Управление инвестициями на бюджетной системе

Ригвава Е.Г. Управление бюджетными инвестициями (под ред. С.Е. Прокофьева, О.В. Паниной, С.Г. Еремина). — «Юстицинформ», 2014 г.

Управление бюджетными инвестициями

Бюджетные инвестиции — это важнейший финансово-правовой институт, направленный на решение основных социально-экономических задач государства. Интерес к проблеме управления бюджетными инвестициями обуславливается значительной степенью влияния инвестиционных процессов на темпы экономического развития. Активный инвестиционный процесс способствует улучшению уровня жизни населения, а так же предопределяет экономический потенциал страны в целом. А от объемов и форм осуществляемых инвестиций зависит экономическая деятельность отдельных хозяйствующих субъектов.

Рассмотрим понятие «бюджетные инвестиции»: это бюджетные средства, выделяемые на безвозвратной основе на создание или увеличение основных средств и других видов имущества, находящихся в государственной (муниципальной) собственности.

Основной целью бюджетных инвестиций является поддержание в надлежащем состоянии и расширение социальной инфраструктуры для максимально полного удовлетворения спроса на общественные блага при ограниченности бюджетных ресурсов.

Задачами управления бюджетными инвестициями являются:

1) обеспечение бюджетной дисциплины (осуществление расходов на бюджетные инвестиции в пределах бюджетных ограничений);

2) обеспечение эффективного распределения инвестиционных ресурсов (управление бюджетными инвестициями должно обеспечить выполнение приоритетных задач социально-экономического развития, должно быть ориентировано на долгосрочное бюджетное планирование);

3) обеспечение эффективного использования инвестиционных ресурсов (должны использоваться методы проектного финансирования, программно-целевой подход, проведение мониторинга и контроля, оценка эффективности).

Для решения поставленных задач целесообразно опираться при планировании и осуществлении бюджетных инвестиций на следующие принципы:

согласование бюджетной инвестиционной политики с среднесрочной и долгосрочной социально-экономической политикой. Эффективного управления инвестициями можно добиться только при существовании тесной взаимосвязи инвестиционной политики со стратегией социально-экономического развития территории и среднесрочным бюджетным планированием. При этом наиболее важным моментом является взаимосвязь решений относительно установления приоритетов и распределения бюджетных ресурсов. Отсутствие такой взаимосвязи может крайне негативно сказаться как на эффективности инвестиционных расходов, так и на бюджетной политике в целом;

единство управления расходами без разделения их на капитальные и текущие. Это означает, что процесс принятия решений и бюджетирования по капитальным и текущим расходам должен проводиться комплексно. Инвестиционные предложения должны оцениваться с точки зрения суммарного объемов капитальных расходов и связанных текущих расходов. В некоторых зарубежных странах практикуется раздельное планирование текущих и капитальных расходов в рамках бюджетного процесса, что приводит к отсутствию единой структуры бюджетных расходов и четкой связи функциональных статей расходов с целями и приоритетами социально-экономического развития территории;

ограничение сферы бюджетных инвестиций. Сфера бюджетных инвестиций в идеале должна ограничиваться только инвестициями, носящим социальный характер. Это не означает, что государство должно полностью отказаться от участия в коммерческих проектах, а лишь подчеркивает, что получение прибыли не должно быть основной целью бюджетных инвестиций;

применение проектного подхода и программно-целевого метода;

тесная связь бюджетной инвестиционной политики с налогово-бюджетной и долговой политиками, политикой в области государственных (муниципальных) закупок. Только в таком случае появляется возможность обеспечить наиболее эффективное использование ресурсов общественного сектора.

Соблюдение описанных принципов позволяет не допускать финансовых разрывов при финансировании инвестиционных проектов, эффективно управлять бюджетными ресурсами, сосредотачивать их на самых социально-значимых направлениях.

Управление общественными инвестициями является частью системы управления бюджетными расходами. Следовательно, задачи и принципы, присущие системе управления расходов, присущи и для общественных инвестиций. Тем не менее необходимо выделять из вопросов управления расходами бюджетов и рассматривать отдельно систему управления общественными инвестициями в связи с её спецификой. Общественные инвестиции должны быть тесно увязаны со стратегией развития государственного (муниципального) сектора экономики, многолетним финансовым планированием, долговой политикой органов публичной власти. Все это требует особого подхода к формированию и управлению инвестиционными проектами и программами. При разработке таких программ необходимо четко понимать, увязываются ли запрашиваемые объемы финансирования с возможностями бюджета. На период 2013 года и плановый период 2014-1015 годов предполагаются следующие объемы финансирования (см. таблицу 1)

Читайте также  Объекты для инвестиций фондов прямых инвестиций

3.1.2. Инвестиционный бюджет

3.1.2. Инвестиционный бюджет

определяется потребностями как краткосрочного, так и долгосрочного планирования.

Фактически в инвестиционном бюджете решаются задачи планирования капитальных и финансовых вложений. Принятие управленческого решения о вложении основывается на ряде причин: обновление материально-технической базы, наращивание объема производства и освоение новых видов деятельности. В любом случае степень ответственности за принятие того или иного инвестиционного проекта зависит от направлений инвестиционной деятельности самого предприятия. Для оценки эффективности принимаемого решения о вложении используются показатели: норма прибыли, чистая дисконтирования стоимость, внутренний коэффициент окупаемости, срок окупаемости.

Минимально необходимая норма прибыли – это величина учетной ставки, или ставки процента, которую можно получить на эквивалентные по размеру вмененным затратам и риску ценные бумаги, обращающиеся на финансовом рынке.

Дисконтированная стоимость — это величина доходов и затрат, которые могут быть получены в будущем, через текущую стоимость посредством коэффициентов дисконтирования.

В различных экономических изданиях используют различные названия данного показателя: чистый дисконтированный доход, чистая текущая стоимость, чистая текущая стоимость проекта, чистый дисконтированный доход или интегральный эффект и т. д.

В общем виде для постоянной нормы дисконта величина дисконтированной стоимости определяется следующим соотношением:

Внутренний коэффициент окупаемости – представляет собой точную ставку процента от инвестиций, которую в течение срока их действия используют для дисконтирования всех поступающих потоков денежной наличности от капитальных вложений, чтобы приравнять приведенную стоимость денежных поступлений к приведенной стоимости денежных расходов.

Полученную величину внутреннего коэффициента окупаемости сравнивают с требуемой инвестором величиной дохода на капитал. Если внутренний коэффициент окупаемости больше вмененных издержек на капитал, то инвестиция является прибыльной и дает положительную приведенную стоимость, если коэффициент меньше издержек, тогда капитальные вложения невыгодны, а приведенная стоимость отрицательна.

Срок окупаемости — это время, необходимое для поступления наличности от вложенного капитала в размерах, позволяющих возместить возникшие при этом расходы.

Очевидно, что срок окупаемости достигается на том шаге расчетного периода, когда величина критерия «норма прибыли» впервые станет больше единицы, то есть доходы от реализации превысят инвестиционные затраты. Поэтому алгоритм расчета срока окупаемости состоит в отношении нормы прибыли к величине, равной единице для указанного шага расчетного периода.

Но основные показатели в полной мере не отвечают достоверности оценки эффективности капитальных вложений, по этой причине используют расширенную систему показателей, которая дополняется анализом инвестиционного проекта методом точки безубыточности.

Инвестиционный бюджет составляется в двух частях: плановый краткосрочный бюджет, стратегическое долгосрочное планирование («скользящий» бюджет). Сущность «скользящего» бюджета заключается в том, что по окончании краткосрочного периода планирования, скользящий бюджет корректируется с учетом включения в него следующего краткосрочного периода. «Скользящий» бюджет служит для определения стратегических целей.

Главная цель инвестиционного бюджета – это выявление и планирование инвестиционного остатка денежных средств, который формируется с целью осуществления эффективных краткосрочных вложений. Этот вид денежных активов может формироваться при условии полного удовлетворения потребности предприятия в формировании денежных активов других видов. При формировании эффективного портфеля краткосрочных финансовых инвестиций денежные активы не теряют своей стоимости и их сумма не ограничивается.

Бюджетирование отдельных инвестиционных проектов зависит от способа его осуществления. При хозяйственном способе в бюджете показывается подробная расшифровка по статьям инвестиционных затрат, при подрядном (привлечение подрядчика) – объект незавершенного строительства до его сдачи находится на балансе подрядчика, а в инвестиционном бюджете отражается только стоимостная величина финансирования подрядных работ.

Проект инвестиционного бюджета представлен в таблице 3.18.

Таблица 3.18. Проект инвестиционного бюджета на 200_г. (тыс. руб.).

Читайте также  Инвестиции в доверительное управление деньгами

Значение бюджета инвестиционного проекта

Финансовый компонент управления стратегией и тактикой развития играет одну из важнейших ролей для обеспечения успешной инвестиционной деятельности в целом и локальных проектов в частности. Бюджет проекта – ведущий инструмент финансового управления сферы развития бизнеса. Являясь частью бюджетной системы предприятия, он позволяет не только реализовать динамическое моделирование финансовых потоков, но и спрогнозировать основные показатели эффективности проекта, принимаемого к исполнению.

Бюджетирование инвестиционной деятельности компании

В настоящей статье мы рассмотрим два аспекта бюджетного управления, относящегося к уровню коммерческой организации. Первый аспект охватывает всю компанию и непосредственно финансовую сферу ее развития в соответствии с действующей инвестиционной стратегией. Вторая сторона осмысления связана с локальным проектом, реализуемым в рамках принятого на тактический период проектного портфеля. Бюджетная система – это выделенная функциональная подсистема управления компанией, решающая комплексные задачи финансового планирования, контроля, мониторинга, мотивации и регулирования. Данное определение раскрывает значительную часть картины бюджетного управления.

В рамках настоящей системы реализуется непосредственное управление денежными потоками. Бюджетирование тесно взаимосвязано с системой технико-экономических нормативов предприятия. Результаты исполнения бюджетной системы формируют базис для реализации системы сбалансированных показателей на основе утвержденных KPI. Бюджетирование инвестиционной деятельности включено в бюджетную систему компании в качестве неотъемлемой ее части и опирается на стратегию развития бизнеса.

В первую очередь, инвестиционный бюджет – это финансовый план, отражающий предстоящие расходы на реализацию программы развития предприятия. Выше показана визуальная модель формирования бюджета и его интеграции в бюджетную систему компании. Планирование инвестиций осуществляется после утверждения состава стратегических инициатив и соответствующих им проектов. Система сбалансированных показателей как результат выработанной стратегии включает в себя стратегические карты и свод ключевых показателей деятельности (KPI). Определение формата и содержания бюджета основано на группе KPI, указывающих основные параметры развития компании. Инвестиционный бюджет создается в целях:

  • нахождения оптимальных путей роста бизнеса;
  • создания новой модели состава проектов, по возможности, с ростом доли инноваций;
  • минимизации финансовых потерь.

Инвестиционный бюджет компании находится в тесном взаимодействии с рядом бюджетов финансовой системы. Его плановые значения перекликаются с бюджетом доходов и расходов, включаются в отдельные разделы бюджетов движения денежных средств и заимствований. Результаты настоящего плана оказывают влияние на прогнозный бюджет балансового листа. Структура бюджета основана на методологии Cash Flow и включает три типовых направления.

  1. Строительство, возведение и ввод в эксплуатацию новых мощностей.
  2. Закуп основных производственных фондов для расширенного воспроизводства действующих мощностей.
  3. Осуществление портфельных инвестиций на основе применяемых финансовых инструментов (ценных бумаг, вкладов в уставные капиталы обществ и т.п.).

Задачи бюджета локального проекта

Инвестиционный бюджет компании позволяет определить ее инвестиционные потребности для обеспечения и расширения производственной деятельности в краткосрочной и долгосрочной перспективе, спланировать вложение средств в сформированный проектный портфель. Бюджет проекта позволяет сфокусировать финансовое планирование на решение локальной проектной задачи. Речь идет о модели определенных финансовых операций, осуществляемых параллельно с проектными событиями в течение всего жизненного цикла, а также о реальном денежном потоке, включающем выбытия и поступления денежных средств, производимом в связи с реализацией длительной уникальной задачи.

Бюджет инвестиционного проекта (БИП) формально представляет собой таблицу плановых сводных значений, которые собираются в результате большой подготовительной работы по подбору сведений, заявок, согласований, технических и экономических расчетов. В ходе подготовки БИП происходит серьезное взаимодействие с внешними поставщиками и подрядчиками. Выполняются многочисленные уточнения технических, функциональных, договорных параметров.

Работа производится также с участием внутренних служб: управления персоналом, отдела капитального строительства, службами закупа и сбыта. Согласуются рабочие вопросы с технологами, специалистами в сфере учета и налогообложения, экономистами. Структура и форма БИП представлена далее в табличной форме.

Планирование БИП играет важнейшую роль для качественного обоснования проекта. Как и в случае инвестиционного бюджета предприятия, методология Cash Flow определяет структуру бюджетных разделов. Динамическое моделирование денежных потоков, разделенных на притоки и оттоки, называемых также «поступления» и «выбытия» денежных средств, основано на базовых принципах методологии. Каждый вид капитала имеет свои правила оборота, им соответствует определенная структура зависимостей. Они продиктованы особенностями российского финансового, налогового законодательства, правилами делового оборота и методами экономического анализа. Состав видов деятельности разделяет денежный поток инвестиционной направленности на потоки денежных средств в результате:

  • операционной деятельности CF o (t);
  • инвестиционной деятельности CF i (t);
  • финансовой деятельности CF f (t).
Читайте также  Понятие реальных и финансовых инвестиций

Производственная деятельность соответствует операционному циклу хозяйственной деятельности. Она, будучи включенной в бюджет проекта, несет в себе черты операционного раздела бюджета движения денежных средств, т.е. отражает выбытия и поступления денег, а не доходы и расходы, как в соответствующем бюджете. Многие авторы путают эти вещи и именуют статьи БИП по аналогии со статьями БДР. Лично я считаю, что такое недопустимо, и нужно более тщательно относиться к формулировкам. Далее вашему вниманию предлагается схема, отражающая состав основных задач, решаемых с помощью БИП.

Пример разработки бюджета проекта

Определение основных параметров и значений, включаемых в инвестиционный бюджет локального проекта, зависит от его отличительных свойств. Рассмотрим конкретный пример проекта для формирования плана денежных потоков по трем обозначенным направлениям. Это проект по выведению на рынок продукта нового направления деятельности компании, имеющий четко выраженную постинвестиционную фазу, на протяжении которой осуществляется процесс производства и реализации продукции. Особенностями проекта являются следующие аспекты.

  1. Продолжительность расчетного периода – 8 временных шагов (лет).
  2. Структура источников финансирования проекта предполагает использование акционерного капитала в размере 190,5 единиц и заемных средств в форме банковской кредитной линии на общую сумму 287,9 единиц.
  3. Условиями кредитного соглашения предусмотрено, что в первый год пользования кредитной линией проценты за пользование не уплачиваются и капитализируются с основной суммой долга.

Представляемый пример построен достаточно схематично и не учитывает массы нюансов, например:

  • условно принято, что операции по инвестиционной и операционной деятельности производятся к моменту завершения шага, кредит банка планируется получать в начале шага, а погашать основное тело и проценты – в конце;
  • отсутствует динамическое моделирование по налогу на прибыль, подлежащему уплате в бюджет;
  • принят условно средний период полезной эксплуатации всех основных средств, занятых в проекте, – 7 лет, из которых и рассчитана средняя норма амортизации – 14,28%;
  • не учитывается влияние инфляции и дисконтирование денежных потоков;
  • игнорируется норма НК РФ о предельном значении банковского процента, который допустимо относить на расходы.

Настоящий пример, хотя и выполнен очень компактным, тем не менее, является результатом многочисленных итераций моделирования среди разнообразных вариантов сочетаний денежных потоков. Методика Cash Flow подразумевает направление оптимизации к достижению нулевых значений итогов потоков денежных средств по бюджету на инвестиционной и первичной эксплуатационной стадиях реализации. Далее размещается итоговый инвестиционный бюджет по рассматриваемому примеру.

Особое значение для качественной разработки бюджета имеют многочисленные вспомогательные расчеты. Они выполняются таким образом, чтобы динамическое моделирование происходило безболезненно и оперативно, цифры были взаимоувязаны и оставались корректными при любых прогнозных маневрах. Ниже приводится два примера расчета остаточной стоимости ОС с учетом амортизации и сумм к выплате по обслуживанию кредита.

Руководителю компании и проект-менеджеру не следует забывать, что успех инвестиционной деятельности во многом зависит от таких процедур финансового менеджмента, как бюджетирование проектов. Эта рутинная деятельность требует серьезных навыков, опыта и глубоких теоретических знаний. Однако усилия в данном направлении не бывают напрасными. Качество проектной реализации благодаря грамотной бюджетной практике растет, а точность и полноценность платежей позволяет соблюдать установленные сроки.

Источники: http://base.garant.ru/57573247/, http://econ.wikireading.ru/31276, http://projectimo.ru/upravlenie-proektami/investicionnyj-byudzhet-proekta.html

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто