Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику
Цели и задачи политики России в области привлечения иностранных инвестиций
Государственная инвестиционная политика Российской Федерации (РФ) представляет собой комплекс проводимых государством целенаправленных мер по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйственной деятельности в целях реализации стратегии экономического и социального развития страны, что и определит основные направления инвестиционной деятельности в целом. В ее задачи входят: улучшение инвестиционного климата в стране, что затрагивает законодательство, налогообложение, государственное управление и экономику в целом, выбор и поддержка развития перспективных отраслей хозяйства, определение приоритетных отраслевых и региональных направлений вложения иностранных инвестиций, обеспечение конкурентоспособности российской продукции, поддержка иностранных и отечественных инвестиций в развитие экспортного производства, поддержка развития малого и среднего бизнеса и другие. Решение этих задач должно способствовать притоку иностранного капитала в российскую экономику.
Основными направлениями эффективной политики для привлечения инвестиций являются формирование стабильной нормативно-правовой базы, позволяющей регулировать привлечение инвестиций и предпринимательскую деятельность инвесторов; расширение форм привлечения инвестиций в экономику; укрепление отечественной валюты, стабилизация российского рынка ценных бумаг; организация системы информационного, маркетингового и консалтингового обеспечения инвестиционных программ и проектов; учреждение различных организационно-правовых структур для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, венчурных фондов, лизинговых фондов; создание условий для возврата, вывезенного из России капитала; а так же развитие системы гарантий, защиты и страхования отечественных и иностранных инвестиций, системы залоговых операций на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Одним из важнейших направлений государственной инвестиционной политики является обеспечение законодательно закрепленных механизмов государственных гарантий иностранных инвестиций, вкладываемых в российскую экономику. Система государственных гарантий возвратности кредитов может способствовать привлечению отечественных и иностранных инвестиций в реальный сектор экономики с одновременным регулирование им доступа. Необходимость системы гарантий с участием государства обусловлена неблагоприятным состоянием основных участников кредитно-гарантийных операций — предприятий и банков. Так, малые и средние предприятия в основном не обладают достаточным имуществом и ресурсами, которые они могут предоставить в залог под кредит. Часто и крупные государственные предприятия ограничены в гарантоспособности, предусмотренной существующим законодательством. Кредитные ставки слишком высоки, а их частное и непредсказуемое изменение затрудняет планирование деятельности предприятий даже на ближайшую перспективу. Банки не заинтересованы работать с малыми и средними предприятиями, поскольку велики накладные расходы, а доходы в расчете на одного заемщика незначительны. Для банков предпочтительнее кредитование крупных предприятий по причине увеличения соотношения между доходом в расчете на одного крупного заемщика и накладными расходами. В связи с этим задача государства — создавать условия для кредитования банками и инвесторами малых предприятий: предоставлять государственные гарантии возвратности кредитов, т. е., разделяя с кредитором риски, государство осуществляет привлечение инвестиций и кредитных средств в сферу малого предпринимательства. Следует так же отметить, что разработанная правительством инвестиционная политика может быть эффективной, если для ее реализации созданы необходимые условия, включая наличие полной и доступной информационной системы, коммуникационной стратегии, консалтингового обеспечения и соответствующей системы финансовых инструментов, необходимых для иностранного инвестора. Привлечение иностранных капиталовложений в российскую экономику могло бы способствовать наличие налоговых льгот, финансовая помощь государства, современные технические и оперативные условия для иностранных компаний. Одной из проблем государственной инвестиционной политики в России является неравномерное распределение иностранных инвестиций по отраслям экономики и регионам. В отраслях, в которые уже привлекаются иностранные инвестиции вследствие их высокого потенциала, использования специальных побудительных механизмов не требуется. В то время как развитие приоритетных отраслей(отраслей с высоким экспортным потенциалом: космические технологии, авиация, транспортное оборудование, химическая, пищевая и обрабатывающая промышленность; а так же отрасли, необходимые для всей экономики: биотехнологии для медицинского и сельскохозяйственного применения и информационные технологии) напрямую может зависеть от наличия соответствующих условий. Что касается положения с притоком иностранных инвестиций в регионы Российской Федерации, то здесь наблюдается еще более сложная ситуация, учитывая их крайне неравномерное социальное экономическое развитие, различные природно-климатические условия и многие другие факторы, которые могут оказывать положительное или отрицательное влияние на намерения иностранных инвесторов относительно принятия решения о возможности и целесообразности капиталовложений в тех или иных регионах России. Кондратьев В. С. Особенности инвестиционной модели развития России. М.: ФОРУМ, 2011.- С.63.
Необходимо вновь вернуться к доступу иностранных инвесторов к информации о текущей деятельности правительства РФ, региональных властей, а так же информации о приоритетных инвестиционных проектах, имеющих реальные гарантии и льготное налогообложение. Основным средством доведения информации до инвестора должна стать коммуникационная система, которая будет способствовать закреплению благоприятного имиджа России как места размещения инвестиций и росту доверия российских и иностранных инвесторов. В этом плане могли бы положительную роль сыграть общероссийские государственные выставки приоритетных инвестиционных проектов с открытым доступом; проведение информационных семинаров по вопросам привлечения иностранных инвестиций. В дополнение к информационной и коммуникационной системам может положительную роль сыграть хорошо организованная эффективная консалтинговая сеть, включающая внешние консультативные организации, расположенные в стране получателе иностранного капитала. Основная функция этих организаций — проведение проектного и постпроектного консультирования, побуждающего иностранных инвесторов вкладывать капиталы в реальный сектор российской экономики. Для поддержки и финансирования соответствующего инвестиционного проекта существует разработка системы финансовых инструментов, основанных на конкурентоспособных условиях кредитования. Это, в свою очередь, позволит России привлечь иностранные производственные технологии, участвовать в совместных предприятиях и проектах научно-технического сотрудничества. В этом плане основными инструментами финансирования являются: эмиссия акций и облигаций на российском рынке капиталов, лизинг и внешние займы. Разработка и реализация информационной, коммуникационной, консалтинговой систем, а также системы финансовых инструментов, как основы эффективного механизма реализации государственной инвестиционной политики, позволит России осуществлять согласованную и тщательно продуманную политику привлечения иностранных инвестиций с учетом национальных приоритетов и на основе создания благоприятного инвестиционного климата при обязательном условии соблюдения собственных экономических интересов. Современная государственная инвестиционная политика направлена на определение и поддержку приоритетных отраслей российской экономики и регионов. Такими приоритетными областями привлечения иностранных инвестиций являются: освоение невостребованного научно-технического потенциала и развитие наукоемких производств, наращивание экспортного потенциала, обеспечение импорто-замещения, насыщения внутреннего рынка продукцией потребительского назначения, развитие агропромышленного комплекса. В условиях наличия невостребованного научно-технического отечественного потенциала особое значение имеет привлечение иностранных инвестиций в развитие и поддержку российских научно-исследовательских институтов, на обновление их материально-технической и экспериментальной базы. Для привлечения капитала в отрасли с высоким экспортным потенциалом требуется специальные меры государственной поддержки, направленные на поощрение иностранных и отечественных инвестиций в развитие экспортного производства. В этом плане достаточно эффективным является создание совместных предприятий с участием иностранного капитала, что может способствовать вовлечению российских предприятий в мирохозяйственные процессы. При этом необходимо отметить, что одним из важнейших критериев расстановки отраслевых приоритетов привлечения иностранных капиталовложений является непосредственная поддержка тех отраслей, которые обладают хорошими потребительскими перспективами, но рыночная доля которых пока недостаточна по причине большого объема импорта продукции этих отраслей при наличии неплохо развитого и вполне конкурентоспособного на внутреннем рынке отечественного производства. Что касается возможных перспектив привлечения иностранных инвестиций в регионы России, то здесь необходимо учитывать их специфические особенности. В этой связи следует иметь в виду, что в России имеются три типа регионов, каждый из которых имеет свою специфику: это трудоизбыточные районы Ставропольского и Краснодарского края, Ростовской области; моноотраслевые и депрессивные районы почти всей зоны Севера; а также центры сосредоточения огромного топливно-энергетического комплекса и добывающей промышленности Восточной Сибири; Архангельской, Тюменской областей; и высокоразвитые, с мощным научно-техническим потенциалом регионы Центра, юга Сибири и Дальнего Востока. Для привлечения иностранных инвестиций в эти регионы целесообразно применять государственную политику стимулирования иностранных инвестиций, сочетающую предоставление льготных налогов, кредитов для создания рабочих мест и стимулирования предпринимательской деятельности. А так же государственную политику следует направлять на создание благоприятного режима для иностранных инвестиций за счет использования ускоренной амортизации. Чапек М. В. Инвестиционная привлекательность экономики России. Спб.: Феникс, 2010.- С.80.
Определяя региональное направление приложения капитала, иностранный инвестор в первую очередь оценивает такие факторы, как наличие водных ресурсов и возможностей по очистке стоков, обеспечение электроэнергией, наличие сырьевой базы, инфраструктура и легкость доступа на основные рынки, материально-техническое снабжение, транспорт и коммуникации, наличие квалифицированных кадров, трудовые отношения и законодательство, сбытовые системы, близость к рынкам сбыта. В связи с этим государственные и научно-исследовательские учреждения используют статистические данные и достоверную информацию о достоинствах и недостатках основных регионов России, что может позволить правительству определить приоритетные региональные направления привлечения капитала, а иностранному инвестору принять наиболее эффективное решение о вложении средств. Иностранный инвестор, вкладывая свой капитал, естественно, стремится занять свою достойную нишу на российском рынке, который характеризуется огромной потребительской емкостью. Постоленко М. Л. Управление внешнеэкономической деятельностью в России. М: ФОРУМ, 2012. — С.348.
Следовательно можно сделать вывод, для сочетания интересов сторон в рамках государственной инвестиционной политики разрабатывается соответствующая целенаправленная стратегия привлечения иностранных инвестиций, которая призвана способствовать реализации потенциала российской экономики и разработке природных ресурсов страны для внутренних потребностей производства и населения. Не мало важным является сочетание национальных интересов и потребностей развития России, поскольку это создает благоприятные условия для повышения уровня жизни населения, развития отечественного производства и экономического роста России в целом. Реализация основных направлений государственной инвестиционной политики позволит создать эффективный механизм привлечения иностранного капитала в российскую экономику.
Российское государство для выполнения функции регулирования иностранного капитала использует как экономические, так и административные методы воздействия на экономику путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов, разработки и реализации инвестиционной политики, выработки мер, направленных на улучшение инвестиционного климата.
Иностранные инвестиции в России
Текущий этап развития экономики России характеризуется одним обязательным условием – высокой активностью иностранных инвесторов. Инвестиции из-за рубежа успешно улучшают, выравнивают экономику, как на малых уровнях, так и во всей стране. Они вносят огромный вклад в становление общей мировой экономической картины.
В наши дни, на уровне законодательного и правительственного контроля обсуждаются вопросы расширения инвесторских возможностей во всех отраслях экономики. После кризиса в нашей стране поток финансов из-за границы ощутимо ослаб, но в настоящее время обстановка начала улучшаться благодаря Федеральному Закону №39 (об инвестиционной деятельности).
Существует общепринятый рейтинг «Doing business», в котором отображается инвестиционная картина для каждой отдельно взятой страны. Данный рейтинг позволяет определить степень благоприятности условий развития в каждом государстве. В течение первых нескольких лет после кризиса, обстановка ощутимо ухудшилась, наглядным примером чему является инвестиционная ситуация 90-х годов. В настоящее же время Россия успешно приобретает престиж в глазах иностранных инвесторов.
Прямые инвестиции в Россию из-за границы
Когда инвестор, вложивший капитал в какое-либо производство или его активы, получает всесторонний контроль над деятельностью предприятия – такое явление принято называть в мировой экономике прямыми инвестициями.
Прямые зарубежные инвестиции подразделяются на два типа.
1. Трансконтинентальные инвестиции. В большинстве своём инвестиции такого рода происходят в отношении близлежащих (соседних) стран. Их цель – снизить производственные издержки относительно материнской компании.
2. Трансконтинентальные вложения. Этот тип инвестирования обусловлен улучшением условий местного рынка, с целью реализации изготовленных товаров непосредственно там, где они и производились. В этом случае главным условием является территориальная принадлежность, в то время как производственные издержки почти не играют роли, поскольку диктуются исключительно потребностями рынка. Производственные мощности формируются исходя из этого условия.
Прямые инвестиции характеризуются следующим образом:
— данные виды инвестирования лишают инвесторов возможности быстро выйти из рыночной системы страны;
— в сравнении с портфельными инвестициями, прямые инвестиции подразумевают куда более крупные капиталовложения, а также граничат с повышенными рисками;
— данные вложения нацелены на увеличенные сроки реализации предприятия, чтобы созданное за их счёт производство могло плодотворно функционировать на протяжении долгих лет.
Выявлено два основных пути осуществления прямых инвестиций в экономику нашей страны.
1. Приобретение (поглощение) предприятий, уже функционирующих на российском рынке.
2. Формирование на отечественном рынке новых компаний, возведение новых фабрик и заводов.
Путей привлечения инвесторов из-за рубежа в свою очередь куда больше.
1. Привлечение капитала из другой страны путём организации новых предприятий на партнёрских основаниях. Этот способ может подразумевать покупку иностранными бизнесменами крупных пакетов акций отечественных предприятий.
2. Организация на территории России компаний, полностью зависящих от иностранных инвестиций (от частных лиц или корпораций).
3. Подписание концессий или соглашений с зарубежными инвесторами о разделе имущества предприятий и продуктов их производства.
4. Формирование свободных экономических зон, направленных именно на привлечение инвестиций в Россию из-за границы.
Условия для привлечения иностранных инвестиций в Россию
Оптимальные условия для развития бизнеса любой направленности являются залогом успешного привлечения иностранного капитала. В наше время лидирующие позиции в этой сфере занимают страны со стабильной экономической обстановкой (такие как США, Великобритания, Новая Зеландия, Сингапур, Гонконг).
Уровень экономики в России в последние годы тоже повышается, что в немалой степени обусловлено тем, как наша страна справилась с мировым экономическим кризисом 2011 года. Этот факт, вкупе с благоприятно развивающимся законодательством делают Россию всё более и более привлекательной для инвестирования в глазах соседствующих стран.
Что характерно, закон об иностранных инвестициях начал изменяться ещё в начале 2010 года. В него был внесён целый ряд значительных изменений, благодаря чему была создана отличная база для привлечения зарубежных инвесторов. Однако на настоящий момент доля иностранного капитала в целой экономической картине занимает меньше половины общего капиталовложения в стране.
Текущая обстановка на рынке иностранных инвестиций
По данным, предоставленным некоторыми экспертами, за последние девять лет в российский рынок влилось свыше четырёх триллионов долларов прямых иностранных инвестиций. Росстат и Центробанк сообщают, что за это время были реализованы 10% этих вливаний. Всё это было обеспечено Федеральным законом об иностранных инвестициях, положения которого из года в год становятся всё более выгодными и привлекательными для иностранцев.
С другой стороны, нет никакого повода полагать, что в обозримом будущем (5-6 лет) картина иностранного инвестирования в нашей стране значительно переменится. Для осуществления большей доли проектов требуется не только время, но и грамотный подход со стороны самих инвесторов. Нестабильная политическая обстановка в стране может в свою очередь испортить всё дело.
Отметим, что российское сырьё в целом, будь то нефть, лес или металлургическая продукция, мало интересует заграничных инвесторов, хотя многие и утверждают обратное. На самом же деле лишь немногие предприятия заняты в этой отрасли. Конечно, это оказывает свою долю влияния на формирование пакета инвестиций, но в мировых масштабах добычи и переработки сырья наша страна во многом уступает другим государствам. И всё это при условии огромного потенциала России в данной области.
Чем привлекателен российский рынок для иностранных инвесторов?
Заграничные инвесторы заинтересованы не в потреблении ресурсов, а наоборот, в продвижении и сбыте собственных товаров и услуг на нашей территории. Здесь на первый план выходит принцип импортозамещения товаров: в настоящее время отечественный рынок заполонён иностранной продукцией, которая практически вытеснила и сделала неконкурентоспособными товары российского производства.
Данным условием объясняется иностранное капиталовложение в российскую автомобильную промышленность, пивоварение, сферу услуги и многие другие значительные отрасли производства. Кроме того, на территории России с той же политикой выступает масса иностранных банков. Так, в лице иностранного производителя у отечественных предпринимателей появился серьёзный конкурент, чья продукция с лёгкостью вытесняет российские аналоги.
С другой стороны, прямое инвестирование из-за рубежа, стимулирует отечественную промышленность к модернизации. Наличие столь мощного конкурента вынуждает производителей менять и совершенствовать ассортимент продукции, повышая тем самым её конкурентоспособность. В значительной степени это сказалось на развитии предприятий сетевой торговли. Не смотря на то, что розничный рынок занят гигантами вроде «Икеи» или «Ашана», отечественные производители не отстают и успешно продвигают такие торговые предприятия как «Дикси», «Пятёрочка» и т.п.
Перспективы инвестирования из-за рубежа
Нельзя однозначно утверждать, что иностранные инвестиции смогут дать ощутимый толчок к развитию и совершенствованию технологий. Возьмём для примера автопром: здесь речь идёт не обо всём процессе производства автомобилей, а только о предприятиях, специализирующихся на сборке, поскольку это ответвление является более прибыльным для инвесторов.
Что касается остальных отраслей производства, таких как лёгкая или пищевая промышленность, то в них всё ограничивается закупками импортного оборудования. И по большому счёту, совершенно не важно, на чьи средства производились эти закупки – за счёт инвесторов зарубежья или же силами отечественных производителей. Так или иначе, деньги всё равно движутся из страны.
Зарубежное оборудование, в рамках отдельно взятого предприятия – несомненное преимущество, однако большим спросом пользуются технологичные отрасли производства, ещё недостаточно развитые на территории Российской Федерации.
Зарубежные инвесторы смогут строить собственные предприятия в России только тогда, когда законодательная база в целом и закон об иностранных инвестициях в частности будет максимально привлекателен бизнесменам зарубежья.
Государство со своей стороны может контролировать эти процессы повышением пошлины на ввоз производственного оборудования. В этом случае у иностранных инвесторов будут все условия для строительства собственных прибыльных предприятий в России, поскольку отечественным производителям станет накладно ввозить импортное оборудование.
В качестве заключения отметим, что иностранные инвестиции представляют собой необходимое, непременное для модернизации и расширения отечественной экономики условие. За счёт одних только сырьевых ресурсов (запасы которого не бесконечны) невозможно поднять экономический уровень столь большой страны.
Инновационные технологии – и те должны развиваться при поддержке финансовых средств из-за рубежа. Новые законы, обеспечивающие выгодные условия инвестирования в технологичные производственные отрасли, придутся как нельзя кстати. В большинстве сфер технологичного производства у нашей страны отмечается значительный потенциал, поскольку недавний экономический кризис доказал её устойчивость к подобного рода волнениям.
Перспективы развития и привлечения иностранных инвестиций в РФ
Условия привлечения прямых инвестиций в Россию
Меры, ориентированные на создание привлекательных условий для притока инвестиций в страну, включают в себя три основные группы:
— базовые меры по созданию благоприятного инвестиционного климата;
— правовые и административные основы деятельности иностранных инвесторов;
— специфические стимулы для притока ПИИ.
В отличие от большинства стран Центральной и Восточной Европы, Россия не смогла пока решить задачу создания благоприятного инвестиционного климата, предусматривающего формирований стабильных политических и макроэкономических условий, защиты прав собственности. Однако улучшение инвестиционного климата само по себе не способно обеспечить резкое увеличение объемов иностранных инвестиций. Как показывает опыт стран с развивающейся и переходной экономикой, улучшение инвестиционного климата является необходимым, но не достаточным условием притока ПИИ. Решение этой задачи требует реализации мероприятий по созданию правовых основ деятельности иностранных инвесторов и специфических стимулов для ПИИ, направленных на повышение инвестиционной привлекательности России для иностранных инвесторов и привлечения их внимания к перспективным инвестиционным проектам на территории страны.
Эффективность формирования правовых основ деятельности иностранных инвесторов решающим образом зависит от того, в какой степени стране удалось реализовать базовые меры по созданию благоприятного инвестиционного климата. Вследствие этого один и тот же набор законодательных механизмов и гарантий может по разному влиять на инвестиционную привлекательность стран, различающихся по уровню стабильности инвестиционного климата и его соответствия интересам иностранных инвесторов. Страны с развивающейся и переходной экономикой в большинстве случаев предоставляют иностранным инвесторам дополнительные гарантии хозяйственной деятельности, нередко выступающие в качестве важных поощрительных изъятий из национального режима.
В современных условиях наиболее важными видами специфических стимулов для иностранных инвесторов являются следующие:
— фискальные стимулы: налоговые каникулы, льготы по налогу на прибыль, льготы в отношении средств, используемых на инвестиции и реинвестиции, ускоренный режим амортизационных списаний, льготы по подоходному налогу для иностранных сотрудников предприятий с иностранным участием, льготы при осуществлении деятельности, связанной с НИОКР, льготы при осуществлении внешнеторговых операций и другие;
— финансовые стимулы: выплата правительственных субсидий на покрытие части стартовых издержек, предоставление льготных кредитов или гарантий по кредитам, обеспечение льготных условий государственного страхования, государственное участие в акционерном капитале;
— иные стимулы — государственные расходы на создание инвестиционной инфраструктуры, создание зон со специальным экономическим статусом и другие.
Для коренного изменения сложившейся в России ситуации и интенсификации притока ПИИ необходимо пересмотреть политику в области иностранных инвестиций. Кардинальные сдвиги в политике привлечения ПИИ предполагают использование принятых в мире принципов в отношении иностранных инвестиций, пересмотр приоритетов в отношении сфер приложения инвестиций. Россия не имеет возможности осуществлять стимулирование ПИИ в значительных масштабах. Ограниченность средств требует четкого решения таких вопросов, как методы стимулирования, на какие цели должны тратиться средства, приоритетные области привлечения ПИИ, кому, на каких условиях и кем могут предоставляться льготы.
Стратегической целью политики в сфере привлечения ПИИ должно являться предоставление иностранным инвесторам национального режима, обеспечивающего благоприятные условия для притока ПИИ в экономику России. Для этого необходима серьезная подготовительная работа по изменению налогового, инвестиционного и корпоративного законодательства, которая могла бы способствовать интенсификации инвестиционного процесса. Существующий в России национальный режим хозяйственной деятельности крайне непривлекателен для иностранных компаний. Учитывая обострение конкуренции в мире за иностранные инвестиции, сопровождающееся предоставлением странами многочисленных льгот иностранным инвесторам, а главное — неблагоприятный инвестиционный климат в России, принцип национального режима в России должен быть дополнен системой льгот и гарантий для иностранных инвесторов. Наряду с применением принципа национального режима необходима также реализация иных принятых в международной практике принципов правового регулирования иностранных инвестиций. В первую очередь, речь идет о режиме наибольшего благоприятствования (РНБ), который предоставляется многими государствами с целью исключить дискриминацию по отношению к инвесторам из каких-либо стран. Приоритеты политики привлечения ПИИ в России должны быть сосредоточены на нескольких аспектах:
— поощрение отдельных, важных для экономики РФ видов деятельности, включая экспорт конкурентоспособной продукции и импорт новых технологий;
— отраслевые приоритеты: привлечение ПИИ в высокотехнологичные отрасли (информационные технологии, аэрокосмическая и атомная промышленность); отрасли, имеющие характер «узких мест» в экономике; и отрасли, обусловливающие развитие экспорта — машино- и станкостроение для лесной, нефтяной, газовой промышленности, энергетики, металлургии.
— приоритеты в отношении компаний: в настоящее время нецелесообразно отказываться от стимулирования инвестиций крупных компаний (хотя в более отдаленной перспективе это нужно делать), но в то же время следует обратить внимание на привлечение инвестиций мелких и средних иностранных компаний, которые в гораздо большей степени нуждаются в совершенствовании общей законодательной базы стимулирования ПИИ и предоставлении гарантий стабильности условий инвестиционной деятельности на федеральном уровне;
— приоритеты регионального развития: вместо практики создания искусственно благоприятных условий инвестиционной деятельности в отдельных субъектах РФ путем предоставления им статуса свободных экономических зон необходимо использовать новую стратегию, направленную на использование ресурсного потенциала регионов с учетом развития инфраструктуры и административных институтов, необходимых для целевого привлечения перспективных инвесторов;
— страновые приоритеты: активизация процесса привлечения ПИИ в экономику России требует диверсификации страновых источников притока инвестиций как за счет экономически развитых стран, так и стран с динамично развивающимися рынками.
Таким образом, политика в отношении ПИИ должна быть сфокусирована на ликвидации формальных ограничений и административных барьеров на пути иностранного капитала, на использовании системы гарантий, ориентированных на специфику иностранного инвестирования и призванных компенсировать негативные последствия сложившегося инвестиционного климата.
Источники: http://studwood.ru/1338145/ekonomika/privlechenie_inostrannyh_investitsiy_rossiyskuyu_ekonomiku, http://dela.biz/mirovaya-ekonomika/597-inostrannye-investicii-v-rossii.html, http://studbooks.net/1765800/ekonomika/perspektivy_razvitiya_privlecheniya_inostrannyh_investitsiy
Источник: