Статьи инвестиции в социальную сферу

Инвестиции в социальную сферу

В последние несколько лет вложения в социальную сферу не являются популярным направлением экономики, в частности в Российской Федерации. Отечественные предприниматели характеризуют это явление бессмысленной тратой собственных средств, не имеющей значения. Несмотря ни на что существуют инвесторы, которые готовы вкладываться в общественную отрасль и развивать данное направление на практике. Для этого разрабатываются новейшие стратегии и социальные программы для инвестиций в современных условиях.

Содержание статьи

В чем особенности социальных вложений

Инвестиции в социальную сферу могут быть представлены технологическими, материальными и управленческими ресурсами. Также эта группа включает в себя свободный капитал предприятий. Все вышеперечисленные средства применяются для реализации особых социальных проектов, при разработке которых были учтены требования всех сторон. Как утверждают эксперты, на базе исполнения общественных программ можно получить конкретный общеэкономический и социальный результат.

Чтобы определить структуру и достоинства инвестиций рассматриваемой области необходимо ознакомиться с его основополагающим понятием. И так, социальные вложения представляют собой комплекс расходов компании, направленных на освоение и реализацию установленных проектов. Это могут быть затраты на повышение квалификаций сотрудников предприятия, профессиональную подготовку, охрану труда и медицинское страхование. Также финансирование общественной сферы может подразумевать совершенствования уровня экологии, помощь региональным или местным организациям и предоставление хорошей рыночной практики.

На примере указанных особенностей можно выделить ряд преимуществ, которые предоставляют социальные инвестиции компании, вложившей денежные средства:

  1. Повышение качества бренда. Организация считается престижной и готовой к участию в различных благотворительных мероприятиях. Это автоматически оказывает положительное влияние и способствует росту статуса фирмы.
  2. Продуктивная реклама. После инвестирования капитала предприятие приобретает популярность и становится узнаваемой на местном или всероссийском уровне.
  3. Привлечение высококвалифицированных сотрудников. Благодаря финансовой поддержке образовательных учреждений компания имеет возможность получить в свой штат специалистов с превосходными профессиональными навыками.
  4. Предоставление льгот. В развитых странах мира к предприятиям, осуществляющим вклады в социальное развитие, существует весьма лояльное отношение. Оно характеризуется определенными аспектами в законодательстве, которые связаны с освобождением таких организаций от налогообложения.

Бесспорно, социальные вложения в Российской Федерации имеют тесную связь с ответственным бизнесом. С помощью таких инвестиций компания имеет возможность не только сформировать безупречный имидж, но и повысить деловую репутацию.

Структуризация инвестирования в социальную область

В компетенцию общественной сферы входят объекты, которые предназначены для удовлетворения финансовых, религиозных и социальных нужд. Они могут быть представлены государственными и коммерческими институтами, деятельность которых направлена на восполнение гражданских потребностей населения страны и улучшения их качества.

Вклад в социальную деятельность – это не что иное, как финансирование объектов, которые относятся к рассматриваемой сфере для дальнейшего извлечения из них ожидаемого дохода. Это может произойти в результате успеха социального эффекта за счет повышение качества жизни людей определенной страны и удовлетворения их нужд. К объектам инвестирования могут причисляться активы, которые имеют особое значение в повседневности. К примеру, ресторанно-гостиничный бизнес, торговая отрасль, организации по предоставлению финансовых услуг, охрана здоровья, ремонт автомобилей и другие.

Учитывая вышеизложенное перечисление можно сказать, что значительная часть социальных объектов относится к непроизводственному сегменту. Несмотря на это не менее востребованными являются активы, обеспечивающие сферу определенным продуктом, то есть в эту категорию можно отнести розничную торговлю и сети заведений общественного питания. Среди основных субъектов инвестирования можно выделить следующих представителей:

  • страну;
  • юридические лица;
  • зарубежные капитала вкладчики;
  • некоммерческие институты;
  • частные лица.

Каждый инвестор, решая вложить свободные средства в социальную сферу, преследует конкретную цель. Например, для государства основной задачей является повышение дохода жителей, а также их уровня и качества жизни. В свою очередь частные предприятия не скрывают корыстных намерений и вкладывают средства для получения прибыли.

Показатели эффективности социальных вложений

Определить рентабельность проекта, можно используя простую методику, которая выражается в соотношении произведенной прибыли к возможным затратам. Итогом хозяйственной деятельности выступает экономическая эффективность, которая характеризуется несколькими показателями: натуральными и стоимостными. Из ключевых особенностей социальных инвестиций можно сделать вывод, что это достаточно неординарный способ вложения средств, целью которого является не только получение дивидендов. Их продуктивность отображается следующими факторами:

  1. Социальным явлением. Он олицетворяет динамику изменений жизни населения страны или конкретного региона за счет финансирования.
  2. Социально-экономическим явлением. Ему характерно внушительное число значений, среди которых увеличение услуг, снижение цен на их предоставление, минимизация выплат по безработице и уменьшение расходов предприятий на обслуживание.
  3. Экономической эффективностью. Она представлена объемом затрат на исследование конкретной области деятельности.
  4. Социальной эффективностью. Показатель представлен количественной формулой уровня продуктивности общественных целей. Чаще всего он характеризует степень обеспеченности жителей недвижимым имуществом, параметры рождаемости и смертности, улучшение потребительских цен.

Способы социального инвестирования

Специалисты предлагают несколько эффективных способов для направления инвестиций в социальную сферу. Чтобы протестировать и оценить проекты по капиталовложению могут быть реализованы конкретные схемы. По результатам их рентабельности будут приняты решения для дальнейшего развития или придания программам массового значения. Социальные вложения страны могут иметь организованный характер, который основывается на создании общих требований объекта финансирования. Кроме того, ему свойственно формирование структур, предназначенных для реализации инвестиционного продукта.

Не менее действенным способом капиталовложения в общественную сферу являются рыночные технологии финансового менеджмента. Данную методику можно охарактеризовать как автоматизированную систему, умеющую самостоятельно определить качество и свойства продукта или услуг, поступивших в реализацию.

Еще одним часто применяемым приемом является направление агрессивных социальных инвестиций. Он подразумевает создание крупнейшей рекламной акции для популяризации продукта. Кампания может включать в себя демонстрирование результата производства по телевидению, в средствах массовой коммуникации и развлечения, а также продвижение продукта в больших объемах в разных магазинах и торговых комплексах.

Проблемы инвестирования в социальную отрасль

Ни одна страна не может полноценно функционировать без социального общества, которое является одной из важных сфер деятельности населения. Уровень ее развития и обширности оказывает огромное воздействие на такие направления, как общественное, культурное и духовное существование личности. В идеальном варианте инвестирование социальной сферы должно осуществлять в государственных и исключительных масштабах. Однако для этого должны быть созданы специальные условия, которые позволили бы привлечь внимание инвесторов, не рассчитывающих на быстрый и высокий доход.

Читайте также  Куда вложить деньги долгосрочные инвестиции

Основными препятствиями на пути к улучшению инвестиционной политики в российской социальной сфере являются:

  • недостаточно наполненный государственный бюджет, что снижает шансы покрыть различные виды общественных инвестиций;
  • несовершенство налоговой политики исключает гарантию предоставления прямой выгоды инвесторам от участия в капиталовложениях;
  • коррупция регионального руководства и нестабильное положение в отрасли способствует затруднению создания инвестиционного фундамента в стране.

На данный момент единственным способом приблизить общественную деятельность к мировым стандартом является использование программ финансовой помощи для развития объектов социального значения.

Основной потенциал решения проблем вложений

К сожалению, сегодня нет роста заинтересованности частного предпринимательства в обществе, причиной этому является реформирование налоговой отрасли. По мнению аналитиков, именно социальные вложения должны стать важным стимулом в предстоящих изменениях налоговой системы. Рост народнохозяйственных показателей должен быть осуществлен в федеральном масштабе в противном случае ситуация может привести к упадку экономики страны.

Стоит отметить, что социальная сфера как никогда нуждается в привлечении материальных средств, которые будут использованы для ее развития и совершенствования. Ежегодно государство выделяет определенную сумму из бюджета, однако финансирования недостаточно, поэтому задача рассматриваемой области деятельности состоит в создании комфортных и выгодных условий для привлечения владельцев свободных капиталов. Эффективным импульсом к развитию общественной системы может стать слияние государственных и коммерческих инвестиций.

В заключении можно сказать, что при начале инвестиционной деятельности предприниматель задается целью, которая всем известна – извлечение прибыли. Прежде чем вложиться в проект или предприятие задача инвестора заключается в проведении технического и фундаментального анализа рыночной ситуации. Это поможет определить уровень рисков и прочие обстоятельства для исключения возможности получения убытков или полной потери капитала.

Абсолютно новым и мало востребованным бизнесом в России является социальное инвестирование. При отказе от финансирования общественных программ предприниматели не учитывают выгоду от такой формы вложений. К примеру, инвестировав часть свободных денежных средств и социальный проект, у физического лица есть возможность улучшить имидж своей компании или получить неоспоримые преимущества перед конкурирующими организациями.

Инвестиции в социальную сферу: государство и бизнес (Канкулова М.И.)

Дата размещения статьи: 10.04.2015

Направления и препятствия

Для повышения качества и доступности услуг в социальной сфере публично-правовыми образованиями предпринимаются попытки сразу в нескольких направлениях:
— реформирование действующей сети государственных учреждений;
— обеспечение доступа некоммерческих организаций и субъектов частного бизнеса к предоставлению государственных социальных услуг;
— строительство и реконструкция объектов социальной сферы с привлечением частных инвестиций при помощи концессионных механизмов ГЧП.
Однако реализация мероприятий по любому из перечисленных направлений сопряжена с необходимостью преодоления значительного количества ограничений и сопротивлений. Трансформация действующей системы предоставления услуг государственными учреждениями основана на использовании инструментов и механизмов бюджетирования, ориентированного на результат. Идея реформы состоит в том, чтобы при помощи государственного задания, являющегося составной частью госпрограммы, обеспечивалась реализация государственной политики в отрасли. Фактически же установить эту взаимосвязь государственной политики с конкретной практикой учреждений пока не удается. Причин здесь несколько, и важнейшими из них являются:
— проблемы в установлении стандартов качества и результатов услуг, подлежащих нормативно-подушевому финансированию;
— неразработанность методической базы финансового обеспечения выполнения государственного задания на основе нормативов;
— низкая готовность бюджетов к финансированию услуг по нормативам, покрывающим экономически обоснованные затраты учреждений при соблюдении установленных стандартов;
— недостаточность объектов социальной инфраструктуры и кадрового потенциала, что является препятствием для развития конкуренции и, как следствие, повышения доступности услуг.
Отдельной серьезной проблемой в реформировании системы предоставления и финансирования государственных услуг становится коммерциализация социального сектора. Возможность успешного внедрения и функционирования концепции управления по результатам требует правильности выбора целей, четкости их формулировки, адекватности установленных целевых индикаторов и т.д. Сложность ее применения в учреждении в настоящее время возникает уже на этапе определения стратегической цели, которая подлежит декомпозиции. С одной стороны, целью деятельности учреждения является оказание услуг и результат деятельности должен выразиться в обеспечении высокого уровня их доступности и качества. С другой — в условиях, когда возмещаемые государством нормативные затраты недостаточны для реализации указанной цели, учреждение вынуждено развивать платную деятельность. И здесь крайне важно найти баланс, при котором достижение одной цели (получение прибыли от реализации услуг для развития основной деятельности) не исключает возможности реализации другой (по обеспечению доступности услуг), а, наоборот, является подчиненной по отношению к основной стратегической цели и способствует ее реализации.
Непосредственно связана с озвученной и проблема осуществления контроля учреждений. Здесь акцент смещается с целевого использования на результативность и эффективность. Важно особо подчеркнуть, что должна существовать ответственность не только учреждения — формально самостоятельного, но и учредителя, наделенного реально широкими полномочиями по регулированию деятельности учреждений, за надлежащее оказание госуслуг, в том числе за корректность установленных целевых индикаторов и результатов контроля.

Примечание. Уровень развития страны и ГЧП
Аналитики определили взаимосвязь уровня социально-экономического развития страны со сферой применения ГЧП. В странах с развитой рыночной экономикой, высоким уровнем производительности труда, гарантированным государством высоким уровнем социальной защиты ГЧП используется чаще в отраслях здравоохранения и образования, что продиктовано политикой государства. В США, Великобритании, Германии, Италии, Канаде, Франции и Японии на первом месте стоят проекты ГЧП в сфере здравоохранения (184 из 615 проектов), на втором — образования (138 проектов), на третьем — строительства и реконструкции автодорог (92 проекта).

Дорожная карта

Для обеспечения доступа некоммерческих организаций и субъектов частного бизнеса к предоставлению государственных социальных услуг и бюджетному финансированию по поручению Президента РФ Агентством стратегических инициатив разработана дорожная карта «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере». Чтобы представить масштаб вопроса, можно привести следующие цифры. Всего по социальным статьям (здравоохранение, образование, социальная политика, культура) в консолидированном бюджете РФ на 2014 г. заложено 7,6 трлн руб. По данным Росстата, доля негосударственных организаций в здравоохранении составляет 15,5%, в образовании — 1,6%, в социальном обслуживании — около 1%. Некоторые бюджетно-обеспеченные субъекты РФ имеют небольшой опыт по закупке услуг у частных детских садов, надомному социальному обслуживанию населения, оказанию высокотехнологичной медицинской помощи (диализные центры).
При помощи дорожной карты в ближайшие годы государству предстоит непростая задача: реформировать сферу социальных услуг, не увеличивая бюджетное финансирование. Решить ее можно, если сделать рынок социальных услуг не просто конкурентоспособным, но и выгодным для частных инвесторов. Однако, учитывая общую ситуацию с инвестиционной активностью и привлекательностью в стране, а также специфику социальных проектов — низкую и длительную окупаемость, — выполнить такую задачу очень сложно.
При привлечении негосударственных некоммерческих организаций и субъектов коммерческого сектора к предоставлению гарантированных государством для граждан услуг возникают риски, которые можно классифицировать по степени их значимости: политические риски (в том числе риски отраслевой, налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики), риски долгосрочной финансовой обеспеченности принимаемых решений, риски организационно-методологического характера.

Читайте также  Амортизация валовые инвестиции чистые инвестиции

Примечание. Франция
Примером успешно реализованных проектов на основе механизмов ГЧП во Франции стали евротоннель (1994 г.), соединяющий Англию и Францию под проливом Ла-Манш, и Эйфелева башня, которая была построена еще в 1889 г. и первоначально задумывалась как временное сооружение — башня служила входной аркой Всемирной Парижской выставки.

Уверенность и стабильность

Обсуждая положения дорожной карты, участники пленарной дискуссии «Стратегическая инициатива государства — расширение доступа бизнеса в социальную сферу» Гайдаровского форума (январь 2014 г.) совершенно справедливо отмечают, что, когда бизнес берет на себя какие-то виды деятельности, ранее реализуемые государственными учреждениями, сеть последних сокращается. Тогда необходимо иметь уверенность, что частник, работающий на принципах свободы договора, завтра не уйдет с этого рынка. Иначе возникает проблема в обеспечении государством конституционных гарантий на социальные услуги.
Критический вопрос для инвестора — услуги можно закупать максимум на три года, а контракты с потребителями являются долгосрочными. Хотя в бюджетном законодательстве есть норма о том, что по конкретным контрактам власти могут принимать обязательства за пределами трехлетнего бюджетного цикла, риски для инвестора сохраняются, поскольку размер бюджетных ассигнований известен только на ближайшую трехлетку. Проблема усугубляется тем, что социальная сфера в значительной степени финансируется из бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, доходная база которых не только отличается особой неустойчивостью по причинам макроэкономического характера, но и зависит от политики федеральной власти в сфере межбюджетных отношений. Поэтому факт стабильности отраслевой политики и источников финансирования, а также взаимной ответственности является определяющим в такого рода «рисковых» проектах.

Госрасценки не подходят бизнесу

Для негосударственного сектора вопросы нормативного финансирования и оценки качества приобретают особую остроту. Конкуренция бессмысленна при отсутствии нормальной системы цен, функцию которых в социальной сфере выполняют нормативы. Тем более невозможно говорить о конкуренции, если нет адекватной системы оценки качества услуг. На сегодняшний день бизнес не готов работать по тем расценкам, которые предлагает государство. «Низкие тарифы, не покрывающие и трети расходов лечебно-профилактического учреждения, — основная причина того, что частные клиники неохотно участвуют в системе обязательного медицинского страхования или государственно-частных проектах в здравоохранении», — отмечает А.Д. Рыжаков, заместитель генерального директора «АльфаСтрахования» по медстрахованию.
Как и в случае со здравоохранением, система нормативно-подушевого финансирования в образовании не учитывает амортизацию основных средств и расходы на коммунальные услуги, которые государственным клиникам или образовательным учреждениям возмещают из бюджета. Кроме того, из бюджета государственным учреждениям возмещают затраты на уплату земельного налога и налога на имущество. Все это порождает проблему неравенства в конкуренции, для решения которой необходимо использовать весь спектр возможностей. Это стимулирование предложения социальных услуг с помощью налоговых преференций, развитие системы повышения квалификации работников социальных служб, субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных проектов и др. Важны и вопросы имущественной поддержки негосударственных организаций, предоставляющих услуги в социальной сфере.

Качественнее или дороже?

Для повышения доступности социальных услуг необходимо потребность в них приводить в соответствие с обеспеченностью объектами инфраструктуры. Ни для кого не секрет, что строительство объектов социальной инфраструктуры с применением механизмов ГЧП обходится государству дороже, чем по прямым государственным контрактам. Тем не менее такие схемы считаются наиболее привлекательными с точки зрения распределения стоимости проекта во времени. Кроме того, в этих случаях выше гарантии качества, технологичности, энергоэффективности объектов строительства.
В то же время те же характеристики можно обеспечить и по прямым государственным контрактам, заключаемым в соответствии с законодательством о контрактной системе, при надлежащей разработке конкурсной документации и качественной реализации заказчиком контрольных функций. Обязательства же государства по таким проектам, не являясь формально бюджетной гарантией, фактически создают государственный долг, поскольку, по сути, представляют собой отсроченные, не подлежащие лимитированию, обязательства публично-правового образования перед инвесторами — субъектами рынка.
В конечном итоге даже при всех преимуществах механизмов ГЧП важно, чтобы регионы были способны платить за инвестиции в свою социальную инфраструктуру. «Использование заемных средств — критический фактор, потому что при ставке выше 10,5 процента эти проекты становятся бюджетно-неэффективными. Даже несмотря на то что скорость развития социальной инфраструктуры при проектном финансировании достигается очень большая», — отметил А.В. Баженов, директор Дирекции ГЧП Внешэкономбанка.

Примечание. Великобритания
Первые проекты ГЧП в Великобритании появились в 1981 г. в связи с перестройкой лондонских доков. Десятью годами позже прежняя форма ГЧП трансформировалась в «Частную финансовую инициативу» (PFI — Private Finance Initiative). В ее рамках частному сектору были переданы функции финансирования строительства, эксплуатации и управления государственными объектами производственной и социальной сфер.

Выводы

В результате проведенного анализа, в том числе возможностей взаимодействия государства и бизнеса по развитию рынка социальных услуг, можно сделать вывод, что ни одно из рассмотренных направлений в отдельности в настоящее время не может обеспечить надлежащей реализации государственной функции по предоставлению населению высокого уровня качества и доступности социальных услуг с соблюдением баланса социального эффекта, экономической эффективности и минимальных рисков для бюджетной устойчивости. Соглашаясь с экспертами, что вариант прихода частных структур в государственный сектор практически безальтернативен, необходимо подчеркнуть: в условиях отсутствия экономического роста, нестабильности и плохой прогнозируемости доходной базы формирование нелимитируемых долгосрочных обязательств перед бизнесом и привлечение инвестиций на строительство новых дорогостоящих объектов социальной сферы может иметь плохие последствия для экономики и социальной сферы.
Это положение особенно актуально для более чем половины субъектов РФ, которые являются дотационными и едва обеспечивают финансирование действующих расходных обязательств, особенно в условиях реализации указов Президента РФ по повышению заработной платы в бюджетной сфере. Вовлечение субъектов рынка в процесс предоставления социальных услуг должно происходить постепенно, с использованием пусть пока небольшого успешного опыта некоторых бюджетно-обеспеченных субъектов РФ, начиная с видов услуг, не гарантированных государством или способных оперативно перенастраиваться на полностью платежеспособный спрос населения.
Таким образом, необходимыми условиями для привлечения частного бизнеса к оказанию социальных услуг являются:
— установление единого для всех уровней публично-правовых образований, а также государственного и негосударственного секторов стандартизированного перечня социальных услуг;
— четкое определение нормативной стоимости услуг и выполнение обязательств по их финансированию в полном объеме;
— создание равных условий для конкуренции.
Принципиально важным вопросом, от которого зависит судьба проектов по вовлечению бизнеса в социальную сферу, является обеспечение долгосрочной прогнозируемости принимаемых управленческих решений и общей экономической стабильности.

Читайте также  Доверительное управление инвестиции вложить деньги

Социальные инвестиции: особенности, виды, сущность и значение

Социальные инвестиции не являются самым популярным видом вложений в нашей стране. Многие российские предприниматели просто не понимают смысл и значение таких инвестиций. Однако постепенно данная практика внедряется в бизнес, и некоторые компании всё чаще используют различные социальные программы и стратегии.

Сущность социальных вложений

Многие эксперты рассматривают такого рода инвестиции как инструмент корпоративной социальной ответственности компании. По сути, так оно и есть. Социальные инвестиции – всевозможные ресурсы и финансовые средства предприятия, направленные на реализацию внешних или внутренних социальных программ. Цель этих вложений – повышение уровня жизни граждан и снижение общественной напряжённости.

Некоторые путают это понятие с благотворительностью, которая представляет собой одноразовую помощь. Инвестиции в социальную сферу необходимо рассматривать в качестве долгосрочного, чётко распланированного действия.

Для чего нужны данные вложения?

Для ответа на этот вопрос нужно обратиться к практике зарубежных компаний. Социальные инвестиции дают следующие преимущества:

  • реклама. Компания повышает уровень своей узнаваемости, улучшает свой имидж, независимо от уровня: местного или всероссийского;
  • качество бренда организации. Предприятие начинают ассоциировать с благотворительными престижными мероприятиями, что оказывает положительное влияние на статус компании;
  • фонд социальных инвестиций предполагает поддержку учебных заведений различного уровня, что привлечёт в компанию высококвалифицированных специалистов;
  • льготы на налоги. Многие страны лояльно относятся к организациям, осуществляющим социальные вложения. В том числе законодательство предусматривает освобождение от определённых налоговых сборов.

Виды компаний, осуществляющих инвестиции

Существует некая классификация организаций, разделяющая их на группы с точки зрения интереса к этому делу:

  1. Большие. Здесь имеются в виду все крупные компании, которые уже давно обосновались на рынке. Они понимают, что времена меняются, а вместе с ними и потребности людей. Поэтому часто изменяют свою стратегию, осуществляя помощь социальной сфере.
  2. Осторожные. Как правило, это компании, которые опасаются проблем с властью. А нынешняя администрация требует активного участия предприятий в социальной жизни общества.
  3. Общественно нагруженные. Эта группа организаций перегружена социальной инфраструктурой. Они сотрудничают с правительством, предлагая свои методы по её развитию.
  4. Пиарщики. Здесь на первый план выходит социальная эффективность инвестиций. Такие компании пытаются заниматься саморекламой и пиаром. Вложениями они прикрывают свою несостоятельность в плане бизнеса.
  5. Политики. Это те компании, которые хотят помочь решить глобальные проблемы человечества, добавив что-то от себя. Данные организации могут вполне рассчитывать на дивиденды.

Можно отметить, что разные компании имеют свои мотивы для поддержания нынче популярной темы социальных инвестиций.

Отношение к виду деятельности

Стратегия компании и сфера деятельности имеют прямое отношение к социальным вложениям. Размер бизнеса, форма собственности и другие факторы никак не влияют на это. По статистике, трудоёмкие отрасли направлены на внутренние инвестиции, в то время как материалоёмкие — на внешние. Это обусловлено тем, что такие компании большое количество средств вынуждены тратить на охрану окружающей среды ввиду специфики своей деятельности.

Деловая практика как таковая получает развитие только в компаниях машиностроения и немного в сфере услуг. Местные сообщества получают поддержку только от финансового сектора и лесной промышленности. Программа социальных инвестиций в системном виде присуща только крупным многоотраслевым предприятиям.

Проблемы инвестирования в России

Для того чтобы понять, какие трудности испытывает то или иное государство в плане вложений, необходимо оценить его в конспекте двух аспектов: качественного и количественного. Первый из них предполагает оценку комплексности социальных инвестиций. Второй призван посчитать денежные средства, потраченные на реализацию общественных программ.

Основные проблемы социальных инвестиций конкретно в нашей стране:

  • непонимание сути понятия. Нет определённых правил, как должны осуществляться такие вложения;
  • отсутствие системы. Зачастую цели и мотивы внутри компании различаются, не дают прийти к общему «знаменателю»;
  • социальная отчётность не регулируется законодательством.

Ещё одной проблемой является публичность деятельности предприятий. Каждая социальная программа должна быть чётко расписана и представлена в общий доступ. Почему это плохо? Потому что у государственных органов могут возникнуть вопросы к доходам организации, и в этом случае проверки не избежать. Предприниматели считают, что социальные инвестиции компании должны быть обозначены в качестве факта без дальнейших разбирательств.

Направления развития социальных инвестиций

Не секрет, что в Российской Федерации каждый работодатель обязан обеспечить своих сотрудников полным социальным пакетом. Сюда входит оплата отпускных дней, пенсионное и медицинское страхование, компенсация затрат при поездке в командировки. Соблюдение этих условий повысит уровень социальной ответственности в нашей стране.

Агентство социальных инвестиций – сравнительно новое понятие. Оно занимается привлечением вложений в общественную сферу для реализации конкретных программ, а также разработкой проектов по улучшению инфраструктуры. Развитие таких учреждений положительно скажется на обществе. Известнейшим на данный момент таким центром является Агентство инвестиций в социальную сферу. Согласно его исследованиям, самой популярной отраслью для привлечения вложений стало здравоохранение.

Пример социальных инвестиций

Помимо известно социального пакета работодатель вправе давать своим сотрудникам дополнительные льготы и оформить это в качестве постоянной политики. Так, небезызвестная компания «Лукойл» внесла изменение в пенсионную программу, сделав участие в ней долевым.

Система негосударственных пенсионных фондов начала формироваться в конце XX века и в настоящее время является отличным проявлением социальной политики. Работник путём накопления собственных средств, а также взносов работодателя готовит себе будущую пенсию. Сумма, которую удалось собрать на период работы в компании, полностью принадлежит сотруднику.

Помимо этого, «Лукойл» осуществляет социальные инвестиции в следующих сферах:

  • помощь детским домам и учебным заведениям;
  • разработка и поддержка программ образования;
  • участие в конкурсе общественных проектов;
  • финансирование медицинских центров;
  • создание стипендиальных программ.

Заключение

Предприниматель начинает своё дело с чёткой целью – извлечение прибыли. Но прежде чем запустить бизнес, необходимо проанализировать состояние рынка, а также другие обстоятельства, чтобы не прогореть и не обанкротиться.

Социально ответственный бизнес в России существует сравнительно недавно. Разработка и осуществление общественных программ оказывает положительное влияние на имидж компании и создаёт определённые преимущества перед конкурентами.

Но о социальной ответственности бизнеса необходимо рассуждать в контексте крупных предприятий. Малый и средний бизнес не могут в полной мере использовать это преимущество. Социальные инвестиции здесь практически неосуществимы из-за отсутствия финансов. Однако практически все предпосылки на это уже есть.

Безусловно, в России есть определённые проблемы с социальным инвестированием, так как законодательство не даёт ответов на конкретные вопросы. Публичный спрос на информацию о вложениях довольно невнятно сформирован, и поэтому компании опасаются показывать свои действия.

Россия должна в этом аспекте позаимствовать опыт зарубежных стран, где социальная сфера является главной, а компании делают всё возможное для её развития.

Источники: http://finswin.com/vlozheniya/osnovy/socialnye-investicii.html, http://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/304, http://businessman.ru/sotsialnyie-investitsii-osobennosti-vidyi-suschnost-i-znachenie.html

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто