Влияние прямых иностранных инвестиций на россию

Влияние прямых иностранных инвестиций на экономику РФ

Прямые иностранные инвестиции (сокр. ПИИ) — форма участия иностранного капитала в реализации инвестиционных проектов на территории страны-реципиента инвестиций, которая характеризуется в активном участии инвестора (или его представителей) в деятельности организации. ПИИ — наиболее востребованная форма капиталовложений для развивающихся экономик, так как позволяет реализовывать крупные и важные проекты, а кроме того в страну поступают новейшие технологии (например, при создании производств), новые практики корпоративного управления и т. п.

Основные способы ПИИ:

· Инвестирование с нуля – создание за рубежом филиала или предприятия, которое находится в 100 % собственности инвестора;

· Поглощение или покупка иностранного предприятия;

· Финансирование работы филиалов;

· Приобретение имущественных прав: прав пользования землей, природными ресурсами и т. п.;

· Предоставление прав на использование ноу-хау, технологий и др.;

· Покупка акций/паев в уставном капитале иностранной компании, дающих право контролировать деятельность предприятия

По состоянию на конец сентября 2012 г. накопленный иностранный капитал (накопленный организацией иностранный капитал — общий объем иностранных инвестиций, полученных (или произведенных) с начала вложения с учетом погашения (выбытия), а также переоценки и прочих изменений активов и обязательств) в экономике России составил 353,3 млрд.долларов США, что на 9,3% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе — 59,2% (на конец сентября 2011г. — 58,3%), доля прямых инвестиций составила 38,3% (39,1%), портфельных — 2,5% (2,6%).

В январе-сентябре 2012г. в экономику России поступило 114,5 млрд.долларов иностранных инвестиций, что на 14,4% меньше, чем в январе-сентябре 2011 года.

Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил 99,7 млрд.долларов, или на 17,2% меньше, чем в январе-сентябре 2011 года.

(http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d04/257inv22.htm — больше информации)

Иностранные инвестиции являются существенным фактором роста национальных экономик, важным источником капитальных вложений в национальное производство товаров и услуг. Иностранные инвестиции, с одной стороны, служат каналом распространения новых технологий производства и менеджмента, а с другой — чрезмерная активность иностранного капитала может обострять социальную и политическую напряженность в стране, консервировать отсталую отраслевую структуру национального хозяйства.

Существует ряд преимуществ иностранных инвестиций перед другими формами иностранного капитала (такие как официальные кредиты, портфельные инвестиции, торговые кредиты и др.) которые определяются следующими факторами:

§ ППИ – это долгосрочные капиталовложения, ориентированные на стратегические преимущества принимающей страны и мало подвержены влиянию краткосрочных факторов, что гарантирует более стабильный источник удовлетворения спроса на инвестиции (важное значение для предотвращения финансовых кризисов, а также в периоды преодоления их последствий);

§ в большинстве случаев ППИ связаны с переносом в принимающую страну новых технологий, ноу-хау и методов управления, что содействует повышению общего уровня конкурентоспособности национальной экономики;

§ приток ППИ может оказывать положительное влияние на развитие хозяйственной системы в целом, связанное: с распространением используемых иностранными инвесторами технологий, ноу-хау и т.д. на другие отрасли и производства; с ростом спроса на продукцию национальных предприятий со стороны компаний с иностранными инвестициями; с созданием новых рабочих мест; с ростом доходов занятых на данных компаниях резидентов принимающей страны, обеспечивающим расширение спроса на продукцию национальной промышленности; с увеличением налоговых и иных поступлений в центральный и местные бюджеты, что способствует решению фискальных проблем государства и созданию предпосылок оптимизации деятельности в сфере выполнения им своих функций.

Положительное воздействие:

• увеличение финансовых ресурсов для развития реального сектора и инвестиций в основной капитал;

• трансфер технологий, менеджерского опыта и модернизация экономики;

• рост конкурентоспособности экспорта страны;

• увеличение занятости и повышение квалификации работников;

• сотрудничество иностранных инвесторов и отечественных субъектов;

• прочие прямые и косвенные эффекты.

Положительное и отрицательное влияние иностранных инвестиций на экономику принимающей страны (электронный материал Кириллова)

Влияние иностранных инвестиций на экономику принимающей страны неоднозначно. Выделяют как положительные, так и отрицательные моменты.

Рассмотрим положительное влияние иностранных инвестиций для принимающей страны (реципиента):

1. Импортируемый капитал пополняет внутренние источники финансирования инвестиционных вложений. Обеспечивая приток средств, ввоз капитала в любых его формах способствует ослаблению напряженности кредитной сферы страны реципиента. В следствии это происходит понижение ставки банковских кредитов. Отсюда появляется дополнительный стимул к внутренним инвестициям.

2. Иностранные инвестиции способны повысить эффективность производства и расширить рынки сбыта продукции благодаря повышению технического уровня и увеличению отдачи средств труда (путем замены устаревшего оборудования, применении новых технологий или адаптации российских технологий к требованиям мирового рынка). Также инвестиции способствуют улучшению организации и управления предприятием, углубленным и качественным маркетинговым исследованиям, внедрению схем промышленной логистики и т.д.

3. Расширение объема производства ведет к развитию сопряженных отраслей, что дает мультипликативный эффект от инвестиций. Это способствует ускорению развития экономики принимающей страны, что приводит к дополнительному спросу на квалифицированную рабочую силу (инженеров, ученых, управленцев). Как правило, иностранный инвестор принимает на себя обучение и переобучение местных кадров.

4. Развитие различных отраслей, привлечение квалифицированной рабочей силы работающей на экспорт, ведет к увеличению экспортных доходов страны-реципиента инвестиций (например ВВП). Это способствует экономическому росту страны и придает устойчивость экономическому развитию.

Читайте также  Привлечения инвестиций в инновационные проекты

Таким образом, прямые иностранные инвестиции по многочисленным каналам способны содействовать совершенствованию производственно-социальной инфраструктуры и платежного баланса страны-реципиента. Они увеличивают объем и заметно улучшают структуру внутреннего накопления основного капитала, ускоряют его темпы, повышают его норму (соотношение массы прибыли, направляемой на накопление основного капитала, к общей массе прибыли, полученной в результате хозяйственной деятельности) в стране-импортере капитала. Кроме того, привносимые извне инвестиции приобщают местные хозяйствующие субъекты к конкурентной модели поведения.

Теперь рассмотрим негативные последствия:

1. Иностранные инвестиции являются источником дополнительных средств для финансирования внутренних капиталовложений до тех пор, пока полученная прибыль иностранными компаниями не превысит эти инвестиции. Это свойственно для России.

2. Внутренние источники финансирования инвестиций пополняются не всегда еще и потому, что иностранные компании, как правило, обращаются к рынку ссудного капитала стран оперирования. Увеличивая спрос на кредиты, они способствуют их удорожанию. Это порой сужает возможности финансирования потенциальных национальных инвесторов.

3. В России кредиты ее банков и других кредитных организаций обходятся нерезидентам дешевле, чем резидентам, потому что процентная ставка по кредитам в долларах существенно ниже, чем по кредитам в рублях (так как у иностранных получателей кредитов более высокий рейтинг платежеспособности).

4. Иногда ППИ не ведут к улучшению структуры накопления и производства в принимающей стране, так как иностранные компании, переводят за рубеж преимущественно устаревшие технологии и оборудование.

5. Также следует отметить, что с усложнением производства и повышением уровня вертикальной интеграции в рамках транснациональных компаний (ТНК) ослабевают их контакты с местными субпоставщиками; возникновение «анклавов», управляемых из-за границы и слабо связанных с национальной экономикой.

6. Сокращением числа занятых в компаниях с иностранным участием чревата и постоянная опасность репатриации ввезенного капитала и свертывания производства под влиянием ухудшения инвестиционного климата страны или экономического кризиса, а также любых иных обстоятельств.

7. зарегистрированы случаи приобретения иностранными компаниями российских предприятий с целью устранения конкурента. Используемые для этого способы многообразны: от скупки долгов отечественной компании и ее последующего, до скупки ее акций для перепрофилирования, либо закрытия через банкротство.

8. Существуют многочисленные примеры, как иностранные инвесторы борются за российские рынки не только с отечественными производителями, но и друг с другом. Присутствие филиалов ТНК, ориентированных на экспорт, может превратить значительную долю внешней торговли страны проникновения во внутрифирменные операции иностранных компаний, а также вызвать замещение экспорта местных фирм.

9. Во многих развитых и развивающихся странах существуют ограничения на приток иностранного капитала в отрасли, непосредственно связанные с эксплуатацией национальных природных ресурсов, в некоторые сферы производственной инфраструктуры, телекоммуникационную и спутниковую связь, а в России иностранный капитал устремился как раз в эти сферы наряду с такими высокодоходными и быстро окупаемыми отраслями как пищевая промышленность, торговля и т.п.

Воздействие прямых иностранных инвестиций на экономику России

Основными способами привлечения прямых иностранных вложений в экономику России являются:

привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий (в том числе — путем продажи зарубежным инвесторам крупных пакетов акций российских акционерных обществ);

регистрация на территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;

привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции;

создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны.

До сих пор в России не получило развития привлечение инвесторов на основе концессий и соглашений о разделе продукции (эта форма широко применяется в других странах в первую очередь для привлечения иностранных вложений в разработку недр, лесных и водных ресурсов, использование государственных земель). Несмотря на то, что среди иностранных инвесторов уже проводились тендеры на освоение на концессионных началах ряда российских месторождений (в т.ч. Сахалинского нефтяного шельфа), практическое их освоение так и не началось. Подписанный же Президентом РФ в декабре 1995 г. закон “О соглашениях о разделе продукции” пока практически нереализуем на практике, т.к. отсутствует обеспечивающая его выполнение нормативная база (так и не принят закон, устанавливающий перечень месторождений к которым может применяться закон соглашениях о разделе продукции).

Не получили пока должного развития в России и свободные экономические зоны (СЭЗ). В отсутствие закона о СЭЗ уже созданные зоны (СЭЗ “Находка” в Приморье, СЭЗ “Янтарь” в Калининградской области и др.) существуют практически в правовом вакууме. Это приводит к постоянным конфликтам местных и федеральных властей, произвольному введению и отмене льгот для инвесторов и т.п., что в конечном счете сводит на нет усилия по привлечению в СЭЗ иностранных вложений.

Анализ структуры уже привлеченных прямых инвестиций в первую очередь показывает их весьма узкую отраслевую направленность. Львиная доля таких инвестиций направляется либо в экспортно-ориентированные отрасли (ТЭК /включая нефтехимию/, горнодобывающая промышленность, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность), либо в сверхприбыльные проекты с малыми сроками окупаемости и незначительной фондоемкостью (торговля, телекоммуникации, общественное питание, строительство офисных и гостиничных зданий в крупных городах, пищевая промышленность, финансовые услуги).

Читайте также  Роль тнк в международных инвестициях

Вывоз капитала из России: причины и последствия

В условиях развития мирового рынка капиталов большой интерес представляет анализ перемещения финансовых активов из России и их влияние на экономическое развитие страны. Вопрос о вывозе российского капитала приобрел существенное значение еще в первой половине 1990-х гг., после демонополизации государством внешнеэкономической деятельности, в связи с тем, что именно в этот период масштабы данного явления сделали его экономически значимым. Его важность сохраняется до настоящего времени, поскольку вывоз капитала по-прежнему выступает одним из ключевых факторов, негативно влияющих на развитие инвестиционных процессов в России.

Необходимо отметить, что процесс вывоза капитала за границу сам по себе не может квалифицироваться только как негативное явление. В этой связи различают понятия «экспорт капитала», «бегство капитала» и «нелегальный вывоз капитала».

Нелегальный вывоз капитала обусловлен в первую очередь внеэкономическими мотивами – нелегальным выводом отечественных ресурсов из-под юрисдикции Российской Федерации и его «возвращением» в виде иностранных инвестиций в целях легальной репатриации прибыли, полученной российскими предприятиями. Действительно, согласно статистике, большинство иностранных инвестиций в экономику России поступает либо из оффшорных зон (Кипр, Виргинские острова), либо из стран с облегченным налоговым режимом и стран-политических убежищ (Нидерланды, Люксембург, Великобритания). Таким образом, этот капитал частично возвращается в Россию в видоизмененных формах – ссуд и займах, прямых и портфельных инвестиций нерезидентов, фактически действующих от имени владельцев вывезенного отечественного капитала. При этом размещение данного капитала сопровождается жесткими требованиями к российской экономике по его обслуживанию.

В результате основная часть иностранных инвестиций не трансформируется в инвестиции производственного назначения, не модернизируются основные фонды отечественных предприятий, консервируется отсталая структура экономики. Более того, вывоз за рубеж значительной части прибыли, полученной российскими организациями, фактически лишает экономику ресурсов для расширенного воспроизводства. Ко всему прочему, эта проблема тесно связана с проблемой отмывания «грязных» денег:

Таким образом, для национальной экономики современной России важной является именно проблема нелегального вывоза финансовых активов за рубеж, так как это явление достигает значительных масштабов. Экспорт капитала, хотя и не всегда благоприятен для национальной экономики, но в общем представляет собой объективный процесс движения фактора производства, по определению подлежащий регулированию и не представляющий угрозы для нее. Бегство капитала из России в настоящее время является незначительным ввиду стабилизации экономической и политической обстановки в стране.

Поиск выхода из сложившейся ситуации – важная задача, стоящая перед Россией. Ее решение предполагает осознание национальных интересов, целей и приоритетов, сведение до минимума нелегального оттока ресурсов из страны и использование их во благо общества. Для этого необходимо введение действенного контроля над движением капитала. На амнистию нелегально вывезенного капитала как средства их эффективного возврата на родину рассчитывать не приходится. Часть его уже материализована – вложена в недвижимость, производственные и иные активы, часть размещена в надежных финансовых инструментах, часть хранится в иностранных банках как страховой резерв, обеспечивающий его обладателям безопасное существование за пределами России в случае неблагоприятного развития событий, а часть, как уже отмечено, вернулась домой в форме иностранного капитала. При этих обстоятельствах представляется маловероятным, что амнистия, в какой бы то ни было форме, может привести к массовому возврату нелегально вывезенного за рубеж капитала.

Влияние иностранных инвестиций на экономику страны

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 06.05.2016 2016-05-06

Статья просмотрена: 2428 раз

Библиографическое описание:

Бекмухамедова Б. У., Матрасулов Б. Э. Влияние иностранных инвестиций на экономику страны // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 622-624. — URL https://moluch.ru/archive/114/28956/ (дата обращения: 16.01.2019).

Иностранные инвестиции приветствуются во всех странах, экономика которых является открытой. Иностранные инвестиции служат толчком экономического развития стран, особенно, развивающихся стран. Объемы иностранных инвестиций продолжают стремительно возрастать, усиливая роль международного производства в мировой экономике. Можно утверждать, что влияние иностранных инвестиций на экономику принимающей страны противоречиво: оно может быть как положительным, так и отрицательным. [1.]

Инвестирование иностранного капитала повышает конкурентоспособность принимающей страны. Поток инвестиций, повышает производительность. Инвестиции также повышают качество выпускаемой продукции, а это влияет на конкурентоспособность выпускаемой продукции, выводит её на международный уровень, то есть расширяет связи с внешними рынками. Данные положительные последствия инвестирования иностранного капитала, являются наиболее значимыми для экономики принимающей страны. Несмотря на явные плюсы внедрения иностранных инвестиций, существуют и определённые минусы.

Иностранные инвестиции повышают спрос на высококвалифицированную рабочую силу, в связи с чем растёт уровень благосостояния населения, так как иностранные инвесторы платят более высокую заработную плату по сравнению с местными фирмами. Но соответственно сокращаются прибыли местных фирм из-за несправедливой конкуренции. Иностранные инвестиции стимулируют производство промежуточной продукции, так как создаётся спрос именно на неё. Местные фирмы вынуждены создавать дополнительные производственные мощности, поскольку они не производили бы данные товары при отсутствии спроса со стороны зарубежных компаний, стран. [2.]

Другим аспектом отрицательного влияния иностранных инвестиций на экономику принимающей страны служит эффект вытеснения внутренних капиталовложений иностранными инвестициями, вытеснения местных фирм более конкурентоспособными зарубежными, то есть местные фирмы просто не имеют возможности развиваться, расти, пробиваться на мировой рынок. Можно сказать, что этот эффект далеко неоднозначен, так как иностранные инвестиции могут содействовать развитию национальных фирм за счет роста производительности труда, внешнего эффекта от передачи технологии, что является одним из положительных влияний иностранных инвестиций на экономику принимающей страны.

Читайте также  Влияние инвестиций на совокупные расходы

В сегодняшнее время, при глобализации мирового хозяйства поток иностранного капитала между странами достиг высокого уровня. Величина функционирующего за рубежом иностранного капитала огромна. Ежегодно международное движение капитала оценивается примерно 0,7–1,2 трлн. долл., в т. ч. прямых инвестиций — около 0,13–0,24 трлн., портфельных — 0,12–0,67 трлн. долл. Только объем накопленных в мире прямых инвестиций составляет около 3 трлн. $. Картина современной международной экономической жизни создается, прежде всего, теми компаниями, которые не только активно торгуют с зарубежными странами, но и активно инвестируют там. [3.]

В общем объеме вывоза капитала повышается роль и доля вывоза государственного капитала (около 25 %). Среди общего объема экспортируемого капитала в развивающиеся страны 90 % является государственным капиталом, а в страны Восточной Европы и СНГ — 35 % (при этом в виде льготных кредитов — 35 %, беспроцентных кредитов — 65 %).

Более 50 % мигрирующего капитала в мировом хозяйстве принадлежит частным субъектам (корпорациям, ТНК, банкам, инвестиционным, пенсионным, страховым фондам и др.). В последние десятилетия отмечается тенденция сокращения доли банков с 50 до 25 % и одновременный рост доли капиталов ТНК. Растут объемы частного капитала мигрирующего между промышленно развитыми странами (около 75 %) Увеличивается доля прямых инвестиций в общем объеме частного и государственного капитала. Растет число интернациональных слияний и приобретений фирм (около 79 % совокупного объема прямых зарубежных инвестиций). Отмечается сдвиг в отраслевой структуре иностранных инвестиций от обрабатывающей промышленности и торговли к инвестициям в наукоемкие отрасли и сферу услуг (более 55 %).

В последние годы утверждена Инвестиционная программа Республики Узбекистан Она сфокусирована на модернизации производственных мощностей как крупных объектов промышленности и инфраструктуры, так и небольших перерабатывающих производств частного сектора.

Программой предусмотрены капиталовложения на общую сумму 27,1 трлн. сум., из которых 6,7 трлн. сум. — централизованные инвестиции. В том числе:

− 1,3 трлн. сум. — инвестиции, финансируемые из Государственного бюджета. Из них 408 млрд. сум. выделено на развитие сельскохозяйственного комплекса, преимущественно на развитие обрабатывающих производств;

− 925,2 млрд. сум. инвестирует Республиканский дорожный фонд на строительство, ремонт и реконструкцию автодорог, а также необходимой инфраструктуры;

− $20 млрд. предусмотрены адресной программой поддержки инвестиционных проектов, реализуемых с привлечением прямых иностранных инвестиций и кредитов;

− около $1,2 млрд. будут инвестированы для ввода в эксплуатацию объектов и производственных мощностей. Это также позволит создать 8,5 тыс. рабочих мест.

Среди крупных инфраструктурных проектов можно отметить:

− строительство высоковольтной линии ВЛ-500кВ «Талимарджанская ТЭС — ПС Согдиана»;

− строительство двухпутной электрифицированной железной дороги «Джизак-Янгиер» протяженностью 187 км;

− модернизацию и реконструкцию объектов водоснабжения в Сурхандарьинской области, что повысит мощности обеспечения населения питьевой водой до 108,8 тыс. м 3 ;

− строительство вузов на 9.4 тыс. уч. мест, колледжей и лицеев на 6,6 тыс. уч. мест, общеобразовательных школ на 61,5 тыс. уч. мест, 112 детских спортивных учреждений.

Следует отметить, что объём инвестиций составил 22,9 % к ВВП. При этом более 22 процентов, иными словами свыше 2,5 млрд. долларов приходится иностранным инвестициям, из которых более 79 % — прямые иностранные инвестиции [3.].

Динамика основных показателей инвестиционной деятельности в Республике Узбекистан показывает, что за 2010–2015 годы общий объем инвестиций в нефинансовые активы в стране увеличился с 3778,1 до 19689,6 млрд. сумов, или в 5,2 раза. За данный период доля инвестиций, направленных в основной капитал увеличилась с 83,8 % до 95,1 %, а расходы на капитальный ремонт основных средств снизились с 9,8 % до 4,5 %. Это свидетельствует о том, что в последние годы большая часть инвестиций направляется на обновление капитала, т. е. на приобретение новых основных средств. [3.]

В Узбекистане обеспечивается интенсивное развитие базовых отраслей промышленности, проводится огромная работа по перепрофилированию существующих и созданию новых мощностей на основе использования передовых, в частности информационных технологий, производится конкурентоспособная, экспортоориентированная и импортозамещающая продукция. Растут объемы производства, открываются новые предприятия, в том числе с участием иностранного капитала, расширяется сфера малого бизнеса и частного предпринимательства.

Созданный в стране инвестиционный климат, льготы, предоставляемые иностранным инвесторам, позволяют привлекать инвестиции на долгосрочной основе, дают возможность зарубежным партнерам активно участвовать в программах приватизации и модернизации производственных предприятий. Росту заинтересованности деловых кругов других стран в сотрудничестве с Узбекистаном также способствует ежегодное проведение в Ташкенте более 50 специализированных международных торговых ярмарок. Узбекистан является одной из тех стран мира, которые достигаются высоких макроэкономических показателей за последние годы. Эти высокие показатели осуществляются за счет притока иностранных инвестиций.

  1. Э. Р. Махиудов. Мировая экономика: современные экономические системы. Ташкент. 2004.
  2. Е. Ф. Авдокушин. Международные экономические отношения. Учебное пособие. Москва. 2000.
  3. Доклад Президента РУз. И. А. Каримова на заседании КАБМИН, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год.

Источники: http://infopedia.su/10x2ed.html, http://megalektsii.ru/s31930t2.html, http://moluch.ru/archive/114/28956/

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто