Понятие о регулировании иностранных инвестиций

Правовое регулирование иностранных инвестиций

Понятие иностранных инвестиций

Эффективное развитие экономики любого государства требует постоянных капиталовложений или инвестиций. Как правило, понятие «капиталовложения» рассматривают как вложения в основные средства производства, а «инвестиции» – как вложения в любые экономические объекты и процессы.

По российскому законодательству иностранными инвестициями признаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые иностранные инвесторы вкладывают в объекты предпринимательской и другой деятельности в целях получения прибыли (дохода). Предметом инвестирования могут быть: движимое и недвижимое имущество; имущественные права, включая право залога; денежные средства; акции; вклады; облигации; любые формы участия в предприятиях; права на результаты интеллектуальной деятельности; права на осуществление хозяйственной деятельности, включая право на разведку и эксплуатацию природных ресурсов.

Перемещение капитала, инвестиций из одной страны в другую осуществляется в форме предпринимательского капитала (прямые и портфельные инвестиции) и ссудного капитала.

По данным Федеральной службы государственной статистики, за 2011 г. в Российскую Федерацию поступило 190,64 млрд долл, иностранных инвестиций. А всего по состоянию на конец 2011 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 347,16 млрд долл., среди них прямые инвестиции составили 139,15, портфельные – 9,86 млрд, инвестиции на возвратной основе (кредиты и т.п.) –198,15 млрд долл.

Источники правового регулирования

Современное правовое регулирование иностранных инвестиций осуществляется путем сочетания международно-правового и внутреннего (национального) регулирования [1] . Внутригосударственное право определяет меру проникновения иностранного капитала на внутренний рынок факторов производства (земля, природные ресурсы, средства производства, рабочая сила) и финансовый рынок страны.

Источниками международно-правового регулирования иностранных инвестиций являются, в частности, двусторонние международные соглашения о содействии и защите инвестиций, об устранении двойного налогообложения, торговые договоры, договоры о поселении, договоры об экономическом и промышленном сотрудничестве, а также многосторонние соглашения.

В международных соглашениях государства решают вопросы режима инвестиций, гарантий произведенных вложений, урегулирования инвестиционных споров, предотвращения ограничительной деловой практики, контроля за использованием цен в системах транснациональных корпораций, различные аспекты инвестиционного климата.

Предметом правоотношений при этом являются инвестиции в любой их форме (прямые, портфельные, ссудный капитал), инвестиционный климат, режим предприятий с иностранными инвестициями, ценные бумаги, право собственности на них, долговые обязательства и т.п.

Тенденция к унификации инвестиционных режимов, правил приема и защиты иностранных инвестиций находит свое проявление в создании различных национальных и многосторонних «кодексов поведения» и аналогичных актов.

Так, например, решением Совета ОЭСР был принят Кодекс либерализации движения капиталов, который является обязательным для государств-членов. Он состоит из трех частей: 1) обязательств государств-членов, в частности, не вводить новых ограничений на передвижение капиталов; 2) порядка нотификации в случаях применения ограничительных мер (по соображениям безопасности, в связи с трудностями с платежными балансами и т.п.); 3) перечня инвестиционных операций, подлежащих либерализации. В 1992 г. Международный банк реконструкции и развития принял «Руководящие принципы в отношении режима иностранных инвестиций». В рамках Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в 1994 г. был принят Добровольный кодекс прямых иностранных инвестиций.

В настоящее время мировая экономика движется в сторону создания многостороннего механизма с определенными правилами в отношении прямых иностранных инвестиций. В связи с этим отмечается тенденция либерализации инвестиционного режима в большинстве стран мира, роста числа двусторонних и многосторонних соглашений.

  • [1] Подробнее см.: Комаров А. С., Забелова Л. Б. Правовое регулирование отношений по поощрению и взаимной защите капиталовложений: учеб. пособие. М.: В АВТ, 2011.

Понятие, виды и правовое регулирование иностранных инвестиций

Основным законодательным актом, регулирующим основы осуществления иностранных инвестиций на территории Российской Федерации, является Закон об иностранных инвестициях.

Отношения, возникающие при осуществлении иностранных инвестиций, регулируются также международными договорами и нормами международного права. Для примера можно назвать Сеульскую конвенцию 1985 г. об утверждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Сеул, 11 октября 1985 г.), Конвенцию о защите прав инвестора (Москва, 28 марта 1997 г.).

Большую роль в регулировании изучаемой деятельности играют двусторонние соглашения. В частности, можно назвать соглашения с Великобританией, ФРГ, США, Швейцарией, Испанией, Францией и др. Постановлением Правительства РФ от 9 июня2001 г. № 456 «О заключении соглашений между Правительством РФ и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений» одобрено Типовое соглашение между Правительствами РФ и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капитальных вложений. На основании этого типового акта были заключены соглашения с Болгарией, Грецией, Данией, Польшей и пр.

Иностранными инвесторами в РФ признаются:

— иностранные юридические лица, иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, гражданская правоспособность которых определяется в соответствии с законодательством государства, в котором они учреждены, и которые вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ;

— иностранные граждане, гражданская правоспособность и дееспособность которых определяются в соответствии с законодательством государства их гражданства и которые вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ;

— лица без гражданства, которые постоянно проживают за пределами РФ, гражданская правоспособность и дееспособность которых определяются в соответствии с законодательством государства их постоянного места жительства и которые вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ;

— иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами;

— международные организации, которые вправе в соответствии с международными договорами РФ осуществлять инвестиции на территории РФ.

Иностранной инвестицией признается вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота и не ограничены в обороте в РФ. Законом об иностранных инвестициях предусмотрена возможность вложения денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав не результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность), а также услуг и информации.

Иностранные инвестиции могут быть классифицированы аналогично отечественным. Закон об иностранных инвестициях содержит определение прямой инвестиции. Так, прямой иностранной инвестицией считается приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества.

В соответствии со ст. 4 Закона об иностранных инвестициях, правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам. Закон об иностранных инвестициях предусматривает возможность установления изъятий из этого правила двоякого рода:

— изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов. Они могут быть установлены федеральными законами и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

— изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов. Они могут быть установлены в интересах социально — экономического развития Российской Федерации. Виды льгот и порядок их предоставления определяются законодательством РФ.

Вместе с тем, следует отметить, что в подавляющем большинстве Международных договоров Российская Федерация определяет со своими партнерами режим наибольшего благоприятствования для иностранных инвесторов. В соответствии с Законом об иностранных инвестициях, на территории РФ инвестиции могут осуществлять:

— российские коммерческие организации с иностранными инвестициями;

— филиалы иностранных юридических лиц при условии, что цели создания и деятельности головной организации имеют коммерческий характер и головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории РФ обязательствам;

Читайте также  Поиск инвестиции в готовый бизнес

— дочерние и зависимые общества коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Они не пользуются гарантиями и льготами, установленными Законом об иностранных инвестициях при осуществлении ими предпринимательской деятельности на территории РФ.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом Законом о регистрации.

Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции РФ в соответствии с ее Уставом, утв. Приказом Минюста РФ от 22 апреля 2003 г. № 100, осуществляет следующие функции:

— аккредитация и ведение сводного Государственного реестра аккредитованных на территории РФ представительств иностранных компаний;

— выполнение процедур по аккредитации и ведение Государственного реестра филиалов иностранных юридических лиц на территории РФ;

— регистрация российских инвестиций за рубежом и др. Филиалу иностранного юридического лица может быть отказано в аккредитации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Требования к положению о филиале юридического лица установлены ст. 22 Закона об иностранных инвестициях.

Законом об иностранных инвестициях определены основные гарантии прав иностранных инвесторов на территории РФ. Часть из них распространяется и на коммерческие организации с иностранными инвестициями. Назовем некоторые гарантии:

— правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории РФ;

— использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории РФ;

— перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу;

— компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями;

— от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ. Условия и порядок предоставления гарантии определяются ст. 9 Закона об иностранных инвестициях и Правительством РФ. В частности, такая гарантия распространяется на иностранных инвесторов, коммерческие организации с иностранными инвестициями, если доля (вклад) иностранного инвестора в уставном (складочном) капитале составляет свыше 25%, а также на коммерческие организации с иностранными инвестициями и приоритетный инвестиционный проект независимо от доли (вклада) иностранного инвестора. Понятие приоритетного инвестиционного проекта приведено в ст. 2 Закона об иностранных инвестициях. Стабильность гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет с начала финансирования проекта за счет иностранных инвестиций. В исключительных случаях Правительство РФ вправе принять решение о продлении указанного срока;

— обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ;

— использования на территории РФ и перевода за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм;

— права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы РФ имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции;

— права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ о ценных бумагах;

— участия иностранного инвестора в приватизации в соответствии с законодательством РФ о приватизации государственного и муниципального имущества.

Для привлечения иностранных инвесторов для таких субъектов Установлены специальные льготы. В некоторых случаях предоставление льгот ставится в зависимость от доли иностранного инвестора в Уставном капитале. Так, в соответствии с п. 5 ст. 4 Закона об иностранных инвестициях, иностранный инвестор, коммерческая организация с иностранными инвестициями, созданная на территории РФ, в которой иностранный инвестор владеет не менее чем 10% доли (вклада) в уставном (складочном) капитале указанной организации, при осуществлении ими реинвестирования пользуются в полном объеме гарантиями и льготами, предусмотренными Законам об иностранных инвестициях.

В силу ст. 16 закона, льготы по уплате таможенных платежей предоставляются иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями при осуществлении ими приоритетного инвестиционного проекта в соответствии с таможенным законодательством и законодательством о налогах и сборах. Так, в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 150 НК РФ, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию РФ технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций. Порядок предоставления тарифных льгот предусмотрен ст. 37 Закона РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее — Закон о таможенном тарифе).

Законодательством предусматриваются и льготы нетарифного характера для иностранных инвесторов. В частности, иностранные инвесторы и коммерческие организации, в уставном капитале которых иностранные инвестиции составляют более 30%, вправе без лицензий экспортировать продукцию собственного производства, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами, действующими на территории РФ.

Понятие о регулировании иностранных инвестиций

Понятие правовое регулирования иностранных инвестиций

Нормативно-правовая база осуществления иностранной инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации основывается как на национальном, так и на международно-правовых уровнях. То есть государство, принимая национальные законодательные и другие нормативные правовые акты, а так же заключая международные договоры (или присоединяясь к ним), создает юридический комплекс из двухуровневых юридических норм и правил, регулирующих на его территории иностранную инвестиционную деятельность.

Говоря о регулировании инвестиционной деятельности с иностранным элементом национальным законодательствам нельзя оставить без внимания Конституцию РФ — нормативный правовой акт Российской Федерации, который обладает высшей юридической силой.

Конституция РФ закрепляет важнейшие принципы в сфере правового регулирования иностранных инвестиций такие как: национальный режим для лиц без гражданства и иностранных граждан (ч.3 ст. 62); не допускается без выплаты предварительного и равнозначного возмещения принудительное отчуждение собственности (ч.3 ст. 35); наиболее важные направления правового регулирования иностранных инвестиций относятся к исключительной компетенции Российской Федерации (валютное, финансовое, таможенное, кредитное регулирование, (п. «ж» ст. 71), внешнеэкономические отношения Российской Федерации (п. «л» ст. 71), гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности (п. «о» ст. 71), запрет установления сборов, пошлин, таможенных границ, и любых иных препятствий для перемещения финансовых средств, услуг, товаров на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 74)).

Вместе с этим на сегодняшний день в сфере нормативного регулирования деятельности иностранных инвесторов и инвестиционных процессов имеется множество проблем, стоящих, перед специалистами в области права. Наиболее важные задачи инвестиционного права это совершенствование международных правовых норм и практики их применения наряду с отечественным законодательством.

Основой правовой системы российского законодательства, которая закрепляет и регулирует аспекты инвестиционной деятельности как вид предпринимательских отношений и имущественных отношений равноправных сторон (физических и юридических лиц) в целом является гражданское законодательство; ГК РФ — ее центральное звено, определяя основные принципы российского гражданского законодательства, установил следующее (ст. 1 ГК РФ):

— гражданское законодательство признает и закрепляет равенство участников отношений, свободу договора, неприкосновенность собственности, недопустимость самовольного вмешательства кого-либо в частные дела, обеспечивает беспрепятственное осуществление гражданских прав, восстановление нарушенных прав и их судебной защиту;

— граждане (физические лица) и юридические лица в праве своей волей и в своем интересе приобретать и осуществлять свои гражданские права. Они не ограниченны в закреплении своих обязанностей и прав на основании договора в определении любых не противоречащих законодательству условий договора;

— ограничить гражданские права можно лишь на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц, основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

— финансовые средства, товары и услуги свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации;

Читайте также  Уменьшение прирост инвестиций в основные средства

— ограничить перемещения услуг и товаров можно лишь в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, охраны культурных и природных ценностей, защиты здоровья и жизни людей.

Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 2) устанавливает, что гражданским законодательством закреплено, правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности). Под сферу влияния и контроля гражданского законодательства также попадают договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Все перечисленные выше отношения функционируют на основании равенства, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

Граждане и юридические лица являются участниками регулируемых гражданским законодательством отношений. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования, также могут участвовать в отношениях регулируемых гражданским законодательством.

Также Гражданским законодательством регулируются отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является инициативная, самостоятельная, деятельность граждан и их объединений (в производстве, торговле, финансовой сфере, в сфере услуг и т.п.), осуществляемая от своего имени под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица, цель которого- получение прибыли или личного (коллективного) дохода, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Данные правила, установленные, если иное не предусмотрено федеральным законом, гражданским законодательством и применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.

Гражданское законодательство не применяется к имущественным отношениям, если иное не предусмотрено законодательством, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим административным и финансовым отношениям.

На территории Российской Федерации, наряду с нормами ГК РФ, процедуру и порядок государственной регистрации деятельности иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями регламентируют нормы административного законодательства. Нормы административного права устанавливают, принципы и порядок фискально-надзорных и иных взаимоотношений иностранных инвесторов с государством и уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов РФ и муниципальными органами.

Административное законодательство регулирует отношения государства и иностранного инвестора как субъектов предпринимательской внешнеэкономической деятельности, на основании регулирования правового режима пересечения таможенной границы РФ Богатырев А.Г. Инвестиционное право. М., 2010 г.- С. 13..

Установленные в рамках этого режима порядок и правила определяются Таможенным кодексом Таможенного союза, Законом РФ от 21 мая 1993 г. №5003-1 «О таможенном тарифе», указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, а также рядом подзаконных ведомственных нормативных актов в данной сфере.

Российским налоговым законодательством регулируются финансовые отношения иностранными инвесторами с государством, носящие фискальный и надзорный характер в применении к различного рода видам деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации, если иной порядок налогообложения не предусмотрен международно-правовыми договорами Российской Федерации с иностранными государствами по вопросам в сфере налогообложения.

В данной отрасли к наиболее важным законодательным актам относится Налоговый Кодекс Российской Федерации (далее — НК РФ).

В Законе об инвестиционной деятельности (ст. 5) в Российской Федерации были закреплены равные права всех инвесторов, в том числе и иностранных, на осуществление инвестиционной деятельности, при этом не запрещенные законодательством формы вложения имущества и имущественных прав в объекты инвестиционной деятельности признаются неотъемлемым правом инвестора, охраняемым законом и гарантированным государством.

Наряду с этим участники инвестиционной деятельности должны:

— соблюдать стандарты и нормы, порядок осуществления которых определяется законодательством Российской Федерации;

— исполнять требования должностных лиц и государственных органов, которые входят в пределах их компетенции.

Субъекты инвестиционной деятельности, исполняющие определенные виды работ, должны иметь сертификат или лицензию на право осуществления такой деятельности. Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ устанавливаются перечень таких работ и порядок выдачи сертификатов и лицензий в пределах своей компетенции.

Договор (контракт)- основополагающий правовой документ, регулирующий партнерские, хозяйственные и иные отношения субъектов инвестиционной деятельности.

Исключительной компетенцией самих субъектов инвестиционной деятельности, является выбор партнеров, заключение договоров (контрактов), определение обязательств, любых других условий хозяйственных взаимоотношений, не противоречащих нормам права Российской Федерации. Вмешательство государственных органов и должностных лиц, выходящее за пределы их компетенции не допускается в осуществление договорных отношений между ними.

Условия, указанный в договоре (контракте), заключенном между субъектами инвестиционной деятельности, действуют и сохраняют свою силу на весь срок. Изменения в договоры (контракты) после их заключения могут быть внесены в случаях, если действующим законодательством на территории РФ, установлены условия, ухудшающие положение партнеров.

До момента приемки и оплаты заказчиком (инвестором) выполненных работ и услуг, незавершенные объекты инвестиционной деятельности являются долевой собственностью субъектов инвестиционного процесса. В случае отказа инвестора (заказчика) от дальнейшего финансирования проекта он обязан компенсировать затраты, фактически произведенные на момент отказа от инвестирования другим его участникам, если иное не предусмотрено договором (контрактом).

Государство гарантирует защиту инвестиций, в том числе иностранных, вне зависимости от форм собственности в соответствии с действующим на территории Российской Федерации Законом «Об инвестиционной деятельности». Инвесторам, в том числе иностранным, обеспечиваются условия деятельности, исключающие применение мер дискриминационного характера (равноправие инвесторов), которые могли бы являться помехой для распоряжения инвестициями и управления ими.

Инвестиции не могут быть реквизированы, национализированы безвозмездно, к ним также не могут быть применены меры, равные указанным по последствиям, и только на основе законодательных актов Российской Федерации и субъектов РФ и лишь с полным возмещением инвестору всех убытков, причиненных изъятием инвестированного имущества, включая упущенную выгоду, применение подобных мер возможно. Порядок возмещения убытков инвестору должен определяться в указанных актах.

В случаях изъятия приобретенных или внесенных инвесторами акции или иных ценных бумаг, целевых банковских вкладов, платежей за приобретенное имущество, а также арендные права согласно законодательным актам РФ и субъектов РФ возмещаются инвесторам, за исключением сумм, использованных или утраченных в результате действий самих инвесторов или предпринятых с их участием.

Инвестиции могут, а в случаях, предусмотренных действующим в России законодательством, должны быть застрахованы. В Законе об инвестиционной деятельности отдельно оговаривается режим ответственности участников инвестиционной деятельности, а также основания приостановления или прекращения инвестиционной деятельности в Российской Федерации.

При несоблюдении требований обязательств, предусмотренных в договорах (контрактах) между субъектами инвестиционной деятельности, нарушении действующего российского законодательства, субъекты инвестиционной деятельности несут имущественную и иную ответственность в порядке, установленном указанными актами.

С другой стороны, государственные органы всех уровней при ненадлежащем исполнении или неисполнении возложенных на них на законных основаниях обязанностей или принятых обязательств по осуществлению инвестиционной деятельности несут имущественную ответственность по своим обязательствам перед другими субъектами инвестиционной деятельности Ковешников М.Е. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации. М.: НОРМА, 201 г.-С. 75..

В соответствии со ст. 16 Закона об инвестиционной деятельности за ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательств, принятых на себя, при реализации государственных заказов, федеральные органы исполнительной власти несут солидарную имущественную ответственность с другими участниками инвестиционной деятельности и должны возместить причиненного ущерба, в том числе упущенную выгоду.

Наконец, в статье 17 Закона об инвестиционной деятельности закрепляется основания и порядок прекращения или приостановления инвестиционной деятельности ссылаясь на российское законодательство действующее в данный момент времени.

В случае прекращения одного из инвесторов выполнения своих обязательств по договорам (контрактам), в нарушение договора или соглашения, он должен возместить другим участникам инвестиционной деятельности убытки, в том числе упущенную выгоду.

Читайте также  Фактор влияет на инвестиции инфляция

Государственные органы уполномоченные в установленном законодательством порядке, действующим на территории Российской Федерации, имеют право прекратить или приостановить инвестиционную деятельность в случаях:

— банкротства инвестора (решение о банкротстве должен вынести суд);

— форс-мажорных обстоятельств (катастрофы, стихийные бедствия);

— решения правительства о введении чрезвычайного положения.

В связи с необходимостью защиты экономически более слабой стороны сделки встает вопрос о мерах дополнительного характера, которые должно осуществлять государство для равновесия и поддержания стабильности товарооборота на товарных рынках, так как не исключено злоупотребление более сильной стороной, с экономической точки зрения, своего преимущества как собственника заемных средств или исключительных прав для установления монопольного господства на рынке какого-либо товара или услуги. Включение, в гражданско-правовые договоры условий ограничивающих, обеспечивающих осуществление инвестиционной деятельности, одна из важных составляющих регулирования инвестиционного процесса. Дабы исключить возможность злоупотреблений такого рода, такие договоры должны проходить проверку и получать оценку антимонопольной службы или в иных государственных органах, указанных в законе, на предмет отсутствия в себе условий, нарушающих законодательство об ограничении деятельности монопольного характера на товарных рынках. Содержание договоров такого рода, должны подлежать индивидуальной проверки и оценки. На мой взгляд, попытки предусмотреть в законе критерии общего характера, подобно тем, какие установлены для определения доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке: пределы сроков действия договоров (использования займов) или вид договора (лизинговые соглашения) и др. не приведут к положительным результатам.

Индивидуальный подход к анализу условий договоров, связанных с инвестиционной деятельностью необходим точки зрения соответствия правил конкуренции на рынке, по крайней мере чтобы, не нарушать основного принципа гражданско-правовых отношений в части соблюдения принципа свободы договора и равенства сторон в договоре. В зарубежной литературе подробно освещаемая практика применения законодательства о конкуренции к указанным гражданско-правовым договорам, такое пристальное внимание позволяет выработать одни подходы к оценке указанных договоров с точки зрения защиты интересов экономически более слабой стороны. Единообразные подходы в отношении оценки договорных форм иностранных инвестиций, должны получить закрепление в Законе об иностранных инвестициях. При оценке договоров, которые используются при осуществлении инвестиционной деятельности иностранными лицами, следует учитывать, что договор направлен на установление длительных экономических отношений, а также, что государство должно обеспечивать защиту экономически более слабой стороны в договоре, в качестве которой может оказаться как иностранный инвестор, так и отечественный предприниматель. Багуславский М.М. Иностранные инвестиции: правовое регулирование. М., 2009г.-С. 7-12.

В российской практике в сфере оценки содержания условий гражданско-правовых договоров, рассматриваемых как инвестиционная деятельность, очень распространена система лицензирования отдельных видов договоров, в основном в сфере лизинга. Более эффективным способом регулирования отношений, связанных с инвестициями, в том числе и с иностранными инвестициями, является оценка органами государства в каждом отдельном случае содержания условий гражданско-правовых договоров. Лицензирование лизинговых договоров, как метод, выбранный для регулирования иностранных инвестиций, противоречит не только положениям многосторонних международных договоров в области международной торговли регулирования, но и принципам гражданско-правовых отношений, закрепленным в ГК РФ. Лицензирование в области иностранных инвестиций является разрешительной и создает препятствия для заключения лизинговых и иных соглашений в международной торговле. Отказ от системы лицензирования некоторых видов контрактов не представляет собой невозможность другим способом регулировать отношения, связанные договорами в сфере инвестирования, в том числе и договоры с иностранными инвестициями. Исполнять регулятивные функции указанных отношений могут государственные органы, путем анализа условий договоров на предмет их соответствия законодательству о конкуренции в рамках административно-правовых отношений государства с иностранным инвестором. В российском законодательстве защита более слабой стороны в гражданско-правовом договоре производится на основе антимонопольного законодательства или на основе специально принятого закона. Защита прав иностранного инвестора в договоре лизинга могла бы проходить во исполнение Закона об иностранных инвестициях, если бы в нем была бы закреплена процедура, которая могла бы обеспечить защиту прав частного инвестора на осуществление иностранных инвестиций на основании договора, также в частности и при рассмотрении лизинговых договоров, как договоров, которые направлены на осуществление инвестиционной деятельности.

Новые возможности для развития отношений связанных с иностранными инвестициями повлекло необходимость принятие второй части ГК РФ.

Иностранные инвесторы — физические и юридические лица согласно обычаям рыночной экономики пользуются правом свободы в принятии экономических важных для него решений, а совершаемые ими действия на российском рынке подчиняются диспозитивным нормам гражданского права. Для возможности осуществления инвестиционной деятельности в рамках гражданского законодательства, иностранное лицо должно получить доступ на национальный рынок. Условия доступа определяет государство Фархутдинов И.З., Трапезников В.А. Инвестиционное право: учеб.-практ. пособие. — «Волтерс Клувер», 2006 г. — С. 40-47..

Ключевым местом в системе законодательных актов в исследуемой теме занимает Федеральный закон от 09.07.1999 г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», который отменил действие Закона РСФСР «Об иностранных инвестициях РСФСР» 1991 г.

В преамбуле этого закона закреплено, что «Закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации». Формулировка п. 1 ст. 2 означает, что в тексте нового закона не регламентируются все стороны деятельности предприятий с иностранными инвестициями. В новом законе уделяется больше внимания на закрепление гарантии сохранности капиталовложений со стороны государства и стабильности условий их осуществления.

Действующий сегодня Закон об иностранных инвестициях можно применять в очень узкой области применения, в отличие ранее действующего аналога, о чем свидетельствует п.2 ст.1, озаглавленной «Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и сфера его применения». Законодатель исключил из сферы влияния инвестиции в области страхования инвестиций в некоммерческие организации и инвестиции банковской сфере.

Закон об иностранных инвестициях — единственный базовый закон, специально посвященный исключительному и полному регулированию инвестиционных отношений международного характера. Федеральный закон отражает юридическое содержание понятийной базы инвестиционного права. Впервые в российском законодательстве дается определение прямых иностранных инвестиций, что говорит об эксклюзивности данного правового источника в исследуемой сфере.

Не маловажным в сфере правового регулирования иностранных инвестиций также является Федеральный закон от 30.12.1995 г. №225-ФЗ «О соглашении о разделе продукции» (СРП). Этот Федеральный закон, был принят на этапе развития законодательства Российской Федерации в сфере инвестиционной деятельности и недропользования. Настоящий закон устанавливает основы правовых отношений, возникающих в процессе осуществления иностранных и российских инвестиций, разведки и добычи минерального сырья на территории РФ, а так же на континентальном шлейфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашений о разделе продукции.

Закон о соглашении о разделе продукции — федеральный законодательным акт закрепляющий отношения в сфере разработки и добычи минеральных ресурсов, что свидетельствует о его узконаправленности. Функционирует он на базе российского целевого инвестиционного законодательства. Закон СРП — второй по важности правовой источник в сфере иностранного инвестирования, хотя область его применения не ограничивается только иностранными инвестициями в сфере недропользования. Словом, Закон о СРП и Закон об иностранных инвестициях неразрывно связаны и взаимно дополняют друг друга.

Равенства участников — принцип правоотношений, который легализован и закреплен во всех без исключения нормативных актах российского законодательства.

Наряду с использованием основных законов Российской Федерации в сфере иностранного инвестирования не правомерно исключать нормы международного права, действующие на территории России (соглашения и договоры по инвестиционным вопросам) Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право и процесс. Учебник.- М. Издательство «ПРОСПЕКТ» , 2013г. — С. 205..

Источники: http://studme.org/68141/pravo/pravovoe_regulirovanie_inostrannyh_investitsiy, http://megaobuchalka.ru/7/42259.html, http://studbooks.net/1058208/pravo/ponyatie_pravovoe_regulirovaniya_inostrannyh_investitsiy

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто