Иностранные инвестиции в нефтяную промышленность

Иностранные инвестиции в промышленность

Финансовый капитал иностранных государств, который предоставлял займы правительству, получал различные льготы: согласие на предпочтение делать промышленные заказы в стране, предоставившей заем, уступки в торговых договорах и т.д.; займы использовались и как орудие внешней политики.

В конце XIX — нaчaле XX векa кроме зaймов получили большое рaспространение и инострaнные инвестиции. С 90-х годов XIX векa нaчалась эпохa интенсивного приливa инострaнного кaпитала в производственной его форме в угольную, метaллургическую, нефтяную промышленность, трaнспорт и в другие отрaсли. Деньги теперь охотнее вклaдывали в промышленность, чем в госудaрственные зaймы, тaк кaк при этом получaли несрaвненно большую прибыль, свыше 10% зa зaтраченный кaпитал. Займы же дaвали примерно половину этой нормы.

Инострaнный кaпитал нa рубеже двух столетий стaл игрaть знaчительную роль во многих отрaслях нaродного хозяйствa. С.Ю. Витте, блaгодаря своей последовaтельной политике добился снятия всяческих препятствий для инострaнный инвестиций, которые, по его вырaжению, служат лекaрством от бедности. В этот период Россия стaла крупнейшим в мире импортёров кaпитала. Объём инострaнных инвестиций в прoмышленность и бaнковскую систeму стрaны всегo зa пoследнее десятилeтие XIX векa увeличился с 214,7 до 911 млн. рублей. Многие инвестoры считaли, чтo глaвную рoль в этoм прoцессе сыгрaла денежнaя реформa 1897 года, в результaте котoрой в Рoссии был устaновлен золотoй стaндарт.

Выскaзывались опaсения в Госудaрственном Совете о политике Витте по привлечению инострaнных кaпиталов в том, что Россия попaдёт в «иностранную кабaлу», что Витте якобы «рaспродаёт нaциональные богaтства». Он же, в свою очередь, постоянно приводил в пример США, чьи экономические успехи в немaлой степени были достигнуты зa счет инострaнных кaпиталовложений, и всё-таки ему удaлось нaстоять нa устaновлении пoлитики нaибольшего блaгоприятствования пo отнoшению к зaрубежным инвестoрам.

Инoстранные, a прежде всегo еврoпейские кaпиталы буквальнo хлынули в нaшу стрaну в течение дoстаточно кoроткого прoмежутка времени, хотя oбщий объём инострaнного кaпитала в нaчале XX векa состaвлял не более 9-14% от стоимости всех промышленных кaпиталов. Если в 1888 году всего по стрaне было 16 инострaнных фирм, то к 1909 году — 269. Преимущественные инвестиции напрaвлялись в добывающие отрасли: угольную, нефтяную, железнoрудную, в метaллургию и железнодорожное строительство, то есть в те отрaсли, в которые отечественные инвесторы не спешили вклaдывать средствa, прежде всего, из-зa их медленной отдaчи. Нa горнодобывaющую промышленность приходился нaибольший удельный вес зарубежных кaпиталов: в 1900 году до 70% aкционерного кaпитала здесь принaдлежало инострaнцам.

Политика российского прaавительства былa нaправлена нa то, чтобы инострaнные инвесторы предпочитали ввозить в стрaну кaпиталы, a не готовую продукцию, нa которую были устaновлены высокие тaможенные пошлины. Особенно поощрялись инвестиции в непосредственное производство или на покупку контрольного пaкета aкций российских компaний, тaк нaзываемые прямые инвестиции. Тaкже приток инвестиций происходил в виде госудaрственных займов. К 1913 году инострaнные вложения оценивaлись в 7,6 млрд. рублей, в том числе — 1,7 млрд. чaстных инвестиций, тогда как отечественные вложении состaвляли 14 млрд. рублей, из них — 3,6чaстные. По подсчетaм экономистов, общий объём инострaнных кaпиталов в российскую промышленность за 1893-1913 годы составил около половины отечественных капиталовложений. При этом в российской экономике инвестиции из-за рубежа не сопровождались созданием каких-либо замкнутых образований — анклавов. А нaоборот, все эти кaпитaлы очень эффективно aссимилировались с отечественными, что способствовало быстрому переходу России нa индустриaльные рельсы.

Говоря о «рaспродаже нaциональных богaтств», в чем упрекали Витте и многих других госудaрственных деятелей, то, соглaсно подсчетaм экономистов, к началу Первой мировой войны прибыли инострaнных компaний, переводимые за границ, состaвило 150 млн. рублей в год, в тоже время кaк прaвительство выплачивало только в виде процентов по государственным займам до 220 млн. рублей.

Побудительным мотивом иностранных бизнесменов для продвижения в Россию служило, несомненно, стремление к высоким прибылям. Дешёвая рабочая сила, богатые месторождения природных ресурсов обширный рынок сбыта служило для них привлекательным фактором, а всё это вместе обеспечивало им высокие доходы.

Однако в целом форма прибыли иностранных обществ сравнялась 4-7% на вложенный капитал, что соответствовало доходам отечественных компаний. Причем зарубежным фирмам нужно было несколько лет (от 5 до 15), чтобы полностью вписаться в специфические условия российской экономики, в том числе в бюрократическую систему, где необходимы «особые условия» при заключении выгодных контрактов и т.д.

Пo рaзмeрy ввoзимoгo в Рoссию кaпитaла нa первoм месте стояла Франция (32%), на втором — Англия (25%), затем Германия (16%), Бeльгия (15%), США (6%) и т.д. Французский капитал вклaдывался в отрасли тяжелой промышленности и в кредитную систему. Фрaнция являлась кредитором России по государственным зaймам. Нa дoлю фрaнцузскoгo кaпитaлa прихoдилoсь oкoлo трети всeх иностранных капиталов, вложенных в акционерные общества России.

Aнглийские кaпитaлы нaпрaвлялись глaвным обрaзом в сырьевые отрaсли (добычу нефти, золотa, меди, свинaа и др.), a тaкже в предприятия коммунaльного хозяйствa.

Немецкий кaпитaл помещaлся глaвным обрaзом в предприятия электропромышленности, химической промышленности и в aкционерные бaнки, хотя и в меньшей степени, чем фрaнцузский.

Бельгия нaпрaвляла основную чaсть экспортируемых в Россию кaпитaловложений в предприятия горной промышленности, а тaкже в коммунaльные, мaшиностроительные, химические и т.д.

СШA зaнимaло пятое место по объему вложений в нaродное хозяйство России. Aмерикaнский кaпитал учaствовал тaкже в русском Aкционерном обществе смaзочных и других химических продуктов, в двух предприятиях по стрaхованию жизни и т.д.

Кроме вложений нaзванных выше стрaн в России имелись — прaвда, незнaчительные — голлaндские, швейцaрские, шведские, дaтские, aвстрийские, итaльянские и норвежские кaпиталы.

Тaким образом, прямaя госудaрственная зaдолженность по займaм, вложения в промышленность, бaнки, торговлю, гарaнтированные зaймы, зaймы городов и земельных бaнков, реализовaнные за грaницей, и т.д. достигaли около 8 млрд. руб. Этой цифрой определяется вся суммa инострaнного кaпитала в России нaкануне первой мировой войны.

Иностранные инвестиции в нефтедобывающей промышленности

Главная > Реферат >Банковское дело

1. Иностранные инвестиции в нефтедобывающую и нефтеперерабатывающую промышленность России в 2000-2006 годах

Читайте также  Инвестиции в малый бизнес тенденции

Динамика производства нефтепродуктов в 2000 – 2006 гг. характеризуется стабильным ростом (на 18,5 % за 7 лет). Этому способствует увеличение загрузки нефтеперерабатывающих мощностей компании, представленных двумя ярославскими заводами – Ярославнефтеоргсинтезом (мощностью по сырью до 14 млн. тонн в год) и НПЗ им. Д. И. Менделеева (до 0,5 млн. тонн в год). Отметим, что мощности нефтеперерабатывающих заводов и, соответственно, компании «СЛАВНЕФТЬ» не изменялись за рассматриваемый период.

В 2003 г. по показателю «глубина переработки нефти» Менделеевский НПЗ значительно опережал по эффективности другой ярославский завод (почти на 15 пунктов), имея глубину переработки нефти 77,1 % — максимум за рассматриваемый период. В следующем году последовало резкое снижение этого показателя (на 11,6 пунктов). Далее снижение продолжилось, но не так резко. В 2006 г. на ЯНОСе также произошли резкие изменения показателя, однако в лучшую сторону: глубина переработки нефти увеличилась на 5 пунктов, составив 66,8 % (в это же время на НПЗ им. Менделеева показатель опустился до 61,7 %).
На протяжении долгого периода времени – с 2001 по 2005 гг. – выпуск автомобильного бензина колебался на уровне 1,7 – 1,8 млн. тонн произведённого нефтепродукта в год. В следующем году производство увеличилось на 14,4 %, составив более 2,1 млн. тонн.

Выпуск же дизельного топлива ежегодно увеличивался. За рассматриваемый период рост составил около более 26,5 %. В 2006 г. уровень производство ДТ увеличилось до 3,8 млн. тонн.

Ярославский НПЗ им. Менделеева – старейшее российское предприятие (основано в 1879 г.), степень изношенности основных фондов намного превышает среднюю по России, которая сама по себе близка к критической. Предприятие является убыточным. Поэтому инвестиции, вкладываемые «СЛАВНЕФТЬю» в нефтепереработку, идут в основном на развитие Ярославнефтеоргсинтеза. Недостатки последнего (80-летний возраст, относительно невысокая глубина (около 67 %)) компенсируются существенной мощностью (14 млн. тонн в год по сырью) и высокой загрузкой перерабатывающих мощностей (около 90 %).
По этим причинам из 8,5 млн. руб., выделенных компанией в 2005 г. на развитие собственных нефтеперерабатывающих мощностей, 99,4 % предназначались для Ярославнефтеоргсинтеза, остальное – Менделеевскому НПЗ (правильнее его считать мини-НПЗ). Отметим, что объём средств, вкладываемых в ЯНОС, ежегодно увеличивался: с 0,9 млрд. рублей в 2000 г. до 8,4 млрд. рублей в 2005 г.
Отметим, что объём инвестиций, вкладываемых компанией «СЛАВНЕФТЬ» в развитие Ярославнефтеоргсинтеза, самый высокий в России.

За рассматриваемый период численность сотрудников существенно не менялась. В 2005 г. на ЯНОСе работало почти 4,9 тыс. человек, на Менделеевском – 1,4 тыс. человек.

В российскую нефтегазовую отрасль вложено больше иностранных инвестиций, чем в какую-либо другую. Предприятия нефтегазовой промышленности не только реализуют совместные проекты с иностранными партнерами, но и привлекают средства с помощью размещения своих ценных бумаг на западном финансовом рынке. Можно отметить, что привлечение средств таким способом удается лишь единичным российским предприятиям и финансовым институтам. В нефтегазовую промышленность привлекаются также государственные иностранные средства и деньги международных финансовых институтов в сравнительно большом объеме.

Иностранным инвесторам не удалось поставить под прямой контроль ни одну из российских нефтедобывающих компаний. Это объясняется тем, что все эти компании — очень крупные предприятия “стратегического” значения. Кроме того существует прямой запрет на продажу акций ряда российских нефтяных компаний за рубеж.

Из-за сложного политического и экономического положения в России перспективы иностранных инвестиций в нефтегазовую отрасль остаются неясными. Тем не менее, международные нефтяные компании имеют опыт работы в развивающихся странах и умеют преодолевать специфические трудности, связанные с отсутствием нормальной рыночной среды и произвольными действиями властей. Однако в любом случае вряд ли будет возможно самостоятельное освоение крупных месторождений иностранными компаниями, что создало бы конкуренцию российским нефтедобывающим гигантам. Иностранный капитал используется нефтяными компаниями, в основном, для “импорта” современных технологий и финансирования реализуемых ими проектов.

Компания “Пурнефтегаз” планирует привлечь иностранных инвестиций на сумму $15 млн. путем продажи крупного пакета своих акций, приобретенных на вторичном рынке. Привлеченные средства планируется направить на реализацию крупных инвестиционных проектов, среди которых совместное с компанией Shell освоение Комсомольского нефтяного месторождения, освоение и модернизация Харампурского нефтегазового месторождения.

Банк Societe Generale Vostok кредитует две нефтедобывающие компании — “Татнефть” ($280 млн.) и “Черногорнефть” ($50 млн.).

С помощью новых технологий СП “Комиарктикойл” достигло трехкратного увеличения добычи нефти с части Верхне-Возейского месторождения. Иностранные учредители СП — канадская фирма “Галф-Канада” и английская “Бритиш гэз”. Тем не менее “Галф-Канада” выразила желание продать свою долю (25%) в СП, подчеркнув, что, хотя капиталовложения перспективны с технической точки зрения, они слишком рискованны из-за постоянно меняющихся экономических условий.

Финская компания Neste совместно с компанией “КомиТЭК” намерена разрабатывать Южно-Шапкинское и Шапкинское нефтегазовые месторождения.

21 апреля 1995 г. завершились переговоры правительственной делегации РФ с консорциумом западных компаний Timan Pechora Company о разработке Тимано-Печорского месторождения в Архангельской области. Достигнута договоренность о предоставлении России 20% в этом проекте.

Американским инвестиционным банком “CS First Boston” приобретено 2,8 процента акций нефтяной компании “ЛУКойл”, 5 процентов акций АО “Когалымнефтегаз”, 14 процентов акций “Пурнефтегаз”.

Американский нефтяной концерн АРКО (ARCO) объявил 29 сентября 1995 г. о приобретении конвертируемых облигаций НК “ЛУКойл”, которые после конвертации в апреле 1996 г. будут составлять 5,7% уставного капитала компании. АРКО приобрела 241000 облигаций “ЛУКойла” на сумму в $250 млн. Облигации будут обменены на голосующие акции общим числом 40,9 млн. в апреле 1996 года, что превратит американский концерн в крупнейшего держателя облигаций “ЛУКойла”.

Англо-американо-норвежский консорциум в составе Brown and Root, Smedvig, Petek и Instance стал победителем тендера на право реализации газовой программы Томской области. Программа предусматривает разработку Северо-Васюганского, Мельджинского и Казанского месторождений газа с доказанными запасами около 300 млрд.куб.м. газа.

Кали-Банк ГмбХ, дочерняя фирма германской компании Wintershall AG предоставит российскому акционерному обществу “Газпром” кредит в размере DM1 млрд., сообщили Агентству нефтяной информации в пресс-службе “Газпрома”. Кредит будет использован для реализации проекта строительства газопровода Ямал — Западная Европа.

Читайте также  Прямые инвестиции как основной источник

РАО “Газпром” и немецкий концерн “BASF” подписали соглашение о выделении 1 млрд. марок для реализации проекта по поставке ямальского газа в западную Европу. Средства немецкой стороны для разработки газовых месторождений на Ямале выделяются под гарантии “Газпрома” и проект осуществляется без участия правительства РФ.

Инвестиционные затраты на полное развитие всего проекта “Ямал-Западная Европа” составят $40 млрд.

Нефтяная компания ЮКОС совместно со своим американским партнером компанией Amoco значительно продвинулись в разработке проекта по освоению крупнейшего в России Приобского нефтяного месторождения с извлекаемыми запасами примерно 700 млн.тонн, однако подписания официального контракта на его разработку с Правительством России следует ожидать не ранее чем во второй половине 1996 года.

Международный консорциум Timan Pechora Company в составе Texaco, Exxon, Amoco, Norsk Hydro и Роснефти намерен разрабатывать Тимано-печорское месторождение с извлекаемыми запасами около 400 млн. тонн.

Южно-корейская ФПГ “Хендэ” проявляет интерес к Ковыткинскому газовому месторождению в Иркутской области.

Эксимбанк США и Центробанк РФ достигли договоренности о выдаче лицензий Центробанка на открытие залоговых счетов, что фактически является завершающим шагом в процессе подготовки к участию Эксимбанка США в кредитовании российских предприятий “Нижневартовскнефтегаз”, “Пермьнефть”, “Татнефть”, “Черногорнефть” и “Томскнефть”.

Американский фонд Tempelton Investment Management намерен через свое подразделение фонд Tempelton Russia инвестировать в “Пермнефть” и “Коминефть”.

Общая стоимость проекта освоения Штокмановского месторождения в Мурманской области, которое будет вести российская компания “Росшельф”, оценивается, примерно, в $10-12 млрд. Планируется провести международный тендер на финансирование проекта. Интерес к тендеру проявили некоторые западные компании и банки, в частности, американские Goldman Sax и Morgan Stanley.

Швейцарская фирма International Management & Engineering Group ltd. (IMEG) выиграла тендер по освоению Пудинско-Парабельского блока месторождений (Томская обл., извлекаемые запасы — свыше 20 млн.т.). Однако Верховный суд РФ признал результаты тендера недействительными, т.к. вопреки условиям конкурса Томская администрация разрешила IMEG осваивать только наиболее доступные месторождения.

Правительство РФ и дочерняя фирма французской компании Total “Тоталь Разведка Разработка Россия” подписали 20.12.95 г. соглашение о разработке Харьягинского нефтегазового месторождения. Извлекаемые запасы оцениваются в 160.4 млн. тонн. Соглашение предусматривает разработку месторождения французской компанией в течение 33 лет, что потребует от Total инвестиций в размере $1 млрд.

Ряд крупных иностранных нефтяных компаний (“Содеко”, “Мицуи”, “Шелл”, “Тоталь”, “Эксон”, “Тексако” и др.) пытаются получить право на добычу нефти на сахалинском шельфе, однако эти проекты остаются на стадии переговоров.

Увеличение притока прямых иностранных инвестиций отразилось, в основном, на росте доли прямых инвестиций в нефтедобывающей промышленности с 13% в I полугодии 2002 г. до 24,4% в I полугодии 2003 г. от общего объема прямых инвестиций, поступивших в экономику России.

В I полугодии 2003 г. продолжилась концентрация прямых иностранных инвестиций на наиболее прибыльных отраслях промышленности. При этом инвестиции в нефтедобывающую промышленность увеличились с 13% в I полугодии 2002 г. до 24,4% в I полугодии 2003 г.

Немного о нефтеперерабатывающей промышленности России в качестве объекта иностранных инвестиций. Объем капиталовложений в нее и ранее составлял незначительную величину (менее 10% от соответствующей суммы в нефтяную промышленность), что существенно ухудшило состояние отрасли. Между тем, опыт зарубежных компаний в создании и деятельности предприятий полного цикла «производство, переработка нефти, распределение нефти и нефтепродуктов» в условиях традиционной «разорванности» в России отраслей по добыче и переработке нефти был бы еще одним аргументом в пользу вложения капитала в российскую нефтепереработку, начиная с модернизации действующих и кончая созданием новых мощностей. Учитывая наличие значительной сырьевой базы отечественной нефтепереработки, ее высокую инвестиционную емкость и возможности для развития как в технологическом плане (увеличение глубины переработки), так и по наращиванию экспортных возможностей, отметим особо благоприятные предпосылки в отрасли для инвестиций, в том числе иностранных.

Безусловно, отдельные аспекты концепции привлечения иностранных инвестиций, выбор приоритетных направлений приложения их и условий для реализации последних требуют более тщательной проработки и дальнейшего развития. Однако существующая хозяйственная ситуация в России, потребности отечественной экономики в значительных финансовых и материально-технических ресурсах, вхождение страны в мировую экономику и переход к рыночным отношениям требуют создания благоприятного внутреннего инвестиционного климата, результатом которого может быть решение текущих экономических проблем, привлечение передовых техники и технологии, накопление опыта и знаний для реализации более крупных проектов и т.п. Пока же именно начальный этап в решении инвестиционных проблем вызывает определенные трудности, а возможно, и излишнюю осторожность в принятии отдельных решений в каждом конкретном случае. Однако преодоление этих трудностей, очевидно, дело только времени и опыта.

Список использованной литературы

1. Конопляник А. Иностранные инвестиции. Диапазоны риска // Финансовые вести (Финвест), 2009. — № 9.

2. Конопляник А. Политика России по привлечению иностранных инвестиций в нефтяную промышленность // Экономика и управление нефтегазовой промышленности, 2008. — № 10.

3. Конопляник А. Энергетическая политика России в области иностранных инвестиций // Экономика топливно-энергетического комплекса России, 2009. — № 5-6.

4. Конопляник А. Нефтяная промышленность России и иностранные инвестиции: основные направления и формы внешнего финансирования // Нефтяное хозяйство, 2008. — № 12.

5. Костенко К.Р. Россия на мировом рынке инвестиций // Экономист, 2008. — № 5.

6. Кралин П.В. Инвестиционный климат России // Иностранный капитал в России, 2009. — № 1.

Иностранные инвестиции в нефтяную сферу Венесуэлы

Кейс № 6
Прямые иностранные инвестиции в нефтяную промышленность Венесуэлы

1 вопрос: Цели и подходы правительства Венесуэлы к привлечению иностранных инвестиций в сферу нефтедобычи и нефтепереработки в разные периоды.

Для этого выделим основные этапы политики Венесуэлы к привлечению иностранных инвестиций.

20-60-е гг. ХХ века – рост нефтяной индустрии. Нефтяные месторождения разрабатывались на основе концессий, среди владельцев которых сначала преобладали компании Великобритании, а с конца 1920-х — корпорации США. Согласно условиям концессий, их владельцам принадлежало добытое сырье, и они же устанавливали на него цены. Государство же получало крайне низкую концессионную пошлину, плату за недра (роялти), пропорциональную объему производства, и налог на прибыль.

Читайте также  Поступающих в россию портфельных инвестиций

Целью ведения такой политики стало привлечение иностранных инвестиций для развития нефтяной промышленности, открытие новых месторождений путем заключения концессионных договоров.

Нач. 60-х – 76гг. Активное наступление на позиции международных нефтяных монополий в стране.

Из-за большого влияния нефтяных международных монополий на экономику страны в 1959 правительство Венесуэлы повысило налог на прибыль нефтяных компаний с 26% до 45%, а к началу 1970-х — до 50% и выше. Стал меняться и порядок определения цен на нефть, после того как в 1960 была образована ОПЕК, одним из создателей которой стала Венесуэла. Таким образом, Венесуэла пыталась отойти от американизации и получит самостоятельность управления своей нефтяной промышленности.

1975-76 – 90-е гг. – национализация нефтяной промышленности.

Нефтяная промышленность была национализирована в Венесуэле в течение 1975-76 гг., была создана PdVSA (Petroleos de Venezuela, S.A.).

Государственная нефтяная компания Petroleos de Venezuela SA (PDVSA) работала крайне неэффективно, расходуя значительные средства на дорогостоящие и амбициозные проекты, жалование высокопоставленным работникам. Несмотря на высокие цены на нефть, вырос внешний долг. Государственная нефтяная монополия страны, Petroleos de Venezuela SA (PDVSA) не смогла разработать новые нефтяные месторождения с целью замены обедневших существующих резервов и к середине 80-х добыча нефти в стране начала падать. Также отсутствие квалифицированных управленцев способствовало провалу национализации.

1991-99 гг. – доступ частных иностранных компаний к нефтяной промышленности.

Цель: возобновление привлечения инвестиций из-за неэффективной деятельности государственной монополии и роста внешнего долга путем организации тендеров среди международных нефтяных компаний и дальнейшее создание совместных предприятий.

Столкнувшись с перспективой уменьшения доходов от экспорта, в 1991 году Венесуэла изменила свою политику и открыла доступ иностранных инвесторов к нефтяной промышленности. Однако более 50% добытой нефти экспортируется. Это свидетельствует о сохранении ориентации нефтяного сектора Венесуэлы преимущественно на внешние рынки.

Первый договор по прямым иностранными инвестициям был в 1992 году с British Petroleum (BP). BP согласилась инвестировать 60 миллионов долларов к 1995 году для разработки нефтяного месторождения с ограниченными запасами, на которое она будет иметь право в течение следующих 20 лет.

К 1997 году более чем 40 проектов по развитию шли полным ходом в Венесуэле, вовлекая иностранные нефтяные компании в сотрудничество с PDVSA. Почти все основные нефтяные компании мира ведут какую-либо деятельность в стране.

1999 г. – наст. время.

Цель: ограничение деятельности иностранных компаний на территории Венесуэлы путем отмены закона о приватизации, увеличения налогообложения и увеличения роялти.

С приходом к власти Уго Чавеса (1999) был принят закон, предполагающий усиление роли государства и увеличение налогообложения в нефтяной сфере (2002). Доля государства в нефтеразведке и нефтедобыче была установлена на уровне не ниже 51%. Значительно увеличена и плата за недра — роялти.

В начале января 2007 Уго Чавес объявил о намерении Венесуэлы получить контрольный пакет акций добывающих и нефтеперерабатывающих предприятий «ExxonMobil», Shevron, Total, ConocoPhillips, Statoil, BP.

2 вопрос: Обоснуйте возможность применения опыта Венесуэлы применительно к России.

Для ответа на данный вопрос необходимо определить, в каких формах существует привлечение иностранных инвестиций в России. Их две: совместные предприятия и Соглашения о разделе продукции.

Совместные предприятия в нефтяной промышленности России стали создаваться с 1989 года. В настоящее время в отечественной нефтяной промышленности работают 42 нефтедобывающие компании, обладающие лицензиями на разведку и разработку месторождений.

Существует около 20 предприятий, которые оказывают технические и производственные услуги или совмещают разведку/добычу нефти с работами сервисного или экологического характера. Они относятся к группе так называемых «привлеченных предприятий».

Иностранными соучредителями СП являются свыше 60 компаний из 17 стран мира, которые представлены, как широко известными нефтяными фирмами «Коноко», «Оксидентал», «Бритиш Газ», «Тотал», так и средними и мелкими иностранными фирмами. Более трети инвесторов приходится на США и Канаду, несколько компаний из Англии и Германии, а также Франции, Бельгии и из других стран.

Распределение долей учредителей в уставном фонде, как правило, колеблется в пределах 50 — 80% в пользу российской стороны. Доля СП с мажоритарным (т.е. более 50%) и паритетным (т.е. 50%/50%) участием превышает 95%.

В России отношения, возникающие в рамках соглашений о разделе продукции, регулируются федеральным законом № 225-ФЗ от 30 декабря 1995 «О соглашениях о разделе продукции».

В 2006 в России в рамках СРП разрабатываются три проекта: Харьягинское нефтяное месторождение (оператор — Total), «Сахалин-1» (оператор — ExxonMobil) и «Сахалин-2» (оператор — Sakhalin Energy). Общая сумма дохода, полученного российским государством от трёх данных проектов, составила к началу 2006 около $686 млн.

Концессии. Данные взаимоотношения государства и частного бизнеса регулируются ФЗ № 115 от 21.07.2005г. и только в рамках контракта ВОТ (строительство-управление-передача). Концессии в нефтяном секторе России только начинают развиваться. Ни одного концессионного договора на современном этапе не было реализовано.

Приватизация нефтяных компаний. Российское правительство инициировало приватизацию нефтяной промышленности посредством проведения закона «О недрах» (1992 г.) и принятия новой конституции (1993). Итог, в 90-х гг. было приватизировано 80% государственных компаний ТЭК.

В связи с приватизацией и национализацией на сегодняшний день в России можно выделить три типа крупных нефтекомпаний:

Первые являются составной частью и во многом основой финансово-промышленных групп. К их числу можно отнести ЮКОС, ТНК, СИДАНКО, «Сибнефть». Их стратегия ориентируется на финансовый результат.

Ко второму типу относятся компании, возглавляемые менеджерами, выращенными и воспитанными нефтегазовой отраслью. Прежде всего, это ЛУКОЙЛ и «Сургутнефтегаз». В своей деятельности эти корпорации ориентируются на отраслевые приоритеты: повышение эффективности добычи нефти и использования скважин, ресурсосбережение, социальную защищенность работников.

Наконец, третья группа компаний включает в себя те, в управлении которыми важную роль по-прежнему играет государство в лице центральных (на 100% принадлежащая государству «Роснефть») или региональных («Татнефть» и «Башнефть») органов власти.

Источники: http://studwood.ru/1406726/ekonomika/inostrannye_investitsii_promyshlennost, http://works.doklad.ru/view/K3aIFuDbMlI.html, http://mirznanii.com/a/259218/inostrannye-investitsii-v-neftyanuyu-sferu-venesuely

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто