Проблемы правового регулирования инвестиций в рф

Отдельные проблемы правового регулирования инвестиционных отношений и разрешения споров в Российской Федерации

Басыров И.И., соискатель Российской академии правосудия, Московский городской суд.

Автор полагает, что действующая правовая база недостаточно полно регулирует инвестиционные отношения в России, что оказывает существенное влияние на разрешение споров, возникающих в данной области права, и предлагает упорядочить инвестиционное законодательство.

Часто возникающая неопределенность при разрешении споров, вытекающих из инвестиционных договоров, и действующее правовое регулирование инвестиционных отношений, которым руководствуется правоприменительный орган, указывают на несовершенство законодательства в данной сфере.

Участники инвестиционных отношений при согласовании своих дальнейших взаимоотношений зачастую используют договоры смешанные и не поименованные в действующем законодательстве. Они включают в договоры условия, заимствованные из различных правовых институтов, при возникновении впоследствии разногласий между ними суд сталкивается с необходимостью определения правовой природы заключенного договора и применения конкретных правовых норм к спорным отношениям.

Множество примеров заключения сторонами не поименованных в законодательстве договоров можно привести, обратившись к сфере договорного регулирования инвестиционных отношений в области строительства с участием физических лиц. Причем по таким договорам неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств чрезвычайно распространено. Организации, привлекающие денежные средства граждан для строительства объектов недвижимости, применяют вексельный договор, договор инвестирования, соинвестирования, долевого участия в финансировании жилищного строительства, инвестиционного вклада и другие договоры, названия которых законодательство не содержит.

Такие договоры, в основной своей массе, используются в России на протяжении длительного времени, однако проблемы определения их правовой природы и защиты прав участников отношений, возникающих из заключенных сделок, не решены по сегодняшний день.

Верховный Суд РФ дал разъяснение о том, что в случаях, когда по таким сделкам гражданин при заключении договора имеет намерение заказать или приобрести либо использовать товар (квартиру) исключительно для личных, семейных, домашних нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, следует применять к таким правоотношениям Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» . Относительно правовой природы данных договоров Верховный Суд РФ склонялся к тому, что по содержанию большинство заключаемых сделок являются договорами подряда.

См.: Обобщение практики рассмотрения судами Российской Федерации дел по спорам между гражданами и организациями, привлекающими денежные средства граждан для строительства многоквартирных жилых домов (утв. Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 2.

Данное разъяснение помогло в огромной степени тем гражданам, которые столкнулись с нарушениями их прав контрагентами. Вместе с тем не решены другие проблемы, которые возникали раньше и возникают в современности.

К ним относятся известные всем случаи двойных продаж одного и того же объекта инвестирования. Это и случаи, при которых физическое лицо — инвестор, после заключения инвестиционного договора и оплаты денежных средств во исполнение своих обязательств лишается в дальнейшем права на объект инвестирования, поскольку, как оказалось впоследствии, первоначальные инвесторы расторгли заключенный ими инвестиционный договор, и в результате цепочка сделок, предшествовавшая переходу права на объект инвестирования физическому лицу, прервалась.

После заключения инвестиционных договоров нет гарантий и того, что в случае банкротства организации инвестор получит результат инвестирования.

Перечисленные случаи являются лишь отдельными примерами, показывающими недостатки действующего законодательства. Возникают и многие другие аналогичные ситуации, вытекающие из заключенных инвестиционных договоров, которые указывают на наличие проблем, прежде всего связанных с защитой прав инвесторов на объект инвестирования. Их существование обусловлено несовершенством законодательства, как регулирующего инвестиционные отношения в области строительства, так и инвестиционного законодательства в целом. Представляется, что они возникают во многом оттого, что не существует целостной, упорядоченной системы инвестиционного законодательства и общих положений инвестиционного договора.

Проблемы, возникающие при инвестировании гражданами денежных средств в строительство, был призван решить вступивший в силу в 2005 г. Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон о долевом участии в строительстве).

См.: Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2004. N 292. 31 дек.

В Законе действительно, с учетом накопленного опыта, установлены важные гарантии для участников, инвестирующих в строительство недвижимости, и значительно повышена определенность правоотношений в данной области.

Среди них есть гарантии, установленные в п. п. 3, 4 ст. 4 Закона, согласно которым договор подлежит государственной регистрации и должен содержать перечисленные в Законе условия, в том числе срок передачи объекта, цену договора, гарантийный срок. В случае невыполнения данных требований договор считается незаключенным. Из гарантий, установленных Законом, особое значение имеет требование о государственной регистрации договора, поскольку оно лишает возможности двойных продаж одних и тех же объектов, чем многократно злоупотребляли недобросовестные организации.

Однако положения данного Закона не устранили многие из тех вопросов к законодателю, которые существовали до его вступления в силу.

Застройщики и организации, привлекающие денежные средства для строительства объектов недвижимости, на практике, как правило, обходят положения Закона об участии в долевом строительстве, используя иные, более благоприятные для себя, договоры при оформлении отношений с инвесторами.

Право на заключение таких «более благоприятных договоров» предоставлено застройщикам и организациям, привлекающим денежные средства для строительства объектов недвижимости, гражданским и инвестиционным законодательством.

Так, согласно п. 2 ст. 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Данное положение получило развитие в п. 1 ст. 7 Закона РСФСР от 26 июня 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР».

Таким образом, инвестиционный договор можно считать особым видом договора, заключаемого на основании ст. 421 ГК РФ, в соответствии с которой можно заключить договор, специально не предусмотренный нормами права.

Вместе с тем, с учетом того, что в силу ст. 1, п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 ГК РФ предусмотрено возможным ограничение свободы договора, представляется необходимым установить в Законе об участии в долевом строительстве положение об императивном применении к заключаемым договорам по привлечению денежных средств для строительства объектов недвижимости положений данного Закона.

Представляется, что такая мера станет наиболее простым и эффективным действием законодателя по защите прав инвесторов. Распространение действия Закона на все отношения в области привлечения инвестиций в строительство с участием физических лиц позволит в дальнейшем избежать появления новых обманутых инвесторов, улучшить инвестиционный климат в стране.

Здесь уместно высказывание Г.Ф. Шершеневича о роли свободы договора в современном обществе: «Безграничная свобода договора, которая выставлялась недавно как необходимое условие гражданского быта и основной принцип законодательной политики, в последнее время подвергается стеснениям под возрастающим давлением общественных интересов».

Обнадеживает то, что в настоящее время, исходя из положений п. п. 1, 2 ст. 1 Закона об участии в долевом строительстве, суды при рассмотрении споров могут применить к большинству заключенных инвестиционных договоров, с учетом их правовой природы, положения этого Закона.

Читайте также  Риски при организации и финансировании инвестиций

Уже имеются случаи вынесения решений судов об удовлетворении требований граждан о признании заключенного ими инвестиционного договора договором долевого участия в строительстве.

Вместе с тем, как указывалось ранее, заключаются такие договоры, на которые проблематично распространить действие Закона об участии в долевом строительстве.

В п. 2 ст. 1 Закона указано, что для привлечения денежных средств граждан в строительство недвижимости следует использовать договор долевого участия в строительстве.

Не подкрепленная ответственностью, данная норма не устранила существующую практику заключения заказчиком с инвестором-гражданином вместо договора участия в долевом строительстве иных «обходных» сделок (вексельные схемы, предварительные договоры купли-продажи, агентские договоры, инвестиционный вклад и т.п.). Их заключение как раз и предопределено стремлением уклониться от тех мер ответственности, которые предусмотрены Законом об участии в долевом строительстве. По некоторым источникам, в Москве и ближайшем Подмосковье лишь 10,6% договоров из всей массы заключаемых сделок оформляются на основании договора долевого участия в строительстве .

См.: Исследования рынка новостроек Москвы и Подмосковья // URL: http://www.irn.ru.

В ситуациях заключения инвесторами сделок, не поименованных в законодательстве, не мешало бы, чтобы действовали общие положения инвестиционного договора, которых в настоящее время нет.

Суд, рассматривающий дело, в соответствии со ст. 168 ГК РФ вправе квалифицировать такие сделки как недействительные, так как положения п. 2 ст. 1 Закона об участии в долевом строительстве можно толковать в том контексте, что для привлечения денежных средств граждан в строительство недвижимости возможно использование только договора долевого участия в строительстве, а несоблюдение данного требования путем заключения иного договора означает его ничтожность как не соответствующего положениям Закона.

Однако двусторонняя реституция в качестве последствия признания сделок недействительными не способна защитить интересы инвестора на объект инвестирования (недвижимость) либо на равное возмещение. Возвращение сторон в первоначальное положение, при котором к организации перейдет право на объект недвижимости, а к физическому лицу — уплаченные им денежные средства, нарушит права физического лица. Уплаченные им некоторое время назад денежные средства могут не иметь прежнюю покупательную способность. Более того, существуют ситуации, при которых после вынесения решения суда о возвращении сторон в первоначальное положение денежные средства физическому лицу вовсе не возвращаются, поскольку их не оказывается на счетах организации. Так произошло с инвесторами, заключившими договоры с КТ «Социальная инициатива и компания» и многими другими организациями.

Представляется более приемлемым для судов, в случае заключения организацией, привлекающей денежные средства, с физическим лицом — инвестором договора, не предусмотренного в Законе об участии в долевом строительстве, руководствуясь п. 2 ст. 170 ГК РФ (притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа сделки, применяются относящиеся к ней правила), применять к данной сделке правила, содержащиеся в упомянутом Законе.

В целом законодательно не разрешенным остается вопрос о защите прав граждан при заключении сделок, не подпадающих под действие Закона об участии в долевом строительстве. Принятым Законом не урегулирована в достаточной степени ответственность за уклонение стороны от применения типового договора участия в долевом строительстве.

Установленное в п. 3 ст. 4 Закона требование обязательной государственной регистрации договора участия в долевом строительстве должным образом не обеспечено, поскольку не указано, на какой из сторон лежит обязанность предоставить договор на регистрацию. Кроме того, Закон не предусмотрел последствия уклонения от нее, не указан и срок, в течение которого договор подлежит обязательной регистрации.

К данной проблеме — особое внимание, так как ее наличие позволяет недобросовестным заказчикам осуществлять двойные продажи объектов инвестирования.

Положение п. 3 ст. 165 ГК РФ о принудительной регистрации договора в случае уклонения стороны на основании решения суда не позволяет в полной мере защитить права инвестора, так как регистрация сделки на основании решения суда требует времени на судебное разбирательство. При этом защита имущественных интересов инвестора осуществляется только путем возмещения убытков, наличие которых еще надо доказывать.

В связи с этим представляется целесообразным определить в Законе об участии в долевом строительстве сторону, на которой лежит обязанность предоставить договор на регистрацию, срок, в течение которого договор участия в долевом строительстве должен быть представлен на государственную регистрацию, а также ответственность стороны в виде неустойки (пени) за уклонение от его регистрации.

Перечисленные меры позволят повысить уровень защиты участника инвестиционной деятельности.

Практическая «жизнь» инвестиционного законодательства громко выявила на примере «обманутых вкладчиков» пробелы в правовом регулировании инвестиционной деятельности в сфере строительства.

Между тем инвестирование осуществляется не только в создание объектов недвижимости, но и в приобретение недвижимости, использование недвижимого имущества, а также в движимое имущество, ценные бумаги, объекты интеллектуальной собственности, в создание юридического лица и в другие объекты.

Проблемы правильного разрешения споров возникают не только из инвестиционных отношений, связанных со строительством недвижимости, но и из других видов инвестиционных отношений , поскольку недостатки законодательства имеют общий характер.

См.: Кашеварова Ю.Н. Форма осуществления инвестиционной деятельности // Комментарий судебно-арбитражной практики. Вып. 11 / Под ред. В.Ф. Яковлева. М.: Юридическая литература, 2004; Комментарии к постановлениям федеральных арбитражных судов округов по теме «Применение законодательства по вопросам инвестирования» за 2005 — 2006 годы (части 1 и 2). М.: ЗАО «ЮРИНФОРМ В», 2007 // Подготовлен для системы «КонсультантПлюс», 2007.

Недобросовестные участники могут воспользоваться существующими правовыми лазейками, так как в настоящее время нет прозрачной и упорядоченной системы инвестиционного законодательства. Отдельные законы, регулирующие определенные области инвестиционных отношений, при отсутствии понятия и общих положений инвестиционного договора не позволяют в достаточной степени защитить права участников инвестиционной деятельности, охватить правовым регулированием в целом весь объем инвестиционных отношений.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности в РФ

Инвестиционная деятельность является важнейшим инструментом развития экономики. Именно благодаря инвестициям появляются новые промышленные объекты, торговые центры, научно-исследовательские лаборатории.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности в РФ осуществляется на основании следующих нормативно-правовых актов:

  • Закон РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» с изменениями и дополнениями не противоречащими Федеральному закону от 25.02.1999 N 39-ФЗ ;
  • Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (с изм. и доп.) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»
  • Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (с изм. и доп.) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 05.03.1999 N 46-ФЗ (с изм. и доп.) «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» и др.

Кроме этих четырех законов существует множество подзаконных актов, инструкций и других нормативно- правовых документов, поясняющих права и обязанности инвесторов.

Совет! Инвестиционное законодательство перекликается с другими нормативно-правовыми актами, поэтому стоит изучать не только общие законы, касающиеся инвестиционной деятельности, но и законодательство в области предполагаемых инвестиций.

Механизм инвестиционного регулирования

Направления регулирования инвестиционной деятельности

Правовое регулирование инвестиций в РФ охватывает большой спектр вопросов, возникающих в процессе инвестиционной деятельности, что способствует эффективной защите инвесторов.

Условно, нормативные правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность можно разделить на законы, регламентирующие:

  • , осуществляемую нерезидентами;
  • , осуществляемые резидентами .

Непосредственно для иностранных инвесторов разработан закон об иностранных инвестициях, регламентирующий их деятельность на территории страны.

Особенности правового регулирования инвестиционной деятельности в РФ предполагают возможность инвестирования финансовых средств в форме:

  • инвестирования в капитальное строительство;
  • покупки ценных бумаг;
  • создание совместного предприятия и др.
Читайте также  Инвестиции в драгоценные металлы в сбербанке

Безусловно, покупка ценных бумаг иностранными инвесторами является не самым лучшим направлением инвестирования, так как в этом случае не создается «нового продукта». Это краткосрочные инвестиции, которые быстро приходят и быстро уходят из страны.

Государство заинтересовано в инвесторах, которые создают новые производства, привозят с собой новые технологии и внедряют их на отечественных предприятиях. Другим важнейшим направлением инвестиционной деятельности, стимулируемым государством является модернизация производства.

К сожалению, на многих отечественных предприятиях стоит морально и физически устаревшее оборудование, которое необходимо менять, так как современное производство без новейшего оборудования в принципе не возможно.

Совет! Государственное регулирование в России имеет множество подзаконных актов, которые не всегда входят в перечень актов, рекомендуемых для ознакомления инвестору, поэтому стоит внимательно читать отсылочные нормы законов.

Основы правового регулирования инвестиционной деятельности регламентируют:

  • порядок использования имеющихся на территории производственных факторов, которые могут быть использованы в инвестиционной деятельности;
  • движение финансовых средств, направляемых на реализацию инвестиционных проектов;
  • порядок налогообложения, льготы и государственные гарантии;
  • нормативно правовую базу инвестиционной деятельности.

Методы государственного регулирования инвестиций

Методы правового регулирования инвестиционной деятельности включают в себя:

  • регулирование инвестиций в форме движения финансовых средств;
  • регулирование объектов инвестирования;
  • экспертизу инвестиционных проектов;
  • государственный контроль за соблюдением принятых норм и стандартов;
  • контроль за соблюдением правил обязательной сертификации;
  • регулирование инвестиционной активности отечественных инвесторов за рубежом;
  • оценку законности амортизационной политики;
  • систему льготного кредитования;
  • налоговое стимулирование и регулирование инвестиционной деятельности;
  • контроль и регулирование участия инвесторов в приватизации;
  • предоставление необходимой финансовой помощи.

В осуществлении грамотной инвестиционной политики велика роль государства, которое занимается решением таких вопросов как:

  • формирование оптимальной налоговой системы, отвечающей всем целям и задачам государства и инвесторов;
  • разработка специальных налоговых режимов, стимулирующих деятельность инвесторов;
  • обеспечение льготных условий использования природных ресурсов государства, в тех случаях, когда ожидается позитивное влияние инвестиционной деятельности на экономику;
  • стимулирование лизинговых операций;
  • создание системы переоценки основных фондов организаций и предприятий.

Одним из проблемных направлений является нестабильность налоговой системы. Формально Правительство не меняет налогообложение предпринимателей, но количество всевозможных сборов постоянно увеличивается. Часто инвестор просто не в состоянии уследить за всеми нововведениями.

Природные ресурсы часто достаются лишь государственным компаниям, а предприниматели не имеют возможности использовать их по приемлемым ценам.

Особенности регулирования деятельности иностранных инвесторов

Система правового регулирования инвестиций в Российской Федерации регламентирует инвестиционную деятельность не только резидентов РФ, но так же и деятельность иностранных инвесторов. Иностранные инвесторы имеют ограничения при инвестировании на территории РФ, связанные с ограничением доли участия в отдельных видах предприятий на территории страны.

Инвесторы имеют возможность осуществлять капитальные вложения в следующих видах:

  • вкладывать финансовые средства в новое строительство;
  • осуществлять реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих предприятий;
  • приобретать машины, оборудование, инвентарь, инструменты;
  • проводить проектно-изыскательские работы и др.

Правовое регулирование инвестиции позволяет избежать различных нарушений и является инструментов разрешения споров. К сожалению, российская система не всегда отвечает реалиям времени, поэтому многие инвесторы предпочитают регистрировать компании в странах с английской правовой системой, максимально защищающей собственность и интересы инвесторов.

Проблемы и перспективы регулирования инвестиционной деятельности

Инвестиционная деятельность: проблемы правового регулирования связаны с тем, что, несмотря на важность регулирования инвестиционной деятельности, некоторые положения регламентируются еще законодательством РСФСР.

Инвестиционный климат России пока не является максимально благоприятным для инвесторов. Большой проблемой остается непрозрачность процедур, коррупция, проблемы правоохранительной и судебной систем.

Неустойчивость банковской системы так же является преградой к улучшению инвестиционного климата, так как существуют большие сложности с получением долгосрочных кредитов под приемлемую ставку. Инвестиции в производство дают отдачу через много лет, а не очень высокая рентабельность производства не позволит выплачивать высокие проценты по кредитам.

В перспективе большое влияние на объем инвестиций будет оказывать международная политическая и экономическая ситуация. Девальвация российской валюты не позволяет в ближайшей перспективы увеличить иностранные инвестиции, поэтому необходимо создавать привлекательные условия для отечественных инвесторов и искать новые способы финансирования.

В последние годы государство стало создавать зоны опережающего развития, технопарки, инвестиционные площадки, инвестиционные фонды и агентства, которые призваны облегчить инвесторам работу на отечественном рынке.

Совет! Новые формы инвестирования, предлагаемые государством, бывают достаточно выгодными, поэтому не ленитесь, изучайте информацию.

Актуальные проблемы государственного регулирования инвестиций. Правовые предпосылки активизации инвестиционной деятельности (Литягин Н.Н.)

Дата размещения статьи: 16.05.2015

Преобразование экономики России находится в непосредственной взаимосвязи с активизацией инвестиционной деятельности, основывается на внутренних и внешних капиталовложениях, осуществление которых создает предпосылки для экономического роста и повышения конкурентоспособности национальной экономики, обеспечивает простое и расширенное воспроизводство, является решающим фактором социально-экономического развития в долгосрочной перспективе. Мировой финансово-экономический кризис еще более актуализировал значимость данного фактора, стимулирование инвестиционной активности стало приоритетным направлением деятельности каждого государства и мирового сообщества в целом. Решение этой проблемы зависит от многих обстоятельств, предполагает осуществление различных по их природе и содержанию мер, важное место занимают в их числе правовые аспекты инвестирования, совершенствование правовой регламентации инвестиционной деятельности. Развитие рыночных отношений в России, либерализация экономики открыли широкий простор для проявления инициативы в этой сфере, но вместе с тем в инвестиционной деятельности проявились и негативные свойства: склонность к противоправным сделкам, незаконному завладению чужими финансовыми средствами и имуществом. Инвестирование как вид экономической деятельности, связанный с обособлением материальных и финансовых ресурсов инвестора и передачей их другим лицам, создает для этого определенные предпосылки.
Свойственные инвестированию риски могут быть минимизированы эффективными правовыми средствами, надлежащей правовой регламентацией инвестиционных отношений, учитывающей особенности инвестиций как объекта правового регулирования, обусловленные спецификой их социально-экономической и правовой природы, что, в свою очередь, предполагает необходимость системного и комплексного изучения инвестиций как экономико-правового явления. В уточнении нуждается само понятие «инвестиции», в законодательстве и правовой доктрине оно трактуется широко и неоднозначно, что затрудняет идентификацию инвестиций, их правовое регулирование . В юридической литературе при анализе инвестирования акцентируется внимание на том, что оно связано с отчуждением имущества, передачей его другому лицу. Такое понимание инвестиций нельзя признать обоснованным, инвестирование возможно и без отчуждения инвестиционных вложений, в частности в производственную и социальную инфраструктуру инвестора. Особенность инвестиций, их глубинное, базовое свойство заключается в другом, их квалифицирующим признаком является то, что в результате осуществления инвестиций создается новый, приносящий доход или удовлетворяющий иную, не имеющую антисоциальной направленности, потребность актив либо модернизируется созданный ранее. Вопрос о вложениях, которые могут быть инвестициями, представляется чрезвычайно важным, имеет не только теоретическую, но и большую практическую значимость, от его обоснованного решения зависит предоставление предусмотренных законодательством для стимулирования инвестиций льгот и преференций, поэтому легальное определение инвестиций следует сформулировать более определенно, выделить в нем существенные характеристики данного экономико-правового явления, его качественные особенности как объекта правового регулирования и исключить из законодательного определения инвестиций те виды финансовых вложений, которые инвестициями не являются, отграничить инвестирование от внешне сходных с ним видов финансово-экономической деятельности: финансирования, кредитования и др. В частности, представляется, что из данного понятия должны быть исключены кредиты, банковские вклады, краткосрочные спекулятивные вложения в ценные бумаги. Вместе с тем в него следует включить положение о признании инвестициями вложений, осуществляемых экономическими субъектами в свою производственную и социальную инфраструктуру и обладающих присущими инвестициям свойствами. Придание этим активам статуса инвестиций станет основанием для предоставления указанным субъектам, в установленных законом случаях, налоговых льгот и иных преференций. Представляется, что под инвестициями следует понимать обособленные от иного имущества вложения материальных и финансовых средств, имущественных прав, интеллектуальных ценностей и других активов, в отношении которых государством установлен особый правовой режим, осуществляемые субъектами предпринимательской деятельности и не обладающими данным статусом физическими и юридическими лицами, а также публичными образованиями, в свою инфраструктуру и внешние по отношению к ним факторы производства и другие объекты, в целях получения дохода или достижения иного экономического либо социального эффекта.
———————————
В отечественной правовой литературе определение инвестиций впервые было дано в работе Н.Н. Вознесенской применительно к иностранным инвестициям. В нем указывается, что под инвестициями следует понимать такое предоставление средств иностранными инвесторами, при котором обязательной является экономическая активность иностранного элемента, направленная на согласованное целевое использование этих средств, при условии, что эта деятельность (с участием или без участия местного капитала) приведет к созданию обусловленного производственного объекта, способствующего развитию экономики. Иное определение дано А.Г. Богатыревым. Анализируя различные понятия инвестиций, он пришел к выводу, что инвестиции — это синоним собственности, и они должны рассматриваться как права и интересы владения и распоряжения имуществом во всех его видах и формах. Имеются и другие взгляды на инвестиции.

Читайте также  Вложение инвестиций и практическое действие

Нуждаются в уточнении и производные от инвестиций понятия: «инвестор», «осуществление инвестиций», «инвестиционная деятельность». Данные понятия широко используются в экономико-правовой литературе, но при этом дается различное их толкование, формулируются они в абстрактной форме, и в них вкладывается различный смысл. Определение понятия «инвестор» имеется во многих актах внутреннего российского законодательства и международных правовых актах, в соответствии с которыми инвесторами признаются лица, осуществляющие вложения собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование. Круг инвесторов широк и многообразен, включает физических и юридических лиц, государства и муниципальные образования, международные организации. Конкретизация данного понятия имеет принципиальное значение, и решение этой задачи находится во взаимосвязи с установлением обоснованного легального определения понятия «инвестиции». Проблема определенности понятия и правового статуса инвестора является производной от понятия «инвестиции» и может быть решена после того как будет сформулировано и законодательно закреплено научно обоснованное понятие инвестиций, устраняющее возможность различного его толкования. Что касается понятий «осуществление инвестиций» и «инвестиционная деятельность», то они во многом сходны по своему содержанию, но различия между ними имеются. Осуществление инвестиций предполагает финансовые, материальные и иные вложения в объект инвестирования, а также фактические и юридические действия инвестора по достижению целей инвестирования. Инвестиционная деятельность отличается от инвестирования по субъектному составу и содержанию, для нее характерен более широкий круг участников, осуществляющих функции заказчиков, исполнителей, посредников, соответственно, разнообразным, детерминированным сферой инвестирования является и ее содержание.
Инвестирование осуществляется посредством совершения широкого комплекса разнообразных действий, образующих в своей совокупности инвестиционный процесс.
В экономической и правовой доктрине понятие «инвестиционный процесс» трактуется неоднозначно, в него вкладывается различный смысл, порой оно отождествляется с инвестиционной деятельностью, что нельзя признать обоснованным. Это не идентичные понятия, инвестиционный процесс более формализован, отличается высоким уровнем нормативности, предусматривает разнообразные режимные требования к осуществлению инвестиций. В отличие от формально неопределенной инвестиционной деятельности, инвестиционный процесс наполнен юридическим содержанием. Частично он включает в себя и инвестиционную деятельность в ее юридических проявлениях, в той ее части, которая предусматривает совершение юридически значимых действий. При осуществлении инвестиций инвесторы взаимодействуют с множеством субъектов, с регулирующими инвестиционную деятельность государственными органами и иными участниками инвестиционных отношений. Многообразие данных отношений, их сложный, длящийся характер обусловливают необходимость их упорядочения посредством нормативно-правового регулирования, установления и законодательного закрепления системы правил и регламентных процедур, предусматривающих совершение в определенной логической последовательности фактических и юридических действий, образующих в своей совокупности инвестиционный процесс, целью которого является достижение предусмотренного инвестиционным проектом конечного результата. Как экономико-правовое явление инвестиционный процесс представляет собой ряд относительно обособленных, но единых по цели и задачам последовательных юридических и фактических действий, находящихся в системной взаимосвязи и реализующих ту или иную функциональную роль.
Инвестиционный процесс нуждается в совершенствовании, в большей формализации и однозначном легальном его толковании. В формализации и законодательном закреплении нуждаются юридически значимые действия и аспекты инвестирования, связанные с приобретением статуса инвестора, заключением опосредующих инвестиционную деятельность договоров, фиксацией моментов исполнения инвестиционных обязательств и удостоверения прав инвесторов. Актуальным является также вопрос о соотношении государственного регулирования и саморегулирования в инвестиционной сфере, их эволюции в условиях рыночной экономики, установлении допустимых пределов государственного воздействия на инвестиционные отношения, объективно обусловленных границ их правового регулировании, а также трансформации самого государственного регулирования, которое является сложным по своему содержанию, включает в себя комплекс экономических, социально-политических, организационных и иных средств воздействия на инвестиционные отношения. Его составной частью и преобладающим направлением является правовое регулирование, посредством которого устанавливаются основные параметры деятельности инвесторов и других субъектов инвестиционных отношений. С развитием рыночных отношений претерпевает изменение и государственное регулирование инвестиций, в нем расширяется сфера нормативно-правового регулирования, изменяется его соотношение с саморегулированием, возрастает значение обычаев делового оборота, правил, порождаемых самой инвестиционной практикой.
В условиях рыночной экономики правовое регулирование является основным средством государственного воздействия на инвестиционные отношения. Осуществляется оно нормативными правовыми актами различной отраслевой принадлежности, различными приемами и способами. Инвестиционные отношения являются преимущественно товарно-денежными по своему содержанию и регулируются чаще всего гражданским правом, но инвестирование может осуществляться в различных целях, для удовлетворения разнообразных материальных и нематериальных потребностей как самих инвесторов, так и других физических и юридических лиц, публично-правовых образований, поэтому наряду с гражданским правом правовое регулирование инвестиций осуществляется и другими отраслями права, в частности инвестиционные отношения в значительной мере регулируются финансовым правом. Основными инвестиционными вложениями являются финансовые ресурсы, в том числе банковские кредиты, другие заемные средства, в формировании, распределении и перераспределении инвестиционных ресурсов активно участвует фондовый рынок; сложный состав и многообразие возникающих при этом отношений обусловливают необходимость их правового регулирования не только гражданским, но и финансовым правом. Нормами финансового права регламентируются многие аспекты инвестиционной деятельности, связанные с участием в инвестиционном процессе государственного имущества и финансовых средств, они являются в этих случаях приоритетными, оказывают наибольшее влияние на осуществление публичных инвестиций, гражданское законодательство к этим отношениям применяется, если это предусмотрено законом, т.е. юридическое своеобразие возникающих в инвестиционной сфере отношений обусловливает необходимость использования различных приемов и способов их правового регулирования, основывается на сочетании различных методов воздействия на поведение субъектов инвестиционной деятельности, гражданско-правовой (диспозитивный) метод дополняется при регулировании инвестиционных отношений императивным методом — методом властных предписаний, присущим публичному праву. Взаимосвязь частноправового и публично-правового регулирования инвестиционных отношений предполагает необходимость объективно обусловленного, обоснованного их сочетания. В данной связи представляется, что гражданско-правовое регулирование является чрезмерно широким по своему содержанию, многие регулируемые им общественные отношения не имеют общих родовых свойств, позволяющих объединить их в предмете одной отрасли права. Это наглядно проявляется в правовой регламентации деятельности хозяйствующих субъектов, коммерческих организаций, ее особенности создали предпосылки для формирования самостоятельной отрасли права — российского экономического права. Детерминированные рыночной экономикой изменения в отраслевом строении права охватывают и инвестиционную сферу.

Источники: http://wiselawyer.ru/poleznoe/40049-otdelnye-problemy-pravovogo-regulirovaniya-investicionnykh-otnoshenij-razresheniya, http://tv-bis.ru/investitsionnoe-pravo/240-pravovoe-regulirovanie-investitsionnoy-deyatelnosti.html, http://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/4194

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто