Инвестиции в банковском секторе
Разрабатывая Стратегию развития банковского сектора Российской Федерации до 2008 года («Вестник Банка России» от 13 апреля 2005 г. №19), безусловно, учитывался баланс как национальных интересов, так и интересов иностранных инвесторов. С одной стороны, приток внешних инвестиций в банковский сектор является «важным фактором развития», который «привносит на российский рынок банковских услуг современные технологии, новые финансовые продукты, способствует повышению корпоративной культуры, развитию конкуренции». С другой стороны, Решением Совета директоров Банка России от 29 марта 1993 г. (текст не публиковался) был установлен лимит участия иностранного капитала в банковской системе страны в размере 12%, что далеко от рыночного регулирования инвестиционных процессов.
Преодолев психологический кризис после кризиса банковского 1998 г., начиная с 2004 г., когда доля участия иностранного капитала не превышала 5%, в 2005, а затем в 2006 г. иностранные банки стали активно наращивать свое присутствие на российском финансовом рынке. В начале 2005 г. это было более 6%, к концу года более 9%, а в середине прошлого года лимит участия в банковской системе России был превышен и в настоящее время составляет около 20%. Этому способствует и общая динамика макроэкономических показателей России, дающая определенную уверенность иностранным инвесторам в поступательном развитии экономики.
Наибольший интерес к банковским активам проявляли прежде всего крупные международные банковские группы, сориентированные на долгосрочное размещение своего бизнеса в России. В специальном исследовании, подготовленном экспертами Goldman Sachs в конце 2005 г., определялась группа наиболее вероятных претендентов на российские банковские активы: Deutsche Bank, BNP Paribas, ABN Amro, Credit Agricole, Societe Generale, HSBC, Commerzbank, Unicredit, Dexia, SEB, Fortis («Ведомости» от 20 ноября 2006 г.).
Существует две наиболее распространенные модели вхождения в капитал российского банка: корпоративная и прямого участия. Остальные являются лишь различными видами симбиоза. Так, корпоративная модель предполагает приобретение долей (акций) участников (акционеров) у участников. Этим способом итальянская банковская группа Unicredit с покупкой немецкого HVB приобрела контрольный пакет Международного московского банка (ММБ). Однако российские чиновники достаточно настороженно относятся к такого рода сделкам, видимо, потому, что они проходят без какого-либо их участия.
В начале 2007 г. действующий порядок приобретения акций (долей) кредитных организаций был несколько изменен Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. №246-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 18 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и статью 61 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» («Российская газета» от 31 декабря 2006 г. №297), законодатель ставил перед собой цель максимально упростить и сделать прозрачной всю разрешительную процедуру, связанную с инвестированием иностранного капитала в уставный капитал российских банков.
Для решения вопроса приобретения инвестором каких-либо активов или бизнеса, в том числе и кредитной организации, необходимо постараться осмыслить все возможные этапы данной сделки как единое целое. Каждая подобная сделка имеет самостоятельные правовые, организационные, управленческие, экономические аспекты. Тем не менее системный подход позволяет достаточно наглядно выделить следующие этапы данного процесса.
Этап 1. Подготовительные процедуры
Определение и конкретизация целей проекта, промежуточных и окончательных
целей инвестиционного проекта.
Выявление основных корпоративных, организационных и финансовых
характеристик объекта, план корпоративной эволюции проекта.
Формирование коллектива специалистов, необходимых для координации проекта
в целом, отдельных этапов, для выполнения отдельных операций.
Разработка критериев выбора объектов приобретения, построение «списка
Оценка собственных возможностей инвестора (группы инвесторов), а именно
финансовых, временных, организационных ресурсов.
Определение узких, проблемных мест проекта, построение сбалансированности
Предварительное бюджетное планирование инвестиционного проекта.
Этап 2. Общее исследование
Исследование рынка потенциальных объектов в целом, его состояние
Исследование проведенных аналогичных сделок, их ценовых диапазонов,
организационных, корпоративных и правовых особенностей.
Выявление сегментарного (широкого) ряда потенциальных объектов
Обсуждение сделанных исследований, применение «списка приоритетов»
и формирование короткого списка объектов.
Этап 3. Предметное исследование
Предынвестиционное исследование конкретных объектов приобретения (Due
Изучение круга номинальных и фактических собственников продаваемого
объекта, круга уполномоченных представителей и посредников.
Оценка стоимости объекта приобретения.
Выявление и анализ финансовых, правовых, корпоративных, организационных
и иных рисков при приобретении объекта.
Этап 4. Подготовка к проведению сделки
Принятие решения о совершении сделки по конкретному объекту.
Формирование круга номинальных приобретателей объекта в соответствии
с планируемой корпоративной моделью проекта.
Разработка алгоритма проведения, порядка финансирования сделки,
соответствующих расчетных операций, гарантийных и ограничительных
Согласование порядка, сроков, стоимостных параметров, гарантийных условий
по проведению сделки со всеми заинтересованными сторонами.
Проверка полномочий лиц, принимающих решение и подписывающих документы
Подготовка и подписание соответствующих промежуточных документов
по сделке (об эксклюзивности, об оплате за отказ от сделки, о
конфиденциальности, о распределении расходов переходного периода и др.).
Инициация параллельных внешних финансовых, налоговых, инвентаризационных
и юридических проверок (ЦБ РФ, налоговые органы, внешний независимый
Подготовка документов по приобретению объекта, описей передаваемой
внутренней документации, материальных ценностей, иных активов.
Согласование текстов документов по сделке со всеми заинтересованными
сторонами по сделке.
Получение предварительного согласия регулирующих органов (ЦБ,
антимонопольный комитет) и иной разрешительной документации.
Оценка рисков, разработка страховых механизмов от неблагоприятных
финансовых последствий сделки.
Введение в штат объекта приобретения представителей покупателя.
Введение ограничительных механизмов.
Этап 5. Анализ и оценка
Проведение оценки и анализа собранных и подготовленных документов.
Оценка действий сторон по сделке в подготовительный период.
Выявление возможных финансовых, организационных, правовых рисков
при проведении сделки.
Оценка эффективности проведенных мероприятий по выявлению и минимизации
Этап 6. Проведение сделки
Подписание документов по приобретению объекта, гарантийных обязательств
Проведение регистрационных мероприятий по сделке, регистрация изменений
и дополнений в учредительных документах кредитной организации.
Прием-передача документов, материальных ценностей, иных активов
и внутренней документации.
Осуществление организационных мероприятий в соответствии с планом
Осуществление расчетных мероприятий в соответствии с планом проведения
Этап 7. Закрытие сделки
Анализ выполнения сторонами принятых по сделке обязательств.
Предъявление претензий сторонами.
Окончательные расчеты между сторонами.
Подписание документов по закрытию сделки.
Данное деление в большой степени условно и является лишь ориентиром для построения самостоятельного алгоритма для конкретного инвестиционного проекта. Каждый из очерченных вопросов требует самостоятельного раскрытия в контексте конкретной сделки.
В соответствии с ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. №395-1 «О банках и банковской деятельности» («Российская газета» от 10 февраля 1996 г.) данное заявление Банк России рассматривает в течение двух месяцев и (или) предоставляет разрешение или направляет заявителю мотивированный отказ, в ином случае считается, что разрешение дано. Последнее, а именно отсутствие какого-либо документарного подтверждения решения ЦБ РФ, может затруднить дальнейшие этапы согласования.
При приобретении в результате одной или нескольких сделок иностранным инвестором (группой инвесторов) более 10% активов или более 20% уставного капитала российской кредитной организации и при этом если уставный капитал превышает 160 млн. руб., приобретатель обязан получить предварительное согласие антимонопольного органа. Данное положение закреплено п. 4 Постановления Правительства РФ от 7 марта 2000 г. №194 «Об условиях антимонопольного контроля на рынке финансовых услуг и об утверждении Методики определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых организаций» (Ведомственное приложение к «Российской газете» от 18 марта 2000 г.).
Ходатайство заинтересованных лиц направляется в федеральный антимонопольный орган, если размер уставного капитала кредитной организации, ее активы или стоимость приобретаемых (получаемых в управление) акций (долей) превышают сумму в размере 200 млн. руб. В ином случае указанное ходатайство направляется в территориальное подразделение антимонопольного органа по месту нахождения кредитной организации. При этом заявителем может выступать предполагаемый участник (при создании / увеличении уставного капитала) или приобретатель (при приобретении).
Критерий оценки нерезидентов — юридических лиц, в соответствии с Положением ЦБ РФ от 19 марта 2003 г. №218-П «О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц — учредителей (участников) кредитных организаций» («Вестник Банка России» от 8 мая 2003 г.), состоит в оценке финансового положения приобретателя и оценке достаточности собственных средств. Независимо от соблюдения других обязательных требований финансовое положение инвестора не может быть признано удовлетворительным, если в отношении приобретателя имеется вступившее в силу судебное решение о признании его банкротом, наличии у него задолженности по налоговым платежам, иной просроченной и неоспоренной задолженности сроком более 10 дней. Считается неудовлетворительным состояние инвестора, если из представленной за три года финансовой отчетности следует вывод об отсутствии реальной деятельности, наличии соответствующих активов. Между тем размытость отдельных оценочных критериев дает банковским чиновникам возможность самостоятельно определять степень «целесообразности» дачи того или иного разрешения.
В соответствии с Федеральным законом от 23 июня 1999 г. №117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (в настоящее время утратил силу) Министерством по антимонопольной политике было разработано Положение о порядке дачи согласия на совершение сделок, связанных с приобретением активов и акций (долей в уставном капитале) финансовых организаций, утвержденное Приказом МАП России от 28 февраля 2001 г. №210 («Российская газета» от 28 февраля 2004 г. №40), которое регулирует порядок получения предварительного согласия федерального антимонопольного органа на совершение подобных сделок. Так, предварительное согласие антимонопольного органа необходимо при приобретении инвестором — юридическим или физическим лицом более 20% акций (долей в уставном капитале) финансовых организаций, в том числе кредитных организаций. Данное ограничение распространяется на связанные между собой группы юридических или физических лиц с учетом уже имеющихся в их распоряжении акций (долей).
Иностранный инвестор также должен получить достаточные подтверждения того, что объект сделки принадлежит продавцу на праве собственности, не оспаривается ли данное право третьими лицами, нет ли обременений, не является предметом спора, под арестом, в залоге и т.п. Так, у физических лиц, состоящих в браке, следует запросить нотариально засвидетельствованное согласие на продажу предмета сделки, если акции (доли) уставного капитала кредитной организации были приобретены в качестве совместно нажитого имущества.
Документы, свидетельствующие о приобретении (получении в управление и др.) иностранным инвестором акций (долей) российской кредитной организации, в течение десяти календарных дней направляются в территориальное управление Банка России. Пакет приложений практически дублирует документы, направляемые для получения предварительного согласия. Дополнительно представляются текст договора купли-продажи акций (долей) кредитной организации и / или иные документы, подтверждающие переход права собственности к инвестору, список участников по утвержденной форме, имеющих более 1% акций (долей) уставного капитала кредитной организации, а также подтверждение выполнения приобретателем принятых платежных обязательств.
По мнению авторитетного рейтингового агентства Standard & Poor’s, устойчивость российской банковской системы очень низкая — девятое место по десятибалльной системе, но имеет некоторую тенденцию к укреплению. В июне 2007 г. S&P повысило оценку, переведя из девятой группы в восьмую, что было связано с улучшением информационной открытости, контролем над рисками, уровнем внутренней управляемости большинства российских банков и в целом по банковской системе («Ведомости» от 5 июня 2007 г. №101).
Протекционистские меры защиты внутреннего финансового рынка от международных финансовых институтов не всегда эффективны и не могут действовать всегда. Только наличие здоровой конкурентной среды внутри страны способствует количественному и качественному росту отечественных банков. Однако Россия по-прежнему остается на отдаленной периферии от мировых финансовых центров, во многом лишена возможности использовать их ресурсные, технологические возможности. Отсталость в финансово-технологической сфере влияет на реальный сектор экономики, развивая диспропорции в различных отраслях, сдерживая развитие в целом.
Безусловно, есть и положительные тенденции: российские банки активно адаптируют передовые западные банковские продукты, осваивают секьюритизацию активов, размещение эмиссионных ценных бумаг на западных биржах, специальные виды финансирования и привлечения финансов. Но это больше заслуга частного российского капитала. Внутренние финансовые рынки лежат в сфере жесткого государственного регулирования, и для поступательного развития данная сфера настоятельно требует дальнейшей либерализации движения капитала, окончательной отмены всех валютных ограничений.
Иностранные инвестиции в банковском секторе экономики России
(«Законодательство и экономика», 2012, N 10)
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Кандидат юридических наук Е. Е. Веселкова рассматривает основные вопросы, относящиеся к привлечению иностранных инвестиций в банковский сектор экономики России. Особое внимание уделяется особенностям данной правовой формы иностранных инвестиций.
Иностранный инвестор закономерно использует правовые формы иностранных инвестиций (ПФИИ) в зависимости от целей и направления его экономической интеграции. В условиях современного этапа в экономической системе России сложилась определенная особенность. Наибольшая концентрация национального капитала наблюдалась в банковском секторе (уступает он только энерго-сырьевому сектору). В ряде случаев такая концентрация была обусловлена наличием у коммерческих банков большого объема денежных средств, привлеченных из-за рубежа. Последующее развитие банковского сектора, в частности наращивание его капиталов, до начала мирового финансового кризиса 2008 — 2009 гг. (МФК) превратило коммерческие (и государственные) банки в основного субъекта инвестиционной деятельности, осуществляемой как на рынках капиталов, так и посредством реализации инвестиционных проектов.
В соответствии с Законом РФ от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» коммерческие банки могут создаваться в форме как акционерного общества, так и общества с ограниченной ответственностью. Кредитная организация как специальный вид хозяйственного общества подлежит исследованию. Рассмотрим правовую основу для интеграции иностранного элемента посредством учреждения (вхождения в уже созданную) кредитной организации.
В условиях развивающегося финансового кризиса вопрос об иностранных инвестициях в российский банковский сектор по-прежнему актуален. Об этом свидетельствует как статистика Банка России, отражающая продолжающееся увеличение доли иностранного капитала в совокупном зарегистрированном капитале действующих кредитных организаций, так и поступающая от участников рынка информация о проводимых переговорах с потенциальными стратегическими партнерами из-за рубежа. На фоне пока еще не воплощенных в жизнь инициатив Центрального банка РФ, направленных на упрощение процедур проведения сделок по слиянию и поглощению (далее — сделки М&А) в банковском секторе, финансовый кризис определенно поспособствовал принятию законодательными органами страны мер, направленных на упрощение порядка приобретения банков, испытывающих острую нехватку ликвидности.
В соответствии с информацией Банка России по состоянию на 1 июля 2008 г. лицензию на осуществление банковских операций в России имели 215 кредитных организаций с участием нерезидентов, расположенных в 39 субъектах Федерации, при этом большинство из них (125) — в Москве. В 70 кредитных, организациях уставный капитал сформирован за счет средств нерезидентов на 100%. По оценкам Ассоциации российских банков к 2020 г. доля иностранного участия в капитале и активах российской банковской системы может составить 30 — 35%.
В сентябре 2008 г., в самый разгар финансового кризиса в Америке и Европе, от крупных зарубежных инвесторов в капитал Инвестиционного торгового банка поступили 200 млн. долл. Это означает, что российский банковский рынок интересен зарубежным инвесторам и в условиях кризиса. Однако для более точной оценки перспектив вхождения зарубежных инвесторов в капитал российских банков следует прежде всего проанализировать правовое поле, определяющее условия таких инвестиций.
Российская Федерация не создает какие-либо необычные требования в отношении участия нерезидентов в капитале российских банков. Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 2 Гражданского кодекса РФ).
Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ст. 1) не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, которые регулируются законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности. Банк России выдает разрешения на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков в соответствии с порядком, установленным федеральными законами. Увеличение размера уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов регулируется федеральными законами (ст. 52 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). Совет директоров Банка России определяет в соответствии с федеральными законами условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации (ст. 18 Закона N 86-ФЗ).
Российские банки с иностранным участием и филиалы иностранных банков могут открываться на территории России только в пределах квоты участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации. Эта квота рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных капиталах кредитных организаций с иностранными инвестициями, и капитала филиалов иностранных банков к совокупному уставному капиталу кредитных организаций, зарегистрированных на территории нашей страны.
Несмотря на то что Закон N 86-ФЗ и Закон N 395-1 предусматривают право иностранных банков создавать филиалы на территории Российской Федерации, сегодня это право не может быть реализовано. Официальная позиция по филиалам изложена в совместном Заявлении Правительства РФ и Центрального банка РФ от 5 апреля 2005 г. N 983п-П13/01-01/1617 «О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 г., в котором, в частности, говорится, что создание в Российской Федерации филиалов иностранных банков на текущем этапе развития банковского сектора следует считать преждевременным, прежде всего исходя из необходимости поддержания равных конкурентных условий для всех кредитных организаций, оказывающих банковские услуги. Вместе с тем, как указано в Заявлении, Правительство РФ и Банк России рассматривают деятельность иностранных банков, осуществляемую посредством участия в создании или приобретении долей (акций) в уставном капитале российских кредитных организаций, в качестве важного фактора развития рынка банковских услуг.
Рост интереса зарубежных инвесторов подтверждается и статистическими данными. В сентябре 2002 г. в Российской Федерации были зарегистрированы 129 банков с иностранным участием в уставном капитале, в сентябре 2003 г. — 127, в сентябре 2004 г. — 129, в сентябре 2005 г. — 131.
Создание кредитных организаций с иностранными инвестициями регулируется соответствующим Положением Банка России «Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями» (Приказ ЦБ РФ от 23 апреля 1997 г. N 02-195). В соответствии с Положением Банк России выдает предварительное разрешение на создание кредитной организации с иностранными инвестициями. При рассмотрении вопроса о выдаче разрешения учитываются:
— уровень использования квоты участия иностранного капитала в банковской системе России;
— финансовое положение учредителей-нерезидентов;
— деловая репутация учредителей-нерезидентов;
— очередность подачи заявления.
Размер квоты участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации на сегодняшний день не установлен, так как нет соответствующего федерального закона. 29 марта 1993 г. решением Совета директоров Банка России был установлен лимит участия иностранного капитала в банковской системе страны на уровне 12%, который не пересматривался вплоть до отмены с 1 декабря 2002 г. (указание ЦБ РФ от 4 ноября 2002 г. N 1204-У). Стоит отметить, что в период ее действия доля иностранного капитала в банковской сфере была менее 12%.
Оценка финансового положения приобретателей-нерезидентов, являющихся юридическими лицами, для проверки правомерности оплаты приобретаемых акций производится территориальным учреждением Банка России в соответствии с Положением «О порядке и критериях финансового положения юридических лиц — учредителей (участников) кредитных организаций» (утв. Банком России 19.06.2009 N 337-П). Приобретатель-нерезидент должен представить бухгалтерский баланс и расчет стоимости скорректированных чистых активов.
Оценка финансового положения приобретателей-нерезидентов, являющихся физическими лицами, для проверки правомерности оплаты приобретаемых акций производится территориальным учреждением Банка России в соответствии с Положением от 19 апреля 2005 г. N 268-П «О порядке и критериях финансового положения физических лиц — учредителей (участников) кредитных организаций». Достаточность собственных средств приобретателя-нерезидента оценивается с использованием показателя, экономическое содержание которого соответствует понятию «чистые активы», применяемому в Российской Федерации. При расчете чистых активов используются статьи баланса, аналогичные или близкие по характеристике статьям, принятым при расчете указанного показателя приобретателями-резидентами. При этом следует исходить из того, что «чистые активы» — показатель, определяемый как разница между реальной стоимостью активов и величиной обязательств приобретателя.
Банк России может принимать во внимание размер иностранных инвестиций в банковской системе России из государств места нахождения учредителей, а также характер двусторонних отношений между Россией и государством места нахождения каждого из учредителей. В отношении организаций с иностранным участием дополнительным требованием до недавнего времени являлся повышенный размер уставного капитала. Минимальный размер уставного капитала для кредитных организаций с иностранными инвестициями составлял 10 млн. евро. Эта норма перестала действовать с 1 января 2007 г. — из статьи 18 Закона N 395-1 исключили право Банка России устанавливать обязательные нормативы и минимальный размер капитала вновь регистрируемых кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков. Таким образом, на сегодня минимальный размер уставного капитала для банков с иностранным участием такой же, как и для банков без иностранного участия — 5 млн. евро. Учредители представляют в Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности заявление (ходатайство) о выдаче разрешения на создание кредитной организации с иностранными инвестициями. При приобретении нерезидентом более 10% уставного капитала создаваемой кредитной организации-резидента заявление должно содержать информацию об учредителях такого юридического лица-нерезидента с указанием их места нахождения и кратким описанием направления их деятельности. К заявлению прилагаются документы, содержащие сведения об учредителях-нерезидентах:
— решение уполномоченного органа юридического лица о его участии в уставном капитале кредитной организации на территории России;
— балансы за три предыдущих года деятельности, подтвержденные аудиторским заключением, и т. п.
Для принятия окончательного решения Банк России может запросить дополнительную информацию.
Разрешением на участие нерезидентов в уставном капитале кредитной организации с иностранными инвестициями является информационное письмо Банка России, которое действительно в течение одного года со дня его получения. Дальнейшие действия регулируются Инструкцией Банка России «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций». Перечень документов, представляемых в Банк России для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций, содержится в главе 3 Инструкции.
Привлечение иностранных инвесторов путем продажи доли в уставном капитале банка имеет ряд принципиальных преимуществ перед другими формами привлечения ресурсов. В частности, привлечение акционерного капитала позволяет улучшить баланс банка. Однако, несмотря на все преимущества, следует учитывать, что в действительности к размещению акций путем открытой публичной подписки могут прибегнуть лишь немногие банки. К ним относятся наиболее крупные кредитные институты с государственным участием, а также крупные банки с прозрачной структурой собственников и понятным, диверсифицированным бизнесом. Более доступным способом привлечения иностранных инвестиций в капитал банка является размещение акций путем закрытой подписки.
Однако в случае проведения размещения долей уставного капитала банка среди заранее определенного круга инвесторов, как показывает практика Инвестиционного торгового банка, много времени уходит на прохождение due diligence и подготовку письма, в котором необходимо представить подробную информацию о банке, его дочерних обществах, существенных контрактах, сомнительной задолженности, всех корреспондентских счетах банка с указанием реквизитов и остатков денежных средств, имуществе на праве собственности и аренды и др.
Другим важным фактором является размер банка, поскольку участие в акционерном капитале в объеме менее 100 млн. долл. практически не представляет интереса для зарубежных инвесторов.
До 1 января 2007 г. в соответствии со статьей 18 Закона N 395-1 кредитная организация обязана была получить предварительное разрешение Банка России на увеличение своего уставного капитала за счет средств нерезидентов, на отчуждение (в том числе продажу) своих акций (долей) в пользу нерезидентов, а участники кредитной организации — резиденты — на отчуждение принадлежащих им акций (долей) кредитной организации в пользу нерезидентов. Указанные сделки по отчуждению акций (долей) нерезидентам, совершенные без разрешения Банка России, являлись недействительными. Сегодня такого требования нет.
С 31 января 2007 г. признана утратившей силу глава 3 Положения N 437 «Порядок получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов». Приобретение более 20% (долей) кредитной организации требует предварительного согласия Банка России. Порядок приобретения более 20% акций (долей) кредитной организации в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом либо группой юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, устанавливается Инструкцией Банка России от 21 февраля 2007 г. N 130-И.
Юридическое лицо — нерезидент (включая кредитную организацию) в дополнение к документам, указанным в пункте 2.2 настоящей Инструкции, представляет решение уполномоченного органа об участии данного юридического лица в уставном капитале кредитной организации на территории Российской Федерации, а также письменное согласие соответствующего контрольного органа страны места нахождения этого юридического лица на участие в уставном капитале кредитной организации на территории Российской Федерации либо заключение указанного органа об отсутствии необходимости получения такого согласия.
Физическое лицо — нерезидент дополнительно представляет «подтверждение первоклассного согласно международной банковской практике иностранного банка (краткосрочные обязательства которого имеют по классификации IBCA, Moody’s, Standart & Poor’s рейтинг не ниже АА, prime-1) платежеспособности этого лица (способности оплатить свою долю в уставном капитале)».
Аккумулирование средств в процессе эмиссии (на этапе размещения) акций кредитными организациями осуществляется путем открытия банком-эмитентом накопительного счета, режим которого устанавливается Банком России. Инструкция Банка России «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации» конкретизирует данную норму.
Накопительными счетами признаются:
— корреспондентский счет кредитной организации — эмитента, открытый в Банке России в российской валюте;
— корреспондентский счет кредитной организации — эмитента, открытый в уполномоченном банке или банке за пределами территории Российской Федерации в соответствующей иностранной валюте;
— накопительный счет со специальным режимом, который не является банковским счетом.
Последний открывается в подразделении расчетной сети Банка России, где открыт корреспондентский счет кредитной организации — эмитента. На накопительный счет со специальным режимом могут зачисляться только денежные средства, поступающие в оплату акций кредитной организации — эмитента. Решение о выпуске (дополнительном выпуске) акций кредитной организации — эмитента должно содержать указание на то, какие накопительные счета будут использоваться при оплате акций, при этом для одного выпуска не могут использоваться счета с различными режимами.
Кредитная организация — эмитент до регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) акций не вправе использовать в своем обороте денежные средства, находящиеся на накопительном счете со специальным режимом.
Данные денежные средства могут:
— возвращаться лицам, ранее перечислившим их в оплату акций, если итоги выпуска не зарегистрированы;
— возвращаться лицам, ранее перечислившим их в оплату акций, при расторжении договора купли-продажи акций в период проведения подписки на них.
После регистрации отчета об итогах выпуска средства в российской валюте с накопительного счета со специальным режимом перечисляются на корреспондентский счет кредитной организации в Банке России, а накопительный счет закрывается.
Нерезиденты (юридические и физические лица) вправе оплачивать акции кредитной организации — эмитента при их размещении в иностранной валюте, если это предусмотрено в зарегистрированных эмиссионных документах кредитной организации. Нерезиденты оплачивают акции иностранной валютой со своих банковских счетов (банковских вкладов) в иностранной валюте, открытых в уполномоченных банках, а также со своих банковских счетов (банковских вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации.
Для поступления средств в иностранной валюте может быть использован корреспондентский счет кредитной организации — эмитента или накопительный счет со специальным режимом. Инструкция ЦБ РФ N 128-И устанавливает требования к таким счетам. Иностранная валюта должна поступать на корреспондентский счет кредитной организации — эмитента, открываемый в соответствующей иностранной валюте в Сберегательном банке РФ, Банке внешней торговли или первоклассном банке «группы развитых стран» (краткосрочные обязательства которого имеют по классификации Moody’s, Standart & Poor’s рейтинг не ниже АА, prime-1), а также иностранном банке, оплачивающем не менее 50% размещаемых акций своей дочерней кредитной организации — эмитента.
Для государственной регистрации изменений, вносимых в устав и связанных с увеличением уставного капитала, кредитная организация направляет в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор над ее деятельностью:
— платежные поручения с отметкой об исполнении, свидетельствующие об оплате долей в уставном капитале кредитной организации;
— заключение федерального антимонопольного органа (в установленных в соответствии с федеральными законами случаях). Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что для приобретения более 25% голосующих акций акционерного общества требуется получить предварительное согласие со стороны Федеральной антимонопольной службы.
С момента регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг снимаются все ограничения и запреты на использование денежных средств и иного имущества, внесенного в оплату размещенных акций, и эти средства подлежат включению в расчет величины собственных средств (капитала) и обязательных нормативов деятельности кредитной организации.
Таким образом, как показывает позитивный опыт Инвестиционного торгового банка, привлечение иностранных инвесторов в капитал банка является вполне доступным для любого российского банка с прозрачной структурой и понятным бизнесом. Процедура вхождения иностранцев в капитал стала проще и понятнее для банков и инвесторов. Некоторые сложности, встречающиеся при подготовке иностранными инвесторами документов для Банка России, носят технический характер и вполне преодолимы.
Учебник «Уголовно-процессуальное право Российской Федерации» М. М. Богуславского включен в информационный банк согласно публикации — Юристъ, 2005.
Богуславский М. М. Международное частное право. М., 2006.
Вельяминов Г. М. Международное экономическое право и процесс (академический курс). М.: Волтерс Клувер, 2004.
Вознесенская Н. Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт. М., 2001.
Гущин В. В., Овчинников А. А. Инвестиционное право. 2-е изд. М.: Эксмо, 2009.
Майфат А. В. Гражданско-правовые конструкции инвестирования. М.: Волтерс Клувер, 2007.
Фархутдинов И. З. Международное инвестиционное право: теория и практика применения. М., 2005.
В последние пятнадцать — двадцать лет мы являемся свидетелями того, как полтора десятка государств Центральной, Восточной и Юго-восточной Европы впустили иностранных инвесторов в банковские системы своих стран. А ведь еще недавно национальная банковская система прочно ассоциировалась с понятием национального суверенитета и считалась непременным условием успешного развития экономики. Но в современных рыночных условиях правительства этих стран не только не препятствуют экспансии иностранных банков, но наоборот, приложили усилия по привлечению иностранных стратегических инвесторов.
Актуальность данной работы определяется повышенным интересом иностранных инвесторов к российской банковской системе, что обусловлено её стремительным ростом, относительной стабильностью и недостаточной насыщенностью российского рынка финансовыми услугами. Использования Россией опыта стран с переходной экономикой по снятию ограничений на инвестиционную деятельность иностранных банков приносит не однозначные результаты. Это вызывает в Российском обществе активные дискуссии по обоснованности такой политики.
Целью данной работы является анализ теории, практики и особенностей либерализации притока прямых иностранных инвестиций в банковскую систему Россию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить теоретические основы прямого иностранного инвестирования в банковскую систему любой страны.
2. Изучить опыт стран с переходной экономикой по привлечению иностранных инвестиций в банковский сектор, выявить общие тенденции и специфические особенности стран.
3. Провести анализ масштабов, структуры и динамики иностранных инвестиций в банковский сектор России, оценить уровень конкурентоспособности отечественных банков.
4. Исследовать основные стратегии прямых инвестиций иностранных банков в России: создание новых банков и трансграничные слияния и поглощения.
Мировой опыт допуска иностранных инвестиций в национальную банковскую систему
Теоретическая основа присутствия иностранных инвестиций в банковском секторе страны
В Российской Федерации все финансовые отношения между резидентами и не резидентами, желающими участвовать в инвестировании, предусмотрены федеральным законом. Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, которые регулируются законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности. Банк России выдает разрешения на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков в соответствии с порядком, установленным федеральными законами. Увеличение размера уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов регулируется федеральными законами. Совет директоров Банка России определяет в соответствии с федеральными законами условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации.Семенченков В. Вхождение зарубежных инвесторов в капитал российских банков//Аналитический банковский журнал. — 2008. №11-12. — С. 58..
Существует квота участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации. Эта квота рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных капиталах кредитных организаций с иностранными инвестициями, и капитала филиалов иностранных банков к совокупному уставному капиталу кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Существует Закон «О Центральном банке» и Закон «О банках и банковской деятельности» которые предусматривают право иностранных банков создавать филиалы на территории Российской Федерации, но сегодня это право не может быть реализовано. Официальная позиция по филиалам изложена в совместном Заявлении Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации о Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года, в котором, в частности говорится, что создание в Российской Федерации филиалов иностранных банков на текущем этапе развития банковского сектора следует считать преждевременным, прежде всего исходя из необходимости поддержания равных конкурентных условий для всех кредитных организаций, оказывающих банковские услуги. Там же. Тем не менее, Правительство Российской Федерации и Банк России рассматривают инвестиционную деятельность иностранных банков, осуществляемую посредством участия в создании или приобретении долей (акций) в уставном капитале российских кредитных организаций, как необходимый фактор для дальнейшего прогрессивного развития рынка банковских услуг.
Рассмотрим возможные формы вхождения иностранного капитала на финансовый рынок страны:
Иностранный инвестор может создать юридическое лицо, как путем учреждения новой фирмы в соответствии с российским законодательством (самостоятельно или с российским партнером), так и приобрести доли (акции) в уже действующей российской фирме.
Филиал иностранного юридического лица (далее — филиал) — это его обособленное подразделение, расположенное вне места его нахождения (п. 2 ст. 55 ГК РФ). Решение о необходимости создания и ликвидации филиала принимает головная организация. На территории России филиал создают для той же деятельности, которой за ее пределами занимается головная организация (ст. 21 Закона № 160-ФЗ). Филиал может осуществлять все функции головной компании или их часть, в том числе функции представительства. Руководитель филиала действует на основании доверенности. А сам филиал на основании утвержденного положения. В положение включают данные о самом филиале и его головной организации, о ее наименовании, местонахождении, об организационно-правовой форме. Обязательно указывают цели создания и виды деятельности, состав, объем и сроки вложения капитала в основные фонды филиала, порядок управления им и другие сведения, отражающие особенности его деятельности (п. 2 и 3 ст. 22 Закона № 160-ФЗ).
В России общество признается дочерним, если другая (основная) компания в силу преобладающего участия в ее уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо другим образом имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом (то есть в случае, когда основной компании принадлежит большинство голосов для принятия решения в дочерней компании).
Зависимое общество отличается от дочернего тем, что находится под более слабым контролем материнской фирмы, поскольку последней принадлежит существенная, но не основная часть акций (паев). В России общество признается зависимым, если другая (преобладающая) компания имеет более 20% голосующих акций компании.
По прогнозу, составленному Банком России, к концу 2008 года иностранные инвесторы увеличат свою долю в уставном капитале российских банков до 30%, несмотря на некоторые трудности на фондовом рынке и связанный с этим отток капитала. По данным Банка России, на конец первого полугодия 2008 года этот показатель составлял порядка 26%
Рост интереса зарубежных инвесторов подтверждается и статистическими данными. В сентябре 2002 года в Российской Федерации было зарегистрировано 129 банков с иностранным участием в уставном капитале, в сентябре 2003 — 127, в сентябре 2004 — 129, в сентябре 2005 — 131, в сентябре 2006 — 148, в сентябре 2007 — 190, в сентябре 2008 — 221.
Поскольку филиалы создавать нельзя, выход на российский банковский рынок может быть осуществлен путём создания кредитных организаций с иностранным участием или вхождения в уставный капитал существующих кредитных организаций.
Для создания кредитных организаций с иностранными инвестициями, Банк России выдает предварительное разрешение на создание кредитной организации с иностранными инвестициями.
Источники: http://studwood.ru/688734/bankovskoe_delo/investitsii_bankovskom_sektore, http://center-bereg.ru/g184.html, http://studbooks.net/1225651/bankovskoe_delo/mirovoy_opyt_dopuska_inostrannyh_investitsiy_natsionalnuyu_bankovskuyu_sistemu
Источник: