Роль инвестиций в развитии национальной экономики России
Одной из важнейших задач современного этапа развития национальной экономики России является обеспечение устойчивого роста объемов валового внутреннего продукта (ВВП), что обусловлено воздействием множества факторов, среди которых ведущее значение придается инвестиционным ресурсам, их привлечению и эффективному использованию в реальном секторе экономики.
Успешное решение данной задачи во многом зависит от принятой в стране инвестиционной политики, для реализации которой необходима надежная институциональная база, обеспечивающая качество и мобильность организационных систем, механизмов управления инвестиционными процессами в экономики.
Инвестиционная политика в перспективе должна обеспечивать простое и расширенное воспроизводство. Важнейшими направлениями этой политики станут реализация системно-инновационной стратегии экономического развития, основанной на всестороннем использовании интенсивных факторов — высокоэффективных машин и оборудования, прогрессивных технологий, программно-информационных материалов и институциональной базы, создающей высокое качество и мобильность организационных систем управления инновационной деятельностью.
Важное значение для оценки инвестиционной деятельности имеет классификация факторов инвестиционного потенциала по типичным признакам. Тогда среди множества факторов, определяющих инвестиционный климат в России, можно выделить следующие: экономические и финансовые; социально-политические; правовые.
Рассматривая экономические и финансовые факторы, отрицательно влияющие на инвестиционную деятельность, следует отметить: наличие значительного налогового пресса; слабую развитость и отсутствие стабильности и надежности в функционировании банковской системы; устойчивый дефицит в условиях финансового кризиса федерального большинства региональных и местных бюджетов; монопольно высокие цены на энергетические ресурсы; инфляцию и общий спад производства.
Не менее негативно влияют на инвестиционные процессы продолжающаяся длительное время социально-политическая нестабильность, которая проявляется как на федеральном, так и на региональных уровнях, а также низкие темпы экономического роста. В результате наблюдается резкое расслоение населения по доходам и собственности, его низкий жизненный уровень, безработица, коррупция и высокий уровень криминализации в экономической сфере. Все эти факторы препятствуют привлечению в качестве инвестиций как отечественного, так и зарубежного капитала.
Также отрицательное воздействие на инвестиционный процесс оказывает и ряд правовых факторов. К ним можно отнести: недостаточно проработанную правовую базу, которая детально регламентировала бы правоотношения хозяйствующих субъектов и дополняла бы Гражданский кодекс РФ, так как он хотя и является документом прямого действия, но нуждается в ряде конкретных законодательных актов, детализирующих его положения; частую сменяемость отдельных законодательных актов, а также низкий уровень их исполнения.
Вместе с тем в последние годы в России наметились определенные предпосылки для создания нормального инвестиционного климата. В первую очередь к ним следует отнести создание рыночной инфраструктуры — банков, бирж, инвестиционных фондов, консалтинговых организаций, страховых обществ, рекламных агентств и др. Несмотря на то, что новые формы рыночной инфраструктуры далеки от совершенства и понесли значительные потери в результате глобального финансового кризиса, тем не менее, можно считать, что значительное число входящих в нее субъектов продемонстрировали свою жизнестойкость, а, следовательно, и возможность участия в инвестиционных процессах при наличии соответствующих условий.
К факторам, положительно влияющим на инвестиционный процесс, можно также отнести развитие информационных технологий. Создание системы телекоммуникаций, электронной почты, спутниковой, радиорелейной, оптико-волоконной цифровой связи, обеспечивающие выход в зарубежные коммуникационные сети и их базы данных.
Однако наиболее существенный фактор, способный возродить инвестиционный процесс в России, — это складывающийся слой отечественных специалистов, способных работать в условиях рыночной экономики.
Субъектами инвестиционной деятельности в основном являются юридические лица. Согласно Гражданскому кодексу РФ, к юридическим лицам относятся: хозяйственные товарищества и общества; акционерные общества; производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия; некоммерческие организации.[1]
Зависимость между формой собственности и методами управления юридического лица закреплена на законодательном уровне, главным образом в Гражданском кодексе РФ.
Организация инвестиционных процессов и условия их финансирования в значительной степени зависят от организационно-правовой формы инвестора, который является юридическим лицом. Это обусловлено тем, что форма собственности, так и характер деятельности, направленной на ее достижение.
В рыночной экономике инвестиционная деятельность отличается многообразием форм и методов ее эффективной реализации. Однако, условия несовершенного рынка, характерные для современной российской экономики, не дают пока в полной мере задействовать рыночные механизмы привлечения капитала в различные сферы народного хозяйства.
Инвестиции в условиях рынка классифицируются по многим признакам. При этом особо следует выделить два основных их вида — реальные и финансовые. Реальные инвестиции подразумевают вложения средств в материальные активы (земля, недвижимость, оборудование), финансовые инвестиции — в финансовые активы, прежде всего, в ценные бумаги. Эти формы инвестиций взаимно дополняют друг друга, поскольку часто реальные инвестиции одних участников рынка капитала становятся возможными благодаря финансовым инвестициям других участников.
Исходя из формы собственности и инвесторов, различают частные, государственные, иностранные и совместные инвестиции.
Частные инвестиции — это вложения средств, производимые гражданами, чаще всего это приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг, а также инвестиции предприятий и организаций негосударственной формы собственности.
Государственные инвестиции осуществляются федеральными, региональными и местными органами власти за счет средств бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств, а также государственными учреждениями и предприятиями за счет собственных и заемных средств.
Иностранные инвестиции производятся иностранными гражданами, юридическими лицами и государствами.
Совместные инвестиции — это вложения субъектов данной страны и иностранных государств.
Исходя из задач конкретного инвестиционного проекта, реальные инвестиции можно свести в следующие основные группы:
- инвестиции, предназначенные для повышения эффективности производства. Их целью является создание условий для снижения производственных затрат инвестора за счет замены оборудования на более производственное или перемещение производственных мощностей в — регионы с более выгодными условиями производства;
- инвестиции в расширение производства. Данные инвестиции преследуют цель расширить объем выпускаемой продукции для уже освоенных рынков сбыта в рамках существующих производств;
- инвестиции в создание новых производств или новых технологий.
Подобные инвестиции могут сочетать вложения в материальные и нематериальные активы и обеспечивают создание новых предприятий, реконструкцию существующих предприятий и направлены на изготовление ранее не выпускаемых, т.е. новых, товаров либо обеспечивают инвестору возможность выхода с ранее уже выпускавшимися товарами на новые рынки:
инвестиции, обеспечивающие выполнение государственного или другого крупного заказа.
Приведенная группировка инвестиций обусловлена различным уровнем риска, с которым они сопряжены. Зависимость между типом инвестиции и уровнем их риска определяется степенью опасности не угадать возможную реакцию рынка на изменение результатов работы инвестора после завершения инвестиций.
По характеру участия в инвестиционных проектах различают прямые и непрямые инвестиции.[2]
Под прямыми инвестициями понимают непосредственное участие инвестора в инвестиционном процессе, т.е. инвестор сам определяет объект инвестирования, а также организацию его финансирования. Источниками финансирования в этом случае могут быть как собственные, так и заемные средства.
В состав собственных средств инвесторов входят прибыль и амортизационные начисления. После уплаты налогов и других платежей у предприятия остается чистая прибыль. Часть ее предприятие вправе направить на капитальные вложения производственного и социального характера, а также на природоохранные мероприятия.
Вторым крупным источником финансирования инвестиций в основные средства являются амортизационные отчисления. Величина последних зависит от балансовой стоимости основных средств и установленных норм их амортизации.
Общими показателями, характеризующими источники средств для инвестирования экономики являются:
- валовые сбережения;
- сальдо капитальных трансфертов.
Частные показатели инвестиционного потенциала подразделяются на 4 группы. К ним относятся:
1. Материально-вещественные ресурсы;
2. Трудовые ресурсы.
3. Информационные ресурсы.
4. Денежные и финансовые ресурсы.
Инвестиционная политика включает совокупность мер по регулированию и стимулированию инвестиционного процесса для обеспечения устойчивого социально-экономического положения территорий. Основным инструментом федерального центра по осуществлению инвестиционной деятельности в настоящее время стала федеральная инвестиционная программа, которая не базируется на региональной программе, а строится в основном по отраслевому принципу и почти не увязывается с регионами. Кроме того, исполняемость инвестиционной программы не достаточна эффективна из-за остаточного принципа финансирования инвестиций. Трансферты также не предназначены для инвестиционных целей, договоры на разграничение полномочий между федеральным центром и субъектами РФ носят преимущественно политический характер и мало затрагивают конкретные экономические, а тем более — инвестиционные вопросы. Системный подход к взаимодействию федеральных, региональных и местных органов в инвестиционной сфере требует создания законодательной основы и должен базироваться на принципах бюджетного федерализма.
Несмотря на то, что уже в 2000-х гг. многие регионы стали предпринимать активные попытки противодействия инвестиционному спаду, они до сих пор сталкиваются с многочисленными проблемами, к числу которых можно отнести:
- во-первых, крупномасштабную утечку финансовых ресурсов из регионов в центр — из-за адаптационной деятельности отечественных предприятий, выражавшейся в уклонении от налогов и теневом обналичивании денег, оформлении фиктивных сделок и т.д. (в результате этого в регионы возвращалась лишь та часть денег, которая была необходима для покрытия минимально необходимых расходов, в частности расходов на заработную плату), а также перехода контроля над крупными местными предприятиями к новым крупным российским банкам;
- во-вторых, нехватка коммерчески эффективных инвестиционных проектов — например, в перерабатывающих отраслях, по причине неразвитости инфраструктуры в виде сервисных сетей, лизинговых компаний и т.д. Кроме того, иностранные конкуренты устанавливают дискриминационные импортные пошлины на российскую продукцию, политическое давление, прямые затраты, количественные ограничения на ввоз товаров, а на внутреннем рынке проблемой является ограниченный внутренний спрос, конкуренция со стороны иностранных производителей;
- в-третьих, нерешенность институциональных вопросов, в частности вопроса собственности (интересы собственника расходятся с интересами инвесторов); неразвитость институтов, связанных с инвестиционным процессом, которые могли бы осуществить поиск, подготовку, отбор и экспертизу инвестиционных проектов;
- в-четвертых, недостаточная готовность многих регионов к проведению инвестиционной политики в рыночных условиях, особенно по вопросам организации сбыта, коммерческой эффективности, оценки рисков, вследствие чего возможны различного рода ошибки, как-то: распределение инвестиций мелкими порциями по всем проектам; работа с недобросовестными посредниками и т.д. В результате глобального финансового кризиса возросла стоимость иностранных кредитов, и пострадали проекты, ориентированные на внутренний российский спрос, но сильно зависящие от поставок из-за рубежа, хотя внутренние издержки экспортеров в долларовом исчислении снизились.
Основой развития инвестиционного процесса в регионе является использование уникальных особенностей природно-ресурсного и экологического потенциала региона, разработка на их основе крупных инвестиционных программ, привлечение предприятиями для их реализации крупного финансового капитала (в том числе кредитных ресурсов), формируемого как в регионе, так и за его пределами.
Среди главных составляющих регионального инвестиционного климата выделяют:
1) инвестиционный потенциал как сумму объективных предпосылок для эффективного вложения инвестиций, зависящих от наличия и разнообразия сфер и объектов инвестирования и их экономического здоровья;
2) инвестиционный риск как вероятность потери инвестиций или неполучения дохода от них;
3) инвестиционное законодательство как основополагающую правовую базу ведения инвестиционной деятельности на федеральном и региональном уровнях.
В настоящее время для кредитования крупномасштабных (глобальных) инвестиционных проектов необходимы специализированные банковские институты, обладающие необходимой базой мирового опыта в данном направлении, соответствующими мировым стандартам активами и собственным капиталом и адекватным решаемым задачам персоналом. Механизм запуска таких проектов должен быть разработан на федеральном уровне.
Так как региональные банки в своем большинстве не могут отвечать условиям для кредитования крупномасштабных проектов, они должны отвечать условиям кредитования внутри региональных проектов, не выходящих за рамки финансово-кредитных возможностей последних. Для этого необходимо соблюдение ряда требований, в соответствии с которыми должен быть сформирован банковский сектор региона. К ним следует отнести:
- сочетание текущего и воспроизводственного аспектов в деятельности банков в сфере кредитных вложений в экономику региона;
- диверсификацию операций, выполняемых банками в регионе, и отход от узкой специализации финансово-кредитных учреждений;
- тесное взаимодействие банков и органов государственной власти региона;
- создание механизма активизации и стимулирования инвестиционной деятельности банков со стороны органов государственной власти в регионе;
- рационализацию структуры банковского сектора региона в соответствии с потребностями и стратегическими приоритетами развития экономики региона с ориентацией на преобладание в ней местных банков;
- ориентацию на привлечение в регион внешних ресурсов;
- обеспечение межбанковского сотрудничества, основанного на взаимном доверии;
- высокий уровень профессионализма банковских работников;
- открытость деятельности банков для местной администрации и достаточная обеспеченность информацией в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».
Инвестиционную политику на предприятиях всех сфер и отраслей области в настоящее время сдерживает то обстоятельство, что в современных условиях, когда население размещает свои средства в коммерческих банках на короткий срок, у кредитных организации регионов нет возможности осуществлять долгосрочные финансовые вложения по низкой процентной ставке. В связи с этим нами разница между так называемой коммерческой и инвестиционной ставками по кредитам компенсировать банкам из бюджета развития регионов. Кроме того, предприятиям некоторых отраслей можно предоставлять возвратные бюджетные ссуды, имеющие строго целевую направленность.
Особую роль в создании и поддержании благоприятного инвестиционного климата в муниципальных образованиях играет механизм взаимодействия органов власти с инвесторами и негосударственными предприятиями[3]. Созданию благоприятного режима такого взаимодействия на местном уровне способствуют следующие мероприятия:
- обеспечение открытости и четкости долговременных целей муниципального развития и конкретных производств;
- обсуждение возможных областей взаимоподдержки в процессе реализации проекта;
- обсуждение взаимных обязательств, сроков и возможных санкций при их нарушении;
- максимальное предотвращение неправомерного нарушения договоров;
- содействие со стороны органов местного самоуправления выделению в долговременную аренду или продажу участков, удобных для организации производства;
- льготы и прямое финансовое участие муниципального образования в развитии предприятия.
Оценка текущего состояния инвестиционной деятельности, механизмов и перспектив ее развития на уровне страны и регионов важны для всех категорий участников инвестиционного процесса — предприятий, осуществляющих инвестиции в основной капитал, организаций, предоставляющих ресурсы на эти цели, органов управления, регулирующих экономические процессы на федеральном, региональном и местном уровнях. Само состояние инвестиционного климата во многом зависит от качества решений, принимаемых всеми участниками инвестиционного процесса, все это обусловливает необходимость дальнейшего развития мониторинга и анализа деятельности предприятий, осуществляемых Банком России на уровне страны и регионов.
Инвестиции понятие, источники, роль в развитие национального хозяйства
Главная > Реферат >Финансы
Инвестиций предназначены для поднятия и развития производства, увеличения его мощностей, технологического уровня. Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Связанно прежде всего тем, что на инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский рынок — один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги. При этом иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат России, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране.
Российские потенциальные инвесторы все больше доверяют правительству, так как с каждым годом экономика станы укрепляется, а внимание государства направленно на обеспечение благосостояния его граждан. Однако государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке, и потому в перспективе можно рассчитывать на изменение ситуации в российской экономике в лучшую сторону. Огромное значение для России имеют не только иностранные, но и внутрироссийские инвестиции, ведь множество людей во время становления рыночной экономики “сколотили” себе огромные состояния, которые в данный момент лежат в европейских и американских банках, иными словами используются для инвестиций в зарубежных странах. Государство всеми силами пытается вернуть эти деньги из-за рубежа в российскую экономику, что даст ощутимый толчок развитию отечественного производства. По данным правоохранительных органов из России было вывезено, начиная с 1991 года, около 150$ млрд. и не трудно представить себе как эти деньги проявили бы себя в российской экономике.
Вообще же капиталовложения проводятся частными инвесторами в первую очередь ради получения прибыли и, пока мы имеем дело с неуравновешенной экономикой, неясной политической ситуацией и несовершенным законодательством, ни о какой прибыли не может быть и речи, а значит, не может быть и речи о долгосрочных стратегических инвестициях в российскую экономику, без чего, в свою очередь, невозможен подъём производства, то есть возрождение экономики России.
Определим, что задачами данной работы являются проведение исследования инвестиционного климата России, при последовательном рассмотрении всех факторов, влияющих на его изменение и попытка дать оценку его текущего состояния. В задачу данной работы входит также и исследование источников инвестиций, их перспективность и оценка их состояния на сегодняшний момент. Целью же данной работы назовём оценку перспектив изменений инвестиционного климата в России и его активизации на основе существующих тенденций его развития и инвестиционной политики государства, в которой также необходимо выявить наиболее слабые стороны и указать необходимые меры для их устранения.
СБЕРЕЖЕНИЯ В СТРАНЕ И ОПРЕДЕЛЯЮЩИИ ИХ ФАКТОРЫ
Сбережения и инвестиции в нашем индустриальном обществе обычно осуществляются разными лицами и в силу различных причин. Это не всегда было так. Даже в наши дни, если фермер посвящает часть своего времени дренажным работам, вместо того, чтобы возделывать культуру и собирать урожай, он сберегает и в то же время инвестирует.
Он сберегает, поскольку воздерживается от потребления в настоящем с целью обеспечить большее потребление в будущем. Размер этих сбережений определяется разницей между величиной его чистого реального дохода и расходами на потребление. Вместе с тем он инвестирует, ибо улучшение производственных возможностей фермы означает чистое капиталовложение. По отношению к простому фермеру мы наблюдаем не только совпадение сбережения и инвестирования, но и тех причин, во имя которых он осуществляет эти процессы. Воздерживается от потребления в настоящем (сберегает) только потому, что желает осуществить дренажные работы (т.е. инвестировать). Если бы возможности инвестировать отсутствовали, он никогда бы и не подумал сберегать.
В нашем современном обществе чистое инвестирование, осуществляется промышленными или торговыми предприятиями, и прежде всего корпорациями. Если корпорация или мелкое предприятие имеют большие инвестиционные возможности, их владельцы будут испытывать искушение вложить обратно большую часть своих доходов. Поэтому промышленное сбережение в значительной степени прямо зависит от промышленных инвестиций.
Однако сбережения осуществляются также различными группами населения: отдельными лицами и семьями. Человек может иметь намерение сберегать в силу весьма различных причин: поскольку он желает обеспечить себя на старости лет или накопить некоторую сумму для будущих расходов (проведение отпуска или приобретение автомобиля). Он может чувствовать ненадёжность своего положения и стремиться обеспечить себя на черный день. Он может руководствоваться желанием оставить некоторое состояние своим детям или внукам. Он может быть 80-летним скрягой, который не имеет наследников и осуществляет накопление из страсти к деньгам как к таковым. Каковы бы ни были мотивы, которыми руководствуются отдельные лица, осуществляя сбережения, зачастую они мало связаны с возможностями инвестирования. Это происходит из-за того, что в нашем повседневном языке слово «инвестиция» не всегда имеет то же значение, какое ему придается в экономических дискуссиях. Мы называем «чистым инвестированием», или капиталообразованием, то, что представляет собой чистый прирост реального капитала общества (здания, оборудование, материально-производственные запасы и т.д.). Обыватель же говорит об «инвестировании», когда он покупает участок земли, находящиеся в обращении ценные бумаги или любой другой титул собственности. Для экономистов это чисто трансфертные операции. То, что инвестирует один, кто-то другой дезинвестирует. Чистое инвестирование имеет место лишь тогда, когда создается новый реальный капитал.
Чистое капиталообразование имеет место главным образом в промышленных и торговых предприятиях. Это непостоянное, изменчивое поведение существует потому, что возможности инвестирования зависят от новых покрытий, новых продуктов, новых территорий и границ, новых ресурсов, нового населения, а также от возрастающего уровня производства и дохода. Инвестиции зависят от динамических и относительно плохо поддающихся учету элементов роста системы: от развития техники, от политики, оптимистических и пессимистических оценок, государственных налогов и расходов, законодательных мер и т.д. Финансирование инвестиций осуществляется за счет внутренних и внешних источников.
ИНВЕСТИЦИИ: ПОНЯТИЕ, ИСТОЧНИКИ, РОЛЬ В РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
Инвестиции (капитальные вложения) — это совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство, основных фондов всех отраслей народного хозяйства. Инвестиции — относительно новый для нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие «валовые капитальные вложения», под которыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт. Инвестиции — более широкое понятие. Оно охватывает и так называемые реальные инвестиции, близкие по содержанию к нашему термину «капитальные вложения», и «финансовые» (портфельные) инвестиции, то есть вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собственника, дающим право на получение доходов от собственности. Финансовые инвестиции могут стать как дополнительным источником капитальных вложений, так и предметом биржевой игры на рынке ценных бумаг. Но часть портфельных инвестиций — вложения в акции предприятий различных отраслей материального производства — по своей природе ничем не отличаются от прямых инвестиций в производство. В журнале «Экономист» определены основные направления инвестиционной политики. Были выделены следующие главные задачи инвестиционной политики: формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора, привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции предприятий, а также государственная поддержка важнейших жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении эффективности капитальных вложений.
Источники инвестиций подразделяются на две основные группы: внутренние и внешние.
К внутренним источникам относятся собственные средства предприятий и сбережения населения, бюджетные ассигнования (из федерального и местных бюджетов), а также долгосрочные кредиты и займы (государственные и коммерческие).
1. Недостаток финансовых ресурсов предприятия пытаются восполнить за счет повышения цен на свою продукцию. Однако, увеличивая цены, предприятия сталкиваются со сбросовыми ограничениями, приводящими к проблемам с реализацией продукции, и, как следствие, к спаду производства. Это может поставить на грань банкротства многие предприятия.
Правительством принимаются меры, которые облегчат предприятиям формирование необходимых финансовых ресурсов для производственного развития, тем более что сегодня они являются одним из основных источников капиталовложений в экономику. Расширить возможности предприятий поможет решение о полном освобождении от налога прибыли, направляемой на инвестиции, которое действует с 1 января 1993 года.
2. Амортизационные отчисления — это капитальная стоимость, отделившаяся от своего материального носителя (зданий, сооружений, оборудования, аппаратуры и т.д.) изначально являющуюся капиталом уже находящимся в кругообороте и обороте предприятия. Амортизационные отчисления направлены на восстановление средств производства, которые изнашиваются в процессе использования при производстве товаров. Однако в данный момент в России амортизационные отчисления теряются из-за инфляции (инфляция практически девальвировала этот источник капиталовложений), поэтому для самоинвестирования предприятия используют средства, необходимые для выплаты долгов по зарплате, налогов и прочего, что отражается на социальной сфере.
3. Дефицит государственного бюджета не позволяет рассчитывать на решение инвестиционных проблем за счет централизованных источников финансирования. При ограниченности бюджетных ресурсов как потенциального источника инвестиций государство будет вынуждено перейти от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию.
4. Привлечение средств населения в инвестиционную сферу путём продажи акций приватизированных предприятий и инвестиционных фондов, в частности, могло бы рассматриваться не только как источник капиталовложений, но и как один из путей защиты личных сбережений граждан от инфляции. Стимулировать инвестиционную активность населения можно путем установления в инвестиционных банках более высоких по сравнению с другими банковскими учреждениями процентных ставок по личным вкладам, привлечение средств населения на жилищное строительство, предоставление гражданам, участвующим в инвестировании предприятия, первоочередного права на приобретение его продукции по заводской цене и т.п. Для притока сбережений населения на рынок капитала необходима широкая сеть посреднических финансовых организаций — инвестиционных банков и фондов, страховых компаний, пенсионных фондов, строительных обществ и др. Однако важно по возможности обеспечить защиту тем, кто готов вкладывать свои деньги в фондовые ценности, установив строгий государственный контроль за предприятиями, претендующими на привлечение средств населения.
Основным фактором, влияющим на состояние внутренних возможностей финансирования капиталовложений, является финансовоэкономическая нестабильность. Тем не менее, недостаточность внутреннего инвестиционного потенциала можно считать относительной.
Внешними источниками являются частные прямые и портфельные иностранные инвестиции, а также иностранные кредиты и займы (в том числе под гарантии правительства).
В Российской Федерации инвестиции могут осуществляться путем создания предприятий с долевым участием иностранного капитала (совместных предприятий);
— создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов и представительств;
Сущность инвестиций, их виды и источники. Роль инвестиций в развитии национального хозяйства
Под инвестициями в экономической теории понимают финансовые ресурсы, направляемые на расширение или реконструкцию производства, на повышение качества продукции и услуг, в образование кадров и на научные исследования.
Существует несколько классификаций инвестиций, исходящие из различных критериев.
1. По форме осуществления.
Финансовые (портфельные) инвестиции — осуществляются на фондовом рынке в форме различных ценных бумаг (акции облигации). Они не создают новых активов, а лишь перераспределяют права собственности на уже существующие.
Физические инвестиции — инвестиции, которые создают новые активы и тем самым увеличивают производственные мощности страны.
2. По месту осуществления.
Инвестиции в частном секторе — вложения в негосударственные предприятия.
Инвестиции в общественном (государственном) секторе — вложения в государственные предприятия, строительство общественных сооружений, вложения в транспорт и т.п.
3. По направлению инвестирования.
Инвестиции в запасы — товары, предназначенные для дальнейшего хранения, запасы сырья и материалов, незавершенное производство и др.
Инвестиции в человеческий капитал — любые затраты, предпринятые для повышения образования, профессиональной подготовки и переподготовки, квалификации, улучшения здоровья работников или усиления мобильности рабочей силы. Данный вид инвестиций является рискованным, так как не дает гарантии прироста дохода, но при положительном результате эти вложения повышают производительность труда, провоцируют общий экономический рост и увеличивают доход от инвестиций.
Инвестиции в капитальные ресурсы — направляются на строительство новых предприятий, внедрение новых технологий, развитие инфраструктуры и т.п. Данный тип инвестиций является долгосрочным, поэтому рискованным. Эти инвестиции имеют высокую стоимость и необходимо длительное время для того, чтобы они окупились. Инвестиции в капитальные ресурсы делятся на:
- — чистые инвестиции (новые инвестиции) — экономические ресурсы, которые увеличивают размер основного капитала;
- — инвестиции в модернизацию (на возмещение) — ресурсы, направленные на возмещение износа старого капитала, амортизация.
Сумма чистых инвестиций и инвестиций в модернизацию представляют собой валовые инвестиции.
Существует зависимость между соотношением чистых инвестиций и инвестиций на модернизацию и развитием экономики:
- 1) когда разница между чистыми инвестициями и инвестициями на модернизацию представляет собой положительную величину, то экономика страны развивается (фактически это означает что в большей мере создаются новые производства и новые рабочие места, а в меньшей — восстанавливаются старые производства);
- 2) когда чистые инвестиции равны инвестициям на модернизацию, то экономика находится в статическом состоянии (не находится ни в состоянии упадка, ни роста);
- 3) когда чистые инвестиции меньше инвестиций на модернизацию, то деловая активность в стране снижается (считается, что чистые инвестиции отрицательная величина).
При рассмотрении процесса инвестирования в динамике применяют термин реальные инвестиции. Они представляют собой инвестиции, измеренные в ценах базового года, для сравнения с инвестициями в текущем году.
Как видно инвестиции и национальный доход тесно связаны. Неоднократные попытки статистическим путем найти строгую зависимость этих показателей не увенчались успехом, хотя вполне логично предположить, что с ростом национального дохода расширяются инвестиционные возможности фирм и, наоборот, с падением предпринимательской прибыли фирм происходит и снижение их инвестиционных расходов.
Характер воздействия инвестиций на уровень занятости, объем производства и национального дохода и обратное влияние прироста национального дохода на инвестиционный процесс ставят проблему разграничения инвестиций по видам.
Если исключить инвестиции, идущие на возмещение выбывающих капитальных товаров (т. е. амортизацию), то оставшиеся чистые инвестиции (накопление) могут носить либо автономный I a , либо индуцированный I и характер.
Под автономными инвестициями понимаются затраты на образование нового капитала, не зависящие от изменений национального дохода. Наоборот, сами эти инвестиции и их изменение оказывают влияние на рост или падение национального дохода. Причинами появления автономных инвестиций являются внешние факторы — скачкообразность технического прогресса, изменение вкусов, прирост населения, расширение внешних рынков и т. п. Большая их часть осуществляется за счет предприимчивости людей.
Главное отличие индуцированных инвестиций от автономных состоит, прежде всего, в том, что они функционально зависят от величины национального дохода, а точнее — от его прироста.
Производные (индуцированные) инвестиции — это те вкладываемые ресурсы, объем которых, наоборот, зависит от состояния национальной экономики. При этом если национальный доход, а, следовательно, и совокупный спрос не изменяются, то индуцированные инвестиции осуществляться не будут. То есть этот вид инвестиций возникает только тогда, когда национальный доход изменяется.
Данное разделение чистых инвестиций на автономные и производные можно представить графически (рис. 1).
Рис. 1. Графики автономных, индуцированных и чистых инвестиций
График автономных инвестиций I a на данном графике будет выглядеть как горизонтальная линия, так как они не зависят от уровня национального дохода, в то время как производные инвестиции I и растут по мере его роста. Частные инвестиции I в данном случае являются суммой этих двух видов инвестиций.
Зависимость прироста индуцированных инвестиций от роста национального дохода отражается предельной склонностью к инвестированию MPI (marginal propensity to investment):
где I — прирост инвестиций;
Y — прирост дохода.
Именно эта зависимость придает графику индуцированных чистых инвестиций положительный наклон.
Роль инвестиций в развитии национального хозяйства неоднозначна:
- * во-первых, колебания в инвестициях оказывают влияние на динамику совокупного спроса, а, следовательно, и на объем национального производства и занятость населения;
- * во-вторых, инвестиции ведут к накоплению капитала, определяют процесс расширенного воспроизводства. Причем важно, чтобы денежные средства были инвестированы в новейшие факторы производства и технологии, тогда они могут если не сегодня оказать влияние на рост производства, то хотя бы создать базу для экономического роста в будущем. Если же инвестиции направить в устаревшее оборудование, то они могут оказать обратное влияние;
- * в-третьих, нерациональное использование инвестиций ведет к замораживанию производственных ресурсов, а, следовательно, и к сокращению объемов национального производства.
Источники: http://be5.biz/ekonomika1/r2015/1593.htm, http://works.doklad.ru/view/NJUYt6xVNo4.html, http://vuzlit.ru/810117/suschnost_investitsiy_vidy_istochniki_rol_investitsiy_razvitii_natsionalnogo_hozyaystva
Источник: