Стимулирование инвестиций в развитых странах

Опыт стимулирования инвестиций зарубежных стран

Каждая страна проводит свою инвестиционную политику, обладает своей системой регулирования инвестиций. Системы регулирования инвестиционных процессов в странах с развитой экономикой (США, страны ЕС, Япония) отличаются от подобных систем в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Ряд зарубежных компаний активно использует набор макроэкономических регуляторов в управлении своей инвестиционной деятельностью. Фактически, эти регуляторы являются институтами государства. [21]

Наиболее четко инвестиционная деятельность реализуется в бюджетной системе Германии. Она основана на двух основных принципах:

  • • жестком разграничении в бюджетах всех уровней текущих и инвестиционных расходов;
  • • регулировании бюджетного дефицита в увязке с объемом инвестиций, что в первую очередь направлено на повышение инвестиционной ориентации федерального бюджета, но вместе с этим оказывает воздействие и на региональную инвестиционную привлекательность. [6]

Основными инструментами стимулирования инвестиций в настоящее время продолжают оставаться: программа «Улучшение региональной структуры экономики» и налоговые льготы за инвестирование капитала, которые дополняются хорошо зарекомендовавшими себя низкопроцентными ссудами и программой поддержки долевого участия нового банка для среднего предпринимательства. Из средств данной программы осуществляется поддержка целевых инвестиций в промышленное хозяйство и в близкую к экономике инфраструктуру. Для реализации программы в 2006 году были предусмотрены федеральные средства в объёме 694 млн. евро, которые сопровождались финансированием в таком же объёме со стороны федеральных земель. В 2007 г. Комиссия ЕС одобрила план германского правительства о стимулировании экономического развития ряда земель в 2007 — 2013 гг., в рамках которого предусматривается льготный инвестиционный режим для малых и средних предприятий.

В ФРГ придается большое значение созданию условий для привлечения иностранных капиталов в экономику страны. Об этом свидетельствует основание федерального общества «Invest in Germany GmbH» по инициативе Федерального министерства экономики и труда ФРГ в 2003 году. Ежегодный бюджет общества составлял в течение последних двух лет 2 млн. евро и формировался целиком за счет средств государства (за счёт средств федерального бюджета). Общество имеет основное бюро в Берлине, а также бюро в Нью-Йорке и Чикаго. Кроме того с 1997 по 2004 функционировал промышленный инвестиционный совет (Industrial Investment Council — IIC), основной задачей которого являлось привлечение иностранных инвесторов в новые федеральные земли и Берлин. Годовой бюджет IIC составлял 4,8 млн. евро. По плану развития инвестиционной деятельности в Германии в январе 2006г. произошло слияние указанных инвестиционных агентств в одно — «Invest in Germany GmbH». Целью создания нового объединенного агентства является усиление работы по привлечению зарубежных инвестиций в Германию, особенно в восточные земли.

Германия продолжает по-прежнему оставаться глобальным экспортёром капитала. В 2006 году нетто-объём немецких инвестиций за рубежом составил около 433,0 млрд. евро. Иностранные инвестиции в 2006 году поступали в страну в основном из стран-членов ЕС (25) — около 169,1 млрд. евро.

В Германии большое внимание уделяется регулированию и контролю инвестиционно-финансового рынка страны. Этой деятельностью занимается Федеральное ведомство по наблюдению за деятельностью в области финансовых услуг (Bundesanstalt fьr Finanzdienstleistungsaufsicht — BAFin), которое регулирует и контролирует деятельность немецких организаций, работающих в кредитной сфере, в сфере страхования и в сфере торговли ценными бумагами. BAFin входит в сферу деятельности Министерства финансов ФРГ. Развитие международного инвестиционного сотрудничества относится в ФРГ к числу важных национальных экономических задач. Стимулирование прямых капиталовложений за рубежом осуществляется при прямом участии федеральных и земельных органов власти путем использования механизмов поддержки национального экспорта и инвестиционной деятельности. Особое внимание при этом уделяется содействию мелкому и среднему бизнесу. Делается это за счет дебюрократизации процессов создания и становления компаний, льготного налогообложения, организационной и финансовой поддержки. [10]

Богатый опыт в практике стимулирования инвестиций на местном уровне имеют США. Региональные программы стимулирования инвестиций обычно предусматривают комплекс:

  • • мер бюджетного и финансового стимулирования (налоговые льготы, субсидии, займы по ставкам ниже рыночных, гарантии по займам и т.д.)
  • • мер, направленных на улучшение экономических условий принимающей стороны (содействие профессиональному обучению, совершенствование транспортной инфраструктуры, предоставление земли в бесплатное пользование или долгосрочная аренда, обеспечение информацией). [6]

США является крупнейшим импортером капитала: известно, что 22% мирового объема прямых иностранных капиталовложений приходится на инвестиции в хозяйство США. За 18 лет (1990-2007 гг.) объем накопленных прямых иностранных инвестиций в экономике США увеличился более чем в 4,4 раза и в 2007 г. составил 2,093 трлн долл. В период наибольшего экономического благополучия иностранные инвестиции вливались в американское хозяйство особенно быстрым темпом: за 1998-2000 гг. их объем увеличился на 750,5 млрд долл., а за 2004-2007 гг. — на 645 млрд.

Основные факторы, способствующие привлечению иностранного капитала в США — это и высокий научно-технический уровень экономики в целом, и огромная емкость внутреннего рынка в сочетании с политической и экономической стабильностью. На базе ПИИ (прямых иностранных инвестиций) в США происходит формирование зарубежного производства, объединяющего экономику иностранных государств с экономикой США более тесными узами, чем торговля. Сеть международного производства, созданная посредством прямых иностранных инвестиций, привела к образованию на территории США экономического пространства, которое оказывает влияние на экономику США, а в конечном итоге и на экономику других ведущих стран мира. [2]

На протяжении многих лет одним из наиболее широко распространенных налоговых стимуляторов инвестиционного процесса служила скидка с налога на прибыль в размере определенного процента капиталовложений фирм в оборудование и производственное строительство. Стимулом к инвестиционной деятельности послужили и налоговые льготы, направленные на активизацию деятельности фирм в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Например, в США и Японии из налога на прибыль вычитается 20% прироста таких расходов (в США — по сравнению с их среднегодовым уровнем за предыдущие три года, а в Японии — с максимальным годовым уровнем в предыдущий период). В США применяются специальные налоговые стимулы, чтобы усилить сотрудничество фирм с университетами. [17]

Во Франции в период реконструкции и модернизации внимание было сосредоточено на небольшом числе промышленных компаний, связанных с реконструкцией и модернизацией промышленности и сельского хозяйства и возможностью получения иностранной валюты. Велась одновременно и политика поощрения крупного промышленного производства. В условиях жесткой иностранной конкуренции на французском рынке было принято решение повысить конкурентоспособность отечественной промышленности путем поощрения создания в каждой отрасли 1-2 крупнейших компаний путем слияния фирм. В 1997-2004 гг. происходил переход страны в качественно новую фазу социально-экономического и политического развития. Государственные закупки как инструмент формирования гарантированного и предсказуемого рынка для различных национальных компаний сохраняют во Франции свое значение и в новейшее время. При этом большее значение приобретают образование, занятость, внутренняя стабильность, судебные органы, культура, связь и охрана окружающей среды. Государство стимулирует НИОКР для промышленности. Политика Франции все четче ориентирована на обеспечение глобальной конкурентоспособности страны на основе развития инновационного потенциала нации.

Читайте также  Период окупаемости инвестиций может быть

Инвестиционная политика Великобритании с 1997 года направлена на достижение следующих целей: повышение конкурентоспособности и развитие инновационного и научно-технического потенциала компаний для достижения устойчивых темпов роста экономики и производительности труда. Государство предоставляет субсидии и налоговые льготы (традиционные механизмы помощи), создает рыночную инфраструктуру, развивает свободную конкуренцию, содействует средним и малым предприятиям, экспортерам, предоставляет информационно-консультативные услуги бизнесу.

Великобритания стала лидером в области либерализации внешнеэкономической деятельности под влиянием вступления в ЕС и глобализации мировой экономики. В настоящее время роль государства в этой сфере сводится к контролю качества, предоставлению информационно-консультативных услуг экспортерам, их поощрению. Государство рассматривает иностранные инвестиции как важный источник создания дополнительных рабочих мест, средство получения новых технологий, производственного и управленческого опыта. [6]

Англия является второй страной в мире (после США) по объему привлеченных инвестиций. Важную роль в проведении эффективной инвестиционной политики играет обеспечение четкости действующего законодательства в этой области. В Великобритании действует один из самых либеральных законов, регулирующих деятельность компаний — Закон о компаниях. Иностранные инвесторы свободны в выборе места вложения своего капитала на территории страны. [7]

Япония также является примером успешного развития системы управления инвестиционной деятельностью и воздействия на этот процесс со стороны государства. В послевоенный период основной задачей правительства было восстановление страны в условиях отсутствия инвестиций и наличия устаревшего производственного комплекса. Государство выделяло деньги, предоставляя возможность частным компаниям развивать свой бизнес. Оно обеспечивало огромные кредитные ресурсы для банков и низкие проценты по кредитам, предоставляло налоговые льготы и преференции. Особое внимание в послевоенной Японии уделялось образовательной сфере.

Особого внимания заслуживает опыт работы с инвестициями в Китае, где прямые иностранные инвестиции (ПИИ) играют роль мощного катализатора экономического роста. «Китайское чудо» связано с доверием к китайской экономике деловых иностранных кругов. Главной движущей силой такого рывка являлась политика постепенного увеличения открытости экономики. Ключевыми элементами политики открытых дверей стали либерализация торговли и привлечение ПИИ. Последовательная либерализация внешней торговли способствовала росту доли экспорта и импорта в ВВП Китая. Иностранные инвестиции способствовали созданию новых рабочих мест. Структуры со стопроцентным иностранным капиталом стали наиболее динамичными и производительными фирмами в экономике Китая. Средняя ставка таможенного тарифа в стране постепенно была снижена с более чем 50% в начале 1980-х гг. до 12% после вступления в ВТО. Оберегая приоритетные секторы своей экономики от иностранной конкуренции, Китай в то же время практически полностью освобождает от импортных пошлин продукцию отраслей, в которых государство считает необходимым стимулировать соревнование с иностранными товарами. Таким образом, продуманная политика либерализации внешней торговли и инвестиционная политика сохраняет необходимую поддержку национального производителя и при этом стимулирует приток ПИИ, направляемых на создание производств, ориентированных на экспорт. Невысокие затраты на оплату труда в Китае стали особенно важным фактором для привлечения ПИИ из Гонконга и Тайваня, что способствовало быстрому формированию Китая как крупного игрока на мировом рынке трудоемкой продукции.

Созданные в Китае открытые экономические зоны (ОЭЗ) стали своего рода полигонами для выработки наиболее эффективных методов привлечения и использования иностранного капитала. Китайские власти передали право принятия решений по капиталовложениям на уровень местных органов самоуправления. В настоящее время в Китае проводится преференциальная политика, которая включает в себя налоговые льготы, специальные привилегии иностранным инвесторам.

Анализируя факторы, стимулирующие приток ПИИ в Китай, следует отметить, что они характерны практически для всех стран с развивающейся экономикой. Условно их можно объединить в три группы: структура экономики, либерализация и преференциальная экономика и культурная и правовая среда.

Возможности привлечения иностранных инвестиций в Африку в значительной мере обусловлены общими тенденциями развития мирового инвестиционного процесса и особенностями его международного регулирования.

В настоящее время инвестиции в африканскую экономику поступают по 5 основным направлениям:

  • • в страны с богатыми природными ресурсами;
  • • в страны, в которых осуществлялись серьезные структурные экономические реформы (Мозамбик, Танзания, Уганда);
  • • в страны с активной политикой привлечения инвестиций в экспортно ориентированные отрасли;
  • • в страны со специальными сравнительными преимуществами (Лесото, Свазиленд).

Наиболее привлекательными для ПИИ являются страны, богатые природными ресурсами, причем на страны-экспортеры нефти приходится около 65% ежегодного притока ПИИ. Основными получателями инвестиций являются ЮАР, Нигерия, Египет, Марокко и Судан. Но большинство африканских стран все еще недостаточно привлекательны для иностранных инвесторов. Существенным сдерживающим фактором для инвестирования является высокая стоимость кредитов, обусловленная высоким уровнем процентных ставок. Расходы на предпринимательскую деятельность в африканских странах значительно выше, чем в других регионах, что оказывает сдерживающее воздействие на отечественные и иностранные прямые инвестиции. Для более эффективного привлечения иностранного капитала необходимы устойчивое экономическое развитие, радикальное изменение идеологии, концепции привлечения и распределения ПИИ. Для этого нужна государственная политика, которая регулировала бы потоки ПИИ в приоритетные отрасли экономики, и законодательно-правовая база, стимулирующая их привлечение. [15]

В настоящее время в мире приобретает популярность такой класс инвестиционных сделок, как лизинг. На его долю в странах с развитой рыночной экономикой приходится около 20% общего объема капиталовложений, а в некоторых странах (Великобритания, США, Ирландия) — более 30%. В некоторых странах (Германия, Нидерланды, Дания) макроэкономические инвестиционные регуляторы сосредоточены в основном на финансовых и налоговых аспектах лизинговой деятельности. В других государствах (Великобритания, Австралия) законодательство регулирует отношения прежде всего между сторонами договора лизинга. При этом регулирование осуществляется с учетом стоимости объекта лизинга и субъектного состава лизингового договора. Большая группа стран (Франция, Италия, Испания, Португалия и др.) подходит к регулированию лизинговых сделок как трехстороннего комплекса отношений. Государство влияет на развитие лизинга, создавая обстановку, стимулирующую развитие системы управления инвестиционной деятельностью и обеспечивая минимальные риски в этой сфере. Так, лизинг на протяжении десятков лет признавался стратегически важным направлением государственной экономической политики в США, где государство стимулировало инвестиции в приобретение основных средств, обновление производства на основе лизинга. [21]

Читайте также  Вложить инвестиции в готовый бизнес

Таким образом, инструментами инвестиционной политики являются те средства, с помощью которых осуществляются инвестиции (сам капитал в денежной форме, различные формы его воплощения в виде ценных бумаг, долговых или залоговых обязательств, недвижимости и т.д.). Инвестиционная политика в каждой стране имеет свои особенности, использует определенные инструменты. Особого внимания заслуживает положительный инвестиционный опыт развитых государств: США, Германии, Франции, Великобритании, Японии и др., которые, как правило, уделяют значительное внимание налоговой политике, привлечению инвестиций иностранных компаний, стимулированию государством малого и среднего бизнеса в стране и т.д. Таким образом, выбор правильной инвестиционной политики, а также инструментов для ее проведения выступает одной из важнейших задач экономической политики любого государства.

Основные механизмы стимулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 18.02.2018 2018-02-18

Статья просмотрена: 575 раз

Библиографическое описание:

Жемчугова Т. А. Основные механизмы стимулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2018. — №7. — С. 62-64. — URL https://moluch.ru/archive/193/48364/ (дата обращения: 16.01.2019).

По данным исследования Doing Business, проводимого Всемирным Банком, Российская Федерация занимает 35 место по условиям ведения бизнеса, поднявшись за 3 года на 15 позиций. [4] Бесспорно, инвестиционная политика государства в большей мере оказала влияние на улучшение ситуации.

Выступая инициатором стимулирования инвестиционной деятельности, государство решает поставленную задачу посредством нескольких основных механизмов поддержки: создания особых экономических зон; технопарков и промышленных парков; концессий; финансирования инвестиционных проектов национального значения Внешэкономбанком.

Рассмотрим эти механизмы.

Особые экономические зоны в настоящее время — один из наиболее эффективных инструментов привлечения инвестиций в национальную экономику, диверсификации и выхода на инновационный путь развития. Создание и функционирование особых экономических зон регулирует Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

Особый режим функционирования предпринимательской деятельности подразумевает налоговые, таможенные, административные преференции, льготный режим землепользования, гарантии от неблагоприятных изменений в государственном законодательстве о налогах и сборах. Каждая отдельная особая экономическая зона создается на конкурсной основе, однако в законодательстве предусмотрено создание в исключительных случаях без проведения конкурса. Режим ОЭЗ применяется для диверсификации структуры экономик моногородов, обеспечения занятости населения и организации новых рабочих мест, создания условий для роста экономик дотационных регионов.

Резидентам ОЭЗ предоставляются следующие льготы: налог на прибыль — 15,5 % (13,5 % в бюджет субъекта, 2 % в федеральный бюджет); налог на имущество — 0 % на срок 10 лет; налог на землю — 0 % на срок 5–10 лет; налог на транспорт — 0 руб./л.с. в течение 10 лет; страховые взносы в 2018 году — 21 %.

В ОЭЗ действует режим свободной таможенной зоны, который подразумевает ввоз товаров в особые экономические зоны без пошлин, а также без уплаты налога на добавленную стоимость. Особый административный режим, функционирующий на территориях ОЭЗ, ограничивает количество проводимых проверок, льготную аренду и льготные ставки на энергоресурсы.

В настоящий момент в России действует 21 особая экономическая зона четырех типов: 6 ОЭЗ технологического типа, 9 ОЭЗ промышленного типа, 5 ОЭЗ туристического типа, 1 ОЭЗ логистического типа.

Целью промышленных зон является производство конкурентоспособных и высокотехнологичных видов продукции; технологических — разработка новых видов продукции; туристические нацелены на развитие туризма и санаторно-курортной сферы; а логистические зоны — на модернизацию транспортно-логистической инфраструктуры.

Во всех типах ОЭЗ зарегистрировано более 650 резидентов. Объем заявленных резидентами ОЭЗ инвестиций составил 807 млрд рублей, объем осуществленных — 244 млрд руб. Объемы произведенных товаров и услуг на территориях ОЭЗ составили более 30 млрд рублей, в ОЭЗ создано более 25 000 рабочих мест. На создание инфраструктуры ОЭЗ было профинансировано 73 млрд рублей.

В особых экономических зонах присутствуют более 100 иностранных инвесторов из 33 стран мира. Среди стран лидерами по объему инвестиций являются Китай (1463 млн. долл.), США (811 млн. долл.), Япония (500 млн. долл.), Турция (434 млн. долл.). [3]

Главными целями и задачами создания особых экономических зон, которые они с успехом выполняют, являются развитие научно-технологического потенциала РФ; улучшение отраслевой структуры промышленности в РФ, повышение ее статуса в мировой экономике; формирование и реализация крупных технологических инициатив; повышение качества иностранных инвестиций.

Значительно повышают инвестиционную привлекательность региона технопарки и промышленные парки с готовой инфраструктурой. Предпринимателям предоставляют возможность сконцентрировать все усилия непосредственно на производстве, освобождая от необходимости управления вопросами организации производственного процесса (логистики, энергетики, транспорта). Экономическая деятельность стимулируется освобождением от административных барьеров и поощрением за счет налоговых льгот.

10 марта 2006 г. Правительство РФ утвердило программу, предусматривающую государственное финансирование строительства технопарков. Государственные инвестиции в создание новых и развитие уже существующих технопарков в 2013–2014 годах составили 5,1 млрд рублей, при этом частные инвестиции уже превысили объем государственных. Компании-арендаторы вложили в размещение высокотехнологичных производств и лабораторий в 2013–2014 годах более 7,2 млрд руб. Программа «Создание в РФ технопарков в сфере высоких технологий» действовала в 2007–2014 годах. За это время была создана сеть технопарков общей площадью более 400 000 кв. м, на которых было организовано более 18 000 рабочих мест. Совокупная выручка 750 компаний-резидентов составила около 32 млрд рублей в год. В течение нескольких лет после завершения программы регионы должны были обеспечить выполнение экономических показателей, связанных с развитием сети технопарков и эффективностью их работы. Так, к 2018 году загрузка технопарков должна превышать 90 %, а их бюджетная эффективность — 55 %. Также, доля экспорта в выручке компаний-резидентов должна быть не менее 12 %.

В настоящее время в Российской Федерации функционирует 107 технопарков в 29 регионах страны, обладающих развитой транспортной, инженерной, социальной, жилой и производственной инфраструктурой. Каждый технопарк имеет свою специализацию: 12 работают в сфере ИКТ, 45 — в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства и при вузах, и 22 индустриальных парка. Наряду с этим все возводимые объекты объединены общей совокупностью услуг, оказываемой резидентам, общей инвестиционно-банковской и юридической платформой.

Концессия — форма государственно-частного партнерства, вовлечение частного сектора в эффективное управление госсобственностью. Концессионное соглашение подразумевает, что государство передает концессионеру право на использование объектов инфраструктуры, оборудования, предприятий, природных ресурсов. Взамен концедент получает вознаграждение в виде периодических (роялти) или платежей разовых (паушальных) платежей. В соответствии с законодательством Российской Федерации концессии могут быть заключены по итогам конкурса, проводимого концедентом. Концессионное соглашение заключается в отношении инфраструктурных объектов, таких как объекты железнодорожного, трубопроводного транспорта; автомобильные дороги; энергетические объекты; аэродромы; морские и речные порты, суда; системы коммунальной инфраструктуры, объекты здравоохранения, транспорт общего пользования и другие.

Читайте также  Контроль над объектом зарубежных инвестиций

В соответствии с действующим порядком концессионер должен передать концеденту объект концессии до его ввода в эксплуатацию.

Большую роль в развитии механизма государственно-частного партнерства играет Внешэкономбанк (Банк развития и внешнеэкономической деятельности). Среди целей Внешэкономбанка стоит выделить: повышение конкурентоспособности и диверсификации экономики Российской Федерации, стимулирование инвестиционной деятельности. Внешэкономбанк не является коммерческим банком, его деятельность регулируется законом «О банке развития».

Внешэкономбанк предоставляет кредиты, выдает гарантии, участвует в уставном капитале хозяйственных обществ, обеспечивает страхование экспортных кредитов с соблюдением принципов безубыточности, публичности, отсутствия конкуренции с коммерческими финансовыми институтами. В настоящий момент через Внешэкономбанк реализуется совокупность мер, направленных на поддержание финансовой системы и обеспечивающих дополнительные кредитные средства российским предприятиям в целях предотвращения резких спадов инвестиционной и производственной активности в российской экономике в связи с ухудшением условий доступа экономических субъектов к необходимым кредитным ресурсам. [1]

Таким образом, можно сказать, что государство активно стимулирует инвестиционную активность в РФ, выступая одновременно и инвестором, и регулятором, выявляя точки инвестиционного потенциала. Однако в настоящее время инвестиционный климат РФ имеет множество существенных негативных факторов. Поступающие инвестиции в основном привлекаются на возвратной основе, что препятствует их использованию для долгосрочного финансирования приоритетных инвестиционных проектов. Правительство Российской Федерации проводит глобальную работу по стимулированию инвестиционной активности в стране, что при определенном мониторинге и своевременной коррекции методов поддержания инвестиционной деятельности принесет значимые результаты для экономики России.

Мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности Российской экономики

Стимулирование инвестиций

Стимулирование инвестиций является одной из важнейших задач, которая стоит перед правительством Российской Федерации. Несмотря на открытость внутреннего рынка, многие иностранные инвесторы опасаются вкладывать денежные средства в российскую экономику, предпочитая открывать новые промышленные предприятия в странах юго-восточной Азии.

Основной задачей при стимулировании инвестиций является создание законодательства, которое сможет гарантировать права инвесторов. Известно, что многие российские предприятия были приватизированы в девяностых годах прошлого века с грубыми нарушениями, кроме того, многие предприятия в нашей стране были подвергнуты рейдерским атакам.

Еще одним способом стимулирования инвестиций может стать создание налоговых льгот для инвесторов, вкладывающих денежные средства в определенные сегменты экономики. Таким образом, появится возможность развиваться определенные отрасли экономики, которые в настоящее время находятся в упадке. Следующий вариант стимулирования инвестиций — создание особых экономических зон, в которых предприниматели будут платить меньше налогов и других обязательных платежей, и сборов.

По мнению многих инвесторов, одним из самых важных факторов для стимулирования инвестиций является создание равных условий конкуренции, в настоящее время из-за коррупции в российской экономике многие предприниматели вынуждены выделять огромные денежные средства на взятки, по этой причине многие из них не могут развивать производство.

Как ни странно, стимулированием инвестиций может стать создание заградительных пошлин, например, на ввоз иномарок в нашу страну. Многие крупные автоконцерны были вынуждены создать на территории нашей страны «отверточные» сборочные производства, которые производят автомобили различных марок. Подобные производства позволили обеспечить дополнительные рабочие места, с течением времени целый ряд деталей и агрегатов для подобных автомобилей начали производиться в Российской Федерации.

Стимулирование инвестиций государственными органами должно проводиться под постоянным контролем, что позволит избежать огромного количества злоупотреблений при распределении средств, а также лоббирования различных законов, дающих преимущества в той или иной области экономики.

Несмотря на принятие множества законодательных актов, которые должны стимулировать инвестиции в различные виды экономики, большинство инвесторов опасаются за свои вложения и предпочитают использовать для увеличения своего капитала более надежные финансовые инструменты.

Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой при реализации государственной политики стимулирования привлечения инвестиций исходят из налоговых стимулов. Цель таких мер состоит в том, что эти страны хотят содействовать экономической реструктуризации, экономическому росту, используя приток внешних и внутренних ресурсов.

Наиболее часто встречающиеся методы стимулирования инвесторов:;

— льготы косвенного налогообложения, в частности сниженные ставки таможенных пошлин.

Инвестиционные скидки и налоговый кредит по сравнению с налоговыми каникулами обладают преимуществами, поскольку являются более действенными инструментами для привлечения капитала в той или иной желательной форме.

Наиболее проста и эффективна система налогового кредита. Если сумма налогового кредита, предоставляемого квалифицированному предприятию, определена, то она перечисляется на специальный налоговый счет. Компания, получившая такую льготу, будет считаться обычным налогоплательщиком, отличие такой компании состоит в том, что ответственность за налогообложение доходов будет оплачиваться за счет кредитов, возвращаемых с налогового счета, пока сальдо баланса доводится до нуля. После этого налоговый счет закрывается на определенный период, а неиспользованные суммы налогового кредита разрешается использовать.

Налоговый кредит — это вычет из налога на прибыль части инвестиционных расходов компании, возможно, с условием использования этого кредита для последующих капиталовложений.

Система инвестиционных скидок применяется в форме сниженных налоговых ставок аналогично практике налогового кредита и имеет адекватный эффект. Различие заключается в том, что корпоративный налог имеет несколько ставок, предоставляемую же сумму инвестиционной скидки стоит определить не в абсолютном выражении, а в форме налоговой ставки, в которой предоставляется скидка. В противном случае сумма предоставляемого налогового кредита не будет зависеть от ставки налога.

Инвестиционная скидка может иметь форму скидки на истощение недр, предоставление которой ведет к уменьшению налогообложения прибыли добывающей индустрии.

Еще одна разновидность инвестиционных скидок — уменьшение корпоративного налога на половину разницы между расходами на НИОКР текущего года и средними затратами на научные исследования двух предшествующих периодов, но с учетом роста цен.

При ускоренной амортизации большая часть прибыли, чем при обычной амортизации, попадает в издержки производства и освобождается от налогообложения.

По сравнению с другими методами налоговых стимулов для привлечения инвестиций ускоренная амортизация имеет два преимущества:

— обходится дешевле, чем доходы, от которых отказались ранее, что частично покрывалось стоимостью последних лет действия активов;

— если ускоренная амортизация предоставлена на временной основе, то она может стимулировать на краткосрочный период рост капиталовложений, так как инвесторы, вероятно, вложат капитал, чтобы получить эффект в будущем. Инвестиционные субсидии являются разновидностью инвестиционных скидок или налоговых кредитов, но их предоставление является проблематичным, так как имеет риск для бюджета (бюджетная эффективность таких субсидий может быть отрицательной).

Стимулирование косвенных налогов осуществляется в форме исключения из-под обложения НДС сырья и капиталоемких товаров, а также введения системы условно беспошлинного ввоза.

Источники: http://vuzlit.ru/28017/opyt_stimulirovaniya_investitsiy_zarubezhnyh_stran, http://moluch.ru/archive/193/48364/, http://studbooks.net/1799465/ekonomika/meropriyatiya_povysheniyu_investitsionnoy_privlekatelnosti_rossiyskoy_ekonomiki

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто