Правовые основы привлечения иностранных инвестиций

Конспекты юриста

Экономические и правовые основы привлечения иностранных инвестиций в РФ

План курсовой работы

1. Мировой опыт привлечения иностранных инвестиций и их роль для экономики государства.

  • 1.1. Теоретические основы инвестиций.
  • 1.2. Механизмы привлечения иностранных инвестиций.
  • 1.3. Экономические и правовые институты привлечения иностранных инвестиций в экономике Российской Федерации.

2. Иностранные инвестиции в экономике Российской Федерации.

  • 2.1. Инвестиционный климат Российской Федерации.
  • 2.2. Структура иностранных инвестиций в национальной экономике.
  • 2.3. Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономике Российской Федерации.

Список использованных источников.

В современной экономической ситуации одной из приоритетных задач для подъёма производительного сектора национальной экономики является привлечения иностранного капитала. Не всем странам удаётся привлекать иностранный капитал в желаемом объёме, но создание адекватных условий для накопления и привлечения прямых иностранных инвесторов стало правилом для большинства стран мира. Целью привлечения капитала является не только приток финансовых ресурсов, но главное — развитие экономики страны в условиях глобализации мирового хозяйства. Участие национальной экономики в международном инвестиционном обмене может способствовать интеграции экономики страны в мировое хозяйство, что кроме экономических возможностей роста внешнеторгового оборота и привлечения дополнительных ресурсов, как правило, дает и определённые политические преимущества, укрепляя геополитическое влияние государства, его международные экономические связи.

Проблема привлечения иностранных инвестиций в отечественную экономику существует уже несколько десятилетий и продолжает сохранять свою значимость и до настоящего времени. Несмотря на активную работу иностранных инвесторов в экономике России в трансформационный период, государство проигрывает конкуренцию многим государствам по размерам привлекаемого иностранного капитала. Данная проблема актуальна в настоящее время, в связи с обострившимися внешнеэкономическими разногласиями и противоречиями, так как инвестиции чрезвычайно важны для финансирования экономического роста и обеспечения экономической безопасности и защищенности.

Цель исследования — изучение экономических и правовых основ привлечения иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации.

Объектом исследования выступают механизмы привлечения иностранного капитала в национальную экономику, основные методы привлечения иностранного капитала.

Предметом исследования выступают иностранные инвестиции в экономике Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • — раскрыть понятие и виды инвестиций;
  • — рассмотреть зарубежный опыт привлечения иностранных инвестиций в экономику стран;
  • — изучить правовое регулирование и правовую защиту иностранных инвестиций;
  • — проанализировать структуру иностранных инвестиций в экономике России;
  • — исследовать особенности инвестиционного климата в России на современном этапе;
  • — выявить проблемы и пути решения для развития иностранного инвестирования в России.

Исследуемую автором тему разрабатывали такие исследователи как Абалкин Л.И., Андрианов В.Д., Астапович А.З., Бовыкин В.И., Богуславский М.М., Бочаров В.В., Булатов А.С., Гавриленков Е., Киреев А.П., Лебедев В.М., Осьмова М.Н., Фаминский И.П., Чибриков Г.Г. и многие другие. В своих научных трудах они полностью или фрагментарно рассматривали проблемы, касающиеся иностранного инвестирования в национальную экономику, изучали механизмы привлечения иностранных вложений в России, а также проводили анализ и оценку инвестиционной привлекательности РФ.

Информационную базу исследования составили законодательные и нормативные акты в области инвестиционной деятельности, статистические публикации и статьи из международных и российских журналов, а также прогнозные, аналитические материалы федеральных и региональных органов власти.

Методологической основой исследования являются общенаучные и частнонаучные методы: общенаучный диалектический, формально-логический, сравнительный, метод толкования, анализ и синтез.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, а также заключения и списка использованных источников.

Правовые основы инвестиционного процесса. Особенности правового регулирования иностранных инвестиций

Главная > Доклад >Банковское дело

Правовые основы инвестиционного процесса.

Особенности правового регулирования иностранных инвестиций.

Правовая основа: «Закон об иностранных инвестициях».

Сущность правоотношений в сфере иностранных инвестиций состоит в создании правовых условий и гарантий предоставляемых инвестором собственником а так же в определении соответствующих инвестиционно-правовых форм инвестирования.

Гарантии, предоставляемые иностранным инвесторам:

Гарантия от неблагоприятного для иностранного инвестора изменения законодательства (ст.9).

Такая гарантия предоставляется в отношении новых ФЗ и иных НПА, изменяющих размеры ввозных таможенных пошлин, федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, произведенные на территории РФ), взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в ПФ РФ).

Данной нормой могут воспользоваться только инвесторы, осуществляющие приоритетный инвестиционный проект. Приоритетность определят правительство РФ. Решением.

Срок, в течение которого инвестор пользуется данной оговоркой, связан со сроком окупаемости проекта, но не может быть более 7 лет.

Если инвестиционный проект имеет стоимость выше 1 млрд. рублей, то по решению правительства данный срок может быть продлен.

Читайте также  Роль и форма финансовых инвестиций

В законе об инвестиционной деятельности РСФСР, инвесторы могут рассчитывать на стабильность законодательства в следующей форме: нормативно-правовые акты, ограничивающие права инвестора не могут вводиться в действие ранее, чем через год с момента их опубликования.

Ст. 5. Гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории РФ.

Юристдикционной форме. (защита в судебном и административном порядке).

Неюрисдикционной форме. (осуществляется самостоятельными действиями инвесторов).

Защита общественными организациями.

ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов». Определяет порядок выплаты компенсаций и предоставление иных форм возмещения ущерба инвесторам, физическим лицам, причиненного противоправными действиями, профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории РФ. (Ст. 6)

Гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями. (Ст. 8)

Национализация. Ст. 235 ГК. Реквизиция – принудительное изъятие у собственника имущества с выплатой ему стоимости имущества.

Экспроприация – изъятие имущества для масштабных гос. целей, не должна способствовать дискриминации. Одновременная быстрая выплата.

Гарантия использования на территории РФ и перевода за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм.

Гарантия беспрепятственного вывоза за пределы РФ имущества и информации, ввезенных на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции.

Гарантия перехода прав и обязанностей инвестора другому лицу. (ст. 7)

Суброгация – признание обязанности уплатить компенсацию за утраченные инвестиции иностранному государству, как правопреемнику инвестора.

Политические риски могут быть застрахованы специальными агентствами, создаваемыми совместно сразу несколькими государствами.

Гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг.

Отграничение по приобретению 57 – ФЗ. Иностранные государства, международные организации не в праве совершать сделки, влекущие за собой установление контгроля над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение.

Гарантия участия иностранного инвестора в приватизации.

Гарантия предоставления иностранному инвестору здания, сооружения и иное недвижимое имущество, так же землю и природные ресурсы.

Гарантия обеспечения надлежащего спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ.

Правовой режим деятельности иностранных инвесторов.

Выбор того или иного режима зависит от договоров, заключенных между РФ и иными государствами.

Режим наибольшего благоприятствования – в международных соглашениях предусматривается следующий алгоритм деятельности иностранных инвесторов – на территории договаривающихся сторон, режим деятельности инвесторов будет не хуже, чем режим, предоставляемый инвестором любых 3х государств.

Национальный режим – предоставление иностранным инвесторам равных прав и гарантий по сравнению со своими собственными инвесторами.

Иностранные инвесторы получают свободный доступ к местным источникам финансирования, пользуются всеми местными льготами, могут действовать в любой отрасли промышленности, используя при этом любую организационно-правовую форму. Чаще всего данный режим применяется к странам с развитой экономикой.

§ 2. Правовые основы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику

Первая группа — это базисные законы России, нацеленные на переход страны от социалистического способа производства к рыночному хозяйству.

К первой группе также относится Гражданский кодекс Российской Федерации в 3-х частях (1994, 1996, 2001).

Вторая группа — это документы, касающиеся непосредственно иностранных инвестиций. Главные среди них — это Федеральный закон “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации” от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ. Этот закон определяет основные гарантии прав инвесторов, определяет правовые и экономические основы привлечения иностранных инвестиций на территории РФ. Положения Закона действуют на территории РФ применительно по всем иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями. Федеральный закон “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений” от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3, определяет, кто может быть инвестором в России.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации” иностранными инвесторами в России могут быть: ?

иностранные юридические лица, включая, в частности, любые компании, фирмы, предприятия, организации или ассоциации, созданные и правомочные осуществлять инвестиции в соответствии с законодательством страны своего местонахождения; ?

иностранные граждане, лица без гражданства, советские граждане, имеющие постоянное местожительство за границей, при условии, что они зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного местожительства; ?

Иностранным инвесторам (ст. 3 Закона) предоставлено право осуществлять инвестирование на территории России путем: ?

долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими лицами и гражданами РФ и других республик; ?

создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц; ?

приобретения предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участия в предприятиях, паев, акций, облигаций и других ценных бумаг, а также иного имущества; ?

приобретения прав пользования землей и иными природными ресурсами; ?

приобретения иных имущественных прав; ?

иной деятельности по осуществлению инвестиций, не запрещенной действующим на территории РФ законодательством.

Валюта РФ используется иностранными инвесторами для осуществления инвестиций в порядке и на условиях, определяемых действующим на территории РФ законодательством.

Читайте также  Ассоциация предприятий с иностранными инвестициями

Отношения, связанные с иностранными инвестициями в РФ, регулируются Федеральным законом “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации”, а также иными действующими на территории РФ законодательными актами и международными договорами. Если международным договором, действующим на территории РФ, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательных актах РФ, применяются правила международных договоров.

Российское государство законодательно создало гарантии защиты иностранных инвестиций.

Иностранные инвестиции на территории РФ пользуются полной и безусловной правовой защитой, которая обеспечивается Федеральным законом “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации”, указами Президента РФ и другими законодательными актами и международными договорами.

Правовой режим иностранных инвестиций, а также деятельности иностранных инвесторов по их осуществлению не может быть менее благоприятным, чем правовой режим инвестиционной деятельности юридических лиц и граждан РФ, за исключениями, предусмотренными федеральными законами.

Российское государство гарантирует иностранных инвесторов от принудительных изъятий их имущества.

Иностранные инвестиции в РФ не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции или конфискации, кроме как в исключительных, предусмотренных законодательными актами случаях, когда эти меры принимаются в общественных интересах. В случаях национализации или реквизиции иностранному инвестору выплачивается быстрая, адекватная и эффективная компенсация.

Решение о национализации принимается верховной законодательной властью РФ. Решения о реквизиции33 и конфискации принимаются в порядке, установленном действующим на территории РФ законодательством.

Решения органов государственного управления об изъятии иностранных инвестиций могут быть обжалованы в суды РФ.

Иностранные инвестиции имеют право на возмещение убытков, включая упущенную выгоду, причиненных им в результате выполнения противоречащих действующему на территории РФ законодательству указаний государственных органов РФ либо их должностных лиц, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к иностранному инвестору или предприятию с иностранными инвестициями.

Компенсация, выплачиваемая иностранному инвестору, должна соответствовать реальной стоимости национализируемых или реквизируемых инвестиций.

Компенсация должна выплачиваться без необоснованной задержки в той валюте, в которой первоначально были осуществлены инвестиции, или в любой другой иностранной валюте, приемлемой для иностранного инвестора. До момента выплаты на сумму компенсации начисляются проценты согласно действующей на территории РФ процентной ставке.

Инвестиционные споры, в том числе споры по вопросам размера, условий или порядка выплаты компенсации, в соответствии со ст. 9 Федерального закона “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации” разрешаются в Верховном Суде РФ или Высшем Арбитражном Суде РФ, если иной порядок не предусмотрен международным договором, действующим на территории РФ.

Споры иностранных инвесторов с государственными органами РФ, предприятиями и организациями РФ по вопросам, связанным с их хозяйственной деятельностью, подлежат рассмотрению в судах РФ либо по договоренности сторон — в третейском суде, а в случаях, предусмотренных законодательством, — в органах по рассмотрению хозяйственных споров.

Государство предоставляет иностранным инвесторам гарантии перевода платежей с иностранными инвестициями. Иностранным инвесторам после уплаты соответствующих налогов и сборов гарантируется беспрепятственный’перевод за границу платежей в связи с осуществляемыми ими инвестициями, если эти платежи получены в иностранной валюте, и в частности: ?

доходов от инвестиций, полученных в том числе в виде прибыли, доли прибыли, дивидендов, процентов, лицензионных и комиссионных вознаграждений, платежей за техническую помощь и техническое обслуживание и других вознаграждений; ?

сумм, выплачиваемых на основании прав денежных требований и требований по исполнению договорных обязательств, имеющих экономическую ценность; ?

сумм, полученных инвесторами в связи с частичной или полной ликвидацией или продажей инвестиций; ?

компенсации, предусмотренные в ст. 8 Закона “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации”, т. е. компенсация, выплачиваемая иностранному инвестору, должна соответствовать реальной стоимости национализируемых инвестиций.

Для хранения денежных средств иностранные инвесторы могут иметь текущие и расчетные счета в банках на территории РФ без права перевода сумм с указанных счетов за границу.

В соответствии с российским законодательством на территории РФ предприятия с иностранными инвестициями создаются и действуют в форме акционерных обществ и других хозяйственных обществ и товариществ, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и другими законодательными актами.

На территории РФ могут создаваться и действовать следующие предприятия: ?

предприятия с долевым участием иностранных инвестиций (совместные предприятия), а также их дочерние предприятия и филиалы; ?

предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, а также их дочерние предприятия и филиалы; ?

филиалы иностранных юридических лиц.

Установлен следующий порядок создания предприятий с

Предприятие с иностранными инвестициями учреждается в порядке, предусмотренном действующим на территории РФ законодательством — Гражданским кодексом РФ и Федерального законом “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации”.

При создании предприятий с иностранными инвестициями, связанных с проведением крупномасштабного строительства или реконструкцией, предварительно проводится соответствующая экспертиза. В необходимых случаях создание предприятий с иностранными инвестициями требует получения соответствующего заключения санитарно-эпидемиологических служб и проведения экологической экспертизы. Все виды экспертиз и выдача разрешений осуществляются в общем порядке в соответствии с действующим законодательством.

Читайте также  Доходы физических лиц от иностранных инвестиций

Для предприятий с иностранными инвестициями, экологическое воздействие которых может затронуть территорию более чем одной республики в составе РФ, экологическая экспертиза проводится совместной комиссией, создаваемой на паритетных началах.

Выдача разрешений осуществляется Государственными комиссиями РФ по экологии и природопользованию на основании заключения совместной экспертной комиссии.

Государственная регистрация предприятия с иностранными инвестициями осуществляется Министерством финансов РФ или иным уполномоченным на то государственным органом34.

Для государственной регистрации предприятия с иностранными инвестициями следует представлять следующие документы: 1)

Для совместных предприятий:

а) письменное заявление учредителей с просьбой провести регистрацию создаваемого предприятия;

б) нотариально заверенные копии учредительных документов в двух экземплярах;

в) заключения соответствующих экспертиз в предусмотренных Законом случаях;

г) для российских юридических лиц — нотариально заверенной копии решения собственника имущества о создании предприятия или копии решения уполномоченного им органа, а также нотариально заверенные копии учредительных документов для каждого участвующего в создании совместного предприятия;

д) документ о платежеспособности иностранного инвестора, выданный обслуживающим его банком или иным кредитно-финансовым учреждением;

е) выписки из торгового реестра страны происхождения или иного эквивалентного доказательства юридического статуса иностранного инвестора. 2)

Для предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам:

а) письменное заявление на регистрацию от иностранного инвестора;

б) нотариально заверенную копию учредительных документов (в двух экземплярах);

в) документ о платежеспособности иностранного инвестора, выданный обслуживающим его банком или иным кредитно-финансовым учреждением (с заверенным переводом на русский язык);

г) выписку из торгового реестра страны происхождения для иностранного инвестора (с завершенным переводом на русский язык);

д) заключение соответствующих экспертиз в предусмотренных законом случаях. 3.

Для филиалов предприятий с иностранными инвестициями и филиалов иностранных юридических лиц:

а) заявление, подписанное руководителем предприятия, создающего филиал, с просьбой произвести его регистрацию;

б) нотариально заверенную копию выписки из решения компетентного органа управления предприятия о создании филиала;

в) нотариально заверенную копию положения о филиале (в двух экземплярах);

г) нотариально заверенные копии учредительных документов предприятия, создающего филиал;

д) для иностранного юридического лица — выписку из торгового реестра страны происхождения или иного эквивалентного доказательства его юридического статуса в соответствии с законодательством страны его местонахождения (с заверенным переводом на русский язык);

е) заключение соответствующих экспертиз в предусмотренных законом случаях.

Сроки регистрации установлены Федеральным законом “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации”. Министерство финансов РФ или иной уполномоченный орган обязан в течение 21 дня с момента подачи заявления зарегистрировать предприятие с иностранными инвестициями или сообщить заявителю о причинах отказа.

Зарегистрированному предприятию с иностранными инвестициями выдается свидетельство о регистрации установленного образца. Предприятие с иностранными инвестициями приобретает право юридического лица с момента регистрации. Информация о регистрации сообщается местным органом власти по местонахождению предприятия. Сообщение о регистрации публикуется в печати.

Отказ в государственной регистрации предприятия с иностранными инвестициями возможен только в случае нарушения действующего законодательства о порядке образования такого предприятия.

При отсутствии по истечении года после регистрации предприятия с иностранными инвестициями документального подтверждения факта внесения каждым из участников не менее 50% указанных в учредительных документах вкладов в уставный фонд орган, зарегистрировавший данное предприятие, признает его несостоявшимся и принимает решение о его ликвидации. Информация об этом должна быть опубликована в печати.

Регистрация ликвидации предприятия с иностранными инвестициями осуществляется зарегистрировавшим его органом на основании акта ликвидационной комиссии и подтвержденного аудиторской организацией ликвидационного баланса.

Предприятие с иностранными инвестициями может осуществлять любые виды деятельности, отвечающие целям, предусмотренным в уставе предприятия, за исключением запрещенных действующим на территории РФ законодательством.

Для ведения страховой деятельности и посреднической деятельности, связанной с движением ценных бумаг, предприятие с иностранными инвестициями должно получить лицензию Министерства финансов РФ. Для ведения банковской деятельности требуется лицензия Центрального банка России.

Предприятие с иностранными инвестициями может на договорной основе определять условия реализации производимой им продукции (работ, услуг) на рынке России, включая цену на нее, а также условия поставок товаров и услуг с этого рынка. Оплата предприятием с иностранными инвестициями поставок товаров и услуг с рынка РФ, в том числе плата за пользование жильем и нежилыми помещениями на территории РФ, производится в валюте РФ.

Предприятия с иностранными инвестициями могут на добровольных началах объединяться в союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные объединения на условиях, не противоречащих антимонопольному законодательству, действующему на территории РФ.

Источники: http://law-student.ru/kursovye/ekonomicheskie-i-pravovye-osnovy-privlecheniya-inostrannyh-investiciy-v-rf.html, http://works.doklad.ru/view/Vnw8mxN3Z2U.html, http://uchebnik.online/investirovanie-biznes-besplatno/pravovyie-osnovyi-privlecheniya-inostrannyih-23764.html

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто