекта инвестиционной деятельности, устанав­ливает юридическую ответственность, определяет различное использование инвестиционной деятельности и контролирует отношения между участниками, в том числе и с государством[3].

Правовые нормы имеют несколько характеров: дозволяю­щий, запрещающий, обязывающий и стимулирующий.

В рыночной экономике основная роль экономико-право­вых регуляторов — стимулировать и направлять инвестицион­ный процесс для сбалансированного развития национальной экономики.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляется двумя законода­тельствами.

Первое — это специальное инвестиционное законодатель­ство, второе — гражданское и хозяйственное.

Инвестиционное законодательство контролирует и напра­вляет порядок привлечения отечественных и иностранных инвестиций.

Основные правовые акты общего регулирования:

1. Закон от 26 июня 1991 г. № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (в ред. Федеральных законов от 19июня 1995 г. № 89-ФЗ, от 10 января 2003 г. № 15-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. (редакция с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01 января 2005 г.) (ст. 66 «Инвестиционный налоговый кредит», ст. 67 «Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, ст. 68. Прекращение действия отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита).

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации (от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ) (ст. 67 «Капитальные расходы бюджетов», ст. 79 «Расходы на финансирование бюджетных инвестиций», ст. 80 «Бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями»).

4. Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» (Ст. 17. Особенности рекламы финансовых, страховых, инвестиционных услуг и ценных бумаг).

5. Указ Президента Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 765 «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации» (с 04 декабря 2001 г. данный Указ применяется в части, не противоречащей Федеральному закону от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»).

6. Указ Президента Российской Федерации от 11 июня 1994 г. № 1233 «О защите прав инвесторов».

7. Указ Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 г. № 1928 «О частных инвестициях в Российской Федерации» (в ред. Указа Президента РФ от 20 января 1996 г. № 70, с изм., внесенными Указом Президента РФ от 16 апреля 1996 г. № 565).

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1992 г. № 908 «О мерах по организации информационного обеспечения российских и иностранных инвесторов о приватизации государственных предприятий».

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 01 мая 1996 г. № 534 «О дополнительном стимулировании частных инвестиций в Российской Федерации» (с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от 21 июня 1996 г. № 723).

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1997 г. № 1605 «О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику Российской Федерации».

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 1998 г. № 374 «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу» (в ред. Постановления Правительства РФ от 13 октября 1999 г. № 1156).

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 05 сентября 1998 г. № 1041 «Об организации российской выставки инвестиционных проектов» (в ред. Правительства РФ от 06 июня 2002 г. № 388) (Приложение: Перечень основных направлений деятельности Российской выставки инвестиционных проектов).

13. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. № 1470 «Об утверждении порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств бюджета развития Российской Федерации и положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов бюджета развития Российской Федерации» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 20 мая 1998 г. № 467, от 03 сентября 1998 г. № 1024).

Читайте также  Опыт сша в привлечении иностранных инвестиций

14. Положение «Об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов бюджета развития Российской Федерации» (в ред. Постановления Правительства РФ от 20 мая 1998 г. № 467) (Приложения: № 1. «Макет бизнес-плана, представляемого претендентом в составе заявки», № 2. «Приоритетная номенклатура импортозамещающей продукции»).

15. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 1999 г. № 1249 «Об утверждении положения о предоставлении государственных гарантий под инвестиционные проекты социальной и народно-хозяйственной значимости» (в ред. Правительства РФ от 03 октября 2002 г. № 731) (Приложение: Положение «О предоставлении государственных гарантий под инвестиционные проекты социальной и народно-хозяйственной значимости»).

16. Постановление Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 07 июля 2000 г. № 63 «Об утверждении статистического инструментария по обследованию инвестиционной активности предприятий».

17. Постановление Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 01 июня 2001 г. № 38 «Об утверждении годовой формы федерального государственного статистического наблюдения за инвестиционной активностью предприятий»[4].

Для субъекта инвестирования важно знать все основные положения законодательства для недопущения ошибок, кото­рые могут впоследствии привести к плохим результатам.

Стимулировать инвестиционную деятельность необходимо в связи с высокими инвестиционными рисками и высокой стоимостью кредитных ресурсов. Действующая система сти­мулов реализуется в форме налоговых и таможенных льгот и имеет фискальный характер. Налоговые льготы, предоста­вляемые субъектами федерации инвесторам, распространяют­ся на все налоги, составляющие бюджет инвесторов. Наиболее часто льготы предоставляются:

-по налогу на прибыль;

-налогу на имущество;

-налогу на операции с ценными бумагами;

-акцизам в добывающих отраслях.

Раньше льготы предоставлялись осторожно и по весьма ограниченному спектру, в последнее время — практически повсеместно и с большим разнообразием. В этом заключается своеобразная тенденция со стороны региональных властей.

В основном схема предоставления субъектами Федерации налоговых льгот в основном зависит от:

-рода деятельности субъекта;

-длительности предоставления льгот;

-целевого назначения инвестиций.

Есть три основных направления развития системы стиму­лирования инвестиционной активности:

1)предоставление бюджетных средств негосударственным структурам на возвратной основе;

2)равенство прав инвесторов — гарантии прав и защиты инвестиций предоставляются всем инвесторам.

3)реализация принципа права собственности (из феде­рального бюджета выделяются капитальные вложения на развитие федеральной собственности, а из муниципально­го бюджета — на развитие муниципальной);

Нормативно-правовые акты по своей сути направлены на обеспечение дополнительных налоговых льготы предоставле­ние бюджетных гарантий инвесторам.

Для инициирования стабильного инвестиционного подъе­ма необходима благоприятная среда инвестиционной дея­тельности, разработка методов и форм экономического регу­лирования, которые учитывают реальную инвестиционную ситуацию .

Роль и место государства в переходной экономике в целом и в частности в инвестиционном процессе — дискус­сионная тема среди ученых. Главной их целью является поиск ответа на вопрос об определенной роли государства в рыноч­ной экономике. Основная задача государства — это создание благоприят­ных условий для роста частных инвестиций при ограничении своей функции непосредственного инвестора. Переходная экономическая система, выведенная из строя, требует более активного участия государства. Это показывает российская экономическая практика истекшего десятилетия[5].

Нормативно-правовая база инвестиционной деятельности

Регулирование инвестиционной деятельности должно быть рациональным по результатам и сбалансированным по степени гибкости.

Это невозможно без создания определенных правовых форм. Право устанавливает нормативную базу, определяет положение субъекта инвестиционной деятельности, устанавливает юридическую ответственность, определяет различное использование инвестиционной деятельности и контролирует отношения между участниками, в т.ч. и с государством.

Правовые нормы имеют несколько характеров: дозволяющий, запрещающий, обязывающий и стимулирующий.

В рыночной экономике основная роль экономико-правовых регуляторов — стимулировать и направлять инвестиционный процесс для сбалансированного развития национальной экономики.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляется двумя законодательствами.

Первое — . специальное инвестиционное законодательство, второе — гражданское и хозяйственное.

Инвестиционное законодательство контролирует и направляет порядок привлечения отечественных и иностранных инвестиций.

Основные правовые акты общего регулирования:

  • 1. Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • 2. Земельный кодекс Российской Федерации;
  • 3. Налоговый кодекс Российской Федерации;
  • 4. Закон о недрах;
  • 5. Закон о Центральном банке Российской Федерации;
  • 6. Закон о банках и банковской деятельности;
  • 7. Закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий;
  • 8. законодательные акты о налогообложении, внешнеторговой деятельности и др.

Несколько законов специального регулирования:

  • 1. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях Российской Федерации»;
  • 2. Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;
  • 3. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»;
  • 4. Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»;
  • 5. Федеральный закон от 25 февраля 1998 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляемой в форме капитальных вложений»;
  • 6. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 112-ФЗ «Об участках недр, право пользования к. ыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции»;
  • 7. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
  • 8. Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».
Читайте также  Развитие инвестиций в республики мордовия

Специальное правовое регулирование инвестиционной деятельности представлено нормативно-правовыми актами, по. му носит комплексный характер.

Три уровня нормативных актов нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности:

a. высшей юридической силы — федеральные конституционные и федеральные законы;

b. международные договоры;

c. законодательство субъектов федерации;

2. подзаконные акты:

a. указы Президента Российской Федерации;

b. межправительственные постановления;

c. правительственные постановления;

d. внешнеэкономические соглашения субъектов Российской Федерации;

e. ведомственные акты — приказы и постановления министерств и ведомств Российской Федерации;

f. постановления и решения органов местного самоуправления;

3. локальные, представленные системой актов индивидуального характера:

a. административные акты участников инвестиционной деятельности;

b. нормативно-правовые договоры (на базе международного публичного и частного права, гражданского и трудового права Российской Федерации).

Для субъекта инвестирования важно знать все основные положения законодательства для недопущения ошибок, к. ые могут впоследствии привести к плохим результатам.

Стимулировать инвестиционную деятельность крайне важно в связи с высокими инвестиционными рисками и высокой стоимостью кредитных ресурсов. Действующая система стимулов реализуется в форме налоговых и таможенных льгот и имеет фискальный характер. Налоговые льготы, предоставляемые субъектами федерации инвесторам, распространяются на все налоги, составляющие бюджет инвесторов. В наибольшей степени часто льготы предоставляются:

  • 1. по налогу на прибыль;
  • 2. налогу на имущество;
  • 3. транспортному налогу;
  • 4. налогу на операции с ценными бумагами;
  • 5. акцизам в добывающих отраслях.

Раньше льготы предоставлялись осторожно и по весьма ограниченному спектру, в последнее время — практически повсеместно и с большим разнообразием. В . м заключается . еобразная тенденция со стороны региональных властей.

В основном схема предоставления субъектами Федерации налоговых льгот зависит от:

  • 1. размера инвестиций;
  • 2. рода деятельности субъекта;
  • 3. длительности предоставления льгот;
  • 4. целевого назначения инвестиций.

Есть три основных направления развития системы стимулирования инвестиционной активности:

  • 1. предоставление бюджетных средств негосударственным структурам на возвратной основе;
  • 2. реализация принципа права собственности (из федерального бюджета выделяются капитальные вложения на развитие федеральной собственности, а из муниципального бюджета — на развитие муниципальной);
  • 3. равенство прав инвесторов — гарантии прав и защиты инвестиций предоставляются всем инвесторам.

Нормативно-правовые акты по . ей сути направлены на обеспечение дополнительных налоговых льгот и предоставление бюджетных гарантий инвесторам.

Для инициирования стабильного инвестиционного подъема необходима благоприятная среда инвестиционной деятельности, разработка методов и форм экономического регулирования, к. ые учитывают реальную инвестиционную ситуацию. Роль и место государства в переходной экономике в целом и в частности в инвестиционном процессе — дискуссионная тема среди ученых. Главной их целью будет поиск ответа на вопрос об определенной роли государства в рыночной экономике.

Основная задача государства — . создание благоприятных условий для роста частных инвестиций при ограничении . ей функции непосредственного инвестора. Переходная экономическая система, выведенная из строя, требует более активного участия государства. Это показывает российская экономическая практика истекшего десятилетия.

Участие государства осуществляется не только в создании правовой основы деятельности частных инвесторов, но и в прямом инвестировании для достижения необходимых структурных сдвигов. Невозможно переоценить особую роль государственных инвестиций. Это ключевой рычаг модернизации структуры народного хозяйства, преодоления определенных диспропорций, накопившихся в советский и послесоветский периоды.

1.2 Нормативно-правовая база государственного регулирования методов и инструментов привлечения инвестиций

Перечень документов законодательной базы, регулирующих инвестиционную деятельность в Российской Федерации не столь обширен как в других государствах. Объясняется это недавним зарождением рыночной экономики в России. Рассмотрим основные нормативные акты, регулирующие инвестиционный процесс в России.

Читайте также  Вложение инвестиций в драгоценные металлы

Одними из важных основополагающих нормативно-правовых актов являются: Закон РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» [4]; Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [5]; Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» [6]. В этих законах дается определение инвестициям, прописываются гарантии государства перед инвесторами, формы и методы государственного регулирования. С принятием нового Гражданского Кодекса, Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» [3], Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» [1], Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» [2] появилась уже вполне соответствующая зарубежному опыту первичная законодательная база, необходимая для поступательного формирования пока еще остающегося диковинным для большинства рядовых российских граждан сегмента рыночной экономики, как фондовый рынок.

Осуществление инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации, полученный правоприменительный опыт выявили многочисленные недостатки, пробелы в инвестиционном законодательстве РФ. Несовершенство нормативной базы, отсутствие единого доктринального и законодательного подхода по вопросам инвестиционных правоотношений являются благодатной почвой для возникновения инвестиционных споров, как между самими инвесторами, так и между государством и инвесторами. Поэтому, для того чтобы иметь правовые возможности для защиты прав и законных интересов инвесторов, необходим надлежащий механизм для решения возникающих споров [18].

Законы, регламентирующие инвестиционную деятельность, страдают серьезными недостатками. В области законотворчества часто происходит заимствование норм, применяемых в других правовых системах или в государствах с иным уровнем институционального и культурного развития.

Многие законы плохо увязаны друг с другом, содержат взаимоисключающие нормы, более того, такие нормы можно обнаружить в рамках одного закона. Практика внесения поправок в действующее законодательство не продумана и нередко для решения сиюминутной проблемы, вносятся такие изменения, которые разрушают уже существующую концепцию правового регулирования. Дестабилизирующим фактором для предпринимательской деятельности является несоответствие федерального и региональных законодательств.

В настоящее время, когда Россия начинает заявлять о себе во взаимоотношениях с другими государствами, необходимо развивать отдельное направление законотворческой деятельности — гармонизацию национального законодательства применительно к требованиям международного права. Несмотря на то, что в России законотворчество постоянно развивается, правовые риски явно превышают допустимые для цивилизованной страны размеры.

Дополнительную озабоченность вызывает у иностранных инвесторов недостаточная защита интеллектуальной собственности. Этому способствуют неисполнение существующих законов. Некоторые проблемы иностранцы могут уменьшить, организуя тесное взаимодействие с местными пользователями их технологий, создавая, например, совместные предприятия или франчайзинговые системы, хотя и здесь наблюдается слабость законодательной базы. Для решения правовых рисков необходима деятельность государственных органов. В первую очередь необходимо завершение формирования иерархической системы. Основой для этого является жесткое соблюдение законов, их приоритетности. Кроме того, нужно отказаться от практики издания актов с обратной силой, а также усилить контроль за исполнением законов и судебных решений. Только в таком случае инвестор сможет выделить некую достаточно стабильную основу в правовой среде и определить диапазон возможных изменений законодательства для разумной оценки правовых рисков [20].

Таким образом, законодательная база, регулирующая инвестиционную деятельность в Российской Федерации, представлена следующими нормативно-правовыми актами: Законом РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»; Федеральным законом от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»; Федеральным законом от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Гражданским Кодексом, Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Федеральным законом от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» и др. Законы, регламентирующие инвестиционную деятельность, страдают серьезными недостатками. Многие законы плохо увязаны друг с другом, содержат взаимоисключающие нормы. Отсутствие законодательной базы, регулирующей отношения между регионами и центром, недостаточная разработанность механизмов страхования иностранных инвестиций, издания актов с обратной силой являются дестабилизирующим фактором развития и привлечения инвестиций в экономику страны.

Источники: http://mylektsii.ru/10-111860.html, http://studwood.ru/1491210/ekonomika/normativno_pravovaya_baza_investitsionnoy_deyatelnosti, http://econ.bobrodobro.ru/52896

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто