Создание и деятельность предприятий с иностранными инвестициями;
Руководствуясь нормами ИК Республики Беларусь, иностранные инвесторы и коммерческие организации с иностранными инвестициями вправе осуществлять на территории Республики Беларусь инвестиционную деятельность в любых формах. Они вправе создавать на территории Республики Беларусь юридические лица с любым объемом иностранных инвестиций и в любых организационно-правовых формах, предусмотренных ГК Республики Беларусь, а также их филиалы и представительства.
Законодательное регулирование создания и ликвидации коммерческих организаций с иностранными инвестициями определяется:
— главой 15 ИК Республики Беларусь;
— статьями 47—61 ГК Республики Беларусь;
— Положением о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № И [69];
— Положением о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 1997 г. № 929 [93].
Коммерческими организациями с иностранными инвестициями являются юридические лица, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют объем, эквивалентный не менее чем 20 000 долларов США, и которые преследуют извлечение прибыли (дохода) в качестве основной цели своей деятельности на территории Республики Беларусь (ст. 77 ИК Республики Беларусь).
Коммерческие организации с участием иностранного капитала могут создаваться в любых организационно-правовых формах юридических лиц — ООО, ОДО, ОАО, ЗАО, унитарных предприятий, товариществ полных, коммандитных и др.
В зависимости от особенностей регистрации все коммерческие организации с иностранными инвестициями рассматриваются как коммерческие совместные или коммерческие иностранные организации.
Юридическое лицо Республики Беларусь, уставный фонд которого состоит из доли иностранного инвестора и доли физических и (или) юридических лиц Республики Беларусь, именуется коммерческой совместной организацией (п. 3 ст. 80 ИК Республики Беларусь).
Юридическое лицо Республики Беларусь, в уставном фонде которого иностранные инвестиции составляют 100 процентов, именуется коммерческой иностранной организацией (п. 4 ст. 80 ИК Республики Беларусь).
Коммерческая организация с иностранными инвестициями может осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законодательством Республики Беларусь и соответствующие целям деятельности, предусмотренным в уставе этой организации, виды деятельности, подлежащие лицензированию, коммерческая организация с иностранными инвестициями может осуществлять только на основании специального разрешения (лицензии).
Коммерческая организация с иностранными инвестициями может быть создана путем:
— в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (акций) в ранее учрежденном юридическом лице без иностранных инвестиций;
— приобретения предприятия как имущественного комплекса в целом или его части.
Решение о создании коммерческой организации с иностранными инвестициями принимается ее учредителями (участниками).
Государственная регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями, за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, коммерческих организаций с иностранными инвестициями в свободных экономических зонах и страховых, перестраховочных организаций, с соответствии с п. !3 Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11, осуществляется облисполкомами (Минским горисполкомом) [69].
В регистрирующий орган для государственной регистрации коммерческих совместных организацийучредителями (собственниками имущества или уполномоченными органами) представляются следующие документы:
— письменное заявление учредителей (подписывается всеми учредителями коммерческой совместной организации);
— нотариально удостоверенные оригиналы или нотариально удостоверенные копии учредительных документов создаваемой коммерческой совместной организации в двух экземплярах;
— для учредителей — юридических лиц Республики Беларусь — нотариально заверенная копия решения собственника имущества или уполномоченного им органа о создании коммерческой совместной организации, а также нотариально заверенные копии документов, подтверждающих государственную регистрацию, и нотариально заверенные копии учредительных документов (для каждого белорусского юридического лица);
— для учредителей — физических лиц Республики Беларусь — копия трудовой книжки, заверенная печатью организации по последнему месту работы, либо копия пенсионного удостоверения, заверенная органами социального обеспечения по месту жительства, либо справка органа занятости;
— для учредителей — иностранных юридических лиц (организаций) — легализованная выписка из торгового регистра страны происхождения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранного инвестора в соответствии с законодательством страны его места нахождения или постоянного места жительства на момент создания коммерческой совместной организации (легализация должна быть проведена не позднее одного года до подачи заявления о регистрации) с переводом на белорусский (русский) язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется);
— для учредителей — иностранных физических лиц -ксерокопия паспорта с переводом на белорусский (русский) язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется);
— документы, подтверждающие формирование уставного фонда (для коммерческой совместной организации в форме открытого акционерного общества);
— гарантийное письмо или иной документ, подтверждающие право на размещение коммерческой совместной организации по месту ее нахождения;
— платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию.
Для государственной регистрации коммерческий иностранных организаций, в регистрирующий орган представляется тот же перечень документов, за исключением документов, предоставляемых юридическими и физическими лицами Республики Беларусь, так как они не могут участвовать в создании коммерческих иностранных организаций.
Коммерческая организация с иностранными инвестициями считается созданной с момента ее государственной регистрации. Государственная регистрация осуществляется в течение не более 15 дней со дня подачи ее учредителями (участниками) всех необходимых документов. Регистрирующий орган в течение пяти дней в письменной форме сообщает учредителям (участникам) о регистрации коммерческой организации и выдает свидетельство о регистрации. В течение 10 дней со дня принятия решения о государственной регистрации регистрирующий орган сообщает о регистрации коммерческой организайии в Министертво юстиции Республики Беларусь и в 15-ти дневный срок в нало-гове органы и органы государственной статистики и анализа по месту регистрации.
В государственной регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями может быть отказано по основаниям нарушения установленного законодательными актами Республики Беларусь порядка создания коммерческой организации с иностранными инвестициями и несоответствия учредительных документов требованиям законодательства Республики Беларусь. Отказ в государственной регистрации по основаниям нецелесообразности ее создания не допускается. В случае отказа в государственной регистрации об этом сообщается ее учредителям (участникам) в течение пяти дней со дня принятия решения об отказе, они, в свою очередь, могут обжаловать это решение в суд.
Статья 87 ИК Республики Беларусь определяет порядок формирования уставного фонда коммерческой организации с иностранными инвестициями. Объявленный в учредительных документах уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями должен быть сформирован не менее чем на 50 процентов в течение первого года со дня государственной регистрации этой организации за счет внесения в него каждым из учредителей (участников) не менее 50 процентов своей доли и в полном объеме — до истечения двух лет со дня регистрации. Исключение составляет создание коммерческих организаций в форме открытого акционерного общества, уставный фонд которого должен быть сформирован в полном объеме до государственной регистрации организации.
Коммерческая организация с иностранными инвестициями представляет в зарегистрировавший ее орган документальное подтверждение факта формирования уставного фонда в установленных размерах (аудиторское заключение) не позднее 30 дней со дня окончания соответствующего периода. На основании этого факта регистрирующий орган выдает свидетельство в течение 10 дней о формировании уставного фонда коммерческой организации.
Уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями должен быть объявлен в долларах США, а в случае создания коммерческой организации с иностранными инвестициями в форме акционерного общества или с использованием имущества Республики Беларусь — также и в денежных единицах Республики Беларусь.
Учредители (участники) коммерческой организации с иностранными инвестициями имеют право вносить вклады в уставный фонд в денежной и (или) неденежной форме.
Для пересчета уставного фонда и вкладов в уставный фонд используется официальный курс белорусского рубля по отношению к соответствующей иностранной валюте на день подписания договора о создании коммерческой организации с иностранными инвестициями и (или) утверждения устава, а при принятии решения об увеличении уставного фонда коммерческой организации с иностранными инвестициями для пересчета части, на которую увеличен уставный фонд, и дополнительных вкладов, при принятии решения о приобретении юридическим лицом статуса коммерческой организации с иностранными инвестициями для пересчета вкладов в ее уставный фонд — на дату принятия такого решения.
В случае, когда учредитель (участник) коммерческой организации с иностранными инвестициями вносит вклад в уставный фонд этой организации в официальной денежной единице Республики Беларусь либо в иностранной валюте, он обязан учитывать соответственно разницу между официальными курсами белорусского рубля к доллару США либо разницу между кросс-курсами соответствующей иностранной валюты к доллару США, рассчитанными на основании официального курса Национального банка Республики Беларусь на день подписания договора о создании коммерческой организации с иностранными инвестициями и (или) утверждения ее устава и на день фактического внесения вклада.
В случае принятия решения об увеличении размера уставного фонда либо решения о приобретении юридическим лицом статуса коммерческой организации с иностранными инвестициями учредитель (участник) этой организации обязан при внесении вкладов в официальной денежной единице Республики Беларусь либо в иностранной валюте учитывать соответственно разницу между официальными курсами белорусского рубля к доллару США либо разницу между кросс-курсами соответствующей иностранной валюты к доллару США, рассчитанными на основании официального курса Национального банка Республики Беларусь на день принятия такого решения и на день фактического внесения вклада.
Неденежный вклад иностранного инвестора должен быть ввезен из иностранного государства либо приобретен в Республике Беларусь за иностранную валюту или официальную денежную единицу Республики Беларусь, если они получены в виде причитающейся инвестору прибыли от деятельности созданной с его участием коммерческой организации с иностранными инвестициями, от иной разрешенной деятельности либо путем обмена иностранной валюты в банках Республики Беларусь, Неденежные вклады оцениваются на дату их принятия на баланс коммерческой организации с иностранными инвестициями.
Неденежные вклады учредителей (участников) коммерческой организации с иностранными инвестициями подлежат экспертизе достоверности оценки неденежных вкладов в соответствии с Положением о проведении экспертизы достоверности оценки имущества, вносимого в виде неденежного вклада в уставный фонд юридического лица, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 12 февраля 1996 г. № 92 [85].
По решению учредителей (участников), собственника имущества или органа этой организации, уполномоченного на то ее учредительными документами, либо в судебном порядке в случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, коммерческая организация с иностранными инвестициями может быть ликвидирована или реорганизована. Основанием для ликвидации коммерческой организации с иностранными инвестициями может являться несоблюдение коммерческой организацией порядка формирования уставного фонда (ст. 90 ИК Республики Беларусь), а также ликвидация может последовать по основаниям, предусмотренным Положением о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от !6 марта 1999 г. № 11 [69]. Сообщение о ликвидации коммерческой организации с иностранными инвестициями публикуется в печати.
Тема 8. Правовое регулирование цен и ценообразования, обеспечения качества продукции (работ, услуг).
1. Цена как правовая категория, источники правового регулирования цен и ценообразования.
2. Понятие и источники правового регулирования качества продукции.
3. Понятие стандартизации и сертификации, их правовые основы.
4. Лицензирование отдельных видов хозяйственной деятельности.
Организации с иностранными инвестициями
Организации с иностранными инвестициями – феномен желанный для экономики любой страны. Практически все мировые государства заинтересованы в привлечении финансовых активов из-за рубежа. Ведь ни для кого не секрет, что вложения иностранного капитала в национальные предприятия способствуют экономическому развитию, создают новые перспективы, стимулируют рост внутренних инвестиций. Положительное влияние зарубежных финансовых вливаний на динамику развития страны задает вектор необходимых политических преобразований. Поэтому политика различных государств зачастую направлена на создание в стране благоприятных условий для работы иностранного капитала.
С этой целью учреждаются организации с иностранными инвестициями, которые представляют собой коммерческие структуры, где на долю зарубежного партнера в уставном капитале приходится более 10% средств.
Процесс вложения частных денежных и других активов в зарубежные предприятия на сегодняшний день может считаться одним из самых распространенных и излюбленных видов инвестиционной деятельности. Обычно вкладчики, решившие доверить свой капитал зарубежным объектам, преследуют следующие цели:
— оптимизация использования имеющихся средств;
— сведение к минимуму затрат на выплату налогов;
— минимизация затрат на услуги посредников.
Зарубежные предприниматели, присутствующие на российском рынке, получили название «иностранные инвесторы». По российскому законодательству под это определение попадают международные организации, иностранные граждане, иностранные государства, лица, проживающие постоянно за пределами РФ, но не имеющие зарубежного гражданства, зарубежные юридические лица и организации, которые не являются юридическим лицом.
К иностранным инвестициям, вливаемым в экономику страны, относят следующие основные моменты:
— права на интеллектуальную собственность;
Капитал, принадлежащий зарубежному инвестору, направляется на развитие сельского хозяйства или промышленных объектов, в недвижимость, акции, облигации, торговлю и прочие экономические секторы государства.
По закону «Об иностранных инвестициях», принятому Российской Федерацией, все предприятия с иностранными инвестициями подразделяют на три следующих вида:
— предприятия с частичным или долевым участием зарубежных инвесторов, сюда же относятся их филиалы и дочерние организации;
— предприятия, принадлежащие зарубежным инвесторам полностью, включая филиалы и дочерние предприятия;
— филиалы зарубежных юридических лиц.
Организации с иностранными инвестициями могут быть созданы следующим образом:
— учреждение непосредственно самой организации;
— приобретение зарубежным вкладчиком доли участия в ранее организованном предприятии без иностранных инвестиций;
— приобретение зарубежным инвестором предприятия полностью.
По закону организации с иностранными инвестициями так же, как и национальные предприятия, обязаны выплачивать налоги, установленные налоговым законодательством страны. Подобным организациям необходимо вести бухгалтерский учет, так же, как и предоставлять финансовую отчетность в полном соответствии с действующими в Российской Федерации законами и правилами. Налогообложение таких организаций имеет ряд преимуществ и особенностей по сравнению с национальными предприятиями. Подобный подход вызван не только международными обязательствами, принятыми Российской Федерацией, но и политикой привлечения иностранных инвестиций, проводимой как на государственном, так и на региональном уровнях.
Предприятия с иностранными инвестициями
Одна из важнейших проблем реформирования и модернизации российской экономики — привлечения иностранных инвестиций. Учитывая серьезное технологическое отставание российской экономики по большинству позиций, России необходим иностранный капитал, который мог бы принести новые технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций.
В мировой и российской практике внешнеэкономической деятельности широко распространены различные формы производственного сотрудничества, которые можно определить как совместное предпринимательство — это международная специализация и кооперирование производства, совместное производство, российские предпринимательские инвестиции за рубежом, предприятия с иностранными инвестициями (ПИИ). Одна из самых эффективных форм привлечения иностранных инвестиций в экономику России — создание ПИИ (прямое инвестирование).
Создание и деятельность предприятий с иностранными инвестициями в Российской Федерации регулируется Законом «Об иностранных инвестициях в РФ», принятым 9 июля 1999 г. Закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.
Закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике РФ иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта.
В соответствии с законом на территории РФ могут быть созданы следующие виды предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ):
предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам;
филиалы иностранного юридического лица;
коммерческие организации с иностранными инвестициями, в которых иностранному инвестору принадлежит не менее чем 10% доли в уставном (или складочном) капитале. Такие предприятия называются совместными предприятиями (СП).
Российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора. С этого дня коммерческая организация пользуется правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными законом.
Иностранным инвестором может быть:
иностранное юридическое лицо;
иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом;
иностранный гражданин или лицо без гражданства, которое проживает за пределами РФ;
В зависимости от условных установок партнеров ПИИ могут быть следующих типов:
а) ПИИ научно-исследовательского характера, создаваемые с целью объединения опыта и результатов научных, проектных разработок для создания новых продуктов, “ноу-хау”, оборудования и т.п.;
б) ПИИ производственного характера, при создании которых зарубежный инвестор преследует цель снижения издержек в процессе производства и сбыта продукции. Могут применяться различные формы корпорационных связей, например, объединение отдельных комплектующих узлов инвестора и местного партнера, технологии, опыта организации производства, предоставляемых инвестором, и сырья, рабочей силы местного происхождения и т.д.;
в) закупочные ПИИ, создаваемые с целью закупок на местном рынке более дешевого сырья, полуфабрикатов, необходимых для производства конечного продукта на предприятиях зарубежного партнера;
г) сбытовые ПИИ, создаваемые с целью освоения новых рынков сбыта как в стране местонахождения, так и в третьих странах.
ПИИ могут принимать различные организационные формы, что зависит от разных факторов, в том числе и от цели партнеров. Для многих западных корпораций международная хозяйственная кооперация стала одной из ведущих стратегий развития и решения проблем выхода на новые рынки, преодоления протекционистских барьеров, ускорения научно-технического прогресса, уменьшения степени риска капиталоемких проектов производства новых продуктов, облегчения доступа к источникам сырья и материалов.
Наибольший интерес представляют прямые иностранные инвестиции в российскую экономику.
Прямой иностранной инвестицией считается:
приобретения иностранным инвестором не менее 10% доли (вкладах) в уставном (или складочном капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества);
вложения капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации;
осуществление иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования таможенной стоимостью не менее 1 млн рублей.
Производя прямые инвестиции в России иностранные компании могут преследовать следующие цели:
1) получение высокой нормы прибыли при создании производств по выпуску продукции, которая дефицитна в России, или цены, которая в России значительно выше мировых;
2) использование факторов производства, цена которых в России ниже мировых: сравнительно дешевая (но квалифицированная) рабочая сила, низкая цена некоторых видов сырья;
3) использование сравнительно богатых месторождений полезных ископаемых и других природных ресурсов, разработка которых в России дешевле, чем в других странах, или доступ к которым в других странах затруднен;
4) продвижение на российский рынок своей продукции: создание торгово-сбытовой сети, сборочных производств, сервисных предприятий, внедрение своих стандартов на российском рынке. К инвестициям такого типа подталкивают и высокие таможенные сборы.
Для российской стороны создание предприятий с иностранными инвестициями с зарубежными партнерами предполагает для одной из сторон достижение следующих целей:
выпуск товаров для удовлетворения потребностей внутреннего рынка страны с учетом наличия спроса на эту продукцию за рубежом;
привлечение в экономику страны современной технологии и оборудования;
получение доступа к зарубежным методам управления;
увеличение объемов экспорта на основе выпуска конкурентоспособных товаров на мировом рынке;
создание современных производств высококачественной продукции, позволяющей сократить импорт или полностью отказаться от него;
привлечение иностранных капиталовложений и получение доступа к дополнительным материальным и финансовым ресурсам;
повышение квалификации кадров в области технологии, организации и управления;
получение иностранной валюты.
Сотрудничество с зарубежными партнерами может дать положительный эффект с точки зрения освоения зарубежного опыта управления, маркетинга, подготовки кадров и др.
Привлечение иностранного капитала может не только дать дополнительные материальные и денежные средства, но и стать серьезным катализатором развития рыночных отношений в стране.
Привлечение иностранного капитала, дальнейшее развитие совместного предпринимательства могут иметь существенное значение в борьбе с монополизмом. Важной чертой этого процесса является возможность путем создания предприятий с участием иностранного капитала формировать в стране конкурирующие структуры, способные противостоять диктату сложившихся монополий.
Иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями на территории Российской Федерации представляется полная защита прав и интересов, которая обеспечивается законом, нормативными актами и международными договорами РФ.
Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории РФ в любых формах, не запрещенных законом РФ. Оценка вложения капитала в уставный (кладочный) капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляется в валюте РФ и по российским законам.
Имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, национализации или реквизиции, за исключением случаев предусмотренных федеративным законом и международным договором.
Если же реквизиция или национализация происходит, то иностранному инвестору или ПИИ возмещается стоимость имущества и другие убытки.
Особое значение для ПИИ и иностранного инвестора имеют гарантии от неблагоприятного изменения законодательства РФ. В том случае, если вступают в силу новые федеральные законы, которые изменяют таможенные пошлины, федеральные налоги и взносы во внебюджетные фонды (кроме пенсионного) и увеличивают совокупную налоговую нагрузку на иностранного инвестора и ПИИ, им гарантируются стабильность налогового режима в течение амортизации периода, но не более 7 лет.
Определенные льготы предоставлены предприятиям с иностранными инвестициями в области таможенного обложения. В соответствии с Законом “О таможенном тарифе” товары (за исключением подакцизных), ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада зарубежного партнера в уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями, не облагаются ввозными таможенными пошлинами. Важно, что эти льготы распространяются на любые товары, вносимые участником в уставный капитал предприятия.
46.8.209.61 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Источники: http://studopedia.su/11_6826_sozdanie-i-deyatelnost-predpriyatiy-s-inostrannimi-investitsiyami.html, http://fb.ru/article/44542/organizatsii-s-inostrannyimi-investitsiyami, http://studopedia.ru/14_27214_predpriyatiya-s-inostrannimi-investitsiyami.html
Источник: